Рощинский. Раненбургская Петропавловская пустынь. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Это место в трех километрах к востоку от современного Чаплыгина издавна притягивало к себе христианских паломников из многих городов и весей великой России. Ступивших на эту землю поражали своим великолепием и красотой здешние природные ландшафты — глубокие и чистые воды речки Московская Ряса, тенистая дубовая роща, почти вплотную подступавшая к правому высокому берегу Становой Рясы. И над всем этим в синеву небес горделиво смотрелись золотые купола церквей. Петропавловская пустынь, или мужской общежительный монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла сыграл особую роль в жизни православных людей многих поколений. Природа края отличается неповторимой красотой в любое время года, и, видимо, не случайно именно на берегу Московской Рясы было затеяно строительство обители, более чем трехсотлетней истории которой суждено было изобиловать как светлыми, так и трагичными моментами. Знаменательно, что монастырь является как бы памятником победы российских войск над шведами и начала строительства на Неве будущей столицы российского государства — Петербурга. Многое тогда было связано с именем святых Петра и Павла. В Воронежской губернии в том же году был основан Петром I город Павловск, будущий город Новохоперск имел другое название — Петровское, а в столице появилась знаменитая Петропавловская крепость. Радость от взятия крепости Ниеншанц в устье Невы в апреле 1703-го послужила причиной и выбора названия для монастыря — чтобы монахи молились о здравии государя Петра I и укреплении государства российского. Митрополит Московский и Рязанский Стефан Яворский дал свое благословение на начало строительство пустыни и ее обустройство, а в 1711 г. прислал иеромонаха Тихона для руководства строительством храмов и всего, что относилось к монашеской обители. В том же году деревянный храм во имя святых апостолов Петра и Павла был освящен и в нем стало проводиться регулярное богослужение. Монастырь расширялся и быстро становился одним из почитаемых мест у тамбовских и рязанских паломников. Из достопримечательностей здесь находились переданные Петром I иконы Петра и Павла, в свою очередь подаренные ему папой Римским Климентом XI, драгоценный крест тонкой работы — подарок А.Д. Меншикова; плащаница, пожертвованная в храм в 1829 г. жителями Новочеркасска. Местная помещица Бунина в середине XIX в. преподнесла монастырю Тихвинскую икону Божией Матери, что ныне хранится в Михайло-Архангельской церкви села Кривополянье. Каменное строительство здесь было начато при иеромонахе Феофиле. При нем возвели каменный храм во имя святых Петра и Павла, за это деяние он получил сан игумена. При настоятеле Авраамии в монастыре был заведен общежитийный устав. В середине XIX в. иеромонах Ириней активно занимается благотворительной деятельностью: он организует сиротский приют для местных крестьян, и первые 15 сирот поступают на содержание монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=11773

Рощинский. Раненбургская Петропавловская пустынь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Освященная 2 октября 1804 .г, она имеет в длину 6 саж., а в ширину 5 саж. 1 арш. Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 3, Рязань, типография В.П. Звукова, 1888 г. 9 апреля 1798 года Тамбовский епископ Феофил благословил строителя Петропавловской пустыни иеромонаха Авраамия начать постройку каменной ограды вокруг обители. Вскоре о.Авраамий приступил к возведению в монастыре новой каменной церкви. Речь идёт о храме во имя Успения Пресвятой Богородицы, который, возможно, вначале задумывался как отдельное здание, но стал частью архитектурного комплекса из нескольких зданий. 13 мая 1800 года о. Авраамий получил благословение на строительство в Петропавловской пустыни четырёх каменных корпусов, «из коих один будет церковь» (больничная), а в остальных – кельи, трапезная и помещения для послушников. В 1803 году завершилась отделка больничной церкви, а в следующем году – работы и на других корпусах, была перестроена монастырская гостиница, а также построены на новом месте скотный и конный дворы. В 1808 году было составлено новое описание Петропавловского монастыря, согласно которому «…в состоящих в здешней пустыни четырёх каменных корпусах расположена в первом церковь во имя Успения Пречистыя Божия Матери, и к ней примкнуты с одной стороны больничныя келии, которые заняты переведённою из Рязанского Троицкого монастыря больничною братиею, а по другую сторону настоятельские келии; во втором трапеза с кухнею и чуланами и тремя келиями, заняты трудящимися в приготовлении пищи братиями; в третьем – состоит из 15 братских келий…; в четвёртом в одну сторону вчерне отделанная… церковь, а с другой половины примкнуты выход и ледник. А за монастырём деревянные небольшие покойцы для приезжающих благородных богомольцев». В 1862 году в Петропавловской пустыни «распространена и возобновлена с устройством нового иконостаса» Успенская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=12094

