Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРЯНСКАЯ И СЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, включает территорию Брянской обл. , поделена на 10 благочиннических округов. Кафедральный город - Брянск. Правящий архиерей - митр. Александр (Агриков ; с 28 дек. 2011). К 1 янв. 2003 г. в епархии действовали 130 приходов, 7 мон-рей (4 муж. и 3 жен.), служили 184 священника и 26 диаконов. 1920-1945 гг. Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Брянске. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Брянске. Фотография. 90-е гг. ХХ в. В XIII-XVI вв. Брянск неоднократно являлся местопребыванием Черниговско-Брянских епископов (см. Брянская обл. ). Самостоятельная Брянская епархия была учреждена 22 дек. 1920 г. (или в нач. 1921), после образования Брянской губ. (1 апр. 1920). На территории епархии к моменту образования действовало более 300 храмов, в 1922-1923 гг. в составе епархии существовало Новозыбковское вик-ство . В 1920 г. (или в нач. 1921) Брянским епископом был назначен Амвросий (Смирнов) . Во 2-й пол. 1922 г. он был арестован за противодействие обновленчеству и выслан в Москву, где проживал без права выезда; в 1923 г. он был назначен епископом Рязанским. С 15 нояб. 1923 г. епархией временно управлял викарий Орловской епархии Карачевский еп. Агапит (Борзаковский) , 25 мая следующего года назначенный на Брянскую кафедру. В 1924-1926 гг. он находился в ссылке в Тверской губ., в 1927 г. вернулся в Брянск, 21 дек. 1929 г. выехал в Орёл. В 1930 г. на Брянскую кафедру был назначен еп. Матфей (Храмцев), скончавшийся в Брянске 7 апр. следующего года (погребен в Свенском мон-ре). В дек. 1931 г. Брянским епископом стал непоколебимый борец с обновленчеством еп. Даниил (Троицкий) , 7 янв. 1934 г. возведенный в сан архиепископа. При еп. Данииле были обретены мощи св. кн. Олега Романовича Брянского и перезахоронены под алтарем Введенского храма Петропавловского мон-ря во избежание поругания от безбожников. После ареста в нач. 1934 г. архиеп. Даниила († 1934) 5 апр. того же года Брянским епископом стал Иоасаф (Шишковский-Дрылевский), скончавшийся 15 дек. 1935 г. В 1936 г. на Брянскую кафедру был назначен Ювеналий (Машковский) , к-рый в это время находился во Владимире, там он был арестован и вскоре скончался в заключении, затем Брянской епархией временно управлял Волоколамский еп. Иоанн (Соколов) . Сведений о Брянских епископах в 1936-1942 гг. нет.

