[португ. Ordem militar de São Bento d " Aviz], духовно-рыцарский орден католич. Церкви Португалии. Точно сказать о времени и обстоятельствах возникновения ордена нельзя. По одной версии, орден был образован в 1147 г. знатными коимбрскими рыцарями для защиты крепости Эвора от набегов мавров и первоначально был назван Новым воинством (Nueva Milicia). Согласно др. гипотезе, орден был создан в 1148 г. с целью защиты той же крепости Эвора франц. крестоносцами - участниками 2-го крестового похода (1147-1149). Точно известно, что в 1162 г. собрание знатных рыцарей приняло Устав ордена, в основу к-рого был положен Устав цистерцианцев . В 1166 г. за помощь в борьбе с маврами кор. Афонсу I (1162-1196) даровал ордену крепость Авиш в пров. Алентежу, ордену вменялась в обязанность ее охрана (отсюда новое название). В 1204 г., при Иннокентии III , состоялось офиц. утверждение ордена. В нач. XIII в. происходит сближение А. о. и испан. духовно-рыцарского ордена Калатрава . В 1213 г. магистр Калатравы Р. Гарсия даровал рыцарям А. о. большую часть владений своего ордена в Португалии. Грамота, сопровождавшая это дарение, провозглашала переход А. о. в подчинение испан. рыцарскому ордену. Данное соглашение было расторгнуто в 1385 г., после битвы при Алжубарроте, в к-рой португ. рыцари А. о. и рыцари испан. духовно-рыцарских орденов сражались как противники. В ср. века А. о., самый крупный португ. рыцарский орден, играл важную роль как в борьбе с мусульм. гос-вами Пиренейского п-ова, так и во внутриполитической жизни Португальского королевства. 21-й магистр ордена в 1383 г. был провозглашен королем Португалии под именем Жоана I и положил начало Авишской династии, правившей в стране более века. Внутреннее устройство ордена в общих чертах совпадало с организацией др. духовно-рыцарских орденов. Помимо рыцарей, чьей основной обязанностью являлась военная служба, в орден входили конгрегации клириков. Во главе ордена стоял магистр, избиравшийся на Главных капитулах ордена, традиционно собиравшихся в Авише и Эворе. С окончанием Реконкисты на португ. землях в XIV в. А. о. начал приходить в упадок, постепенно теряя свое былое политическое и военное могущество. В 1551 г. по решению папы Юлия III он был подчинен португ. короне. Существовал также в Бразилии, упразднен в кон. XIX в.

http://pravenc.ru/text/62790.html

В Португалии в 1175-1176 гг. по инициативе кор. Афонсу I (1139-1185) возникло новое военное братство для защиты г. Эвора и юж. рубежей королевства. Изначально братство Эвора следовало бенедиктинскому уставу, но в 1187 г. оно было подчинено ордену Калатрава и приняло устав цистерцианцев. В 1211 г. братству был дарован замок Авиш, с 1215 г. за орденом закрепилось название - орден Авиш (или Авишский орден святой Марии ). В ходе Реконкисты возникли и др. О. д.-р., напр. основанный в Арагоне на рубеже XII и XIII вв. орден Сан-Хорхе-де-Альфама (св. Георгия Альфамского) или созданный в Кастилии в 1270 г. орден Санта-Мария-де-Эспанья (Пресв. Девы Марии Испанской), члены которого должны были сражаться с маврами на море. Решающую роль в создании О. д.-р. на Пиренеях сыграли местные правители, способствовавшие усилению и развитию военных сообществ, а также папа Римский Александр III, признавший эти братства и наделивший их значительными привилегиями. Шиллинг Ливонского ордена. Аверс. 1543 г. Шиллинг Ливонского ордена. Аверс. 1543 г. В Прибалтике первым из О. д.-р. стал орден «братьев воинства Христова в Ливонии» (fratres milicie Christi de Livonia), основанный в 1202 г. монахом-цистерцианцем Теодерихом (Дитрихом) Трейденским с разрешения католич. епископа Риги Альберта Буксгевдена (1199-1229) для защиты христ. общины в Ливонии и военной поддержки Рижского католич. еп-ства. В 1202-1204 гг. папа Иннокентий III утвердил новый орден, даровал рыцарям устав ордена тамплиеров и постановил о его подчинении Рижским католич. епископам. Символом ордена являлся красный крест с расположенным под ним острием вниз мечом, в связи с чем за орг-цией позднее закрепилось обиходное название «братья меча» или «меченосцы» (лат. gladiferi; средневерхненем. swertbrüdere). Ок. 1228 г. епископ Пруссии Христиан († 1245) основал орден «воинов Христовых в Пруссии» (milites Christi de Prussia) для защиты епископства и борьбы с языческими племенами пруссов. Кн. Конрад Мазовецкий (1199-1247) и Гюнтер Прус, еп. Плоцка (1223, 1227-1232), пожаловали новому ордену ряд владений вокруг замка Добрин (ныне Добжинь, Польша), что, как и в случае с испано-португ. О. д.-р., отразилось на названии орг-ции - «Братья-рыцари Христовы из Добрина» (milites Christi fratres de Dobrin). Добринский орден утвержден папой Римским Григорием IX уже в кон. 1228 г., он должен был следовать уставу тамплиеров.

