Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБУ-ЛЬ-ХАСАН ИБН БАХЛУЛЬ Абý-ль-Хáсан ибн Бахлýль [Хассан бар Бахлуль; араб.      , сир.      ], сироязычный несторианский богослов и ученый 2-й пол. Х в. Род. в с. Авана, обл. Тирхан (совр. Ирак). О его жизни известно мало. Есть сведения, что он преподавал в школах Багдада и получил почетное прозвание «искусный книжник». Согласно «Церковной истории» Бар Эбрея, в 963 г. он принимал участие в выборах несторианского патриарха и высказался в пользу Авдишо I. Основной труд А. Б.- «Сирийский лексикон» - был составлен им в Багдаде и явился синтезом лексикографических изысканий его предшественников, сочинения к-рых не сохранились. В «Лексиконе» он дает толкования греч. слов и выражений, географических названий, философских, богословских и естественнонаучных понятий, основываясь на многочисленных трудах сир. авторов и сведениях, собранных сир. библейской экзегетикой. В числе источников «Лексикона» и авторов, на к-рых ссылается А. Б., можно назвать Авраама бар Дашандадада (VIII в.), «Лексикон» и «Хронографию» Хунайна ибн Исхака (IX в.), «Трактат о пунктуации» Ишо бар Нона (VIII в.), «Лексикон» Хенанишо бар Сарошвая (IX-X вв.). Достоинством «Лексикона» считается точное цитирование автором своих источников. Пояснения в словарных статьях даются на сир. и араб. языках. «Лексикон» был признан сирийцами всех толков - несторианами, яковитами и маронитами - и широко представлен в рукописной традиции. В рукописях он часто соединяется с др. известным словарем, автором к-рого был Ишо бар Али, и содержит множество интерполяций из сочинений более поздних авторов (напр., Бар Эбрея). Соч.: Duval R. Lexicon Syriacum auctore Hassano Bar Bahlule. P., 1888-1901. Vol. 1-3. Лит.: Duval R. La littérature syriaque. P., 19073. P. 298-299; Baumstark. Geschichte. S. 241-242. E. H. Мещерская Рубрики: Ключевые слова: АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/62526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИШО БАР НОН [Ишо бар Нун; сир.       - Иисус Навин] (ок. 743, Бет-Габбаре близ Мосула - 1.04.827, Багдад), католикос-патриарх Церкви Востока (с 823). Учился у Авраама бар Дашандада в Башушской школе в Сафсафе вместе с буд. католикосом-патриархом Тимофеем I . После кратковременного преподавания в несторианской школе в Мадаине (древняя Селевкия) принял постриг в мон-ре Мар-Авраам на горе Изла . Хиротонисан во диакона Тимофеем, который стал еп. Бет-Багаша, и служил в его епархии; затем вступил с ним в богословский спор о возможности лицезрения Бога тварью и написал ряд сочинений, в которых опровергал его т. зр. Взойдя на Патриарший престол (780), Тимофей I созвал Собор и добился поддержки своих взглядов. И. б. Н. из-за конфликта с братией мон-ря Мар-Авраам перебрался в Багдад, где обучал сына покровительствовавшего ему придворного врача Джирджиса Масавайха. Затем И. б. Н. возвратился на родину и провел ок. 30 лет в монастыре Мар-Элия на берегу р. Тигр близ Мосула. Возможно, И. б. Н. тождественен упоминаемому в письмах патриарха Тимофея одноименному епископу, к-рый занимал кафедру Рам-Ардашира в Хузистане и чья кандидатура выдвигалась католикосом на кафедру Нисибина, но не была поддержана местной общиной. После смерти Тимофея I (823) и консультаций местоблюстителя Захарии, еп. Кашкарского, с христианами, занимавшими важные придворные должности, И. б. Н. был избран католикосом-патриархом. Интронизация состоялась в багдадском мон-ре Келиль-Ишо 6 июля 823 г. И. б. Н. попытался вычеркнуть из диптихов имя своего предшественника, но большая часть клира, в основном рукоположенная Тимофеем, и старосты-миряне решительно этому воспротивились. На смертном одре И. б. Н. раскаялся в пристрастном отношении к Тимофею и распорядился уничтожить списки своих сочинений, направленных против него. И. б. Н. был погребен в мон-ре Келиль-Ишо. И. б. Н. составил и соборно утвердил свод из 133 церковных правил, в котором прослеживается преемственность по отношению к каноническому собранию патриарха Тимофея, особенно в сфере семейного права и права наследования. Новшеством в правилах И. б. Н. является разъяснение вопросов, касающихся урегулирования долгов и обязательств покойного и возможности получения наследства клириками и мирянами, а также положение о любовной ворожбе и проч. видах черной магии. Сравнительной мягкостью отличаются установления о рабах, об участи неплатежеспособного должника и о воровстве из-за крайней бедности. Свод И. б. Н., как и своды, утвержденные при его предшественниках Хенанишо II и Тимофее, почти не испытал влияния арабо-мусульм. правовой системы.