А вот что современная Липецкая энциклопедия повествует о дальнейшей судьбе Петропавловской пустыни: «В 1886 пустынью управлял бывший Тобольский епископ Василий, а в 1893 — бывший Тобольский епископ Иустин, устроивший в 40 км от обители скит с храмом Вознесения и школу для детей-сирот. В монастыре существовало 4 храма: собор во имя Петра и Павла с приделом во имя Иоанна Богослова, церковь во имя Иоанна Крестителя с приделом во имя Николая Чудотворца, Успенская церковь и церковь во имя Александра Невского. На территории монастыря имелось 4 каменных корпуса, в которых располагались настоятельские, братские и больничные кельи, кладовые, хлебни, кухня, просфорная. В одной из башен ограды в 1840 г. была устроена часовня, рядом располагалась книжная лавка. Наиболее почитаемыми старцами монастыря были Мелхиседек (1727-1809), Нафанаил (1779-1861), Пиор (1822-1886), Ириней; при монастыре проживали и юродивые — Авраамий и Герман. После Октябрьской революции 1917 года монастырь был закрыт, а его здания переданы детской колонии. До 1937 все монахи обители были арестованы и высланы из Раненбурга-Чаплыгина. За все годы сменилось уже 42 настоятеля. Новая жизнь монастыря продолжилась в начале XXI века, и сегодня очередное поколение монахов возрождает поруганную обитель... Кроме того, существует легенда, будто бы однажды на Петра I была устроена засада, однако покушение оказалось неудачным для врагов Петра, и позже именно в этих местах в память о чудесном спасении царя была устроена пустынь, стараниями Меншикова превращенная в монастырь. Монастырь сейчас возрождается. У его стен на берегу реки Московая Ряса устроен источник в честь иконы Тихвинской Божией Матери с купелью, который известен с давних времен. От источника по ступеням можно подняться к монастырю.  http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4878 Петропавловская пустынь, заштатная, общежительная, в 2,5 верстах от города Раненбурга. Основана в 1711 году иждивением князя Меньшикова. Здесь находятся: особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери, деревянный, обложенный серебром, крест с мощами (дар князя Меньшикова), две иконы апостола Петра и апостола Павла (дар императора Петра I), на одной из которых имеется надпись: «прислана Петру I от папы Климента XI». При пустыни школа, преимущественно для сирот духовенства, с бесплатным содержанием 15-ти мальчиков.

