Главной задачей архиепископов Г.-Бремена являлась миссионерская деятельность и христианизация сканд. и балт. земель. Эпоха миссионерства продлилась до кон. XII в. и была временем наибольшего расцвета архиеп-ства. Св. Ансгар совершил неск. миссионерских поездок: в Данию (827-828) и Швецию (1-я - в 829-830, 2-я - в 852 или 853). В дат. городах Хедебю и Рибе и швед. г. Бирка ему удалось основать первые христ. конгрегации и церкви. Он был автором «Чудес св. Виллехада» и сб. молитв «Pigmenta». При св. Ансгаре архиеп-ство владело 2 мон-рями: Торхаут (Фландрия) и Рамеслох (Рамельсло), находившемся к югу от Г. Имп. Карл Великий и еп. Виллехард с моделью собора св. Петра. Фрагмент барельефа в зап. галерее собора св. Петра в Бремене Имп. Карл Великий и еп. Виллехард с моделью собора св. Петра. Фрагмент барельефа в зап. галерее собора св. Петра в Бремене Из Торхаута происходил преемник св. Ансгара и автор его жития - архиеп. св. Римберт (865-888), к-рый продолжил проповедническую деятельность в Скандинавии. О нем дошло мало сведений; его житие сохранилось только в поздней, переработанной редакции XII в. Св. Римберт совершал поездки в Данию и Швецию, но о них точных сведений нет. Набеги викингов и славян препятствовали дальнейшему распространению христианства в «северных странах». К концу жизни св. Римберта от результатов деятельности св. Ансгара не осталось и следа. Св. Римберт был враждебно настроен к скандинавам: по преданию, благодаря его молитвам войско фризов, к-рое он сопровождал, одержало победу над викингами в крупном сражении на севере Фрисландии в 884 г. ( Adam Bremensis. Gesta... P. 42-43). Известно о заботах архиепископа о духовном окормлении жен. мон-рей (письмо св. Римберта насельницам обители в Херзе под Падерборном - Vita Anskarii... P. 92-94). Св. Римберт считается также основателем канониката в Бюккене. В X в. архиеп-ство Г.-Бремен приобретает большое значение в Римско-Германской империи . Архиеп. Адальгару Корвейскому († 909) и его преемнику архиеп. св. Гогеру († 915) удалось добиться окончательной независимости архиеп-ства от Кёльна. При архиеп. св. Унни (917-936) возобновилась активная проповедническая деятельность в Дании и Швеции. Это стало возможным после победы герм. кор. Генриха I Птицелова над датчанами (934). Благодаря архиеп. Унни дат. кор. Харальд I Синезубый († 986/87), буд. креститель Дании, проникся симпатией к христианству. «Подкрепленный его [Харальда] помощью, он [Унни]... обошел все острова данов, благовествуя язычникам слово Божье и укрепляя во Христе верующих, которые содержались там в плену» ( Adam Bremensis. Gesta... P. 58). Создание Оттоном I в 937 г. королевских владений в Бремене, Бассуме, Рамеслохе и Бюккене способствовало территориальному сплочению архиеп-ства.

http://pravenc.ru/text/161614.html

С того времени отрок сразу посерьезнел, усердно принялся за чтение и учение и настолько резко отдалился от сверстников, что они были поражены происшедшей с ним перемене (святитель Римберт пишет, что его учителя уже с детства посещало и много иных видений, о которых тот запрещал рассказывать до того, как оставит этот мир). Еще не достигнув тринадцатого года жизни, юноша надел монашеское одеяние бенедиктинцев. Вскоре его настигло известие о кончине глубоко почитаемого им императора Карла Великого, наступившей 28 января 814 г. Ансгарий вспомнил о словах Божией Матери и стал усердно трудиться в молитве, бдении и уединении. И здесь его посетило уже второе видение, когда в ночь на Пятидесятницу он пережил временное разлучение с телом и облачение своей души в новое, нетленное тело. В сопровождении апостолов Петра и Иоанна он провел три дня (длившихся более тысячелетия) в кромешной тьме, страхе и созерцании адских мучений, а затем, с ними же, лицезрел обители святых и престолы 24 праведников, которые будут судить мир (Откр 4:4). Все святые славили Всевышнего, а затем Ансгарий услышал небесный глас, призывавший его к мученическому подвигу на земле. После этого видения он понял значение сказанного апостолом Павлом о том, что “не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (1 Кор 2:9). Откровение и испугало и укрепило юного подвижника, который начал с того времени готовиться к мученическому венцу. В 822 г. в Вестфалии был учрежден с миссионерскими целями Корвейский монастырь, считавшийся филиалом Корби; Ансгарий переехал туда вместе с многими другими “корбий­цами” в должности учителя и проповедника (под началом настоятеля отца Адальгарда) и вскоре достиг на этом благочестивом поприще больших успехов. Промыслу Божию уже вскоре угодно было назначить ему “пожизненную миссию”. В 826 г. один из датских правителей — конунг южной Ютландии Гаральд 14 , изгнанный своими родичами-соперниками из страны, попросил прибежища у сына Карла — императора Людовика Благочестивого (814–840).

http://pravmir.ru/svyatoy-ravnoapostolny...

