(11) Таковы слова истинного мудреца и боголюбивого мученика, которые он написал братьям своей епархии из тюрьмы накануне вынесения смертного приговора. Он рассказывал, чему был подвергнут, и одновременно убеждал братьев крепко держаться веры Христовой после его кончины, которая скоро последует.   (12) Но к чему слова? Зачем к рассказам о подвигах, совершаемых преподобными мучениками по всей вселенной, прибавлять рассказ еще о других подвигах, тем более, что речь пойдет о людях, с которыми обращались не по закону, общему для всех, а как с врагами? 11 Маленький фригийский городок, населенный христианами, окружили солдаты и сожгли его дотла вместе с детьми и женщинами, взывавшими к Богу Вседержителю, сожгли потому, что все жители города: сам градоправитель, военачальник с прочими магистратами и весь народ — исповедали себя христианами и не послушались приказа поклониться кумирам. (2) Некий Адавкт, человек высокого звания, потомок знатного италийского рода, удостоенный от императоров всех этих так называемых почестей и общественных должностей, безупречно исполнявший обязанности управляющего хозяйством всей страны, прославился и своей правой верой, и исповеданием Христа, Сына Божия. Он украсился венцом мученика, выдержав подвиг за веру еще во время исполнения своей должности. 12 Зачем упоминать мне по именам остальных, пересчитывать множество людей или описывать многоразличные мучения дивных мучеников? Одних, как в Аравии, зарубили секирами; другим, как в Каппадокии, ломали ноги; иногда подвешивали головой вниз и разводили под ними слабый огонь: люди задыхались в дыму, поднимавшемся от горячих сучьев, как случилось в Месопотамии; а иногда, как в Александрии, им отрезали носы, уши, руки и уродовали другие члены и части тела.   (2) Вспоминать ли антиохийских мучеников, которых поджаривали на раскаленных решетках с расчетом не сразу их умертвить, а подольше мучить; другие предпочитали положить в огонь правую руку, чем прикоснуться к мерзкой жертве. Некоторые, избегая испытания и не дожидаясь, пока их схватят враги, бросались вниз с высоты дома: в сравнении с жестокостью безбожников такая смерть казалась счастливым жребием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Мир для Церкви сохранился при непосредственных преемниках Аврелиана императорах Таците (275-276), Пробе (276-282) и Каре (282-283), а затем и на протяжении первых 18 лет правления имп. Диоклетиана (284-305) и его соправителей - августа Максимиана и цезарей Галерия и Констанция I Хлора . Как сообщает Евсевий Кесарийский, очевидец событий, «императоры были очень расположены к нашей вере» ( Euseb. Hist. eccl. VIII 1. 2). Лактанций, суровый обличитель императоров-гонителей, называл правление Диоклетиана до 303 г. счастливейшими временами для христиан (De mort. persec. 10). В этот период христиане занимали важные гос. должности, получая при этом освобождение от совершения жертвоприношений языческим богам, входивших в круг обязанностей чиновников. Среди мучеников, впосл. пострадавших в «Великое гонение» Диоклетиана, были судья и управляющий царской казной в Александрии Филором ( Euseb. Hist. eccl. VIII 9. 7; пам. зап. 4 февр.), приближенные императора Горгоний и Дорофей (Ibid. VII 1. 4; пам. 3 сент., 28 дек.), знатный сановник Давикт (Адавкт), занимавший одну из высших правительственных должностей (Ibid. VIII 11. 2; пам. 4 окт.). Христианство проникло и в семью императора: его исповедовали жена Диоклетиана Приска и их дочь Валерия ( Lact. De mort. persecut. 15). Много христиан было и среди образованных людей этого времени: достаточно упомянуть Арнобия и его ученика Лактанция . Последний был придворным учителем лат. языка в Никомидии. Христиане составляли значительную часть армии. В этот же период происходили массовые обращения язычников в христианство. Евсевий восклицал: «Как описать эти многотысячные собрания в каждом городе, эти удивительные толпы людей, стекавшиеся в дома молитвы! Старых зданий было мало; но по всем городам возводили новые, обширные церкви» ( Euseb. Hist. eccl. VIII 1. 5). «Великое гонение» имп. Диоклетиана и его наследников (303-313) Период мира между Церковью и гос-вом рано или поздно должен был закончиться. Перемены наметились в кон. 90-х гг. III в.; обычно их связывают с успешной персид. кампанией цезаря Галерия в 298 г. ( Zeiller. 1037. Vol. 2. P. 457). Вскоре после ее окончания Галерий начал производить систематическую чистку рядов армии от христиан. Исполнителем был назначен некто Ветурий, к-рый предложил выбор: или повиноваться и остаться в своем звании, или лишиться его, противясь приказу ( Euseb. Hist. eccl. VIII 4. 3). Эти меры касались как офицеров, так и солдат. Нек-рые воины-христиане, крепко стоявшие за веру, поплатились жизнью, напр. Самосатские мученики Роман, Иаков, Филофей, Иперихий, Авив, Иулиан и Паригорий (пам. 29 янв.), мч. Аза и 150 воинов (пам. 19 нояб.) и др.

