дворе (praepositus magisteriae potestatis) и был тайным христианином. Он не уклонялся от выполнения приказов Клавдия, но при этом помогал единоверцам в темнице и укреплял их перед казнью. По доносу Кенсорин был доставлен на суд к императору и открыто исповедовал Христа, после чего его заключили в темницу близ Остии. В том городе находилась дева Аврея (Авра) из царского рода, к-рая пережила мн. гонения, была осуждена, но затем отпущена в свое небольшое имение, где пребывала с верующими мужами и благочестивыми девами. Аврея служила Кенсорину и приносила ему в тюрьму пропитание. В Остии проживали пресв. Максим и диак. Архелай, которые ежедневно совершали богослужения. Всякий раз, когда Максим приходил к Кенсорину, оковы с его рук и ног спадали. Пресвитер призвал тюремных стражников оставить идольское служение, познать Истинного Бога, креститься и принести покаяние в совершённых беззакониях, в т. ч. и в убийствах христиан. Тогда 17 воинов - Феликс, Максим, Таврин, Геркулан, Невин, Гисторакин, Мина, Коммодий, Гермес, Мавр, Евсевий, Рустик, Монаксий, Амандин, Олимпий, Кипр и трибун Феодор - приняли крещение от Максима, а Кириак, еп. Остии, совершил над ними миропомазание и наставил в христ. вере. В то время в Остии у некоего сапожника внезапно умер сын. Еп. Кириак, пресв. Максим и Аврея прониклись его горем. Максим обратил сапожника в христианство и крестил. После этого еп. Кириак, придя с пресвитером в дом к новообращенному, помолился и воскресил его сына Фаустина, к-рому было 10 лет. Отрок уверовал во Христа и крестился. Узнав об этом чуде, император решил, что умерший был оживлен с помощью магии. Он приказал викарию Рима Ульпию Ромулу подвергнуть наказанию Аврею за то, что она занимается магией, не почитает богов, а вместе с ней и других, поступающих подобным образом. В Остии Ульпиан заключил всех христиан в темницу. Первой на допрос была вызвана Аврея, она исповедовала Христа и порицала идолов, после чего ее приговорили к пытке на дыбе. Когда по молитвам святой это орудие пыток рухнуло, деву стали бить палками, опалять ее ребра огнем, но она лишь непрестанно восхваляла Бога.

http://pravenc.ru/text/2581655.html

Воскрешенному Фаустину было 12 лет; перед театром был обезглавлен только Архелай, а Максима бросили в темницу. Евсевий, названный пресвитером, похоронил Архелая на некой равнине. Воины, уверовавшие во Христа и принявшие крещение от пресв. Максима, вместе с ним и с еп. Кириаком были обезглавлены в темнице, а их тела брошены в море. Пресв. Евсевий похоронил Максима и Кириака 8 авг. в крипте на равнине близ Остии. Через 4 дня Евсевий нашел на морском берегу останки воинов и похоронил их вместе с трибуном Феодором. В этом Мученичестве говорится, что Нонн, предавший земле Хрисию, получил др. имя - Ипполит, он был пресвитером и скончался 22 авг. Савиниан, названный главой Остии, был похоронен 27 янв. пресв. Кордием (вместо лат. Конкордия). В др. лат. редакции Мученичества Кенсорина (BHL, N 1723) говорится, что О. м. пострадали во время гонений имп. Требониана Галла (251-253). Кенсорин назван префектом Рима. В остийской тюрьме его посещали пресв. Максим, диак. Архелай и Аврея (здесь не названная девой), по молитвам к-рых совершалось множество чудес. Имена некоторых стражников в этой редакции переданы иначе: Невин носит имя Венерий, Гисторакин - Сторокин, Коммодий - Коммод, Монаксий - Монахий, Олимпий - Олиппий. Прибыв в Остию, Ульпиан сразу призвал на суд еп. Кириака, пресв. Максима, диак. Архелая, Аврею, Кенсорина и обращенных в христианство стражников. Их подвергли допросу, заключили в темницу, повторно допросили и пытали, после чего казнили 5 сент. у арки перед театром в Остии. Пресв. Евсевий собрал тела казненных христиан и похоронил Таврия и Геркулана в Римском Порте, Феодора - в его гробнице, а еп. Кириака с прочими близ Остии. В нек-рых редакциях Мученичества Авреи (BHL, N 808-810) время страданий святых датируется периодом правления имп. Клавдия, в других (BHL, N 811-813) - правлением имп. Александра Севера (222-235). Редакция BHL, N 810 по рукописи Brux. lat. 18653-57 (XV-XVI вв.) не содержит эпизода с Сабинианом. В начале Мученичества Аврея представлена как дева благородного происхождения, «дочь императоров», с младенчества христианка.

