4 святыни Чудотворный Образ Спасителя доступен для поклонения и паломничества верующих в храме Преображения Господня, г. Гомель в Беларусии. (См. Паломничество к православным святыням Беларусии). Одной из знаковых для Спасо-Преображенского храма святынь следует считать список иконы Спаса Нерукотворного, день почитания которой приходится на 29 августа. Образ Спаса Нерукотворного занимает особое место в иконописи. Традиция гласит, что известная нам икона является рукотворной копией чудесно обретенного оригинала. Согласно преданию, в 544 году н.э. два нерукотворных изображения Иисуса были найдены в надвратной нише стены города Эдессы. Когда нишу открыли, в ней горела свеча и лежал плат с чудесным изображением, которое в то же время оказалось отпечатанным на керамической плитке, закрывающей нишу. Таким образом, сразу возникли две версии изображения: Мандилион (на плате) и Керамион (на плитке). В 944 г. Мандилион перемещается в Константинополь и через два десятилетия тем же путем следует и Керамион. Согласно свидетельствам паломников, обе реликвии хранились в сосудах-ковчегах, подвешенных на цепях в одном из нефов Храма Богоматери Фаросской. Эта знаменитая церковь была также местом хранения других сопоставимых по значению реликвий. Сосуды никогда не открывались и обе реликвии никогда не демонстрировались, но списки начали возникать и распространяться по христианскому миру, постепенно приняв форму известного нам иконописного канона. После разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году, Мандилион предположительно попал в Париж, хранился там до 1793 года и исчез во время французской революции. Существует несколько версий предания о первоначальном происхождении Мандилиона. Наиболее популярное в средние века повествование гласит, что больной проказой эдесский царь Авгарь послал письмо Иисусу с просьбой приехать и исцелить его. Иисус ответил письмом, которое позже получило широкую известность в качестве самостоятельной реликвии, но оно не исцелило Авгаря. Тогда Авгарь прислал слугу-художника, чтобы тот нарисовал образ Христа и привез с собой.

http://elitsy.ru/holy/temple/13589/

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Чудо появления образа: как художники изображают монахов-иконописцев 12.10.2020 607 Время на чтение 7 минут «Икона есть наглядное свидетельство вечности, – читаем мы у монахини Иулиании (Соколовой) в статье «Православная икона». – Как некое Богооткровение, как плод духовного опыта, как предание и творение отцов Церкви, как их свидетельство вечности древняя икона несет на себе все черты небесного: неразвлекаемую молитвенную собранность, глубину тайн веры, гармонию духа, красоту чистоты и бесстрастия, величие смирения и простоты, страх Божий и благоговение. Перед ней затихают страсти и суета мира; она высится над всем в ином плане бытия. Икона есть великая святыня и по содержанию, и по форме». Показать труд иконописца, чудо появления святого образа, самого мастера, создававшего этот образ стремились и стремятся светские художники. Часто они изображают именно иконописцев – монахов – великих святых или, говоря словами монахини Иулиании (Соколовой), «благоговейных тружеников, оставшихся никому неизвестными, за смирение которых дела их рук, конечно, не были лишены благодати Божией». Почему именно монахи? Наверное потому, что в монастыре само устроение жизни больше способствует тому, чтобы следовать правилам, которые отражены в статье Стоглавого Собора 1551: «Подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабителю, не убийце; особенно же хранить чистоту душевную и телесную, со всяким опасением (…) И подобает живописцам часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещаться, и по их наставлению и учению жить, в посте, молитве и воздержании, со смиренномудрием, без всякого зазора и бесчинства». Чудо появления образа под руками иконописца стремился передать Александр Янов (1857–1918) в работе «Инок-живописец» 1885 года. Иконописец показан за работой, росписью храма. Но зрителю кажется, что образ Спасителя словно сам появляется, точнее, проявляется на стене – нимб Христа сияет золотом – светом, напоминающим нам о свете нетварном, а иконописец – просто свидетель этому. Смиренная поза иконописца подчеркивает это – он словно одновременно пишет и преклоняется. Но, когда зритель отведет взгляд от смыслового центра композиции, рассмотрит работу более внимательно, он увидит и рабочую импровизированную мастерскую – кисти, яичную скорлупу на полу (краска готовится прямо здесь). И получается, что картина изобразительными средствами формулирует смысл работы иконописца. С одной стороны, мы, глядя на образ Спасителя, словно проявляющийся на стене, вспоминаем историю царя Авгаря, плат, на котором, по желанию Христа проявился Его лик, то есть, первообраз, иконографию образа Спаса Нерукотворного… С другой – мы видим, что важен и труд иконописца, ведь иначе здесь, на стене храма, образ бы не появился, важно духовное, молитвенное состояние, мастерство.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/12/chudo_...

