Резьба по кости. Византия. Константинополь. X в. Над этим всем возвышается величественная фигура Христа. Чтобы подчеркнуть эту величественность, византийские изографы часто изображают Спасителя больше остальных персонажей. В руках он держит душу Своей Пречистой Матери, которая изображена в виде спеленутого младенца. Это прозрачный символ рождения в вечную жизнь. Это победа над смертью. Ведь само название праздника (успение) – по-гречески «κομησις» — означает «сонное состояние». Смерть христианина — это всего лишь сон, всего лишь временное состояние. Но и просто по-человечески это очень трогательный образ: Вседержитель держит на руках Ту, кто некогда держал Его на руках в земной жизни. Собственно, этим суть иконографии Успения Богородицы и ограничивается. Однако всегда могли быть добавлены некоторые второстепенные детали, подчеркивающие тот или иной аспект празднества и опирающиеся на различные предания либо богослужебные тексты . Икона. Ок.1200. Новгород Например, по одному из преданий, все апостолы со всего мира были враз перенесены в Иерусалим накануне упокоения Марии. И некоторые иконы представляют это путешествие, в котором апостолы изображены в облаках. Или добавляются некоторые бытовые детали, как то свечи у одра. Либо, символические образы, например, стамна (кувшин), что является аллюзией на гимнографию, прославляющую Божию Матерь: она опирается на ветхозаветные богородичные прообразы, каковым и является сосуд (стамна) Моисея. Может присутствовать и сам Моисей и иные пророки, так или иначе говорившие о Божией Матери прообразами. Могут также наличествовать плачущие иерусалимские женщины или апокрифический персонаж Авфонияиудей, пытавшийся отобрать тело Марии у апостолов, чтобы сжечь его. Обычно изображается момент, когда Авфония дерзновенно протягивает к одру Богородицы руки, которые отрубает ангел. В верхней части иконы тоже могут быть дополнительные детали – так, Христос может быть окружен символической сферой, подчеркивающей Его славу. Может быть показана сцена вознесения Богородицы ангелами и раскрытые небесные врата, что иллюстрирует «Слово на Успение» Андрея Критского: «Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в небесное царство… Пренебесную Дверь Божию». Деталей может быть масса, но основа всегда проста и лаконична и, согласно с буквой и духом отцов 7-го Вселенского Собора, зрительно являет описываемое событие – Успение Богородицы.

http://pravmir.ru/ikonografiya-uspeniya-...

Это праздник уничтожения смерти, воскрешения Чтобы рассказать детям об Успении Пресвятой Богородицы, мы можем, как обычно, использовать для наглядности иконы этого праздника. Если есть возможность, можно прийти в храм между службами, найти икону – например, в праздничном ряду иконостаса – или фреску на стене – и рассмотреть это изображение вместе с детьми. Можно начать издалека: например, рассказать о жизни Божией Матери. О том, как Она жила после Вознесения на небо Своего Сына. О Ее земных уделах-жребиях, о Ее общении с учениками. Этот рассказ при желании можно растянуть на весь Успенский пост – например, если мы каждый день будем читать отрывок из книги о земной жизни Царицы Небесной, то за пост мы как раз что-то освоим. А можно сразу перейти к событиям праздника. Так же, как и на Благовещение, Богородице явился архангел Гавриил и возвестил Ей благую весть: на этот раз о том, что Она скоро переселится в жизнь вечную, скоро встретится со Своим Сыном. В это время апостолы, ученики Христа, проповедовали Евангелие по всему миру. И, чтобы проститься с Богородицей, они были чудесным образом перенесены из самых разных уголков земли в тот дом, где находилась Божия Матерь. И мы можем показать детям на иконе этот момент: апостолы летят по небу в маленьких облаках, или же их несут ангелы. Успение. Тропарь Кондак на русском языке В ожидании встречи со Своим Сыном Богородица молилась. И внезапно все присутствующие увидели неземной свет: это Сам Царь Небесный сошел встретить Матерь Божию. Мы покажем детям фигуру Христа, обычно – в белых одеждах, иногда в окружении ангелов, иногда – в той самой мандорле, с которой дети познакомились несколько дней назад, на Преображение. На иконе мы увидим, что Христос держит на руках маленькую фигурку, как будто малыша. Это – душа Матери Божией. Вокруг ложа (постели, на которой лежит тело Богоматери) мы видим апостолов. И так много всего – пока разглядываем икону праздника. Часто на переднем плане мы можем увидеть маленькие фигурки ангела и иудея. Это еврейский священник Авфония, который из ненависти к Матери Распятого Христа попытался опрокинуть гроб с Телом Богородицы. Но ангел Божий отсек этому нечестивому человеку руки. Тогда Авфония раскаялся и получил исцеление.

