Библиография Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество В подстрочных примечаниях автор обычно ссылается на издание, указанное в библиографии. В том случае когда ему приходилось пользоваться разными изданиями одного и того же труда, и в примечании ссылка сделана на издание, не указанное в библиографии, то он указывает в самом примечании год этого издания. В тех случаях когда разбивка на тома указанного издания не совпадает с разбивкой основного прижизненного издания, то он указывает сначала том использованного издания и затем в скобках разделение на тома основного прижизненного издания; например: Соловьев. V (X), 214. Аввакум, протопоп. Сочинения протопопа Аввакума//Памятники истории старообрядчества XVII века. Кн. 1. Вып. 1. Л., 1927 (РИБ. Т. 39). Азарьин Симон. – см. Книга о новоявленных чудесах пр. Сергия. Акты хозяйства боярина Б. И. Морозова. Т. I—II. М.—Л., 1940—1545. Александр Б. (Боровкин, еп. Клязминский). Описание некоторых сочинений, написанных в пользу раскола. Т. I—II. СПб., 1861. Алексеев Иван. История о бегствующем священстве//Братское слово. 1889. Т. II (есть отд. издание: Ивана Àлексесеева сочинения против мнимого свящества поповцев/Изд. Н. Субботин. М., 1890); ЛРЛД. Т. IV. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. СПб., 1870. Андрей Денисов (Вторушин, кн. Мышецкий). Поморские ответы. Изд. 1-е, М., 1884; изд. 2-е, М., 1911; изд. 3-е, М., 1911; изд. 4-е, Уральск, 1911. Аполлос [Алексеев], архим. Начертание жития и деяний Никона, патриарха Московского и всея России. М., 1859. [Аполлос (Алексеев), архим.] Н. А. А. [новоспасский архимандрит Аполлос] Никон//ЧОИДР. 1848. 5. Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества [I]. СПб., 1912 (ЛЗАК. Т. 24). Барсов Е.В. Андрей Денисов Вторушин как выговский проповедник//ТКДА. 1867. Барсов Е.В. Новые материалы для истории старообрядчества XVII—XVIII вв. М., 1890. Барсов Н.И. Братья Андрей и Семен Денисовы//Православное обозрение. 1865. Барсов Н.И. Раскольничья литература новейшего времени//Христианское чтение. 1894. Т. I (есть отд. издание).

http://sedmitza.ru/lib/text/439595/

Отец Аввакум и псковский уполномоченный Как–то летом один из древних печерских стариков, сторож монах Аввакум, заявил в трапезной после вечерних молитв, что больше не будет пускать в монастырь неправославных. Хватит! Ходят по обители то размалеванные дамочки–туристки под ручку с мужиками–безбожниками, от которых за версту разит табачищем, то коммунисты с баптистами, то новоявленные экуменисты, то мусульмане в обнимку с нехристями–жидами. Надо этому положить конец! Братия не придала стариковскому ворчанию значения, но кто–то все же спросил: — А как же ты отличишь, православный идет человек или нет? Аввакум крепко задумался. Но ненадолго. — А вот кто прочтет Символ веры, того я и пущу! А нет — гуляй за воротами, нечего тебе и делать в монастыре! Все посмеялись над его словами, да и забыли. Но на следующее утро, когда монахи расходились после службы по послушаниям, они с удивлением заметили, что в обители непривычно безлюдно. Бродят и крестятся на храмы благочестивые паломники. Знакомые бабки подходят под благословение. Странники с узелками отдыхают после литургии. Юродивый бегает вокруг колодца. А вот обычные докучливые толпы туристов куда–то исчезли. Просто Святая Русь! Видно, правда отец Аввакум чудит, держит свое слово. Так оно и было. С раннего утра, заступив на дежурство у Святых ворот, отец Аввакум от каждого входящего требовал прочесть Никео–Цареградский Символ веры, составленный отцами двух первых Вселенских Соборов в IV веке. Расчет был гениально прост: любой воцерковленный православный уж точно знает этот текст наизусть. С полшестого до десяти часов утра ни у одного из пришедших в монастырь с Символом веры проблем не возникало. А вот после десяти из Пскова подъехал первый туристический автобус. Само собой, никто из советских туристов экзамен Аввакума выдержать не смог. Все только ругались да угрожали, стоя перед наглухо закрытыми воротами. Но для старого солдата отца Аввакума, закончившего войну под Будапештом, эти угрозы были просто смешны. Подъехал еще автобус. Следом подоспели интуристы… К полудню у ворот обители собралась огромная разгоряченная толпа. Ее–то и увидел из окна своей черной «Волги» приехавший в монастырь на обед к отцу наместнику главный псковский надзиратель над всей церковной жизнью — уполномоченный по делам религий по Псковской области Николай Александрович Юдин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67