http://pravenc.ru/text/1237963.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБУ НУХ несторианский писатель VIII в., ученик Авраама бар Дашандада и секретарь католикоса Тимофея . Написал апологетическую работу против мусульман и книгу «против еретиков», прежде всего монофизитов. Им также написано Житие Иоанна Дайломайского. Ист.: Thomas de Marga. Liber superiorum seu historia monastica, liber fundatorum monasteriorum in regno Persarum et Arabia/Ed. F. Bedjan. Lipsiae, 1901. Т. 2. Р. 23. Лит.: Baumstark. Geschichte. S. 218; Duval R. La littérature syriaque. P., 1907. Р. 381. В. В. Василик Рубрики: Ключевые слова: АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/62506.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ БАР ДАШАНДАДАД [сир.      ], сир. несторианский богослов VIII в. Род. в сел. Бет-Саяде. Будучи от рождения калекой (отсюда прозвание - букв. «хромой»), был принесен своей матерью к Бабаю Младшему Нисибинскому в Кефар-Уззел, где тот основал школу церковного пения. Согласно «Истории монахов» Фомы Маргского , Бабай предсказал отроку великое будущее: «Это будет отец отцов и глава учителей; имя и учительство его будут славны на всем Востоке». А. Д. преподавал экзегетику в Башушской школе в Сафсафе. В числе его учеников были буд. несторианские католикосы Тимофей I и Ишо бар Нон , а также Абу Нух аль-Анбари, секретарь мусульм. правителя Мосула Абу Мусы ибн Мусабы. В «Каталоге» Авдишо бар Брихи А. Д. назван автором «Книги увещания», слов о покаянии (вариант прочтения названия: о желании, об алчности), ряда писем, «Книги о царском пути», прений с иудеями, «Толкований на слова монаха Марка». В рукописях дошли отрывки из «Толкований» (Brit. Mus. Add. 17 270) и «Трактат об отшельничестве» (издан). Соч.: Treatise on Eremitism// Mingana A. Woodbrooke Studies. Camb., 1934. Vol. 7: Early Christian Mystics. P. 185-197, 248-255. Лит.: Baumstark. Geschichte. S. 214; Ortiz de Urbina. PS. P. 142. Е. H. Мещерская Рубрики: Ключевые слова: АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/62874.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КТЕСИФОН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 39 , С. 230 опубликовано: 18 февраля 2020г. КТЕСИФОН духовный центр несториан - см. Селевкия-Ктесифон. Ключевые слова: Несторианство, учение, которое получило название по имени его основателя Нестория († не ранее 450), архиепископа Константинопольского (428-431), осужденного Вселенским III Собором в Эфесе Ктесифон - духовный центр несториан - см. Селевкия-Ктесифон См.также: АВРААМ БАР ДАШАНДАДАД (VIII в.), сирийский несторианский богослов АВРААМ БЕТ-РАББАНСКИЙ (сер. V в. - 569), сирийский богослов и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока БОГОНОСНЫЙ термин, используемый в грекоязычной христ. лит-ре в качестве эпитета по отношению к ветхозаветным пророкам ВИКТОР ТУННУНСКИЙ († ок. 567), еп. г. Туннуна (Тоннена) в Проконсульской Африке, лат. хронист Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2462159.html