22 ноября 2017 года. + Православный Церковный календарь Праздники и посты в 2017 году. Новый стиль Старый стиль Седмица 27-я по Пятидесятнице. Глас 1. Рождественский пост. Пища с растительным маслом. Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Апп. от 70-ти Филимона и Архиппа и мц. равноап. Апфии (I). Блгв. кн. Михаила Тверского (1318). Мц. Кикилии (Цецилии) и мчч. Валериана , Тивуртия и Максима (ок. 230). Мч. Менигна (250). Мч. Прокопия чтеца (303). Прп. Агаввы исмаильтянина (V). Прав. Михаила воина, болгарина (866). Блгв. Ярополка , во св. Крещении Петра, кн. Владимиро-Волынского (1086). Сщмч. Владимира пресвитера (1932). Сщмч. Иоасафа , еп. Могилевского, сщмчч. Иоанна , Василия , Павла , Иакова , Феодора , Иоанна , Илии , Алексия , Афанасия пресвитера и прмчч. Герасима , Евтихия , Авенира , Саввы , Марка и мч. Бориса (1937). Прп. Параскевы исп (1952). Евангельские Чтения 1 Тим., 285 зач. (от полу), V, 1-10. Лк., 86 зач., XVII, 20-25 - за понедельник и за вторник (под зачало): 1 Тим., 286 зач., V, 11-21. Лк., 87 зач., XVII, 26-37. Апп.: последи " 302 зач., Флм., I, 1-25. Лк., 50 зач., X, 1-15. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года ( 1 Тим. 5, 1-10 ; Лк. 17, 20-25 ). Сказав, что Сын Человеческий явится в день свой, как молния, мгновенно освещающая всю поднебесную, Господь прибавил: " Прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим " . По связи речи видно, что это " надлежит пострадать " должно предшествовать явлению Господа во славе. Следовательно, все время до того дня - время страданий Господа. В Своем лице Он пострадал в одно известное время, после же того, страдания Его продолжаются в лице верующих, - страдания рождения верующих, их воспитание в духе и охранения от вражеских действий, внутренних и внешних; ибо союз у Господа с своими не мысленный только и нравственный, а живой, ради которого все касающееся их воспринимается и Им, как главою. Исходя из этой мысли, нельзя не видеть, что Господь точно много страдает. Самые чувствительные скорби, это - падения верующих; еще более чувствительны для Него отпадения от веры. Но это - заключительные уязвления; постоянные же стрелы - скорби и соблазны и колебания веры неверием. Речи и писания, дышащие неверием, - разженные стрелы лукавого. В нынешнее время много кузниц завел лукавый для кования таких стрел. Сердца верующих болят, бывая поражаемы ими и видя поражения других; с ними и Господь болит. Но явится день славы Господа - тогда откроются тайная тьмы, и страдавшие возрадуются с Господом. До того же времени надо терпеть и молиться.

http://days.pravoslavie.ru/Days/20171122...

