Я полагаю, что под влиянием указанного апокрифа развилось представление борьбы Авраамия с язычеством в этом очень конкретном образе низвержения идола определенного божества, идола, в котором жил демон, мстящий потом за это святому (такие именно события происходят с апостолом; слово Ефрема о просветительных подвигах Авраамия Затворника говорит в более общих чертах, упоминая лишь вообще сокрушение идолов); воззрение, сближающее бесов с язычниками и особенно с идолами, по которому бесы живут в идолах, действуют через них, прельщая и губя человеков, сильно выражено в Прохоровом сказании. Так, у Прохора бес жил в капище Артемиды в Ефесе, разрушенном потом апостолом. В житии Авраамия та же черта: „бе же во идоле бесу злу живущоу и мечты творящу xpucmiahoмъ ...» 64 . Правда, это воззрение и вообще отразилось в легендарной литературе; и, конечно, в силу распространенности такого представления данная подробность могла явиться в житии и помимо влияния упомянутого апокрифа; однако, дальнейшее участие самого апостола в низвержении идола позволяет предполагать, что она была внесена в житие не без этого влияния. Представление об участии Иоанна Богослова могло вызвать на память некоторые подробности из истории его жизни, которые и отразились на нашем житии. Может быть, также не без влияния сказания Прохора явилась еще одна подробность жития: бес принимает образ воина и в таком виде является клеветать на святого. В апокрифе рассказывается, как апостол стал жертвою клеветы со стороны беса; последний прибегает к этому средству, чтобы избавиться от Иоанна и предотвратить разрушение капища Артемиды; бес принимает образ воина и через двух ефесских воинов распространяет клевету на Иоанна и Прохора; клевета имеет успех, Иоанну грозит беда, но все ухищрения беса оканчиваются неблагоприятно для него самого: апостол обличает его, и бес исчезает по его слову 65 . Правда, подробности этого рассказа и указанного (последнего) эпизода жития Авраамия значительно расходятся; самое содержание клеветы иное; в виду этого я не настаиваю на этом последнем сближении; но отмечаю некоторое сходство в основном содержании эпизода и в такой подробности, как образ воина; это дает, мне кажется, право считать данное сближение но крайней мере возможным; замечу кстати, что этот образ воина вполне уместен в апокрифе, где он связан со всем планомъ действий беса (он прежде всего вкрадывается в доверие двум воинам же, обращаясь к ним, как к товарищам, и прося содействия), а в житии Авраамия он не играет никакой роли: бес мог явиться и в другом виде и говорить то же самое.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нафанаил употреблял на разного рода рукоделия, подобно инокам восточных православных обителей, как то: на переплет книг, уборку икон, клеение коробочек, вязание четок и др. Будучи очень умерен и на сон, старец нередко ночью выходил из своей келлии и гулял по обители с костыльком своим, занимаясь богомыслием и умной молитвою, и братия обители нередко видела его так ходящим в белом подряснике или халатике и в схимонашеской шапочке, с четками в левой и с костыликом в правой руке. Сила молитвы и слова его были так велики, что и бесы трепетали его. Однажды среди ночи прибежал к нему проживавший в г. Раненбурге близ церкви затворник, по имени Феодор Васильевич, прося у него защиты против нападения бесов. Когда затворник рассказал о. Нафанаилу о своем страховании, старец спокойно выслушал его рассказ и с улыбкой сказал ему: «как это не съели тебя бесы?! Как не догнали по дороге из келлии?! Какой же ты затворник, если боишься вражия мечтания? Какой ты воин, если бежишь с поля брани, где нужно стоять до капли крови»? Он затем дал затворнику наставление, увещевал не бояться мечтаний бесовских и побеждать бесов молитвою, смирением и терпением. Затворник был ободрен словами старца и, исполненный решимости бороться до смерти с врагами своего спасения, вернулся в свою келлию, и что же? По