Скачать epub pdf Схимонах Агапий Схимонах Агапий (в миру – Александр Андреевич Молодяшин) родился в 1838 году в деревни Уткино Ростовского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. «С двенадцати годов моей жизни пошли на меня скорби, то за грехи, то для испытания, то для предохранения, – писал своему другу архимандриту Агафангелу отец Агапий. – Я в монастырь ушел 22 годов не по духовной ревности к спасению, но по причине убожества (болезни глаз) и с братом разнонравия. Если бы этого не было, мне никогда и мысль не пришла бы идти в монастырь. Вот я теперь и соображаюсь со Святым Писанием: один святой отец пишет, что иные спасаются разумом, иные – произвольным подвигом, иные – Божиим Промыслом; последнее ко мне приличнее и ближе всех». По смерти родителей старшим в доме сделался брат Александра. Оба брата были совершенно разные. Начавшиеся разногласия с братом очень тяготили Александра, и он решил отправиться на Валаам помолиться Богу и у Него найти себе утешение. Недолго пришлось Александру пожить в святой обители: тяжелые труды валаамских иноков оказались ему не по силам. Однако он заметил, что в его душе появилось твердая решимость принять монашество в Валаамской обители. Вернувшись домой в мирном расположении духа, он первым делом поспешил примириться с братом. Открыв ему свое желание принять монашество, Александр просил его внести в монастырь некоторую сумму денег, которая служила бы небольшим взносом на его содержание. Брат, зная характер Александра, вполне одобрил его намерение удалиться в монастырь и согласился выделить часть денег. 13 ноября 1860 года Александр прибыл на Валаам. Игумен Дамаскин, не любивший делать никаких послаблений, особенно для новоначальных, на этот раз сделал исключение и принял Александра в обитель. Ему было дано послушание на огороде. 22 мая 1864 года Александр был зачислен в братство Валаамского монастыря, а 4 апреля 1870 года игуменом Дамаскиным пострижен в монашество с именем Агапий. С юных лет Александр страдал глазной болезнью, которая усилилась. Один глаз совсем перестал видеть, и нести послушание стало затруднительно. Вскоре он совершенно ослеп, был освобожден от всякого послушания и 26 августа 1883 года уволен за штат, т. е. на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава 11 О гневе и ругани Гнев – это стремление к отмщению, и он может быть хорошим или плохим. Хороший гнев – когда ты совершаешь подобающее отмщение, чтобы что-то неверное исправить или сохранить справедливость. Такой гнев, будучи разумным и справедливым, не только не является грехом, но и полезен тебе, ибо ты предотвращаешь гнев в других, раз есть законная причина. Кроме того, ты исполнял лежащую на тебе обязанность как стоящий впереди и отвечающий за дело. Наказать безчиние – не грех, как говорит божественный Иоанн Златоуст в 11-й «Беседе на Матфея». Кто не разгневан по законной причине, тот согрешает. Ведь безсмысленное терпение потакает уклонению с пути истины, воспитывает безответственность и толкает к пороку не только плохих, но и благих людей. Хороший гнев – когда ты видишь, что кто-то грешит явно с презрением к священному Закону, а ты гневаешься, чтобы его научить. Например, если работают в праздник, а ты их обличаешь; или пляшут в храме Господнем, а ты их сечешь, как это сделал сам Господь, бичуя торгующих в храме, и тому подобное. Дурной гнев – когда ты гневаешься безчинно, наставляешь человека несправедливо или превосходящего тебя по чину и по разуму. Тогда гнев – это грех, потому что он давит на разумное существо и смущает его. Нужно вести себя так, чтобы гнев не владел тобой, не забегал