Иконы Божия Матери, именуемыя «В скорбех и печалех Утешение» (1863). 20.Предпразднство Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Преподобнаго Григория Декаполита (816). Святителя Прокла, архиепископа Константинопольскаго (446– 447). Преподобнаго Диодора Юрьегорскаго (1633). Мученика Дасия (III). Мучеников Евстафия, Феспесия и Анатолия (312). Священномучеников Нирсы епископа и Иосифа, ученика его, Иоанна, Саверия, Исаакия и Ипатия, епископов Персидских. Мучеников Азата скопца, Сасония, Феклы, Анны и иных многих мужей и жен, в Персиде пострадавших (343). 21. Введение во храм Пресвятые Владычицы Нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Величание: Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое. На утрени прокимен: Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое. Стих: Отрыгну сердце мое слово благо... На 9-й песни канона припев: Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых. В день праздника и до отдания на литургии за «Достойно...» поется «Ангели вхождение... Яко одушевленному Божию Кивоту...» 22. Святых апостолов от 70-ти: Филимона и Архиппа и мученицы равноапостольныя Апфии (I). Убиение благовернаго князя Михаила Тверскаго (1318). Благовернаго Ярополка, во святем крещении Петра, князя Владимиро-Волынскаго (1086). Мучеников Кикилии (Цецилии), Валериана, Тивуртия и Максима (ок. 230). Мученика Прокопия чтеца (303). Мученика Менигна (250). Преподобнаго Агаввы исмаильтянина (V). Праведнаго Михаила воина, болгарина (866). 23. Святителя Амфилохия, епископа Иконийскаго (344). Святителя Григория, епископа Акрагантийскаго (VI–VII). Святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго, в схиме Алексия (1263). Преставление святителя Митрофана, в схиме Макария, епископа Воронежскаго (1703). Мучеников Сисиния, епископа Кизическаго (III), и Феодора Антиохийскаго (IV). 24.Святыя великомученицы Екатерины (305–313). Великомученика Меркурия (III). Мученика Меркурия Смоленскаго (1238). Преподобнаго Меркурия, постника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIV). Мученицы Августы. Мучеников Порфирия Стратилата и 200 воинов (305–313). Преподобныя Мастридии. Мученицы Филофеи (1060) (румын.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кондак, гл. 2. Вышних ища и земную славу презрев, церковь Божию обагрил еси твоею кровию, за нюже и пострадал еси святе Михаиле, заколение неправедное прием веселяся: темже со ангелы предстоя Христу Богу, моли непрестанно за вся ны. Парем. (см. 4 февр. Утр. Ев. см. 9 мар. Ап. см. 14 янв. Ев. см. 23 апр.). Совершается собор его в Твери, и идеже храм его. Мучч. и с нею свв. мучеников и пострадавших за Христа в Риме около 230 г. Св. Кикилия, богатая римлянка, вышедши замуж за язычника Валериана, обратила его ко Христу и убедила жить в девстве. Свв. супруги много помогали страдающим в темницах христианам, облегчая их страдания. Примеру их следовал и брат св. Валериана, Тивуртий. За исповедание Христа все они были обезглавлены. Максим, которому поручено было совершить над ними казнь, уверовал во Христа и также скончался мученически. Муч. чтеца. Родом из Иерусалима, он был чтецом в Кесарии Палестинской, где и пострадал за Христа в 303 г. Муч. белильника. Родом из г. Парии (в Геллеспонте, на бер. Черного моря), он занимался мытьем и чисткой одежд и холстов. В гонение Декия, он добровольно исповедал себя христианином, разорвав царский указ о гонении, за что ему отрезали пальцы и после мучений усекли мечом. Пр. Агаввы