http://pravenc.ru/text/2581487.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Марией» найдены статьи: АВИШСКИЙ ОРДЕН СВЯТОЙ МАРИИ духовно-рыцарский орден католической Церкви Португалии АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АЛЬФОНСО МАРИЯ ДЕ ЛИГУОРИ (1696-1787), итал. свящ., теолог, св. католич. Церкви (пам. зап. 1 и 2 авг.) БЕЛГОРОДСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ МАРФЫ И МАРИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Белгородской и Старооскольской епархии ВАЛЕРИЯ, КИРИАКИЯ, МАРИЯ мученицы (пам. 7 июня, пам. греч. 6 июня) ВИКТОРИН МАРИЙ (между 281 и 291 - между 382 и 386), богослов, философ и ритор ВИЛЬНЮССКИЙ ВО ИМЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Виленской и Литовской епархии ГЕФСИМАНСКИЙ ВО ИМЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположенный на рус. участке на склоне Елеонской горы, являющемся частью исторического Гефсиманского сада ДЕВА МАРИЯ см. Богородица ДОМНИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ, ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ, ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСИЯ, ВЕЛИКИХ КНЯЖОН ОЛЬГИ, ТАТИАНЫ, МАРИИ И АНАСТАСИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Костромской и Галичской епархии Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Марией.html

Крепость Калатрава-ла-Вьеха. IX в. Крепость Калатрава-ла-Вьеха. IX в. Период до кон. XII в. характеризовался постепенным ростом владений ордена: в 1174 г. К. отошла крепость Сорита-де-лос-Канес; в 1179 г. кор. Альфонсо II Арагонский передал ордену замок Альканьис, тем самым положив начало арагонской ветви ордена; в 1183 г. под управление К. были переданы имения близ Абенохара и Агудо. Однако после поражения от мусульман христ. армии кор. Альфонсо VIII в битве при Аларкосе (1195) крепость Калатрава была захвачена альмохадами. Орденская резиденция была перенесена в Сируэлос, а с 1198 г.- в крепость Сальватьерра (до 1212 орден назывался по этому замку). В 1212 г. рыцари ордена приняли участие в крестовом походе, организованном после захвата в 1211 г. Сальватьерры мусульманами. В результате победы в сражении при Лас-Навас-де-Толоса после взятия Баэсы и Убеды под власть христиан были возвращены основные земли, принадлежавшие ордену (замок Сальватьерра оставался в руках мусульман до 1226). Однако крепость Калатрава потеряла ключевое значение, новой резиденцией ордена стал замок Калатрава-ла-Нуэва (Нов. Калатрава), в 1213-1217 гг. выстроенный на месте крепости Дуэньяс. Калатрава-ла-Вьеха (Ст. Калатрава) оставалась центром орденских владений (энкомьенды) в Леоне и Кастилии. После поражения при Аларкосе (1195) и переноса центра ордена в Сируэлос, а затем в Сальватьерру арагонские рыцари К. избрали нового магистра - Гарсию Лопеса де Мовента, несмотря на то что прежний, Нуньо Перес де Киньонес, продолжал исполнять свои обязанности. Резиденцией нового магистра стал замок Альканьис. Этот раскол в ордене усугубился после смерти Гарсии Лопеса де Мовента и избрания магистром в Сальватьерре Мартина Мартинеса (1199). Только в 1206 г. магистры смогли прийти к соглашению, по к-рому арагонский магистр отказывался от своего титула взамен признания его (и всех его наследников) главным командором и местоблюстителем магистра ордена в Арагоне. 1-я пол. XIII в. стала эпохой расцвета ордена. Магистр К. получил от кастильского кор. Фернандо III Святого право визитации рыцарского ордена Алькантара и Авишского ордена . В 1221 г. в состав К. вошла община рыцарей ордена Монфрагуэ. Рыцари К. принимали участие в Реконкисте, что способствовало закреплению ордена в Андалусии (к владениям ордена были присоединены крепости Мартос, Поркуна, Виборас, Алькаудете). После упразднения ордена тамплиеров в 1312 г. в юрисдикцию магистра К. перешли орден Монтеса и орден Христа. В XIV в. рыцари К. воевали против мусульм. правителей из берберской династии Маринидов (в частности, участвовали в битве при р. Саладо (Рио-Саладо) в 1340, после к-рой Маринидам пришлось оставить Пиренейский п-ов). В этот период орден К. приобрел владения в Хаэне (Лопера, Химена, Архона), Кордове (Фуэнте-Обехуна, Бельмес, Вильяфранка-де-Кордова) и Севилье (Осуна).

