[лат. incapacitas], такое состояние, при к-ром хиротония безусловно недопустима. Получение хиротонии, дающей возможность осуществлять нравственно-руководящую и освящающую роль Церкви, возможно при наличии определенных условий, установленных каноническим правом. Отсутствие того или иного из требуемых духовных и физических качеств (irregularitas) составляет препятствия для совершения такого акта, напр. недостаток возраста, недостаток нек-рых физических свойств, недостаток знаний, недостаток веры и др., а также отпадение от веры, ересь, оскопление себя и др. плотские грехи; виновные в них по древним церковным правилам подвергались публичному покаянию . По древнему каноническому праву, кто раз подвергся покаянию, тот навсегда лишался возможности рукоположения в церковно-иерархические степени (подробнее см. Препятствия к Священству ). Эти «неправильности», хотя и являются препятствиями к совершению хиротонии, обусловленными различными недостатками и причинами, все же не имеют безусловного характера. Это означает, что при наличии таких препятствий к Священству в порядке икономии допускается диспенсация и совершенное таинство хиротонии признается действительным. А. н. с. в отличие от них является непреодолимой и безусловной, и если рукоположение в таком случае все-таки исполнено, то оно признается недействительным. А. н. с. устанавливается в 2 случаях: 1) если лицо не является действительным членом церковного об-ва, получившим через правильно совершенное Крещение общую церковную правоспособность, т. е. некрещеные или получившие Крещение в об-вах, совершение таинства Крещения в к-рых не признается Церковью действительным (Устав РПЦ XI, 24а; ср. CIC can. 1204); 2) женщины безусловно отстраняются от принятия рукоположения на церковно-иерархические степени (1 Тим 2. 11-14). Но это не препятствует им занимать церковно-служебные должности: каноны допускают на них женщин - диаконис (Рим 16. 1; I Всел. 19; IV Всел. 15), катехизаторш, в мон-рях игумений , настоятельниц (О монастырях и монашествующих. II 13//Собор, 1918. Определения. Вып. 4. С. 33). РПЦ законодательно подтвердила право «женщинам участвовать в Приходских Собраниях и Приходских Советах и занимать должности церковных старост», сверх того предоставила им «1... а) право участия в Благочиннических и Епархиальных Собраниях и б) право занимать должности во всех епархиальных просветительных, благотворительных, миссионерских и церковно-хозяйственных учреждениях, за исключением Благочиннического и Епархиального Советов и учреждений судебных и административных, и 2. В исключительных случаях допускать женщин к исполнению должности псаломщика со всеми правами и обязанностями штатных псаломщиков, но без включения в клир» (О привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения//Там же. Вып. 4. С. 47).

http://pravenc.ru/text/62496.html

Мартин Лютер перевернулся бы в гробу, если бы услышал подобную ересь на его взгляд. Как известно, Лютер считал, что грешный человек не имеет никакой свободы воли. Он был убеждён, что б ольшая часть событий в жизни человека, в том числе его спасение, является абсолютно детерминированным процессом. И протестантизм по большему счёту разрушил ту средневековую свободу, тот светлый средневековый мир, где человек мог быть свободным. Протестантизм наложил оковы детерминизма, в том числе детерминизирующего капитализма на европейское общество. Странным выглядит игра патриарха Варфоломея с ценностями Великой французской революции — свободой, равенством, братством. Неужели он не знал, что это за свобода, в ком братство и перед кем равенство? Неужели он забыл страшные кощунства во времена Великой французской революции, пляски на престолах и блудницу на престоле Нотр-де-Дам, не только попрание священства, но и поругание идеи Бога, как таковой? Он заявляет, что «непринятие этих идей западным христианством во многом объяснялось антиклерикальной направленностью представителей эпохи Просвещения, считавших религию пережитком Средневековья. Однако существовали объективные причины этой полемики, связанные с отличающейся антропологией и различиями в понимании свободы». Да, действительно это было. Представления о человека как о «Tabula rasa», как о «чистой доске», о его начальной безгрешности и его первоначальных правах и сформировали современную либеральную парадигму, в которой подлинное церковное учение о человеке имеет мало общего, если вообще имеет что-то общее. Заигрывание патриарха Варфоломея с сантихристианским либерализмом выглядит в высшей степени печально. Его так сказать Святейшество в ряде случаев погрешает против истины, говоря, что свобода веры является главной ценностью Евросоюза. Но я считаю, что в ЕС постоянно попирается свобода веры. Одно из проявлений: закрытие храмов в большинстве стран Евросоюза под предлогом эпидемии коронарного вируса. Но и до этого целый ряд антихристианских манифестаций свидетельствует о том, что для Евросоюза свобода веры не является одной из главных ценностей. К сожалению, патриарх Варфоломей делает целый ряд заявлений относительно Константинопольского патриархата, которые не соответствуют действительности. Например, это: «Мы горячо призываем представителей современного мира перестать ассоциировать Православие с сопротивлением модернизму, консерватизмом, традиционализмом и этнополитикой, а также с непринятием прав индивидуума и индивидуализма, и с неспособностью принять светскую этику и светское государство».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/08/iu...

