Виды водосвятия. Освящение воды происходит при совершении над нею особых обрядов. 1 . Когда вода пускается с просфорной печати. 2 . Когда вода пускается с проскомидийного копия священником при произнесении им особой, специально положенной для этого молитвы. 3 . Вода малого водосвятия, или «малая агиасма» (греч. «то микрон агиасма»), освящается прикосновением к честному кресту, при совершении чинопоследования водосвятного молебна. 4 . Вода великого водосвятия, или «Великая агиасма» (греч. «то макрон агиасма»), освящается, кроме троекратного погружения в нее честного креста, еще крестным знамением, особым благословением и более сильными и сложными молитвами и песнопениями. Свойства воды, освященной посредством того или иного обряда Церкви, можно понять из прошений, которые содержатся в молитвах данных чинопоследований. Объясняется это просто: если Церковь , ведомая Святым Духом, обращается к Господу с прошением даровать воде то или иное свойство – это значит, что Бог не только «может» это сделать, но и «благоволит» этому. Вслушиваясь в слова молитвы на великом водосвятии (и, конечно, молясь самому) можно еще и еще раз «узнавать» те благодатные действия, которые даруются воде в этом обряде: «Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельский крепости исполнену, да вси почерпающие и причащающиеся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и к всякой пользе изрядну… Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение». Великая агиасма получает такую благодать Божию, что при благоговейном использовании может сохраняться в течение многих лет, не зацветая и не загнивая. Но это только видимая сторона дела. В духовном плане Великая агиасма имеет гораздо большие благодатные дары. Как говорится в «Настольной книге священнослужителя»: «По верованию Церкви, мы имеем в агиасме не простую воду духовной значимости, но новое бытие, духовнотелесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Вот почему Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делается обычная канонам оговорка: “Точию агиасму да пиет”» 6 . Чин великого водоосвящения

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

17. Приход Екс-Мармара с храмом Успения Богоматери, построенными в 1834 г. В храме чествуется чудотворная икона Богоматери Скоропослушницы (Γοργοεποος). Есть и агиасма Богоматери. 18. Приход Топ-Капу с храмом Св. Николая, возобновленными 17-го ноября 1831 г. В библиотеке храма хранится древнее рукописное евангелие на пергаменте. 19. Приход Сармасикия с церковью св. Димитрия Мироточивого, построенною в 1831 г. 20. Приход Едирне-Капу с церковью св. Георгия Победоносца, постройка которой относится к 1836 г. В ограде церкви находится агиасма св. Василия. В библиотеке храма имеются два рукописных кодекса евангелия на пергаменте. 21. Приход Егри-Капу с церковью Богоматери Суда, построенною в 1851 г. Патриарх Кирилл VI грамотою от 4-го декабря 1815 г. приписал этот храм к народным филантропическим учреждениям 201 , и с того времени он остается «больничною» церковью. В приходе три агиасмы: Честного Пояса, св. Никиты и Вознесения. 22. Приход Текфур-Серай с церковью Успения Богоматери, восстановленною в 1837 г., и агиасмою св. Параскевы. 23. Приход Салматобрукия с церковью Успения Богоматери, где находится икона Владычицы Небес, написанная в 1834 г. В приходе есть небольшая агиасма св. Кириаки. И этот храм был возобновлен при патриархе Константии I и закончен постройкою 1-го апреля 1834 г. 24. Приход Хаскиой с церковью св. Параскевы, которая была построена в 1752 г. и вновь отремонтирована в декабре 1833 г. В храме находятся мощи св. Аргиры, а в приходе – две агиасмы: св. Параскевы и св. Пантелеймона; первая агиасма некогда принадлежала вселенскому патриарху Иеремии I, а близ нее находился и дом этого патриарха; 19-го октября 1539 г. патриарх особою грамотою принес в дар Великой Христовой церкви как агиасму, так и свой дом 202 . 