В лит-ре (напр.: Bell G. L. Churches and Monasteries of the Tûr (?)lsquo;Abdîn and Neighbouring Districts. Hdlb., 1913. Nendeln, 1978r) иногда упоминаются др. обители И.: Дейр-эль-Авар, монастыри Мар-Ярет, Мар-Худахви (2 последних Брок локализует «над деревней Маарре» ( Brock. 1980/1981. P. 16)), однако, по мнению Фие ( Fiey. 1977. Р. 157-158), информация о них нуждается в проверке. Значение И. как 1-го центра монашества для сир. традиции сопоставимо со значением Киево-Печерской лавры для русской. И. была колыбелью месопотамского иночества. Впосл. мон-ри возникли в Сирии, Месопотамии и далее на Востоке. Так, в традициях «Великого монастыря» И. Раббан Яэкоб (Иаков) основал соседний монастырь Бет-Аве (Лесной), куда, как свидетельствуют «История монахов» Фомы Маргского (IX в.) и более поздние иноческие сочинения, переместился центр монашества после кончины Авраама Кашкарского. На юге, в Бет-Хузайе, эти традиции развивал Раббан Шапур (Шабур). Он основал обитель, носившую его имя, где, в частности, подвизался нек-рое время Мар Исхак с горы Матут, еп. Ниневии, известный грекам и славянам как свт. Исаак Сирин . Лит.: Hoffmann G. E. Auszüge aus syrischen Akten persischer Märtyrer. Lpz., 1880. S. 167-173; Анатолий (Грисюк), сщмч. Исторический очерк сир. монашества до пол. VI в. К., 1911. С. 5, 11-13, 269, 282-284; V öö bus A. History of Ascetism in the Syrian Orient: A Contribution to the History of Culture in the Syrian Orient. Louvain, 1960. Vol. 2. (CSCO; 197. Subs.; 17); Fiey J.-M. Nisibe: Métropole syrienne orientale et ses suffragants, des origines à nos jours. Louvain, 1977. P. 134-157. (CSCO; 388. Subs.; 54); idem. Izla//DHGE. T. 26. Col. 493-494; Brock S. P. Notes on Some Monasteries on Mount Izla//Abr-Nahrain. Leiden, 1980/1981. Vol. 19. P. 1-19 (repr.: Idem. Syriac Perspectives on Late Antiquity. L., 1984. Chap. 15. P. 1-19); Palmer A. Monk and Mason on the Tigris Frontier: The Early History of Tur ‘Abdin. Camb., 1990; Hollerweger H. Turabdin: Lebendiges Kulturerbe. Linz, 1999; The Hidden Pearl: The Syrian Orthodox Church and its Ancient Aramaic Heritage/Ed. S. P. Brock e. a. R., 2001. Vol. 2: The Heirs of the Ancient Aramaic Heritage. P. 134-136, 165-166; Johnson D. A. Monks of Mount Izla. S. l., 2004; Chial à S. Abramo di Kashkar e la sua comunità: La rinascita del monachesimo siro-orientale. Magnano, 2005; Aphram I Barsoum, patr. The History of Tur Abdin/Ed. M. Moosa. Piscataway (N. J.), 2008; Jullien F. The Great Monastery of Mount Izla and the Defence of the East-Syrian Identity//The Christian Heritage of Iraq: Coll. Papers from the Christianity in Iraq I-V Seminar Days/Ed. E. C. D. Hunter. Piscataway (N. J.), 2009.