http://pravenc.ru/text/1319923.html

В связи с Крестовыми походами наметились новые формы служения Богу. Наряду с многочисленными «созерцательными» орденами, в XI-XIII вв. возникают «деятельные» ордена, имевшие практические цели (борьба с неверными, выкуп из плена и т.п.): госпитальеры («странноприимцы»; орден госпитальеров св. Антония был основан в 1095 г., иерусалимских госпитальеров св. Иоанна, или иоаннитов, – в 1080 г.), духовно-рыцарские ордена – тамплиеры («храмовники»), Тевтонский орден, испанские ордена Алькантара, Калатрава и Сантьяго, португальский св. Беннета Авишского, женские общины, предназначенные для деятельности в странно-приимных домах, лазаретах и иных учреждениях милосердия. Ордена этого типа, совершенно нехарактерные для монашеской традиции, с одной стороны, выражали «экспансивность и агрессивность латинского христианства», с другой – превращали «профессионального воителя в христианского воина, сражающегося во славу церкви». Общины воинов-монахов, первоначально концентрировавшиеся на благотворительной деятельности, со временем приобретают не только военный (в частности, в ходе Крестовых походов), но и финансовый вес, сосредоточив в своих руках значительную собственность. Со временем некоторые из этих орденов утратили своё значение (как это случилось после Реконкисты на Пиренейском полуострове), приобрели характер, не соответствовавший первоначальному назначению (тамплиеры, например, в последнее время своего существования стали чем-то вроде крупного торгового и банкирского дома) или направили свою деятельность на новые цели (Тевтонский орден уже в 1226 г. перенёс свою деятельность в Пруссию для покорения местных язычников и обращения их в христианство и соединился с орденом меченосцев, возникшим в самом начале XIII в. для подобной же деятельности в Ливонии). Лишь общины милосердия дожили практически до сего дня. С возникновением духовно-рыцарских орденов монашество начинает приобретать политическую власть. 4. Созерцательные ордена Из глубины церкви ответом на это стало движение возврата к евангельской бедности и простоте. Обновилось и усилилось монашество прежнего направления. Возникали новые монашеские ордена, многие из которых проявили усиленное стремление к аскетизму. В связи с паломничеством в Святую землю получила распространение малоизвестная ранее форма подвижничества – подражание страданиям Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возрождения. Возможно, в К. учился и Луис де Камоэнс. Старый ун-т в Коимбре (Пасу-даш-Эшколаш, бывш. резиденция кор. Жуана III). XIII–XVIII вв. Старый ун-т в Коимбре (Пасу-даш-Эшколаш, бывш. резиденция кор. Жуана III). XIII–XVIII вв. В 1559 г., во время регентства Екатерины Австрийской, ун-ту были дарованы новые статуты, подтверждавшие его церковный характер (утверждены епископами К. в 1565 и 1591; в 1597 заменены статутами кор. Филиппа II Испанского (он же кор. Португалии Филипп I), исправленными в 1612). В 1615 г. создана коллегия ордена Сантьяго и Авишского ордена. После получения Португалией независимости (1640) ун-т пользовался поддержкой короля, получал финансовую помощь. Кор. Жуан IV издал новые статуты (1654), основанные на положениях предшествующего свода (1597); была учреждена постоянная кафедра математики (до этого занятия не были регулярными) в составе фак-та свободных искусств, на которой преподавали бенедиктинцы. В 1717-1728 гг. по указанию кор. Жуана V было построено здание университетской б-ки в стиле рококо (архитекторы Гашпар Феррейра, Мануэл Морейра; фасад - возможно, Клод де Лапрад). В XVII-XVIII вв. отмечается упадок образования; в ун-те уменьшается количество студентов, особенно богословского факультета ( Rodrigues. 2007. P. 708-709). По поручению маркиза Помбала, гос. секретаря и фактического правителя гос-ва при кор. Жозе I, в 1771 г. был подготовлен «Краткий исторический обзор положения университета Коимбры» (Compêndio histórico do estado da Universidade de Coimbra). На его основе в 1772 г. были составлены новые статуты ун-та, отразившие реформы, главным проводником к-рых был Франсишку ди Лемуш ди Фария Перейра Котинью, ректор ун-та (1770-1779, 1799-1821) и епископ К. (с 1779). Вместо фак-та свободных искусств создали фак-ты естественной философии и математики (влияние Просвещения), сильным изменениям подверглись богословский и правоведческие фак-ты. Были организованы студенческий госпиталь, анатомический театр, музей естественной истории, кабинет экспериментальной физики, химическая лаборатория, обсерватория и ботанический сад.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