http://sobory.ru/article/?object=11773

Время построения старого Успенского собора - конец XIV-haчaлo XV вв. Об этом свидетельствует кладка некоторых его частей, и в первую очередь, алтарная апсида из крупногабаритного белого камня, что характерно для данного периода. С годами храм пришел в ветхость, и стал мал для кафедрального собора, куда в праздники стекалось большое количество народа. Ходатайствовать о строительстве нового Успенского кафедрального собора начал еще в 1677 году митрополит Иосиф, который просил у царя Федора Алексеевича дозволения построить новую соборную церковь на том месте, где была зелейная (пороховая) палата. Вчерне собор был окончен к 1699 году: к этому времени делали уже кровлю. Необходимо было только позаботиться об устройстве иконостаса, и в 1689 году приступили к его исполнению артели Сергея Христофорова. Полную же заботу об иконостасе принял на себя преемник удалившегося на покой митрополита Авраамия - митрополит Стефан (Яворский). Ко времени его прибытия в Рязань Успенский собор не был отделан внутри. «Митрополит Стефан с присущею ему всегда ревностию о славе Божией постарался восполнить указанный недостаток. В 1700 году он подрядил конюшеннаго из оружейной палаты Якова Свидерскаго) вызолотить четыре первые (нижние) пояса иконостаса за тысячу рублей». Несмотря на то, что собор, казалось, был закончен, митрополит продолжал попечительство о нем даже тогда, когда уже не жил в Рязани: должность первенствующего члена Святейшего Синода вынуждала владыку Стефана жить в Санкт-Петербурге. С построением нового кафедрального собора старый собор стал сначала называться старо-Успенским и был превращен в теплый кафедральный собор. В 1753 году он был переименован в Христорождественский. К числу древностей и святынь Успенского собора исследователь и историк православных церквей священник Иоанн Добролюбов в первую очередь отнес Феодотьевскую икону Божией Матери, которая явилась близ села Федотьева в 1487 году и Муромскую икону Божией Матери, с которой Василий Рязанский приплыл на мантии из Мурома. Эти иконы попеременно переносились из зимнего Христорождественского собора в летний Успенский. Была в соборе древняя хоругвь с изображением Божией Матери, Плащаница, устроенная митрополитом Иосифом в 1681 году, золотой напрестольный крест, устроенный в 1611 году архиепископом Феодоритом, крест серебряно-позлащенный, устроенный в 1656 году архиепископом Мисаилом, водосвятная серебряно-вызолоченная чаша, сделанная из золотой Батыевой печати, приложенной некогда к иконе Евангелиста Иоанна Богослова. Был в храме и синодик, восходящий к 1631 году. Ежегодно с 1884 года прихожане этого собора видели чудотворную Боголюбскую Зимаровскую икону Божией Матери, приносимую из села Зимарова Раненбургского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=00868

Прп. Иларион Троекуровский. Литография. 3-я четв. XIX в. (ГИМ) Прп. Иларион Троекуровский. Литография. 3-я четв. XIX в. (ГИМ) По благословению строителя Авраамия Иларий был принят в число раненбургской братии, нес послушание просфорника, свободное время посвящал чтению и молитве. Пользовался доверием настоятеля, по благословению к-рого посещал благотворителей, собирал пожертвования, чем вызвал враждебное отношение братии. Завистники оклеветали Илария, сообщив настоятелю, что он присваивает деньги себе. Желая избежать встреч с братией, Иларий перестал ходить на общую трапезу. Настоятель, обвинив Илария в прелести и неуставном «постничестве», на целый год «отказал» его «от трапезы и от хлеба». Лишь некий пономарь навещал Илария, принося ежедневно по просфоре ( Нарциссов. 2002. С. 12). Вскоре по настоянию жены подвижника Рязанский еп. Амвросий (Орлин) распорядился удалить Илария из пустыни. Согласно жизнеописанию, в присутствии всей братии его вывели на монастырский двор, настоятель сорвал с него клобук и рясу, плюнул ему в лицо и приказал всей братии оплевать Илария и вытолкать за монастырские ворота (Там же. С. 13). Иларий вернулся в келью близ с. Каликина. В ревизской сказке за 1816 г. «Ларион» значится в с. Н. Раковые Рясы вместе с матерью и братьями, их женами и детьми. Его жена в реестре 1816 г. уже не упомянута (ГАРО. Ф. 129. Ревизские сказки Раненбургского у. Оп. 19. Д. 135. Л. 462. 1816 г.; Оп. 17. Д. 81. Л. 418). Вскоре Иларий поселился в Воловом овраге в 4 верстах от с. Головинщина, рядом с местом служения своего наставника свящ. Трофима. 6 лет он подвизался в лесу в ископанной пещере, изнуряя плоть трудами и постом. Совершал молитвенное правило - вечерню, всенощные и утренние службы, на литургию приходил в храм с. Головинщина. В жаркие дни молился в лесу на поляне, совершал до 3 тыс. земных поклонов. Питался редькой, к-рую выращивал, пил дождевую воду. Весь год носил лишь длинную рубаху из холста и легкий белый халат, ходил босой. Однажды во время Великого поста Иларий 18 дней ничего не ел и в церкви упал в обморок. Когда его приводили в чувство, обнаружили на теле тяжелые вериги и сорочку из медной проволоки (РГБ ОР. Ф. 214. Д. 325/1. Л. 23). Чугунный крест с вериг и чугунный страстной образ Божией Матери, к-рые носил Иларий на груди, а также частичка проволочной сорочки хранились впосл. в Троекуровском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/389135.html