http://pravenc.ru/text/293880.html

Средствами к этому служат чтение Свящ. Писания, ежедневный труд, молитва и прекращение контактов с миром. И. С. выступает сторонником постоянного бдения, как физического (борьба со сном), так и духовного (борьба с нечистыми помыслами). Он рекомендует ежедневно вспоминать события минувшего дня и обличать себя в греховных делах и помыслах как наедине с собой, так и перед братией, что способствует смирению и постоянной молитве. Учитывая, что И. С. обращался к отшельникам, а не к киновийным монахам, смирение здесь означает всецелое подчинение воле Божией (что принципиально не отрицает возможности духовного наставничества). Христос для И. С. является образцом во всем, особенно в смирении, т. к. отказался от Своей воли ради исполнения воли Отца. Монашеский подвиг и покаяние вообще рассматриваются как способ возвращения человека в первозданное состояние Адама, к утраченной святости, к свободе от греха. Эта концепция покаяния И. С. имеет нек-рые черты сходства с богословием Оригена , однако И. С. придает ей только сотериологический смысл и остается чужд теоретико-онтологическим построениям Оригена. В «Аскетиконе» можно встретить и элементы критического отношения к «прежним подвижникам», к-рые опирались на строгую аскезу и умерщвление плоти, но при этом забывали о смирении и любви к ближнему. В VI в. «Аскетикон» был хорошо известен в Палестине, его знали преподобные Варсонофий Великий , Иоанн и Дорофей Газские, а также Исаия Газский. В более позднее время «Аскетикон» цитировали прп. Феодор Студит и прп. Иоанн Дамаскин . «Аскетикон» сохранился в переводах: сирийском (VI в., его редакция, возможно, создана Исаией Газским), коптском (VI в.), эфиопском (VIII в., вероятно, перевод с коптского), арабском. Широко была распространена сир. версия. Цитаты из нее присутствуют в сочинениях сирийцев-несториан Авраама Кашкарского (VI в.; V öö bus A. Syriac and Arabic Documents. Stockholm, 1960. P. 112), прп. Исаака Сирина , Дадишо Катрая (VII в.), Симеона д " Тайбуте (Милостивого; VII в.), Фомы Маргского (IX в.).

http://pravenc.ru/text/674860.html

Покинув обитель, они распространили традицию Авраама Кашкарского по всей империи Сасанидов. Устава Великого мон-ря придерживался Раббан Яэкоб (Иаков), основатель мон-ря Бет-Аве (букв.- «Дом отцов», «Лесной монастырь»), располагавшегося в 40 км к востоку от горы Изла и ставшего центром восточносир. М. после кончины Авраама Кашкарского. Здесь начинали свой монашеский путь известные писатели и деятели Церкви Востока католикос Ишояв III , Сахдона (Мартирий) и др., о которых повествует «Книга настоятелей» Фомы Маргского (IX в.). В Бет-Аве был рукоположен во епископа прп. Исаак Сирин, во времена которого (VII-VIII вв.) в этом мон-ре жило ок. 300 монахов, в т. ч. знаменитый сир. писатель и переводчик Ананишо, составитель знаменитого аскетического сб. «Рай отцов». На юге Месопотамии, у побережья Персидского зал., в пров. Бет-Хузайе, традицию Авраама развивал Раббан Шапур (Шабур), к-рый основал мон-рь, носивший его имя. В VIII в. с этим мон-рем была связана жизнь великих восточносир. мистиков прп. Исаака Сирина, Симеона д " Тайбуте, Дадишо Катраи, в сочинениях к-рых заметно сильное влияние Евагрия Понтийского. В Центр. и Юж. Месопотамии первые мон-ри появились уже во 2-й пол. IV в. Нек-рые из них последующая традиция связывает с памятью персид. мучеников, пострадавших во времена гонений шаха Шапура II (309-379). Мон-рь Мартирион (св. Мучеников) близ Киркука, в пров. Бет-Гармай, был основан, вероятно, вскоре после окончания гонений. Примерно в это же время в центральной пров. Бет-Арамайе подвижник Мар Абда основал мон-рь, известный как Дейр-Куни ( Fiey. 1965-1968. Vol. 3. P. 189), а его ученик Авдишо - мон-рь возле г. Хира. В кон. IV в. (376/8) мч. Бадма основал мон-рь в провинции Элам. В нач. V в. возникла обитель Иоанна Кашкарского недалеко от Кашкара (Ibid. P. 157). В Сев. Ираке центральной фигурой восточносир. М. был Хормизд (VI-VII вв.), к-рый начал монашескую жизнь в лавре Бар Эдты недалеко от Мосула, где подвизался ок. 40 лет (в т. ч. 32 года в качестве отшельника). Избегая