444 Вот эта заметка: «…mense novembrio concilium habuit de processione Spititus Sancti, quam quaestionem. Joannes quidam monachus Hierosolymis primo commovit; cujus definiende causa, Bernharius episcopus Wormacensis et Adalhardus abbas monasterii Corbeiae Romam ad Leonem papam missi sunt [в месяце ноябре созвал собор по вопросу об исхождении Духа Святого. Исследование по этому предмету первым начал некий Иоанн, монах из Иерусалима. Для решения его дела к папе Льву в Рим посланы были епископ Вормсский Беренгарий и настоятель Корвейского монастыря Адальгард]». – Annales Eginhardi, anno 809//PL 104, col. 472b. 445 См.: Peltier H. Smaragde//DTC. Т. 14, 2. 1941. Col. 2249 . См. издание этого протокола: Acta collationis Romanae Descripta a Smaragdo abbate sancti Michaelis//PL 102, col. 971–976; то же в: Mansi 14, col. 23–28c; а также в: MGH: Concilia aevi Carolini. P. 239–244. 449 См.: Bréhier L Les colonies d’orientaux en Occident au commencement du moyen-âge, Ve-VIIIe siècle//BZ. Bd. 12. 1903. P. 1–39; и особенно см.: Dvornik F. Les Légendes de Constantin et de Méthode vues de Byzance. Prague, 1933. P. 284 sqq. 452 Известно, правда, письмо папы Гормизда (514–523) к императору Юстину I, где имеется выражение: «… proprium Spiritus Sancti ut de Pâtre et Filio procederet sub una substantia Deitatis [Духу Святому свойственно то, что Он от Отца и Сына исходит, при одной [с Ними] субстанции Божества]». – PL 63, col. 514b. Но как отмечает и сам издатель текста [прим, d], рукопись в этом месте исправлена. В первоначальной редакции стояло: «notum etiam quod sit proprium Spiritus Sancti, proprium autem Filii Dei [известно также, что есть свойственное Духу Святому и, с другой стороны, свойственное Сыну Божию]…». 453 Photius. Epistola 13: Encyclica epistola ad archiépiscopales thronos per Orientem obtinentes, 2//PG 102, col. 721d. 457 О посольстве Ростислава в Константинополь см.: Dvornik F. Les Légendes de Constantin et de Méthode. P. 226–228; о переговорах Бориса с Людовиком см.: Idem. Les Slaves, Byzance et Rome au IXe siècle. P., 1926. P. 186–187, a также: Runciman S. A History of the First Bulgarian Empire. L., 1930. P. 102–103. – Борис даже должен был лично повидаться с Людовиком: «Hludovicus, rex Germaniae, hostiliter obviam Bulgrarorum Cagano, qui christianus se fieri velle promiserat, pergit [Король Людовик Германский, находясь в гостях, устремился навстречу болгарскому кагану, который посулил, что примет решение сделаться христианином]». – Annales Bertiniani, anno 864//MGH: Spirtores, I. P. 465. – Наречие hostiliter здесь выражает именно «пребывание в гостях»; см.: Голубинский Е. Е. Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. М., 1871. С. 245, прим. 38; Златарский В. Н. История на Българската държава през средните векове. T. 1: История на първото българско царство. Ч. 2: От славянизацията на държавата до падането на първото българско царство. София, 1927. С. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

PL133: Одон Клюнийский; король Людовик III; Леотальд Маконский; Гийом Клермон–Ферранский; Берно (аббат); Каппид Ставоренский; Марин II (папа Римский); Косма Япиг Матерский; Иоанн Итал Клюнийский; Лаврентий Кассинский; Агапит II (папа Римский); Одон (архиепископ Кентерберийский); Артальд (архиепископ Реймсский); Одальрик (архиепископ Реймсский); Сигехард Трирский; Фридегод Бенедиктинец; Иоанн XII (папа Римский) PL134: Атто Верчелльский; Адальгер (епископ); Бруно (епископ Кёльнский); Лев VIII (папа Римский); У то (епископ Страсбургский); Вибольд (епископ Камбре); Гийом Шалонский PL135: Флодоард Реймсский; Гумпольд (епископ Мантуанский); Эралий (епископ Льежский); Иоанн XIII (папа Римский); Ульрих (епископ Аугсбургский); Бенедикт VI (папа Римский) PL136: Ратхер (епископ Веронский); Лиутпранд Кремонский; Фольквин Сен–Бертенский; Гунцо Новарский; Рихард, аббат Флёри; Адальберт Мецский PL137: Виго (декан); Хельперик, монах Санкт–Галленский; Бернер (аббат Гумоларский); Этельвольд (епископ Винчестерский); Видукинд Корвейский; Иоанн, аббат Св. Арнульфа в Меце; Одо Ошский; Бенедикт VII (папа Римский); Иоанн XIV (папа Римский); Теодерик (епископ Мецский); Гецо (аббат Дертонский); Дунстан (архиепископ Кентерберийский); Адальберо (архиепископ Реймсский); Фолькуин (аббат Лоббе); Эркембальд (епископ Страсбургский); Адсон из Монтье–ан–Дер; Аймард (аббат Клюнийский); Майол IV (аббат Клюнийский); Летальд из Сен–Месмен–де–Миси; Иоанн XV (папа Римский); Гвидо II (епископ Ле Пюи); Адальберт (епископ Пражский); Григорий V (папа Римский); Конрад Кельт; Хросвита Гандерсгеймская PL138: Рихер Реймсский; Герард Суассонский; Альбуин (отшельник); Теральд; Амблалард (аббат Солиньякский); ряд анонимных сочинений о епископах и монахах (10 в.); «Церковные законы» королей Альфреда Великого, Эдуарда I, Хивела, Эдмунда, Эдгара; материалы собора в Грателеане (928); документы Лондонского собора (970–972); анонимные «Законы пресвитеров Нортумбрии» (10 в.); капитулярии императоров франков (802–923); акты Оттона I, Отгона II, Отгона III; галликанские мессы; многие литании; старая алеманнская литургия; древние календари и мартирологи; латинская месса и монашеские документы (10 в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...