Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ Авраам (Шумилин), архиеп. Ярославский. Гравюра А.Фролова по оригиналу М.Сорокина, 1830 г. (ГИМ) Авраам (Шумилин), архиеп. Ярославский. Гравюра А.Фролова по оригиналу М.Сорокина, 1830 г. (ГИМ) (Шумилин Алексей Федорович; 16.05.1761, с. Быстрое Коломенского у. Московской губ.- 18.04.1844, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье священника. После окончания Крутицкой ДС по ходатайству Амвросия (Подобедова), еп. Севского, вик. Московской епархии, был оставлен преподавателем в ДС. В 1782 г. рукоположен во священника к храму в с. Быстром и назначен его ключарем. В 1784-1788 гг. служил ключарем Успенского собора - кафедрального собора Крутицкой епархии и учителем поэзии в Крутицкой ДС. Согласно личному прошению, переведен в Москву, с 1788 г. служил в Екатерининской ц. при имп. Воспитательном доме, где в течение 22 лет преподавал Закон Божий. С 1811 г. протоиерей, настоятель Архангельского собора Московского Кремля, член Синодальной конторы. В сент. 1812 г., перед вступлением франц. войск в Москву, отвез на хранение в вологодский Суморин в честь Преображения Господня мужской монастырь Патриаршую, соборную, лаврскую ризницы, а также б-ку и архив Московской синодальной конторы и духовной консистории. В нач. 1813 г. вместе с вверенным церковным имуществом возвратился в Москву. После смерти жены 3 апр. 1813 г. архиеп. Московским Августином (Виноградским) в московском Златоустовом монастыре был пострижен в монашество, затем возведен в сан архимандрита той же обители. С 26 июня 1816 г. настоятель московского Богоявленского моностыря , с 20 дек. 1817 г.- московского Андроникова монастыря. В 1818 г. находился в С.-Петербурге на чреде священнослужений. 21 июля 1818 г. хиротонисан во епископа Тульского и Белёвского. Реконструировал и возобновил тульский кафедральный Успенский собор в Кремле. Трудами А. были обращены в Православие более 150 членов секты иудействующих , обнаруженной летом 1819 г.

http://pravenc.ru/text/62866.html

Авраам, архиепископ Ярославский и Ростовский (Шумилин Алексей Федорович) Родился 16 мая 1761 года в селе Быстром Московской губернии. Окончил Крутицкую духовную семинарию. В 1782 году рукоположен в сан священника в один из сельских приходов епархии. В 1784 году переведен ключарем в Успенский собор – кафедральный собор Крутицкой епархии и одновременно назначен учителем поэзии в Крутицкую духовную семинарию. С 1788 года (более 22 лет) находился при Екатерининской церкви при Московском Воспитательном доме и обучал воспитанников Закону Божию. В 1811 году назначен протоиереем Архангельского собора Московского Кремля. 31 августа 1812 года, перед вступлением Наполеона в Москву, был отправлен в Вологду для временного хранения церковных вещей и документов в местном Спасо-Преображенском монастыре. Там он овдовел. В 1813 году вернулся в Москву. 3 апреля 1813 года пострижен в монашество и вскоре возведен в сан архимандрита. 6 апреля 1813 года был определен настоятелем Златоустовского монастыря. 26 июня 1816 года переведен в Московский Богоявленский монастырь. С 20 декабря 1817 года – настоятель Спасо-Андроникова монастыря. В 1818 году находился в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения. 21 июля 1818 года хиротонисан во епископа Тульского и Белевского. С 29 октября 1821 года – архиепископ Астраханский. С 7 мая 1824 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. На 1825 год он был вызван в Санкт-Петербург для участия в заседаниях Святейшего Синода. В 1827 году вернулся в свою епархию. 