вперед разума, но следовал за ним как слуга. От гнева рождаются и другие грехи: гневливость, крик, хула, драка, оскорбление и другое. Этим грехом ты грешишь различным образом. Прежде всего, если мстишь кому-то, не имея на то власти и веления справедливости. Второе, если из-за безчинного соблазна и многого гнева ты пренебрегаешь своим спасением, то есть не подчиняешься Церкви или не делаешь других душеспасительных дел. Третье, – если ругаешься и хулишь, что есть величайшее беззаконие, как ты слышал из шестой главы. Четвертое, если ты проклинаешь самого себя или ближнего, говоря, чтобы его побрал враг, или чтобы его нашло зло. Грех становится еще больше, если проклинаемый тобой, – достойный человек, то есть отец или мать семейства, начальник, старший. Но если ты желаешь телесную слабость или другую скорбь грешнику для того, чтобы он обратился или для иного доброго выхода, то это не грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИЙ СТАРШИЙ [греч. Αγπιος Ιερομναχος Πρεσβτερος, в миру Леонард Асимакис] (1741, Димицана, Аркадия - 14.02.1815, Аргос), иером., греч. просветитель. Учился в «тайной школе» мон-ря Философу и в Триполи (Центр. Пелопоннес). В 1758 г. отправился в К-поль; стремился попасть в Афонскую академию (см. Ватопед ), где тогда преподавал Евгений Вулгарис ; при содействии своего земляка и покровителя Г. Гунаса был принят в Евангельское уч-ще в Смирне (М. Азия), к-рым управлял итакиец И. Дендринос. По окончании обучения в 1764 г. принял постриг и вместе с мон. Герасимом (Г. Гунасом) вернулся на родину, где открыл Димицанскую школу на 300 учеников, получившую офиц. признание со стороны К-польской Патриархии (2 мая 1769). Однако в ходе антитур. восстания 1770 г. верные туркам албанцы разорили школу, а сам А. С. бежал на о-в Закинф. В 1781 г., после смерти И. Дендриноса, А. С. был приглашен на должность директора Смирнского Евангельского уч-ща, где преподавал в 1781-1782 гг. После паломничества в Палестину и на Синай А. С. в 1786 г. принял в К-поле посвящение в иеромонаха и чин великого иерокирикса (священнопроповедника). В этом звании он объехал всю Грецию и М. Азию, проповедуя и устраивая школы. Пользуясь всенародной известностью, А. С. собирал богатые пожертвования, к-рые употреблял на дела благотворительности и устройство школ; большую помощь он оказал Димицанской школе, восстановленной в 1795 г. (этой школой управлял его заместитель Агапий Младший, преемником к-рого после его кончины в 1812 г. А. С. назначил одного из лучших учеников). Основал школу в Аргосе. Деятельность ученого монаха А. С. была плодотворной: у него учились буд. Патриархи (среди них сщмч. Григорий V ), епископы, учители, деятели восстания 1821 г. Для А. С. просвещение имело не только церковное значение - оно было средством возрождения порабощенного турками греч. народа. Подготовил издания: Συλλογ πντων τν Ιερν κα Θεων Καννων τν τε Αγων Αποστλων κα Οκουμενικν Συνδων, μα δ κα τοπικν, σν τοτοις κα τν λοιπν Αγων Πατρων τν κατ δαν ροθετησντων, κα π Συνδων Οκουμενικν τοπικν θεωρηθντων... (Собрание всех священных и божественных канонов...- соответствует «Книге Правил»). Venetiis, 1787; Πηδλιον τς νοητς Νης, τς Μας, Αγας, Καθολικς κα Αποστολικς τν Ορθοδξων Εκκλησας, τοι παντες ο Ιερο κα Θεοι Καννες τν Αγων Οκουμενικν Συνδων... Lipsiae, 1800 ( «Пидалион» - соответствует слав. Кормчей книге ), составлен А. С. совместно с прп. Никодимом Святогорцем с целью сделать церковные правила общедоступными; древнегреч. текст канонов сопровождается пространным толкованием на народном языке. «Пидалион» и поныне пользуется у правосл. греков высоким авторитетом.