http://pravenc.ru/text/153529.html

С тех пор как в Оптиной Пустыни установился добрый порядок иноческой жизни вследствие введенного между братиями старчества, ее посещали в разные времена некоторые иерархи. Так, вышеупомянутый Киевский митрополит Филарет дважды посетил монастырь и скит проездом в Киев из С.-Петербурга, где он находился некое время как член Св. Синода: в первый раз в 1837 году, а в другой раз в 1842 году. Далее, в 1844 году посетил Оптин монастырь и скит проездом из Орла в Вологду Вологодский архиепископ Евлампий. Он ласково приветствовал всех братий, а в особенности скитского иеромонаха Иоанна, составителя нескольких противораскольнических книг, за его труды. Узнав, что в скиту храм во имя Св. Иоанна Крестителя Господня, изъявил желание, чтобы ему отслужен был молебен – что и было исполнено с возглашением высокопочтенному посетителю многолетия. Благословив затем всех скитян и испросив их молитв, святитель отправился в монастырь, а потом вскоре и в предлежавший ему путь. 1846 года 18 сентября посетил Оптин монастырь и скит Курский архиепископ Илиодор, проездом из Курска в С.-Петербург. Был встречен о. игуменом Моисеем со всеми братиями монастырскими и скитскими во святых воротах и сопровождаем во Введенский собор, в котором, помолившись Господу, беседовал к братии о иноческих подвигах, с отеческим наставлением к душевному назиданию братии. Был и в скитской церкви; и со всеми обращался весьма благосклонно. А в следующий день, в пять часов утра, высокий гость отправился из Оптиной в дальнейший путь, оставив всему оптинскому братству архипастырское благословение; и благодарил о. игумена и скитоначальника о. Макария за усердный прием его. 17 сентября 1851 года скончался Калужский епископ Николай (Соколов). На погребение его приехал из Тулы епископ Димитрий (впоследствии Одесский архиепископ). По этому случаю были в Калуге и Оптинский настоятель о. игумен Моисей со старцем Макарием. Погребение совершено епископом Димитрием 21 сентября, после чего владыка сей изволил посетить Оптину Пустынь. Но подробности этого посещения неизвестны. В скитской летописи помечено еще под 31 августа 1852 года следующее: «В воскресенье преосвященный Дамаскин (бывший Тульский) слушал в скиту раннюю обедню; после чего пил у батюшки о. Макария чай; на поздней был в монастыре. Обедал у о. игумена; а около 4-х часов пополудни отбыл обратно. О нашей обители между прочим отозвался так: «Если кто желает витать между небом и землей, тот должен жить в Оптиной».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Мельник В. И. В статье доктора филологических наук, профессора, члена-корреспондента АН Республики Татарстан, научного сотрудника Перервинской духовной семинарии.Владимира Ивановича Мельника исследуется вопрос о связях Троице-Сергиевой Лавры и Спасо-Вифанского монастыря с фактом опубликования первых житий преподобного Серафима Саровского. Подчеркивается, что первые жития, написанные в 1840-х гг. учениками прп. Серафима, создавались в стенах Лавры и Спасо-Вифанского монастыря, поскольку после кончины старца в январе 1833 г. в течение полугода все его ученики были вынуждены покинуть Саровскую пустынь и перейти под покровительство настоятеля Лавры прп. Антония (Медведева), а значит, и свт. Филарета (Дроздова), активно участвовавших в продвижении публикаций через Духовную цензуру. Цензуровал духовные наставления прп. Серафима и первое житие 1841 г., автором которого был лаврский иеромонах Сергий (Васильев), ректор Вифанской духовной семинарии архимандрит Агапит (Введенский). Литературный критик Владимир Иванович Мельник побеседовал с корреспондентом портала «Богослов.Ru» иеромонахом Адрианом (Пашиным). Личность и творчество великого русского писателя И.А. Гончарова впервые рассматриваются с христианской точки зрения. Установлено, что писатель находился в церковной ограде от первого до последнего дня своей жизни, а в его романах разлит свет Евангелия. Романная трилогия Гончарова показывает духовное восхождение героя: от АДуева в «Обыкновенной истории» до РАЙского в «Обрыве». Книга доказательно ставит имя писателя Гончарова в ряд христианских русских писателей: от Н.В. Гоголя до А.С. Хомякова и Ф.М. Достоевского. При этом Гончаров шёл своим путём, предвосхищая поиски христианской философии Серебряного века. Библиография Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/person/215283