Неполный список священнослужителей Христорождественского храма в период с XVII по XIX вв.: Григорий уп. в 1676 г. Иоанн Григорьев род. 5 мая 1700 г. Архип Феодоров уп. в 1783 г. Иоанн Алексиев ум. 26 июня 1799 г. Авраамий Кодратов род. 6 ноября 1799 г. Павел Аликсиев род. в том же году. Иоанн Михеев упом. с 1801-1816; вторично с 1821-1830 гг. Спиридон Иоаннов упом. с 1816-1821 г. Иосиф Борисов Ракитин уп. с июля 1820-48 г. Александр Дмитриев Городков уп. с 22 декабря 1830-1854 г. Иоанн Михайлов Толпин уп. с 21 мая 1848-1871 г. Иоанн Герасимович Доброхотов сост. с 10 февраля 1854 г. Иоанн Павлович Столпов сост. с 12 сентября 1871 г. Дунаев Михаил - диакон села Боршевое Скопинского уезда. Перемещен в село Снежеток Раненбургского уезда. Перемещен в село Старо-Кленское того же уезда. Объявлено одобрение Его Высокопреосвященства, Алексия, Архиепископа Рязанского и Зарайского, за особенно исправное служение. Диакон, состоящий на вакансии псаломщика села Старо-Кленское Раненбургского уезда. Почислен штатным диаконом. Девяткин Димитрий - священник села Старое Кленское Раненбургского уезда. Назначен законоучителем в училище при деревне Змиевка того же уезда. Утвержден в должности законоучителя в Старокленском народном училище (вместо Змиевского). Ракитин Иоанн - дьячок села Старокленское Раненбургского уезда. Перемещен в село Малый Снежеток того же уезда. Столпов Иоанн - диакон села Агибалово Михайловского уезда. Рукоположен во священника к Христорождественской церкви села Старо-Кленское Раненбургского уезда. Утвержден законоучителем в местной сельской школе. Покровский Николай (†1877) - уволенный из Среднего отделения Рязанской Духовной семинарии. Определен на диаконское место к церкви села Старо-Кленское Раненбургского уезда. Перемещен в село Снежеток того же уезда на вакансию псаломщика. 8 (20) мая 1874 года награжден золотой медалью с надписью «за спасение погибавших» на Владимирской ленте за спасение станового пристава Тимирязева от угрожавшей ему опасности быть убитым. Умер (1877, б/н, 15.09).

http://sobory.ru/article/?object=28738

К июлю 1789 года, когда составлялась опись монастыря и его строений, Предтеченский храм ещё не был построен. Зато данный документ сохранил для нас краткое описание Петропавловской пустыни: «…хоромного строения церковь каменного здания… на церкви и на приделах и на колокольне кресты железные позлащенные…» Под колокольней располагалась ризница. Колоколов на колокольне семь штук. Вокруг монастыря стояла «ограда деревянная из пластового лесу… круг святых ворот стена каменная на двенадцать сажен... При оном монастыре две конюшни, лошадей четырнадцать, коров одиннадцать, овец двадцать». Были и две мельницы – на реках Мостковой Рясе и Становой Рясе. 25 мая 1793 года в Раненбургскую пустынь был назначен новый строитель – иеромонах Авраамий из Наровчатовского монастыря Пензенской епархии. Он деятельно принялся за укрепление материального положения и упрочение духовной жизни вверенной ему обители. За 17 лет управления пустынью о. Авраамий почти все здания монастыря перестроил вновь в камне. 9 апреля 1798 года Тамбовский епископ Феофил благословил строителя Петропавловской пустыни иеромонаха Авраамия начать постройку каменной ограды вокруг обители. Вскоре о.Авраамий приступил к возведению в монастыре новой каменной церкви. Речь идёт о храме во имя Успения Пресвятой Богородицы, который, возможно, вначале задумывался как отдельное здание, но стал частью архитектурного комплекса из нескольких зданий. 13 мая 1800 года о. Авраамий получил благословение на строительство в Петропавловской пустыни четырёх каменных корпусов, «из коих один будет церковь» (больничная), а в остальных – кельи, трапезная и помещения для послушников. В 1803 году завершилась отделка больничной церкви, а в следующем году – работы и на других корпусах, была перестроена монастырская гостиница, а также построены на новом месте скотный и конный дворы. В 1805 году в Петропавловской пустыни проживали 15 монашествующих и шесть бельцов. В документах от 24 марта и 30 октября этого года упомянут среди насельников монастыря послушник Илларион Мефодьев – будущий известный подвижник веры и благочестия преподобный Иларион, затворник Троекуровский.