25. Приход Ферикиой имеет три церкви: св. Апостолов, которая построена в 1868 г. и служит главною приходскою церковью, Преображения Господня, которая находится на кладбище и зависит от кинота Ставрадромия в Пере, и Св. Николая, которая помещается в русской больнице в Панкалтии. В приходском храме достопримечательны иконы: свв. Сорока Мучеников (1753 г.), св. Елевферия (1806 г.), св. Герасима, пожертвованная в 1824 г. жителями Ионийских островов, и Рождества Христова (1852 г.). В приходе есть агиасма св. Параскевы, расположенная в садах Центры, в двух часах пути от Ферикиой. Приход Ферикиой – новейшего происхождения. В состав его входят: село Ферикиой, местности Шишли, Нисан-Таши и Панкалтий, квартал Неджип в Синемкиой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

В храме есть мозаическая икона св. Феодосии, перенесенная, по преданию, из храма прежнего прихода «Святой». В приходе собственно нет ни одной признанной церковью агиасмы. Находящаяся же в Зейреке или Мефа-Мейдан агиасма Богоматери принадлежит Македонскому филантропическому братству, которое содержит на доходы от агиасмы гимназию «Τσοτλειον»; в квартале Карабаш-Джадеси находятся две другие агиасмы св. Василия, чтимые лишь местно и по народному усердию. В ограде храма св. Николая находится небольшая церковь или придел (παρελσιον) во имя св. Харалампия. 3. Приход Мухлия (к юго-западу от Фанара) с церковью Успения Богоматери, называемой τν Μογγολων (прежде – Магулиотисса), с мозаической полуразрушенной иконой Богоматери. При храме две агиасмы: св. Анны и Успения Богоматери. 4. Приход Потира с церковью св. Георгия или Антифонита, построенной в 1830 г. В храме находится икона Христа Спасителя или Антифонита, приписываемая, по преданию, евангелисту Луке, и св. Антония, написанная в 1791 г. Против храма расположена агиасма Христа Спасителя или Антифонита. 5. Приход Валина (в квартале Валата) с церковью Успения Богоматери, построенною в 1843 г. В храме почивают мощи свв. Косьмы и Дамиана, Харалампия и Трифона. Есть и агиасма св. Мины. 6. Приход Валата с церковью архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил, построенная в 1833 г. при патриархе Константии I. При храме – две агиасмы: св. Николая и Бесплотных Сил. 7. Приход Ксилопорты с церковью св. Димитрия Канави был вновь построен в 1835 г. В храме достопримечательны: плащаница 1650 г., саркофаг и официальный кодекс с сведениями о взносах прихода в пользу Великой Христовой церкви. С 1750 г. в храме находится икона Богоматери Влахернской. Для прославления ее составлен и особый акафист. В ограде церкви находится агиасма св. пророка Ильи. В воспоминание того, что в Ксилопорте некогда была патриархия, ежегодно в праздник св. Димитрия в местном храме бывает хоростасия патриарха и священного синода. В пределах прихода Ксилопорты находится и агиасма Богоматери Влахернской, существовавшая в византийскую эпоху при знаменитом храме Богородицы во Влахернах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Что значит и какую имеет силу освящение воды, совершаемое Церковью? Это значит: возвращение водной стихии первобытной чистоты и святости, низведение на нее, силою молитв и Слова Божия, благословения и благодати Пресвятого и Животворящего Духа, дарование ей силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею. Вот причина, почему в воде, освященной тайнодействием Церкви, открываются дивные свойства, которых не видим в водах обыкновенных». Святой Симеон Солунский пишет так: «Вода Крещенская – хотя и вода есть, но исполненная Духа, очищающая души, воссозидающая человека, усыновляющая его Богу и делающая его безгрешным. Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду, а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу». Существует малое и великое водоосвящение. Малая агиасма – «то микрон агиасма» (греч.) – это вода, освящаемая погружением в нее Честного Креста, при совершении чинопоследования водосвятного молебна: «Причастием же воды сея и окроплением Твое благословение нам низпосли, скверну страстей омывающее», – молится священник и далее просит: «Ей, молимся, посети нашу, Блаже, немощь и исцели наша недуги душевныя же и телесныя милостию Твоею», то есть наряду с освящением воды просит об исцелении. И далее: «И сподоби нас исполнитися освящения Твоего воды сия причащением; и да будет нам, Господи, во здравие души и тела». Малое водоосвящение подобно великому, то есть совершаемому в навечерие и в самый день Богоявления, – подобно, но есть сокращение этого последнего. Великая агиасма – «то макрон агиасма» (греч.) – освящается, кроме троекратного погружения в нее Честного Креста, еще крестным знамением в ней, внутри нее совершаемым, благословением священника и молитвами и песнопениями: «Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово». Каждый верующий человек имеет дома святую воду. Это или Богоявленская (Крещенская) святая вода, или святая вода малого освящения. Крещенская вода потребляется внутрь в небольшом количестве (достаточно одной чайной ложки), строго натощак, утром, с молитвой «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». В случае болезни можно сделать исключение и принимать Богоявленскую воду по мере необходимости. Так же можно поступить и при внезапно наступившем болезненном состоянии. Богоявленская вода обладает огромной целительной силой. Известно много случаев, когда буквально несколько капель этой воды, влитые в рот больного без сознания, приводили его в чувство и изменяли ход болезни. Следует помнить, что целебные свойства святой воды вызваны действием Божией благодати и тем более оказывают нам помощь, чем сильнее наша вера.

http://azbyka.ru/cvyatynya-v-dome-o-svya...

26. Приход Ставродромия в Пере имеет четыре церкви: Введения во храм Богоматери – освящена 18-го сентября 1804 г. 203 , Пресвятой Троицы – освящена 14-го сентября 1880 г., свв. Константина и Елены – освящена 9-го апреля 1861 г. 204 , и Преображения на кладбище в Шишли, которая была освящена 21-го мая 1890 г. В храме Введения находится древняя икона Богоматери Миртидиотиссы и две древние рипиды, в храме свв. Константина и Елены – древняя икона Иверской Божьей Матери; последнему храму принадлежит агиасма св. Параскевы, расположенная в квартале Касим-паша. Приход является самым большим, богатым и благоустроенным во всей Константинопольской архиепископии. 27. Приход Христа Спасителя в Галате с храмом Преображения Господня, сохранившийся в постройке от декабря 1760 г. В храме достопримечательны древние иконы – Вседержителя и Преображения Господня. Есть в приходе и агиасма св. Параскевы. 28. Приход св. Николая в Галате с храмом в честь угодника Божия, построенным в 1804 г. и освященным 23-го апреля. В храме находится агиасма св. Антония. 29. Приход Богоматери Кафатианской в Галате с храмом в честь Успения и с приделом во имя св. Иоанна Богослова. В храме, освященном 11-го августа 1840 г., находится икона Богоматери Кафатианской, которую принесли в 1492 г. христиане г. Кафа в Крыму (Феодосия), когда переселились в Галату и водворились около местного храма, посвященного св. Апостолу любви. 30. Приход св. Иоанна хиосцев в Галате с храмом в честь Предтечи и Крестителя Господня; в храме находятся – древняя икона Усекновения главы Иоанна Предтечи и св. мощи: рука св. Дионисия с о. Эгины, кость св. Фаллелея (или Фалалея). 31. Приход в Татаулах с храмом св. Димитрия, сохранившимся в постройке 1726 г. В приходе имеются небольшая церкви или приделы (παρελσια): Саливрианы, св. Харалампия (прежде – св. Афанасия), св. Афанасия (1855 г.) 205 , св. Елевферия на кладбище (1880 г.) и Живоносного Источника над агиасмою того же наименования; другая агиасма – св. Иоанна Крестителя расположена в местности Папазкиопру. В приходском храме достопримечательны древние иконы: св. Димитрия (с железным поясом), св. Георгия, Господа Иисуса Христа с Богоматерью и св. Иоанном Богословом и другие. В скевофилакии хранятся два рукописных евангелия (одно от 1550 г.), древний приходский кодекс и патриаршие сигиллии. Приход принадлежит к числу богатых и благоустроенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