составитель Терещенко Т. Н. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1 . Собрание писем оптинского старца Амвросия к мирским особам. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2003. 2 . Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия: В 2 ч. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1900. 3 . Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирянам. В 3 ч. Сергиев Посад, 1908. 4 . Прот. Сергей Четвериков. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Изд. Козельской Оптиной Пустыни, 1912. 5 . Сборник писем и статей оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1984. 6 . Ф.П. Ч-н. Тяжелая утрата. 2-е изд. М., 1892. 7 . Душеполезное чтение. 1892. Янв. 8 . Душеполезное чтение. 1900. Апр. 9 . Душеполезное чтение. 1901. Янв. 10 . Душеполезное чтение. 1901. Авг. 11 . Душеполезное чтение. 1902. Февр. 12 . Душеполезное чтение. 1902. Авг. 13 . Душеполезное чтение. 1908. Март. 14 . Душеполезное чтение. 1909. Янв. 15 . Душеполезное чтение. 1909. Февр. 16 . Душеполезное чтение. 1910. Март. 17 . Преподобный Амвросий Оптинский . Умудряйся и смиряйся: Сборник писем. М., Изд-во Сретенского монастыря, 2005. 18 . Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. 19 . Собрание писем оптинского старца Иосифа. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005. 20 . Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2000. 21 . Житие иеромонаха Никона. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1996. 22 . Житие иеросхимонаха Льва. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. 23 . Житие схиархимандрита Моисея. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1992. 24 . Житие иеросхимонаха Илариона. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993. 25 . Житие иеросхимонаха Нектария. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1996. 26 . Житие схиархимандрита Варсонофия. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1995. 27 . Житие схиигумена Антония. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1992. 28 . Житие схиархимандрита Исаакия 1. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1995. 29 . Беседы схиархимандрита оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. СПб., 1991. 30 . Письма оптинского старца Льва к монаху Иоанникию. СвятоВведенская Оптина Пустынь, 2002. 31 . Преподобный Амвросий Оптинский . Собрание писем к монашествующим. 32 . Преподобный Никон Оптинский (Беляев) . Дневник 1907–1919 гг. 33 . Иеромонах Никон (Беляев) . Дневник последнего старца Оптиной Пустыни. bogistina.info/bible Читать далее Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т./[ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009./Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Серафима (особенно во время «дивеевской смуты»). Очевидно, владыка Филарет понимал, что в Св. Синоде могут возникнуть затруднения с житием прп. Серафима . В этом случае он решил частично соединить две книги иеромонаха Сергия: к жизнеописанию старца Марка прибавить духовные наставления о. Серафима. 11 августа 1838 г. он написал архимандриту Антонию: «Духовные наставления лучше цензоровать отдельно, чтобы, в случае затруднения для жития, не затруднить и им дорогу» . Через три месяца, 30 декабря 1838 г., духовные наставления прп. Серафима благополучно прошли через Московский Духовно-цензурный комитет. Их одобрил к печати цензор, ректор Вифанской духовной семинарии (1834–1842) архимандрит Агапит (Введенский), строгий исполнитель монашеского устава, неумолимо преследовавший небрежность в богослужении и выполнении долга. Иеромонах Сергий поместил наставления старца Серафима в конце «Краткого начертания жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка» (М., 1839), причем жизнеописание отца Марка занимало первые десять страниц книги, а на остальных 63 страницах были помещены 33 духовных наставления отца Серафима. Признание святости прп. Серафима постоянно встречало сильное сопротивление, начиная с жизни в монастыре и кончая вопросом о прославлении в 1903 г., когда лишь благодаря непосредственному участию государя Николая II вопрос о канонизации был решен положительно. Прп. Серафим был заранее извещен об этих препятствиях и сказал: «Того царя, который меня прославит, и я прославлю». Тем не менее с помощью митрополита Филарета первое жизнеописание прп. Серафима вышло в свет через два года после жизнеописания прп. Марка, в 1841 г. Цензором был все тот же ректор Вифанской духовной семинарии архимандрит Агапит, думается, имевший беседу с владыкой Филаретом. Помимо митрополита Филарета, книгу одобрили митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров), епископ Тамбовский Арсений (Москвин) и архиепископ Подольский Кирилл (Богословский-Платонов). Но это еще не все, чем Вифанский монастырь оказался связанным с прп.

