Иоанн Злат. «Беседа 4 на слова прор. Исаии: «видех Господа» ( Ис. 6:1 ). Его же «Беседа 3 на надп. Деян. апост.»). 6. Знаменательный сон На Петроостровских Хуторах, Херсонской губернии, Елисаветградского у., Акимовской волости, проживает отставной солдат Андрей Шкумат. Жена его Лукия Михайловна – женщина не старая (39 л.) – была увлечена штундою 33 , и несколько раз посещала собрания штундистов, на которых вожак, он же и пресвитер, Меркурий Литвиненко очень убедительно уговаривал Лукию окончательно порвать связь с православною церковью и перейти в штунду. Лукия долго колебалась: беседы и общее пение на собраниях ее влекли в штунду, и, в то же время, какая-то невидимая сила удерживала ее от этого решительного шага. Наконец после одного, довольно многолюдного собрания штундистов, на котором Лукия тоже присутствовала, она, поддавшись убедительным речам Литвиненко, порешила стать штундовкой. В следующую ночь Лукия видит такой сон: в избу, где она лежала на постели, вдруг входят два человека: один – хорошо известный ей вожак Петроостровских штундистов Меркурий Литвиненко, а другой громаднейшего роста – совсем ей незнакомый. Присматриваясь к незнакомцу, Лукия ужаснулась, заметив у него совершенно черный цвет (как сажа, по ее выражению) и страшное – зверское выражение лица. Войдя в избу, посетители остановились у порога, злобно посмотрели на св. иконы, а затем Литвиненко, у которого выражение лица было серьезно-сосредоточенное, не говоря ни слова, взглядом и пальцем указал своему товарищу на Лукию. Последний приблизился к ней и, не говоря ни слова, начал налагать на нее свою печать, – печатал лице, грудь, руки и всё тело. Где этот странный незнакомец ни прикоснется печатью, – Лукия чувствует на том месте сильную боль. Долго Лукия терпела эту муку, и от страха не могла пошевелиться: а незнакомец всё продолжал свою работу, товарищ же его, как солдат на часах, стоит у порога и глаз не спускает с Лукии. Наконец Лукия, собравшись с силами, вскрикнула и проснулась. На другой день она разсказала о своем необыкновенном сне соседям, причем говорила, что будто бы те места на ее теле, на которых наложена была незнакомцем печать, и на другой день сильно болели. В следующее воскресение Лукия была в церкви, исповедывалась и приобщалась св. таин и на штундовские собрания больше уже не ходит («Мис. обозр.» 1897 г. май). 7. Житейское море 34

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

— Наследство свое я поместила в хорошем месте, — ответила ему Лукия, — и никогда не позволяла себе принимать растлителей души и тела. Пасхазий спросил: — А кого ты называешь растлителями души и тела? Лукия отвечала: — Вы — растлители души, о которых Апостол говорит: «худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33): вы внушаете душам людей прелюбодеяние [ 6 ], — дабы они, оставив Небесного Жениха, т. е. Создателя своего, последовали диаволу чрез служение бессильным и бездушным идолам. А растлители тела суть те, которые временные удовольствия предпочли вечному блаженству и преходящие наслаждения ставят выше радостей бесконечных. Пасхазий сказал: — Твои разглагольствования прекратятся и замолкнут, когда дело дойдет до истязаний и ран. Лукия отвечала: — Слова Божии не умолкнут никогда. — Да разве ты — Бог? — возразил Пасхазий. — Я — раба Божия, сказала Лукия, и потому говорила Божии слова, как и Сам Он сказал: «ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10:20). Пасхазий сказал: — Так неужели и в тебе Дух Святой и не Он ли говорит чрез тебя? Лукия отвечала: — Апостол говорит, что ведущие чистую жизнь суть храмы Божии и Дух Божий живет в них (1 Кор.3:16). Пасхазий сказал: — Так вот я прикажу отвести тебя в непотребный дом, чтобы Дух Божий отступил от тебя, когда ты будешь осквернена. — Без произволения Духа никогда не может быть осквернено тело, — отвечала Лукия: если даже ты положишь мне на руку фимиам и насильно бросишь его сею рукою на идольский жертвенник, то Бог только посмеется тебе при виде сего, ибо Он осуждает нас за помыслы и произвольные деяния, а не за действия, которые нас другие принуждают делать насильно; и насильственное лишение девства Он только попускает, как попускает искушения, разбой, язычество. Посему, если ты и прикажешь надругаться надо мною, то этим только увеличишь награду за мою чистоту. — Я велю до смерти бесчестить тебя, — сказал Пасхазий, — если ты не послушаешься царского