Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБАЗГИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ [греч. παρχα τς Αβασγας] К-польского Патриархата с архиепископской кафедрой в Севастополисе (совр. Сухуми ), существовала в древности в Вост. Причерноморье на территории совр. Абхазии (Сев.-Зап. Грузия). В доантичную и античную эпохи данная область входила в ареал распространения колхской (западногруз.) культуры, а с VI в. до Р. Х.- в состав Колхского царства (Колхиды). На основании древнейших письменных источников (Гекатей Милетский, Геродот, Псевдо-Скилак Кариандский) можно утверждать, что в эту эпоху вост. побережье Чёрного м. заселяли колхи, а предгорья Кавказа - племена колов и кораксов. Появление с VI в. до Р. Х. греч. колоний, а позднее рим. и визант. присутствие в этом регионе долгое время определяли особенности его политического и культурного развития. Основными городами являлись прибрежные Питиунт (греч. Πιτιος, груз. Бичвинта, абх. Амзара, совр. Пицунда ) и Севастополис (греч. Σεβαστπολις, Диоскуриада классического периода, средневек. груз. Цхум и абх. Акуа); известны также г. Гиенос (близ совр. г. Очамчире), Анакопия (абх. Псырцха, совр. Нов. Афон), а также крепость Цибила (греч. Τζιβιλ, совр. Цебельда ) в Кодорском ущелье. В первых веках по Р. Х. крупнейшими политическими образованиями на территории совр. Абхазии являлись княжества апсилов (Апсилия) в юго-вост. части (в р-не р. Кодор) и абазгов (Абазгия) на северо-западе. Первое упоминание апсилов (gens Absilae) встречается у писателя I в. Плиния Секунда (Hist. Nat. VI 14), называющего также «богатейший город Питиунт». Абазги впервые упомянуты наряду с лазами, апсилами и санигами в «Перипле Понта Евксинского», приписываемом автору II в. Флавию Арриану (Peripl. Ponti Eux. XI 3), как народы, подчиненные Риму,- местные правители «получили власть» от рим. императоров: вождь апсилов Юлиан - от Траяна , Ресмаг, вождь абазгов, и Спадаг, вождь санигов,- от Адриана ; там же упоминается принадлежащий санигам г.

http://pravenc.ru/text/Абазгийская.html

Севастополис и р. Абаскос (возможно, совр. Псоу). Сообщение «Перипла» свидетельствует о возрастании политического значения Вост. Причерноморья: заключив союз с местными племенами, императоры пользовались их помощью для охраны проходивших через горные области торговых путей, а также получали от них вспомогательные конные отряды; рим. гарнизоны стояли в крепостях Питиунта, Севастополиса, Зиганы и Мохоры. В кон. III-IV в. происходит усиление Лазики; к кон. IV в. Лазское царство, находившееся под протекторатом Римской (затем Византийской ) империи, объединяет всю Зап. Грузию и включает в свои пределы княжества апсилов, абазгов и санигов. Позднее усилившиеся абазги постепенно распространяют свое политическое влияние на соседние области; в 1-й пол. VI в. они отделились от Лазики, воспользовавшись неудачным восстанием против Византии лазского царя Губаза. По свидетельству Прокопия Кесарийского (Войны. VIII 9), в это время существовали 2 политических объединения абазгов, вост. и зап. Прокопий подробно описывает деспотическое правление абазгийских правителей, их корыстолюбие и торговлю детьми, к-рых они похищали у родителей и, оскопив, продавали в Византию. При имп. Юстиниане I (527-565) в Абазгию был послан препозит евнух Евфрат, абазг по происхождению, к-рый ограничил произвол местных правителей. Вскоре восставшие абазги свергли своих вождей, после чего Юстиниан ввел в Абазгию войска, присоединив страну к владениям империи. Противясь насаждению чуждых порядков, абазги избрали новых правителей - Опситу в вост. части и Скепарну в зап.- и, призвав на помощь персов, подняли восстание; Юстиниан направил в Абазгию военные отряды, и в 550 г. возле крепости Трахеи (отождествляется с Анакопией) произошло сражение, в к-ром одержали победу превосходящие по численности силы византийцев. В VI-VII вв. Византия стремится использовать абазгов как политическую силу в борьбе за сохранение контроля над Лазикой, содействуя расширению границ Абазгии (в частности, за счет Апсилии и Сванети). С VII-VIII вв.