3 сентября 1836 года уволен на покой в Ярославский Толгский монастырь с правом управления монастырем. Скончался 18 апреля 1844 года в Толгском монастыре и там же был погребен. В течение 17-ти летнего епископского служения преосвященный Авраам особенно заботился о благоустройстве храмов. Он отличался отзывчивостью и заботливостью о нуждах паствы, перестроил соборный церковный дом и выстроил здание для духовного училища. Не менее заботливо относился преосвященный и к управлению делами своей епархии. Пройдя сам все степени церковного служения, он понимал нужды духовенства и всегда готов был придти на помощь нуждающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1800 г. перевел из саратовского в честь Преображения Господня мон-ря в К. м. игум. Сергия, к-рый принял нек-рые меры для лучшей организации монастырской жизни: казначею мон. Борису предписывалось, «чтобы в церкви наблюдать благопристойность; шумства и прочие беспорядки в монастыре и келиях запрещать; без ведома настоятеля чтобы никто из монастыря не отлучался, как то изображено в прибавлении к регламенту… о караульщиках, замках у ворот и калиток, о приходо-расходных книгах иметь попечение» ( Попов. 1904. 12. С. 220). 20 нояб. 1808 г. временно управляющим К. м. был вновь назначен прот. С. Петриев. В 1816 г. настоятелем стал соборный свящ. Георгий Мурадханов, кизлярский грузин, к-рый «заботился о сбережении монастырских местностей, особенно рыболовных вод», однако «что улучшено или устроено вновь по обители, того из дел не видно и не дошло по преданиям» ( Он же. 1905. 9. С. 149-150). В 1820 г., после смерти свящ. Г. Мурадханова, Кизлярское духовное правление обнаружило растрату монастырского имущества. В нояб. 1820 г. К. м. возглавил иером. Серафим, вскоре переведенный обратно в Астрахань и «оставивший церковь в развалинах, а монастырь без денег» (Там же. С. 151). В 1821 г. архиеп. Астраханский и Кавказский Авраам (Шумилин) назначил настоятелем иером. Аарона, а в 1822 г. ходатайствовал о прекращении процесса закрытия мон-ря, в к-ром проживали 5 насельников. В 1825-1826 гг. иером. Аарон возглавлял Комитет кизлярского библейского сотоварищества, в нач. марта 1827 г. был переведен в Астрахань на должность эконома архиерейского дома и строителя Покровского мон-ря. 14 марта 1827 г. архиеп. Астраханский и Кавказский Павел (Саббатовский) утвердил настоятелем (1827-1843) игум. Вениамина. В июне настоятель прибыл в Кизляр вместе с иеромонахом Болдинского мон-ря Германом, к-рый исполнял обязанности эконома и казначея. В 1829 г., после учреждения Новочеркасской епархии (в ее состав вошли Кавказская обл. и земли Черноморского войска), К. м. находился под управлением еп. Новочеркасского и Георгиевского Афанасия (Телятева) .

http://pravenc.ru/text/1684592.html

Авраам Шумилин 1821–1824 Мефодий Цишнячевский 1824–1825 Павел Саббатовский 1826–1832 Виталий Борисов Жегачев 1832–1840 Стефан Романовский 1841 Епископы Астраханские и Енотаевские: Смарагд Крыжановский 1841–1844 Евгений Баженов 1844–1856 Афанасий Дроздов 1856–1870 с 1858 архиепископ Феогност Лебедев 1870–1874 Хрисанф Ретивцев 1874–1877 Герасим Добросердов 1877–1880 Евгений Шерешило 1880–1889 Павел Вильчанский 1889–1892 Исаакий Положенский 1892 Павел Вильчанский  вторично 1892–1893 Митрофан Невский с 1893 Владикавказская. 15 Кафедра во Владикавказе. 16 Епископы Владикавказские и Моздокские: Иосиф Черниговский 1875–1889 Петр Лосев 1889–1891 Иоанникий Казанский 1891–1892 Феодосий Рождественский 1892–1893 Владимир Синьковский 1893 Владимирская. 