Нек-рые бывш. члены 1-го состава ВПЦР вошли в возникший в марте 1919 г. в Киеве церковно-религ. кружок. Его члены образовали приход и разработали устав, легализованный советским правительством Украины. 17 апр. 1919 г. кружок объявил себя новой ВПЦР, к-рая действовала на основе декрета СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» . Главой этого временного органа по организации автокефальной Церкви на Украине был избран зав. секцией сельскохозяйственной статистики при Киевском губисполкоме мирянин Михаил Мороз, зам. председателя - прот. Василий Липкивский. ВПЦР, ее президиум и ревизионная комиссия разместились при киевском соборе Св. Софии. В 1919-1921 гг. ВПЦР была главным центром приверженцев автокефалии правосл. Церкви на Украине. В результате деятельности Мороза и прот. В. Липкивского сторонникам автокефалии переданы большевиками и зарегистрированы как укр. приходы киевские храмы: Николаевский военный собор на Печерске, Софийский собор, Андреевская, Ильинская, Петропавловская церкви; служба в них совершалась на укр. языке. Из-за конфликта с епископатом ВПЦР до «1-го Всеукраинского Православного Церковного Собора УАПЦ» не могла найти никого, кто согласился бы поставить будущих епископов УАПЦ. Обращения к архиепископам Парфению (Левицкому) , Агапиту (Вишневскому) , Грузинскому Католикосу-Патриарху Леониду оказались безрезультатными; созванный 22-26 мая 1921 г. церковный собор Киевщины также не решил вопрос об институализации этой церкви. ВПЦР разослала уполномоченных на места для организации приходских собраний и избрания делегатов на «1-й Всеукраинский Православный Церковный Собор УАПЦ». Собор прошел 14-30 окт. 1921 г. в Киеве, в соборе Св. Софии, по регламенту и инструкциям, разработанным предсоборными совещаниями ВПЦР в авг.-сент. 1921 г.; на нем принят свод канонов для УАПЦ («Киевские каноны»). На Соборе неканоническим способом был рукоположен «митрополит» Василий Липкивский, хиротонию к-рого совершили не епископы, а пресвитеры, диаконы и миряне - участники заседания. От него в свою очередь получили «поставление» др. «епископы» (отсюда бытовавшее в народе название приверженцев УАПЦ «самосвяты»). Главные этапы внутренней жизни УАПЦ (легализована с момента утверждения 10 дек. 1926 «Устава Всеукраинского объединения религиозных общин УАПЦ») связаны с изменениями в ВПЦР и ее президиуме. Согласно «Киевским канонам» ВПЦР являлась исполнительно-адм. органом УАПЦ, ее собрания проходили ежегодно на «Николая весеннего» - Большое Николаевское собрание (Beлuki Mukiльcьki Збори) и на Покров - Большое Покровское собрание (Beлuki Nokpibcьki Збори). Президиум ВПЦР должен был переизбираться каждый год, что, как правило, не исполнялось.