http://sobory.ru/article/?object=11773

По завершении постройки четырёх каменных корпусов встал вопрос о сооружении новой каменной колокольни. В 1808 году было составлено новое описание Петропавловского монастыря, согласно которому «…в состоящих в здешней пустыни четырёх каменных корпусах расположена в первом церковь во имя Успения Пречистыя Божия Матери, и к ней примкнуты с одной стороны больничныя келии, которые заняты переведённою из Рязанского Троицкого монастыря больничною братиею, а по другую сторону настоятельские келии; во втором трапеза с кухнею и чуланами и тремя келиями, заняты трудящимися в приготовлении пищи братиями; в третьем – состоит из 15 братских келий…; в четвёртом в одну сторону вчерне отделанная… церковь, а с другой половины примкнуты выход и ледник. А за монастырём деревянные небольшие покойцы для приезжающих благородных богомольцев». Из описания видно, что параллельно с возведением новой каменной колокольни строитель о. Авраамий начал сооружение ещё одного храма в одном из новопостроенных каменных корпусов, решив перенести туда престол Александро-Невской церкви из обветшавшего придела Петропавловского собора. Постройка колокольни окончена в 1811 году, тогда же завершилась и отделка храма в северо-восточном корпусе, где вызолочен иконостас и завершены росписи стен. 19 июля 1811 года было получено распоряжение о выдаче новых антиминсов на Предтеченский и Александро-Невский престолы и разборке старых храмов. Однако, поскольку праздник св. Иоанна Предтечи собирал в Петропавловскую пустынь многочисленную публику на ярмарку, было решено, что на колокольне удобнее устроить церковь св. Александра Невского, которая и была освящена 7 ноября 1811-го. В том же году был освящен и храм во имя св. Иоанна Предтечи в северо-восточном корпусе. Таким образом, значительная часть монастырских построек этого времени была возведена о. Авраамием. Но не только успехи в благоукрашении монастыря сделали отцу-строителю авторитет в глазах священноначалия. Епископ Рязанский Амвросий, «дознав чрез немалое время примерную строителя Авраамия честность и похвальное поведение, отличное его усердие и попечение о устроении и поправлении монастыря», наградил его набедренником с предоставлением первенства пред уездными протоиереями и благочинными. Налицо были успехи Петропавловской пустыни и как центра монашеского общежития – при о. Авраамии число насельников выросло, и в 1810 г. их насчитывалось 26 человек – строитель, три иеромонаха, один иеродиакон, один диакон, восемь рясофорных послушников, девять бельцов и три живущих «по указу». Неудивительно, что 13 августа 1811 г. преосвященный Рязанский Феофилакт (Русанов) возвёл иеромонаха Авраамия в сан игумена и перевёл в настоятели Николае-Радовицкого монастыря в Егорьевском уезде Рязанской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=11773