http://bogoslov.ru/article/6192688

В 1917 г. состоялся последний набор в В. с., 11 нояб. «ввиду тяжелых экономических условий» занятия были прекращены и воспитанники отпущены домой (согласно распоряжению, «по 5 февраля 1918 г.»), занятия в семинарии не возобновились. За все время своего существования В. с. подготовила и выпустила свыше 3500 чел. Среди ее выпускников - новомученики протоиереи Григорий Воинов и Сергий Константинов , свящ. Константин Некрасов , диак. Николай Цветков , а также профессора МДА Алексей И. Введенский , В. П. Виноградов , Д. Ф. Голубинский , П. И. Горский-Платонов , П. С. Казанский , Н. Ф. Каптерев , проф. КазДА А. И. Гренков , археолог К. И. Невоструев и др. Среди ректоров семинарии были буд. архиереи, деятели духовного просвещения, ученые, люди высокой монашеской жизни: Парфений (Чертков , 1814-1817; впосл. архиеп. Владимирский), Никанор (Клементьевский , 1818-1826; впосл. митр. Новгородский и С.-Петербургский), Венедикт (Григорович , 1829-1831; впосл. архиеп. Олонецкий), Евлампий (Пятницкий , 1831-1834; впосл. архиеп. Тобольский), Агапит (Введенский ; 1834-1842), свт. Филофей (Успенский , 1842-1847; впосл. митр. Киевский), Евгений (Сахаров-Платонов , 1847-1849; впосл. еп. Симбирский), Леонид (Краснопевков , 1849-1853; впосл. архиеп. Ярославский), Игнатий (Рождественский , 1857-1861; впосл. еп. Костромской), Никодим (Белокуров , 1862-1866; впосл. еп. Дмитровский), Сергий (Спасский , 1866-1872; впосл. архиеп. Владимирский), прот. Филарет Сергиевский (1874-1883), Александр (Светлаков , 1883-1885; впосл. еп. Калужский), Иаков (Пятницкий , 1886-1891; впосл. митр. Казанский), Антоний (Каржавин, 1891-1895; впосл. архиеп. Тверской), Трифон (Туркестанов , 1897-1899; впосл. митр.), прот. Андрей Беляев (1899-1912) и др. Последним ректором В. с. был сщмч. Герман (Ряшенцев , 1912-1918, впосл. еп. Вязниковский). Семинария владела хорошей б-кой, сформированной благодаря пожертвованиям митр. Платона, свт. Филарета (Дроздова), С.-Петербургского митр. Никанора (Клементьевского), профессоров семинарии и др. лиц. В 1858-1877 гг. Московская консистория передала в В. с. часть рукописей и книг, конфискованных у старообрядцев (наиболее древние относятся к XVI в.). В 20-х гг. XX в. большая часть б-ки В. с. хранилась в помещении б-ки МДА и в 1930-1945 гг. в составе собрания МДА поступила в ГБЛ (в 1966 выделена в отдельный фонд - 556). Значительную часть собрания составляют материалы, связанные с деятельностью митр. Платона, Псковского архиеп. Мефодия (Смирнова) , преподавателей семинарии (Рукописные собрания ОР ГБЛ. Т. 1. Вып. 2. М., 1986. С. 171-177).