http://pravenc.ru/text/155552.html

Спустя девять лет журнал «Душеполезное чтение» напечатал новый труд отца Агапита – «Очерк жизни настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Исаакия», вышедший в 1899 году в Москве отдельным изданием. В 1900 году вышло жизнеописание старца Амвросия, составленное отцом Агапитом по воспоминаниям многих знавших старца людей и другим материалам. В том же году рясофорный инок Павел (будущий старец Варсонофий) получил благословение собирать материалы о жизни и трудах старца Макария; все собранное было передано отцу Агапиту, и он составил обширную книгу, которая по каким-то причинам оставалась в рукописи почти сто лет... Позднее отцу Агапиту было поручено дополнить собранными материалами и переработать составленное иеромонахом Климентом (Зедергольмом) «Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)», изданное еще в 1876 году. Книга, переработанная отцом Агапитом, вышла в свет в 1917 году (печаталась в типографии Шамординского монастыря). Все жизнеописания, составленные отцом Агапитом, имеют одну особенность: личность автора в них не выражается прямо в собственных словах, а хорошо чувствуется в подборе и порядке цитируемых материалов. В них нет ничего малозначительного – все на высоком духовном уровне и в то же время тепло. Нельзя также не отметить, что уровень писательского мастерства в книгах отца Агапита весьма высок. В декабре 1907 года из-за болезни ног отец Агапит перешел на постоянное жительство в монастырскую больницу. Он еще продолжал служить в храмах обители, нести обязанности духовника – окормлял всех последних старцев Оптиной – отцов Варсонофия, Анатолия, Нектария, Никона. Старец Нектарий ходил к нему в больницу советоваться по каждому делу, а также исповедоваться. Отцу Агапиту в 1912 году предлагали старчество, – он, однако, уклонился от этого. Не однажды предлагалось ему архиерейство, – и этого удела он как-то сумел избежать. Он был схимник, но когда принял схиму – неизвестно. Скончался схиархимандрит Агапит 23 февраля 1922 года, в то уже время, когда Оптина пустынь переживала тяжелые времена перед окончательным ее закрытием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Хомут ременнои да топор да долото, дали 10 алтын 4 деньги. Да монастырьским слушкам нежаловальным за великоденские рубахи по 8 алтын 2 деньги. Агапиту волоцкому, Ларе Шестерне, итого 2 человека, денег дано 16 алтын 4 деньги. Статья по 8 алтын. Юрману Черному, Онанье Санниковскому, Макарку Романовскому, Якуне Жаравлю, Бажинку Никулину, Третьяку Куликовскому, Бажинку Огурцовскому, Ивану Сиземцу, Федору Белозерцу. Итого 9 человек, денег дано 2 рубли 5 алтын 2 деньги. Мочалку Волоцкому, Дружинке Семеновскому по 7 алтын, итого 14 алтын. Да слушкам же нежаловальным дали за шубы деньгами по 12 алтын. Агапиту Волоцкому, Онанье Санниковскому, итого 2 человека, денег дано 24 алтына. Да за сермяги по 10 алтын 3 деньги: Агапиту Волоцкому, Юрману Черному, Федору Белозерцу, Третьяку Куликовскому, Онанье Санниковскому, итого 5 человик, денег дано рубль 19 алтын з деньгою. Да за сермяги ж по 10 алтын: Макарку Романовскому, Якуне Жаравлю, Мочалку Волоцкому, Дружинке Семеновскому, итого 4 человеки, денег дано рубль 6 алтын 4 деньги. Да (по) приказу игумена Матфея нежаловальным же слушкам: Ларе Шестерне, Бажинку Никулину, Бажинку Огурцовскому дано в поисканье для государевы службы по полтине человеку, итого рубль 16 алтын 4 деньги. Отпустили в монастырь служек Ивана Колкацкова да Первушу Пенковского, на дорогу им дали 6 алтын. Поспел Ишуков да Василеи Тебенков ездили с Москвы по сено в Спасское да в Ростокино издержали на свои харчь 5 алтын. Да с Москвы едучи издержали до монастыря на перевозы и на подворное и конскому мастеру за лошадиную стряпню и в мелком росходе рубль 24 алтына 5 денег. И всего в Захарове росходе денег 82 рубли 29 алтын 4 деньги. У казны куплено сукон брацких 3 конца, а в них мерою 111 аршин, денег дано 3 рубля 10 алтын. 9 лжичен вязеных, дано 4 алтына 3 деньги, черни 2 мотка 2 алтына. Каргаломскои крестьянин Иван Кислуха купил 2 пуда 2 чети пеньку, дано рубль денег. 3 косяка мыла, дано рубль 11 алтын. Подмонастырному овчиннику Ларе от 52 мерлушек, от дела дано 3 алтына 2 деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

