Главной задачей архиепископов Г.-Бремена являлась миссионерская деятельность и христианизация сканд. и балт. земель. Эпоха миссионерства продлилась до кон. XII в. и была временем наибольшего расцвета архиеп-ства. Св. Ансгар совершил неск. миссионерских поездок: в Данию (827-828) и Швецию (1-я - в 829-830, 2-я - в 852 или 853). В дат. городах Хедебю и Рибе и швед. г. Бирка ему удалось основать первые христ. конгрегации и церкви. Он был автором «Чудес св. Виллехада» и сб. молитв «Pigmenta». При св. Ансгаре архиеп-ство владело 2 мон-рями: Торхаут (Фландрия) и Рамеслох (Рамельсло), находившемся к югу от Г. Имп. Карл Великий и еп. Виллехард с моделью собора св. Петра. Фрагмент барельефа в зап. галерее собора св. Петра в Бремене Имп. Карл Великий и еп. Виллехард с моделью собора св. Петра. Фрагмент барельефа в зап. галерее собора св. Петра в Бремене Из Торхаута происходил преемник св. Ансгара и автор его жития - архиеп. св. Римберт (865-888), к-рый продолжил проповедническую деятельность в Скандинавии. О нем дошло мало сведений; его житие сохранилось только в поздней, переработанной редакции XII в. Св. Римберт совершал поездки в Данию и Швецию, но о них точных сведений нет. Набеги викингов и славян препятствовали дальнейшему распространению христианства в «северных странах». К концу жизни св. Римберта от результатов деятельности св. Ансгара не осталось и следа. Св. Римберт был враждебно настроен к скандинавам: по преданию, благодаря его молитвам войско фризов, к-рое он сопровождал, одержало победу над викингами в крупном сражении на севере Фрисландии в 884 г. ( Adam Bremensis. Gesta... P. 42-43). Известно о заботах архиепископа о духовном окормлении жен. мон-рей (письмо св. Римберта насельницам обители в Херзе под Падерборном - Vita Anskarii... P. 92-94). Св. Римберт считается также основателем канониката в Бюккене. В X в. архиеп-ство Г.-Бремен приобретает большое значение в Римско-Германской империи . Архиеп. Адальгару Корвейскому († 909) и его преемнику архиеп. св. Гогеру († 915) удалось добиться окончательной независимости архиеп-ства от Кёльна. При архиеп. св. Унни (917-936) возобновилась активная проповедническая деятельность в Дании и Швеции. Это стало возможным после победы герм. кор. Генриха I Птицелова над датчанами (934). Благодаря архиеп. Унни дат. кор. Харальд I Синезубый († 986/87), буд. креститель Дании, проникся симпатией к христианству. «Подкрепленный его [Харальда] помощью, он [Унни]... обошел все острова данов, благовествуя язычникам слово Божье и укрепляя во Христе верующих, которые содержались там в плену» ( Adam Bremensis. Gesta... P. 58). Создание Оттоном I в 937 г. королевских владений в Бремене, Бассуме, Рамеслохе и Бюккене способствовало территориальному сплочению архиеп-ства.

http://pravenc.ru/text/161614.html

444 Вот эта заметка: «…mense novembrio concilium habuit de processione Spititus Sancti, quam quaestionem. Joannes quidam monachus Hierosolymis primo commovit; cujus definiende causa, Bernharius episcopus Wormacensis et Adalhardus abbas monasterii Corbeiae Romam ad Leonem papam missi sunt [в месяце ноябре созвал собор по вопросу об исхождении Духа Святого. Исследование по этому предмету первым начал некий Иоанн, монах из Иерусалима. Для решения его дела к папе Льву в Рим посланы были епископ Вормсский Беренгарий и настоятель Корвейского монастыря Адальгард]». – Annales Eginhardi, anno 809//PL 104, col. 472b. 445 См.: Peltier H. Smaragde//DTC. Т. 14, 2. 1941. Col. 2249 . См. издание этого протокола: Acta collationis Romanae Descripta a Smaragdo abbate sancti Michaelis//PL 102, col. 971–976; то же в: Mansi 14, col. 23–28c; а также в: MGH: Concilia aevi Carolini. P. 239–244. 449 См.: Bréhier L Les colonies d’orientaux en Occident au commencement du moyen-âge, Ve-VIIIe siècle//BZ. Bd. 12. 1903. P. 1–39; и особенно см.: Dvornik F. Les Légendes de Constantin et de Méthode vues de Byzance. Prague, 1933. P. 284 sqq. 452 Известно, правда, письмо папы Гормизда (514–523) к императору Юстину I, где имеется выражение: «… proprium Spiritus Sancti ut de Pâtre et Filio procederet sub una substantia Deitatis [Духу Святому свойственно то, что Он от Отца и Сына исходит, при одной [с Ними] субстанции Божества]». – PL 63, col. 514b. Но как отмечает и сам издатель текста [прим, d], рукопись в этом месте исправлена. В первоначальной редакции стояло: «notum etiam quod sit proprium Spiritus Sancti, proprium autem Filii Dei [известно также, что есть свойственное Духу Святому и, с другой стороны, свойственное Сыну Божию]…». 453 Photius. Epistola 13: Encyclica epistola ad archiépiscopales thronos per Orientem obtinentes, 2//PG 102, col. 721d. 457 О посольстве Ростислава в Константинополь см.: Dvornik F. Les Légendes de Constantin et de Méthode. P. 226–228; о переговорах Бориса с Людовиком см.: Idem. Les Slaves, Byzance et Rome au IXe siècle. P., 1926. P. 186–187, a также: Runciman S. A History of the First Bulgarian Empire. L., 1930. P. 102–103. – Борис даже должен был лично повидаться с Людовиком: «Hludovicus, rex Germaniae, hostiliter obviam Bulgrarorum Cagano, qui christianus se fieri velle promiserat, pergit [Король Людовик Германский, находясь в гостях, устремился навстречу болгарскому кагану, который посулил, что примет решение сделаться христианином]». – Annales Bertiniani, anno 864//MGH: Spirtores, I. P. 465. – Наречие hostiliter здесь выражает именно «пребывание в гостях»; см.: Голубинский Е. Е. Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. М., 1871. С. 245, прим. 38; Златарский В. Н. История на Българската държава през средните векове. T. 1: История на първото българско царство. Ч. 2: От славянизацията на държавата до падането на първото българско царство. София, 1927. С. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...