http://pravenc.ru/text/Абазгийская.html

Севастополис, упоминавшийся ранее как город апсилов, становится резиденцией архиепископа А. е. Абазгия была одной из первых стран Вост. Причерноморья, услышавшей проповедь христианства: согласно визант. (VIII-X вв.) и груз. (XI в.) источникам, ее просветителями были апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит (местом кончины к-рого называют Анакопию или Никопсию в Зикхии). Существует предание, приписывающее Крещение абазгов, так же как и армян, грузин и алан, св. Григорию Просветителю (нач. IV в.); послав каждому народу священника, он по истечении 30 дней крестил прибывшие к нему племена во главе с царями, князьями и вождями (общей численностью 370 тыс. чел.) около царского г. Багавана на р. Евфрат (Марр. С. 68). Отдаленная от центров империи, Абазгия традиционно служила местом ссылки: во время гонений на христиан при имп. Диоклетиане в Питиунт были сосланы мч. Орентий и 6 его братьев; в 407 г. на пути в тот же город преставился свт. Иоанн Златоуст (в Команах - близ совр. Сухуми или на малоазийском побережье Чёрного м.). Сведения о церковной истории А. е. отрывочны. Известно, что участником I Всел. Собора в Никее (325) был еп. Питиунтский Стратофил; в списках II и III Всел. Соборов архиереи из Абазгии не значатся, но в 451 г. в работе IV Всел. Собора в Халкидоне участвует еп. Севастопольский Кирконий. Из эллинизированных прибрежных городов христианство распространялось в глубь окрестной территории. В VI в., по свидетельству Прокопия, часть абазгов сохраняла приверженность языческим культам (Войны. VIII 3); учитывая, что уже с IV в. в Питиунте существовала кафедра архиепископа, это сообщение следует объяснять сложностью этнокультурной обстановки в Абазгии: видимо, какая-то часть местного населения, как и апсилы, исповедовала христианство «с давних времен» (Там же. II 29. 15), в то время как др. часть, вобравшая переселившиеся с Сев. Кавказа племена адыго-черкесского происхождения, была приобщена к христианству лишь при имп. Юстиниане I, к-рый ок. 546 г. прислал абазгам епископа и построил в Питиунте храм Пресв. Богородицы (Прокопий. Там же; Джуаншер//КЦ. Т. 1. С. 216). Списки кафедр К-польского Патриархата, относящиеся к сер. VII-IX в., но, возможно, отражающие ситуацию более раннего времени, называют А. е. с центром в Севастополисе, к-рый имел статус автокефальной архиепископии (Darrouzès. Notitiae. N 1-5, 7-8).

http://pravenc.ru/text/Абазгийская.html

В ходе этих войн усилилась династия правителей Абазгии. Уже Константин II (2-я четв. VIII в.) чувствовал себя самостоятельным правителем и скреплял свои акты вислой печатью с надписью: «Κονσταντνος Αβασγας» (Константин Абазгийский). Во 2-й пол. VIII в. его младший брат и преемник Леон I , согласно груз. источникам (Джуаншер, «Матиане Картлиса» , Вахушти Багратиони ), женился на двоюродной сестре престарелого бездетного правителя Эгриси (Лазики) Джуаншера и после его смерти получил власть над Эгриси, объединив ее с Абазгией в единое Западногрузинское (Абхазское) гос-во. Источники свидетельствуют, что вслед за обретением Зап. Грузией политической самостоятельности последовало и обособление ее церковной организации: вскоре после объединения Абазгии с Лазикой из списков кафедр К-польского Патриархата исчезает как Севастопольская архиепископия, так и Фасисская митрополия (к кон. IX в.), что связывают с образованием самостоятельной Абхазской Церкви (см. Абхазский Католикосат ). Ист.: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. СПб., 1904. Т. 2. Вып. 1; Марр Н. Я. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов св. Григорием [арабская версия]//ЗВОРАО. СПб., 1905. Т. 16. С. 63-211; Вахушти Багратиони. Описание Грузинского царства. Тбилиси, 1941. С. 145, 171 (груз.); ВДИ. 1942. 2. С. 302, прим. 9-10; /// . . , 1952. T. 4. § 2; КЦ. Т. 1. С. 36-38, 70, 106, 114, 138, 146, 157, 177, 178, 203-205, 215-251, 275-278, 351; Т. 4. С. 127, 744, 781-785, 795, 796; Кекелидзе К. С. Памятники древнегреческой агиографической литературы. Тбилиси, 1956. С. 29-60; //КЦ. Т. 2. С. 58; . - //. 1960. С. 147; // / . . , 1961. Т. 1. С. 171-172; 1965. Т. 2. С. 135; 1971. Т. 4. С. 44; Абхазия и Абхазы грузинских повествовательных источников/Пер., сост., коммент. Г. А. Амичба. Тбилиси, 1980; Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. М., 1980. С. 42-44, 65-67, 136-140 [коммент.].