http://pravenc.ru/text/166129.html

  АГАФОПУС, АГАФОПУСТ . Вариант имени Агафопод. 5 января (23 декабря) – мученик Агафопус Критский.   АГГЕЙ, АГГИЙ, АГЕЙ . Торжественный, праздничный (евр.). 29 (16) декабря – пророк Аггей.   АГЛАИЙ, АГЛАТИЙ . Блистающий, блестящий (греч.). 22 (9) марта – мученик Аглаий Сваастийский.   АГН, АГНИЙ . Чистый, непорочный (греч.). 8 апреля (26 марта) – мученик Агн.   АГРИКОЛАЙ, АГРИКОЛА . Сельский (греч.). 12 октября (29 сентября) – святитель Агриколай, архиепископ Кесарии Каппадокийский.   АГРИППА . Родившийся вперед ногами (лат.) и римское родственное имя. 3 марта (18 февраля) и 14 (1) ноября – мученик Агриппа.   АГРИППИНА . Притяжательное к Агриппа. 22 (9) ноября – святитель Агриппина, епископ Неапольский.   АДАВКТ (ДАВИКТ) . Приумноженный (лат.). 17 (4) октября – мученик Адавкт.   АДАМ . Человек из (красной) глины (евр.). 27 (14) января – преподобный Адам Синайский.   АДЕЛФИЙ . Брат (греч.). 8 марта (23 февраля) – святитель Аделфий, епископ. 11 октября (28 сентября) – праведный Аделфий.   АДРИАН, АНДРИАН, АНДРИЯН, АНДРЕЯН . Из Адрии (часть Средиземноморья между Италией и Грецией) (лат.). 16 (3) февраля – мученик Адриан. 18 (5) марта – преподобномученик Адриан Пошехонский (Рус.). 17 (4) апреля – преподобный Адриан. 30 (17) апреля – мученик Адриан. 18 (5) мая – преподобный Адриан. Монаенский (Рус.). 21 (8) мая – преподобный Адриан. Волокаламский (Рус.). 30 (17) мая – преподобный Адриан. Оидрусовский (Рус.) (обретение мощей). 5 июня (23 мая) – преподобномученик Адриан Пошехонский (Рус.). 8 сентября (26 августа) – мученик Адриан, преподобный Адриан Угличский (Рус.) и преподобный Адриан Ондрусовский (Рус.). 14 (1) ноября – мученик А. 2 декабря (19 ноября) – преподобномученик Адриан Пошехонский (Рус.) (обретение мощей).   АЕТИЙ, АЭТИЙ, АЭЦИЙ . Орел, орлиный (греч.). 19 (6) марта – мученик Аетий Амморейский. 22 (9) марта – мученик Аетий Севастийский. 30 (17) июня – апостол Аетий.   АЗА, АЗИЙ . Мощный, сильный, крепкий (евр.). 2 декабря (19 ноября) – мученик Аза. 26 (12) декабря – праведный Аза.