повеления. Лукия отвечала: — Я уже сказала тебе, что мою волю ты никогда не склонишь к согласию на грех; всё, что ты можешь сделать с моим телом, — всё это презирает раба Христова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Нерон распорядился, чтобы муж и жена сгорели вместе на одном костре (Сестра Фива. Спб. 1902, 84–90). Святой апостол Лукий Имя Лукия (Люция) дважды встречается в книгах Нового Завета: в Апостольских Деяниях: «Бяху же неции во Антиохии пророци и учителие Варнавы… и Лукий Киринеянин» (XIII, 1) и в послании к Римлянам ап. Павел пишет: «Целует вас (Коринфян)… и Лукий, и Иасон, и Сосипатр, сродницы мои» (XVI, 21). Некоторые толкователи Священного Писания думают видеть среди Апостолов (из 70) двух с именем Лукия: одного – из Киринеи, учителя Антиохийской церкви и пророка ( Дeяh. XIII, 1 ), а другого – в лице спутника и сродника св. ап. Павла ( Puмл. XVI, 21 ). Но нет оснований отделять Лукия, упоминаемого в Апостольских Деяниях от Лукия, сродника ап. Павла. (О разделении одного Лукия на двоих см. у Миня: Dictionnaire dc la Bible III, p. 238). Ученые, особенно протестантские, принимают Лукия, упоминаемого в Апостол. Деяниях и в послании к Римлянам за одно лицо с св. апостолом и евангелистом Лукою; но это неверно: – во 1-х – евангелиста Луку нельзя признать за одно лицо с Лукием, потому что во время отправления из Коринфа послания к Римлянам, в котором ап. Павел приветствует Коринфян, между прочим, и от имени Лукия, не видно, чтобы ев. Лука в это время был в Коринфе при св. Павле, так как по книге Апостольских Деяний он (Лука) был в Филиппах (в Македонии), а не в Греции (в Коринфе), а до Коринфа сопровождали св. Павла другие спутники (см. Дeяh. XIX, 20; XX, 1–6 ); – во 2-х – невероятно, чтобы св. евангелист Лука, весьма скромный муж, тщательно скрывавший свое имя, даже и там, где он был и действовал (как напр. Лk. XXIV, 13–33 ), считавший себя в числе пророков и учителей Антиохийской церкви ( Дeяh. XIII, 1 ) и повествуя о себе самом стал бы говорить в третьем лице, тогда как в таких случаях он (Лука) обыкновенно говорит: я ( Лyk. I, 3 ; Дeяh. I ,), или мы ( Дeяh. XVI, 10; XX, 6, 8, 13, 21; XXVII, 2 и др.; Herzog, Real-Encyclopadie. Zeller); – в 3-х, – св. евангелист Лука родом был из Антиохии и стал спутником св. ап. Павла только с г. Троады в 2 Апостольское путешествие (т. е. не ранее 50–51), тогда как Лукий стоял уже во главе Церкви Христовой в Антиохии лет за десять ранее сего (т. е. 40–41 г.) и был родом из Киринеи, – главного города Ливии, в Северной Африке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Рассуждение Подавать милостыню из того, что нужно самому, – вот настоящая милостыня. Не грешить тогда, когда все обстоятельства сильно понуждают тебя к греху, – вот ценность [подвига] пред Богом. Когда святая Лукия увидела свою дотоле больную, а теперь чудесно исцеленную мать, то предложила ей употребить свое состояние на милостыню бедным и страждущим. На это мать ей ответила, что не хочет расставаться с нажитым имуществом до своей смерти, но соглашается на то, чтобы по ее кончине Лукия распорядилась им, как ей заблагорассудится. «Сначала покрой мои глаза землей, – сказала мать, – а затем поступай с имением, как желаешь». Лукия ей ответила: «Не слишком угоден Богу человек, подающий ему то, что не может понести с собой (в могилу) и что ему самому не нужно. Но если хочешь совершить богоугодное дело, то подай Ему то, в чем сама имеешь нужду. По смерти же никаких потребностей у тебя не будет, – и именно тогда предлагаешь ты Ему то, что не можешь с собой унести. Но пока ты жива и здорова, подай Христу то, что у тебя есть; и всё, что ты предназначила для меня, немедленно начни отдавать Ему». Добрая мать мудрой дочери с этим согласилась. Когда мучитель Пасхазий принуждал сию святую девушку к плотскому греху, Лукия даже в мыслях не могла на это согласиться. Тогда пригрозил он ей, что его люди насильно ее обесчестят, сказав ей с усмешкой: «Когда ты будешь осквернена, покинет тебя Дух Святой». На это благодатная Лукия ответила: «Никогда нельзя осквернить тело без соизволения ума». И отправилась святая Лукия на смерть, предварительно раздав все свое имущество и не опорочив своего юного и чистого тела. Созерцание Да созерцаю исполнение слов Ноя над его потомством (Быт. гл 9), а именно: 1) как Иафетиды (белая раса) распространились по всему свету; 2) как вселились они