молитвам старца, он нашел в ней все в прежнем порядке и на прежнем месте, и только дверь в келлии была несколько приотворена вследствие поспешного бегства из нее самого хозяина келлии. Весь дух и собственного подвижничества о. Нафанаила, и его благотворного влияния на других выразился в следующих его изречениях: «Непрестанно молитеся, и непрестанно кайтеся, и о всем благодарите, всех любите, и не воздавайте зла за зло. Вся вам любовью да бывают. Благотворения не забывайте». С течением времени, от старости и от усиленных подвигов, немощи отца Нафанаила усилились, и, так как он для излечения или облегчения своих болезней, не желал принимать никаких медицинских средств, то эти немощи сильно удручали его тело и делали мучительными его болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Во внутреннем святилище души совершай выну (всегда) словесное служение посредством умной и сердечной молитвы Иисусовой, которую никто и ничто не может препятствовать произносить тебе (если, конечно, сам поревнуешь об этом).     Прот. Авраамий (Некрасов)    Держись паче всего молитвы Иисусовой и при ней строгого внимания самому себе, в страхе Божием.    К добродетелям чистоте и смирению потребна молитва, и молитва непрестанная. Кто из св. отцов стяжал себе Христа без молитвы? Никто! Молитва есть семя, порождающее в нас Христа; молитва есть сила, оплодотворяющая в душах наших жизнь Христову…     Прот. Авраамий (Некрасов)    Старайся всегда быть с Господом! А быть с Господом — это рай земной и Царствие Божие… Глазам, языку, ушам воли не давай: глаза закрой, уста затвори, уши заткни… Более всего при умной непрестанной Иисусовой молитве держись смиренномудрия, которое есть верное и твердое ограждение души.     Прот. Авраамий (Некрасов)    Не можешь много поститься и предстоять на молитве (телесно), так упражняйся более в умной и сердечной молитве. Паче же всего храни уста свои от празднословия и осуждения, ибо ничто так не препятствует вниманию умному и теплоте сердечной, как празднословие.     Прот. Авраамий (Некрасов)    Все выше приведенные наставления об Иисусовой молитве о. Авраамия Некрасова заимствованы из его книги «Письма к духовным детям». старец, преуспевший в умной молитве, спросил другого инока, также занимавшегося ею: кто обучил тебя молитве? Инок ответил: демоны. Старец улыбнулся и сказал: какой соблазн произнес ты для незнающих дела! Однако скажи: каким образом демоны выучили тебя молитве? Инок отвечал: меня одолевала тяжкая и продолжительная брань от лютых помыслов, мечтаний и ощущений, не дававших мне покоя ни днем, ни ночью… Угнетенный натиском духов, я стал читать молитву Иисусову и таким образом выучился ей. Затворник Задонский Георгий Алексеевич говорил об Иисусовой молитве: «Одно призывание Сладчайшего Иисуса может усладить огорченное сердце и привести душу в восторг небесной радости. Мирное спокойствие снискивается в самом сердце именем Христовым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

Не осталось без влияния и слово об Авраамии. Относясь вместе со словом о Прекрасном Иосифе к литературе агиографической, столь любимой в старину, оно также пользовалось немалой известностью. Оба эти слова часто встречаются в рукописях и помимо целого Паренесиса, как оба вместе, так и порознь; особенно вносились они в сборники агиографического содержания, в Четьи-Минеи. В этих последних слово об Авраамии помещалось под 29 октября, т. е. под днем памяти преподобного Авраамия, служа таким образомъ его житием 39 . Популярности и известности слова могло содействовать само его содержание, особенно заключение, представляющее умилительный рассказ о падении и обращении племянницы Авраамия, Марии, трогательно и картинно переданный св. Ефремом. По причине распространенности слова Ефрема и давнего знакомства русских людей с ним, имя Авраамия Затворника стало известным на Руси, он сделался даже предметом народного почитания: по некоторым свидетельствам он почитается