ЯВЛЕНИЕ АВРААМУ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В ВИДЕ ТРЕХ СТРАННИКОВ. В земле Ханаанской Авраам поселился близ Хеврона. Однажды, сидя у своего шатра, он увидел невдалеке трех странников. Авраам любил принимать странников. Он тотчас же пошел им навстречу, поклонился до земли и стал просить их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищей. Странники согласились. По обычаю того времени Авраам омыл им ноги, подал хлеба, молока и лучшего жареного теленка. В то время когда странники ели, один из них сказал: через год Я буду опять у тебя; у Сарры, жены твоей, будет сын. Сарра, стоявшая сзади у входа в шатер, слышала эти слова. Удивившись внутренне, она сказала: мне ли иметь в старости такое утешение? Но странник сказал: есть ли что трудное для Бога? ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИСААКА. Прошел год после этого события. Аврааму было сто лет, а жене его, Сарре, девяносто, когда у них родился сын Исаак. Авраам всей душой любил своего сына; Господь видел это. Когда Исаак вырос, Бог, желая испытать веру Авраама, сказал ему: возьми единственного твоего сына, которого ты любишь, иди в землю Мориа и принеси его в жертву на одной из гор, которую Я тебе покажу Авраам повиновался. На другой день, рано утром, он приготовил дров, оседлал осла, взял двух рабов и сына своего, Исаака, и отправился в путь. На третий день пути ему было издали указано место для жертвоприношения. Оставив под горой своих рабов, Авраам дал Исааку дрова, сам же взял огонь и нож, и они пошли на гору. Дорогой Исаак спросил Авраама: отец мой, вот у нас есть огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам ответил: Господь усмотрит Себе агнца. На горе Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего, Исаака, и положил его на жертвенник. Он уже поднял нож, чтобы заколоть Исаака. Вдруг Ангел Господень явился ему и сказал: Авраам, Авраам! не поднимай руки на отрока своего! теперь я знаю, что ты боишься Бога, ибо не пожалел единственного своего сына. Оглядевшись, Авраам увидел барана, запутавшегося рогами в кусте, и принес его в жертву.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Круги Иезекииля. Миниатюра из «Книги фигур» Иоахима Флорского. XIII в. (Б-ка колледжа Корпус Кристи, Оксфорд. Ms. 255А. Fol. 16v) Круги Иезекииля. Миниатюра из «Книги фигур» Иоахима Флорского. XIII в. (Б-ка колледжа Корпус Кристи, Оксфорд. Ms. 255А. Fol. 16v) Применение всех 12 способов И. Ф. демонстрирует на примере ветхозаветных образов Авраама , Сарры и Агари (см.: Быт 21. 1-21). В историческом смысле Агарь обозначает «некую замужнюю женщину», а Сарра - «некую богобоязненную женщину, освобожденную от супружества, которая служит Богу в своем сердце»; в нравственном смысле «в служанке показана забота о плотских вещах, а в свободной - благочестивая жизнь и добрая воля» ( Ioachim Florensis. Psalt. S. 237). В тропологическом смысле «Авраам обозначает учителя Церкви, законной женой которого является духовное понимание, а наложницей - буква [Писания]» (Ibidem). В созерцательном смысле «Авраам обозначает духовного мужа, то есть совершенного монаха или отшельника, служанка - деятельную жизнь, Сарра - созерцательную жизнь» (Ibid. S. 238). В анагогическом смысле «Авраам обозначает Бога Отца, служанка - земной Иерусалим... свободная - горний Иерусалим» (Ibid. S. 239). Далее И. Ф. предлагает 6 типических толкований: 1) Авраам - иудейские первосвященники, Агарь - израильский народ, Сарра - левиты; 2) Авраам - епископы, Агарь - миряне, Сарра - клирики; 3) Авраам - начальники пустонножительства, Агарь - церковный народ, Сарра - монахи; 4) Авраам - иудейские первосвященники и греч. епископы, Агарь - иудейская синагога, Сарра - греч. Церковь; 5) Авраам - иудейские первосвященники и греческие епископы, Агарь - иудейская синагога, Сарра - лат. Церковь; 6) Авраам - епископы, Агарь - существующая труждающаяся Церковь, Сарра - буд. покоящаяся Церковь (Ibid. S. 243-244). Наконец, в 7-м типическом смысле «Авраам обозначает Бога Отца со всеми епископами, которые были от начала мира до конца... служанка - всю Церковь избранных от начала и до конца... свободная - вышний Иерусалим, который есть мать всем нам» (Ibid. S. 248-249; ср.: Гал 4. 26).

http://pravenc.ru/text/578138.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010