Статистика Антоний (Смирницкий), архиеп. родился 29 октября 1773 года в селе Повстино Пирятинского уезда Полтавской губернии в день преподобного Авраамия Ростовского (в крещении получил его святое имя) и был старшим сыном в многодетной семье протоиерея. Его отец по окончании Киевской духовной академии вначале учительствовал на дому, а по принятии сана пятьдесят лет верой и правдой служил Церкви, став примером для своего старшего сына. В детстве Авраамий учился грамоте по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе, помогая отцу как псаломщик, тогда же проявилось его усердие к молитве и богослужению. Однажды чудом Господь сохранил отроку жизнь, когда тот по дороге в храм упал в прорубь. В 1783 году Авраамий поступил в Киевское духовное училище, где за смиренный и тихий характер получил фамилию Смирницкий. Хорошо подготовленный дома, он учился примерно, поэтому после окончания училища поступил в Киевскую духовную академию. По окончании с отличием, одним из лучших студентов богословского курса академии, в августе 1796 года Авраамий поступил послушником в Киево-Печерскую Лавру, “желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах”. Авраамий ежедневно молился за ранней литургией в Лавре, избегал студенческих увеселений. Предполагающийся брак Авраамия не был благословлен митрополитом Киевским и Галицким Самуилом (Миславским; † 1796): «Смирницкому другие пути назначены». 21 февраля 1797 года митрополитом Киевским и Галицким Иерофеем (Малицким; † 1799) он был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Антония Печерского, 12 апреля 1797 года тем же Преосвященным рукоположен в сан иеродиакона. Заведовал библиотекой, в качестве послушания читал собственные проповеди, впоследствии был известен как блестящий проповедник. 20 ноября 1799 года митрополитом Киевским и Галицким Гавриилом (Бодони-Банулеско; † 1821) рукоположен в сан иеромонаха. 25 января 1808 года митрополитом Киевским и Галицким Серапионом (Александровским; † 1824) назначен заведующим лаврской типографией.

http://lib.cerkov.ru/authors/358

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Поездка в Варницу Последние дни масленичной недели учителя и ученики 9-10 классов гимназии «Радонеж» провели в гостях у Троице-Сергиевой гимназии Варницкого монастыря. С 26 февраля по 1 марта мы жили в чистых уютных комнатах паломнической гостиницы, ездили на экскурсии в Ростов и Борисоглебск, участвовали в общих богослужениях и молебнах. Но основной целью нашей встречи было риторическое состязание, в котором каждый гимназист смог проявить своё умение владеть искусством слова. В конкурсе померились силами 2 команды: команда Варницкой гимназии и команда гимназии «Радонеж» - по 14 участников в каждой. Оценивали конкурсы преподаватели и директора обеих гимназий. 27 февраля, пятница, 9.00 После теплых приветственных слов начался первый этап трехдневного риторического соревнования. Каждая команда выступила с заранее подготовленными контраргументами к текстам еретического содержания и отвечала на каверзные вопросы команды противников. Ребята долго отстаивали свои позиции – конкурс длился более трех часов. Здесь каждый участник получил неоценимый опыт работы со сложными богословскими текстами, структурирования своей речи, подбора весомых доказательств своей точки зрения. И самое главное, каждый смог защитить свою веру, что обязательно пригодится в жизни православного христианина. Первый этап конкурса завершился участием в общей трапезе, после которой ученики гимназии «Радонеж» отправились в путешествие по городу Ростову. Ростов мы осмотрели под руководством чудесного экскурсовода. Побывали в Спасо-Яковлевом монастыре, где удостоились чести пропеть «Богородице…» с хоров Дмитриевского собора, помолиться перед мощами преподобного Дмитрия Ростовского и полюбоваться необъятными просторами ростовской земли со смотровой площадки. Последним пунктом нашего путешествия был Спасо-Авраамиев монастырь. Монахиня, рассказала нам историю обители и мы смогли еще раз помолиться перед святынями Ростова. Потом мы отправились в Варницкий монастырь, где нас ждал вкусный ужин и задание на 2 этап конкурса.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/56....