Исмаильтянина, подвизавшегося в Сирии в V в. Нося железные вериги и жесткую власяницу, он 38 лет день и ночь проводил в молитве и соблюдал при этом самый строгий пост. Св. праведного воина, болгарина. Родом болгарин, он с детства проводил жизнь в подвигах благочестия. Есть предание, что он убил молитвой страшного змея, обитавшего в одном озере и похищавшего людей. Скончался он в своем отечественном г. Потуке, в 866 г. Мощи его впоследствии были перенесены в Тернов, а в начале XIX в. – в Валахию. Убиение благоверного Ярополка – Петра Изяславича, князя Владимироволынского. Сын Изяслава и правнук св. Владимира, св. Петр, отличавшийся необыкновенной кротостью, смирением и благочестием, был коварно убит, по проискам князей Ростиславичей, в 1086 г. Он погребен в Киево-Софийском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Святой Менигн, слыша этот рассказ от воинов, воспылал ревностною любовью ко Христу и вспомнил о небесном голосе, звавшем его на подвиг. Недолго раздумывая, он роздал заказчикам данные ему для мытья одежды, и объявил себя последователем Христовым. Он разорвал указ нечестивого царя Декия, повелевавший предавать мукам и смерти всех христиан, если они после убеждений не отрекутся от Христа. После сего Менигн был схвачен и представлен властям. Судья приговорил отрезать персты его, разодравшие царский указ. Когда отрубили ему пальцы, то из них вытекла не кровь, а молоко. После сего, мученика стали уговаривать принести жертву идолам, чтобы избежать ему дальнейших мук и смерти. Но святой мужественно исповедал Христа. Тогда мучитель приказал без милосердия бить его и мучить. Он был повержен на землю сильными ударами палачей, потом повешен на дереве и строган железом. Однако это не ослабило ревности исповедника Христова. Тогда его сняли с дерева и отсекли главу. В это время из уст святого вылетела к небу чистая горлица. Так, повинуясь небесному призыву, святой Менигн совершил свой подвиг за Христа, и душа его отлетела к небу, чтобы приять от Господа мученический венец. Христиане после кончины святого, тайно ночью, пришли на место его мучений и взяли тело его. А глава его, оставленная на месте, обретена была после одним христианином. Святой мученик явился в видении сему христианину, который после видения нашел главу святого, по указанию яркой звезды, сиявшей над ней. Память преподобного Агаввы Преподобный Агавва был родом измаильтянин. Оставив свое отечество, родителей и богатства, он последовал за одним иноком, от которого принял монашеский образ. Наставник святого Агаввы отправился вместе с ним к великому подвижнику Евсевию: у него святой Агавва научился пребывать долгое время в молитвенном бодрствовании. По смерти блаженного Евсевия, святой Агавва остался в его келлии и там прожил 38 лет. Он никогда не надевал обуви, на чреслах носил тяжелые вериги; пищею ему служило сочиво, разведенное в воде. В продолжение дня и ночи он большее время проводил стоя и на коленах и совершая служебный молитвословия Всевышнему. От сидения он совершенно отказался: его никто и никогда не видал сидящим. Как подвижник, он представлял пример мудролюбия и послушания. Скончав в таких подвигах свое житие, он с миром почил о Господе [ 1 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