17 Кафедра во Владимире. Епископы Суздальские и Владимирские: Симон, святой 1215–1226 Митрофан 1227–1238 Евфросин (Ефрем) хирот. в 1240 Серапион 1274–1275 Феодор 1276–1286 Иаков (в схиме Иоанн) 1289–1297 Симеон 1297–1299 Епископы Суздальские: Даниил 1330–1347 Нафанаил 1347–1349 Даниил, вторично 1350–1351 Иоанн, святой с 1351 Алексий 1363–1365 вторично 1366–1373 Архиепископы Суздальские, Нижегородские и Городецкие: Дионисий, святой 1374–1383 архиеп. с 1383 Евфросин 1386–1406 с 1394 Суздальский, Калужский и Тарусский Епископы Суздальские и Тарусские: Митрофан 1406–1427 Савватий, Григорий, Авраамий 1431–1452 Филипп 1452–1464 Евфимий 1464–1483 Феодор 1483–1484 Нифонт 1484–1508 Симеон Стремоухов 1509–1515 Геннадий 1517–1531 Ферапонт 1532–1543 Иона Собина 1544–1548 Трифон Ступишин 1549–1551 Афанасий, князь Палецкий 1551–1564 Елевферий 1564–1567 Пафнутий 1567–1569 Варлаам 1570–1586 Архиепископы Суздальские и Тарусские: Иов 1587–1593 Галактион 1593–1608 Герасим 1612–1615 Арсений 1615–1625 Иосиф, князь Курцевич 1625–1634 Серапион 1634–1653 Софроний 1654 Иосиф 1655–1656 Филарет 1656–1658 Стефан 1658–1661 Архиепископы Суздальские и Юрьевские: Стефан (бывший прежде) 1665–1679 Маркел 1680–1681 Павел Моравский 1681 Митрополиты Суздальские и Юрьевские:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанникий Казанский 1901–1908. Михей Алексеев 1908. Кемское викариатство, учр. в 1910 г. Епископы (в Веркольском монастыре): Варсонофий Вихвелян 1910. Астраханская, учр. в 1602 г. Кафедра в Астрахани Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606. Архп. с 1605. Онуфрий 1615–1628. Макарий 1629–1638. Рафаил 1638–1640. Пахомий 1641–1655. Иосиф 1656–1667. Митрополиты Астраханские и Терские: Иосиф 1667–1671 (до 1667 г. бывший Архп.). Парфений 1672–1680. Никифор 1681–1682. Савватий 1683–1696. Сампсон 1697–1714. Епископы Астраханские и Ставропольские: Иоаким 1716–1723. Лаврентий Горка 1723–1727. Варлаам Леницкий 1727–1730. Лев Орлов назначен 1730, но не был. Иларион 1731–1755. Мефодий 1758–1776. Антоний Румовский 1776–1786. Архп. Никифор Феотоки 1786–1792. Архп. Тихон Малинин 1792–1793. Архп. Феофил Раев 1794. Платон Любарский 1794–1805. C 1799 г. «Астраханский и Моздокский», с 1803 г. «Астраханский и Кавказский». Архп. с 1796 г. Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806. Сильвестр Лебединский 1807–1808. Гаий Токаов (грузин) 1808–1821. Иона Василевский 1821. Авраам Шумилин 1821–1824. Мефодий Пишнячевский 1824–1825. Павел Саббатовский 1826–1882. Виталий Борисов Жегачев 1832–1840. Стефан Романовский 1841. Епископы Астраханские и Енотаевские: Смарагд Крыжановский 1841–1844. Архп. Евгений Баженовч, 1844–1856. Архп. Афанасий Дроздов 1856–1870. Архп. с 1858. Феогност Лебедев II 1870–1874. Хрисанф Ретивцев 1874–1877. Герасим Добросердов 1877–1880. Евгений Шерешило 1880–1889. Павел Вильчанский 1889–1892. Исаакий Положенский 1892. Павел Вильчанский (вторично) 1892–1893. Митрофан Невский 1893–1896. Сергий Серафимов 1896–1902. Георгий Орлов 1902. Архп. с 1911. Царевское викариатство, учр. в 1910 г. Епископы (в Астрахани): Арсений Тимофеев 1910–1911. Иннокентий Кременецкий 1911. Благовещенская 3 Кафедра в Благовещенске (с 1859 г.). Епископы Камчатские, Курильские и Алеутские (до 1870 г.): Иннокентий Вениаминов 1840–1868. Архп. с 1850.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

м. стал испрошенный свт. Алексием у прп. Сергия Радонежского любимый ученик последнего прп. Андроник Московский , выбравший место для обители на берегу Яузы, «недалече града», т. е. Кремля. В А. м. со времени его основания по благословению свт. Алексия был введен общежительный устав. В числе насельников обители и учеников прп. Андроника были преподобные Савва и Александр Московские (впосл. игумены), Андрей Рублёв и предположительно прп. Даниил . В XIX в. мощи преподобных Андроника и Саввы (время обретения неизвестно) почивали в одной раке под сенью в Спасском соборе А. м. в сев.