славы чудотворца, он удалился вместе с группой учеников в мон-рь Реша на горе Маклуб в Сев. Ираке. Вскоре в этом регионе появились новые мон-ри, основанные учениками Хормизда, в частности Мар Йозадаком, основателем обители в Бет-Карду, в к-рой впосл. приняли монашество Иоанн Дальятский и Несторий, еп. Бет-Нухадры. Сам Хормизд перебрался в Алкош, где благодаря финансовой помощи правителя Мосула основал новый мон-рь. Монашеская традиция этого подвижника несколько отличалась от традиции Авраама Кашкарского: в ней особый акцент делался на сверхъестественном мистическом опыте подвижника, его контактах с иным миром и даре чудотворения, так что жизнь самого Хормизда представлена в источниках как жизнь мага.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Григорий Бар-Эбрей Абу-ль-Хасан бар Бахлул – см. Ишо бар Бахлул Ава 10 , ученик Ефрема Сирина (IV в.) Ава (Map Ава) I Старший (Рабба), католикос Востока (540−552) Ава II бар Брих-Севьянех 11 из Кашкара, католикос Востока (741−751) Авгарь (Авгар) I, царь Эдессы, см. также Письма Авгаря и Спасителя Авгарь IX, царь Эдессы Авдишо 12 бар Бриха 13 , митр. Нисибинский и Армянский Авдишо бар Шаххаре (бар Шаарах) (Х в.) Авдишо Хаззайа – см. Иосиф Хаззайа Авдишо, друг Фомы Маргского (IX в.) Авдишо (Map Авдишо) Авель Аверкий Авзуд, учитель в Багдаде (IX в.) Авив, мученик – см. Хаббив Авида Авимелех, монах Авиценна (Ибн Сина) Авлавий Авраам бар Дашандад 14 (VIII в.) Авраам бар Лифе (VIII в.) Авраам из Бет-Раббана, глава Нисибинской школы (569) Авраам Картаминский, сир. антипатриарх (808−837) Авраам Кашкарский, основатель Великого монастыря на Изле (588) Авраам Кидунский (Кидунайа), затворник (IV в.) Авраам Мидинин (из Бат-Мадайе), ученик Нарсая (V в.) Авраам, глава Нисибинской школы, племянник Нарсая (нач. VI в.) Авраам Нефтарский (Натпарский) – вв.) Авраам, автор Жития Баридты (VII в.) Авраам, диакон, друг Ишо бар Али в.) Авраам Затворник – см. Авраам Кидунский Авраам, священник в Эдессе (VI в.) Авраам, священник, корреспондент Иакова Эдесского (VII в.) Авраам, ученик Авдишо в.) Авраам, ученик Ефрема Сирина (IV в.) Авраамий из Лавры св. Саввы, переводчик Исаака Сирина Авсамья, священник в Эдессе (=Кириллона) (IV –Vbb.) (πα) Агапит I, папа Римский Адам – см. Завещание Адама, Книга Адама Аддай (Аддей, Фаддей), апостол; см. также Учение Аддая Аддай, священник, друг Иакова Эдесского (VII в.) Адельфий Адорпарва, мученик персидский (IV в.) Азазаил Айталаха (Италаха) 15 Мосульский (VII в.) Айталаха Ниневийский Айталаха Эдесский Акакий (Акак), католикос Селевкии (484/485−496) Акакий, еп. Верии (Алеппо) (Vb.) Акакий, патриарх Константинопольский Аксенайа – см. Филоксен Маббугский Александр Антиохийский Александр Великий – см. также Жизнь Александра Великого, История Александра Великого Алексий Человек Божий, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Юстиниана I из своих мон-рей ( Zach. Rhet. Hist. eccl. XII 6). До нач. XIX в. западно- и восточносир. монахи сосуществовали на горе Изла, однако численность последних постепенно уменьшалась, т. к. они предпочитали переселяться на восток и их мон-ри переходили к зап. сирийцам. В наст. время фактически все мон-ри горы Изла являются разрушенными. Расцвет восточносир. монашества на горе Изла, связанный с личностью Авраама Кашкарского († 588), основателя т. н. Великого монастыря (до 571) и реформатора монашеского устава, пришелся на 2-ю пол. VI в. Суть преобразований Авраама состояла в замене общежительной формы М. отшельнической или полуотшельнической. При этом за образец организации, видимо, была взята егип. традиция Скита, сочетавшаяся с некоторыми элементами, заимствованными из устава пахомианского общежития. Сохранившиеся монашеские правила Авраама Кашкарского являются древнейшим памятником подобного рода лит-ры в восточносир. традиции (изд.: Vööbus. 