«Многострадальный пастырь», «Армении хвала», священномученик Григорий «возделал неплодную ниву», засеял «словесная семена» благочестия в сердца всех армян, разогнал «тьму безбожия идольского», за что и получил название «Просветителя Армении». Основные сведения о жизни святого собраны в т.н. цикле Жития Григория Просветителя. Армянский текст сохранился в составе «Истории Армении», автором которой считается секретарь царя Тиридата III Великого (287–330) Агафангел. В этой книге рассказывается о путешествии царя Тиридата и Григория Просветителя в Рим к императору Константину, о Никейском Соборе. Именно они и были теми «двумя делегатами из Армении» на первом Вселенском соборе. Помимо жития, в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, поэтому эту книгу называют еще «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. «Вардапетутюн»). «История Армении» Агафангела была переведена на греческий язык. Согласно последним исследованиям, перевод греческой, сирийской и арабской версий Жития Григория Просветителя восходит к VI – началу VII в. В V в. культ святого еще не был ни всеармянским, ни тем более общекавказским, но уже в VI в. он объявляется общекавкавказским просветителем, а местные миссионеры превращаются в его сподвижников. Официальная концепция трех Церквей – Армянской, Грузинской и Албанской – представлена в греческой и арабской версиях Жития св. Григория, и святитель именуется не только общеармянским просветителем, но и распространителем новой религии в пределах всего кавказского региона. О его равном почитании в Армении и Грузии свидетельствует переписка грузинского католикоса Кириона I с армянскими духовными и светскими Владыками, относящаяся к 604–609 гг., сохранившаяся в «Книге посланий» и «Истории» Ухтанеса, где сообщается, что святой Георгий насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях». Вртанес Кертог также пишет о нем как о просветителе Армении и Грузии. Учреждение христианской веры Григорием Просветителем подтверждает также и грузинский каталикос (Книга посланий. Тифлис, 1901. С. 132, 136, 138, 169). Его оппонент, армянский католикос Авраам I Албатанеци , указывает, что в Армении и Грузии «общее богопочитание ввели сперва блаженный св. Григорий, а затем Маштоц» (Там же. С. 180). В 3-й четверти IX в. грузинский католикос Арсений Сапарский обвинял армян-монофизитов в том, что они отошли от учения святителя Григория: «…и стал спор большой между Сомхити и Картли. Грузины говорили: св. Григорий из Греции дал нам веру, вы оставили его св. исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам» (Мурадян. 1982.С.18). В сирийском тексте Жития Григорий Просветитель представлен продолжателем дела апостола Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии.

http://bogoslov.ru/article/2041545

Прения между ААЦ и ГПЦ продолжались неск. десятилетий. Решения Халкидонского Собора поддерживали К., Эретский (Херетский) католикос Абас (551/2-595/6) (глава Церкви в Албании Кавказской ) и еп. Сюникский. К. сместил с кафедры Цуртавской епархии приверженца решений Двинских Соборов еп. Моисея, которого ранее, взойдя на престол католикоса, сам и хиротонисал. Арм. католикос Авраам I Албатанеци (606/7-610/5) «просил его кафедру» у К., т. е. вел переговоры о передаче Цуртавской епархии в ведение ААЦ. К. ответил отказом, «и углубились распри между ними». Следующий арм. католикос, Комитас I Алцеци (610/5-628), передал в ведение албан. католикоса 7 епархий и т. о. вернул Церковь в Албании Кавказской к монофизитству. Также он пожаловал епископу Сюникскому право ношения креста, возвратив его в лоно ААЦ (Там же. 1980. С. 78). В «Книге посланий», где также повествуется о церковном разделении в Закавказье, собрана переписка между К. и участниками межцерковного спора. Важное место в тексте отводится еп. Цуртавскому Моисею и истории Цуртавской епархии, расположенной в Квемо-Картли (арм. Гугарк). Убедившись в приверженности К. к решениям Халкидонского Собора, еп. Моисей, названный во 2-м письме «епископом грузин», покинул епархию и перешел в Армению (Книга посланий. 1968. С. 2, 12, 15). После самовольного ухода еп. Моисея из епархии последовала переписка К. с представителями ААЦ (католикосом Мовсесом II Еливандеци (574-604), наместником арм. католикоса Вртанесом Кердолом, католикосом Авраамом I) и арм. светских властей (ставленником персид. шаха в вопросах упорядочения церковных дел в Армении Врканским марзпаном Смбатом Багратуни), где К. доказывал правомочность своей внутренней и внешней политики. Оппоненты обвиняли главу ГПЦ в притеснении еп. Моисея, в упразднении армяноязычного богослужения, установленного в Цуртави вмц. Шушаник , а также в приверженности К. к «ромеям (т. е. византийцам.- Авт.), которые приняли Халкидонский Собор» (Там же. С. 67). Особенно непримиримо выступал против позиции К. католикос Авраам I.