А наши летописи замечают, что этот договор заключен с шведами по старой пошлине (т. е. по прежним условиям) и, следовательно, выражают мысль, что вся восточная Карелия с Ладожским озером издавна принадлежала России . Кроме того, известно, что во дни святого Владимира вся Карелия принадлежала русским и еще до Владимира неподалеку от Ладожского озера существовал город Ладога, принадлежавший новгородцам; что только с половины XII в. шведы покорили себе юго-западную часть Финляндии при короле своем Эрике IX (1156–1157) и только с половины XIII в. начали строить здесь свои города: Тавастгус (1256), Карелу, или Кексгольм (1295), и Выборг (1293) и что еще с 1042 г. русские в XII, XIII и XIV вв. не раз проникали в самую глубину Финляндии, защищая свои карельские пределы, покоряли себе Емь, разрушали в Финляндии шведские города и однажды в XIII в. обратили было почти всю Карелию к православной вере . В-третьих, если к старцу Сергию прибыл в сожительство на Валаам преподобный Герман в 1393 г., то они могли основать обитель только в конце XIV в. Между тем, из жития преподобного Арсения Коневского видно, что он около 1395 г. нашел на Валааме уже многолюдную обитель, что потом, когда он для большего уединения удалился на другой остров Ладожского озера — Коневец, то в течение двух лет был приглашаем возвратиться на Валаам тамошним иноком Лаврентием по поручению игумена Силы и что в 1398 г. Арсений основал уже свою обитель на Коневце . Наконец, спрашиваем: на каком основании должно предпочесть две случайные заметки или записки неизвестного о поселении преподобных Сергия и Германа на Валаамском острове будто бы в XIV в. свидетельству Софийской летописи об открытии мощей их еще в XII в. и свидетельству жития Авраамия Ростовского о пострижении его в Валаамской обители еще при святом Владимире?.. Рассматривая внимательно содержание этого жития, как мы уже заметили в своем месте, можем, по крайней мере с некоторою вероятностию, допускать издавна господствующее у нас мнение, что святой Авраамий действительно начал свои подвиги при самом начале отечественной Церкви и тогда же основал свою обитель .

http://sedmitza.ru/lib/text/435801/

Известно, что проповеди с амвона в Московской Руси не уделялось особого внимания, и объяснялось это не только недостаточной образованностью или нерадивостью духовенства, но и особым строем древнерусской религиозности . В сравнении с XI–XIII вв.— вспомним о Луке Жидяте, прп. Феодосии Печерском, митрополите Иларионе, Кирилле Туровском, прп. Авраамии — позднейшая эпоха в этом отношении стояла далеко позади. В XVII в., после 1654 г. и особенно после 1686 г., когда Киевская митрополия вошла в юрисдикцию Московского патриарха , в жизнь Москвы стали интенсивно проникать церковные и религиозные влияния из Киева. Вследствие этого происходит некоторое оживление церковного проповедничества. Особого упоминания заслуживает св. Димитрий Ростовский, который, хотя и занимает столь значительное место в истории церковного просвещения последней четверти столетия, все же не был фигурой, типичной для московского монашества, ибо его духовное становление происходило в Юго-Западной Руси с ее особой системой духовного образования . Собственно московское монашество и епископат очень мало сделали для развития церковного проповедничества. Можно упомянуть лишь несколько окружных посланий, которые зачитывались народу с амвона и заменяли проповедь. Назовем три из них: два принадлежат патриарху Никону и одно митрополиту Ионе Ростовскому (1652–1691). Патриарх Никон обычно сам произносил проповеди, что было тогда большой редкостью; к сожалению, проповеди его пропали , но сохранились две окружных грамоты (1656). Одна из них составлена по случаю основания Крестного монастыря. Патриарх пишет о благодатном значении Крестной Смерти Христа и дает догматическое толкование троеперстного крестного знамения . Вторая грамота составлена во время эпидемии в Московской Руси (1656), она обращена к народу и призывает верующих к покаянию и нравственному очищению. Здесь Никон опровергает бывшее тогда весьма распространенным суеверное убеждение, что грешно принимать какие бы то ни было меры против эпидемии как Божией кары, такие меры он оправдывает цитатами из Священного Писания . Обширное архипастырское послание митрополита Ионы содержит нравственное назидание, адресованное как приходскому духовенству, так и народу его епархии. Иона пишет в нем о служебных обязанностях и должном образе жизни священников, излагает основы христианской нравственности для мирян и гневно осуждает распространенный порок пьянства .