в шатры Симовы, то есть в Церковь , в духовный шатер Христов, имевший свое начало в семитах, евреях; 3) как хамитские племена до сего для остались в подчиненном положении. Проповедь об Исааке Явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Св. мученика Ореста хотели положить на разжженный одр; но он устрашился и просил у св. муч. Евстратия подкрепления. Евстратий сказал: «не бойся, – видение наводит страх и муку, а телом болезни ты не почувствуешь, если только с упованием взойдешь. Сам Бог при нас – помощник и защититель». Когда определено было св. Евстратия сжечь, он стал молиться: «величая величаю Тя, Господи, яко призрел еси на смирение мое и пр.“ (Молитву эту читают в субботу на полунощнице.) Святые сами пекутся о своих церквах и монастырях Был монастырь пред вратами Константинополя, называемый Олимп. Однажды в нем не стало припасов пищи. Монахи молились и были в скорби. Вдруг приходят по очереди послы от царя, царицы и патриарха с провизиею; послов спросили о имени; это были: Авксентий, Евгений и Мардарий, во имя которых построен монастырь; после прочтения псалтиря, по порядку и обычаю следовало прочесть историю о страдании мучеников; но монахи хотели оставить это по причине отсутствия богомольцев. Один из послов сказал: «я прочту» – и стал читать и, дочитавши до того, как св. Евстратий был обут в железные сапоги, ударил жезлом о пол и возросло дерево. Стоящие сзади сказали: «ради себя ты это сделал, Евстратие?» «Нет, малы мои страдания в сравнении с вознаграждением Божиим». – и стали все невидимы. Св. муч. Лукия Вера одного помогает другому Мать мученицы Лукии страдала кровотечением. Однажды мать и дочь пришли поклониться мощам св. мученицы Агафии. Лукия посоветовала матери прикоснуться для исцеления с верою ко гробу мученицы. Мать сделала это. Между тем, Лукия, после молитвы, уснула и увидела во сне св. мученицу Агафию, которая ей сказала: «зачем ты, Лукия, просишь меня о том, что сама можешь подать, ибо вера твоя помогает матери, – и она здорова». Сила Божия непреодолима Когда влекли Лукию в непотребный дом, Дух Божий дал ей такую тяжесть, что ее стоящую не могли сдвинуть с места никакие силы человеческие. Бог не дает смерти неприобщившемуся св. Таин Св. мученица Лукия, не быв опалена огнем, была поражена мечем в гортань, но была жива, пока не пришел священник и не приобщил ее святых Таин. 14. Св. муч. Фирс, Левкий и другие

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Скачать epub pdf Страдание святой мученицы Лукии Память 13 декабря Когда слава святой мученицы Агафии распространилась по всей Сицилии и жители Сиракуз 8381 стекались в Катану 8382 на поклонение святому гробу мученицы, случилось одной девице, по имени Лукии, благородного происхождения и пользовавшейся уважением у всех сиракузян, пойти на праздник вместе с другими и с матерью своею Евтихиею, которая страдала кровотечением уже четыре года и не могла исцелиться никаким врачебным средством. Во время совершения церковной службы при гробе мученицы читалось то Евангелие, в котором воспоминается кровоточивая женщина, исцелившаяся от прикосновения к краю одежды Христовой. Во время чтения Евангелия Лукия сказала своей матери: – Если ты веришь, матушка, тому, что читается: то верь и тому, что святая Агафия, пострадавшая за имя Христово, удостоилась предстоять Тому, за Чье Имя она пострадала. Итак, прикоснись ко гробу ее с верою, и ты исцелишься. Когда, по окончании церковной службы, народ разошелся, мать с дочерью пали пред гробом святой мученицы и со слезами начали умолять ее о помощи. Долго молились они, и, наконец, Лукия уснула и во сне увидела святую мученицу Агафию посреди Ангелов, украшенную драгоценными камнями. Она сказала Лукии: – Сестра моя Лукия, дева Господня! Зачем просишь ты от меня того, что сама можешь подать сейчас же? Твоя вера приносит помощь твоей матери и она уже здорова. И как мною славится город Катана, так тобою будут красоваться Сиракузы, ибо ты в своем девстве уготовала Христу благоугодное жилище. Лукия тотчас пробудилась, в трепете встала и сказала матери: – Матушка, матушка! Ты исцелилась! Умоляю же тебя именем той святой, которая исцелила тебя своими молитвами: не напоминай мне больше никогда о женихе (она уже была обручена) и не желай видеть смертного плода от моего грешного тела; но всё, что ты назначила дать мне, для выхода замуж за смертного человека, отдай мне, чтобы идти к Бессмертному Жениху Христу Господу, Хранителю моего девства. Мать отвечала ей:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