http://pravoslavie.ru/141357.html

Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовью прикасавшихся к священному одру. Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению. Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона и следовало через весь Иерусалим в Гефсиманию. Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели. Многие из злоумышлявших были поражены слепотой. Иудейский священник Авфония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы. Но ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к одру. Видя такое чудо, Авфония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения.

http://pravoslavie.ru/31719.html

С восточной стороны башни была построена каменная часовня, где во второй половине XIX века устроили храм, освященный во имя иконы Знамения Богоматери. Новый храм построен по проекту архитектора А.А. Никифорова в «древнерусском стиле». Скромное декоративное убранство, завершение - изящная золоченая главка на тонком барабане (восстановлена в 1990 - гг.). Храм был приписан к Кирилло-Афанасьевскому монастырю. Адрес : Россия, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Первомайская, 2-А Телефон: +7 (910) 813-80-24 Электронная почта: yarznamenie@gmail.com Сайт: http://yarznamenie.cerkov.ru/ Подробнее... Храм Рождества Христова (Ярославль) [ править править код ] Храм Рождества Христова является значительным памятником ярославской школы архитектуры и живописи XVII в. Построена в 1644 г. на месте деревянной церкви. Создателями её были представители двух поколений ярославской купеческой династии государевых гостей Гурьевых-Назарьевых. Церковь имеет сложный ансамблевый образ, это четырехстолпный храм на подклете, окруженный с трех сторон галереями, увенчанный первоначально пятью главами. В церкви пять приделов, первым был освещен придел Николая Чудотворца в подклете, а над ним - придел Петра и Павла, на южном окончании галереи находится придел пяти персидских мучеников - Акиндина, Пегасия, Авфония, Елпидифора и Анемподиста, в диаконнике - придел Иоакима и Анны. Главный придел, Казанский, возведенный позднее у юго-западного угла храма, устроен в память о событиях Смутного времени: в церкви в 1609 г. ярославцы прятали от поляков чтимую икону Казанской Богоматери. Этот придел с миниатюрной галерейкой, представляющий собой квадратную в плане башню, венчает изящная декоративная главка с ажурным, т.н. «процветшим» крестом. Адрес : Россия, Ярославская область, Ярославль, улица Кедрова, 1А В настоящее время храм принадлежит музею-заповеднику и доступен только для экскурсионного обслуживания групп по предварительным заявкам за 5 дней. Телефон: +7 910 (973) 77-95 , +7 (4852) 30-38-69 Электронная почта: excursion@yarkremlin.ru

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославль_(хра...