От 30 октября писал Николаю Ивановичу преподаватель Тульской Духовной семинарии Д. И. Скворцов : «Ваше Превосходительство досточтимейший Николай Иванович ! 21 октября сего года исполнилось пятидесятилетие Вашей многоплодной служебной и литературной деятельности на пользу церкви в борьбе с недугом раскола. Об этом я узнал позднее, чем бы то следовало, а потому своевременно не приветствовал Вас. Не мне, конечно, входить в какую-либо оценку Вашей высокочтимой деятельности, а потому я об этом умалчиваю, а только выражаю Вам, как довольно давний преподаватель по кафедре науки о расколе, самую глубокую признательность и благодарность за все сделанное Вами для этой науки (трудно оценимое). Это потребность моей души и сердца, как человека, которого Вы добрым письмом ободрили на первых шагах изучения науки о расколе и преподавания ее в Тверской семинарии (то было в 1888 году)». От того же 30 октября священник Московской Николаевской, в Доме призрения имени братьев Боевых, церкви А. Крылов прислал Николаю Ивановичу интересное письмо с дорогим для юбиляра приложением-автографом (1852 г.) в Бозе почившего митрополита Сергия. О. Крылов пишет: «Ваше Превосходительство досточтимейший Г. Профессор Николай Иванович ! Ко всем достойным и вполне заслуженным Вами наименованиям Вас – ревностным труженником и много полезным учено-общественным деятелем – во время недавнего чествования —548— Вашего по случаю исполнившегося пятидесятилетия доблестного служения Вашего духовной науке, Святой Церкви и дорогому отечеству, позвольте мне просто и скромно, но вполне истинно и сердечно именовать Вас еще «добрым и умным наставником» – словами, которыми, как Вы видите из прилагаемого при сем письма, охарактеризовал Вас еще 50 лет тому назад покойный Московский Митрополит Сергий. Прилагаемое письмо – подлинный автограф покойного Владыки Митрополита Сергия, писанный им еще в бытность его о. инспектором Московской Академии и Архимандритом настоятелю Новоспасского монастыря Архимандриту Агапиту, только что переведенному из Иосифо-Волоколамского монастыря, передано мне в прошедшем году вместе с другими письмами, адресованными покойному о. Архимандриту Агапиту, хорошим моим знакомым доктором Д. А. Кузьминым и ему в свою очередь перешло от какого-то его товарища по университету из духовного звания, вероятно родственного покойному о. Архимандриту Агапиту.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но откуда был родом, когда и где пострижен в монашество и долго ли жил в Сольвычегодске, достоверно неизвестно. В 1576 году, в марте месяце он сделался тяжко болен и не вставал с постели почти целый месяц. На 27-й день болезни, когда она усилилась уже до того, что Агапит потерял надежду на выздоровление, вдруг явилась ему икона святителя Николая и услышал он голос, приказывающий ему перенести ее в пустое место на речку Маркушу и Тарнагу (Тарнаху) и построить там церковь и обитель иноческую. «Мне ли строить церковь и монастырь, когда не могу встать с постели?» — подумал Агапит и тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым. Изумленный и обрадованный, он пал на колени перед явившейся иконой, долго и пламенно молился, обливаясь слезами, и благодарил Бога и святителя Николая за свое чудное исцеление от болезни. Когда Агапит несколько замедлил в монастыре, то снова услышал тот же голос, повелевающий перенести икону в назначенное ей место, и поспешил отправиться с ней в путь. Во время неблизкого путешествия из Сольвычегодска до Маркуши, когда Агапиту, не имевшему там ни друзей, ни знакомых, ни денег, ни имения на строение церкви, приходили помыслы сомнения, то слышал тот же голос. Невидимый спутник как бы хотел