http://zavet.ru/b/names/001.htm

С V в. традиция росписей К. постепенно угасает, уступая место быстро развивающейся монументальной живописи в наземных церквах. К этому, последнему этапу существования искусства К. относятся, напр., разновременные фрески подземной базилики святых Феликса и Адавкта в катакомбах Коммодиллы ( Bagatti. 1936; Deckers, Mietke, Weiland. 1994; Bisconti. Dentro e intorno. 1995). Базилика была устроена папой Сирицием (384-399) на месте погребения мучеников. Над гробницей мч. Немесия слева от входа помещена сцена «Передача ключей ап. Петру» (рубеж IV и V вв.). В центре изображен восседающий на сфере безбородый Иисус Христос, Он облачен в пурпурные одежды с золотыми клавами, держит Евангелие в роскошном окладе. Ап. Петр подходит слева, протягивая покровенные руки, рядом - святые Адавкт и Мерита. С правой стороны Спасителю предстоят ап. Павел, держащий на покровенных руках свитки, св. Феликс с мученическим венцом и св. Стефан в позе оранта. Также над гробницей святых Феликса и Адавкта сохранились их изображения в арочном обрамлении. В дальнем конце базилики находится отдельное панно сер. VI в. ( Russo. 1979; Minasi. 1997), на к-ром изображена Богородица с Младенцем в пурпурных одеждах, восседающая на богато украшенном престоле. По сторонам стоят мученики Феликс и Адавкт в белых одеждах, а слева подходит вдова Туртура. Фреска выполнена в стиле, типичном для ранневизант. живописи: статичные фронтальные позы, обобщенная моделировка драпировок, укрупненные застывшие черты лиц. Рим. влияние проявляется в большей жесткости рисунка и моделировки, в индивидуальной трактовке портрета усопшей. На столбе справа от гробницы святых Феликса и Адавкта имеется еще более поздняя фреска с ап. Лукой (668-683). Подобные примеры расположения отдельных панно с образами святых встречаются во мн. др. К., напр. изображения святых Себастиана, Поликама и Квирина нач. VI в. в световой шахте крипты св. Цецилии в катакомбах св. Каллиста ( Bisconti. La «coronation». 1997). Поздние росписи по композиции и характеру очень близки к живописи церквей и принадлежат к следующему этапу развития раннехрист. искусства.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Григорий Синант, 8 авг. Григорий Палама, архиеп. фессалонитский, 14 ноября. Григорий , преп. водогодский, 30 сент. Гурий (щенок львиный, евр ), 1 августа. Гурий , муч. едесский, 15 нояб. Гурий , архиеп. казанский, 4 окт. и 5 дек. Давид (возлюбленный, евр.), царь израильский, 26 дек. Давид преподнобномуч., 12 апреля. Давид , преп. фессадийский, 26 июня. Давид , преп., прежде бывший разбойник, 6 сент. Давид , сын князя Феодора смоленского, 19 сент. и 5 мар. Давикт , муч. мелитинский, 4 окт., (Давикт точнее Адавкт – приумноженный, лат.). Дада , муч. доростольский, 28 апреля, (Дала – пламенник, факел, греч.). Дада , муч., сын Савория, царя персидского, 29 сент. Далмат (из Далматии, где город Далмий), преп. цареградский, 3 авг. Даниан (посвященный Дамии – римской богине или от δαμω – укрощаю, греч.), безмездный врач, муч. римский, 1 июля. Даниан , бессребреник асийский, 1 ноября. Дамиан аравлянин, бессребреник, муч. киликийский, 17 октября. Дамиан , пустынник сирийский, 23 февр. Дамиан , пр. печерский, 5 ок. Данакт (Данакс – Зевс царь, греч.), чтец, муч. иллирийский, 16 янв. Даниил (судья Божий, евр.), пророк и три отрока, 17 дек. Данииил , муч. палестинский, 16 февр. Даниил , из 45 муч. никопольских, 10 июля. Даниил столпник, 11 дек. Даниил , в схиме Стефан , исповедник, преп. иерусалимский, 10 века, 17 дек. Даниил , князь московский, 4 марта и 30 августа. Даниил , преп. переяславский, 7 апреля. Дария (сильная, побеждающая, персид.), мученица римская, 19 марта. Дасий (плотный, косматый, греч.), Гаий и Зотик , муч. никомидийские, 21 окт. Дасий , еписк. доростальский, мучен., 20 ноября. Дасий , мучен. в Дамаске, 1 ноября. Дидим (близнец, греч.), воин, муч. александрийский, 27 мая. Дидим , муч. лаодмкийский в Сирии, 11 сент. Димитриан (принадлежащий Димитре богине или Церере. греч.). муч. кинрский, 20 июня, ( Αημτηρ – по одним дающая, т. е. пищу матерь, по другим γ-μτηρ – терь земли). Димитриан муч., 11 сент. Димитрий (принадиежащий Димитре, богине