http://pravenc.ru/text/2581655.html

Febr. I. 777). 30 Священномуч. Ипполит и дружина . Весьма труден вопрос о священномуч. Ипполите. В месяцеслове Василия он называется папою и по сказанию сего месяцеслова пострадал при императоре Клавдие с Хрисиею или по-римски Авреею, Кенсорином, Саваином и многими другими. В римском мартирологе Аврея, Кенсорин префект и Саваин 24 августа, а 22 августа Ипполит, еп. в Порте римском, процветавший по историкам при императоре Александре Севере (222–235); он погружен в водах. Ипполита же папы римской церкви не было. Между тем в римском мартирологе 30 же января есть Ипполит пресвитер в Антиохии, который, впав в заблуждение Новата и снова обратившись в правой вере, в 3 веке сделался мучеником. На вопрос некоторых, какое исповедание он считает за истиннейшее, отвечал: то, которое содержит кафедра Петра, и протянул, шею палачу. Пруденций поэт ок. 400 года в 11 гимне ( περ στεφανν) представляет епископа Ипполита пред судом в Порте римском, как принадлежавшего в партии Новата, но теперь обращающегося и умирающего мученически от коней. В римском мартирологе 13 августа есть мученик воин Ипполит, который также умер будучи влеком от коней (он у нас 10 августа). Удивительное смешение Бароний в мартирологе 30 января замечает, что у Пруденция соединены в одно лице три мученика: 13 августа воин, 22 епископ и 30 янв. пресвитер. Некоторые и ныне пресвитера и епископа соединяют в одно лице; по их мнению, Ипполит, родившийся во 2 половине 2 века, слушавший Иринея в Лионе, сделан был пресвитером римским, и потом епископом в Порте римском, подчинился влиянию Новатизма, но пред смертию раскаялся и умер мучеником (см. Herzog. VI, 133). Восточные памятники агиологии, ставя 30 января епископа римского Ипполита вместо пресвитера антиохийского, по-видимому, оправдывают мнение о тождестве сих лиц, но только неточно называют Ипполита папою, а может быть и в них смешение, как и у Пруденции. Мощи священномуч. Ипполита находятся в Риме в церкви св. муч. Лаврентия и папы Дамаса. Мордвин. стр. 298. Хрисию и дружину ее, пострадавших в Остии, Бароний, по актам, относит к 229 году – к временам Александра Севера, Болландисты относят (5 сентября, во временам Галла – к 252 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Аврею вновь бросили в темницу, а Ульпий велел доставить к себе пресв. Максима и диак. Архелая. Викарий обвинил их в том, что они отвращают жителей города от древней религии, и приказал обезглавить у триумфальной арки перед театром вместе с уверовавшими воинами, а тела - бросить в море. Некий христианин Евсевий похоронил останки мучеников в гроте на Остийской дороге. Тела Таврина и Геркулана он перенес в Римский Порт (ныне Порто), трибуна Феодора похоронил в его гробнице, остальных мучеников - около еп. Кириака и пресв. Максима. Через 5 дней викарий приказал привести Аврею, вновь подверг ее пыткам, а затем велел утопить в море, привязав к ее шее большой камень. Тело святой волны вынесли на берег. Нонн похоронил ее 24 авг. в имении Авреи, за пределами Остии. После этого викарий потребовал от земледельца Сабиниана, знавшего Аврею, выдать ее имущество и принести жертвы богам. Вместо этого Сабиниан исповедовал Христа, заявив, что единственное известное ему сокровище - Бог христиан. Разгневанный Ульпиан, так и не узнав, где спрятаны богатства Авреи, приказал бить земледельца свинцовыми палками по спине. Об этом стало известно старцу Ипполиту (см. ст. Ипполит , сщмч.), он добровольно пришел к викарию, обличил его в бесчестии и призвал к истинной вере. Ульпиан приказал связать Ипполита по рукам и ногам и живым бросить в яму перед городскими стенами Римского Порта. Когда Ипполит пребывал в яме, послышался голос, восхваляющий Господа. Викарий приписал это чудо магии, которую якобы практиковал Сабиниан. Он приказал избить земледельца дубинками, затем растянуть его на дыбе и опалять ребра огнем. Под этими пытками Сабиниан скончался, а его тело бросили в колодец. Ночью 28 дек. пресв. Конкордий достал тело мученика и похоронил его рядом с Авреей. Греч. перевод лат. Мученичества Кенсорина несколько отличается от оригинала: Аврея здесь названа Хрисой (Хрисией); имена нек-рых из уверовавших стражников переданы иначе: Геркулиан вместо Геркулана, Неверий вместо Невина, Сторакин вместо Гисторакина, Монакрий вместо Монаксия.