показать тем свое присутствие и близость к Агапиту, рассеять его сомнения, ободрить и уверить в своей помощи. И смиренный постник всецело предал себя водительству и Промыслу Божию. Место для святой иконы было избрано самим святителем, ибо три раза устраивал преподобный Агапит помещение для нее, но на другой день находил святыню на одном месте, на берегу реки Маркуши. Тут он построил небольшую часовню для иконы, келлию для себя и стал подвизаться в ней в непрестанных трудах, посте и молитвах. Глухо и пустынно было тогда место, указанное для жительства Агапиту, непроходимые леса и болота отделяли его от селений, и, несмотря на то, недолго труженику привелось жить в уединении. Лишь только узнали окрестные жители о пришествии и повелении его, «и начата мнози в пустыню сию приходити, приводити недужныя своя, и быша многа исцеления, о чесом преподобный радовашася духом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Изумленный и обрадованный он пал на колени пред явившейся иконой, и обливаясь слезами, долго и пламенно молился и благодарил Бога и угодника Его святителя Николая за свое чудесное исцеление от болезни 216 . Когда Агапит, или за приготовлением необходимого для пути, или за чем-то другим несколько замедлил в монастыре, то снова услышал тот же голос, повелевающий перенести икону в назначенное ей место, и поспешил отправиться с ней в путь. Во время неблизкого путешествия из Сольвычегодска до Маркуши, когда Агапиту, не имевшему там ни друзей ни знакомых, ни денег ни имения на строение церкви, приходила на мысль трудность его предприятия, и начинал он сомневаться в успехе, два раза еще слышал тот же голос. Невидимый спутник как бы хотел показать тем свое присутствие и близость к Агапиту, рассеять его сомнения, ободрить и уверить в своей помощи, и смиренный путник всецело предал себя водительству Промысла Божия. Достигши назначенного места усталый путник остановился на пустынном берегу речки Маркуши, неподалеку от впадения ее в речку Тарнагу, и первым делом его было, избрать место для святой иконы. Три раза устраивал он для нее помещение в разных мстах, по ту и другую сторону р. Маркуши, и на другой день находил ее на одном месте, на берегу Маркуши 217 . Тут он построил сперва небольшую часовню для иконы, и потом келью для себя, и стал подвизаться в ней в непрестанных трудах, посте и молитвах. Как место избранное самим святителем и драгоценный памятник древности, часовня эта сохраняется доныне, поддерживаемая в том самом вид, как устроил ее преподобный Агапит. Глухо и пустынно было тогда место указанное для жительства Агапиту, непроходимые леса и болота отделяли его от селений, не было ни дорог, ни мостов и переходов чрез речки и ручьи, и не смотря на то не долго труженнику привелось жить в уединении. Лишь только узнали окрестные жители о пришествии и поселении его в их пустыне, как начали толпами приходить к нему, одни из любопытства, другие для поклонения принесенной им иконе святителя, иные для того, чтобы получить благословение старца пустынника и посоветоваться с ним о спасении души.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К Агапиту епископу Томскому Преосвящ. Агапит (Вознесенский), кандидат 3 выпуска СПб. академии, 12 авг. 1834 г., был хиротонисан в епископы вновь открытой Томской епархии, в состав которой вошла Алтайская миссия. Первое из помещенных ниже писем к нему архим. Макария, было уже напечатано в Томских епарх. ведомостях, 1895 г., 20 (и перепечатано отсюда в Церковных ведомостях, 1896 г.., 2) с заглавием: «Первое донесение о состоянии Алтайской миссии первого ее начальника первому Томскому епископу». Второе из писем архим. Макария к еп. Агапиту, перепечатывается из книги г. Птохова: «Архимандрит Макарий», стр. 99−100, извлекшего его из Архива канцелярии обер-прокурора Св. Синода (Дело 1838 г. 20783). 