19 . Прор. Авдия, мч. Варлаама; прпп.: Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского, Авенира царя, отца св. царевича; мчч.: Азы, Илиодора и Романа; прп. Варлаама, игумена Печерского. 20 . Предпразднество Введения во храм Пресв Богородицы ; прп. Григория Декаполита , свт. Прокла, архиеп. Константинограда; мчч.: Евстафия, Феспесия и Анатолия, родных братьев, Дасия, Азата скопца, Сасония, Феклы, Анны; сщмчч.: Нирсы, Иосифа, ученика его, Иоанна, Саверия, Исакия и Ипатия, епп. персидских, и мн. др. У свт. Прокла († 447 г.) в трактате о предании литургии, находится след. замечательное свидетельство об изменении литургии: «апостолы и по них последовавшие учители совершали божественную службу весьма пространно; христиане же, охладев во благочестии, не стали приходить к слушанию литургии по причине долговременного ее продолжения; ев. Василий, снисходя сей слабости человеческой, сократил оную, а по нем еще более св. Златоуст умалил». 21. Введение во храм Пресвятой Богородицы. 22 . Св. ап. Филимона и иже с ним: ап. Архиппа и мч. Апфии; убиение св. блгв. кн. Михаила Тверского; мчч.: Кикилии, Валериана, Тивуртия, Максима, Прокопия чтеца, Менигна; прп. Агаввы, св. прав. Михаила воина. Тезоименитство и рождение Государя Наследника Великого Князя Михаила Александровича. 23 . Свт. Амфилохия, еп. Иконийского; свт. Григория, еп. Акрагантийского; преставление св. блгв. вел. кн. Александра Невского; Митрофана, первого святителя Воронежского, мчч.: Сисиния, еп. Ионического, Феодора Антиохийского. Мощи святителя Митрофана Воронежского († 1703 г.), открыто почивающие в Благовещенском соборе, ясно показывают, что наша православная Церковь со времени патр. Никона не лишилась благодати Св. Духа и есть истинная, святая Церковь . 24 . Вкмц. Екатерины, вкмч. Меркурия, мч. Меркурия Смоленского; мц. Августы, прп. Мастридии девицы. Св. мч. Меркурий Смоленский († 1238 г.) был принят из латинской веры без повторения крещения, однако причислен Церковию к лику святых, и мощи его почивают нетленными. 25 . Отдание праздника Введения во храм Пресв. Богородицы. Сщмчч.: Климента, папы Римского, и Петра, архиеп. Александрийского; прп. Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

В. 16, Март. Р. 15 марта. Преп. Агаввы. Измаильтянин, ученик Евсевия, подвижника Сирийского (15 февр.) в 5 веке. Пролог. (Act SS. 25 ian. 486. Феодорит в Боголюб. Ист. гл. 5). Св. и праведного Михаила воина, Болгарина. Воинствовал у римлян при царе Михаиле против Агарян и Ефиоплян. Скончался мирно в доме своем. Пролог. Св. благоверного вел. кн. Михаила Ярославича Тверского. Родился в 1272 г., вступил на великокняжеский престол по смерти Андрея Александровича (1304); по наветам Георгия Даниловича Московского лишен жизни в Орде в 1319 году. Мощи его обретены в 1655 году. Пролог. (Описание жизни и страдания св. благов. кн. Михаила Ярославича, соч. архимандрита Макария. Москва. 1798 г.) Есть служба. 23 Св. отца нашего Амфилохия, епископа Иконийского. Каппадокианин, друг Василия Вел. и Григория Назианзина , член Второго Вселенского собора, Первого Константинопольского (381), ревнитель по правоверии пред имп. Феодосием. Преставился ок. 403 г. Чет. Минея от Вел. Четии и историков различных. (Or. Chr. I. col. 1060. Fabr. VIII. 373). Мес. В. 10 окт. Март. Р. В службе канон Феофана. Св. отца нашего Григория, епископа Акрагантийского. Сицилианин, славившийся чудотворениями и благочестием в 7 веке. В Чет. Минее Житие, списанное Леонтием, пресвитером монастыря св. Саввы в Риме и Метафрастом. (Vita Melaphr. ар. Surium ad h. d. Leontii in s. Gregorii Opp. ed. Venetiis. 1791. Caiet, in Vitis SS. Siculorum. Он считает трех Григориев 1) ум. в262. Его память 22 июня. 2) ум. 564. 