http://pravenc.ru/text/158878.html

Известны случаи исцеления от телесных болезней и беснования после служения панихиды на могиле А. 6 июня 1988 г. на Поместном Соборе РПЦ А. был причислен к лику святых с установлением ему всероссийского почитания. 16 окт. 1988 г. при раскопках в Оптиной пуст. были обретены честные останки одного из оптинских старцев, ошибочно принятые за останки А. и впосл. опознанные как останки прп. Иосифа (Литовкина) . Мощи А. были обретены 10 июля 1998 г. вместе с мощами еще 6 Оптинских преподобных и в наст. время почивают в приделе во имя Амвросия Введенского собора обители. В Оптиной пуст. хранится икона Божией Матери «Спорительница хлебов» из кельи А. и принадлежавшие преподобному вещи (скуфья, палочка-посох, наградной крест, корец). К прославлению А. были написаны тропарь (проект игум. Андроника (Трубачёва) ) и кондак (проект архим. Иннокентия (Просвирнина) ), впосл.- Служба с акафистом (проект прот. Вадима Смирнова, впосл. игум. Никон). Соч.: Изречения... записанные преимущественно сестрами Шамординской общины//ДЧ. 1892. Ч. 1. С. 176-195, 383-385, 527-530; Ч. 2. С. 151-154; Ч. 3. С. 370-371; Сб. писем и статей. М., 1894. Ч. 1; 1897. Ч. 2; Избр. места из писем к семейным особам. М., 1897; Душеполезные наставления. М., 1898; Собр. писем... к мирским особам. Серг. П., 1908. Ч. 1. М., 1991р; Собр. писем... к монашествующим. Серг. П., 1908. Вып. 1; 1909. Вып. 2; То же. Козельск, 1995р; Молитвы о помощи и других житейских делах: Советы прп. Амвросия Оптинского. М., 1995; Молитвенное правило прп. Амвросия Оптинского, читаемое во время скорби и искушений. М., 1996; Собр. писем... [к монашествующим и мирянам]: В 3 ч. М., 1997р; Три неизвестных сочинения. СПб., 1997; Поучения старца Амвросия: Избр. речения, извлеч. из разных источников/Сост. схиархим. Иоанн (Маслов). М., 1998. Лит.: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Серг. П., 1992р; Е[раст] В[ытропский], монах. Краткое сказание о жизни оптинского старца иеросхим. отца Амвросия: С прил.

http://pravenc.ru/text/114352.html

Николая Чудотворца (муж., основан в 1682); Введенский Новодевичий (основан во 2-й пол. XVII в.); Борщёвая Николаевская пуст. (основана ранее XVII в.), Предтечева Яменская пуст. (основана ранее XVII в.); Полпинская во имя Иоанна Предтечи пуст. (муж., в с. Полпине, в 9 км к востоку от Брянска при р. Снежети, основана в 1712); Воскресенский в Брянске (жен., основан в 1713); Радогощская Спасская пуст. (время основания неизвестно). В посаде Злынка (в наст. время город) в 1828 г. был закрыт единоверческий Троицкий муж. мон-рь (основан в 70-х гг. XIX в. как старообрядческий, в 1784 перешел в единоверие). В 20-х гг. XX в. были закрыты трубчевский Чолнский Спасский (на р. Десне, в 13 км от г. Трубчевска, муж., основан в XVI (?) в., закрыт в 1923), севский в честь Преображения Господня (муж., основан в 1618, с 1764 архиерейский дом, закрыт в 1921), Каменский Успенский (муж., основан в 1681, в 1786 преобразован в жен., закрыт в 1928), Белобережская брянская пустынь (в урочище Белые Берега на берегу р. Снежети, муж., основана в 1706, закрыта в 1920), климовский в честь Покрова Пресв. Богородицы (муж., основан в 1765 как старообрядческий, в 1847 перешел в единоверие, закрыт в 1923), Малиноостровский Рождество-Богородицкий (муж., основан в 1768 как старообрядческий, в 1842 перешел в единоверие, в 1865 преобразован в жен. общежительный, закрыт в 1926), Клетнянская Троицкая пуст. (основана в 1851, в 1918 преобразована в приход), Разрытовский Свято-Троицкий Покровский (жен., основан как община в 1900, в 1904 преобразован в мон-рь, закрыт в 1921) мон-ри. Решением Свящ. Синода от 29 мая 2013 г. из состава епархии выделена Клинцовская епархия . Брянская епархия включена в состав Брянской митрополии . Архиереи Еп. Амвросий (Смирнов; кон. 1920 (нач. 1921?) - 1923); еп. Агапит (Борзаковский; 25 мая 1924 - 4 июня 1930); еп. Матфей (Храмцев; 1930 - 7 апр. 1931); еп. Даниил (Троицкий; дек. 1931 - нач. 1934, с 7 янв. 1934 архиеп.); еп. Иоасаф (Шишковский-Дрылевский; 5 апр. 1934 - 15 дек. 1935, с 1935 архиеп.); еп.