http://pravenc.ru/text/63112.html

Чудо 66 Об упавшем со стены и разбившемся, исцеленном Богородицей В той же Критской крепости есть другая Чудотворная икона Пресвятой Богородицы в соборном храме святого апостола Тита. Образ сей творил великие знамения не только в древние времена, но и сегодня по вере каждого. Многих недвижных и расслабленных Она подняла, сумасшедших уврачевала и различные немощи исцелила, как свидетельствуют серебряные и золотые украшения, висящие вокруг святого образа, который называют также Госпожа Месопантитисса. Ее образ выносят каждый вторник и в шествии идут протоиерей и протодиакон этого города, другие священники и много народа, особенно безчисленно бывает женщин. Приходя к храму святого Марка, они благоговейно молебствуют, а затем идут совершать литургию во всех церквях, по старшинству. Часто случается, что служится шесть литургий одновременно, и протоиерею золотую монету дает каждый, кто желает, чтобы протоиерей служил в его приходе. Когда они собираются, исполнив службу, то возвращают святой образ в кафедральный собор и дают половину денег в храм, а остальное делят протоиерей и протопсалт. Из этого каждый может понять, что Всесильный Бог этим священным образом Богоматери совершает великое множество чудотворений. Из них мы назовем одно, которое произошло недавно. В 1519 году, в месяце апреле, некий солдат сорвался со стены храма святого Петра, где он стоял на страже по порядку, заведенному во всех крепостях Крита. Этот солдат (его звали Иоанн) очень благоговел к Пресвятой Богородице и часто ходил для поклонения в названный храм святого Тита, где он отдыхал от ответственной службы. Итак, когда он шел ночью от одного края стены до другого, то содействием беса упал вниз, а высота была десять морских саженей, и внизу торчали твердые и острые камни. Стражник поломал себе все кости и являл жалкое зрелище, так что он не мог ни встать, ни пошевелиться. Утром его подняли и отнесли в больницу святого Петра, чтобы похоронить, когда он отдаст душу. Никто тогда не осмелился сказать, что солдат может прожить хотя бы один час, поэтому и не привели врача.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Началось сотрудничество с известными популярными в греческих землях проповедниками, которые пользовались издательскими и практическими наработками традиционалистов. Показательна дружба Никодима с проповедником иеромонахом Агапием Старшим (1741–1815), который помогал ему в работе по составлению «Пидалиона». Агапий занимался просвещением, проповедуя и открывая школы по всей Греции, стремясь пробудить греческий народ и приблизить национальное освобождение. Показательно, что среди учеников Агапия были и активные участники Греческой революции 1821 года. Большое число известных и авторитетных преподавателей, многие из которых приняли активное участие в подготовке национально-освободительного движения 697 , было и среди последователей Космы Этолийского . Одним из них был ученик основанной им школы в Превезе Димитриос Залогитис. «Патриот своего отечества», он служил примером для современников, «а его дом стал центром встреч и общения образованных греков и иностранцев» 698 . На благо сограждан служила и собранная им библиотека «филологических и религиозных книг» 699 . На наш взгляд, история развития православного традиционализма XVIII – начала XIX bb. во многом напоминает аналогичное движение исихастского возрождения XIV b. Оба они со временем стали гораздо шире собственно исихастского или вообще монашеского течения, к ним примкнули общественные деятели, иерархи, деятели искусства и книжники. Таким образом, постепенно сформировался своеобразный «исихастский интернационал» 700 , центром которого стали православные монастыри, оказывавшие на современников существенное влияние. В историографии бытует мнение 701 , что издательские усилия православных просветителей не были оценены современниками. Признавая влияние традиционалистов на простой народ, а также на жизнь Церкви и общества, которое проявилось, начиная со второй половины XX века, учёные, как правило, отрицают их влияние в контексте школьной образовательной системы. (Интересно, что в этом сходятся исследователи, придерживающиеся диаметрально противоположных точек зрения: отрицающий какое-либо существенное влияние традиционалистов современный греческий историк Георгакопулос и сторонник так называемого «традиционного» направления историографии Акривопулос).