земледелия, греч.), еп. Филадельфии асийской, 4 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Однако у Евсевия нет прямого противопоставления античных и христианских ценностей. Иногда они даже дополняют друг друга. Например, «некий Адавкт, человек высокого звания, потомок знатного италийского рода, удостоенный от императоров всех этих так называемых почестей и общественных должностей, безупречно исполнявший обязанности управляющего хозяйством всей страны, прославился и своей правой верой, и исповеданием Христа, Сына Божия» (VIII, 11,2). «Была в Антиохии некая святая и дивная по своей душевной добродетели женщина, известная красотой, богатством, родовитостью и доброй о себе славой двух своих дочерей воспитала она в правилах истинной веры » (VIII, 12, 3). «В той же Антиохии жили две девушки, истинные сестры, во всем угодные Богу, известные родовитостью, славные жизнью, юные возрастом, прекрасные телом, высокие душой, благочестивые нравом, дивные ревностью» (VIII, 12, 5). Некий Астирий, которого упоминает Евсевий, обладал «дерзновенностью, угодной Богу». «Римский сенатор, любимец императоров, известный всем знаменитостью и богатством, однажды присутствовал при кон- чине мученика. Он взвалил тело на спину (а был в сверкающей дорогой одежде), облек его в дорогой покров и похоронил в соответствующей гробнице » (VII, 16, 1). Иногда, описывая даже людей церкви, Евсевий отмечает их достоинства, соответствовавшие традиционным, светским представлениям. Например, епископ характеризуется им как «муж благоразумный и рассудительный» (X, 4, 61). Таким образом, желая дать положительный образ, Евсевий указывает на все добродетели и достоинства человека, независимо от того, принадлежат ли они к прежней системе ценностей или же к новой. Особого уважения Евсевия заслуживают мученики. Они мужествен но переносят страдания, «которые были сверх всех человеческих сил» (V, 1, 20), «с великим терпением и мужеством переносили они разные пытки» (VI, 1,1). «Они на деле показали силу мученичества смело разговаривали с язычниками, их терпение, бесстрашие, твердость показали благородство их душ. Они смиренно склонялись под мощной рукой, которая теперь высоко вознесла их. Тогда они всех защищали и никого не обвиняли молились за палачей» (V, 2, 4–5). Типичный образ христианского мученика представляет некий Аттал. «Он вышел, готовый к борьбе совесть его была чиста, он по-настоящему был наставлен в христианском учении и всегда свидетельствовал у нас об истине» (V, 1, 43). Христианские мученики, не отрекшиеся от веры, даже выдержав пытки и другие испытания, уже по своему внешнему виду отличались от других заключенных. Они не пали духом «Исповедники шли веселые, на их лицах была печать благодати и славы, оковы казались достойным украшением – так идет невесте одежда с золотым шитьем. От них исходило благоухание Христово » (V, 1, 34–35). Таким образом, мученики в концентрированном виде воплощают в себе лучшие христианские качества смирение, кротость и вместе с тем верность своим убеждениям, стойкость и мужество.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Третья фреска, с композицией «Traditio clavium», похожа по иконографии на мозаику базилики Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура: по сторонам Иисуса Христа здесь показаны апостолы Петр и Павел, святые Феликс и Адавкт, Лаврентий и Стефан. Святые Примат и Фелициан, предстоящие кресту. Мозаика апсиды ц. Санто-Стефано-Ротондо в Риме. 642–649 гг. Святые Примат и Фелициан, предстоящие кресту. Мозаика апсиды ц. Санто-Стефано-Ротондо в Риме. 642–649 гг. С кон. VI или с нач. VII в. на протяжении примерно 100 лет в искусстве И. и прежде всего Рима (поскольку именно в Риме сохр. наибольшее число памятников этого периода) существовало 2 художественных направления. Одно из них, очевидно, связано с местной традицией, второе - «эллинистическое», или византинизирующее,- с работой приезжих, греч. мастеров, в первую очередь по заказам Римских пап, греков и сирийцев по происхождению. К 1-му направлению можно отнести мозаики апсид рим. церквей Сан-Теодоро на Палатине (90-е гг. VI в.