в народе под именем овчарника, равно как преподобномученица Анастасия, память которой положена в тот же день, именуется овчарницей; со дня их памяти начинают стричь овец 40 . Встречаются весьма любопытные следы влияния рассматриваемого памятника и в старой письменной, именно агиографич. русской литературе. Я имею в виду житие преподобного Нила Столобенского (составленное в XVI веке), один из эпизодов которого поражает своей почти дословной близостью к одному из эпизодов жития Авраамия Затворника, рассказанного Ефремом Сирином 41 . Этот факт позволяет с бóльшим правом предполагать влияние Ефремова слова и в других случаях. Сын богатых родителей, Авраамий с юности отличался благочестием. Уступая настояниям родителей, он решается вступить в брак; но, по совершении уже брачного торжества, когда он остался наедине с невестой, его охватывает религиозный порыв; свет блогодати осиял его; Авраамий исходит из дома и из города, находит пустую хижину и там поселяется. Родители с трудом находят его; Авраамий объявляет им свою волю – подвизаться в уединении и посвятить себя Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первый случай: когда его в ночи позвал Бог (Быт 12:1), по какому-то чутью Авраам не поставил даже вопроса — он знал, что с ним Бог говорил, и по доверию к Богу оставил все и пошел в неведомую страну. Дальше, в рассказе об обетовании ему сына и затем повелении этого мальчика заклать в жертву все его поведение также было актом совершенного, безумного доверия. Авраам не поставил даже вопроса о том, что обетование Божие сталкивается с теперешним повелением Божиим; он не сказал Богу: Господи, как же может исполниться то, что Ты обещал, если Ты теперь мне повелеваешь убить этого ребенка, о котором Сам сказал, что он будет родоначальником бесчисленного множества людей? Авраам безусловно поверил Богу как Лицу — а не как обетованию, как речи. В этом отношении маловерие всегда несет печать нашего недоверия к Богу: я Тебе доверюсь вот столько, а беру страховку на другое, я верю, конечно, что Ты можешь превратить два хлеба в пищу для всех, а все-таки запасусь на всякий случай: а вдруг Ты решишь не творить чудес сегодня? В этом смысле маловерие несет в себе печать недоверия к Богу как к Личности, к Существу. Речь не о том, что ты не веришь достаточно в какое-нибудь обетование, обещание, а — в Того, Кто его давал, его выражал. И это так же греховно, как, скажем, если у тебя есть друг и ты ему веришь, пока верится, но страхуешься на всякий случай, друг вправе сказать: нет, это не дружба. Когда люди не сознают всей безвыходности своего положения, нужно ли вмешиваться, или нужно просто ждать?   Я думаю, в зависимости от ситуации. С одной стороны, нужно время, человек должен созреть. Мы не можем мерить это созревание. Я помню письмо Феофана Затворника, где он говорит, что самое трудное в жизни — видеть, как человек бьется как рыба об лед, и ничего нельзя сделать для него, потому что не приспело время. Ну, он здесь говорит как духовник, а не как товарищ, то есть у него, конечно, и зрения, и чуткости больше, чем у кого-либо из нас. Но в принципе это так: иногда, даже если человеку дать совет, он его не услышит. Если ему растолковать, он не может это принять, если ему дать в руки, он удержать не может, потому что не готов к тому. А есть моменты, когда наше дело — обострить внутренний конфликт, то есть его превратить из туманности во что-то другое, потому что в тумане человек может блуждать до смерти, так же как в пустыне, окруженный маревом. Конечно, этим не надо играть, но иногда чувствуешь: теперь пора. Тогда поставь вопрос серьезно, обостри. Пусть человек поймет, что конфликт в нем самом, не откуда-то навеян, но в нем самом. Тогда ему можно уже сказать: разбери данные этого конфликта и посмотри: если ты хочешь оставаться в этом конфликте — можешь. Или ты можешь выйти из него, но не для удобства, а потому что это будет ответственное, творческое разрешение конфликта.