Сортировать по Исключить новости Спас Нерукотворный 30 мая, 2012 Происхождение иконы Спас Нерукотворный Происхождение иконы Спас Нерукотворный можно угадать по ее названию. Нерукотворный — означает, что этот образ не был написан руками иконописцы и появился в Церкви благодаря чуду. Образ Христа отпечатался на плате, которым Спаситель вытер свой лик. День почитания иконы в Православной Церкви — 29 августа. Спас Нерукотворный: значение Существует Предание, согласно которому человек, страдающий от проказы, попросил своего архивария Ханнана (Ананию) отнести Христу письмо. В письме он просил спасителя прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь попросил архивария принести хотя бы образ Спасителя, если Сам Он не сможет явиться. Ханнан увидел Христа, когда Того окружала плотным кольцом толпа. Он понял, что не сможет пробиться сквозь нее и взобрался на высокий камень, чтобы написать образ Спасителя. Иисус увидел это, попросил воды умыться и вытер свой лик платом. К удивлению Ханнана на плате отобразился образ Христа. Он подошел к Ханнану и отдал ему плат с ответным письмом, где говорил, что не может пойти в Едессу, так как Ему надлежит исполнить то, для чего Он был послан, но вместо Него придет его ученик. С помощью плата Авгарь исцелился от проказы, но ее следы оставались на его лице, пока однажды, после Пятидесятницы, в Едессу не вошел апостол Фаддей. Святой апостол исцелил Авгаря окончательно и крестил его. Авгарь же взял плат Христа и прикрепил в нише над городскими воротами, вместо стоящего там языческого идола. К сожалению, один из потомков Авгаря стал язычником и попытался уничтожить Спас Нерукотворный, епископам пришлось спрятать икону с зажженой перед ней лампадой в городской стене. Спас Нерукотворный стал символом силы веры, благодаря которой даже плат Иисуса был целительным для человеческого недуга, но речь шла не только о физических недугов. Господь исцелил и тело и душу Авгаря за его веру в спасительную силу Господа нашего Иисуса Христа. Молитвы образу Спас Нерукотворный

http://pravmir.ru/spas-nerukotvornyj/

Сортировать по Исключить новости Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий… Нерукотворный образ Спаса, Туринская плащаница, благодатный огонь, материальные святыни христианства… Множество раз неверующие скептики доказывали нам, что все это – легенда, подлог, фейк. 29 августа, 2012 Нерукотворный образ Спаса, Туринская плащаница, благодатный огонь, материальные святыни христианства… Множество раз неверующие скептики доказывали нам, что все это – легенда, подлог, фейк. Спас Нерукотворный… Этот образ – из тех святынь, о которых существует наибольшее количество преданий и легенд, на который противники Церкви не преминут свысока указать пальцем как на образец « народного язычества», противостоящего «духовному учению Христа»… На православном Востоке о происхождении образа Спаса Нерукотворного рассказывают так. В те дни, когда Господь с учениками ходил по Иудее, городом Эдессой в Месопотамии (ныне это город Шанлыурфа в Турции) правил царь Авгарь . Он тяжко заболел и прослышал про великого Целителя — Христа. «Взгляну на Его лик и исцелюсь!» — с верою сказал царь и послал в далекую Палестину придворного художника, чтобы тот написал портрет Христа. Художник не справился с заданием. Но Сам Иисус выручил его: умыв лицо, Он утерся платом (убрусом), и пораженный художник ахнул: на плате нерукотворно запечатлелся лик Христов… По преданию, чудесный плат – первая в истории икона Спасителя – исцелил Авгаря. Чудесный плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как великая святыня и был известен всему православному Востоку. В период иконоборчества на образ Спаса Нерукотворного ссылались защитники иконопочитания. Позднее образ был перенесен из Эдессы в Царьград, столицу восточного христианства, а оттуда похищен крестоносцами и утрачен навсегда… Но осталось много списков с дивного образа, они существуют по всему миру. Издревле любим и почитаем образ Нерукотворного Спаса у нас на Руси. Есть вариант легенды о Спасе Нерукотворном и на христианском Западе. Согласно ему, когда Господь шел по улицам Иерусалима с крестом и упал под его тяжестью, к нему подошла благочестивая иудейка Вероника (такого еврейского имени нет, но его возводят к искаженному латинскому «вера икон» — «истинный образ») и утерла лицо своим платом. На льняном плате запечатлелся лик Христов. Эта реликвия хранится в соборе св. Петра в Риме.