1960. P. 150-162). В них особо подчеркивается подчиненность монашеской общины местному епископу, т. е. митрополиту Нисибина. «Правила» совершенно не упоминают сир. авторитетных писателей и подвижников, но цитируют ряд текстов егип. и палестинского происхождения: апофтегмы, изречения Марка Подвижника, Исаии Скитского (Газского?) и др. В них заметно стремление дистанцироваться от нек-рых традиц. форм сир. аскетизма (пренебрежения физическим трудом, странничества, предпочтения индивидуальной молитвы общественной) в пользу «новых», несирийских элементов, характерных для егип. общежитий. Сообщество монахов в «Правилах» представлено как киновия, несмотря на то что фактически оно было организовано по принципу лавр. Устав Авраама предписывал монахам носить особое одеяние, отличавшее их от иноков др. монашеских общин, в т. ч. монофизитских, а также выстригать тонзуру. Иноки Великого мон-ря, подобно монахам палестинских лавр, жили в отдельных кельях на нек-ром расстоянии друг от друга. Опытные монахи иногда удалялись в пещеры для большего уединения.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Более распространенными в эти века являются сочинения, которые посвящены праву и литургии. Наравне с ними имеются аскетические сочинения, часто вдохновляемые египетскими образцами. § 81. Бавай Великий Родился около 550 г. в селении Бет-Айната в Бет-Завдайе, там же в течение 15 лет проходил учебу, а затем преподавал в странноприимном доме в Нисибине и наконец, поступив в Великий монастырь на горе Изла, начал монашескую жизнь при Аврааме Кашкарском и Дадишо. После смерти в 607 или 609 г. католикоса Григория I, когда избрание его преемника было воспрещено царем, Бавай, по просьбе некоторых епископов, управлял Церковью в Персии. Когда в 628 г. умер Хосров II, Бавая хотели избрать католикосом, от каковой чести он отказался; после этого через некоторое время умер. Исследования. Assemani. ВО. Т. III. Р. 88−97; Baumstark. S. 137−139. Сочинения. Бавай Великий много писал. Авдишо приписывает ему 83 сочинения, из них до нас дошла лишь небольшая часть. Среди них особое место занимает догматический трактат «О единстве», также обозначаемый другими заглавиями. В нем рассматриваются вопросы о воплощении и Евхаристии. Издание. Babai Magni Liber de unione. Ed. A. Vaschalde. CSCO. Ser. 2. T. 61. Textus. Lovanii, 1915 (с лат. переводом). Баваю также принадлежат два комментария на «Гностические сотницы» Евагрия и две речи «О духовном законе», которые сохранились под именем монаха Марка. Издание комментариев. Frankenberg W. Euagrius Ponticus. P. 8−471. Речи не изданы и хранятся в рукописи Brìi. Mus. Add. 17270 IX в.; о них см. Krüger Р. Überueierung und Verfasser der bei den Mem re über das «Getige Gesetz» des Mönches Markus. OST. ST. 6 (1957). S. 297−299. Бавай Великий также писал агиографические сочинения, из которых сохранились жития мученика монаха Георгия (ум. 612) и мученицы Христины, в то время как другие месяцесловы о Дадишо, Аврааме Кашкарском и о некоторых монахах с горы Изла за исключением некоторых фрагментов погибли. Издания жития Георгия. Bedjan Ρ. Histoire de Mar Jabalaha. P. 416−571; нем. перевод: Braun О. BKV 37. S. 221−277.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Исследование. Baumstark. S. 129−130. § 72. Авраам Кашкарский Родился в 503 г., умер 8 января 588 г. В юности был миссионером среди арабов. Был в Египте, где посетил монахов Скита. Затем поступил в Нисибинскую школу. Движимый любовью к отшельнической жизни, пришел на гору Изла, на вершине которой впоследствии воздвиг знаменитый монастырь. Авраам дал ему Устав, сохранившийся до наших дней, благодаря чему по праву считается у несториан виднейшим отцом монашества. В «Халдейском Бревиарии» Аврааму приписывается авторство некой «тешбохта». Издание правил. Chabot J. В. Rend. Асе. Lincei 7 (1898). P. 41−51; лат. перевод: Р. 51−59; Vööbus A. Syriac and Arabie Documents. Stockholm, 1960. P. 150−162 (с англ. переводом). Издание " тешбохта». Breviarium Chaldaeorum. T. II. P. 67−68; англ. перевод: Maclean A. J. East Syrian daily Office. P. 215. Исследования. Baumstark. S. 130−131; Hermann Th. Bem erkungen zu den Rege ln des Mar Abraham und Mar Dadischo vom Berge Izia. ZNTW 22 (1923). S. 286−298; Ploeg J. van der. Oud. Syrisch monniksleven. Leiden, 1942. § 73. Дадишо, настоятель монастыря на горе Изла Дадишо (529−604) был преемником основателя монастыря на горе Изла