http://pravenc.ru/text/2581655.html

После ареста и пыток император сослал ее вместе с семьей и подданными в Остию, в пригороде которой она пребывала в своем имении Эвпаристи. В дальнейшем повествовании Аврея названа знатной жительницей Остии. В этом городе жили еп. Кириак с пресвитерами Максимом, Евсевием, Конкордием и с диак. Архелаем, к-рые силой молитвы исцеляли больных и изгоняли бесов. Кенсорин выступает как важный чиновник при имп. дворе, которого заключили в остийскую тюрьму, т. к. он был тайным христианином. Согласно данному тексту, пресв. Евсевий похоронил стражников 8 авг. в гроте около Остии; нек-рых др. мучеников он похоронил 23 авг. рядом с Кириаком и Максимом, а Аврею 29 авг. предал земле Нонозий, к-рый также назывался Ипполитом и Нонном. Далее в Мученичестве содержатся хронологические неточности: Нонн был казнен и похоронен 23 авг., Сабиниан похоронен 28 авг. рядом с Аврией. Историческую основу сказаний об О. м. определить трудно. Противоречивые сообщения об их гибели в различных редакциях Мученичеств не соответствуют данным о гонениях III в., во время к-рых христиане подвергались массовым преследованиям. Болландист Ж. Стилтинг, основываясь на сведениях из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. VII 1) и нек-рых писем сщмч. Киприана Карфагенского, датировал кончину О. м. 252 г., когда правил имп. Требониан Галл (ActaSS. Sept. T. 2. P. 519). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца указано, что святые пострадали в 269 г. ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 191-193). В описанных выше агиографических сказаниях соединены отрывочные сведения о мучениках, почитавшихся в Остии и в Римском Порте и пострадавших, вероятно, в разное время. Нек-рые упомянутые в Мученичествах персонажи являются вымышленными ( Dufourcq. 1907. Vol. 2. P. 118; Lanzoni. Diocesi. P. 101). О низком уровне лит. обработки текстов свидетельствуют допущенные агиографами оплошности: в Мученичестве Кенсорина главный герой внезапно исчезает из повествования и о его кончине ничего не сообщается; в Мученичестве Авреи героиня появляется дважды: как дочь императора, высланная из Рима в Остию, и как благочестивая матрона, жительница Остии ( Dufourcq.