Сестры жили, как правило, в отдельных от братьев-рыцарей общинах, проводя время в молитвах и занимаясь сельскохозяйственными работами. Жен. общины получили распространение в орденах тамплиеров, госпитальеров, Калатрава, Сантьяго, св. Лазаря и в Тевтонском ордене. Символика О. д.-р. Отличительными признаками орденов являлись используемые их членами плащи с изображениями крестов различной формы и с возможными дополнительными элементами. Члены большинства О. д.-р. носили по примеру цистерцианцев плащи белого цвета. Черный цвет плащей госпитальеров восходил к бенедиктинским корням этой орг-ции. Символика могла меняться со временем. Так, госпитальеры изначально носили обычный белый «латинский» крест на черных или красных плащах, но с кон. XV в. официально изменили символ на 8-конечный крест, позднее названный мальтийским после установления власти ордена над Мальтой. Красный крест использовали тамплиеры и созданные по их подобию меченосцы, а также ордены Калатрава и Сантьяго. При этом крест меченосцев располагался над изображением меча, а в Добринском ордене был принят знак красной звезды над мечом. Символом Тевтонского ордена являлся черный «латинский» крест. Ордены св. Лазаря, Алькантара и Авишский использовали кресты зеленого цвета. Военные функции О. д.-р. Одной из главных составляющих деятельности О. д.-р. являлось ведение войны с врагами христ. веры, при этом общая численность орденских контингентов никогда не превышала неск. сотен рыцарей. Дисциплина и выучка, а также хорошее знание местности, на к-рой на постоянной основе размещались ордены, превращали эти небольшие группы в элитные отряды лат. Востока, в «регулярную армию», не связанную временными обетами крестоносцев или ограничениями вассальной службы. Важное значение имело также хорошее знание О. д.-р. особенностей местного климата и боевой тактики вражеских войск. Так, в XIII-XIV вв. рыцари Тевтонского ордена играли руководящую роль в организации «рейз» (нем. Reisen) - регулярных походов европ. знати против язычников-литовцев, поскольку прекрасно ориентировались в сложной местности прусско-литов.