http://pravenc.ru/text/1840497.html

католикоса Кириона I с арм. духовными и светскими владыками, относящаяся к 604-609 гг. (сохр. в «Книге посланий» и «Истории» Ухтанеса), где сообщается, что Г. П. насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях» (Книга посланий. Тифлис, 1901. С. 132 (на арм. яз.)); Вртанес Кертог пишет о нем как о Просветителе Армении и Грузии (Там же. С. 136, 138); груз. католикос также подтверждает учреждение христ. веры Г. П. (Там же. С. 169); его оппонент арм. католикос Авраам I Албатанеци указывает, что в Армении и Грузии «общее богопочитание ввели сперва блаженный св. Григорий, а затем Маштоц» (Там же. С. 180). В 3-й четв. IX в. груз. католикос Арсений Сапарский обвинял армян-монофизитов в том, что они отошли от учения Г. П.: «…и стал спор большой между Сомхити и Картли. Грузины говорили: св. Григорий из Греции дал нам веру, вы оставили его св. исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам» ( Мурадян. 1982. С. 18). В сир. тексте Жития Г. П. представлен продолжателем дела ап. Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии. Переработка Жития Г. П. в арм. версию произошла не ранее начала раскола между Армянской и Грузинской Церквами ( Абегян. История. С. 102-103), окончательно оформившегося после Маназкертского Собора 726 г. Ее целью было создание величественной истории возникновения Армянской Апостольской Церкви. В этой редакции уже нет места идее обращения Г. П. в христианство соседних народов и его проповедь ограничивается 15 областями Вел. Армении. В Житии Г. П. предстает «чудесным мужем», прославившимся долголетним мученичеством, подвижничеством и, наконец, удостоившимся видения, утверждающего связь Армянской Апостольской Церкви с Самим Единородным Сыном Божиим - Христом. Свт. Григорий Просветитель. Роспись ц. Богоматери Одигитрии в Мистре. 1-я четв. XIV в. Свт. Григорий Просветитель. Роспись ц. Богоматери Одигитрии в Мистре. 1-я четв. XIV в. Ок. 314 г. Г. П. был рукоположен во епископа на Соборе в Кесарии Каппадокийской еп. Леонтием ( Ananian. 1961; Мурадян.