http://pravmir.ru/prechistomu-obrazu-tvo...

«Так гласит рассказ многих» говорит Константин, но присоединяет уклоняющийся рассказ других. Когда Иисус Христос прискорбный шёл на крестную смерть и капли кровавого пота текли по Его лицу, взял Он часть одежды одного из учеников и когда утирался, на нём отпечаталось Его божественное лицо. Фома сохранил полотно и, когда Христос вознёсся на небо, передал его, как ему повелено было, Фаддею, который должен был отнести этот не руками начертанный образ (την χειρογραφον χμορφωσιν) Авгарю, и тем исполнить то, что обещал ему Господь в своём письме. Фаддей останавливается в Эдессе сначала у иудея по имени Тови, и только через чудо хочет сделаться известным Авгарю. Он исцеляет больных через простое призывание Иисуса Христа. Когда слышит о нём Авгарь, в нём рождается надежда, что пришелец – тот самый, которого прислать к нему обещал в письме Иисус Христос; поэтому он приказывает привести его к себе. Фаддей, приближаясь, поднимает изображение на свою голову и, когда входит, от его лица исходит такое светлое сияние, что Авгарь не может вынести его; но устрашённый и, не помня об онемении своих членов, вскакивает и идёт на встречу Апостолу. Он берёт полотно, возлагает на свою голову и свои члены, и чувствует себя тот час бодрым. Проказа начинает исчезать, только на темени остаются следы. Когда Фаддей наставляет его в учении христианском и во имя Иисуса Христа возлагает руки на него, болезнь всё больше проходит, и когда он наконец принимает крещение, к нему возвращается полное здоровье и чистота; даже малейшие следы проказы исчезли с темени. Авгаря только могущество Римлян удерживает от войны с иудеями. Что рассказывает Константин о почитании, какое оказывал Авгарь этому образу и о дальнейшей судьбе его, – сюда не относится, не относится также и то, что он и другие сообщают о чудесах, какие совершались через него, преимущественно в военное время. Я опускаю также другие свидетельства, находящиеся у Гретзера, большей частью позднейшие. Константин упоминает также об отпечатке, который оставил в свою очередь заложенный впоследствии в стену в Эдессе первообраз на кирпиче, который в его время ещё существовал там. Размножение на этом не остановилось. Константин рассказывает дальше о художественной копии, которой Эдесс обманул пришедшего царя Хозроя, требовавшего первообраз для исцеления своей бесноватой дочери. Константин думает, что другой, существовавший образ, произошёл таким же образом, и замечает, что Римляне (греки) требовали выдачи всех трёх, чтобы выбрать подлинный. Вообще есть много рассказов о том, как греки овладели образом, которые собраны у Reiske 52. 53. Когда первообраз находился в Константинополе, дальнейшее отпечатление продолжалось. Гретзерь, по крайней мере, приводит свидетельство (cap. 6), по которому при Константине, по просьбе св. мужа, на первообраз наложен был одинаковой величины льняной плат, на котором явилось изображение Христа с величайшим совершенством, видимое, правда, только для него одного.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