-зап. углу (позолоченная серебряная рака пожертвована в 1876 г. А. М. Полежаевым - не сохранилась). Многие настоятели А. м. были удостоены архиерейского сана либо управляли мон-рем, будучи архиереями на покое: Митрофан (XVI в.), еп. Коломенский, Симеон (Стремоухов; † 1515), еп. Суздальский, свт. Серапион , архиеп. Новгородский, Сергий († ок. 1521), еп. Рязанский, Евфимий († ок. 1642), еп. Тверской, Никифор († 1682), митр. Астраханский, Симеон (Милюков ; † 1699), архиеп. Смоленский, Трифиллий (Инихов ; † 1702), митр. Сарский, Авраамий († 1708), митр. Рязанский, Арсений (Костюрин ; † 1712), архиеп. Воронежский, Иосиф († 1726), еп. Воронежский, Киприан (Скрипицын ; † 1740), еп. Коломенский, Сильвестр (Страгородский ; † 1802), еп. Крутицкий, Авраам (Шумилин ; † 1844), архиеп. Ярославский, Сергий (Спасский; † 1904), архиеп. Владимирский, и др. В нач. XVI в. в А. м. был заточен осужденный на Соборе 1509 г. и лишенный кафедры свт. Серапион, архиеп. Новгородский и Псковский. В 1653 г. в течение 4 недель находился в заточении расколоучитель расстриженный протопоп Аввакум . Спасский собор. 1410-1427 гг. Спасский собор. 1410-1427 гг. В смутное время А. м. был разорен польско-литов. отрядами, восстановлен в 1613 г., в XVII в. считался «божедомским», т. е. в нем отпевали скончавшихся внезапной или насильственной смертью. По описи 1678 г., обитель владела 210 крестьянскими дворами. А. м. пострадал от сильного пожара в 1748 г.

http://pravenc.ru/text/115428.html

О возможности княжения К. В. в Ярославле свидетельствует тот факт, что Смоленский блгв. вел. кн. Феодор Ростиславич Чёрный (см. в ст. Феодор Ростиславич, Давид и Константин ) перешел на княжение из Можайска в Ярославль лишь в нач. 60-х гг. XIII в. Следов., после смерти кн. Василия Всеволодовича Ярославское княжение перешло в руки его ближайшего родственника, которым мог быть К. В. Время его предполагаемого правления можно отнести к периоду между 1250 г. и нач. 60-х гг. XIII в. В Житии указано, что К. В. был похоронен в Успенском соборе Ярославля рядом с гробницей Василия Всеволодовича (погребенного здесь 8 февр. 1250), что косвенно подтверждает его принадлежность к 1-й династии ярославских князей. В родословцах XVII в. отмечается, что К. В. был бездетен (Ярославль: История города в док-тах и мат-лах от первых упоминаний до 1917 г. Ярославль, 1990. С. 72). В 1501 г. произошло обретение мощей Константина и Василия Всеволодовичей. Нетленные останки князей были обнаружены под полом Успенского собора после пожара в Ярославском кремле (имена были установлены по надписям на надгробных плитах, к-рые несомненно не были первоначальными - рус. надгробия с надписями появляются только в кон. XV в.). Житие св. князей сообщает о 15 чудесах, происшедших при обретении их мощей. На время строительства нового собора мастерами вел. кн. Иоанна III Васильевича мощи князей были перенесены в деревянную Борисоглебскую ц. В 1504 г. Иоанн III приезжал в Ярославль для поклонения мощам Василия и Константина Всеволодовичей, помещенным во вновь отстроенном Успенском соборе между столпами в правой части храма, под древними родовыми иконами членов ярославского княжеского дома. Местное предание связывает со св. князьями-братьями происхождение 3 икон, перед к-рыми они молились и к-рые впосл. находились у их раки: Спаса Вседержителя (нач. XIII в., ЯХМ), Божией Матери Ярославской (XVI в., список древней несохранившейся иконы) и свт. Николая Чудотворца (не сохр.). По-видимому, к нач. XVI в. следует отнести установление местного почитания св. князей-братьев. Их память отмечена под 3 июля в Коряжемских святцах (РГБ. Унд. 237, 1621 г.), в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: под 8 июня - обретение мощей и под 3 июля - память святых (РГБ. МДА. 201. Л. 319 об., 322 об.). Во имя Василия и Константина Всеволодовичей в 1674 г. был освящен холодный юж. придел Успенского собора; в 1833 г. Ростовский и Ярославский архиеп. Авраам (Шумилин) после перестройки придела освятил его также во имя св. князей-братьев. В XVII - нач. XX в. «князь Костянтин Ярославский» поминался в домовых синодиках ярославского Спасо-Преображенского муж. мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2057064.html

