Протодиакон Андрей Кураев ЦВ 23 (420) декабрь 2009 /  10 декабря 2009 г. Протодиакон Андрей Кураев: Мы участвуем в сложном и опасном эксперименте — Отец протодиакон, вы участвуете в подготовке уникального эксперимента, который будет проводиться в российских школах в 2010 году. Как вы оцениваете предстоящее преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» в системе государственного образования? — Эксперимент по преподаванию «Основ религиозной культуры и светской этики» в 19 регионах Российской Федерации начинается 1 апреля. Это очень необычный проект.  Во-первых, уроки будут проводиться в светской школе, а не в церковной. Во-вторых, сам предмет — не Закон Божий, а светский предмет. Перед нами как авторами курса «Основ православной культуры» стоит непростая задача: подготовить ознакомительный материал по православию, который светские педагоги на светском языке будут представлять светским детям. Как видите, ключевое слово — светский. Церковь вряд ли сможет участвовать в подборе педагогов и даже в их переподготовке. И все же мы идем на это. Мы считаем, что у этого эксперимента есть две важнейшие цели: во-первых, доказать, что в светской и многонациональной школе возможен разговор о православной культуре, а во-вторых, доказать, что если класс будет разделен по интересам к той или иной религиозной и культурной традиции, это не приведет к межнациональным конфликтам. В условиях глобализации очень важно найти пути сохранения своей культурной, национальной и религиозной идентичности. При этом не менее важно показать, что на этом пути мы не будем обижать людей с другим самосознанием. Поэтому такой большой акцент в ходе эксперимента делается на сохранении свободы выбора. Свобода выбора обеспечивается на трех уровнях. Первый — регионы участвуют в эксперименте только по своему собственному согласию. Вначале предполагалось, что эксперимент охватит 18 регионов, но затем к нему по собственной инициативе присоединилась Еврейская автономная область. Второе — не все школы региона обязаны участвовать в эксперименте, у них есть право отказаться. И третье — родители могут выбрать, на какой из модулей отправить своего ребенка: будет ли он изучать основы православной культуры, исламской культуры, буддистской, иудейской или же обзорный курс «Религии России», или же курс светской этики.

http://e-vestnik.ru/society/protodiakon_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕОТОМИЗМ Сформировавшееся в кон. XIX в. интеллектуальное течение в католич. культуре, фундаментом к-рого является представление об исключительном значении и первенствующем положении наследия Фомы Аквинского . До 60-х гг. XX в. Н. был офиц. философским и богословским учением католицизма . После Ватиканского II Собора утратил господствующую позицию, оставаясь, однако, и в наст. время заметным направлением католич. мысли. Становление Уже Тридентский Собор признал Фому Аквинского ведущим авторитетом в области богословия (см.: Berger. 2001. S. 88-91), однако в посттридентской схоластике XVI-XVIII вв. томизм приобрел гораздо более широкое значение в качестве фундамента католич. интеллектуальной культуры - философии, богословия, этики и права. Комментарии Каэтана , Ф. ди Сильвестро (Феррарца), Ф. Суареса , Г. Васкеса и др. схоластов делаются ведущими руководствами по философии и богословию. В программах крупнейшей сети католич. образовательных учреждений, управляемой иезуитами, прямо указывается, что «о св. Фоме… нужно говорить только с почетом, и каждый раз, когда будет уместно, с дорогой душой идти за ним; а если [у св. Фомы будет найдено] что-либо менее подходящее - то отступать от него с уважением и грустью», преподаватели богословия также «во всем придерживаются учения святого Фомы и принимают его за собственного доктора; и прикладывают все усилия, чтобы и студенты относились к нему наилучшим образом» (Ratio studiorum et Institutiones scholasticae Societatis Jesu. B., 1887. Bd. 2. S. 330, 332, 300. (Monumenta Germaniae Paedagogica; 5); цит. по: Шмонин Д. В. Regulae professoribus, или Как иезуиты учили философии//Вестн. РХГА. СПб., 2009. Т. 10. Вып. 4. С. 96). В то же время отделение в составе томистского синтеза философского содержания от богословского сыграло важную роль в становлении философии как автономной дисциплины. За период XVII-XVIII вв. были созданы десятки академических курсов «ad mentem Doctoris Angelici» (в духе ангелического доктора). В период Французской революции вместе с разрушением системы церковного образования утратил значение и культивировавшийся в ее рамках томизм.