http://pravenc.ru/text/168061.html

Халкидонский Собор. Роспись собора Рождества Богородицы мон-ря Гелати. XII в. В 604-609 гг. между Главами Картлийской и Армянской Церквей шла оживленная переписка по религ. и национальным вопросам (Книга посланий. 1968). Причиной открытого конфликта стало выступление в 605 г. Цуртавского еп. Моисея, армянина по происхождению, к-рый обличал знать и народ в дифизитстве. Потерпев неудачу, он бежал в Армению, а на Цуртавскую кафедру был рукоположен др. епископ, к-рому католикос Картли Кирион велел вести службу среди армяноязычного населения епархии на груз. языке. Моисей обратился с жалобой к наместнику Армянского католикоса Вртанесу Кердолу, началась полемика между картлийскими и арм. церковными властями. Согласие достигнуто не было, и Армянская Церковь прервала сношения с Грузинской и Албанской Церквами. В 608 г. Армянский католикос Авраам I Албатанеци издал «Всеобщее послание», в к-ром запретил армянам всякие, кроме торговых, сношения с грузинами и албанцами. Католикос Картли Кирион, твердо стоявший на позициях Православия, прилагал большие усилия для укрепления правосл. вероисповедания своей паствы. В VII в. еще дважды, сначала под давлением Персии, а затем Византии, были осуществлены попытки объединить Церкви Закавказья под одним вероисповеданием: персид. шах Хосров II Парвиз после взятия Иерусалима в 614 г. созвал Церковный Собор, на к-ром было постановлено всем арм. христианам под властью персид. шаха принять веру Армянских католикосов. В 30-х гг. VII в. визант. имп. Ираклию удалось склонить Армянского католикоса Езру I к воссоединению с правосл. Церковью. Эти процессы прервались в нач. VIII в. в связи с захватом Армении араб. войсками (см. ст. Армянская Апостольская Церковь , разд. «Вероучение»). Ист.: Книга посланий/Арм. текст с груз. пер., исслед., коммент.: З. Н. Алексидзе. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Алексидзе З. Мат-лы к истории Двинского церковного Собора 506 г.//Мацне (Вестн.) АН Грузии: Сер. истории, археологии, этнографии и истории искусства. Тбилиси, 1973. 3. С. 165-166; Ухтанес, еп. История отделения грузин от армян/Арм. текст с груз. пер., исслед., изд.: З. Алексидзе. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); Uchtanes of Sebastia, bishop. History of the Severance of the Georgians from Armenians/Transl., introd. and comment. Fr. Z. Arzoumanian. Fort Lauderdale, 1985. P. 2; Арсений Сапарели. О разделении Грузии и Армении/Крит. текст, исслед. и коммент.: З. Алексидзе. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Григорий Бар-Эбрей Абу-ль-Хасан бар Бахлул – см. Ишо бар Бахлул Ава 10 , ученик Ефрема Сирина (IV в.) Ава (Map Ава) I Старший (Рабба), католикос Востока (540−552) Ава II бар Брих-Севьянех 11 из Кашкара, католикос Востока (741−751) Авгарь (Авгар) I, царь Эдессы, см. также Письма Авгаря и Спасителя Авгарь IX, царь Эдессы Авдишо 12 бар Бриха 13 , митр. Нисибинский и Армянский Авдишо бар Шаххаре (бар Шаарах) (Х в.) Авдишо Хаззайа – см. Иосиф Хаззайа Авдишо, друг Фомы Маргского (IX в.) Авдишо (Map Авдишо) Авель Аверкий Авзуд, учитель в Багдаде (IX в.) Авив, мученик – см. Хаббив Авида Авимелех, монах Авиценна (Ибн Сина) Авлавий Авраам бар Дашандад 14 (VIII в.) Авраам бар Лифе (VIII в.) Авраам из Бет-Раббана, глава Нисибинской школы (569) Авраам Картаминский, сир. антипатриарх (808−837) Авраам Кашкарский, основатель Великого монастыря на Изле (588) Авраам Кидунский (Кидунайа), затворник (IV в.) Авраам Мидинин (из Бат-Мадайе), ученик Нарсая (V в.) Авраам, глава Нисибинской школы, племянник Нарсая (нач. VI в.) Авраам Нефтарский (Натпарский) – вв.) Авраам, автор Жития Баридты (VII в.) Авраам, диакон, друг Ишо бар Али в.) Авраам Затворник – см. Авраам Кидунский Авраам, священник в Эдессе (VI в.) Авраам, священник, корреспондент Иакова Эдесского (VII в.) Авраам, ученик Авдишо в.) Авраам, ученик Ефрема Сирина (IV в.) Авраамий из Лавры св. Саввы, переводчик Исаака Сирина Авсамья, священник в Эдессе (=Кириллона) (IV –Vbb.) (πα) Агапит I, папа Римский Адам – см. Завещание Адама, Книга Адама Аддай (Аддей, Фаддей), апостол; см. также Учение Аддая Аддай, священник, друг Иакова Эдесского (VII в.) Адельфий Адорпарва, мученик персидский (IV в.) Азазаил Айталаха (Италаха) 15 Мосульский (VII в.) Айталаха Ниневийский Айталаха Эдесский Акакий (Акак), католикос Селевкии (484/485−496) Акакий, еп. Верии (Алеппо) (Vb.) Акакий, патриарх Константинопольский Аксенайа – см. Филоксен Маббугский Александр Антиохийский Александр Великий – см. также Жизнь Александра Великого, История Александра Великого Алексий Человек Божий, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