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

В пособии мы рассказали о 50 супружеских парах: Святые мученики Эспер и Зоя Атталийские, их сыновья Кириак и Феодул, II в. Святые Георгий исповедник и его супруга Ирина Константинопольские, IX в. Святые преподобные король Стефан и королева Ангелина Бранковичи, правители Сербские, и их сыновья Максим и Иоанн, XV в. Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские, XIII в. Святые благоверные князья Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский, XIV-XV в. Святые благоверные князья Константин, Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы, XI в. Святые благоверные князья Георгий (Глеб) и Агафия Владимирские и их сын князь-мученик Владимир, XII-XIII в. Святые благоверные князья Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа) Псковские, XIII в. Святые апостол Андроник и его супруга и помощница Иуния, I в. Святые великомученик Евстафий Плакида, жена его, мученица Феопистия и чада их, мученики Агапий и Феопист, XI-XII в. Святые правоверный царь Иустиниан и царица Феодора, VI в. Святые священномученик протоиерей Владимир и его супруга, мученица Евфросиния Джуринские, XX в. Святые мученики Сирийские Терентий и Неонила и чада их: Сарвил, Фот, Нит, Феодул, Иеракс, Вил и Евникия, III в. Святые преподобные Андроник и Афанасия, V в. Святые мученики Хрисанф и Дария, Клавдий и Илария, III в. Святые благоверные князья Владимир и Агриппина, Ржевские чудотворцы, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Ярослав Мудрый, его супруга Ирина и их сын благоверный князь Владимир Новгородский, X-XI в. Святые святитель Григорий Назианзен -старший и его супруга, праведная Нонна, родители святителя Григория Богослова , III-IV в. Святые преподобные Завулон и Сосанна, родители святой равноапостольной Нины, III в. Святые великомученик благоверный Лазарь и благоверная Милица, князья Сербские, XIV-XV в. Святые праотцы Адам и Ева Святые преподобные Ксенофонт и Мария, их сыновья Иоанн и Аркадий, V в. Святые ветхозаветный патриарх Иаков (Израиль) и его жены Рахиль и Лия, ок. 1750–1650 гг. до Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Далее мы обратим внимание на одну из работ прп. Никодима, которая стала очень важным вкладом в развитие церковного права. Я имею в виду подготовленную им к печати книгу «Пидалион». Впервые она была издана в Лейпциге в 1800 г. «Пидалион» является аналогом известной в славянском мире «Кормчей книги» и представляет собой собрание правил Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов со многими комментариями [iv]. «Пидалион» был подготовлен преподобным Никодимом в сотрудничестве с иеромонахом Агапием Старшим. Сборник включает в себя правила святых апостолов, правила Вселенских Соборов, правила Поместных Соборов (Двукратного, Константинопольских 394 г. и 879 г., Карфагенских 256 г. и 419 г., Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского и Сардикийского), правила святых отцов (Дионисия Великого, Григория Чудотворца, Петра Александрийского, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Амфилохия Иконийского, Тимофея Александрийского, Кирилла Александрийского, Геннадия Константинопольского, Иоанна Постника, Тарасия Константинопольского, Никифора Константинопольского). «Пидалион» имеет хорошо продуманную структуру. Перед каждой группой правил дается историческая справка о соответствующем Соборе или о святом отце, затем приводится текст правил в древнегреческом оригинале, после каждого правила предоставляется его перевод (а, точнее, пересказ) на новогреческий язык, далее даются согласования, указывающие на связь этого правила с другими канонами, и, наконец, приводятся комментарии составителей сборника. Эти комментарии охватывают широкий круг богословских, исторических и канонических вопросов. Готовя к изданию «Пидалион», прп. Никодим и иером. Агапий хотели дать греческому духовенству в руки надежный свод канонов, которым можно было бы руководствоваться в церковной жизни. Кроме того, в примечаниях были учтены классические толкования Алексея Аристина, Иоанна Зонары и Феодора Вальсамона. Несмотря на всеобщее одобрение «Пидалиона», все же Синодом Константинопольского Патриархата тогда не было принято каких-то постановлений об официальном статусе этого сборника [v]. Однако «Пидалион» стал самым авторитетным собранием канонов в Новое время. Греческий текст «Пидалиона» выдержал уже 18 переизданий и активно изучается канонистами, историками и богословами. Св. Никодим Милаш считал, что «Пидалион» можно признать официальным каноническим сборником Греческой Церкви [vi]. «Пидалион» повлиял на состав и структуру Книги правил, которая используется сегодня Русской Православной Церковью [vii].