68 Преосвященнейший Владыко милостивый Архипастырь, Вкупе со всей паствой, Великим Пастыреначальником вверенной Вашему попечению, служащая в Бийском округе при обращении иноверцев в христианскую веру церковная миссия, передает себя Вашему, святитель Христов, Архипастырскому покровительству. Сия миссия введена в действование, 1830 года августа 3 дня, Архиепископом, ныне Рязанским, Преосвященнейшим Евгением, и тогда же получила от Его Высокопреосвященства походную церковь во имя Всемилостивейшего Спаса. Первоначально сотрудниками моими были семинаристы Василий Попов и Алексей Волков. Первый, послужив со мной два месяца с немногим, в Бийске скончался, а последний, в 1832 году женился и вышел из церковного звания в гражданскую службу. Между тем, в 1831 г. вступил в сотрудничество со мной один семидесятилетний старец из поселенцев – Петр Лисицкий, который и ныне проходит служение с постоянным терпением и усердием, и по благословению Архиепископов Тобольских Преосвященнейших Евгения и Афанасия, в нынешнем году представил Епархиальному начальству прошение о введении его в духовное звание и в монашество. Кроме него с июля 1832 г. служит при миссии в должности толмача, один из крещенных мной татар – Федор Михайлов сын Иштанаков. Миссия служила доселе в соединении 217 иноверцев с Восточной христианской Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Владыка всегда такой энергичной положительной надеждой отличался: – – А! Всё будет хорошо! Царство Небесное, дорогой! Рейтинг: 10 Голосов: 1125 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Надежда 29 августа 2020, 23:09 Какие теплые воспоминания- будто лично познакомилась с Владыкой Агапитом. Вечная ему память. Спасибо отец Игорь, матушка Вика! р.Б Любовь 16 июля 2020, 17:37 Владыке Агапиту- царство небесная и вечная память!+ Сердечная статья!Спаси Господи! Владыку узнала из рассказов на сайте и известием о кончине, из цер.новостей. Так был близок к людям Владыка! лина 12 июня 2020, 13:43 Владыку лично не знала, но присутствовала на службах им возглавляемым. Стояла у самого входа, ждали приезда владыки. Он приехал возгласил положенное и он удалился в алтарь, а посох поставили прям рядом со мной?! Так вот я скромненько при дверях встала. Батюшка такой огромный! А еще он оч. красиво пел. И я присутствовала когда он с юным прислужником разучивал " Тебе поим... " Тааак красиво и ...прям не знаю как сказать, дивное было пение. И эти детки на солее сидящие в Штуттгартском храме. Дети были там хозяевами, воспитанными и оч. им там вольно было.Я воцерковилась в этом храме чудным образом (спаси Господи р.Б Николая , который меня привел в этот храм и познакомил с о.Илией. Отец Илия... священник Димитрий 8 июня 2020, 23:01 Провели в Мюнхене дней шесть, потом он у нас бывал в московском храме, ужинали вместе " по-домашнему " . Всё именно так, как здесь, в статье: простота, внимательная сердечность, душевное тепло, ..., ..., ... Ирина 6 июня 2020, 04:42 Спасибо за чудный рассказ о Владыке Агапите. Царстве Небесное! Тамара 6 июня 2020, 00:49 Царствие Небесное Владыке Агапиту и вечная память. Видно, Господу он там тоже нужен.. Он уже там дома, а мы здесь ещё в гостях. Юлия 5 июня 2020, 17:11 Царствия Небесного Владыке! И спаси Господь за такие добрые и интересные, теплые и личные воспоминания! Не хотелось,чтобы статья заканчивалась! схим. Aмbpociй 5 июня 2020, 10:17

http://pravoslavie.ru/131622.html

Был в то время в Киеве врач весьма искусный, родом и верою Армянин, который, при одном воззрении на больного, мог предсказывать день и час его смерти, если был неисцелим, и никогда не ошибался, потому и не хотел врачевать трудных больных. Один из таковых, которому предсказал Армянин неминуемую кончину чрез восемь дней, принесен был в Печерский монастырь к блаженному Агапиту, а тот, дав ему зелья от своего брашна, исцелил молитвою. Молва о том пронеслась по всей земле Русской, ибо это был первый боярин Великого Князя Всеволода. Исполнился зависти Армянин и, в укор блаженному, послал в Печерский монастырь одного преступника, осуждённого на смерть, которому дал выпить смертного