613 Авгарь V Укама (13–57 Р. X.), царь Осроены, страны, расположенной между Тигром и Евфратом, столицей которой была Едесса. 614 Это предание и текст этих писем передает Евсевий Кесарийский (н. IV в.), который, однако, не приводит эпизод со святым ликом (Церковная история. I, 13). «Учение Аддая» (к. IV в.) является первым текстом, который содержит упоминание об этом. Во время иконоборческих споров св. Иоанн Дамаскин и отцы Седьмого Вселенского Собора ссылались на Нерукотворный Образ, дабы показать Божественность происхождения почитания святых икон. См.: Histoire du roi Abgar et de Jesus/Ed. A. Desreumeaux. Turnhout, 1993. Одновременно с этой традицией на Западе распространялось предание о св. Веронике, которая отерла лик Христа, шедшего на Голгофу. Этот плат находится в соборе Святого Петра в Риме. 615 Едесское царство действительно было первым государством, которое в результате обращения царя Авгаря VIII (197–212) официально стало христианским. 616 Прокопий Кесарийский писал, что это чудесное избавление произошло благодаря письму Иисуса, текст которого был написан на воротах города (Война с персами. II, 12). Но согласно историку Евагрию Схоластику (Церковная история. IV, 27), там был выставлен именно Нерукотворенный Образ. Галльская паломница Эгерия (IV в.) во время посещения Едессы встретилась с епископом, который рассказал ей, каким образом письмо уже отражало нападения персов во времена Авгаря (Itineraire. 19//SC 21,167–69). 617 Эта вторая нерукотворная икона была впоследствии перенесена в сирийский гор. Иераполь, а император Никифор Фока, по преданию, перенес ее в Константинополь ок. 965 г. Другие нерукотворные образы упоминаются в «Синаксаре» св. Никодима под 9 и 11 августа. Согласно другому преданию, Керамион (керамида), или Спас на чрепии, т. е. отпечаток с Мандилия на черепице, чудесным образом возник тогда, когда Анания, боясь по пути язычников, спрятал последний в груде черепицы. – Прим. ред. 618 В православном храме изображение святого Мандилиона обычно находится или над триумфальной аркой (над алтарем), или над царскими вратами (между храмом и притвором).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Желая исцелится от болезни, эдесский царь Авгарь V Ухомо (в его подчинении была часть Армении) просил Иисуса Христа прийти к нему, но Спаситель прислал правителю плат со своим изображением и апостола Фаддея, который исцелил Авгаря и проповедовал христианство в Армении. «Авгарь сказал: Ты, Фаддей, делаешь все это силой Божией, и мы сами изумлены. И потому, прошу тебя, расскажи мне о пришествии Иисуса, как оно произошло, о могуществе Его и о том, какой силой творил Он все, о чем я слышал» , — повествует о начале христианской проповеди в Армении церковный историк III b. Евсевий Кесарийский и Лев Диакон . Сын царя Авгаря Анак воздвиг гонение на христиан, в котором пострадал апостол Фаддей и Варфоломей, также проповедовавший христианство на этой территории. Христианство еще не упрочилось в Армении. «Согласно другому преданию Армянской Церкви, Армения считается одной из тех стран, которые были представлены в день Пятидесятницы в Иерусалиме (Деян. 2:9)» . «К концу III b. о наличии христианской общины в Армении знали христианские сообщества других городов Римской империи. Количество христиан было так велико, что в 301 г. христианство без особых усилий стало государственной религией Армении» . Путь к принятию христианства лежал через тернистую стезю войн и отстаивания своей веры перед южными завоевателями — Сасанидами. Они пришли к власти в 226 году в результате переворота в Персии, насаждали свою власть и религию в Армении. Армянский царь Традт (Тиридат) одержал победу над Сасанидами и благодаря его исцелению по молитвам верующего армянина Григория Просветителя Трдат не только сам стал христианином, но и сделал свою страну христианской. Не без кровавых распрей христианство изгнало традиционную национальную армянскую религию, связанную в основном с древнеиранскими верованиями. Григорий, получив епископство в Каппадокии, занимался распространением христианства, разрушая языческие капища и созидая церкви. Армянский историк V b. Агатангелос в своей «истории Армении» сохранил рассказ о происхождении храма св. Эчмиадзин. Сошедший Христос в окружении ангелов явился Григорию и привел его к языческому капищу Сандаромета (в Вагаршапате). «От Его удара золотым молотом возникает алтарь в ореоле огненного креста. На этом месте, указанном Господом, св. Григорий в 303 г. воздвиг храм, ставший кафедральным. Впоследствии, дабы увековечить память о чудесном видении св. Григория, храм был назван Эчмиадзин, что означает “сошел Единородный”» .