12) Авраам же виде на небеси огнь и росу и множество Ангелов (в Библии нет). 13) Авраам же виде огненных бесплотных множество (в Библии нет). 14) Воззрев Авраам очима своима, и виде и се овен. И глагола ему ангел: приими юницу три летнюющую овен, горлицу и голубя ( Быт.15:8 и 9). Владыко Господи! почесому уразумею, яко наследити землю сию имам? Рече же к нему: возми мне юницу трилетну, и козу трилетну, и овна трилетна, и горлицу и голубя. В самом клейме изображены три ангела, и Авраам закалающий юницу. 15) Ангел Господень показует престол, покрывая и огнем животным, и колесница животная (в Библии нет). 16) Авраам виде на небеси духовных и бесплотных множество (в Библии нет указания). 17) И рече Господь Бог Аврааму, заклиная род, и даде ему рабу в жену. И поведе Авраам Сарру. – В 16 гл. книги Бытия есть указание на это событие в жизни Авраама. Но в клейме изображены: явление Бога Аврааму, вручение ангелом Агари – Сарре, а Саррою вручение Агари Аврааму. 18) Седящу Аврааму при двери (кущи своей) и явися ему Бог в трех лицах, и воста Авраам, и поклонися Господу (Есть указание в Быт. 18 ). 19) Авраам же умы ноги святей Троице (указ. на гл. 18). 20) И закла Авраам тельца питомого для угощения Св. Троицы (гл. 18). 21) Авраам изустави трапезу Св. Троицы (гл. 18). 22) Кланяется Авраам Святой Троице. Господь иде погубити Содом и Гомору (гл. 18). 23) Два ангела изведоша Лота из Содома и Гомора со двема дщерма его (гл. 19, Быт.). 24) Окаменение жены Лотовой (Быт. гл. 19). 25) Рече Бог Аврааму: Аврааме! аще любиши во истину Бога, возми сына своего Исаака, и заколи на жертву (Быт. гл. 22). 26) Сошествие Святого Духа на святые апостолы. Под иконою св. Троицы сделана надпись: Лета 7185 (1677 от Р. X.) писал сей образ иконописец Михаил Корнилиев. Иконописец Корнилиев, вероятно, на память приводил места из книги бытия, иногда вставлял собственные свои выражения и сведения совершенно не библейские; а потому в некоторых надписях, окружающих икону, встречаются не точности против библейского текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

ЯВЛЕНИЕ АВРААМУ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В ВИДЕ ТРЕХ СТРАННИКОВ. В земле Ханаанской Авраам поселился близ Хеврона. Однажды, сидя у своего шатра, он увидел невдалеке трех странников. Авраам любил принимать странников. Он тотчас же пошел им навстречу, поклонился до земли и стал просить их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищей. Странники согласились. По обычаю того времени Авраам омыл им ноги, подал хлеба, молока и лучшего жареного теленка. В то время когда странники ели, один из них сказал: через год Я буду опять у тебя; у Сарры, жены твоей, будет сын. Сарра, стоявшая сзади у входа в шатер, слышала эти слова. Удивившись внутренне, она сказала: мне ли иметь в старости такое утешение? Но странник сказал: есть ли что трудное для Бога? ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИСААКА. Прошел год после этого события. Аврааму было сто лет, а жене его, Сарре, девяносто, когда у них родился сын Исаак. Авраам всей душой любил своего сына; Господь видел это. Когда Исаак вырос, Бог, желая испытать веру Авраама, сказал ему: возьми единственного твоего сына, которого ты любишь, иди в землю Мориа и принеси его в жертву на одной из гор, которую Я тебе покажу Авраам повиновался. На другой день, рано утром, он приготовил дров, оседлал осла, взял двух рабов и сына своего, Исаака, и отправился в путь. На третий день пути ему было издали