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Наталия Петровна, рождение 1797 † 1822 Евгения Петровна, за Егором Александровичем Гурцовым Александра Петровна, за действительным статским советником Алексеем Александровичем Зубовым КОЛЕНО XV: Александр Борисович, рождение 7 декабря 1816 Николай Борисович, рождение 8 юля 1819 Воин Фавстович 14) участвовал в знаменитой обороне Смоленска от поляков М. Б. Шеиным и князем П. И. Горчаковым (16071611); Семён Васильевич 27) был воеводою, в 1617 году, в войске против поляков, а в 1623 году находился воеводою в Томске; внук его, Яков Иванович был воеводою в Вологде в 1687 году. Тит Яковлевич был капитаном в рейтарских войсках при Царе Алексее Михайловиче. Пять Дивовых владели населёнными имениями в 1699 году. Иван Иванович 65) находился, при Екатерине Великой, президентом юстиц-коллегии и сенатором, и при увольнении от службы пожалован в действительные тайные советники. Из сыновей его, старший, Андриан Иванович, был сенатором; младший, Николай Иванович , генерал-лейтенантом. Павел Гаврилович 78) был действительным тайным советником и сенатором. Девять Дивовых пали на поле чести: Агапий Фавстович 13) убит при взятии Ревеля, в 1576 году; Иван Иванович 32) и брат его Афанасий Иванович убиты при освобождении Москвы от поляков, в 1612 году; Елевферий Григорьевич 41) в битве под Кромами, в 1605 году; Алексей Андреевич 56) в сражении с поляками под Быховым; Лука Титович 59) в сражении под Дерптом, в 1704 году; Григорий Петрович 61) при взятии Петром Великим Шлиссельбурга, 6 мая 1703 года; Михайло Алексеевич 80) в битве под Пултуском, 14 декабря 1806 года, и Пётр Павлович 86), при осаде Варны, 10 сентября 1828 года. Герб (Общий Российский Гербовник, часть I, 51): щит разделён перпендикулярно на два поля; левое красное, чистое; правое голубое, и в нём три серебряные лилии. На гербе дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями. Намет справа голубой, слева красный, подложенный серебром. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Однажды в походе войско, которое вел Евстафий, остановилось в одном селении. Воины-братья беседовали в палатке. Старший рассказывал о своей судьбе: как он потерял мать и несчастного брата, как ужасным образом был разлучен с отцом. И младший с радостью понял, что перед ним его брат, и поведал о себе. Разговор воинов слышала женщина, у дома которой была раскинута палатка, — это была их мать. Она поняла, что это ее сыновья. Еще не открываясь им, но очень желая с ними не расставаться, она пришла к их начальнику — святому Евстафию просить разрешения следовать с его войском. В нем она узнала своего мужа и в слезах рассказала ему о себе и о двух воинах, которые оказались их сыновьями. Так, по великому милосердию Господа, встретилась вся семья. К этому времени победой закончилась война. С почестями и славой вернулся святой Евстафий в Рим. Преемником умершего императора Траяна стал теперь Адриан (117 — 138), который пожелал отпраздновать события торжественным жертвоприношением богам. К удивлению всех в капище не оказалось святого Евстафия. По велению императора его срочно разыскали. «Почему ты не хочешь поклониться богам? — спросил император. — Тебе прежде других следовало бы воздать им благодарение. Они не только сохранили тебя на войне и даровали победу, но и помогли найти жену и детей». Святой Евстафий ответил: «Я — христианин и