Согласно восточносир. автору VI в. Бар-Хадбшаббе Арбайе , а также анонимному составителю «Хроники Сеерта» ( Barhadb. Hist. eccl. 32; Hist. Nestor. Pt. 2(1). P. 187-188), П. возглавлял делегацию Церкви Востока, прибывшую в К-поль для участия в богословских собеседованиях с Юстинианом. Вероятно, инициировав переговоры с восточносир. церковными деятелями, император желал не только ознакомиться с христологическими взглядами своих оппонентов, но и установить впосл. церковное общение с ними. Сохранилась сир. рукопись (Lond. Brit. Lib. Add. 14535), содержащая запись дискуссии; данный фрагмент был факсимильно издан А. Гийомоном, к-рый сопроводил его франц. переводом (CPG, N 6897; Guillamont. 1969/1970; англ. пер. с коммент.: Justinian.. Dialogue with Paul of Nisibis/Transl. J. Macdonald. 1998//[www.voskrese.info/spl/nisibis.html Электр. ресурс]). Первоначально имп. Юстиниан желал встретиться с Авраамом Бет-Раббанским , ректором Нисибинской школы, который, как и Мар Ава, содействовал рецепции антиохийской христологической традиции, однако Авраам, сославшись на преклонный возраст и обилие обязанностей, отказался от приглашения. При этом он представил в письменном виде свое исповедание веры, в к-ром отверг предложение императора об исключении из диптихов Церкви Востока антиохийских богословов, почитавшихся как «греческие учители»: Диодора , еп. Тарсийского, Феодора, еп. Мопсуестийского, и Нестория. Вместо себя Авраам направил в Византию делегацию в составе П., Мари, еп. Баладского, Бар Саумы, еп. Кордуены, Исаии, толкователя Нисибинской школы, Ишоява, еп. Арзунского (впосл. католикос Ишояв I ), и Баввая, еп. Сингарского. Согласно «Хронике Сеерта», Юстиниан с почетом встретил представителей Церкви Востока. В ходе переговоров, длившихся 3 дня, вост. сирийцы изложили императору свои взгляды, согласно к-рым ни природа не может существовать без ипостаси, ни ипостась без природы, поэтому две природы не могут быть одной ипостасью. Юстиниан якобы был близок к тому, чтобы принять их т. зр., однако, отпустив членов делегации в Иран, передумал и осудил Диодора Тарсийского, а также др. антиохийских богословов (Hist. Nestor. Pt. 2(1). P. 188).

http://pravenc.ru/text/2578469.html

После примирения «восточных» со свт. Кириллом (433) все епархии Антиохийской Церкви были вынуждены согласиться с осуждением Н. Еще ранее перешел в лагерь противников Н. некогда убежденный сторонник строгого дифизитства Раввула († 435/6), еп. Эдессы (ныне Шанлыурфа, Турция). При этом большинство преподавателей и учеников Эдесской богословской школы, к-рая являлась в то время основным центром сир. образованности (см. в ст. Богословские школы древней Церкви ), по-прежнему придерживались антиохийской христологии. Начало этому было положено еще в 20-х гг. V в., когда в Эдесской школе приступили к переводу с греч. языка на сирийский произведений Феодора Мопсуестийского и Диодора Тарсийского. Учившиеся в Эдессе Нарсай († не ранее 502) и Бар Саума († 90-е гг. V в.), впосл. митрополит Нисибина (ныне Нусайбин, Турция), принадлежали к числу тех церковных деятелей, которые способствовали рецепции восточносир. традицией строгого дифизитства, а также распространению почитания Н. Став главой Эдесской школы, Нарсай активно участвовал в богословских спорах вокруг учения и личности Н. Так, Нарсаю принадлежит «Мемра о греческих учителях и отцах: Мар Диодоре, Мар Феодоре и Мар Нестории» (Homélie de Nars è s sur les trois docteurs nestoriens/Éd., trad. F. Martin//J. Asiatique. Ser. 9. P., 1899. T. 14. N 2. P. 446-492 [сир. текст]; 1900. T. 15. P. 469-525 [франц. пер.]; Homilies of Mar Narsai. San Francisco, 1970. Vol. 1. P. 253-287), которая представляет собой первое свидетельство почитания Н. в рамках сироязычного христианства. Нарсай внес значительный вклад в формирование представления о Н. как о проповеднике истины, который пострадал в результате заговора «еретиков». Вероятно, после 471 г. Нарсай, обвиненный местным епископом в ереси, был вынужден покинуть Эдессу и переселиться в Нисибин, находившийся на территории сасанидского Ирана. Создав по инициативе митр. Бар Саумы богословскую школу в Нисибине, Нарсай способствовал появлению почитания Н. на территории Церкви Востока. Впосл. отношение к Н. как к исповеднику и учителю веры сохранялось в Нисибинской школе благодаря преемникам Нарсая на посту ректора, среди которых был его родственник Авраам Бет-Раббанский († 569). Как сообщает Бар-Хадбшабба Арбайя, именно Авраам внес имя Н. в диптихи. Во время богословских собеседований с представителями Церкви Востока в К-поле (562/3) имп. Юстиниан I ознакомился с письмом Авраама Бет-Раббанского, к-рый объяснил свое отсутствие преклонным возрастом и обилием обязанностей. При этом он передал в письменном виде свое исповедание веры. Авраам отказался исключить из диптихов имена «греческих учителей»: Диодора Тарсийского, Феодора Мопсуестийского и Н. ( Barhadb. Hist. eccl. 32//PO. T. 9. Fasc. 5. P. 628-630). Запись собеседований, сохранившаяся на сирийском, является самым ранним документом, к-рый свидетельствует об использовании представителями Церкви Востока христологической формулы Н. (две природы - две ипостаси - одно Лицо).