http://pravenc.ru/text/153529.html

Г. умер в нищете. Организованные за казенный счет похороны Г. на Введенском кладбище превратились в общественное событие. В Москве находятся 2 памятника Г.: на Введенском кладбище и во дворе бывш. Полицейской больницы (совр. адрес - М. Казённый пер., д. 5). В 1897 г. А. И. Полем была опубликована книга, написанная Г., «Призыв к женщинам» (М., 19112). В этом своего рода духовном завещании автора изложены нравственные и религ. начала его жизни. Философское соч. «Problèmes de Socrate» (Вопросы Сократа), к-рое Г. также завещал опубликовать доктору Полю, не сохранилось. 31 марта 1998 г. от Конгрегации канонизации святых было получено разрешение начать процесс беатификации Г. Соч.: Ma visite aux eaux d " Alexandre en 1809 et 1810. М., 1811 (рус. пер.: Мое путешествие на Александровские воды//Доктор Гааз: Сб. Ставрополь, 1989); Призыв к женщинам. М., 1897; Азбука христ. благонравия: Об оставлении бранных и укоризненных слов... М., 1898; Изречения. [М., 1912]. Лит.: Кони А. Ф. Федор Петрович Гааз. М., 19145, 2004р; Hamm A. Der deutsche Doktor von Moskau: Sein Leben und Wirken. Bad Munstereifel, 1980; Копелев Л. З. Святой доктор Фёдор Петрович. L., 1985. СПб., 1993; Миклашевская Е. П. , Цепляева М. С. «Утоли моя печали». М., 2002; Врата милосердия: Кн. о докторе Гаазе/Изд. А. И. Нежный. М., 2002. М. Б. Овчинникова Рубрики: Ключевые слова: БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики ЕВГЕНИЙ Боткин Евгений Сергеевич (1865-1918), лейб-медик имп. мч. Николая II, св. прав. врач, страстотерпец (4 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря

http://pravenc.ru/text/161191.html

14 февраля 1919 года Михаила призвали в Красную армию, где он служил в Комиссариате снабжения и распределения Союза коммун Северной области сначала в должности рядового контро­лера, а затем старшего контролера. С 3 сентября 1919 года его ста­ли назначать на самые разные должности: он служил начальни­ком связи, командиром батареи, особоуполномоченным по сбору военно-исторического материала штаба артиллерии 2-го строе­вого дивизиона, адъютантом при штабе, делопроизводителем в управлении начальника артиллерии Петроградского военного округа. Он участвовал в боях против белополяков под Гродно – Лидой и под Петроградом – Нарвой против Юденича, в армии которого воевал его старший брат Иван. 15 сентября 1921 года Михаил поступил в Петроградский Бого­словский институт, в котором он проучился до его закрытия в мае 1923 года. 15 августа 1922 года Михаил был уволен из армии по сокраще­нию штатов в бессрочный отпуск и осенью того же года по приглашению Лидии Васильевны Защук [c] , бывшей в то время за­ведующей музеем «Оптина Пустынь», расположившимся в Козельской Введенской Оптиной пустыни, стал сотрудником музея – хранителем монастырской библиотеки. Здесь он стал усердно знакомиться со святоотеческой литературой и богатейшими по своему духовному содержанию рукописями. Живя в Оптиной, Михаил был духовным сыном старца Некта­рия [d] ; под его руководством он занимался в библиотеке, читал уче­никам старца доклады на богословские темы. Ложем ему в то вре­мя служила доска. После высылки старца Нектария из монастыря духовным отцом Михаила стал в 1923 году иеромонах Никон (Беляев) [e] , который постриг его в монашество с именем Агапит. По воспоминаниям знавших монаха Агапита в этот период, он был человеком высоким, худым, всегда грустным и сосредоточен­ным, искавшим в христианстве не столько утешения, как это ча­сто бывает, сколько духовного подвига. Недоброжелатели доносили о нем в ОГПУ, что он «неоднократно в коленопреклоненном состоянии у старцев был заставаем» и поддерживает «живую тесную связь с монахами, проживающими в музее и вне его».

http://fond.ru/foto/540/Agapit/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010