22 ноября. 3) ум. 680. 19 дек. Мес. В. 24 ноября. Март. Р. В службе канон Иосифа. Св. муч. Сисиния. Пострадал в Кизике при Диоклетиане, от Александра. Пролог. Мес. В. 21 ноября. Март. Р. Св. муч. Феодора, иже в Антиохии. Страдал при Иулиане, скончался мирно. Пролог. Св. благоверного вел. князя Александра Невского. Сын Ярослава II. Проименование Невский получил от победы, одержанной им над Шведами в 1240 году, июля 15, на берегах Невы близ устья Ижоры. Скончался 14, погребен 23 ноября 1263 года. Пролог. Есть служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

император Muxauл III умер в 867 году. что это нынешний Батак, в пределах города Пловдива или Филиппополя. разумеется здесь война императора Muxauлa III с арабами в 865 г. чуда со змеем в печатном Прологе названо Раифским, и преосвящ. Филарет полагает, что здесь разумеется известная Раифская пустыня в двух днях пути от Синая. Но в рукописных древних житиях говорится не о Раифском месте, а Стыранском или Тиранском. Может быть, под «Тиранским местом» разумеется, по мнению акад. Веселовского, Тиранна, город и область близ Дураццо и Алессио на Балканском полуострове близ Адриатического моря. XIV b. при последнем терновском патриархе Евфимии, составившем святому Михаилу похвальное слово, мощи почивали в Тернове в патриаршем соборном храме. В начале XIX столетия они перенесены в Валахию. Память святого мученика Прокопия разумеется Кесария Палестинская — город на восточном берегу Средиземного моря; по разрушении Иерусалима (в 79 г.), была главным городом Палестины и местопребыванием епископа, которому подчинен был некоторое время и Иерусалим. Впоследствии Кесария была разрушена и ныне представляет совершенную пустыню с грудами развалин. императоре Диоклитиане (294–305). Диоклитиан разделил власть над империей с Максимианом, которому уступил восточную половину. При этом каждый император имел своего соправителя: Диоклитиаи имел соправителем Максимиана Галерия, который по смерти Диоклитиана стал императором востока; а на западе империи правил Максимиан Геркул с Констанцием Хлором. Таким образом, во время мученичества святого Прокопия в 303 голу, были четыре правителя в Империи. А цари почитались язычниками наравне с богами и в честь их ставились жертвенники и статуи и им приносили жертвы. Этому заблуждению язычников и не хотел послужить мученик Прокопий. Память святого мученика Менигна северная область Малой Азии, по берегу Черного моря. римский император, царствовал с 249–251 г. Память преподобного Агаввы подвигов и преставления преподобного Агаввы относят к V b. Житие святого отца нашего Амфилохия, епископа Иконийского

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

14. Св. ап. Филиппа. Иерон. Анг. Гал. Б. и все 1 мая. Иерон. втор. 22 апр. 14. Св. царя Иустиниана и супруги его Феодоры. 15. Свв. мучч. Елпидия, Маркелла, Евстохия. Петр. 15. Св. муч. Димитрия в Даоде. 16. Св. ап. и ев. Матфея. Англ. и Б. Алляц. Ф. и все 21 сент. 17. Св. Лазаря писца при Феофиле. Петр. 17. Св. Григория, еп. неокесарийского. мР. А. У. 3 июля. 18. Свв. мучч. Закхея и Алфея. Екл. Петр. 18. Св. муч. Платона. Иерон. мР. Р. А. У. Н. 22 июля. Свв. мучч. Романа и Варула. Иерон. Ф. Р. А. У. Свв. мучч. Закхея и Алфея. Иерон. 17 ноября. 19. Св. муч. Илиодора. 1295. Св. муч. Романа. 1295. Прр. Варлаама и Иоасафа индийск. 244. 247. 19. Св. муч. Романа при Максимиане. 20. Свв. Евстафия, Феспесия и Анатолия. Петр. 22. Пр. Агаввы. 