Если Седьмой Вселенский Собор более тысячи лет тому назад во вразумление иконоборцам постановил, что воплощение Бога в образе человеческом позволяет нам Его изображать, то следует ли – и можно ли – выводить из этого, как делают некоторые недалёкие «богословы иконы», что иконопись изображает исключительно вещи, действительно кем-то виденные и неким конкретным и абсолютно объективным образом (каким? где эта фотопластинка?!) запечатленные для последующего смиренного копирования? В канонической иконографии (даже если не касаться спорного и исключительно интересного в богословском, художественном и историческом оношении вопроса об изображении Бога-Отца) есть великое множество примеров изображения вещей и лиц, невиданных никем и никогда. Кто видел крылья у Ангелов Троицы Ветхозаветной? Почему до V века крыльев у Ангелов не видел никто, а после, наоборот, никто не видел бескрылых ангелов? Почему в составе Деисусного чина крыльев у Иоанна Предтечи не видел никто, а в других иконографических типах, представляющих того же святого, крылья у него кто-то увидел? Кто видел демонов Моря и Иордана, изображаемых в иконе Богоявления? Малоприятного старикашку – Духа сомнения в иконе Рождества Христова? Старца с двенадцатью свитками, представляющего Космос в Сошествии Святого Духа на апостолов? Почему в той же композиции  в IX –Х вв. ещё видели Богородицу среди апостолов – и Св. Духа в виде голубине над Её главой – а к  XII в. Ее перестали видеть, хотя текст Деяний, указывающий на Её присутствие в доме, остался неизменным? Кто видел душу Богородицы в виде спелёнутого младенца на руках у Христа в иконе Успения?  Ангела с мечом, отсекающего руки жида Авфония? Облака, «транспортирующие» апостолов к одру Богоматери – и почему одни видели эти облака «одноместными», другие – «трёхместными», кто-то видел их влекомыми Ангелом, а кто-то – «самоходными»? Мы могли бы продолжить этот список, но остановимся на уже сказанном – тем более что нам самим неприятен тот приземленный, вульгарный, несовместимый с предметом изображения тон, в который неизбежно впадает всякий, желающий в священном искусстве иконописи всё объяснить, установить, зафиксировать и тем обеспечить себе право выдавать - или не выдавать - патент на святость.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=5&iid=16...

Питирим и Павел, в свою очередь, активно нападали на бывшего покровителя. «Ты и сам, — говорил Никону Питирим, — на Новгородскую митрополию возведен на место живого митрополита Авфония».«Авфоний был без ума, — ответствовал Никон, — чтоб и тебе так же обезуметь!» Вместе с Иоасафом, архиепископом Тверским, Питирим поддерживал на соборе важное обвинение, что опальный патриарх отрекся от своего престола «с клятвою»: «если буду (вновь) патриарх — то анафема буду!» — говорил, по их словам, Не менее активно выступали против Никона и некоторые другие архиереи (например, Илларион Рязанский), но именно Питирим и Павел раньше и больше других были восприняты опальным владыкой как «отравители» его отношений с государем. Действительно, эти двое наиболее твердо стояли против возвращения Никона на патриарший престол, поддерживая усилия придворных не допустить, чтобы могучая личность Никона вновь подчинила себе волю «Тишайшего» царя. И они сыграли если не главную, то заметную роль в обороне Церкви и государства от страшившего многих возвращения Никона. Вокруг патриаршего престола Хотя власть над Церковью в период «межпатриаршества» была крепко ущемлена «царством», ее не следует считать вполне призрачной. В борьбе за управление Русской православной церковью Питирим и Павел — редкий случай! — действовали командно, рука об руку. 5 августа 1664 г. Питирим избран был на высокую степень митрополита Новгородского и на следующий день в присутствии государя хиротонисан митрополитом Ионой Ростовским с освященным собором. Действо происходило при активном участии лжемитрополита Газского Паисия Лигарида, вторым (после Ионы) подписавшего 7 августа и настольную грамоту но, по крайней мере официально, не игравшего главной роли в переводе последнего на Новгородскую митрополию и тем более в поставлении на освободившуюся кафедру Сарскую и Подонскую архимандрита Павла, как это утверждал в 1666 г. Никон: Павел был рукоположен именно Хотя, как справедливо отметил Никон, Лигариду «то делать не довелось, потому что от Иерусалимского патриарха он отлучен и проклят», новая расстановка русских церковных властей в 1664 г. была произведена внешне законно.