знаю Единого Бога моего Иисуса Христа, Его чту и благодарю, и поклоняюсь Ему. Он всё даровал мне: здоровье, победу, вернул семью и ниспослал Свою помощь на одоление испытаний». В гневе император разжаловал прославленного полководца и вызвал его с семьей на суд. Но и там не удалось твердых исповедников Христовых склонить к идольскому жертвоприношению. Всё семейство святого Евстафия было осуждено на растерзание зверями. Но звери не тронули святых мучеников. Тогда жестокий император в ярости приказал бросить всех живыми в раскаленного медного быка, в котором и приняли мученическую кончину святые Евстафий, его жена Феопистия и их сыновья Агапий и Феопист. Когда через три дня открыли огненную могилу, тела святых мучеников были обретены невредимыми — ни один волос не сгорел на их главах, а лица сияли неземной красотой. Многие видевшие чудо уверовали во Христа. Христиане предали погребению честные тела святых.

http://old.pobeda.ru/nebesnyie-pokrovite...

В то время императору Траяну пришлось вести трудную для Рима войну. Он вспомнил доблестного полководца Плакиду и отправил воинов Антиоха и Акакия, друзей Плакиды, его разыскать. Объехав множество областей, они пришли в селение, где жил святой Евстафий. Воины встретили Евстафия в поле, где он сторожил хлеб, но не узнали его и стали говорить ему о том, кого ищут, прося его помощи и обещая большую плату. Но святой Евстафий, сразу узнав своих друзей, не открывал им своего имени. Он привел их в дом своего хозяина и накормил. Присматриваясь к нему, путники заметили, что он очень похож на их полководца, а когда увидели на его шее особую примету - след от глубокой боевой раны, поняли, что перед ними - их друг. Они обняли его со слезами и рассказали, зачем искали его. Святой Евстафий вернулся в Рим и вновь стал императорским военачальником. Много новобранцев пришло к нему в войско, и не ведал он, что два молодых воина-друга, которым он часто давал приказания и которых полюбил за ловкость и смелость, были его сыновья, и они не знали, что служат под началом своего отца и что друг другу они - родные братья. Однажды в походе войско, которое вел Евстафий, остановилось в одном селении. Воины-братья беседовали в палатке. Старший рассказывал о своей судьбе: как он потерял мать и несчастного брата, как ужасным образом был разлучен с отцом. И младший с радостью понял, что перед ним его брат, и поведал о себе. Вмч. Евстафий Плакида, жена его мц. Феопистия и чада их мчч. Агапий и Феопист. Греческая икона (XX-XXI в.) Разговор воинов слышала женщина, у дома которой была раскинута палатка, - это была их мать. Она поняла, что это ее сыновья. Еще не открываясь им, но очень желая с ними не расставаться, она пришла к их начальнику - святому Евстафию просить разрешения следовать с его войском. В нем она узнала своего мужа и в слезах рассказала ему о себе и о двух воинах, которые оказались их сыновьями. Так, по великому милосердию Господа, встретилась вся семья. К этому времени победой закончилась война. С почестями и славой вернулся святой Евстафий в Рим . Преемником умершего императора Траяна стал теперь Адриан (117 - 138), который пожелал отпраздновать события торжественным жертвоприношением богам. К удивлению всех в капище не оказалось святого Евстафия. По велению императора его срочно разыскали.

http://drevo-info.ru/articles/7196.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010