указано место для жертвоприношения. Оставив под горой своих рабов, Авраам дал Исааку дрова, сам же взял огонь и нож, и они пошли на гору. Дорогой Исаак спросил Авраама: отец мой, вот у нас есть огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам ответил: Господь усмотрит Себе агнца. На горе Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего, Исаака, и положил его на жертвенник. Он уже поднял нож, чтобы заколоть Исаака. Вдруг Ангел Господень явился ему и сказал: Авраам, Авраам! не поднимай руки на отрока своего! теперь я знаю, что ты боишься Бога, ибо не пожалел единственного своего сына. Оглядевшись, Авраам увидел барана, запутавшегося рогами в кусте, и принес его в жертву.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Мы немного написали на эту тему, но и этого немногого нам достаточно, чтобы увидеть: те, кто неверно понимает и неправильно читает Священное Писание, считают, что они нашли в Нем много противоречий, — те же, кто правильно и со вниманием исследует Писание, понимают, что все книги Ветхого и Нового Заветов согласуются и не противоречат друг другу. Теперь докажем, что сказанное святыми божественными нашими отцами о Святой и Животворящей Троице не противоречит друг другу. Некоторые из святых отцов иногда говорят, что Авраам принял Святую Троицу,(В рукописи архиеп. Григория и рукописях Соловецкой библиотеки и здесь добавлено: “иногда же — что принял трех ангелов”.) иногда же — что принял Бога с двумя ангелами. Например, мудрый Иоанн Златоуст писал о том, что Авраам, имея ко всем людям сильную любовь, сподобился принять в своем шатре Святую Троицу, омыл Ее ноги, заколол теленка и приготовил обед. В другом месте он же пишет, что Авраам, любя странников, принял у себя в шатре Бога с ангелами. И еще он же пишет: патриарх Авраам, сидя перед входом в шатер, приглашал к себе прохожих и, как рыбак, который закинул в море сеть, чтобы вытащить рыбу, и вместо рыбы вынул золото и жемчуг, — так и Авраам, приглашая к себе людей, залучил ангелов. Смотри, что пишет этот великий равноапостольный муж: иногда он пишет, что Авраам принял Святую Троицу, иногда — что принял Бога с двумя ангелами, иногда же — что Авраам принял у себя ангелов. Подобно этому пишет и святой Иоанн Дамаскин: как Святая и Единосущная Троица, не видимая телесными глазами, благоизволила есть в шатре Авраама? И еще он же пишет: Авраам, любя нищих, сподобился принять у себя Бога с двумя ангелами. Святой Андрей Критский утверждает: у дубравы Мамре патриарх угощал ангелов. Святой Иосиф Песнописец пишет: блаженный Авраам, ты видел Святую Троицу, насколько это возможно для людей, и потчевал Ее, как близкий друг. Многократно в Священном Писании упоминается это событие, иногда о нем говорится так, что Авраам принял у себя Бога с двумя ангелами, иногда — что принял он Святую Троицу, иногда же — что принял трех ангелов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Не входя в подробное опровержение неправильного мнения Иудеев относительно оправдания отца их Авраама, Апостол только спрашивает их о том, что Авраам получил по плоти, т. е. по своему происхождению и по делам? Но в этом вопросе дается и ответ, ибо Евреям было известно, что Авраам оставил родную семью свою, когда она близка была к язычеству, и долго скитался по земле обетованной, не имея того Божественного утешения, которым он сделался отцом для всех людей. Таким образом Авраам всего великого удостоился чрез веру, как засвидетельствовал об этом и бытописатель Моисей по поводу того, что Авраам с верою принял обетование Божие о рождении от него сына ( Быт. 15:6 ), когда, кроме проявления надежды на Бога, Авраам не совершил еще ничего такого, чем, по долгу, могло быть дано ему оправдание. Высоко ценя внешность, Евреи конечно могли находить многое в делах Авраама, ясно говорящее о его святости, но пред Сердцеведцем Богом, и Авраам не мог иметь оправдания по делам своим, ибо Бог не на лица зрит, и оправдывает не за внешние наружные дела, а за полную чистоту и совершеннейшую святость, которой между тем не имел и не мог иметь Авраам, так как само Писание свидетельствует, что он получил оправдание чрез веру, следовательно, не по делам. 