http://pravenc.ru/text/2564952.html

  разделы   рассылка  распечатать Лидия Орлова Религиозные культуры прошли по административной границе Источник:  НГ-Религии Большинство школьников предпочитают светскую этику, но некоторые регионы выбиваются из общей картины Четвероклассники по всей России 1 сентября начали изучать новый обязательный предмет " Основы религиозных культур и светской этики " . По данным Министерства образования и науки РФ, выбор модулей ОРКСЭ по стране распределился следующим образом: 42, 7% четвероклассников будут изучать " Основы светской этики " , 31, 7% – " Основы православной культуры " , 21, 2% – " Основы мировых религиозных культур " , 4% – " Основы исламской культуры " , 0, 4% – " Основы буддийской культуры " и 0, 1% – " Основы иудейской культуры " . Статистику выбора модулей по регионам Минобрнауки пока не представило. По данным Департамента образования Москвы, в столице большинство четвероклассников – 47% – будут изучать курс " Основы светской этики " . 27% и 23% родителей школьников остановили свой выбор на курсах " Основы мировых религиозных культур " и " Основы православной культуры " соответственно. Схожая картина сложилась в северной столице. По данным Комитета по образованию Санкт-Петербурга, " Основы светской этики " будут изучать 52, 61% четвероклассников, " Основы мировых религиозных культур " – 37, 74% школьников, а " Основы православной культуры " – чуть более 9% учащихся. Официальный сайт ОРКСЭ опубликовал доклады интернет-конференции " Актуальные вопросы введения курса ОРКСЭ. Проблемы и пути их решения " , которая проходила 5-7 сентября с. г. Так, по данным президента Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Эдуарда Никитина, в пользу светской этики сделали свой выбор родители Южного (74%), Уральского (73%) и Северо-Западного федеральных округов (62%). Кроме того, 83% школьников Чукотского автономного округа также будут изучать этот модуль. Такие цифры приводит начальник отдела государственной политики и развития образования Управления государственной политики и надзора в сфере образования Департамента образования, культуры и молодежной политики Чукотского АО

http://religare.ru/2_96828.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Нравственная и ценностная дезориентация человека в современном мире 05.02.2020 2499 Время на чтение 20 минут В определении нравственных категорий принято различать три понятия: «этику», «мораль» и саму «нравственность». Примером тому могут послужить рассуждения на эту тему В.С. Библера, который считает, что мораль и нравственность есть две сферы человеческой этики в реальном их сопряжении. «В предлагаемом сопряжении, – пишет В.С. Библер, – я понимаю мораль как устоявшуюся в нормах и предписаниях (как надо себя вести, чтобы жить достойно...) форму нравственности. Моральные догматы отцеживаются, уплотняются, обезличиваются в веках, утрачивают историческое напряжение, культурную изначальность, единственность. Внутренняя освещенность вытесняется свыше нисходящей освященностью. В автоматизме повседневной жизни такие закрепленные извне (кодексы морали) и изнутри (императивы добра) моральные предписания, неукротимо шепчущие мне, в чем состоит единственно правильное поведение, абсолютно необходимы. Но в трагедийные моменты нашей жизни такие нормы отказывают, обнаруживая свою вненравственную закраину. На мой взгляд, нравственность воплощается не в моральные нормы, но в трагедийные перипетии свободного личного поступка. Эти перипетии формируют коренные Образы личности – образы культуры различных исторических эпох... Нравственность есть (это и «настоящее время» и «логическое определение») всеобщее сопряжение, диалог ключевых исторических нравственных средоточий». В своем определении нравственности В.С. Библер психологичен, даже литературно психологичен. Он различает, а точнее наблюдает поведение человека в социуме в определенный культурно-исторический момент и в момент личной трагедии, в момент совершения вненормативного уникального и единственного поступка, в котором и заключена личная ответственность человека. «Личностные образы культуры» и являются средоточием любого литературного произведения. Не психологию поведения исследует писатель, а психологию поступка. Трудно согласиться с тем, что нравственность может быть только автономно трагедийной. Поступок может созидать, а может и разрушать ткань культурно-исторической жизни.