http://pravenc.ru/text/Абазгийская.html

До кон. VIII в. Абазгия, подчиненная Лазике, вместе с ней находилась в политической зависимости от Византии; офиц. языком администрации и Церкви являлся греч. Сюда продолжали ссылать неугодных к-польским властям: пресвитер Феодосий Гангрский (VII в.) описал ссылку в Лазику прп. Максима Исповедника , опираясь на письмо сосланного в те же края св. Анастасия Апокрисиария В кон. VII в. до Сев. Кавказа докатилась волна араб. завоеваний ; местные правители попытались воспользоваться появлением новой политической силы, чтобы освободиться из-под опеки Византии, но в итоге столкнулись с опасностью попасть под гораздо более жестокий гнет. Стремясь к сохранению влияния в Зап. Грузии, Византийская империя выступала естественным союзником христ. кавк. народов в борьбе против завоевателей-мусульман. Ок. 710 г. имп. Юстиниан II направил спафария Льва (буд. имп. Льва III ) с миссией к аланам, побуждая их выступить против восставших абазгов; при помощи правителя Апсилии Марина и присланных из Византии войск Лазику и Абазгию удалось вернуть к союзу с империей (Theoph. Chron. P. 391-395). В 736 г. араб. полководец Мерван ибн Мухаммад (в груз. источниках - Мурван Глухой), решив покорить весь Кавказ, двинулся из опустошенной им Картли в Зап. Грузию. Преодолев Келасурскую (Великую Абхазскую) оборонительную стену (построенную не позже VI в. для защиты от нападений с юга и юго-востока), Мерван разрушил множество городов и осадил крепость Анакопию, где, как сообщает историк Джуаншер , укрепились картлийские цари Мир и Арчил с тысячным отрядом и стоял двухтысячный абх. гарнизон. Под стенами этой крепости арабы потерпели поражение и покинули пределы Зап. Грузии; победу христ. войска современники объясняли заступничеством Анакопийской иконы Богоматери («Никопеи»). В 738 г. арабы вторглись в горную зону Апсилии и область мисимиан, овладев крепостью Сидирон (букв.- Железная, совр. Цахар); захваченный в плен мч. Евстафий Апсильский , сын патрикия Мариана (Марина), отказался принять ислам и ок. 740 г. был казнен в Месопотамии.