Абсолютно не могут быть посвящаемы в клир следующие лица: некрещеные, женщины, женатые, гермафродиты и противящиеся посвящению. Относительная неспособность разделяется на два вида: А – irregularitas ex defectu и В – irregularitas ex delicto. А) Виды irregularitas ex defectu следующие: 1) defectus etatis – недостаток возраста; для посвящения в низшие степени возраст каноническими правилами не определяется, но он может быть определен в государственном законодательстве; для посвящения же в высшие степени требуется minimum 23 года для посвящения в сан диакона, 25 лет для посвящения в сан священника и 30 лет – в епископа. Исключение может быть дано только папой, 2) defectus natalium legitimorum – внебрачные не могут вступать в клир; но поступившие в монастырь или узаконенные через subsequens matrimonium могут вступать в клир, 3) defectus corporis – телесный недостаток, 4) defectus animi – недостатки умственных способностей и т. п., 5) defectus sacramenti matrimonii – двоеженство и вступление во второй брак препятствует вступлению в клир, 6) defectus scientiae – недостаток образовательного ценза 38 , 7) defectus ridei – новокрещеные и крещеные в тяжких болезнях не могут вступать в клир, 8) defectus libertatis – не могут быть причислены к клиру лица, не пользующиеся гражданскими правами. В) Второй вид относительной неспособности есть irregularitas ex delicto. Под delictum здесь разумеется всякое деяние, которое влечет за собой бесславие (infamia), на основании церковно-государственных законов. В источниках указаны следующие преступления: 1) crimen apostasiae, haeresis, simoniae; 2) abusus ordinis – отправление обязанностей, свойственных только лицу высшей степени священства, лицом низшей степени, вступление в брак после посвящения; 3) abusus baptisti – неправильное крещение; 4) irregularitas propter mulitationem et homicidium – лица, совершившие убийства или содействовавшие убийству, вообще проливавшие кровь человека, даже хирурги и бывшие на войне не могут быть принимаемы в клир (правило это не распространяется, однако, на лиц, совершивших убийство при необходимой обороне).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Рукоположение совершают только епископы как преемники святых апостолов. Рукополагающий епископ должен быть православным. Если же он получил архиерейскую хиротонию, то для положительного решения вопроса о действительности совершенных им рукоположений, безусловно, требуется, чтобы схизматической 43 иерархией сохранялось апостольское преемство и чтобы отступления отделившейся общины от православного вероучения не касались основных догматов. Право окончательного решения вопроса о возможности присоединения инославных клириков к Православной Церкви принадлежит всегда ее суду. Ныне наша Церковь признает действительность хиротоний, совершаемых в Католической, Старокатолической и Нехалкидонских Церквах. Требования к кандидату священства. Препятствия к посвящению. Священнослужители являются духовными руководителями и наставниками народа Божия. К ним предъявляются определенные требования: кандидаты священства должны обладать глубиной и крепостью веры, высокими нравственными качествами, безупречной репутацией. Несоответствие им служит препятствием к священству. Православное каноническое право, как и католическое, различает так называемую абсолютную неспособность к посвящению (incapacitas) и неправильность (irregularitas), т. е. недостаток, служащий препятствием к рукоположению, который, однако, допускает диспенсацию 44 . В случае абсолютной неспособности рукоположение недопустимо, но если оно фактически исполнено, то все равно признается недействительным, ничтожным. Совершенно неспособны к священству некрещеные и женщины. Некрещенные лица не являются членами Церкви, а потому не могут входить в состав ее иерархии. Женщины же, по апостолу Павлу, «в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» ( 1Кор. 14:34 ). Им разрешается прислуживать в храме, петь на клиросе, управлять хозяйственными делами в приходе, служить в различных церковных учреждениях. Что же касается диаконисс и пресвитерисс древности, то они не были лицами иерархическими. Виды препятствий к священству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   В наше время женщины могут прислуживать в храме, участвовать в управлении приходским хозяйством, но для них не существует поставления в особый чин. Впрочем, между древними поставлениями во вдовы, диакониссы и пресвитериссы и поставлением в церковнослужительские степени не следует ставить знак равенства. Это было всего лишь благословением на исполнение церковного служения.    