http://pravenc.ru/text/2581655.html

Феклы и Могии при Диоклитиане. Копт. 1425. Абкаргиона в Александрии при Максимиане. Копт. 1425. 25,000 мучч. в Атрибе. Вознесение Эноха на небо. Абис. у Люд. и Копт. 1286. Мариама – Кебры; За-Иисуса; Гарацуна . Абис. у Люд. 20 . Виктора и Силвана , мучч. в Фиваиде в Египте. Иерон. Савина, Максима, Иулиана, Кассия, Макровия, Павлы с другими 10 мучч. в Дамаске. Иерон. Кириака, Домата, Тертия, Аппии, Феликса, Нератии, Фрукта, Кельса, Феодола, Калора, Портина,Спрета, Виктора, Максима, Пастера, Неститы, Павла, Романа, Валериана, Емилия, Кассия, Магна , мучч. в заливе в Корнифе. Иерон. Тимофея , патр. алекс † 385. Копт. 1425. 21 . Зотика епископа и муч. в Команах в Армении ок. 204 г. (в Каппадокии). М. Р. Павла епископа из Атталии в 5 веке, скрывшегося в Едессу и жившего трудами рук своих и Иоанна пресвитера, к нему присоединившегося. См. Деян. св. Жизнь их. Баргадбесциава диакона и муч. в Арбеле в Ассирии, усеченного в 354 г. при Сапоре II. Аммония барнотенского в Ансне при Арриане правителе. Копт. 1338 и 1425. Ангела Сориила . Копт. 1425. Бифамона . Абис. у Люд. Апанона , иже в Мариуте. Копт. у Порф. 22 . Синтихии , ученицы ап. Павла в Филиппах М. Р. мР. Р. В. Н. У. Кирилла, Андрея, Тебелла,Аврея и Стертея мучч. в Антиохии. Иерон. Кирилла , патр. антиохийского в Сирии, в 3 веке. М. Р. Иосифа комита (графа) из иудеев, при Константине В. много подвизавшегося в пользу церкви, умершего ок. 356. М. Р. Деян. св. исследов. Фомы муч. Копт. 1338. Маскаль – Гебры (жена). Абис. у Люд. 23 . Минисея и Тизика в Лаоликии. Иерон. Перенесение мощей ап. Фаддея из Сирии в Константинополь при Константине В. Копт. 1425. Варсанофия муч. в Египте с 2 другими при Диоклитиане, у Каштеляна и Копт. 1425. Р. Христово. Копт. 1338 (собственно 29 число по-коптски). 24 . Никиты (с Христофором и Акилиною у нас 9 мая). I. Р. Феозона, Виктора, Емериты (или Емерита ) с двумя братьями, Стациана, Капитона, Силвана, Стеркатия и Каритона в Севастии в Армении. Иерон. Тимофея патр. Копт. 1286 и 1338. Мучч. Меркурия и Ефрема ахимченских при Констанции или Константе арианских. Копт. 1425.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Новомуч. Димитрия хиосского в Царьграде в 1802 году. Служба и житие в Νεν Λριμονριον. III. Свв. епископов пермских Герасима, Питирима и Ионы в XV веке. (Св. Герасим † 24 янв. по 51; Питирим † 19 авг. по 201, 209 и Погод., Иона † 1471 окт. 29 дня по 209 и Погод. В св. 1621 июня 7 дня). Мощи всех вместе в церкви Благовещения на Усть-Выми. V. Пр. Иакова затворника. Остр. М. Coф. XV в. 383. Мед. (4 мар.). Фафуила, Сарвила и Вевеи . Вас. 239 и др. (15 окт.). Св. Ипполита папы. Вас. Мед. (30 янв.). Пр. Акепсима . МГр. (3 нояб.). Феофила воеводы. 51 (30 янв.). Свв. муч. Адриана и Еупла разбойника (?). 1621. 51 (3 февр. Адриан и Еввул, – а о разбойнике есть сказание в Прологе). Пр. Мафимы . 1295 (Максима 23 янв.). 30 I. Священномуч. Ипполита и с ним Кенсорина, Савина и Хрисии девицы и 20 мучеников в 269 г. в римской пристани. Иер. Кал. Акад. 1. 43. Нан. 2. 