http://pravenc.ru/text/2581487.html

Мондегу, защищала крепость Монтемор (см.: Coelho. 1972. Vol. 1. P. 70-71). При Афонсу Энрикише были возведены городские стены, восстановлен рим. мост, началось строительство кафедрального собора. В верхнем городе (Алмедина) находились дома знати и духовенства, в нижнем (Аррабалде) - селились ремесленники и торговцы, здесь существовала небольшая мусульм. община и евр. квартал. В XIII-XIV вв. К. оставалась политическим центром Португалии, до кон. XV в. здесь собирались кортесы (в 1211, 1283, 1335, 1385, 1387, 1390, 1394-1395, 1397, 1398, 1400, 1472-1473). В 1385 г. в К. королем был избран Жуан I, магистр духовно-рыцарского Авишского ордена , 1-й правитель Авишской династии (1385-1580). Церковь Сантьяго в Коимбре. XII — нач. XIII в Церковь Сантьяго в Коимбре. XII — нач. XIII в Еп-ство К. входило в состав церковной пров. Брага (восстановлена в 1100). В 1120 г. по распоряжению папы Римского Каллиста II диоцез К. был включен в состав церковной пров. Сантьяго-де-Компостела, к-рая рассматривалась как правопреемница древней пров. Эмерита Августа; в 1199 г. папа Иннокентий III вернул его в юрисдикцию архиепископа Браги ( Moruj ã o. 2010. P. 44). Епископы К. были вовлечены в конфликты, связанные с восстановлением системы диоцезов в ходе Реконкисты. К 1064 г. часть территории епископства К., находившаяся под властью христ. правителей, была включена в диоцез Порту; это стало причиной разногласий между епископами К. и Порту, которые обращались за поддержкой к Папскому престолу и к Диего Хельмиресу, еп. Сантьяго-де-Компостела (1110-1140; с 1120 архиепископ). По решению папы Иннокентия IV спорные территории были возвращены епископу К. (булла «Provisionis nostrae» от 12 сент. 1253). После завоевания Лиссабона (1147) были восстановлены епископские кафедры Визеу и Ламегу; ранее территории этих диоцезов временно входили в юрисдикцию епископа К. В нач. XIII в. нек-рые приходы (Орен, Томар, Порту-ди-Мош, Торриш-Новаш) были включены в состав еп-ства Лиссабон ( Cardoso. 1995. P. 30-33). Частые изменения границ португ.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Пресв. Богоматери. Кон. XIV — нач. XV в. [португ. Batalha - битва, офиц. название Санта-Мария да Витория, Santa Maria da Vitória], город и мон-рь в Португалии (окр. Лейрия), усыпальница королей Авишской династии. Мон-рь, посвященный Богоматери, был построен по обету португ. кор. Жуаном I (1385-1433) после победы над кастильскими войсками в битве при Алжубарроте (14 авг. 1385). По настоянию Жуана даж Рейраша, имевшего влияние на короля, и королевского духовника мон-рь был отдан ордену доминиканцев . В 1388 г. под рук. А. Домингиша было начато строительство базилики, в 1402 г. работами стал руководить мастер Хью, прозванный Уге, вероятно англичанин, к-рому принадлежат надстройка сводов и зап. фасад, а также Королевский клуатр и зал капитула. Королевский клуатр мон-ря. XIV–XVI вв. Королевский клуатр мон-ря. XIV–XVI вв. В 1426-1434 гг. была сооружена капелла Основателя (Capela do Fundador), ставшая усыпальницей кор. Жуана и его супруги Филиппы Ланкастерской, в 1435 г. Уге начал возводить усыпальницу кор. Дуарти I (1433-1438), сына и наследника Жуана I, но в 1439 г. работы были прерваны. При кор. Афонсу V (1438-1481) был возведен 2-й готический клуатр. Работы над усыпальницей Дуарти возобновились в стиле «мануэлино» (в 1490-1516 работами руководил Матеуш Фернандиш, в 1528-1533 - Жуан ди Каштилью), но свод так и не был возведен, отсюда название Capelas Imperfeitas (Незаконченные капеллы). Тогда же галерея Королевского клуатра была украшена резными мраморными решетками (1516-1522, мастер Бойтак). В результате за полтора века сложился цельный ансамбль, соединивший в себе черты европ. (англ.) готики с декоративным богатством (позднеготические, ренессансные, мавританские мотивы) стиля «мануэлино». В 1901 г. останки Афонсу V и Жуана II (1481-1495) были перенесены из зала капитула в капеллу Основателя, в зале капитула в 1918 г. устроена могила Неизвестного солдата. В 1887 г. Б. объявлена национальным памятником, в 1983 г. внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Лит.: Correia V. Batalha. Lisboa, 1929; Chicó M. T. Dois Estudios acerca da Igreja do Mosteiro da Batalha. Lisboa, 1944; Barros C. V. Mosteiro da Batalha. Lisboa, 1964; Каптерева Т. П. Искусство Португалии. М., 1990. С. 79-95. Л. К. Масиель Санчес Рубрики: Ключевые слова: ГРОТТАФЕРРАТА греч. мон-рь в во имя Пресв. Богородицы Гроттаферратской, в наст. время греко-католич. аббатство ордена василиан ИЛИ средневек. бенедиктинский мон-рь, с XII в. кафедра еп-ства и кафедральный приорат в графстве Кембриджшир (Великобритания), с 1541 г. англикан. еп-ство

http://pravenc.ru/text/77664.html