Авраама. Родился в Бет-Дарайе и подвизался в монашестве в Адиабене. Монастырю на Изле дал новый Устав, первое правило которого предписывает придерживаться учения, согласного с учением Диодора, Феодора Мопсуэстийского и Нестория. В то время как одни, среди которых были и послушники, вели киновиальную жизнь, другие, близ монастыря, имели собственные кельи, в которых вели отшельническую жизнь. Издание правил. Chabot J. В. Rend. Асе. Lincei 7 (1898). P. 77−90; лат. перевод: Р. 91−99; Vööbus A. Syriac and Arabic Documents regarding Legislation relative to Syrian Asceticism. Stockholm, 1960. P. 163−175. Исследования. Baumstark. S. 130−131; Hermann Th. Bem erkungen zu den Rege ln des Mar Abraham und Mardadischo vom Berge Izia. ZNTW 22 (1923). S. 286−298; van der Ploeg J. Op. cit. § 74. Авраам Нефтарский Нефтар или Нетпар в Адиабене был местом рождения Авраама, который жил в начале VII в. Юношей вел отшельническую жизнь в течение трех лет, затем отправился в Египет, чтобы посетить монахов-пахомиан, а также в Палестину. Вернувшись в свою отшельническую келью, прожил в ней святой жизнью еще тридцать лет. Некое предание, вероятнее всего легендарное, сообщает, что Авраам отправился в Азербайджан, чтобы крестить язычников. Он почитается святым как у несториан, так и у яковитов. Авраам Нефтарский составил для духовного чтения собрание глав аскетического содержания, как сообщается, числом десять (впрочем, это число выдерживается не во всех рукописях).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

перевод фрагментов 1–3-й речей: Levin M. Die Scholien des Theodoros bar Koni zur Patriarchen-Geschichte. Berlin, 1903; φρ. перевод почти всей 11-й речи: Pognon H. Inscriptions mandates des coupes de Khouabir. Paris, 1899. P. 105−138. Исследования. Nöldeke Th. В. Chone über Homer, Hesiod und Orpheus. ZDMG S 3 (1899). S. 501−507; Ganneau Ch. C. Empedocle, les Manichéens et les Cathares. JA 9, 15 (1900). P. 179−186; Kugener V. M.: Cumont F. La cosmogonie manichéenne d " après Théodore bar Koni. Bruxelles, 1908; Baumstark A. Griechische Philosophen und ihre Lehren in syrischer Überlieferung. OC 5 (1905). S. 1−25; Furlani G. La filosofia nel Libro degli Scoli di T. b. Kêwânay. Giom. Soc. Asiat. Ital. 1 (1926). P. 250−296; Idem. Theodore bar Koni sull " adorazione greca e romana dell " aquila. Studi e Materiali Stor. Rel. 7 (1931). P. 21−23; Benvenute E. Le témoignage de Théodore bar Koni sur le zoroastrisme. Le Monde Orientai 21 (1932). P. 170−215; Clarke E. G. The selected Questions of Isho Bar Nun on the Pentateuch. Leiden, 1962. § 156. Фома, епископ Маргский Был братом католикоса Феодосия и секретарем Авраама II. Прежде вел подвижническую жизнь в монастыре Бет-Аве. До середины IX в. был избран митрополитом Марги, что в Бет-Гармае. Незадолго до того под названием «Книга предстоятелей» составил историю монахов обители Бет-Аве. Шесть первых речей посвящено зарождению монастыря на Изле, при посредничестве Авраама Кашкарского, в то время как последняя речь также сообщает о монастыре, основанном в Бирте в области Бет-Гармай. Очевидна важность этого труда для истории монашества у несториан. Издания. Bedjan Р. Liber Superiorum seu Historia monasteriorum auctore Thoma episcopo Margensi. Paris, 1901; Wallis Budge E. A. The Book of Governors. 2 Vols. London 1893 (с англ. переводом). Исследование. Baumstark. S. 233−234. § 157. Ишоднах из Басры После 849 или 850 г. под названием «Книга целомудрия» написал историю монашества у восточных сирийцев, в которой рассказал о выдающихся основателях монастырей, аскетических писателях и знаменитых пустынниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Издания. Bedjan P. Mar Isaacus Ninevita. De Perfecmione religiosa. Paris, 1909. P. 629−632 (одна глава о литургии как священнодействии креста); фр. перевод (наставлений и увещеваний, а также четырех глав): Tonnbau R. Abraham de Nathpar. OS 2 (1957). P. 337−351; ит. перевод (первой главы): Penna А. Abraham de Nathpar. RSO 32 (1957). P. 415−431. Исследования. Baumstark. S. 131; Penna A. Op. cit. § 75. Бавай бар Несивнайе (Нисибинский) Бавай, прозванный Нисибинским по месту происхождения, был учеником Авраама Кашкарского. Был настоятелем небольшого монастыря на горе Изла. Впоследствии удалился в пещеру, став отшельником. Жил в начале VII в. Бавай был автором двух гомилий «О покаянии». В «Халдейском Бревиарии» ему приписываются многочисленные «тешбохта». Издания. Budge E. A. W. The Book of Governors. Vol. II. P. 300; Breviarium Chaldaeorum. Pars 1. P. 120.183; 2. P. 99−100; англ. перевод: Maclean J. A. East Syrian daily Office. P. 157−158, 226−227; нем. перевод (о первой неделе Великого поста): Schönfelder J. M. Th. Quart. 