239 и другие. М. 448. Канон I. монаха. Служба на повечерии. (Флор. 1. Кал. сей вторично 8 янв. Вас. 29 янв. Охр. 9 мая. Копт. 1425 янв. 31. Ипполит в Порте римском в Иерон. мР. У. М. Р. 22 авг., Аврея, т. е. Хрисия с Кенсорином и Саваином в М. Р. 24 авг. Савин в актах и греч. прологах Саваин). Св. муч. Феофила нового, † в 784 году в Кипре от агарян. Вас. Петр. 239. (249. 31 янв. 51 янв. 29. М. Р. 22 июля). Пр. Зинона , † в нач. 5 в. близь Антиохии. 1295. Мак. (МГр. 10 февр. 1621 февр. 7. 51 февр. 8). Собор трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. М. 448. У 1298. Хил. Ев. 1383. Соф. М. XV в. Хлуд. М. 149 14 в. Два канона Иоанна евхантского. В М. 330 синод. библ. на полунощнице канон Германа II патриарха. Служба. Праздник установлен в 1084 году. II. С Харисиею пострадавших Филика, Максима, Геркулина, Венерия, Стиракина, Мины, Коммода, Ермы, Мавра, Евсевия, Рустика, Монагрея, Амандина, Олимпия, Кипра, Феодора, Тривупа, Максима пресвитера, Архелая диакона и Кирина епископа (20 мучеников). Сирм. Мед. (Максим, Архелай, Кирин в М. Р. 23 авг.). Муч. Феодора митиленского, удавлением в 1784 году.Афон. патер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Св. Бенилдис, христианка из Кордовы, была так подвигнута примером их веры и мученичества, что мужественно приняла смерть на костре на следующий день в 853 г . Память ей: 15 июня. Св. Колумба, монахиня из женского монастыря Табанос, была приведена мусульманскими гонителями из ее монастыря обратно в ее родной город Кордову. Здесь в 853 г ., когда ее призвали отвергнуть Христа, она отвергла Мохаммеда, за что и была обезглавлена. Память ей: 17 сентября. Св. Абундий был приходским священником в Ананелос, деревне в горах близ Кордовы. В 854 г . он исповедал Христа перед Халифом в Кордове, был обезглавлен и тело его было брошено собакам. Память его: 11 июля. Свв. Аматор, Петр и Луис были замучены в Кордове в 855 г . Св. Аматор был священником в своем родном городе Мартос близ Кордовы. Св. Петр был монахом, Луис — мирянином. Память им: 30 апреля. Св. Сандила (Сандалус) был замучен в Кордове около 855 г . Память ему: 3 сентября. Свв. Илия, Павел и Исидор были замучены в Кордове в 854 г . Св. Илия был пожилым кордовским священником, другие его молодыми учениками. Св. Евлогий (см. ниже) оставил нам свидетельство очевидца об их мученичестве. Память им: 17 апреля. Св. Аврея (Авра), родилась в Кордове от родителей мавров, стала христианкой и, овдовев, стала монахиней в местечке близ Сутеклары. Она оставалась здесь около 20 лет, когда семья отреклась от нее, и была обезглавлена в 856 г . Память ей: 19 июля. Свв. Флора и Мария, девственницы из Кордовы, были обезглавлены в 856 г . Св. Мария, монахиня, была сестрой св. Валлабонса (см. выше, 851 г .) и подвизалась в Кутекларе близ Кордовы. После их мученичества, которое лучше всего описано св. Евлогием, (см. ниже), тело св. Марии до сих пор не было найдено. Память их: 24 ноября. Свв. Рудерик и Соломон были схвачены и обезглавлены в 857 г . Св. Рудерик был священником в окрестностях Кабры и был предан своим братом мусульманином. Празднование ему: 13 марта. Св. Аргимир был также из Кабры, где он занимал должность Главы. Он был низложен со своего поста из-за веры во Христа, и после этого стал монахом. Немного спустя, в 858 г ., он открыто обличил ислам, исповедал Христа и был обезглавлен. Память ему: 28 июня.

http://pravoslavie.ru/1985.html