В 1812 году, во время нашествия французов на Москву, ему, протоиерею Архангельского собора, поручено было преосвященным Августином отвезти в Вологду в Спасо-Преображенский монастырь патриаршую ризницу, соборную библиотеку, ризницу Троице-Сергиевской лавры, дела Московской консистории и синодальной конторы для хранения. Преосвященный Авраам верно исполнил поручение и по освобождении Москвы от неприятеля в сохранности привез все доверенное его хранению в Москву. Во время пребывания своего на покое в Толгском монастыре он своими трудами совершенно обновил этот знаменитый монастырь. Труды: Слово «О покаянии». – СПб., 1834. – «О причащении». – СПб., 1834. – «На день священного коронования императора Александра I». Письма//Тульские епархиальные ведомости. – 1869 и 1870. Послание пастырям и служителям Ярославской епархии//Прибавления к «Церковным ведом остям ». – 1890, 4. – С. 101–104. Литература: Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор/Состав, протоиерей Алексей Лебедев . – М., 1880. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов: в 2 т. – СПб., 1889, т. 1. – С. 5. Розанов Н. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода: 1721–1821: в 3 т. – М., 1869–1871, т. 2. – С. 118; т. 3, ч. 1. – С. 29. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825 г. – Берлин, 1876, т. 1. – С. 5. Тульские епархиальные ведомости. – 1865, май. Иерархи Ростово-Ярославской паствы в преемственном порядке с 992 г. до настоящего времени/Изд. Ярославского епархиального попечительства. – Ярославль, 1864. Преосвященный епископ Тульский. – Тула, 1865. – С. 56–61. Летопись о ростовских архиереях с примечаниями чл.-корр. А. А. Титова /Изд. «Общества любителей древней письменности». – СПб., 1890. – С. 25 и прим. 66. Обозрение епархии преосвященным Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским. – Ярославль, 1881. – С. 135. Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1890, 4. – С. 121.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Платон (Любарский) епископ, бывший еп. Тамбовский и Пензенский с 11.03.1794, архиепископ с 1.04.1796 по 16.10.1799 переименован архиеп. Астраханский и Моздокский Астраханская и Моздокская С 16 октября 1799 года Платон (Любарский) архиепископ, бывший архиеп Астраханский и Ставропольский C 16.10.1799 по 4.12.1803; переименован архиеп. Астраханский и Кавказский Астраханская и Кавказская С 4 декабря 1803 года Платон (Любарский) архиепископ, бывший архиеп. Астраханский и Моздокский с 4.12.1803 по 18.08.1805 архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический Афанасий (Иванов) архиепископ, бывший архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический с 18.08.1805 †18.08.1805 (в день назначения) Анастасий (Братановский-Романенко), архиепископ, бывший архиеп. Могилевский и Витебский с 20.12.1805 †9.12.1806 Сильвестр (Лебединский) архиепископ, бывший еп. Полтавский и Переяславский с 25.01.1807 по 10.01.1808 на покое; †5.11.1808 Гаий (Такаов) архиепископ, бывший еп. Пензенский и Саратовский с 10.01.1808 †20.02.1821 Иона (Василевский) архиепископ, бывший еп. Тамбовский и Шацкий с 22.04.1821 по 1.10.1821 архиеп. Мцхетский, Тифлисский и Карталинский, экзарх Грузии Авраам (Шумилин) архиепископ, бывший еп. Тульский и Белевский с 29.10.1821 по 7.05.1824 архиеп. Ярославский и Ростовский Мефодий (Пишнячевский) архиепископ, бывший