Учебно-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Киевской Духовной Академии 1912 г. Киев, 1913. С. 228.    Суворов Н. Указ. соч. С. 16.    Там же. С. 16.    Цит. по: Учебно-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Киевской Духовной Академии 1912 г. С. 230.    См. там же. С. 231 (примеч. 3 и 4).    См. там же. С. 237 (примеч. 2).    См. там же. С. 236 (примеч. 1).    См. там же. С. 236 (примеч. 1).    Там же. С. 242.    См. там же. С. 242—243.    Там же. С. 304.    Там же. С. 302.    Там же. С. 306.    Там же. С. 306.    Мышцын В. Устройство Христианской Церкви в первые два века. Сергиев Посад, 1909. С. 368.    См: Учебно-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Киевской Духовной академии.    См. С. 272.    Там же. С. 249. Требования к кандидату священства. Препятствия к посвящению... Неспособность к священству    Священнослужители являются духовными руководителями и наставниками народа Божия. Поэтому кандидаты священства должны отличаться глубиной и крепостью веры, высокими нравственными качествами, безупречной репутацией. Далеко не все христиане могут быть рукоположены или поставлены в церковнослужители. Необходимо, чтобы кандидаты священства отвечали определенным требованиям. Несоответствие их этим требованиям служит препятствием к священству.    Католическое право различает так называемую абсолютную неспособность к посвящению (incapacitas) и неправильность (irregularitas), т.е. недостаток, являющийся препятствием к рукоположению, который, однако, допускает диспенсацию (отступление от неукоснительного соблюдения закона) со стороны компетентной церковной власти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В 25-м апостольском правиле цитируется Библия : «…не отмстит дважды за едино», воспрещающая двойное наказание за один грех. В данном случае извержение из сана вместе с отлучением от церковного общения, казалось бы, служит примером отступления от этой нормы. Однако отступления нет. Дело не только в том, что симония представляет собой особо тяжкое преступление, подрывающее основы церковного строя, и потому совершивший его заслуживает самой суровой кары. Извержение из сана в этом случае само по себе не является наказанием, ибо покусившийся на приобретение благодати священства чрез подкуп или интриги не получает этой благодати. Хиротония, совершаемая по отношению к симониату, ничтожна и недействительна с самого начала. Настоящим же наказанием лжесвященнослужителя, в сущности оставшегося мирянином, является отлучение его от церковного общения. 20. Требования к кандидату священства препятствия к посвящению 20.1. Неспособность к священству. Священнослужители являются духовными руководителями и наставниками народа Божия. Поэтому кандидаты священства должны отличаться глубиной и крепостью веры, высокими нравственными качествами, безупречной репутацией. Далеко не все христиане могут быть рукоположены или поставлены в церковнослужители. Необходимо, чтобы кандидаты священства отвечали определенным требованиям. Несоответствие их этим требованиям служит препятствием к священству. Как православное, так и католическое право различает: 1) абсолютную неспособность к посвящению (incapacitas); и 2) неправильность (irregularitas), то есть недостаток, являющийся препятствием к рукоположению, который, однако, допускает диспенсацию (отступление от неукоснительного соблюдения закона) со стороны компетентной церковной власти. В случае абсолютной неспособности рукоположение недопустимо, а если оно фактически исполнено, то все равно признается недействительным, ничтожным. Этого, однако, нельзя безусловно утверждать и о рукоположении, совершенном при наличии того или иного недостатка у рукополагаемого, расцененном как «неправильность».