http://sedmitza.ru/lib/text/443625/

http://www.yaroslavlru.ru Церковь Рождества Христова находится на ул. Кедрова (бывш. Малой Варваринской, Малой Февральской) на пересечении её с Волжской набережной. Значительный памятник ярославской школы архитектуры и живописи XVII в. Построена в 1644 г. на месте деревянной церкви. Храмоздателями её были представители двух поколений ярославской купеческой династии государевых гостей Гурьевых-Назарьевых. Церковь имеет сложный ансамблевый образ, это четырехстолпный храм на подклете, окруженный с трех сторон галереями, увенчанный первоначально пятью главами. В церкви пять приделов, первым был освещен придел Николая Чудотворца в подклете, а над ним - придел Петра и Павла, на южном окончании галереи находится придел пяти персидских мучеников - Акиндина, Пегасия, Авфония, Елпидифора и Анемподиста, в диаконнике - придел Иоакима и Анны. Главный придел, Казанский, возведенный позднее у юго-западного угла храма, устроен в память о событиях Смутного времени: в церкви в 1609 г. ярославцы прятали от поляков чтимую икону Казанской Богоматери. Этот придел с миниатюрной галерейкой, представляющий собой квадратную в плане башню, венчает изящная декоративная главка с ажурным, т.н. «процветшим» крестом. Крыльцо церкви - большое, с двухскатной кровлей, на ползучих арках, типично для начального периода ярославского зодчества XVII в. Декоративное убранство храма имеет лаконичный, сдержанный характер. Стены основного храма традиционно расчленены на три части лопатками, окна обрамлены скромными по рисунку наличниками, галерея украшена горизонтальными рядами ширинок. На северо-западном углу опоры нижнего яруса галереи оформлены в виде великолепной пары мощных восьмигранных столбов. Церковь интересна как первый ярославский храм, в декор стен которого были введены изразцы. Узкие пояса зеленых «муравленных» изразцов двух видов - с изображением льва и семилепестковой розетки идут по верху центрального барабана и под карнизами апсид, изразчатые вставки украшают фасады крыльца. Уникальным украшением памятника является изразцовая храмозданная надпись, широкой полосой опоясывающая четверик под арками закомар, в ней сообщается дата постройки церкви и имена храмоздателей. Летописи такого рода редко встречаются в древнерусском зодчестве.

http://sobory.ru/article/?object=00578

1. После того, как Единородный Сын Божий воплотился ради нас от Девы и Своим жительством во плоти исполнил и завершил Закон, данный через Моисея, и ввел для исполнения Закон Благодати и в отношении Церкви переменил оный древний Закон, с тех пор Еврейский род изгоняется из священной Церкви и вместо них вводимся мы, избранные из язычников, которых Господь сочетал с Самим Собою и с Отцем, введ нас в родственность сынов и братьев и даже Своих Родителей (о, какое неизреченное человеколюбие!). «Иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех», — говорит Он, — «той брат Мой, и сестра, и Мати Моя есть» (Мф. 12:50). Однако же, мы сегодня празднуем в Церкви память Праотцев, из числа которых большинство были евреи. Почему же это? — Для того, чтобы все знали, что не неправедно и не неразумно, и не недостойно Бога, сделавшего так и проведшего такую перемену, произошло то, что иудеи оказались изгнаны, а язычники — усыновлены; но, как в числе призванных язычников только послушествующие (учению Христову) причисляются к родственности с Богом, так и относительно Израильского рода и сущих от Адама до сего рода, а таких великое множество: только те являются истинными Израильтянами, кто среди них пожили по воле Божией; им принадлежали пророчества, чрез них были представлены прообразы и к ним были обещания: и только они — истинные Отцы и Праотцы, во–первых, в девстве Родившей по плоти Христа, сущего Бога всех, а затем, чрез Него, — и наши (они — Праотцы и Отцы). Эти, вот, Отцы и Праотцы не были извержены из Христовой Церкви, и сегодня мы со дерзновением совершаем их торжество, как составляющих удел исполнения (лика) Святых. Потому что во Христе нет ни древнего, ни нового, «несть еллин, ни иудей, варвар, скиф, раб и свободный, но всяческая и во всех Христос» (Гал. 3:28); и «иудей» есть не тот, кто по внешности таков; и «обрезание» есть не то, которое совершается явно, но тот «иудей» — кто Иудей в тайне (в духе), и истинное Обрезание — это Обрезание сердца в духе, а не в букве; такое Обрезание все имеют и в нем все составляют одно — будь то древние, будь то новые — те, которые угодили Богу, богоугодно жительствовав, было ли то до Закона, в Законе, или после Закона — в Евангелии Благодати.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Иудей, видевший и слышавший это, тотчас встал и поспешил к епископу. Застав епископа в церкви, он отвел его в сторону и начал спрашивать, какое искушение особенно мучило его. Епископ стыдился сознаться. Когда же иудей сказал, что епископ мучится нечистою любовью к инокине, а епископ и после этого не сознавался, иудей присовокупил: — Почему ты не сознаешься в том, о чем я спрашиваю? Не ты ли вчера вечером доведен был до такого искушения, что позволил себе страстное прикосновение к инокине? Видя себя уличенным этими словами, епископ смиренно сознался во всем, что доселе настойчиво отвергал. Иудей, не желая допустить постыдного падения епископа, рассказал ему, как узнал об этом деле и что услышал о епископе в собрании злых духов. Тогда с чувством раскаяния и молитвою, повергся епископ на землю и немедленно удалил из своего жилища не только ту инокиню, но и всех других женщин, которые находились у него в послушании, а в Аполлоновом капище устроил храм святому апостолу Андрею. Совершенно освободившись от плотского искушения и по благодати Божией всецело от него избавившись, он привел иудея к вечной жизни. Он научил его тайнам веры и, очистив водой Крещения, принял в лоно святой Церкви. Таким образом, этот еврей заботою о спасении другого стяжал и себе спасение, и всемогущий Бог привлек к добродетельной жизни одного тем самым, что служило к сохранению добродетели другого. Петр: Твои слова вызывают у меня страх и надежду. Григорий: Нужно всегда надеяться на Божие милосердие к нам и опасаться своих немощей. Вот, мы слышали, как райский кедр поколебался, но устоял: чтобы в нас, неутвержденных, возник и страх перед его колебанием и вера в его прочность. В Кампании на Марсовой горе отшельничал весьма добродетельный муж по имени Мартин. Он пребывал много лет в затворе в самой тесной пещере. Из камня пещеры, по милости всемогущего Бога, выступали капли воды, которой хватало для удовлетворения его ежедневных нужд. Но исконный враг человеческого рода, позавидовав добродетелям святого, силился изгнать его из пещеры. Для этого, вселившись в змея, своего излюбленного гада, он вползал в пещеру, когда святой молился и ложился пред ним. Когда святой повергался на землю, змей оставался лежать подле него. Отшельник без всякой боязни подносил к пасти змея руку или ногу и говорил:

http://predanie.ru/book/67875-evergetin/

Задача человека состоит лишь в том, чтобы свободно устремившись к Творцу, суметь “уловить”, или, как говорил преподобный Серафим Саровский, “стяжать” благодать, посылаемую ему, стать прозрачным, чтобы воспринять в себя Божественные энергии и соединиться с ними. Однако этот акт онтологической трансформации человека, этот процесс обожения, происходящий соединением Божественных и человеческих энергий, характеризуется полным отсутствием всякой необходимости, всякого детерминизма. Это — актуальное царство свободы. Ибо благодать лишь побуждает, но не принуждает волю — напротив: она побуждает свободу, возбуждает и оживляет произволение». — Николаева О. Православие и свобода. М., 2002. С. 53–54. У Оригена, как можно предположить, носителями и посредниками Божественной благодати являются Ангелы, а носителями “псевдо-благодати” — тёмные силы. 60 Ср., например, у святителя Феофана: “Может быть, в то время почётнейшим названием считалось иудей, как в устах самих иудеев, так и у других. Его и употребил Апостол, желая показать, какое почётное они носят название, чтобы после тем срамнейшим представилось их несоответствие сему имени в жизни. Так и мы носим самое высокое имя — христианин, как во Христа облечённые и Духом Святым помазанные; но сие высокое имя обращается нам в посрамление, если не соответствуем ему в жизни (Св. Злат.). В слове иудей Апостол совместил все преимущества ветхозаветные, которые любил вращать в мысли своей иудей, говоря как бы: вот ты любишь именовать себя иудеем, — избранным Божиим, пользующимся особым покровительством Божиим, с которым Бог вступить благоволил в особый Завет, преимущественно пред другими народами. Смотри же, таков ли ты на деле? — Или, сказав: именуешися иудей, этим самым сделал уже намёк на то, что он только именует себя так, не будучи на деле таковым, внушая, что за ним только одно это почётное имя осталось, как и нам иногда говорят: ты по имени только христианин (Св. Злат., Феод.)”. — Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника.

http://pravmir.ru/ekzegeticheskie-trudyi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010