http://pravenc.ru/text/2565154.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ КАШКАРСКИЙ [Великий; сир.    , Аврахам д-Кашкар] (ок. 503, Кашкар (Васит, Юж. Месопотамия) - 8.01.588), восточносир. несторианский аскет и богослов. Подвизался при католикосе Мар Абе , известен как реформатор восточносир. монашества. Учился в Нисибинской школе в период, когда ее возглавляли Авраам Бет-Раббанский и Иоханнан. Затем совершил миссионерскую поездку в Хиру , где обратил в христианство нек-рых арабов, и паломничество на Синай. Став отшельником, обосновался в пещере на г. Изла в обл. Тур-Абдин, где позже им был основан «Великий монастырь». Ученики А. К. носили особое одеяние, отличавшее их от монофизитов, и выстригали тонзуру. Для них А. К. составил более строгий сравнительно с общежительными мон-рями устав, переработанный позднее его учеником и преемником Дадишо из Бет-Арамае († 604). Один из биографов А. К. называет 24 его учеников, каждый из к-рых впосл. основал собственную обитель. Возможно, учеников было больше, поскольку ко времени араб. завоевания (сер. VII в.) в Персии насчитывалось до 60 мон-рей, реформированных в соответствии с уставом А. К., на века определившим особый облик несторианского монашества. Известна приписываемая А. К. молитва в «Халдейском часослове». Несториане чтут память «отца монахов» А. К. в шестую пятницу после Богоявления. Соч.: Regulae monasticae saec. VI ab Abrahamo fundatore et Dadjesu rectore conventus Syrorum in Monte Izla conditae/Ed. J.-B. Chabot//Rendiconti della Reale Academia dei Lincei. Ser. 5. R., 1898. T. 7. P. 33-59, 77-102; Syriac and Arabic Documents Relative to Syrian Ascetism/Ed. A. Vööbus. Stockholm, 1960. P. 150-175; Budge E. A. W. The Book of Governors: The Historia Monastica of Thomas Bishop of Margâ A. D. 840. L., 1893. T. 1. P. CXXXIV sq. [англ. пер.]; Braun O. Ausgewählte Akten persischer Märtyrer. Anhang: Ostsyrisches Mönchsleben. Kempten, 1915. (BKV; 22). S. 318-331, 287f. [нем. пер.]. Лит.: Nau F. Histoires d " Abraham de Kaskar et de Balai de Nisibe//ROC. 3 sér. P., 1918-1919. T. 1 (21). P. 161-172; Райт. Очерк. С. 82-83; Baumstark. Geschichte. S. 130-131; Hermann Th. Bemerkungen zu den Regeln des Mar Abraham und Mar Dadischo vom Berge Izla "http://ZNtW. 1923. Bd. 22. S. 286-299; Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 28, Anm. 5; Van den Ploeg J. Oude-syrisch monniksleven. Leiden, 1942. А. В. Муравьев Рубрики: Ключевые слова: АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/62882.html