— Если ты веришь, матушка, тому, что читается: то верь и тому, что святая Агафия, пострадавшая за имя Христово, удостоилась предстоять Тому, за Чье Имя она пострадала. Итак, прикоснись ко гробу ее с верою, и ты исцелишься. Когда, по окончании церковной службы, народ разошелся, мать с дочерью пали пред гробом святой мученицы и со слезами начали умолять ее о помощи. Долго молились они, и, наконец, Лукия уснула и во сне увидела святую мученицу Агафию посреди Ангелов, украшенную драгоценными камнями. Она сказала Лукии: — Сестра моя Лукия, дева Господня! Зачем просишь ты от меня того, что сама можешь подать сейчас же? Твоя вера приносит помощь твоей матери и она уже здорова. И как мною славится город Катана, так тобою будут красоваться Сиракузы, ибо ты в своем девстве уготовала Христу благоугодное жилище. Лукия тотчас пробудилась, в трепете встала и сказала матери: — Матушка, матушка! Ты исцелилась! Умоляю же тебя именем той святой, которая исцелила тебя своими молитвами: не напоминай мне больше никогда о женихе (она уже была обручена) и не желай видеть смертного плода от моего грешного тела; но всё, что ты назначила дать мне, для выхода замуж за смертного человека, отдай мне, чтобы идти к Бессмертному Жениху Христу Господу, Хранителю моего девства. Мать отвечала ей: — Заботливо охраняя всё, что осталось от твоего отца в течение девяти лет, я скорее увеличила, чем уменьшила твое наследство; а что приобрела сама и еще могу приобрести, всё это так же в твоем распоряжении. Но похорони сначала меня, и тогда уже поступай со всем имением, как тебе угодно. — Послушай, матушка, моего совета, сказала ей Лукия: не особенно угоден Богу — отдающий Ему то, чего не может унести с собою или употребить в свою пользу. Но если ты хочешь совершить дело действительно угодное Богу, то отдай Ему то, что можешь употребить для себя. Когда ты будешь умирать, тебе уже не будет нужно ничего из земного, и то, что ты имеешь дать тогда, уже не в силах будешь унести того с собою: посему пока ты жива и здорова, отдай Христу свое имения и все, что хотела дать мне, начни теперь же отдавать Ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Потом я ее спросил: – К чему такое рыдание? – Сейчас люди, Григорий, если не видят знамений и чудес, то не верят, что согрешают, и не замечают своих ошибок. Конечно, в этом возмущении были замешаны и мои страсти, и нервишки. Человек хозяйственный – человек творческий. Может быть, ему не хватит сил построить крепости и башни, но то, к чему прикасается его рука, он бережет, преображает и умножает. Лукия получала пенсию аграриев. Прежде чем получала на руки деньги, договаривалась со старцем, как их употребить. Всегда предпочитала землю. Там нужна опора для лозы, там забор для огорода... Украшение огорода, полей и виноградников было для старушки большой радостью. Болеть за свое место, любить его свойственно добродетельным людям, безразличие – отличительная черта развращенных. Так приходит исполнение: «Проклята земля в трудех твоих» ( Быт. 3:17 ). Нагруженная шхуна, называемая Лукия, прибыла в пристань Царства Небесного. Путешествовала в этом мире примерно 110 лет. Где бы ни прошла, что бы хорошее ни встретила, всё подобрала на свой корабль. Не оставила незамеченным ничего доброго, всё принесла в свою кладовку. Мы, ее чада, приобрели лишь что успели, и схватили что смогли, из того, что она нам припасла. Потому что быстро ушла. Я мог бы назвать ее принцессой великого Царя, но ее брачная жизнь закрывает мне уста. Поэтому я ее считаю верной рабой и достойной труженицей на царском поле. Антония-скотница Эти две монахини, Лукия и Антония, носившие имена святых, которым посвящены храмы в монастыре Евангелисмос, были благословенной упряжкой, возделывавшей склоны монастырских угодий. Два благословенных животных, которые своим горячим дыханием согревали новорожденного Младенца, два животных, между которыми узнаёшь Христа-Бога. Исполнились слова Пророка: «Посреде двою животну познан будеши» (см. Аввак. 3:2 ). Как не помнить Антонию, которая чуть свет, по будням и по праздникам одетая в лохмотья, в галошах спешила к скотине? Так любила свое послушание, что приходила в загон всегда радостная. Бежала, как девчонка. Казалось, что не ступает по земле, а летит.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