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 25-м Апостольском правиле цитируется Библия : «… не отмстиши дважды за едино», воспрещающая двойное наказание за один грех. В данном случае извержение из сана вместе с отлучением от церковного общения, казалось бы, служит примером отступления от этой нормы. Однако отступления нет. Дело не только в том, что симония представляет собой особо тяжкое преступление, подрывающее основы церковного строя, и потому совершивший его заслуживает самой суровой кары. Извержение из сана в этом случае само по себе не является наказанием, ибо покусившийся на приобретение благодати священства через подкуп или интриги не получает этой благодати. Хиротония, совершаемая по отношению к симониату, ничтожна и недействительна с самого начала. Настоящим же наказанием лжесвященнослужителя, в сущности, оставшегося мирянином, является отлучение его от церковного общения. 21. Требования к кандидату священства. Препятствия к посвящению 21.1. Неспособность к священству Священнослужители являются духовными руководителями и наставниками народа Божия. Поэтому кандидаты священства должны отличаться глубиной и крепостью веры, высокими нравственными качествами, безупречной репутацией. Далеко не все христиане могут быть рукоположены или поставлены в церковнослужители. Необходимо, чтобы кандидат священства отвечал определённым требованиям. Несоответствие их этим требованиям служит препятствием к священству. Католическое право различает так называемую абсолютную неспособность к посвящению (incapacitas) и неправильность (irregularitas), то есть недостаток, являющийся препятствием к рукоположению, который, однако, допускает диспенсацию (отступление от неукоснительного соблюдения закона) со стороны компетентной церковной власти. В случае абсолютной неспособности рукоположение недопустимо, а если оно фактически исполнено, то всё равно признаётся недействительным, ничтожным. Этого, однако, нельзя безусловно утверждать и о рукоположении, совершённом при наличии того или иного недостатка у рукополагаемого, расценённого, как «неправильность». В целом, различение этих двух основных видов препятствий принято и в православном церковном праве.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В Ап. 25 цитируется Библия: «...не отмстиши дважды за едино» (Наум 1. 9), воспрещающая двойное наказание за один грех. В данном случае извержение из сана вместе с отлучением от церковного общения, казалось бы, служит примером отступления от этой нормы. Однако отступления нет. Дело не только в том, что симония представляет собой особо тяжкое преступление, подрывающее основы церковного строя, и потому совершивший его заслуживает самой суровой кары. Извержение из сана в этом случае само по себе не является наказанием, ибо покусившийся на приобретение благодати священства через подкуп или интриги не получает этой благодати. Хиротония, совершаемая в отношении к симониату, ничтожна и недействительна с самого начала. Действительным же наказанием лжесвященнослужителя, в сущности оставшегося мирянином, является отлучение его от церковного общения. Качества кандидата священства, препятствия к посвящению Священнослужители являются духовными руководителями и наставниками народа Божия. Поэтому кандидаты священства должны отличаться глубиной и крепостью веры, высокими нравственными качествами, безупречной репутацией. Далеко не все христиане могут быть рукоположены или поставлены в церковнослужители. Необходимо, чтобы кандидаты священства отвечали определенным требованиям. Несоответствие их этим требованиям служит препятствием к священству. Католич. право различает т. н. абсолютную неспособность к посвящению (incapacitas) и неправильность (irregularitas), т. е. недостаток, являющийся препятствием к рукоположению, к-рый, однако, допускает диспенсацию (отступление от неукоснительного соблюдения закона) со стороны компетентной церковной власти. В случае абсолютной неспособности рукоположение недопустимо, а если оно фактически исполнено, то признается недействительным, ничтожным. Этого, однако, нельзя безусловно утверждать и о рукоположении, совершенном при наличии того или иного недостатка у рукополагаемого, расцененного как неправильность. В целом различение этих 2 основных видов препятствий принято и в правосл. церковном праве.