135-136 136-137 АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) 137-138 138-139 139-140 140-141 141-142 142-143 АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВКСЕНТИЙ I († 374), еп. Медиоланский, предшественник свт. Амвросия на кафедре Медиолана (Милана), арианин 144-145 АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф 145-146 146-147 147-148 148-149 АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) 149-155 АВРААМ [Авраамий] († между 344 и 352), еп. Арбельский [Арвильский], сщмч. (пам. 4, 5, 7 или 8 февр.) 156-157 АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в. 157-158 158-159 АВРААМ БЕТ-РАББАНСКИЙ (сер. V в. - 569), сирийский богослов и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) 159-160 160-161 161-163 163-165 165-166 166-167 167-168 АВРААМИЙ (Венгерский Алексей Иванович; † 1702), инок, один из руководителей раннего урало-сибир. старообрядчества, писатель, владелец б-ки 168-169 169-170 170-171 АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " 171-172 172-173 АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/vol/i.html

Деяния Собора 544 г. не содержат христологического определения, но в «Восточном синодике» издан текст послания М. А. ( Chabot. Synod. orient. P. 541-543), датируемый тем же временем. Послание представляет большой интерес с т. зр. реконструкции восточносирийской христологии в формативный период (подробнее см.: Brock. 1992. P. 126-127; он же. 1995. С. 49; Заболотный. 2015. С. 53-54). В послании развивается учение о двух природах во Христе, при этом Бог Слово и человек Иисус различаются настолько четко, что «феодорианский» характер христологии М. А. не вызывает сомнений. Строгая дифизитская позиция католикоса объясняется противостоянием формуле μα φσις το Θεο Λγου σεσαρκωμνη («одна воплощенная природа Бога Слова»; см. статьи Воплощение , Вселенский IV Собор , Кирилл , свт., архиеп. Александрийский) и учению об Ипостаси Логоса как центре единства во Христе, к-рому следовал имп. Юстиниан (см., напр.: Iustinians Schreiben an alexandrinische Mönche (Contra Monophysitas)// Schwartz E. Drei dogmatische Schriften Iustinians. Münch., 1939. S. 8-11, 33-34). Кроме того, в тексте послания имплицитно содержится ответ на обвинение в прибавлении к Троице четвертого лица - лица человека Иисуса (данное обвинение занимало важное место в дискуссиях православных с крайними сторонниками антиохийского богословия). В целом послание М. А. является примером негативной реакции Церкви Персии на религ. политику имп. Юстиниана, включавшую сближение с монофизитами, подготовку осуждения «Трех Глав» и развитие неохалкидонского богословия (см. статьи Воплощение , «Три Главы» ). Тем не менее эта оценка еще не носит острого полемического характера, поскольку в послании не только не содержится несторианская формула «две ипостаси», но и сам термин «ипостась» (  ) не употребляется в христологическом контексте. Лишь после окончательного осуждения «Трех Глав» на Вселенском V Соборе , в ходе богословского собеседования, проведенного в К-поле по инициативе имп. Юстиниана в 562/3 г. (см.: Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg i. Br.; Basel; W., 1989. Bd. 2/2: Die Kirche von Konstantinopel im 6. Jh. S. 487-489), представители Церкви Востока впервые стали говорить о двух ипостасях во Христе. Авраам Бет-Раббанский, продолжавший дело М. А. после его смерти, был в числе приглашенных на собеседование, однако не приехал в К-поль, а отправил Юстиниану свое исповедание веры. В нем он отверг предложение императора исключить из диптихов имена «греческих учителей» (Нестория, Феодора Мопсуестийского и Диодора Тарсийского). Активное участие М. А. в распространении богословского наследия Нестория на сир. почве, а также тот факт, что первый крупный «несторианский» богослов Церкви Востока Бабай Великий († ок. 628) получил образование под рук. Авраама Бет-Раббанского, позволяют констатировать, что М. А. стоял у истоков рецепции восточносир. традицией христологии двух ипостасей (см.: Заболотный. 2015. С. 55-58).