- 600-е гг.), Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура (30-е гг. VII в.), Санто-Стефано-Ротондо (между 642 и 649), апсиды и апсидной арки оратория Сан-Венанцио (между 642 и 649). Апсида ц. Сан-Теодоро со значительно реставрированной мозаикой - все, что осталось от оратория кон. VI в., который некогда входил в комплекс одной из первых рим. диаконий; впосл. апсида была присоединена к церкви, возведенной ок. 1453 г. папой Николаем V. Иконография мозаики в целом повторяет схему, использованную чуть ранее в ц. Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура: Иисус Христос на сфере в окружении апостолов Петра и Павла, подводящих к Нему мучеников Феодора (его фигура создана при папе Николае V) и Клеоника с мученическими венцами на покровенных руках. Только сверху, над Спасителем, изображен фрагмент покрытого синими, красными и белыми облаками неба с Божией десницей, держащей венец. Церковь Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура возведена в 1-й пол. VII в. на месте одной из римских базилик времени имп. Константина Великого, которая в свою очередь располагалась на месте римского кладбища, включавшего подземные христ.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Своими учениками он погребен был на месте, где стоит церковь Богослова, называемая Ливантом. На западной же стороне лежит святой Тимофей. Мария же Магдалина и семь отроков почивают близ горы, называемой Хелето. Святая Ермиония, дочь апостола Филиппа, одного из семи диаконов, одна из четырех дочерей его пророчиц, лежит близ той же горы. Там же лежат мученик Адавкт и дочь его Каллисфения и другие мученики бывшие епископы – Арист, Тиран и Аристовул и пустынножитель Павел. Иаков, брат Иоанна, проповедывал Христа по всей Иудее; от Ирода четверовластника усекнут был мечем и погребен там. Филипп апостол, из города Вифсаиды, обильный разумом, читавший книги пророков ( Деян.8:30 и сл.), за чистоту жития признававшийся девственником. Христос нашел его после крещения своего и призвал, и он тотчас последовал за Ним и, нашедши Нафанаила, сказал ему: обретохом Иисуса от Назарета ( Деян.1:45 ). Сей, получив в удел Мисийскую землю, имел спутником своим и помощником в проповеди Варфоломея с сестрой своей Мариамной. И когда они прошли Мизипские и Лидийские города с проповедью и подъяли многочисленные скорби, то нашли возлюбленного ученика Христова Иоанна, проповедующего в Асии. Через него и жена правителя уверовала, и дом Стахия... Когда же сей апостол проповедывал в Иераполе, то ему просверлили голени и таскали по распутиям. Он распинается стремглав имнератором Домицианом, и таким образом, помолившись, предал Богу дух; и тотчас потряслась земля и, испустивши глас, разошлась и поглотила многих из неверных. Прочие же, устрашившись, пришли к вере и, снявши апостола со креста, погребли там. Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском, Ирод четверовластник сотворил взыскание, чтобы погубить родившегося младенца. Но ангел Господень сказал Иосифу, чтобы он взял младенца и матерь его и шел в Египет. Он так и сделал. И когда он жил там с младенцем и матерью Его, то Ирод, не находя Иисуса, повелел умертвить всех детей, бывших в Вифлееме. Елисавета же, взявши сына своего Иоанна, бежала в горы. Ирод же, искав и не нашедши Иоанна, послал к отцу его Захарии сказать: где сын твой и куда ты скрыл его? Приведи его ко мне! или ты не знаешь, что кровь твоя находится в моей власти? Отвечал Захария: «не знаю, где сын мой; ибо я – служитель Господа Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

5 июня (23 мая) – благоверный князь Давид Смоленский, Ярославский (Рус.). 8 июля (25 июня) – благоверный князь Петр, в иночестве Давид, Муромский (Рус.). 9 июля (26 июня) – преподобный Давид Солунский. 6 августа (24 июля) – благоверный князь Глеб (и благоверный князь Борис), во святом крещении Давид (Рус.) (и Роман (Рус.)). 18 (5) сентября – благоверный князь Глеб, во святом крещении Давид (Рус.) (убиение). 19 (6) сентября – преподобный Давид. 2 октября (19 сентября) – и чада его ДАВИД и КОНСТАНТИН, ЯРОСЛАВСКИЕ чудотворцы=> благоверный князь Давид Смоленский, Ярославский (Рус.). 7 октября (24 сентября) – преподобный Давид, в миру Димитрий. 31 (18) октября – преподобный Давид Серпуховской (Рус.). 