1295. 22. Св. муч. Кикилии. Иерон. Фронт. мР. Р. В. А. У. 22 ноября. Б. 14 апр. Свв. мучч. Валериана, Тивуртия, Максима Иерон. и все 14 апр. Св. муч. Прокопия. Б. и все 8 июля. 22. Пр. Агаввы. 23. Муч. Феодора в Антиохии. 1295. 23. Св. муч. Феодора в Антиохии. Иерон. 23 марта. 24. Пр. Мастридии. 244. 24. Св. великомуч. Екатерины. А. У. 25 ноября. 24. Пр. Мастридии девицы. 25. Пр. Петра молчальника. 1295. Двух преподобномучч. от Авенира сожженных. 247. 25. Св. Климента, папы римского. Иерон. Карф. Б. и все 23 ноября. Св. Петра, архиеп. александрийского. Б. мР. Р. В. (Иерон. 23 ноября). 25. Пр. Петра молчальника. Свв. двух преподобномучч. от Авенира сожженных. 26. Пр. Иакова отшельника. Петр. 26. Пр. Алипия столпника. Пр. Иакова отшельника. 27. Пр. Романа. Петр. Преподобномуч. 17 монахов от Авенира. 244. Пр. Палладия. Канон Иосифа. 27. Пр. Романа чудотворца. Преподобномучч. 17 монахов от Авенира пострадавших. Пр. Палладия. 28. Свв. Василия, Стефана, двух Григориев и других, за иконы страдавших. 29. Св. муч. Парамона. Канон Иосифа. 29. Пр. Акакия синайского. 30. Св. Фрументия, архиеп. индийского. 1295. 30. Св. ап. Андрея Иерон. Карфаг. Англ. Б. и все 30 ноября. Посвящение его в в Патрах. Иерон. Р. Н. 5 февр. Перенесение мощей его в Царьград при Констанции. Англ. У. 9 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

III. Убиение благов. князя Ярополка – Петра Изяславича в конце XI в. 209. По Карамзину убит 22 ноября, погребен 5 декабря в церкви св. Петра в Киеве. Н. Примеч. 150. IV. Успение Макария . Неап. (Мед. 24). Дицея исповедника. У Греков по Мюллеру и Штадлеру. V. Муч. Азата и дружины. 248. (20 нояб.). Стефана триглийского. 248 (28 март.). Св. Иулиании . Остр. Мст. Охр. (21 дек.). Пр. Исаакия далматского. Сборн. Общества Древн. 321 (мая 30). 22 I. Свв. апп. Филимона, Архиппа и Апфии . Иер. Кал. 319. Слепч. Вен. Коал. 2 и др. М. 11 и 12 в. Канон Иосифа. Служба. (319 и др. прологи 20 нояб. Вас. Лавр. 248. МКр. и Копт. 1286. 23 нояб. Сн. 19 февр. М. Р. Филимона и Апфии 22 нояб., Архиппа 20 мар.). Св. муч. Кикилии и пострадавших с нею свв. мучч. Валериана, Тивуртия и Максима в Риме, ок. 230 г. Неап. Син. 1. Иер. Флор. 1. Нан. 1 и 2. 43. Готф. Мст. Охр. и др. М. Р. Иерон. мР. Р. В. А. У. МКр. МПорф. и в Гр. минее со службою. (239. 249 нояб. 23. Вас. 24 нояб. Иерон. Б. и все Валериана, Тивурия и Максима 14 апр.). Св. муч. Прокопии чтеца, † 303 г. в Кесарии палестинской. Петр. 319. 1295. Рум. ( Екл. 23 и 24 нояб. Син. 1. Мед. 23 нояб. в Персиде ошибочно вместо в Палестине. Волок. Троицк. Минеи 24 нояб. Типогр. св. 8 июня 8. †. 1345. М. Р. Б. и все 8 июля). Св. муч. Менигна белильника при Декии в Парии в Геллеспонте. Петр. 319. 389 (Лавр. 1429. Сирл. I. Р. 15 марта. Вас. 240 мар. 16. Мак. 13 мая. Мед. 23 нояб.). Пр. Агаввы в 5 в. в Сирии. 1295. 369 (Аввы). В История Боголюбцов Феодорита, в житии пр. Евсевия, учителя сего Аввы. Св. и праведного Михаила воина болгарянина, † в 866 г. Хил. Зогр. 2. 1469 (До Мак. Мак. Мил. 17 июня. См. Филарета: святые южных славян). Убиение благов. князя Михаила Ярославича тверского, † 1318 г. Собор 1549. Мак. 1625. 1639 Служба. См. Никон. летопись 166–170. Мощи в тверском соборе. II. Муч. Максима капиклярия, темничн. стража. 1295. (Флор. 20 ноября). Мучч. Стефана и Марка другого. Из дружины Александра и Алфея 28 сент.). Вас. Петр. 1295. Шиш. Соф. М. XV в. 383 со службою (Ап. 346 нояб. 23. 51 нояб. 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...