http://pravenc.ru/text/2561936.html

V Вселенский собор стал только одним из шагов Юстиниана на пути общецерковного примирения. В 562 г., после подписания мира с Ираном, в Константинополь для переговоров о вере были приглашены богословы Церкви Востока (в том числе глава Нисибинской богословской школы Авраам Бет-Раббанский, который, однако, от приглашения уклонился). В ходе трехдневных переговоров с императором о вере стороны остались на своих позициях, но произвели друг на друга положительное впечатление. Примерно в это же время император наметил некие шаги к сближению с армянами на общей почве осуждения Севира (скорее всего, именно в этом ракурсе следует рассматривать смутные свидетельства об «афтартодокетизме» в последние годы Юстиниана). Однако главным направлением движения к единству было сближение с «монофизитами» внутри Империи. Важнейшим этапом должно было стать официальное воссоединение с Константинополем вождей антихалкидонской партии во главе с Иаковом Барадеем. Однако реализовывать этот план пришлось уже преемнику Юстиниана. § 5. От Юстиниана до Ираклия. Монофелитство. VI Вселенский собор 1. Провал унии с «монофизитами» в Каллинике Едва взойдя на престол, император Юстин II (565–578) созвал в 566 г. в Константинополе собор для переговоров с антихалкидонитами об их воссоединении с официальной церковью. В качестве платформы для унии предлагалась опубликованная императором «Программа веры». Христологическое учение «Программы» было сформулировано в подчеркнуто «александрийском» духе: в качестве основы предлагались 12 анафематизмов Кирилла против Нестория, формулы «единая природа Бога Слова воплощенная» и «из двух природ» объявлялись приемлемыми, а о «Томосе» Льва I и Халкидонском оросе вообще не упоминалось. В этом последнем пункте «Программа» Юстина II выгодно отличалась от близкого к ней Энотикона Зинона, так как исчезала возможность толковать ее в антихалкидонском смысле. В 567 г. собор по указанию императора был перенесен в Каллиник на Евфрате, на территорию епархии Иакова Барадея, который занял место его председателя. В Каллиникском соборе приняли участие почти все рукоположенные Иаковом епископы-антихалкидониты (кроме Иоанна Эфесского). После прений епископы обратились с посланием к императору, где фактически соглашались со всеми догматическими пунктами его «Программы», испрашивая уступок лишь в канонической сфере (снятие всех анафем, провозглашенных после кончины Кирилла, реабилитация Севира, Анфима и др.). По традиции вожди «монофизитов» предлагали осудить и формулу «в двух природах», но окончательное решение оставляли на волю императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[сир.    ], сир. богослов и писатель (сер. V в.- 569), принадлежавший к несторианской Церкви Востока. Первоначальное имя - Нарсай. Уроженец обл. Маалта, Нарсай с 15-летнего возраста вел аскетический образ жизни под руководством крупнейшего несторианского богослова Нарсая , своего родственника и тезки, сменив свое имя на А. После смерти учителя (503) он возглавлял в течение 20, а после краткого перерыва еще 40 лет знаменитую Нисибинскую школу , где обучалось более тысячи студентов и для к-рой он выстроил новое здание и гостиницу. Главный источник сведений о жизни А. Б.-Р.- «Церковная история» Бархадбешаббы из Бет Арбайе, где автор с похвалой говорит об аскетизме и братолюбии А. Б.-Р.; правда, некие завистники обвиняли его в идолослужении, но они были посрамлены. Дверь дома А. Б.-Р. была всегда открыта, и ему пришлось даже установить перед дверью загородку, чтобы скот не заходил в его келью. А. Б.-Р. немало пострадал от ненавидевших его иудеев, к-рые оклеветали его перед марзпаном (наместником шаханшаха) и епископом. В 561 г. имп. Юстиниан I вызвал А. Б.-Р. в К-поль для богословского диспута, но тот отказался от поездки, ссылаясь на преклонный возраст и преподавание в школе, требующее неотложного присутствия в Нисибине. Впрочем, А. Б.-Р. направил в столицу к императору еп. Нисибинского Павла с изложением веры и отказом вычеркнуть из диптихов «ради единства церковного» имена Диодора Тарсского, Феодора Мопсуестийского и Нестория , учение к-рых он называл «истиной, от которой невозможно отказаться». Бархадбешабба сообщает, что именно А. Б.-Р. занес имена этих богословов в диптихи (сир.     - дословно «книга жизни»), предписав почитать их. А. Б.-Р. считается автором многих утраченных экзегетических произведений, а также «Истории школ». Предание приписывает ему авторство молитвы (тешбохта) из воскресной ночной службы (лейлы), вошедшую в «Халдейский часослов». Богословские воззрения А. Б.-Р. сформировались в Нисибинской школе под преимущественным влиянием богословия Диодора Тарсского и Феодора Мопсуестийского. По всей видимости, он держался той формы несторианского учения, к-рая в совр. науке называется «строгим дифизитством» (в отличие от веры самого Нестория или, позднее, Бабая Великого ). О ней можно судить по сохранившейся в монофелитской рукописи дискуссии между Павлом Нисибинским и православными.