Глава 6. Книга пророка Аввакума Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета   О пророке Аввакуме в его книге нет никаких сведений, ни о происхождении, ни о том, где и как он жил. Судя по буквальному содержанию пророчеств, они произнесены до нашествия вавилонян. Место книги в каноне Писания также свидетельствует о том, что ее пророчества следует отнести ко второй половине VII века. Пророк Аввакум также упоминается в книге пророка Даниила, в неканонической ее части, где описывается пребывание Даниила во рву. Ангел переносит Аввакума, несущего похлебку для того, чтобы Даниил не погиб от голода. Таким образом, если принять это свидетельство, время служения пророка Аввакума должно простираться и на время плена. Блаженный Иероним и святой Епифаний Кипрский считали, что Аввакум во время нашествия Вавилонян бежал в Аравию и потом, после того, как был уведен Иеремия в Египет, вернулся снова и проживал в Иудее с. 188]. 6.1. Первый вопрос пророка: почему зло остается безнаказанным? В первой части книги пророк Аввакум молитвенно вопрошает о том, почему Господь не карает за зло, почему злодеи процветают, а праведники страдают: « Грабительство и насилие восстают передо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда праведного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный » (Авв. 1:3-4). Объясняя происхождение этого вопроса, блаженный Феодорит Кирский пишет: «Есть люди, которые весьма огорчаются, видя благоденствие делающих неправду. И одни сомневаются в том, что Бог всяческих промышляет о людях, а другие веруют, правда, учению о Промысле, но недоумевают, почему так устрояются дела человеческие. Приняв на себя мысль последних, чудный пророк Аввакум и недоумение изъявляет, как бы сам желая дознать причину того, что бывает в мире, и предлагает решение недоумения, какое преподала ему благодать Духа» т. 30, c. 21]. Господь отвечает Аввакуму, открывая, что Он приведет халдеев, которые и покарают всех нечестивых, сокрушат и произведут наказание.

http://sedmitza.ru/lib/text/431471/

— Читай Символ веры! — все так же непреклонно донеслось с той стороны. У Николая Александровича от возмущения перехватило дыхание: — Да ты кто такой?! Ты что себе позволяешь? Я уполномоченный! Я — Юдин! Открывай сейчас же, или пожалеешь!!! — Читай Символ веры! Этот возвышенный диалог продолжался минут десять. Наконец, взглянув на часы, уполномоченный сдался: — Открой, прошу тебя! Я уже на целых четверть часа к вашему наместнику опоздал. Представляешь, как он меня сейчас встретит? За воротами повисла пауза. Видно, отец Аввакум явственно представил себе, что ждет этого несчастного. — Да, тебе не поздоровится… — с пониманием вздохнул он. Но тут же несгибаемо повторил: — Читай Символ веры! — Да не знаю я этот ваш Символ! — взмолился уполномоченный. — Что это хоть такое? Отец Аввакум снова крепко задумался и наконец принял решение. — Ну ладно, так и быть. Повторяй за мной. И из–за ворот донеслись древние величественные слова Никео–Цареградского Символа веры. — «Верую!» — возгласил Аввакум. — «Верую…» — затравленно озираясь на туристов, выдавил из себя уполномоченный. — «Во единого Бога Отца!..» — торжественно продолжил Аввакум. — «Во единого Бога Отца…» — обреченно повторил Юдин. — «Вседержителя!» — «Вседержителя…» — «Творца небу и земли!» — «Творца… небу и земли…» После того как уполномоченный Совета по делам религий по Псковской области всенародно засвидетельствовал последний догмат, заключенный в великой молитве: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь», ворота приоткрылись и пропустили чиновника в монастырский двор. Испепелив взглядом своего инквизитора и выругавшись сквозь зубы, уполномоченный бросился к настоятельскому корпусу, где его в весьма раздраженном состоянии духа встретил отец наместник. — Что ж это вы, Николай Александрович, опаздывать решили? Я уж полчаса как вас поджидаю! — недовольно укорил он гостя. — Да что обо мне?! — кинулся в атаку уполномоченный. — Это у вас тут невесть что творится! Поставили психически больного на ворота. Никого не пускает — требует ото всех читать какой–то Символ веры! Там, на площади, автобусы, туристы! Иностранцы!!! Представляете, какой скандал сейчас начнется?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67