23 Также не по делам, а по милости Божией бывают блаженны те, которые, по словам Давида, получают от Бога прощение грехов, так- что грехи их, как бы покрываясь милосердием Божиим, не вменяются им в вину ( Пс. 31:1–2 ). Слова пророчественного псалма Давида более относятся к ново-заветным людям, грехи коих покрыты страданиями Христа Спасителя; но Евреи могли подумать, что они относятся только к ветхо-заветным людям и следовательно служат подтверждением их мнения об оправдании делами, поэтому Апостол опять переходит к примеру Авраама. Возвращаясь к примеру Авраама, Апостол из того, что оправдание его верою совершилось задолго до обрезания (за 14 лет) и до рождения его сына, выводит заключение, что, во 1-х, обрезание было лишь печатию того оправдания, которое совершилось чрез веру, и, во 2-х, что Авраам был отцом всех верующих необрезанных и обрезанных, если только они руководятся такою же живою верою, какою жил Авраам. Св. Иоанн Златоуст пишет: «Если Авраам оправдался и увенчан до обрезания, то следует, что он есть прежде отец необрезанных, а потом уже отец обрезанных... И следовательно, обрезание явилось позднее веры; и не только позднее оно, но и гораздо ниже ее, сколько знак ниже означаемой им вещи, сколько, например, воинская одежда ниже воина. Обрезание тогда бывает знамением, когда видна самая вещь, которой оно служит знамением, т. е. когда видна в тебе вера... Для того ты получил знамение, чтобы искать вещи, которой у тебя знамение. А если найдешь вещь и без знамения, то не нужно тебе знамения... Посему обрезание возвещает одно то, что не нужно обрезания».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Вспомним библейское событие из жизни великого патриарха Авраама. Повелел Бог Аврааму: «Возьми сына твоего и принеси Мне в жертву». Какое тяжкое и невыразимое испытание! Исаака – сына единственного, сына возлюбленного, Исаака – надежду и утешение старости, радость и жизнь матери, Исаака – чадо великих Божиих обетований – принести в жертву, заколоть собственною своею рукою. Но ни одного мгновения не колеблется Авраам. Господь велит. На то Его святая, совершенная и благая воля. Дерзнёт ли «прах» и «земля» вопросить Господа: «зачем» ... Смирись и безмолвно преклонись перед нею, смертный. И взял Авраам сына своего и пошёл в землю «Мориа». На третий день, по указанию Божию, Авраам с Исааком восходят на гору жертвоприношения, Исаак несёт дрова, а Авраам нож и огонь. «Отец мой, – спрашивает Исаак, – вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Можно представить себе, какою мукою отзывались эти слова в сердце Авраама! Как нож, пронзали они его сердце... «Бог усмотрит Себе агнца», отвечал Авраам... В последний миг ангел Божий удержал руку Авраама с ножом, занесённую над связанным отроком. Но не думайте, что Авраам не принёс в жертву Исаака. В сердце своём он давно принёс его. Больше надо сказать: три длинных дня в сердце он приносил его в жертву, ибо Авраам пережил всю тяжесть муки, весь ужас скорби и страдания... И явлена для нас в том благая воля Божия. Прославлен Исаак, велик и славен Авраам. Сияет миру глубокая вера его. Отец всех верующих Авраам, и мы по вере чада Авраама. И в наши скорбные дни жестокой мировой брани не подобный-ли голос Божий прозвучал в сердцах многих тысяч отцов и матерей земли Русской: «отдайте сынов ваших на великое служение родине, на ужасную брань кровавую». И не знаешь, чему более изумляться, пылкому-ли, благородному, святому порыву юности – встать живою стеною на защиту отчизны, на грудь свою принять вражеские огонь и меч, – или мужеству и величию отцов и матерей, в смиренной покорности воле Божией благословляющих детей своих на великий бранный подвиг. И много-много матерей и отцов приобщились к страданию и подвигу Авраамову, в сердце своём принося в жертву Богу и родине чад своих. Один Господь видит всю глубину страдания их.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/k-svet...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010