http://pravenc.ru/text/62876.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КТЕСИФОН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 39 , С. 230 опубликовано: 18 февраля 2020г. КТЕСИФОН духовный центр несториан - см. Селевкия-Ктесифон. Ключевые слова: Несторианство, учение, которое получило название по имени его основателя Нестория († не ранее 450), архиепископа Константинопольского (428-431), осужденного Вселенским III Собором в Эфесе Ктесифон - духовный центр несториан - см. Селевкия-Ктесифон См.также: АВРААМ БАР ДАШАНДАДАД (VIII в.), сирийский несторианский богослов АВРААМ БЕТ-РАББАНСКИЙ (сер. V в. - 569), сирийский богослов и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока БОГОНОСНЫЙ термин, используемый в грекоязычной христ. лит-ре в качестве эпитета по отношению к ветхозаветным пророкам ВИКТОР ТУННУНСКИЙ († ок. 567), еп. г. Туннуна (Тоннена) в Проконсульской Африке, лат. хронист Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2462159.html

Как сообщается в «Хронике Сеерта», собеседование было организовано в правление шаханшаха Хосрова I (531-579), с к-рым незадолго до этого имп. Юстиниан заключил мир. Издатель «Хроники Сеерта» архиеп. Аддай Шер полагал, что речь в ней идет о «вечном мире» 532 г., и отнес встречу ко времени ок. 533 г. В этом случае Юстиниан должен был принять представителей Церкви Востока вскоре после собеседования с представителями противоположной партии - сторонниками Севира , бывш. патриарха Антиохийского, которая состоялась в нач. 532 г. (Ibid. P. 187. Not. 6). Однако Гийомон, ссылаясь на слова современника описываемых событий Бар-Хадбшаббы Арбайи о преклонном возрасте Авраама Бет-Раббанского, скончавшегося в 569 г., считает обоснованным, что о речь идет о более позднем мирном договоре (561). Это дает основания для датировки встречи императора с восточносир. делегацией 562/3 г. ( Guillamont. 1970. S. 201-203). Исследователи в целом принимают т. зр. Гийомона (см., напр.: Grillmeier. 1989. S. 487-489; Селезнев. 2002. С. 70-71). В ходе диалога вост. сирийцы впервые ясно исповедали две ипостаси (сир.     греч. δο ποστσεις) во Христе, что соответствовало христологической формуле Нестория. На вопрос Юстиниана о том, признает ли он вместе с православными, что Бог Слово воспринял от Пресв. Девы Марии «тело, единосущное нам, и нераздельно с ним соединился и что нет иного человека, который существует в отдельной ипостаси или познается отдельно от Него», П. ответил отрицательно. По его мнению, исповедание этого было бы равносильно признанию того, что плоть, в к-рой воплотился Логос , «не существует отдельно, в собственной ипостаси, но остается в ипостаси Бога Слова» (Lond. Brit. Lib. Add. 14535. Fol. 16v. Lin. 7-17). Для П. такой вывод был неприемлем, поскольку совершенное существование Христа в двух природах с необходимостью требует признания двух ипостасей. Аргументы, приводившиеся П. (Ibid. Fol. 17. Lin. 15-21), имеют параллели в «Трактате Гераклида Дамасского» ( Nest. Liber Heracl. II 1. P. 268-270, 291-292). В ходе собеседования представители Церкви Востока получили возможность детально изучить богословскую позицию императора, которую они сочли для себя неприемлемой (анализ диалога: Guillamont. 1969/1970; Idem. 1970. Р. 205-207; Chediath. 1982. P. 47-49; Grillmeier. 1989. S. 487-489; Селезнев. 2002. С. 70-73; Заболотный. 2015). Фактически собеседования ускорили процесс окончательного обособления восточносир. традиции от визант. христианства и ее конфессионального выбора в пользу несторианства (подробнее см.: Он же. 2016).