http://sedmitza.ru/lib/text/436618/

— Нужно всмотреться в Предание. Например, в Ростовском кремле храм Иоанна Богослова ( XVII в.) — купол храма, барабаны, паруса, верхние части стен — расписан по древним и незыблемым традициям. А вот нижний регистр росписи посвящен житию преподобного Авраамия Ростовского. Не изображению крестьян, ремесленников, купцов Ростова того времени, не их тяжелому благородному труду, но изображению жития их местного святого. Разве это не земная жизнь? Это земная жизнь того человека, который воплотил то, как должен жить человек, принадлежащий и земле, и небу. Призвание иконы в том, чтобы напоминать об этой возможности современному человеку, который слишком хорошо знает про соблазны и готов им подчиняться, признать, что жизнь только такой и может быть. Икона показывает, что это клевета на человека, что человек может быть и совсем другим. И не только может, но и есть — в лице тех, кого прославляет Церковь. В ком жизнь вечная, жизнь со Христом, явлена уже в этой жизни. Передвижники показывали, каким становится человек, когда внутренний мир его поврежден. Это достойная задача светского искусства. Но смысл иконы не в том, чтобы показать, каким не должен быть человек, как он не должен жить; ее задача, в том числе и миссионерская, то есть адресованная светскому человеку, в том, чтобы показать ему образ положительный, что светскому искусству значительно сложнее. Не случайно в литературе мы с большим трудом находим положительные образы, хотя есть множество образов замечательных, очень правдивых, точных, глубоких, но отрицательных. Светское и церковное искусство разные по природе. Иконопись может и должна показать правду о преподобном Серафиме, о праведном Иоанне Кронштадтском, о новомучениках. Не идеальные, фантастические и условные картинки, а правду их жизни, какой она была. Технический прейскурант — Сегодня эстетический язык мира изменился. Может ли это отразиться в иконописи, церковных росписях? Могут ли «новые технологии»: компьютерная графика и проч. — применяться в церковном искусстве?

http://pravmir.ru/na-raspute-zabytyj-mir...

Продолжалась ли христианская жизнь на Валааме после посещения его апостолом Андреем, а если продолжалась, то как долго, – доподлинно неизвестно. Учреждение же на острове монашеской общины предание уверенно относит к появлению на архипелаге святых преподобных Сергия и Германа Валаамских и всея России чудотворцев. О них Боголюбивый читатель подробно прочтет ниже, в их жизнеописании. Здесь же мы только заметим, что попытки многих валаамских настоятелей и множества известных ученых-историков разыскать полные жизнеописания святых основателей валаамского иночества оказывались безуспешными. Причины тому – глубокая древность основания обители и ее трудная судьба. Расположенный на границе владений Новгорода Великого со Швецией, монастырь неоднократно разорялся шведами. Нападения часто сопровождались пожарами, уничтожением святынь и письменных источников. Благоухание же пламенной молитвы чудотворцев и их богоугодных дел разлилось в самые далекие пределы Руси и стало привлекать множество искателей иноческого подвига. Несомненно на острове существовала мощная общежительная община иноков. От нее теплые лучи христианства обильно распространялись по диким северным краям. Святые острова стали рассадником подвижничества на многие столетия вперед. Уже в 960 году, как повествует древнее житие, на Валаам из Чухломы прибыл будущий преподобный Авраамий Ростовский. Здесь он просветился святым крещением и принял монашество, а впоследствии, в 990 году, на Ростовском озере основал свою обитель, которая по летописям является самой старинной в Киевской Руси. Войны и набеги разбойников мешали процветанию монастыря на протяжении всей его истории. Неприятеля влекло сюда и стремление к наживе, и желание насадить обманом, огнем и мечом свою веру. Так, при шведском короле Густаве Ваза (1523–1560) в Швеции была проведена Реформация. Во времена правления его сына Иоанна III военный отряд из новообращенных лютеран, которые, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «дышали еще фанатическим пристрастием к своей лишь родившейся вере» (19, с. 3), преследуя православных корел, по льду перешел с материка на остров и напал на монастырь. 20 февраля 1578 года «18 человек достоблаженных старцев и 16 послушников были мученически истреблены за твердость в православной вере» (19, с. 3). Их имена с пометой «побиты от немец на Валааме…» (19, с. 3) были внесены в поминальный Синодик. С благословения игумена Дамаскина в день мученичества 34– х иноков, 20 февраля, в Валаамской обители ежегодно совершалась Божественная литургия о вечном покое их и пелась соборная панихида.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Среди наиболее знаменитых обителей, чье появление связано с кругом преп. Сергия следует отметить основанные им самим Зачатьевский Высоцкий монастырь в Серпухове; Богородице-Рождественский Бобренев и Богоявленский Голутвин - вблизи Коломны; Успенский Дубенский на Стромыни и Успенский Дубенский на Острову - вблизи Дмитрова; Борисоглебский - неподалеку от Ростова Великого. Преп. Никон Радонежский явился продолжателем дела своего учителя, став еще в последний год его жизни вторым по счету игуменом Троице-Сергиева монастыря. Другие ближайшие ученики преп. Сергия дали начало множеству новых обителей. Уже упоминавшийся препп. Сергий Нуромский и Павел Обнорский основали одноименные монастыри в вологодских пределах, в обширном Комельском лесу. Здесь же подвизался еще один ученик Сергия - преп. Сильвестр Обнорский. Преп. Авраамий Чухломский основал несколько обителей в Костромских и Галичских землях, где наиболее известен Покровский Авраамиев Городецкий монастырь на Чухломском озере. Неподалеку отсюда возникла и Галичская Предтечева обитель преп.Иакова Железноборского. Преп. Мефодий Пешношский основал свою Никольскую обитель вблизи Дмитрова. Преп. Савва Сторожевский, третий по счету Троицкий игумен, позднее перебрался под Звенигород, где создал знаменитый Саввино-Сторожевский монастырь. Родственник Сергия - преп. Никита - основал свою Богоявленскую обитель в Костроме. Другой сродник Игумена, его племянник Феодор, о котором мы уже упоминали как об архиепископе Ростовском, - основал в окрестностях Москвы Симонов мужской монастырь, а позднее - Ростовский Богородице-Рождественский девичий. Из Симоновой обители вышел преп. Кирилл Белозерский, который не являясь непосредственным учеником Сергия, был его близким другом и собеседником. Духовное родство Кирилла с Игуменом всея Руси также ставит его в число ближайших преемников Сергия. Кирилл основал свой знаменитый Кириллов-Белозерский монастырь, который в течение всего XV столетия продолжал воспитывать подвижников, основывавших новые обители. В их числе был и преп. Зосима, положивший начало Соловецкому монастырю. Сподвижник преп. Кирилла - преп. Ферапонт, - вышедший также из Симонова монастыря, дал начало Ферапонтову монастырю на Белом озере и Лужецкому вблизи Можайска.