После паденья Византии храм был разрушен, а священный источник оказался в преемственном владении одного турецкого семейства, которое долго получало немалые доходы от христиан-богомольцев, посещавших эту агиасму, особенно в праздник 31-го июля 200 . Молебны же для христиан до 1847 г. совершалась обыкновенно причтом храма св. Димитрия в Ксилопорте, пред местною иконою Богоматери Влахернской. Лишь в середине XIX в. агиасма была приобретена столичным греческим цехом меховщиков, который построил здесь небольшой храм и владел агиасмою до 1864 г., когда Влахернский священный источник перешел всецело в ведение вселенской патриархии. 8. Приход Контоскалия – с храмом Богоматери Надежды. Храм сгорел в 1865 г. во время сильного пожара и окончательно был возобновлен лишь 4-го июня 1895 г. В церкви находятся в особом ковчеге частицы различных св. мощей. В приходе четыре агиасмы: св. Параскевы в Петрадике, св. Иоанна Каливита в местности Катерга-Лимани, св. Ферапонта в Салким-Зуид (Сиркеджи) и св. Николая близ железнодорожной станции. 9. Другой приход в Контоскалии – с храмом св. Кириаки. И этот храм сгорел в 1865 г. и вскоре был восстановлен. 10.       Приход Вланка с храмом свв. Феодоров. 11. Приход св. Константина в Ипсомафиях с храмом во имя свв. Константина и Елены. Храм был закончен постройкой 25-го марта 1805 г. и обновлен 20-го сентября 1833 г., в патриаршество Константия I. В приходе – одна агиасма рождества св. Иоанна Предтечи. 12. Приход Вознесения Господня в Ипсомафиях с храмом Вознесения (прежде – Богоматери Хрисалифины), возобновленным 4-го ноября 1832 г. В храме хранится древнее евангелие на пергаменте и официальный кодекс от 1745 г. Агиасма в приходе одна – в честь Вознесения. 13. Приход Сулу-Монастырь в Ипсомафиях с церковью святого Мины, построенной в декабре 1833 г., и агиасмою в честь того же св. великомученика и чудотворца. 14. Приход св. Николая в Ипсомафиях с церковью во имя этого угодника Божия и агиасмою внутри храма, над которою водружена большая икона Живоносного Источника. Храм возобновлен в патриаршество Константия I Мудрого. 15. Приход Кипариса в Ипсомафиях с храмом в честь, св. Георгия Κυπαρισσς. Этот храм сгорел в 1782 г., когда погибли многие иконы и все византийское его украшение, равно и громадный кипарис, давший наименование и приходу; церковь была возобновлена по прежнему плану патриархом Константием I в 1834 г. Патриарх посадил в ограде храма кипарис, существующий и в настоящее время. В храме хранятся мощи св. Анастасии Фармаколитрии, а в ограде его находится священный источник Преображения Господня. В библиотеке храма имеются два евангелия на пергаменте. 16. Приход Велиграда (в квартале Хаджи-Хамджа) с церковью Успения Богоматери и двумя агиасмами – Пресвятой Богородицы (в ограде церкви) и св. Параскевы (в Казли-Чесме, – та агиасма не признается патриархией). В храме имеется несколько икон XVII–ΧVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

свящ. Николай Богатырёв А Агиасма (греч. γιασμς – святыня). Так называется: 1) Вода, освященная по чиноноследованиям или св. богоявлений (великая агиасма), или малого освящения воды (малая агиасма). 2) „Кроме сего агиасма, т. е. святыня, по словам преосвященного автора Нов. Скрижали, означает и антидор. И потому запрещенные (и вообще не удостоившиеся причащения за литургией Тела и Крови Христовых) ради утешения вместо Тела Христова не лишаются благословенного хлеба или антидора, а вместо Крови могут пить богоявленскую воду“ (Нов. Скриж. ч. IV. гл. 9, §7. Изд. Кораблева и Серякова, Спб. 1870 г.). Агнец – слово заимствованное и происшедшее от греч. слова γνς – чистый, незлобивый. (Слов. правосл. церк. богослуж. языка свящ. В. Михайловског о. Спб. 1875 г.). Буквально – ягненок, по своим природным