http://pravenc.ru/text/Абазгийская.html

Notitiae 1-5 VII-IX вв. episcopatuum). В этот период название З. могло служить общим наименованием для области церковной юрисдикции кафедр Сев. и Сев.-Вост. Причерноморья. В Notitia 1 кафедра Никопсии занимает 26-е место среди автокефальных епископий (общее 64-е); в Notitia 2 - 27-е (68-е); в Notitia 3 - 35-е и отнесена к Абазгийской епархии, тогда как в З. появляется новая кафедра сугдаев (Σουγδων), занимающая 30-е место; в Notitiae 4 и 5 Сугдейская кафедра исчезает, а Никопсия в З. возвращается на 26-е место. Дж. Федальто ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 391) ошибочно относит 2 последних упоминания к Абазгийской епархии. В Notitia 7 З. и Никопсия не упоминаются; в Notitia 8 (X в.) кафедра З. расположена уже в Матрахе (Матарха, Таматарха; рус. Тмутаракань, ныне ст-ца Тамань Краснодарского края). Город являлся не зихским, а греч. центром. К этому времени сев. граница З. дошла до старого русла Кубани, близ Матрахи. Неясно, был ли Павел Зихийский, участник К-польского Собора 879 г. (Ibidem), архиепископом Никопсии или Матрахи. Титул «Зихийский» архиепископы, а с нач. XIV в. митрополиты Матрахи сохраняли до XV в. Никопсия известна как одно из мест, куда в VIII в. бежали иконопочитатели ( Stephanus Diaconus. Vita St. Stephani Junioris//PG. 100. Col. 1117). Последним по времени свидетельством о кафедре в Никопсии является рассказ Епифания Монаха , посетившего город в 815-820 гг. В «Житии ап. Андрея» Епифаний сообщает, что зихи - люди «жестокие и доныне наполовину неверующие»; он упоминает о гробнице ап. Симона Кананита в Никопсии (Греч. предания. 2005. С. 311-312). Никопсийская кафедра была упразднена или перенесена в Матраху в сер. IX в. Предание об ап. Симоне Кананите в Никопсии появилось, вероятно, под влиянием Боспора, где известия о его проповеди и погребении фиксируются с V в. ( Виноградов. 2007). Епифаний Монах упоминает о проповеди ап. Андрея в З., имея сведения о существовании там гробницы ап. Симона, спутника ап. Андрея (хотя, согласно Житию, ап. Симон остался в Абазгии).

http://pravenc.ru/text/Зихия.html

В 806 году, в год смерти Леона II (апсха Леона), столица Абхазского Царства перемещается в г. Кутаиси (до сталинских времён – г. Кутаис). Примечательно то, что во 2-й половине IX b. вновь происходит сближение Абхазской Церкви с Константинополем. Этот факт косвенно подтверждает предположение о том, что отдаление Абхазии от Константинополя во многом было обусловлено ересью иконоборчества. С торжеством Православия во 2-й половине IX в. исчезли канонические причины для разделения. Большую роль в сближении Абхазского Царства с Константинополем играла общность веры и необходимость противостоять нашествию с востока мусульман-арабов, а также помощь Византии в получении Багратом I законного престола, потерянного после узурпации власти Иоанном Шавлиани. Верховная церковная власть в это время принадлежит епископу г. Себастополис (ныне г. Сухум), состоящему в списках Константинопольского Патриархата как Архиепископ Себастопольский. Несмотря на сближение с Константинополем, Абхазская Церковь на рубеже IX–X bb. чувствует себя достаточно самостоятельной. Такое предположение можно сделать на основе исчезновения в это время из перечня епархий Константинопольского Патриархата (лат. Notitiae episcopatuum) Лазской митрополии и Абазгийской, Никопсийской архиепископий. В период правления (975–1014 гг.) Баграта III, потомка царственных родов Армении и Осетии (аланы), Абхазское Царство подчиняет Мингрелию и часть Катвелии. С правления Баграта III мы можем говорить о политическом единстве страны, « завершается история Абхазского царства как западнозакавказского политического образования, от “царства абхазов” происходит переход к " царству абхазов и картвелов”» [xxxi] . Таким образом « за все время существования Абхазского царства впервые на его престол в лице Баграта II (прим.: так нумеруется царь Баграт по абхазским династическим линиям) восходит законный, но инородный наследник. Это было чревато подменой абхазской национальной гегемонии в управлении страной– грузинской» [xxxii] , что создало социально-политические противоречия, которые впоследствии неоднократно скажутся на истории Абхазии.