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Святыя преподобномученицы Анастасии Римляныни и преподобнаго отца нашего Авраамия Затворника На Господи, воззвах: стихиры мученицы, глас 8. Подобен: Что вас наречем: Мученице страстотерпице всехвальная,/воздержанием страсти низложивши плотския,/страданием змия умертвила еси врага,/Ангелы удививши болезньми твоими,/человеки обвеселивши страдании твоими,/монашествующих удобрение,/девства сосуд./Моли спасти и просветити души наша. Что тя возъименуем, славная?/Девства добротами невесту просиявшу Христову,/дщерь избранну Вышняго Иерусалима,/сожительницу Ангелов и собеседницу,/чертога мысленнаго наслаждающуся,/Анастасие многострадальная,/монашествующих удобрение./Моли спасти и просветити души наша. Терпела еси зубов искоренение,/рук отсечение, и ног, и сосцев,/ссекаема на уды от беззаконных мучителей,/к доброте Жениха взирающи/и болезни паче естества терпящи,/Анастасие многострадальная,/невесто Христова нетленная,/моли спасти и просветити души наша. Ины стихиры преподобнаго, глас тойже. Подобен: О преславнаго чудесе: Отче Богомудре Авраамие,/Аврааму подобник быв духом,/пресельник был еси земли отеческия, блаженне./Плоти пожелания отверг/и, в хижине малей заключив, радуяся, тело твое,/душу же вперил еси к Небеси,/идеже житие яве стяжал еси. Преподобне отче Авраамие,/Авраамскую душу тезоименно стяжав,/напасти претерпел еси,/верою Божественною укрепляемь/и любовию Богу соединяемь,/обетования землю наследовал еси,/украшаемь добродетелей светлостьми./Темже, веселящеся, Твою память торжествуем. Преподобне отче Авраамие,/прелестьми люте поглощенную змием/и поползшуюся погибели в ров/Промыслом Божественным возвлекл еси/и спасаему Богу представил еси./Еяже покаянию вси удивишася,/благочестно Господа славящии Преблагаго. Слава, и ныне, Богородичен: Радуйся, Света Божественнаго носило,/пресветлый свещниче, Пресвятая Богоневесто:/Свет нам возсияла еси от пречистою боку Твоею,/просвещая мира концы/и освящая Своею благостию./Радуйся, начало нашего спасения, Чистая./Радуйся, страшное слышание и глаголание надеющихся на Тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Можно бы поступить так только в том случае, если б неуместность первых двух способов объяснения ангелоявлений была сразу очевидна; а то очевидна только неуместность того вывода, который делается новым учением. Сами посудите: если из того, что ангелы являлись телесно, заключить, что они суть тело, то необходимо будет заключить, что и Бог – тело, ибо и Бог являлся телесно. Таким образом, к Аврааму приходят три светлых юноши: один из них есть Господь, а другие два – ангелы; но видимость и все обстоятельства их явления одинаковы ( Быт. 18, 1–2 ), – скажите же теперь: на каком основании вы станете заключать, что двое ангелов явившихся Аврааму, по тому самому, что явились телесно, суть – тело; а Господь вместе с ними, точно так же явившийся, как и они, не есть тело? Допустив одно, вы должны допустить и другое, то есть: если ангелы – тело, то и Господь – тело. Если же этой последней мысли вы допустить никак не можете, то должны отказаться и от первого вывода и признать его неуместным. Я взял только этот один случай, но он не один, ибо Господь Бог являлся видимо неоднократно, с самого начала сотворения человека. Бог дает заповеди первозданным, слышится ходящим в раю и произносит суд над согрешившими; обличает и осуждает Каина, дает повеления Ною, неоднократно является Аврааму, Исааку и Иакову, беседует с ними и действует видимо и осязаемо, является Моисею в Купине и посылает его вывести израильтян из Египта; на Синае словесно изрекает заповеди всему народу, перстом пишет десятословие на скрижалях и прочее. В Ветхом Завете телесно являлись Бог Отец и Бог Сын; в Новом слышится глас Бога Отца на Иордане, Фаворе и в храме, а Дух Святый является то в виде голубя, то в виде огненных языков... Видите, сколько в Писании Богоявлений! Думаю, что не меньше ангелоявлений. Если станем философствовать так, как философствует новое учение, то есть, собрав все свидетельства Писания о богоявлениях, придем к заключению, что Святое Писание со всею очевидностью свидетельствует, что Бог есть тело тонкое, эфирное, огненное, да еще и положительное об этом изречение Писания приложим: «Бог наш есть огнь поядающий» ( Евр. 12,29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