http://sedmitza.ru/lib/text/436269/

10 июля 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил возвести на островах Валаамского архипелага скиты для уединенной молитвы братии: «Сегодня, взирая из Патриаршей пустыни на близлежащие необитаемые острова, я задумался: может быть, задачей нашего поколения является создание на каждом Валаамском острове скита, места уединенной молитвы? Дай Бог, чтобы нам хватило сил на каждом острове, где это возможно, обустроить место молитвы, с тем чтобы весь архипелаг был украшен крестами». Всего на Валааме до 1917 года было 13 скитов. Сейчас в монастыре помимо общежительной, возрождена и скитская, пустынническая жизнь. В настоящее время восстановлено 11 исторических скитов, некоторые из которых находятся на отдаленных островах Ладожского озера. В 2014-2023 гг. во исполнение благословения Святейшего Патриарха Кирилла на островах Валаамского архипелага были возведены скиты: в честь преподобного Серафима Саровского на о. Порфирьевский (Серафимовская пустынь); в честь преподобного Авраамия Ростовского на о. Емельяновский (Авраамиевский скит); в честь апостола Андрея Первозванного на о. Оборонный (Андреевский скит); в честь Казанской иконы Божией Матери в удаленном месте восточного побережья о. Валаам (Казанский скит). Остров Оборонный, он же Сухой, находится в южной части Валаамского архипелага через пролив приблизительно на расстоянии одного километра от острова Емельяновский, где находится Авраамиевский скит. На острове Оборонный с XIX века располагалось монастырское рыбацкое поселение. Дома рыбаков и пирс находились в северной часть острова. В начале XX века комплекс имел большое значение для монастыря как базовое место для рыбных ловель. Постоянно проживающая на скиту братия обязана была присматривать за порядком на острове, контролируя подходы к монастырю с южных направлений. В 1918-30-х гг. на этом острове были возведены финские оборонные укрепсооружения, входившие в линию Маннергейма. Во время войны 1939-40 гг. на острове Оборонном находилась береговая артиллерия с корабельными 6-дюймовыми (152 мм) орудиями. До наших дней сохранились смотровая башня, остатки пакгауза, казармы и ряд артиллерийских огневых точек.

http://radonezh.ru/2023/07/11/svyateyshi...