http://bogoslov.ru/article/2302835

При Благочестивейшем Государе нашем, во время Его путешествия, находился святой образ Христа-Спасителя, с особенною верою чтимый Им. Этот образ остался точно также целым и невредимым во время крушения поезда, как целою и невредимою осталась и вся Царственная Семья. По древнейшему преданию церковному, Господь наш Иисус Христос , – милосердовав о живописце Анании прибывшем в Иерусалим по поручению едесского владетеля Авгаря к Господу нашему Иисусу Христу и не могшем, не смотря на все свои усилия, начертать на хартии Божественный лик Богочеловека, – потребовал воды, умылся, взял вчетверо сложенный плат, отёрся им, и отразившееся на убрусе подобие лица Своего, образ нерукотворённый, вручил Анании для доставления Авгарю, просившему Господа Иисуса Христа прибыть к нему в Едессу и исцелить его от неизлечимой болезни. С глубокою верою в чудодейственную силу Богочеловека и Его образа принял Авгарь, принесённый ему Ананием, святый нерукотворённый образ Христов и исцелился от недуга своего. Господь наш Иисус Христос , чрез нерукотворённый образ, исцелил Авгаря. Не Господь ли же Иисус Христос, при посредстве своего нерукотворённого образа исцеливший от смертельного недуга царя едесского, – чрез посредство Своего же святого образа, спас от смертной опасности и Царя Русского и Царственное семейство Его? Не Он ли, – Спас наш, пришедший спасти мир, исполнил радости всех нас спасением Царя нашего, чрез святый образ свой, по глубокой вере в спасающую силу его Царя нашего? В день чудесного спасения жизни Царственных Путников св. церковь празднует в честь иконы Божией Матери: прежде рождества Дева. И Пресвятая Дева, и Божественный Сын Её – Богомладенец изображаются на этой иконе в венцах, как Царь и Царица неба. Богомладенец в руках своих держит знамение вседержительства, в правой – скипетр, в левой – державу. Несомненно, особенно благостно и радоствотворно бывает проявление вседержительства Христова и покрова Божией Матери в те дни, когда церковь и чада её с особенным благоговением вверяют себя Божественному промыслу и покрову Приснодевы и, прославляя их, просят себе милостей Божиих ( Пс.90 ). Не десница ли Вседержителя Христа, держимым ею скипетром, по молитвам Царицы небесной, отклонила смертную опасность от Скипетродержца, Самодержца Русского, возлюбленного Помазанника Божия?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь находится в селе Клыково неподалеку от города Козельска Калужской области. Здешние места славятся своей необыкновенно живописной природой березовые рощи, обширные поля, луга, реки Жиздра и Серена. Наверное, не случайно именно здесь расположен один из самых старинных, знаменитых и почитаемых в России монастырей - Свято-Введенская Оптина Пустынь. Монастырь в Клыково действует с недавних пор, но история обители связана с событиями, имевшими место много раньше. Там, где сегодня - село Клыково, по высокому берегу реки Серены в древности проходил путь, по которому ходили хазары, татары и князья. Здесь находилось и языческое городище, где проповедовал преподобный Кукша - выдающийся русский просветитель домон­гольской поры. Примечательны и события, пред­шествующие строительству в Клыково храма в честь Нерукотворного Образа Господня. Христианский историк Евсевий (270-338) повествовал о том, что царь Авгарь, управлявший народами, обитавшими за Ефратом, страдал тяжкой болезнью. Услышав об имени и чудесах Иисуса, он послал к нему с письмом живописца Анания " прося исцелить от болезни. Вручив послание, Ананий попытался рассмотреть лицо Иисуса и сделать наброски Но его усилия не увенчались успехом. Провидец, распознав желание Анания, призвал его к себе, потребовал воды, умылся и взял вчетверо сложенный плат, отерся им - и вдруг на этом плате отразилось подобие Его лица - начертался Образ Нерукотворный. Господь отдал плат Ананию со словами: " Иди и вручи сие тому, кто послал тебя " . Вместе с образом Господь передал для Авгаря письмо. " Блажен ты, Авгарь, что уверовал в Меня, не видав Меня. Ибо писано о Мне, что видевшие Меня не уверуют в Меня, дабы невидевшие уверовали и были живы... " Авгарь с благоговением принял Нерукотворный Образ Спасителя и тотчас исцелился. И велел поставить Образ над городскими воротами. На место стоявшего там эллинского божества, приказав, чтобы все проходящие через эти ворота поклонялись Образу. Не однажды икона спасала город Эдессу от осады вражескими войсками.