http://bogoslov.ru/article/4875748

В сер. VII в. груз. земли (за исключением западногруз. царства Эгриси) были завоеваны арабами. «Защитная (охранная) грамота» ( ), выданная араб. военачальником Степанозу II, ограничивала активность как в политической жизни, так и в церковной сфере ( Сихарулидзе. 2001. С. 10-12). М. К. платил арабам дань, церковное строительство было запрещено. С 60-х гг. VII в. на протяжении почти столетия судьбу закавказских стран определяла борьба между Арабским халифатом, Хазарским каганатом и Византийской империей. Однако даже в такой политической ситуации М. К. пользовался каждым удобным случаем, чтобы распространить свое влияние за пределы Картли. Так, воспользовавшись выступлением в 697 г. визант. патрикия в Эгриси Сергия Барнукис-дзе против Византии ( Георгий Кедрене. 1963. С. 29), что дало возможность эрисмтавару Картли Степанозу III присоединить Эгриси к Картли ( Абрамишвили. 1977. С. 36), М. К. (очевидно, в этот же период) включил в свою юрисдикцию вост. епархии Зап. Грузии - Питиунтскую (Пицундскую), Эгрисскую, Фасисскую, Абазгийскую. Считается, что в то время они входили в юрисдикцию К-польского Патриархата, однако нек-рые исследователи полагают, что эти кафедры могли изначально быть частью ГПЦ ( Адонц. 1908. С. 219; Анания (Джапаридзе). 2011. С. 6-9, 277-278, 642-645). Активную политику вел М. К. и на территории Албании Кавказской, где пересеклись интересы Картлийской и Армянской Церквей. Так, на рубеже VII и VIII вв. Албанский католикос Нерсес, к-рый, по всей вероятности, был ставленником М. К., распространил среди своей паствы халкидонскую веру. В период правления в Картли царя мч. св. Арчила († 744 или 761) в христианство были обращены горцы исторических провинций Шаки в Кахети и Цукети в Албании ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 244; Мусхелишвили. 2003. С. 384-385; Папуашвили. 2008. С. 38-39). В посл. трети VIII в. положение М. К. ухудшилось - арабы учредили Тбилисский эмират Арабского халифата, к-рый охватывал центральную и юж. части Картли, включая Мцхету с ее окрестностями. В 786 г. был упразднен институт эрисмтавара Картли ( Аласания. 2007. С. 11; Она же. 2008. С. 164), что способствовало появлению новых княжеств на периферии бывш. царства Картли; в это же время в Зап. Грузии было образовано Эгрис-Абхазское царство. В лице эрисмтавара Мцхетский престол лишился покровительства гражданской власти, ослабли коммуникационные связи с периферийными церковными центрами и паствой, что привело к нарушениям в области канонических прав Мцхетского католикоса. Так, во 2-й пол. IX в. арабский эмир в обход католикоса поставил на Анчийскую кафедру своего кандидата Цкири, а влиятельный самцхийский азнаур Мириан сумел склонить архиереев Самцхе избрать католикосом его сына - свт. Арсения I Великого (860-887) и т. д. (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 286, 305).

http://pravenc.ru/text/МЦХЕТСКИЙ ...