еп. Полтавский и Переяславский с 27.06.1824 по 30.09.1825 архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский Павел (Саббатовский) епископ, бывший еп. Слободско-Украинский и Харьковский с 26.01.1826, архиепископ с 22.08.1826 по 6.04.1829; переименован архиеп. Астраханский и Енотаевский Астраханская и Енотаевская С 6 апреля 1829 года Павел (Саббатовский) архиепископ, бывший архиеп. Астраханский и Кавказский с 6.04.1829 †7.02.1832 Виталий (Борисов-Жегочев) архиепископ, бывший еп. Слободско-Украинский и Харьковский с 12.03.1832 †4.12.1840 Стефан (Романовский) архиепископ, бывший еп. Вологодский и Великоустюжский с 1.03.1841 †4.12.1841 Смарагд (Крыжановский) архиепископ, бывший еп. Харьковский и Ахтырский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В. В. скончался во Владимире, траурную процессию в Ярославль провожали вел. кн. св. Александр Ярославич Невский , братья Васильковичи - князья Борис Ростовский и Глеб Белозерский и их мать - кнг. Мария, дочь убитого монголами в Орде в 1246 г. вел. кн. св. Михаила Всеволодовича Черниговского. 8 февр. 1250 г. В. В. был похоронен в Ярославле, в соборе Успения Пресв. Богородицы, отпевание совершил Ростовский еп. св. Кирилл. Там же ок. 1257 г. был похоронен брат В. В. св. кн. Константин Всеволодович. Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские и прп. Макарий Унженский в молении перед Толгской иконой Божией Матери. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ) Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские и прп. Макарий Унженский в молении перед Толгской иконой Божией Матери. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ) От брака с кнг. Ксенией у В. В. было 2 детей - кн. Василий, умерший, вероятно, малолетним, а также дочь Мария (в Крещении Феодосия), в нач. 60-х гг. XIII в. выданная замуж за св. Феодора Ростиславича Чёрного , вел. кн. Смоленского и Ярославского. В 1501 г. произошло обретение мощей В. В. и Константина Всеволодовича. После пожара, в к-ром сгорел Ярославский кремль и Успенский собор, под полом собора были обнаружены нетленные останки князей (имена были установлены по позднейшим надгробным плитам). Житие св. князей сообщает о 15 чудесах, происшедших при обретении мощей. На время строительства нового собора мастерами вел. кн. Иоанна III Васильевича мощи князей были перенесены в деревянную Борисоглебскую ц. В 1504 г. вел. кн. Иоанн III приезжал в Ярославль для поклонения мощам В. В. и Константина Всеволодовича, помещенным во вновь отстроенном Успенском соборе, между столпами в правой стороне, под древними родовыми иконами членов Ярославского княжеского дома. (Местное предание связывает со св. князьями-братьями 3 иконы, перед к-рыми они молились и к-рые впосл. находились у их раки: Спаса Вседержителя, Ярославская икона Божией Матери и образ свт. Николая Чудотворца. Икона Вседержителя (ЯХМ) датируется нач. XIII в. и может считаться семейной реликвией ярославских князей; Ярославская икона Божией Матери (ЯХМ) - XVI в., список с древней, не дошедшей до нас иконы; образ Николая Чудотворца не сохр.) По-видимому, к нач. XVI в. следует отнести установление местного почитания св. князей-братьев. Их память отмечена под 8 июня в Коряжемских святцах (РГБ. Унд. 237. Л. 203 об., 1621 г.), в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: под 8 июня - обретение мощей и под 3 июля - память святых (РГБ. МДА. 201. Л. 319 об., 322 об.). Во имя В. В. и Константина Всеволодовича в 1674 г. был освящен холодный юж. придел Успенского собора; в 1833 г. Ростовский и Ярославский архиеп. Авраам (Шумилин) освятил этот придел во имя св. князей-братьев после перестройки.

http://pravenc.ru/text/150795.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010