Где же Глинчикова в Житии Аввакума ухитрилась вычитать, что « вера — это субъективный акт ответственности индивида перед Богом» , а « Священное Писание является открытой книгой, а не набором догм для заучивания» (с. 205)? Следующее затем сравнение Аввакума с Гамлетом (с. 206) — без комментариев. Однако ниже опальный протопоп уподобляется Галилею, Лютеру, Кальвину, Савонароле, Эразму Роттердамскому. Потом пишется о « концепции социального христианства» , которая принадлежит « восточно-православному (так! - Авт. рец.) отцу церкви Иоанну Златоусту» . Ну хоть бы одну цитату! Простите, уважаемый автор, но я смею утверждать, что святитель Иоанн, слава Богу, не был демократом и не было у него никакой «социальной концепции». Не было и не могло быть у святителя Иоанна и « яростных атак на западный рационализм» , как утверждает Глинчикова (с. 105). Ну а теперь о главной идее книги. Итак, Глинчикова считает, что Аввакум — русский Лютер, что он пытался осуществить русскую Реформацию и если бы она удалась, то Россия бы стала правовым гражданским демократическим государством. Общее между Аввакумом и Лютером, по мнению Глинчиковой, — индивидуализация веры. Основным лозунгом Лютера действительно являлось спасение верою, а не делами, и протестантизм индивидуализирует веру. Но где Глинчикова нашла подтверждение своему лозунгу об индивидуализации веры у Аввакума? Представления опального протопопа о вере — традиционное средневековое церковное учение, гениально поэтизированное в его Житии. Эти представления не имеют ничего общего с богословием спасения только верою у Лютера. Правда, для того, чтобы разобраться в этом, надо иметь богословское образование, иначе запутаешься. Нет, уважаемый автор, Ваша схема «притянута за волосы». Реформаторами в XVII в. были не Аввакум с братией, а Никон и Алексей Михайлович. А Аввакум — консерватор (который, впрочем, начинал как реформатор ). И своеобразная индивидуализация веры — de facto следствие литургической реформы Никона. И происходила эта индивидуализация в господствующем православии, а не в староверии. Хотя в России эта некоторая индивидуализация веры стала просто следствием секуляризации, а не экстравагантных богословских изысков, как в протестантизме. Между протестантской Реформацией и русской литургической реформой XVII в. есть еще несколько сходных моментов , но в целом, конечно, общего немного.

http://bogoslov.ru/article/363561

«Вы получили образование, и не грех ли забывать об этом? Ну что будет, если все вдруг возьмутся за половую тряпку и будут спокойно спасаться безответственным мытьем полов?» (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Псково-Печерский монастырь, 2000, с.72). Аввакум Петров. Об иконном писании//Аввакум Петров. Послания и челобитные. СПб., 1995. С.21. Аввакум Петров. Нравоучение//Там же. С.48 – 49. А заботиться о будущем в любом случае надо. «Народная мудрость говорит: умирать собираешься, а пшеничку-то сей» (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Псково-Печерский монастырь, 2000, с.161). " Воля Божия определила Вам быть матерью четырех витязей, которых Вы, а не кто другой, должны приготовить к взрослой жизни. И если определил Господь жить нам во время «компьютерное», то можем ли мы оградить детей наших от того, чем живут окружающие? Но вот смотрите: один на компьютере издает богослужебные книги, а другой – нечто непотребное. И разве под суд надо отд а вать компьютер? Сколь ко ума, такта, жи в ой любви необх о димо иметь Вам, чтобы не потерять сыновей и привести их к Богу. Какая уж тут пещера? Тут в пору самой сесть за компьютер, чтобы говорить и о Боге на языке и на уровне понятий детей своих. Ведь компьютер-то тоже изобретен не без Божьего попущения. Бойтесь отдать детей телевизору и улице бесконтрольно " (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Псково-Печерский монастырь, 2000, сс.238-239). Во время войны с Югославией именно США предпочли разрубить интернетовские связи Югославии. Ее телефонные линии были отключены от американских спутников… По этому поводу даже западные журналисты недоумевали: по их предположаениям именно «диктаторский режим Милошевича» должен был ввести цензуру и отрезать югославов от бесцензурного общения с внешним миром, но вместо Милошевича это сделали американцы… К счастью, этого не произойдет хотя бы потому, что отношение Патриарха к Интернету другое, чем у борцов с «сетью»: «Мы завершаем век, когда с помощью современных систем коммуникаций сообщения по всему миру распространяются за считанные минуты.