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/05/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСТЕЛЬНИК Гавриил Федорович (15.06.1885, с. Руски-Крстур окр. Кула комитата Бач-Бодрог, Австро-Венгрия (ныне автономный край Воеводина, Сербия) - 20.09.1948, Львов), протопр., богослов; инициатор воссоединения укр. греко-католиков с Православной Церковью. Происходил из бачванских русинов, потомков переселенцев из Закарпатской Украины в обл. Бачка (в междуречье Дуная и низовий Тисы). Его родители были крестьянами среднего достатка, греко-католиками по вероисповеданию. Из 6 детей только Гавриил смог продолжить образование по окончании начальной венг. школы в Руски-Крстуре. В 1898 г. он поступил в хорват. гимназию в г. Винковци (обл. Славония), затем учился в Загребской хорват. гимназии (1900-1906). К. проявил исключительные способности в учебе, к этому же времени относится и начало его литературной деятельности. В 1904 г. в Жолкве (ныне Львовской обл.) в изд-ве монахов- василиан вышел 1-й поэтический сборник К. «Из моего села» (З мойого валала) на русинском диалекте. Эта книга считается 1-м литературным произведением бачванских русинов. В 1907 г. в Загребе был опубликован его 2-й поэтический сб.- «Романсы и баллады» (Romance i balade) на хорват. языке. Во время учебы в Загребе произошло знакомство К. с Православием, он иногда посещал серб. правосл. храм. В 1906 г. К. поступил в униатскую Загребскую ДС, где его успехи привлекли внимание ректора Дионисия Няради (впосл. епископ Крижевецкий, глава Хорватской греко-католической Церкви), также уроженца Руски-Крстура. Няради считал, что талантливый студент должен продолжить образование на Украине, поэтому он обратился к главе Львовской (Галицкой) архиепископии Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ) митр. Андрею Шептицкому за содействием о переводе К. во Львов. Осенью 1907 г. К. продолжил обучение в униат. Львовской ДС. В 1910 г. его доклад «Шевченко с точки зрения религиозной этики» (Шевченко з peлiriйho-emuчhoro становища) был опубликован в приложении к епархиальному ж. «Нива». В 1911 г., по окончании семинарии, К. поступил на философский фак-т Львовского ун-та, где проучился один семестр, а затем продолжил обучение на фак-те католич. богословия Фрибурского ун-та (Швейцария). В 1913 г. он получил степень д-ра философии, богословия и права за соч. «Об основных принципах познания» (De principiis cognitionis fundamentalibus; на лат. языке). В том же году вернулся во Львов, женился на Э. Риттер фон Зарицкой (1891-1982), дочери директора Перемышльской гимназии; у них родилось 5 детей. Позднее К. признавался, что если бы не женитьба, то он, наверное, не стал бы жить в Галиции, к к-рой трудно привыкал.

http://pravenc.ru/text/2458863.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГУМАНИЗМ [от лат. humanitas - образованность, человечность], многозначный философский и культурно-исторический термин, связанный с пониманием человека, его особого места в бытии, обнимающий ряд разнородных явлений жизни: 1) в педагогике - воспитание и образование гармонически развитой индивидуальности, свободной и благородной личности; 2) в нравственности - а) любовь к человечеству и человеку или к определенному «идеальному» типу человека; б) милосердие, сострадание и сочувствие к несчастному и униженному человеку; в) человеческое (или «гуманное») отношение к природе; 3) в области идей - а) ориентированный на природное достоинство человека тип социально-психологического и исторического мировоззрения; б) ряд философских учений, полагавших в качестве своей основы антропоцентризм; в) разновидность светской безрелиг. или богоборческой идеологии; 4) в истории - направление и характер культуры эпохи Возрождения и нек-рых др. культур; 5) в социально-политической сфере - «очеловечение» (или «гуманизацию») политических, общественных и экономических отношений. Многообразие форм Г., его связь с педагогикой, мировоззрением, философией, с нормами нравственности и законодательства, с искусством, наукой, политикой и экономикой, равно как и существование его исторических типов (Г. «античный», «византийский», «возрожденческий», «новоевропейский», «китайский» и др.), а также совместимость Г. с религ. верой и безбожием (Г. «религиозный» и «секулярный») с разделением их на Г. «языческий», «христианский» и т. д. делают проблему определения природы европ. Г. и классификации его форм трудноразрешимой. Хотя основу Г. составляют представления о человеке как нравственном существе, его достоинстве, свободе, правах, ценности человеческой жизни, понимании человеком мира и своего центрального места в мире, ни одна из форм Г., включая «христианский» Г., не может рассматриваться в качестве автономного образования, строящегося на собственных основаниях. Своими представлениями о человеке Г. обязан религии, как определяющей в своих истоках понимание человека в его отношении к Богу (в этом смысле можно говорить о языческих и христ. корнях европ. Г.), затем - культуре, в к-рой Г. возникает, получает распространение и утверждает себя в качестве особого мировоззрения. Это в полной мере относится и к «атеистическому» Г. новейшего времени, к-рый, отрицая Бога, сохраняет опирающиеся на заповеди Бога христ. принципы нравственности, более того - выдает сложившиеся на этой основе секулярные представления за ценности новой, независимой от религии «общечеловеческой морали», т. е. гуманистической этики безрелиг. человека.