См. обзор древнеотеческого учения об этом у еп. Хрисанфа. Рел. древн. мира III т. 533 стр. и след. 304 Слова ев. Луки, что в пустыне И. Христос сорок дней Он был искушаем от диавола… а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол… и пр. дают основание для заключения, что невидимым образом диавол искушал И. Христа во все время Его пребывания в пустыне, но после безуспешности сорокадневных невидимых искушений употребил последнее и самое дерзкое средство – явился ко Христу видимым образом. 305 Так, напр. для обольщения Симеона Столпника диавол преобразился в ангела светла и сошел к нему с неба на огненной колеснице (Чет. Мин. 1 сент.). В образе же ангела явился Никите и Федору печерским (Ч.-Мин. 31 янв.; 11 авг.). Преп. Авраамию затворнику и Макарию бесы являлись в образе благочестивого человека (Ч.-Мин. 29 окт. и 19 янв.), Феодору Сикеоту – в образе его друга юноши (Ч.-Мен. 22 апр.), Феодору Печерскочу – в образе подвижника печерского Василия (Патер. Печ. 181 стр.). Феодоре – в образе мужа ее (Чет.-Мин. 11 сент.), другим – в образе мужей и жен вообще и даже животных (так, напр. преп. Илариону, преп. Сергию, муч. Трифону – Ч.-Иин. 21 окт. 25 сент. 1 февр.). Преп. Пахомию явившийся в светлости демон говорил: «радуйся, Пахомие! я – Христос и пришел к тебе, как другу» (Ч.-Хин. 15 мая). – Подобное же явление в образе И. Христа было Исааку, печерскому затворнику (Патер. Печ. 136 стр.). Вообще, по словам И. Дамаскина, падшие духи «по попущению Божию принимают и переменяют, какой хотят, мечтательный образ» (Точн. изл. в. II, 4). 307 Довольно подробное разъяснение разных вопросов, касающихся беснования, можно находить в ст. «О библейских бесноватых» (Воскр. Чт. 1874 г. 23). См. также у Тренча, Чудеса И. Христа. 121 стр. и след. и у Светлова Оп. аполог, изл. христ. вероучения I. ч. 196–208 стр. 308 Об этом ясно свидетельствует И. Флавий (в «Древн. уд.» 8, 2, 5), указывая, что форму заклинания злых духов иудеи производили от Соломона. Подтверждение того же верования иудеев можно видеть в рассказе неканонич.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Дети должны дорожить родительским благословением, важным условием их счастливой жизни. Не почитающие своих родителей дети бывают наказаны правосудием Божиим уже здесь на земле, ибо они «отклоняют от себя Божие благословение» с. 511], «заключают над собою небо и пресекают нисхождение оттуда благословений Божиих» с. 150]. Младшие в семье и обществе должны проявлять попечение о старших, и между ними должен быть христианский союз, основанный на любви, взаимном доверии и уважении. «Попечение и любовь юных, – наставляет преосвященный Феофан Затворник , – услаждает жизнь устаревших. Тогда мудрая старость с удовольствием ведет опытные беседы с внимательною юностию, и умная юность охотно принимает уроки от почтенной и жизнию умудренной старости» с. 83–84]. К епископу Феофану Затворнику часто обращались за советом о том, как христианину, живущему в семье, относиться к делам хозяйственным. Святитель учил, что хозяйство и все ему принадлежащее есть дар Божий, что ведение хозяйства должно быть исполняемо как послушание, возложенное на семейных христиан Богом. «Вы – жена, мать, хозяйка, – пишет он одной особе, – обязанности, сюда относящиеся, – ваше спасение» с. 4]. «На вас лежит все хозяйство, – читаем в другом его письме – Как хозяйство дело необходимое в семейной жизни, жизнь же сия Богом учреждена, то все труды по сему делу – Богом благословенные труды» с. 152]. Но, исполняя свои обязанности