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

Но все сохранившиеся источники свидетельствуют, что смоляне упорно не желали пускать на княжение в Смоленск сыновей Мстислава (Бориса) Старого. Многие историки также фиксируют происходившую в это время в Смоленске смуту По словам Голубовского, «Смоленская земля… не могла… спокойно перенести свою зависимость от полочан, с которыми теперь хозяйничал в Смоленске Святослав Мстиславич» С Полоцкой землей, возможно, был связан и Ростислав (Борис), мы видим его сына Константина витебским князем Таким образом, у Романовичей, которых многие смоляне, вероятно, воспринимали уже не как своих, а как чужих князей, было очень шаткое положение в Смоленске и поэтому они в претензиях на смоленский стол вынуждены были опираться на внешние силы — своих родственников суздальских князей и полочан. Вероятно, в гораздо более выигрышном положении находился Ростислав (Аввакум), про которого Голубовский писал, что тот «открывает собою… новый период в истории Смоленска: он начинает ряд князей, которые уже никуда не стремятся из своей земли» Ростислав (Аввакум), вероятно, также как и его отец, всю жизнь прожил в Смоленске, княжил тоже только здесь и, скорее всего, воспринимался смолянами как свой «прирожденный» государь. Зайцев установил приблизительную дату смерти князя Всеволода (Петра) Мстиславича (Борисовича) — 1239 г. По поводу правильности этой даты возникают некоторые сомнения. Кажется, было бы логичнее предположить, что если бы Всеволод (Петр) умер сразу же после начала своего княжения в Смоленске, то это событие должно быть отражено в летописи под 1239 г., сразу же после сообщения о его вокняжении. Между тем летопись молчит. Значит, с начала его княжения должно было пройти довольно значительное время, чтобы об этом событии успели забыть. Может быть, он успел покняжить в Смоленске перед своей смертью хотя бы несколько лет? Как бы там ни было, но пока точная дата смерти Всеволода (Петра) окончательно не установлена, представляется, что датировать его смерть началом 40-х гг. XIII в. было бы более верно Таким образом, с определенной степенью вероятности можно предположить, что Ростислав (Аввакум) Мстиславич (Федорович) княжил в Смоленске в 40-х — 60-х гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099825/

Тогда подошел Навуходоносор к устью печи, раскаленной огнем, и сказал: Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите! Тогда Седрах, Мисах и Авденаго вышли из среды огня. И, собравшись, сатрапы, наместники, военачальники и советники царя усмотрели, что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волосы на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них. Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего! (Дан. 3: 8–28). Помощь Пророку Даниилу В неканонической 14 главе книги пророка Даниила помещен рассказ о помощи пророку, второй раз оказавшемся во рву со львами. Согласно Преданию, Ангелом, оказавшим помощь пророку, был Архангел Михаил. Когда же Вавилоняне услышали о том, сильно вознегодовали и восстали против царя, и сказали: царь сделался Иудеем, Вила разрушил и убил дракона, и предал смерти жрецов, и, придя к царю, сказали: предай нам Даниила, иначе мы умертвим тебя и дом твой. И когда царь увидел, что они сильно настаивают, принужден был предать им Даниила, они же бросили его в ров львиный, и он пробыл там шесть дней. Во рве было семь львов, и давалось им каждый день по два тела и по две овцы; в это время им не давали их, чтобы они съели Даниила. Был в Иудее пророк Аввакум, который, сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жрецам. Но Ангел Господень сказал Аввакуму: отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум сказал: господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего. И воззвал Аввакум и сказал: Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе. Даниил сказал: вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя. И встал Даниил и ел; Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место. В седьмой день пришел царь, чтобы поскорбеть о Данииле и, подойдя ко рву, взглянул в него, и вот, Даниил сидел. И воскликнул царь громким голосом, и сказал: велик Ты, Господь Бог Даниилов, и нет иного, кроме Тебя! (Дан. 14: 28–41). Грешница, ставшая святой