Давайте войдем в это духовное училище и, глядя на пример подвизавшихся в нем сестер, получим пользу, поддержку и мужество, насколько нам позволят замутненные очи души. Монахиня Лукия-огородница В этой монахине невольно замечаешь, как достоинство и силу, которых лишены многие мужчины, Бог дарует смиренным женам. У нее было мужество, какое превосходит женскую природу. Бесстрашная женщина. Ее ничто не пугало: ни человеческое, ни женское. Если в сердце человека, работающего Богу, есть простота, то он становится непобедимым. Лукия была простодушной и нелукавой, как дитя, которое только начинает ходить. Когда она стала монахиней, старец дал ей правило, в котором были и молитвы к апостолу Луке, чье имя она носила в постриге. Через некоторое время он ее спрашивает: – Как молишься? Отвечает: – Господи Иисусе Христе, помилуй раба Твоего Апостола и Евангелиста Луку. Изобильно возвращалась милость Божия на ту, которая нуждалась в этой милости, и возвеличивал Господь ее посвящение. Она была из беженцев, вероятно, из области Галикарнасса. Бедность заставила ее выйти замуж, может быть и более двух раз, я не знаю. Это может понять только тот, кто сам ходил по пустынным дорогам, не имея своего клочка земли для возделывания. Но Бог всё-таки оставлял ее одну, так как хотел, чтобы она работала Ему. Что это за предназначение! Необъяснимая тайна. Как только открылось Общежитие Евангелиемос, она вступила в число сестер, как и другие беженки. Она не была особенно красивой, но старец смотрел не на внешность, а на сердце. Он считал монастырь местом отдохновения страждущих, где исполняется слово Господне: «Придите ко Мне страждущие, труждающиеся и обременные, и Я успокою вас» (см. Мф. 11:28 ). Она хороша знала, что значит «за мужем, как за каменной стеной», поэтому часто повторяла народную поговорку: «Был бы муж, хоть и деревянный». В отсутствие старца мы не ходили в женский монастырь. Как только старец возвращался из своих поездок по островам, где он исповедовал, на следующий же день мы направлялись в Евангелисмос. Лукия около монастыря вскапывала сухое поле. Завидев нас, говорила сама себе:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

– Зачем было так сокрушаться? – Нынешние люди, дорогой мой Григорий, пока не увидят знамений и чудес, не поверят в то, что допустили ошибку, и ни за что в ней не признаются. Хотя ты прав: в той ситуации примешались и мои страсти, и мои расшатанные нервы. Хозяйственный человек не может сидеть без дела: когда он уже не в силах строить замки и башни, то всё равно старается поддерживать созданное в должном порядке, как-то улучшать и расширять его. Лукии государство назначило пенсию. Прежде чем получить деньги на руки, она посоветовалась со старцем, на что их лучше употребить. Больше всего она любила сад и огороды. «Там нужны подпорки для виноградной лозы, а там нужно вставить калитку, там нужно накрыть колодец, там дыра в заборе». Для себя Лукия не оставила ничего. Для этой старушки самой большой радостью была забота о саде, огородах и виноградниках. Любовь к своему месту и забота о нём – характерное качество добродетельных людей, а безразличие – развращённых. На последних сбывается слово Писания: «Проклята земля в делах твоих» 159 . Лукия, подобно нагруженному кораблю, успешно вошла в гавань Царства Небесного. В этом мире она странствовала около ста десяти лет. Где бы она ни находилась, какое бы добро ни находила, она всё приобретала для своего корабля. Не было такого добра, какого она не собрала бы в его трюме. Она быстро ушла от нас, и поэтому мы, дети, возившиеся возле неё, получили то, что успели, а большая часть её богатств оказалась для нас скрытой. Мне бы хотелось сравнить её с царицей, живущей в великолепном дворце, но сделать это мне мешает её прошлая жизнь в браке. Поэтому я лучше назову её верной служанкой и достойной труженицей на царских полях. Антония, животновод киновии Эти две монахини, Лукия и Антония, носившие имена святых, которым в монастыре Благовещения были посвящены часовни, были подобны благословенной паре животных, которые вспахивали монастырские поля и согревали своим горячим дыханием новорождённого Сына Марии; подобны той паре животных, посреди которых можно было узнать Христа. На них сбылись слова пророка: «Посреди двух животных Ты будешь узнан» 160 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010