свойствам, кроткий, незлобивый. – В ночь исхода израильтян из Египта и освобождения их от рабства египетского именно это кроткое животное Божиим изволением избрано было для жертвы пасхальной (исходной) и его кровью помазаны были двери домов израильтян. Этот жертвенный агнец, кровь которого спасла евреев от руки ангела, избившего первенцев египетских и плоть которого питала евреев пред их путешествием в землю обетованную, был прообразом Спасителя мира, И. Христа, Который, яко единолетний агнец, волею за всех заклан быст (Пасх. песн.). Посему Иоанн Креститель, увидев мимошедшего Иисуса Христа, и, указывая на Него, сказал своим ученикам и народу, приходившему к нему креститься: „Се Агнец Божий. вземляй грехи мира!“ ( Ин.1:30 ). Самому Господу Иисусу Христу угодно было усвоить Себе имя Агнца в царстве славы – на небе. Именно св. Иоанн Богослов и Тайновидец видел Его под образом Агнца, яко заколенного, стоящего на престоле небесном и приемлющего славословие Церкви небесной, пред Которым святые прославленные оставляют престолы свои и слагают венцы свои и поют Ему: аллилуиа! ( Откр.4:4–10 ; Откр.5 ; Откр.14 ). Посему и св. Церковь , согласно с словом Божиим, усвояет имя Агнца Иисусу Христу в таинстве Евхаристии, называя Агнцем ту часть св. хлеба, которая во время проскомидии вынимается из просфоры и предназначается к таинственному пресуществлению в самое Тело Господа Иисуса Христа. (Слов. свящ. В. Михайловског о).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Точию да пиеши агиасму великую, си есть святых Богоявлений воду. Агиасма великая, то есть святыня, есть богоявленская вода, освященная великим освящением; а малая агиасма есть также св. вода, только освященная малым освящением. Григорович-Барский именует ту и другую воду агиасмою. Кроме сего агиасма, то есть святыня, означает и антидор. Об этом смотри ниже. И потому запрещенные вместо тела Христова, ради утешения, не лишаются благословенного хлеба или антидора, а вместо Крови могут пить богоявленскую воду. §8. Запрещения умножаются или умаляются Оставляет власть или умножити, или умалити запрещения. По четырем причинам кающиеся заслуживают умаления в запрещении: а) если они как прежде грехопадения жили, так и после ведут жизнь целомудренную. Это согласно с 12 правилом первого Никейского собора: «во всех же сих надлежит приимати в рассуждение расположение и образ покаяния. Ибо, которые со страхом, и слезами, и терпением, и благотворениями обращение являют делом, а не по наружности: тех, по исполнении определенного времени слушания, прилично будет приимати в общение молитв. Даже позволительно епископу и человеколюбнее нечто о сих устроити», – то есть легче назначить им канон; и 5 правило собора Анкирского: «паче всего да испытуется житие, предшествовавшее искушению и последовавшее за оным, и тако да размеряется человеколюбие». Причину такового умаления приводит Василий Великий в ответе своем на вопрос 81 (лист 360): «когда рассмотрим расположение грешника, познаем и образ греха и образ покаяния. Ибо хотя грех представляется один и тот же как у того, кто нерадит о себе, так и у человека внимательного и благоговейного; но между ними великое различие, а именно: благоговейный, подвизающийся и вместе трудящийся в деле угождения Богу, погрешает и падает по некоему случаю и как бы не хотя; а нерадеющий, не имеющий никакого уважения ни к себе самому, ни к Богу, не полагающий никакого различия между грехом и добродетелию, как показывает это самое имя, заражен первым и великим злом, то есть презрением Бога или неверием бытию Божию. А когда это так, то я думаю, что и образ наказания таковых грешников должен быть различен».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