Пение тропаря: «Благообразный Иосиф», после положения Плащаницы на приготовленном месте, будет гармонировать и с самым содержанием тропаря, в котором говорится, что благообразный Иосиф, сняв с древа Пречистое тело и обвив его чистою Плащаницею «во гробе нове покрыв, положи». Эта практика, или обряд выноса Плащаницы на вечерни, при пении стихир на стиховне, заслуживает полного внимания со стороны нынешних духовных властей и священников не только потому, что умилительная картина несения Плащаницы на головах священников, при стройном мелодичном пении возвышенных и прекрасных стихир на стиховне, производит на молящихся глубокое религиозное впечатление, которое задевает за самые чувствительные струны их сердца и вызывает у них искренние слезы, но и потому еще, что этот обряд вполне согласен с практикою Церквей восточных, от которой наша богослужебная практика находилась в полной зависимости в течение всей истории богослужения в нашей Церкви и от влияния которой, хотя и негласного, не освободилась, как показывает и описываемый нами обычай, доселе. Данная практика, будучи во многом согласна с практикою Церквей восточных, одобрялась и знаменитейшим первосвятителем русской Церкви покойным митрополитом Московским Филаретом (Моск. епарх. ведом. 1876 г. 50 стр. 441), многими русскими иерархами, издававшими своя распоряжения относительно настоящего обычая, когда вынос Плащаницы приходилось делать не праздник Благовещения, случающийся в Великую Пятницу (Литов. епарх. вед. 1877 г. 9 стр. 67; Изв. по Казан. епарх. 1877 г. 1 стр. 15; 3 стр. 64; Моск. епарх. вед. 1870 г. 14; Астрах. епарх. вед. 1877 г. 10; Яросл. епарх. вед. 1877 г. 2; Тавр. епарх вед. 1877 г. Мин. епарх. вед. 1877 г. 2, Рязан. епарх. вед. 1877 г. 14; Харьков. епарх. вед. 1877 г. стр. 168; Смолен. епарх. вед. 1877 г. 4; Сам. епарх. вед. 1877 г. 5; Тамб. епарх. вед. 1877 г. 5; Тульск. епарх. вед. 1877 г. 4) и, наконец, даже официально утверждена с некоторыми особенностями Св. Правительствующим Синодом в 1855 году особенным указом (Никольск.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В заключение трапезования о. миссионер И. М. Жаров предложил пропеть вечную память великим ратоборцам на ниве Христовой Павлу Прусскому и оптинскому старцу Амвросию, которые сослужили великую службу своим учением делу миссии. Оо. съезда пропели вечную память. После трапезы от лица участников съезда председателем и руководителем В. М. Скворцовым была послана телеграмма преосвященному Вениамину следующего содержания: „Сегодня вознесши молитвы у гробниц оптинских старцев, козельский миссионерский съезд закончил с несомненной пользой свои заседания и долгом считает принести вашему преосвященству чувства своей сыновней признательности за ваше отеческое попечение о преуспеянии миссии вверенного вам пастырства“. Его преосвященство почтил участников съезда своей ответной телеграммой такого содержания: „Сердечно благодарю глубокоуважаемого Василия Михайловича и всех протоиереев и иереев за понесённые труды в козельском миссионерском съезде; молитвенно призываю на всех Божие благословение. Епископ Вениамин“. Библиография К. П. [Рец. на:]: Критическое обозрение противо-раскольнических бесед, помещённых в епархиальных ведомостях//Миссионерское обозрение. 1902 г. 5–8. С. 145–158 В первую половину нынешнего года некоторые епархиальные издания поместили на своих страницах частицу тех бесед, которые ведутся миссионерствующей братией. По предметам эти беседы можно распределить следующим образом: 1) О вседержительстве Божием (Астраханские епарх. ведом. 1), 2) собеседования с глаголемыми старообрядцами в селе Губернском о неодолённости Церкви Христовой, её постоянном пребывании до пришествия Христа Спасителя и её постоянной святости (Екатеринбур. епарх. вед. 5), о том же предмете беседа с приемлющими австрийское священство старообрядцами в зале Екатеринославской духовной семинарии (Екатериносл. епарх. вед. 14–15), 3) „Беседы православного миссионера К, А. Картушина с защитником австрийского лже-священства К. Перетрухиным (Донские епарх. вед. 9, 10, 14 и 17), о том же предмете и с ним же беседа миссионера-свящ. С. Шалкинского в селе Орехове (Екатериносл. епарх. ведом. 9); о незаконности действий митр. Амвросия в Белой Кринице (Астрахан. епарх. ведом. 5); 4) из бесед миссионера с глаголемым старообрядцем о единоверии (Екатеринб. еп. вед. 3–4), почему именуемые старообрядцы, отделяющиеся от св. Церкви, будто бы по любви своей к старым обрядам, не присоединяются к единоверию? (там же 1–2); 5) собеседование с старообрядцами епархиального миссионера в Воскресенской на площади церкви г. Костромы 17 февраля о лице и существе последнего антихриста и о его происхождении (Костр. епарх. вед. 10); 6) о книжном исправлении, бывшем при патр. Никоне (Екатеринб. епарх. вед. 1–2); 7) о клятвах 10 соборов 1656, 1666–1667 гг. (Екатериносл. еп. вед. 6–8); 8) 6-я беседа миссионера-свящ. П. Шалкинского в селе Максимовке, Вольского уезда, с беспоповским начетчиком Т. Худошиным о перстосложении (Сарат. еп. вед. 6–7) и 9) о молении за царя (Астрах. епарх. вед. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010