http://pravenc.ru/text/Духовенство.html

Неспособность к священству Священнослужители являются духовными руководителями и наставниками народа Божия. Поэтому кандидаты священства должны отличаться глубиной и крепостью веры, высокими нравственными качествами, безупречной репутацией. Далеко не все христиане могут быть рукоположены или поставлены в церковнослужители. Необходимо, чтобы кандидаты священства отвечали определенным требованиям. Несоответствие их этим требованиям служит препятствием к священству. Католическое право различает так называемую абсолютную неспособность к посвящению (incapacitas) и неправильность (irregularitas), т.е. недостаток, являющийся препятствием к рукоположению, который, однако, допускает диспенсацию (отступление от неукоснительного соблюдения закона) со стороны компетентной церковной власти. В случае абсолютной неспособности рукоположение недопустимо, а если оно фактически исполнено, то все равно признается недействительным, ничтожным. Этого все же нельзя сказать о рукоположении, совершенном при наличии того или иного недостатка у рукополагаемого, расцененном как " неправильность " . В целом, различение двух видов препятствий принято и в православном церковном праве. Безусловно неспособны к священству некрещеные лица и женщины. Некрещеные лица не являются членами церкви, поэтому очевидно, что они не могут входить в состав ее иерархии. Что касается женщин, то, по слову апостола Павла, " Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит " (I Кор. 14:34). Это не значит, конечно, что женщины не могут прислуживать в храме или петь на клиросе. Не устраняются женщины-прихожанки и от управления хозяйственными делами в приходе, а также от службы в различных церковных учреждениях, не связанной со священнослужением. Что же касается диаконисс и пресвитерисс древности, то они, разумеется, не были лицами иерархическими. Виды препятствий Некоторые канонисты разделяют препятствия к священству на те, которые обусловлены недостатками рукополагаемого, и препятствия, связанные с совершением преступлений. " Другой разряд канонических препятствий, — отмечал А.С. Павлов, — имеет своим источником преступления или такие деяния члена Церкви, которые если не с точки зрения уголовного, то с точки зрения канонического права должны быть признаны преступлениями. Сюда относятся: отпадение от веры, не вынужденное муками (Апост. 62, I Всел. 10, Анкир. 3); ересь… (I Всел. 19, Каноническое послание Афанасия к Руфиану); оскопление себя и других; все так называемые плотские грехи, состоящие в нарушении седьмой заповеди Закона Божия (Апост. 61, Неокес. 9, 10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Неспособными рассматриваются лица, не принадлежащие к Церкви, а затем лица женского пола. Первая неспособность (incapacitas) ясна сама по себе: некрещеное лицо не может быть поставлено в клир. Иными словами, способным получить поставление является только член Церкви. Эта неспособность имеет абсолютный характер, т. к. она не допускает никакого исключения и автоматически влечет за собой недействительность таинства поставления. Этого характера не имеет неспособность женщин к поставлению. Она относится только к служению особого священства, особенно же к служению епископства. Что касается других служений в Церкви, то в истории женщины допускались к некоторым из них. Возможно даже, что диакониссы числились в клире. Нет никакой необходимости точно следовать установленной системе учения об условиях вступления в клир, но сам принцип систематизации того, что требуется от кандидатов в клир, может быть сохранен ради практического удобства. Самое главное — надо постоянно иметь в виду, что каноническая действительность таинства поставления не покрывает всецело действительности благодатной, а потому условия вступления в клир не всегда имеют тот абсолютный характер, который им придает каноническое право. 2. В 1–м послании апостола Петра говорится о том, что пресвитеры должны «пасти стадо Божие, какое у них, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия; и не господствуя над клирами, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5, 2–3). Пресвитеры как предстоятели церквей должны быть образом (τπος) для стада Божьего, которое им вверено. Они должны быть личным примером для того, чтобы им подражали остальные члены Церкви. Это предполагает, что моральный облик пресвитеров должен быть безупречным. Церковь предъявляет одинаковые моральные требования ко всем своим членам. В некоторых случаях она может мириться с отсутствием тех или иных моральных качеств у своих членов, не подвергая их отлучению. Но она не может допустить, чтобы те лица, которые по своему служению должны быть образцом для стада, имели бы моральные дефекты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

  001     002