14 (1) ноября – преподобный Давид.   ДАВИКТ – см. Адавкт. ДАДА . Факел, светильник (греч.). 11 мая (28 апреля) и 12 октября (29 сентября) – мученик Дада.   ДАЛМАТ, ДАЛМАТИЙ . Далматинец, из Далмации (область на Балканах) (греч.). 16 (3) августа – преподобный Далмат.   ДАМАС . 10 сентября (28 августа) – мученик Дамас.   ДАМАСКИН . Возможно, из Дамаска (греч.). 29 (16) января – священномученик Дамаскин Новый. 26 (13) ноября – преподобномученик Дамаскин.   ДАМИАН, ДЕМЬЯН, ДОМИАН . Возможно, укрощенный (евр.). 8 марта (23 февраля) – преподобномученик Дамиан, преподобный Дамиан Есфигменский и преподобный Дамиан, пустынник Сирийский. 14 (1) июля – бессеребреник Дамиан (и бессеребреник Косма), в Риме пострадавший. 11 октября (28 сентября) и 18 (5) октября – преподобный Дамиан Печерский, пресвитер, целебник (Рус.). 30 (17) октября – бессеребреник Дамиан (и бессеребреник Косма) Аравийский. 13 ноября (31 октября) – мученик Дамиан. 14 (1) ноября – бессеребреник Дамиан (и бессеребреник Косма) Асийский.   ДАНАКТ . 29 (16) января – мученик Данакт чтец. 19 (6) мая – мученик Данакт.   ДАНИИЛ, ДАНИЛА, ДАНИЛ . Мой судья – Бог (евр.). 2 января (20 декабря) – святитель Даниил. (Серб.). 1 марта (16 февраля) – мученик Даниил. 17 (4) марта – благоверный князь Даниил Московский (Рус.). 31 (18) марта – преподобный Даниил.

http://zavet.ru/b/names/001.htm

Другой пример темы Теофании в живописи К. 2-й пол. IV в., когда в композицию введены образы святых, представлен в катакомбах Коммодиллы в кубикуле Льва, служащего Анноны (375-380; Andaloro. 2006). Имя и должность заказчика, упоминаемые также в других источниках, известны из посвятительной надписи над входом в кубикулу, оформленным монументальным арочным порталом. На пилонах по сторонам представлены святые Феликс (старец) и Адавкт (юноша), обращенные лицом ко входу в кубикулу. Правой рукой каждый из них поднимает мученический венец. На арке, обрамляющей портал, изображен голубь с нимбом, по сторонам от него - еще 12 голубей и 2 агнца. На своде кубикулы в центре в окружении 8-угольных звезд помещено погрудное изображение Иисуса Христа с нимбом, с буквами «α» и «ω» по сторонам, у Него борода и спускающиеся на плечи волосы. Апсида с изображением Христа с апостолами в кубикуле Пекарей в катакомбах Домитиллы. Кон. IV в. Апсида с изображением Христа с апостолами в кубикуле Пекарей в катакомбах Домитиллы. Кон. IV в. В аркосолиях в боковых стенах представлены сцены троекратного отречение ап. Петра и чудесного иссечения им источника. В люнете 3-го аркосолия изображена теофаническая композиция: фигуру стоящего Иисуса Христа (с синим нимбом, с кодексом в левой руке) фланкируют мученики Феликс и Адавкт. На сводах этого аркосолия в меньшем масштабе представлены библейские сцены, не все из к-рых поддаются идентификации; в некоторых Иисус Христос и апостолы изображены в виде агнцев. Лейтмотивом программы является прославление мучеников Феликса и Адавкта, погребенных в этих К., к заступничеству к-рых взывает заказчик. Их жесты, восходящие к жесту приветствия императора, с этого времени входят в христ. иконографию, как и появляющиеся здесь впервые мученические венцы. Образы Иисуса Христа и апостолов в виде агнцев также получают широкое распространение именно в эту эпоху и в дальнейшем станут почти обязательной частью раннехрист. ансамблей. Реже встречается изображение Иисуса Христа и апостолов в виде голубей, однако и оно находит аналогии в памятниках как современных кубикуле Льва, так и чуть более поздних. И те и другие символические образы восходят к святоотеческим толкованиям на Свящ. Писание. Об образованности заказчика свидетельствуют также сцены с ап. Петром, связанные с актуальной для IV в. темой возвращения в лоно Церкви отступников через таинство Крещения ( Sotomayor. 1962). Росписи кубикулы Льва отличают сложная иконографическая программа, зрелые композиционные решения, плотная, яркая и многоцветная красочная гамма. Они покрывают все поверхности стен и сводов кубикулы и представляют собой строго организованное целое. По структуре и триумфальной тематике они близки к храмовой декорации.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

  001     002