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Наверное, кому–то из руководящих товарищей все это показалось ненормальным. Чтобы исправить ситуацию, в один прекрасный день в этом заповедном уголке решили разместить «химиков». Так в те годы называли уголовных преступников, которым после тюрем и лагерей надлежало провести еще несколько лет в спецпоселениях. Эти «новоселы» сразу привнесли в жизнь города свои нравы. Начались драки, матерщина, поножовщина, невиданное здесь ранее воровство. Дошло до того, что грабители принялись кружить вокруг монастыря, обирая паломников. Однажды несколько бандитов явились в монастырь, к Святым воротам. Приставив нож к горлу сторожа отца Аввакума, они потребовали на следующий день принести им сто рублей. Аввакум со всех ног примчался к отцу наместнику. — Что хочешь со мной делай, отец наместник, а я больше туда дежурить не пойду! — вопил дед. Отец Гавриил лишь грустно взглянул на него и воздел руки к небу. — Горе мне! — воскликнул он. — До каких дней я дожил! Монах может умереть на святом послушании — и отказывается от этого. Кто умирает на послушании, сразу восходит в Царствие Небесное! Горе мне, до чего я дожил… Эти слова пронзили старика Аввакума как молния. — Прости, отец наместник! — вскричал он. — Я все понял! Да я за святое послушание… Благослови! И, получив от отца наместника благословение, Аввакум решительно зашагал к Святым воротам — умирать. Когда мы спросили, а что было бы, если бы Аввакума и правда зарезали, отец наместник спокойно ответил: — Мы бы его отпели. Слава Богу, до этого не дошло. И хотя, как стало известно, наместник предпринял все меры для того, чтобы Аввакум остался жив и невредим, старый схимник конечно, не потерял награды своей. Как говорили святые отцы, Господь принимает не только наши дела, но даже искренние намерения и решимость. Дисциплинарное послушание наместнику в монастыре для всех нас было безусловным и само собой разумеющимся. Именно, подчеркну, безусловным, сколь это ни покажется светским людям странным, глупым и нелепым. Даже у людей церковных такое прямолинейное послушание порой вызывает шок, возмущение, потоки гневных обличений. Целые тома исписаны на тему абсурдности и вреда послушания. Это не вина просвещенных авторов подобных сочинений. Просто они не понимают, что в монастырях своя жизнь, подчиненная особым законам. Цель и смысл этих законов далеко не все могут ощутить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67

Тут и наместник заволновался. Он немедля послал отца эконома разобраться и навести порядок, а Аввакума сейчас же доставить в наместничий кабинет для расправы. Когда Аввакум вошел в обеденную залу, уполномоченный усилиями отца наместника, а также с помощью обильных яств и французского коньяка, был несколько успокоен. Увидев сторожа, отец наместник гневно привстал в креслах. — Ты что там устроил?! Без благословения, самочинно порядки свои в монастыре наводишь?! А вот самочиние — это действительно тяжкий грех для монаха. Отец наместник был здесь совершенно прав. И Аввакум мгновенно этот свой грех осознал. Он решительно шагнул к столу и бросился отцу Гавриилу в ноги. — Виноват! Прости, отец наместник! — Убирайся вон, самочинник! — загремел над ним наместник и даже отпихнул Аввакума сапогом. Уполномоченный мстительно торжествовал. Когда он уехал, наместник снова потребовал к себе Аввакума. Тот, лишь войдя, сразу повалился в ноги. Но отец наместник вызвал его совсем не для выговоров: — Ладно, молодец! На вот, бери! — добродушно проговорил отец Гавриил и сунул Аввакуму бутылку «Наполеона». В тот вечер Аввакум и еще несколько старых монахов, бывших солдат, с удовольствием попробовали, что такое знаменитый наместнический коньяк. Черный пудель Казалось бы, что интересного и важного может произойти на освящении квартиры или дома? Но и во время такой скромной службы люди пусть ненадолго, но все же предстоят пред Господом Богом. А этого достаточно, чтобы для тех, кто пока еще далек от Церкви, порой вдруг открылись совершенно поразительные, неизведанные горизонты. В жизни каждого человека — однажды, а может быть, и несколько раз, — но непременно произойдут события, которые, как ни старайся, с рациональной точки зрения истолковать невозможно. Впрочем, если уж очень хочется себя пообманывать, то можно счесть подобные случаи невероятными совпадениями или даже болезненной фантазией. Правда, если у такой невообразимой истории были и другие свидетели, дело осложняется. Но и тут есть шанс представить все случившееся, скажем, как коллективную выдумку, химеру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010