Местное предание, будто еще святой апостол Андрей, когда был в Новгороде, приходил оттуда на Валаам и водрузил на нем крест и будто святой Сергий был один из учеников апостольских, который, крестив здесь многих язычников, обратил ко Христу и некоего Мунга, названного потом Германом, и положил вместе с ним начало Валаамской обители,— это предание произвольно и невероятно. Если бы и действительно апостол Андрей был в Новгороде, как гласит древняя летопись , отсюда еще не следует, чтобы он нарочно отправлялся из Новгорода на пустынный Валаам с целию водрузить только там святой крест; а если точно преподобные Сергий и Герман подвизались тогда на Валааме, все же признать их основателями монастыря в такое время, когда монастыри были еще неизвестны в Церкви Христовой, только что зарождавшейся, решительно невозможно. Не менее невероятно и другое местное предание, которое относит этих преподобных ко времени равноапостольной княгини Ольги и считает их греческими выходцами, искавшими просветить Север: зачем было им идти из Греции в такую даль земли Русской, когда она еще вся была покрыта мраком идолопоклонства и когда проповедники Евангелия и на юге, и в средней полосе ее могли встретить на каждом шагу обширнейшее поприще для своей благочестивой деятельности? А главное, откуда взялось это предание и основывается ли оно на чем-либо, решительно неизвестно. Третье мнение представляется более вероятным: оно гласит, что преподобные Сергий и Герман могли быть из числа тех проповедников, чрез которых святой Владимир хотел распространить Евангелие во глубине Карелии, принадлежавшей тогда России, и что для успешнейшего хода своей проповеди вокруг Ладожского озера они могли основать на Валааме обитель иноков . В подтверждение этого мнения, кроме возможности самого события и сообразности его с обстоятельствами времени, можно указать, по крайней мере, некоторые основания: а) в житии преподобного Авраамия Ростовского говорится, что он принял пострижение в Валаамской обители еще во дни святого Владимира от игумена Феогноста ; б) в одном из поздних списков Софийской летописи замечено, что в 1163 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435801/

Ревностные благовестники крестили здесь бесчисленное множество людей, воздвигли многие церкви, рукоположили пресвитеров и диаконов, устроили клир, но не искоренили язычества . В самом Ростове, куда в следующем году поставлен был особый епископ Феодор, многие еще не принимали крещения и были столько упорны и неприязненны к архипастырю, что он, изнемогши в борьбе с их злобою, нашелся вынужденным покинуть Ростов и скончался, вероятно, в Суздале, где доселе почивают его святые мощи. Преемник Феодора Иларион, прибывший из Константинополя, также после напрасных усилий покорить упорных вере оставил кафедру и возвратился в отечество . С некоторою вероятностию можно допустить, что в это же время явился в Ростове с проповедию святой Авраамий Ростовский. В житии его, которое встречается в разных списках, ясно говорится, что он действовал в Ростове во дни ростовского князя Бориса, когда в Ростове были еще какие-то низшие князи, как бывало и в других городах при начале Русского государства ; действовал при первом Ростовском епископе Феодоре и преемнике его Иларионе и имел сношение с самим равноапостольным князем Владимиром; говорится также, что, когда Авраамий поселился близ Ростова, там еще целый конец Чудский поклонялся каменному идолу Велеса, и что преподобный с помощию явившегося ему Иоанна Богослова сокрушил этого идола, и хотя много потерпел от неверных, но своими молитвами, наставлениями, терпением и благоразумием мало-помалу привлек всех их ко Христу от мала до велика . Правда, в настоящем житии Авраамия встречаются значительные несообразности, которые и расположили некоторых относить время подвигов его то к 1-й, то даже ко 2-й половине XII в. : представляется, например, будто во дни Авраамия Ростов был уже Владимирскою областию, будто Авраамий, оклеветанный пред великим князем Владимиром, имел с ним сношение во Владимире на Клязьме; будто, когда Авраамий оправдался, святой князь устроил монастырь его своим монастырем, сделав его высшим всех обителей ростовских, даровал ему многие имения, и будто Авраамий за труды свои удостоился получить имя архимандрита, которое становится известным в нашей Церкви не прежде XII в.

http://sedmitza.ru/lib/text/435789/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010