48 (1866). S. 193−194. Неизданные гомилии «О покаянии» в рукописях Séert 109; N.D. Sern. 116. 3. Исследование. Baumstark. S. 132. § 76. Шувхалемаран, епископ города Карха, что в Бет-Селох Жил на рубеже VI и VII вв. Был сослан Хосровом II за свою полемику с монофизитом Гавриилом из Синджара, главным царским врачом. Автор многих сочинений, в основном предназначенных для чтения монахами. Из «Книги частей» сохранилась последняя часть, в трех главах которой речь идет об уничижении Христа, о том способе, которым Божия благодать призывает каждого человека, и о взаимном общении братьев как в отшельничестве, так и в киновии. Не издана: Brit. Mus. Ог 6714 вв. Исследование. Baumstark. S. 133. § 77. Монах Баут Жил на рубеже VI и VII вв. Основал монастырь в Бет-Нухадре. Кажется, является автором гимна о воскресении Христа (изд. фрагмента: Cardahi G. Liber thesauri de arte poetica syrorum. Romae, 1875. P. 76−77). С этим монахом могут быть сопоставлены другие авторы почти того же времени, которым часто в «Халдейском Бревиарии» приписываются разные гимны, а именно: Иаков, основатель монастыря Бет-Аве, Авимелех, Исаак, экзегет и основатель монастыря, Адда, Гавриил из Шустрина, Иммануил из Доки или Саргона (ср. Brev. Chald. 43 в отдельных томах; Missale Chaldaicum. Romae, 1767. P. 300; Brev. Chald. 346 в отдельных томах; Ugolini M. ОС 2 (1902). P. 179−186).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Исследование. Baumstark. S. 122. § 61. Феодор, епископ Мервский Ученик Map Авы I, жил в VI в. В древних рукописях ему приписываются сочинения по философии и экзегетике. Следует отвергнуть подлинность поэмы о св. Евгении и о греках, о которой говорится в рукописи XIV в. Как представляется, Сергий Ришайнский посвятил Феодору некоторые свои сочинения. Исследование. Baumstark. S. 122. Глава 2. Несторианские авторы второй половины VI века В это время несторианство в Персии было подвержено внутренним конфликтам, так как Хенана, Нисибинский учитель, пользуясь некоторой благосклонностью царского двора, боролся против учения Нестория. Поскольку он был монофизитом, о нем речь пойдет в другом месте (см. § 114). Несторианские соборы и богословы упорно боролись против учения Хенаны. В этот период более многочисленными и выдающимися были аскетические писатели, среди которых следует упомянуть Авраама Кашкарского и Дадишо, которые разработали первые правила для монахов, собравшихся на горе Изла. К этому времени следует также отнести творчество Григория, кипрского монаха. И наконец, выдающиеся исторические сочинения были написаны в этот период двумя Бархадбешаббами. § 62. Католикос Иосиф Проведя много лет в Римской империи, где он занимался светскими науками, главным образом медициной, Иосиф пришел в монастырь близ Нисибина. Пользуясь расположением начальника области, а затем и самого Хосрова I, Иосиф был избран католикосом в 552 г., и умер в 575 или 576 г. Будучи человеком хитрым, и увлекаясь мирскими суждениями, он, тем не менее, по настоянию епископов, был вынужден провести для исправления нравов в 554 г. в Селевкии-Ктесифоне собор, который принял двадцать три канона. Иосифа называли фальсификатором посланий, которые появились под именем Map Папака. Это следует признать не вполне соответствующим истине, поскольку одно из этих посланий было зачитано уже на предшествующем соборе. Издания актов и канонов Собора 554 г. Chabot J. В. SSynodicon Oorientale. P. 96−119; фр. перевод: Ibid. P. 352−367; нем. перевод: Braun О. Das Buch der Synhados. S. 146−163.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010