http://pravenc.ru/text/168288.html

Скачать epub pdf Глава 27. Этика в Православии Православие не знает автономной этики, которая, например, представляет преимущественно область и своеобразный духовный мир Протестантизма. Этика для Православия религиозна, она есть образ спасения души, выявленный религиозно-аскетически. Религиозно-этическая вершина здесь достигается в монашеском идеале как совершенном следовании Христу в несении своего креста и самоотречения. Высшие добродетели монашества суть смирение и хранение чистоты сердца, достигаемые путем отсечения своей воли. Обеты безбрачия и нестяжания являются только средством для этой цели, не так для всех обязательным, как обязательна самая цель. Православие не имеет разных масштабов морали, но употребляет один и то же масштаб в применении к разным положениям в жизни. Оно не знает и разной морали – мирской и монашеской, различие существует лишь в степени, в количестве, а не в качестве. Некоторые нецерковные критики видят в этом прямолинейном максимализме монашеского идеала отсутствие жизненности и мироотреченность православной морали, которая иногда оказывается безответна перед вопросами практической жизни во всем ее многообразии. Подобные критики отдают предпочтение гибкой и практической католической этике, позволяющей найти выход из любой ситуации как духовно совершенному, так и стяжающему совершенства человеку (заповеди и советы); указывают также на протестантскую этику с ее пафосом мирской повседневной честности. Ни в коей мере не умаляя достоинства обеих этих доктрин, следует, однако, отметить, что всякий максимализм труднее минимализма и в своих неудачах и искажениях может вести к худшим последствиям. Нельзя отрицать, что негибка и максималистична сама истина, которая терпит неполноту своего осуществления, но не мирится с умалением и полуистинами. Христианский путь узок, и нельзя его расширить. Поэтому в основных принципах не может быть сделок или уступок в сторону приспособления. Упрек в мироотреченности Православия должен быть отстранен. Он может быть применяем, самое большее, лишь к одному из исторических ликов Православия, определившемуся под односторонним и чрезмерным влиянием восточного монашества с дуалистическим и псевдоэсхатологическим пессимизмом в отношении к миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 19-ти регионах РФ проведут эксперимент по обучению основам религий и светской этики 5 ноября, 2009. Редакция " Правмира " Правительство России определило 19 субъектов, в школах которых в 2010-2011 годах будет проходить эксперимент по введению предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Новый школьный курс будет включать на выбор такие предметы, как основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, а также основы мировых религиозных культур и основы светской этики. В числе регионов, где будет проходить эксперимент — Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Удмуртия, Чечня, Чувашия, Камчатский, Красноярский, Ставропольский края, Вологодская, Калининградская, Костромская, Курганская, Новосибирская, Пензенская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Томская области и Еврейская автономная область. Эксперимент начнется в апреле 2010 года в четвертых классах школ отобранных регионов. В ноябре 2009 года также должен быть создан межведомственный координационный совет, заседания которого будут проводиться не реже одного раза в квартал в 2009-2011 годах. Ответственными назначены Минобрнауки, Рособразование, Минэкономразвития и Минрегион. Учебно-методические материалы для нового курса (рабочие программы, учебные пособия, методические рекомендации, книга для учителя и мультимедийные учебные пособия) должны быть разработаны до февраля 2010 года Рособразованием совместно с Минобрнауки и Минрегионом. Тиражирование их будет вестись в 2010-2011 годах. В эти же сроки учителя пройдут внеочередное дополнительное повышение квалификации, а также будут проведены социологические исследования хода апробации нового школьного курса. Источник: РИА Новости Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/v-19-ti-regionax-rf-pr...