– О чем кувыкаешь? – Гри-и-шка не верит, что вода петь бу-у-дет сегодня ночью! Из моих слов ничего не поняли. – Нагрешник ты, нагрешник, – сказали с упреком, – даже в Христов сочельник не обойтись тебе без драки! – Да я же ведь за дело Божье вступился, – оправдывался я. Сегодня великое освящение воды. Мы собирались в церковь. Мать сняла с божницы сосудец с остатками прошлогодней святой воды и вылила ее в печь, в пепел, ибо грех выливать ее на места попираемые. Отец спросил меня: – Знаешь, как прозывается по-древнему богоявленская вода? Святая агиасма! Я повторил это, как бы огнем вспыхнувшее слово, и мне почему-то представился недавний ночной пожар за рекой и зарево над снежным городом. Почему слово «агиасма» слилось с этим пожаром, объяснить себе не мог. Не оттого ли, что страшное оно? На голубую от крещенского мороза землю падал большими хлопьями снег. Мать сказала: – Вот ежели и завтра Господь пошлет снег, то будет урожайный год. В церковь пришли все заметеленными и румяными от мороза. От замороженных окон стоял особенный снежный свет – точно такой же, как между льдинами, которые недавно привезли с реки на наш двор. Посредине церкви стоял большой ушат воды и рядом парчовый столик, на котором поставлена водосвятная серебряная чаша с тремя белыми свечами по краям. На клиросе читали «пророчества». Слова их журчали, как многоводные родники в лесу, а в тех местах, где пророки обращаются к людям, звучала набатная медь:   Измойтесь и очиститесь, оставьте лукавство пред Господом: жаждущие, идите к воде живой…   Читали тринадцать паремий. И во всех их струилось и гремело слово «вода». Мне представлялись ветхозаветные пророки в широких одеждах, осененные молниями, одиноко стоящие среди камней и высоких гор, а над ними янтарное библейское небо, и ветер, развевающий их седые волосы… При пении «Глас Господень на водах» вышли из алтаря к народу священник и диакон. На водосвятной чаше зажгли три свечи. – Вот и в церкви поют, что на водах голос Божий раздается, а Гришка не верит… Плохо ему будет на том свете!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

И все же! Попытаюсь создать перечень (естественно, неполный — в каждой местности свои тараканы) того, что можно и нужно знать о крещенских днях, а чего надо бы избегать и не рекламировать: — святая вода предкрещенского сочельника (Великая агиасма) ничем не отличается от той, которую будут освящать в сам праздник Крещения Господня 19 января; — советы фирмы ОБС (одна бабка сказала), что дома обязательно должна быть «богоявленская» (вечерняя) и «крещенская» (дневная) вода, — суеверие; — от того, сколько капель святой воды со священнического кропила попадет в вашу посудину, «качество святости» не зависит; — вода там, где не произносится священническая молитва, не освящается, поэтому в кранах, колодцах, речках и водоемах даже в крещенскую ночь она остается просто водой; — купаться на Крещение здоровому и телесно крепкому человеку можно, но далеко не обязательно (в больницах и поликлиниках и так в эти дни очереди пациентов с простудными заболеваниями); — считать, что окунание в прорубь грехи «снимает», есть лишь прибавление еще одного греха к уже имеющимся; — если православный человек имеет желание окунуться в Иордань (водоем, где освятили воду), следует взять на это благословение у священника; — хранить освященную воду нужно в особом месте и потреблять понемножку (по ложечке), желательно натощак и при болезни; — обливаться святой водой в ванне при купании, дабы выздороветь, нельзя; — от сглаза, наговора, заговора и прочих чудачеств из ореола язычества вода крещенская не помогает, так как она святость, а не одно из суеверий; — гадать в крещенскую ночь ради забавы, фольклора, традиции или оттого, что «так наши предки делали», можно, конечно, но только в церкви после подобного кощунства вам делать нечего — нельзя соединять вместе бесовщину и Христа; — окроплять святой водой жилище можно и нужно, а рисовать на дверных косяках кресты — ваш личный выбор; — вода крещенская (Великая агиасма) не портится никогда не оттого, что в нее ионы серебра с креста попадают, а оттого, что она святая;

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010