http://pravenc.ru/text/2578469.html

Важный вклад в традицию почитания Н. внес ученик и сподвижник Авраама Бет-Раббанского Мар Ава Великий, буд. католикос Востока. Во 2-й пол. 30-х гг. VI в. он инициировал перевод на сир. язык сочинения Н. «Трактат Гераклида Дамасского», а также анафоры, к-рая получила в восточносир. традиции следующее надписание: «Анафора Мар Нестория, патриарха Византия, который есть Константинополь, бескровного мученика (  ), гонимого за истину православного исповедания» (надписание см. в: Seleznyov. 2010. P. 173; изд. сир. версии анафоры: Liturgia sanctorum apostolorum Adaei et Maris cui accedunt duae aliae in quibusdam festis et feriis dicendae, necnon ordo baptismi. Urmia, 1890. P. 40-51; лат. пер.: Renaudot E. Liturgiarum orientalium collectio. P., 1716. T. 2. P. 620-632; англ. пер.: Badger G. P. The Nestorians and Their Rituals. L., 1852. P. 215-243). Благодаря Мар Аве и Аврааму Бет-Раббанскому почитание Н. распространилось не только в кругах, непосредственно связанных с Нисибинской школой, но и среди восточносир. монахов. Одним из центров несторианства во 2-й пол. VI в. становится «Великий монастырь», основанный Авраамом Кашкарским († 588) на горе Изла в 571 г. В уставе мон-ря, к-рый составил преемник Авраама Дадишо из Бет-Арамае († 604), говорится о необходимости для каждого насельника следовать учению Диодора, Феодора и Н. ( V öö bus A. Syriac and Arabic Documents Regarding Legislation Relative to Syrian Asceticism. Stockholm, 1960. P. 167-168). В еще большей степени почитание Н. усилилось благодаря Бавваю Великому (см. Бабай Великий ; † между 628 и 630), осуществившему масштабный синтез предшествующего сир. богословия и несторианской христологии, результатом которого стала «Книга о единении», или «Слова о божестве, человечестве и о Лице единения» ( Babai. Lib. de union.). Баввай являлся представителем сразу двух традиций почитания Н.: школьно-богословской (через своего учителя в Нисибинской школе Авраама Бет-Раббанского) и монашеской (через Авраама Кашкарского и Дадишо, к-рого он сменил на посту настоятеля «Великого монастыря»). Именно Баввай Великий способствовал принятию Собором Церкви Востока 612 г. христологического определения, содержащего несторианскую формулу «две ипостаси» ( Chabot. Synod. orient. P. 565-566). Имя Н. отнесено к числу учителей веры (Ibid. P. 578). В «Восточном синодике», включающем соборные деяния Церкви Востока, имеется также письмо католикоса Гиваргиса († 680/1) еп. Мине, в к-ром подчеркивается, что Н. и др. «греческие учители» следовали Преданию Церкви (Ibid. P. 235). Т. о., уже к VII в. в Церкви Востока закрепилось почитание Н. не только как исповедника, но и как учителя веры (подробнее см.: Seleznyov. 2010). Формула «одно лицо сыновства в двух природах и двух ипостасях», связываемая с «учением святых апостолов и преданием духовных отцов», т. е. «греческих учителей» (среди них назван и Н.), содержится в чине исповедания веры, к-рое читалось епископами Церкви Востока перед хиротонией (1548; текст: PO. T. 7. Fasc. 1. P. 84).

http://pravenc.ru/text/2565154.html

  001     002