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будет введен в девятнадцати регионах России 9 ноября 2009 г. 18:32 Правительство России определило девятнадцать субъектов федерации, в школах которых в 2010-2011 годах будет проходить эксперимент по введению предмета «Основы религиозных культур и светской этики», говорится в распоряжении кабинета министров, подписанном его главой В.В Путиным . В числе регионов, где будет проходить эксперимент, — Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Удмуртия, Чечня, Чувашия, Камчатский, Красноярский, Ставропольский края, Вологодская, Калининградская, Костромская, Курганская, Новосибирская, Пензенская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Томская области и Еврейская автономная область. Эксперимент начнется в апреле 2010 года в четвертых классах школ отобранных регионов. Согласно плану мероприятий, утвержденному правительством, Министерству образования и науки РФ поручено в ноябре текущего года разработать и апробировать механизмы выбора учащимися и их родителями (либо законными представителями) одной из составных частей школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и заключить соглашение о проведении эксперимента с региональными органами управления образованием. В ноябре 2009 года также должен быть создан межведомственный координационный совет, заседания которого будут проводиться не реже одного раза в квартал в 2009-2011 годах. Ответственными назначены Министерство образования и науки,  Федеральное агентство по образованию, Министерство экономического развития и Министерство регионального развития. Учебно-методические материалы для нового курса (рабочие программы, учебные пособия, методические рекомендации, книга для учителя и мультимедийные учебные пособия) должны быть разработаны до февраля 2010 года Федеральным агенством по образованию совместно с другими участниками проекта. Тиражирование их будет вестись в 2010-2011 годах. В эти же сроки учителя пройдут внеочередное дополнительное повышение квалификации, а также будут проведены социологические исследования хода апробации нового школьного курса.

http://patriarchia.ru/db/text/933372.htm...

Мониторинг СМИ Не верите? Через полгода религия станет полноценным школьным предметом 11.11.2009 15:02 Правительство решило: через полгода в российских школах начнется апробация учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Эксперимент стартует в апреле 2010 года, апробация предмета начнется в 19 субъектах Федерации, преподавание будет вестись в четвертых классах общеобразовательных школ. Утвержденный правительством России план мероприятий по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» будет опубликован в «Российской газете» 11 ноября. Учебный курс должен включать в себя «основы православной, исламской, буддийской и иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики». Список предметов не случаен, он создавался на основе опросов старшеклассников и родителей учеников младших классов. До конца этого месяца минобрнауки должно заключить с региональными органами власти, отвечающими за образование, «соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса». И разработать механизм, определяющий, каким образом школьники или их родители будут выбирать «одну из составных частей комплексного курса» - «основы» той или иной религии или же светскую этику. К февралю будущего года должны появиться учебники по новому предмету. А преподаватели сразу начнут повышать квалификацию. В пилотных регионах будет проводиться мониторинг, отслеживающий удачи и неудачи эксперимента. Субъекты РФ, в которых начнется эксперимент: Удмуртия, Чувашия, Камчатский край, Красноярский край, Ставропольский край, Вологодская область, Калининградская область, Костромская область, Курганская область, Новосибирская область, Пензенская область, Свердловская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Карачаево-Черкесия, Чечня, Калмыкия, Еврейская автономная область. Возможно, что через 6 лет (эксперимент начинается в четвертых классах) в свет выйдет поколение, которое, если все пойдет хорошо, «Вначале было Слово» («Слово» обязательно с большой буквы) и «Любовь милосердствует» будет повторять в десятки раз чаще, чем «религия - опиум для народа». Хотя последняя фраза, надо сказать, не такая уж обидная, она означает, что религия - не одурманивающее, но обезболивающее.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010