зелья, чтобы умер пред лицем Агапита, но и того исцелил он и спас от смерти повинного смерти. Тогда еще более вооружился на него иноверец и научил людей злоумышленных, дать испить смертную отраву самому Агапиту, но она ему не повредила, по слову евангельскому о верных учениках Христовых: «аще что смертное испиют, не вредит им» ( Мк.16:18 ). Разболелся в Чернигове Князь Владимир Мономах , которого хотя усердно лечил Армянин, но без успеха. Уже близок был к кончине благоверный Князь, когда послал он просить Печерского игумена Иоанна, чтобы прислал к нему в Чернигов Агапита. Но Агапит, никогда не исходивший из врат монастырских, смиренно отвечал: «если это сделаю для Князя, то должен буду ко всем идти; молю тебя, отче, позволь мне не исходить из врат монастырских, для славы человеческой, от которой я обещался пред Богом убегать до последнего издыхания; если же не соизволишь, то удалюсь в иную страну, доколе не минует сия беда». Посланный, видя, что нельзя убедить блаженного идти к Князю, просил отпустить с ним хотя бы несколько зелий, для исцеления своего господина. Вынужденный к тому игуменом, Агапит дал посланному зелья от своего брашна и, как только вкусил от него болящий Князь, немедленно исцелился. Тогда Мономах сам пошел в Печерский монастырь, чтобы видеть человека Божия, чрез которого Господь послал ему исцеление, и щедро одарить его, но он принужден был отдать принесенное злато игумену, потому что Агапит скрылся, избегая славы человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Вовсе не похороны, которые воспринимаются обычно как что-то тягостное, от чего как-то стыдно, неловко, хочется отвести взгляд… Наоборот, это было какое-то торжество вышеестественной жизни. Было, кстати, много детей – девочки какие-то маленькие пришли, и их озорное веселие этого весеннего духа тоже было неким знаком ангельского присутствия. Это было какое-то торжество вышеестественной жизни И не только у детей, но и у всех было это чувство духовного восторга, к которому мало когда вообще можно вот так приобщиться. Очень жалко тех, кто послушал пропаганду по случаю эпидемии: не приходить. Это всё было так непередаваемо радостно и красиво, – точно Господь нам, всем собравшимся, Рай по молитвам нашего владыки в утешение показал. Рейтинг: 10 Голосов: 427 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии р Б Любовь 2 октября 2020, 16:06 Ирина, Ольга, спаси Господи! Трогательная статья- рассказ о Арх.Еп.Агапите! Слезы на глазах.... Еще раз скажу, какое счастье, что у вас есть молитвенник за вашу семью на небесах! Вот пример Любви! Арх.Еп.Агапиту царство небесное и вечная память!+++ Жду продолжения воспоминаний о Подвижнике... рБ Марина 2 октября 2020, 00:56 ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВЛАДЫКЕ АГАПИТУ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ОЛЬГЕ И ВСЕМ ЕГО ЗНАКОМЫМ В СЛУЖЕНИИ И ТРУДАХ!!! Зинаида 1 октября 2020, 20:09 Прочла все статьи воспоминания о владыке Агапите, со слезами, такая глыба Любви, так мало сейчас мы ощущаем настоящей доброты в людях, в себе тоже, так хочется быть похожими на этого Большого рыжего Волшебника. Верю, молится он там у Господа за всех нас, кого знает и любит, и тех, кого не знает, но любит. Будем молиться и мы за него, помнить о владыке Агапите. евгений 1 октября 2020, 13:56 Спасибо за чудесные воспоминания. Как о Святом+++++++++++++ иерей Михаил 1 октября 2020, 12:09 Так сложилось, что я служу в глухой российской деревне, и единственные мои прихожане - воспитанники штутгартского прихода и владыки Агапита, переехавшие из Германии несколько лет назад. Могу сказать одно: такие взаимоотношения с епископом - лишь мечта для российского духовенства и мирян. А обстановка " системности " в современной Русской Церкви лишь всех разобщает. Епископы стремятся к сбору денег, а не к работе с людьми. И это самая настоящая трагедия, похлеще гонений 20 века.

http://pravoslavie.ru/134294.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010