в семье, необходимо избегать суеты и многозаботливости, которые препятствуют развитию духовной жизни в человеке, нарушают его внутренний мир и духовную настроенность. «Желаю, – пишет святитель Феофан, – преуспевать в хозяйственных делах, но без ушерба, однако ж, духовному делу. Какой хозяин был Авраам, Иов, другие патриархи. А представляются образцами веры, терпения и всех добродетелей» с. 126]. Человеку, стремящемуся к вечной блаженной жизни, приходится общаться с окружающими людьми. Во всех жизненных обстоятельствах ему надо помнить о Боге, иметь в себе страх Божий и благоговение к Нему. Например, к гостям христиане должны относиться как к посланцам Божиим и заботиться о них с таким сознанием, «как бы лично Самому Господу служили» с. 160], только таким образом возможно, совершая добрые дела, иметь постоянное общение с Богом. «Дела все – и большие и малые, – учит епископ Феофан, – надо делать так, как бы око Божие смотрело, как это делается. Всякого приходящего или всякого встречаемого надо принимать как посланца Божия. Первый вопрос будет у себя внутри: что хочет Господь, чтобы я сделал с сим или для сего лица? Всех принимать как образ Божий, с почтением и делать добро ему» с. 197]. Духовная жизнь и ее необходимость в деле спасения человека

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

3)  Октября 29. Старец Авраамий «сочетался с женой», но потом, когда вник в семейную жизнь, то она ему не понравилась – он нашел, что домом жить очень хлопотно и беспокойно, и вообще это гораздо труднее отшельничества, к которому он уже привык. Тогда Авраамий опять оставил жену и, «отшед, затворился в мале хлевине». Теперь ему не о ком было заботиться; но когда Авраамий просидел в затворе девять лет, умер его брат и оставил семилетнюю дочку. Волей-неволей Авраамию пришлось взять племянницу на свое попечение. Авраамий вышел из «хлевины», сделал тут же рядом другую такую же «хлевинку» и замуровал туда дитя. Девочка прожила замурованная в затворе на глазах у дяди тринадцать лет и никаких дурных примеров не видала, но когда пошел ей двадцатый год, «она завистию бесовскою впала в падение». Неизвестно, как она, замурованная, чрез оконце «познакомилась с блудницами», выкарабкалась из затвора и ушла с этими своими знакомками в такую «гостиницу», где собирались в досужное время военные люди. Военные же люди в той стране так любили женское общество, что везде подманивали к себе девиц, а обратно получить от них девушку было уже очень трудно. Они отпускали женщину разве только тогда, когда она им надокучит и они сами ее прогонят. Старец их усовещевал и кричал на них и угрожал им из своего затвора, но военные смеялись, и его молоденькой затворницы ему не отдали, а увели ее и не возвращали. Зная это, старец Авраамий обратился к хитрости, которою и достиг желанного успеха. В один день он сам вышел из своего затвора, достал себе верхового коня, добыл воинские доспехи, «во образ воинский оболкся» и поехал верхом в ту же самую гостиницу, где веселились с женщинами военные, к которым ушла из затвора его племянница. Переодетый воином, затворник держал себя в гостинице так искусно, что никто его не узнал, и даже не заподозрил, что это затворник, а все сочли его за настоящего военного. Даже и племянница его не узнала, а он, увидя это, сам притворился разбитным гулякой и стал звать не узнающую его девушку, чтобы она шла с ним отсюда препроводить дальнейшее время, за что Авраамий обещал ей дать по обычаю «дар». Молодая девушка, еще недавно только пустившаяся в гулевую жизнь, ничего хитростного не подозревала и ушла с Авраамием из гостиницы, в полном убеждении, что ей сопутствует настоящий воин. А когда они остались вдвоем, тогда Авраамий ей себя обнаружил и укорил ее и уж на свободу не выпустил, а посадил опять «в малу хлевину», где она, после долгих стенаний и плача, «покаялась, а послежди, чудеса творяше, скоро почила».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010