http://sobory.ru/article/?object=07217

Израильский народ получил во второй Заповеди категорический запрет почитания иных богов и их изображений. Это предопределило отсутствие иконопочитания в Израиле, в иудаизме, а позднее – в исламе. Цель этого запрета ясна: единобожие Израиля подвергалось могучему влиянию языческой идолатрии окружающих народов, и надо было устранить малейшую возможность отклонения от почитания истинного Бога. Поводом для отклонения могло стать изображение человека, животного, даже растения и т.п. Единственным исключением были фигуры херувимов, по повелению Божию Моисею, помещенные во Святое святых над ковчегом Завета ( Исх. 25:18–21 ; Евр. 9:3–5 ). Существует два предания о происхождении нерукотворного образа Спасителя. Согласно восточному преданию, у Эдесского царя Авгаря было полотенце с изображением лика Спасителя, возникшее в тот момент, когда Господь приложил его к Своему лицу. Второе предание, западное, говорит о женщине по имени Вероника. Пожалев Христа, несшего тяжелый крест на Голгофу, обливаясь кровавым потом, она дала Ему полотенце (плат). Когда Спаситель, отерев лицо, вернул плат Веронике, она увидела на нем изображение (отпечаток) лика страдающего Господа. Обе версии заслуживают доверия: царь Авгарь – историческая личность, и обстоятельства возникновения изображения на плате Вероники кажутся естественными, т.к. сопряжены с историческими фактами. Характер сверхъестественного изображения подчеркивает отмеченную выше невозможность создать изображение естественным путем с применением красок и кисти. Нерукотворный образ Спасителя в Православной Церкви уникален: его сразу можно узнать по плату, который изображается на холсте или доске вместе с ликом Спасителя. Есть множество икон Спасителя, но они не имеют особенного наименования, как свойственно буквально всем иконам Богоматери, например: Владимирская, Казанская, Скоропослушница и прочие. Необходимым условием иконопочитания является убежденность в возможности сообщения благодати от иконы. О том, что благодать может сообщаться через материальные предметы, знали евреи еще со времен Моисея и Аарона, знали и множество паломников, устремлявшихся со всего мира в Иерусалимский Храм, знали и ученики Христовы. Поэтому Спаситель говорил об освящающем действии передачи благодати от одного предмета к другому, как о чем-то само собой разумеющемся. У ев. Матфея описано стремление Христа исправить нарушение иерархии освященности, которую допускали книжники и фарисеи: «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: – если кто поклянется храмом, то ничего, а если поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! Что больше: золото или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! Что больше: дар или жертвенник, освящающий, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется престолом Божиим и Сидящим на нем» ( Мф. 23:16–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010