Там, где отсутствует истинная вера, на ее место приходит суеверие, язычество, заигрывание с неким незнакомым, неизвестным миром, в который ты не веришь и посмеиваешься над ним, но строго исполняешь его предписания. Потому, что это точно от тебя ничего не требует в смысле ответственности. Если ты становишься христианином и начинаешь наполнять свою жизнь христианской символикой, настоящими смыслами, то эти смыслы начинают тебя менять и ты начинаешь жить ответственно, потому что невозможно по-другому. А языческие, оккультные символы ни к чему не обязывают, как кажется. Но при этом ты все равно стараешься соответствовать: надеть какую-то специальную одежду, что-то под столом прокукарекать или, наверное, сейчас надо поржать под столом, если год лошади. У кого-то год синей деревянной лошади. А у нас — год Христа. Поэтому, кто как встретит Новый год, так и проведет. Кто на кого хочет быть похожим, тот будет на того похожим. Мне кажется, что если кому-то нравится быть похожим на синюю, деревянную лошадь, то может внешне он останется человеком, но внутренне подобие приобретет. Старые новые традиции Помню, что в свое время у нас на Рождество в Москве не везде причащали, например. Как и на Пасху. Сейчас, Слава Богу, есть другая традиция, когда на Рождество причащают во всех храмах. Это очень здорово, замечательно. Появились традиции, которые были забыты. Они сейчас существуют во всех храмах и во всех приходах. Это детские спектакли. Возникли традиции, которых, наверное, не было в дореволюционной России, может быть только на Украине, на Западе — это вертепы. Не те спектакли, которые тоже сейчас как традиция прекрасным образом развивается. Но еще вертепы, которые делаются к Рождеству как образы пещеры, где родился Христос. И вот у нас рядом в храме святого князя Владимира уже несколько лет делается потрясающий вертеп изо льда. Мы позавидовали и в этом году тоже в нашем приходе сделаем вертеп, но не изо льда, а, наверное, из деревянных конструкций. И мне пришла в голову, может быть такая, немного дерзкая мысль: изобразить трех волхвов и вырезать у них вместо лиц круги. Чтобы каждый из прихожан мог сфотографироваться и почувствовать себя волхвом, приносящим свои дары ко Христу. Так что, приходите все к нам в храм. У нас будет прекрасный вертеп и каждый будет иметь возможность побыть «немного волхвом».

http://pravmir.ru/v-ozhidanii-rozhdestva...

Ум, знай свое место! В журнале «Фома» я прочёл интервью с физиком из Сарова И.Г.Жидовым. Он сказал: «Да, физики без священников – современные папуасы. В чём особенность физика? В чём его, так сказать, профессиональная болезнь? Я полагаю, что профессиональная болезнь физика-теоретика – гонор, гордыня ума. Если у него не будет гордыни ума, он не состоится как специалист. 25 марта, 2010 В журнале «Фома» я прочёл интервью с физиком из Сарова И.Г.Жидовым. Он сказал: «Да, физики без священников – современные папуасы. В чём особенность физика? В чём его, так сказать, профессиональная болезнь? Я полагаю, что профессиональная болезнь физика-теоретика – гонор, гордыня ума. Если у него не будет гордыни ума, он не состоится как специалист. ПИСЬМО в газету «Логос»: В журнале «Фома» я прочёл интервью с физиком из Сарова И.Г.Жидовым. Он сказал: «Да, физики без священников – современные папуасы. В чём особенность физика? В чём его, так сказать, профессиональная болезнь? Я полагаю, что профессиональная болезнь физика-теоретика – гонор, гордыня ума. Если у него не будет гордыни ума, он не состоится как специалист. Если он не будет уверен, что он умом дойдёт, решит любую новую задачу, которую никто до него не решал, он не состоится профессионально. А гордыня ума, как известно, самое тяжёлое искушение. Поэтому нужны люди, которые понимают эти и другие проблемы, понимают специфику деятельности. И такие люди – слава Богу – есть. На одной из исповедей батюшка меня остановил и говорит: «Ты исповедуешься, как пожилая прихожанка. Тебе Господь талант дал, родители – образование, а ты исповедуешься, как старенькая прихожанка. Что у тебя за грехи, подумай!» Пришлось напрягаться…» И вот я решил, что, наверное, тоже должен как-то иначе строить свою исповедь. Раньше мне это в голову не приходило, казалось – грех есть грех. Если я высокомерен бываю, так это не от ума, наоборот. Каждый, уверен, сталкивался с гордыней невежды. Жидов хоть умный. А глупец, который думает, что знает всё лучше всех, начинает рассуждать и судить обо всём подряд – и о космосе, и о Боге, и о Евангелии, в общем, как в стихотворении Самуила Маршака «Дурак»:

http://pravmir.ru/um-znaj-svoe-mesto/

" Существует ли " половой вопрос " в Церкви? " Реплика по поводу публикации пастырских наставлений о. Максима Козлова Андрей Рогозянский :: 05 августа 2005 Заранее прошу прощения, что по данной теме высказывается мирянин. Но, наверное, мирянам тоже известно нечто о пастырстве, как пастырям – о жизни мирян. Руководство священника есть самостоятельная задача, решения которой бывают более или менее удачными, что представляет вполне очевидную тему для рассмотрения. Если же так, тогда не должны быть совсем бесполезными или дерзкими практические наблюдения и оценки пасомой стороны, перед которой в некотором роде пастырь единственно раскрывается как пастырь, а не как собрат и коллега по " иерейскому цеху " . К сожалению, жанр рассуждений подобного рода, заметки по типу " приходское пастырство глазами мирян " у нас в Церкви никак не представлены. И на то есть понятные причины: во времена всяческих плюрализмов и демократий редкий удержится от уколов начальствующего и борьбы за права и свободы. А потому в лучшем случае мы имеем жизнеописания тех, кого можно назвать настоящими пастырями, – выдающихся духовников, старцев, подвижников; в худшем же, кухонные пересуды и какие-нибудь пасквильно-карикатурные опусы, наподобие ардовских, в которых священники изображаются уже вовсе не священниками, а кастой и кланом, увязшим в " мелочах жизни " . Тем не менее, для нашего брата актуальней всего " срединный " вопрос – не о том, какими бывают святые пастыри или, напротив, чем бывают грешны люди в рясах, но что за священники служат от нас в ближней округе и на что можно рассчитывать, а от чего поостеречься тем, кто ищет духовного руководства; что воспринимать буквально, а что поправкой на разницу в опыте и положении? Не ошибусь, если скажу: за последние годы в среде православных втихомолку получила развитие своеобразная и осторожная диалектика отношения к батюшкам, как к тем, с кем приходится держать ухо востро. Увы, часто эта потайная диалектика сводится к наружной елейности при фактическом безразличии к слову священника. Но правда и то, что разомкнутая связь между прихожанами и клиром имеет причиной практически полное отсутствие в Церкви дискуссий на тему искусства руководства прихожанами и принципов " квалификационного соответствия " священника принятой на себя духовнической и учительной роли.

http://religare.ru/2022810

Есть у сельского служения и другие особенности. Этнографам и историкам хорошо знаком термин «деревенское православие». Так называют причудливую смесь христианства и язычества, которая по сей день распространена в сельской местности. До сих пор, например, на новгородщине есть специально обученные «плакальщицы». Во время отпевания стон стоит такой, что кажется, все сейчас зарыдают. Но в конце выясняется, что плакальщица — наемная, из соседней деревни, и ремесло свое переняла от бабушки…  «Каков поп — таков и приход». Это выражение очень удачно отражает ситуацию на деревенском приходе. Если в крупном городском храме настоятелю могут помогать другие священники, катехизаторы или активные прихожане, то в сельской церкви обычно ситуация — «Сам читаю, сам пою, сам кадило подаю». Местные относятся к приезжему батюшке с недоверием, и задача священника — привлечь, заинтересовать людей. Но для этого он сам должен загореться идеей создания дружного прихода.  Немаловажно, чтобы священник сам жил интересами и трудностями своей паствы. Нередко, получив назначение на сельский приход, батюшка продолжает жить в городе, посещая вверенный ему храм лишь по выходным и праздничным дням. А прихожане воспринимают своего настоятеля как «приезжего» и вряд ли когда-то примут за своего. Ведь городскому человеку мало знакомы проблемы и чаяния деревенских жителей. Однако и священника можно понять: в сельской местности нет привычных удобств, детям негде учиться, ближайшая больница находится в райцентре… Да и денег сельский приход приносит, как говорилось выше, совсем немного. Поэтому служение деревенского пастыря невозможно без самопожертвования.  Деревенские истории Отец Роман стал священником после окончания музыкального училища и сразу был направлен в деревню. Там священник и его матушка, тоже музыкант по образованию, создали оркестр народных инструментов, который пользуется популярностью не только в родном селе, но и за его пределами. Отец Роман с супругой преподают в музыкальной школе ближайшего райцентра. Директор школы очень рад таким преподавателям и часто повторяет: «Их сюда, наверное, послал Бог»…Отца Владимира назначили на сельский приход в начале лета, когда в деревне было немало дачников. В течение нескольких служб приход собрал довольно солидную сумму, на которую новый настоятель приобрел облачения для храма и еще какие-то нужные в хозяйстве вещи. Узнав об этом, благочинный строго отчитал священника: «Что же ты зимой есть-то будешь? Лучше бы картошки купил, таких денег еще долго не увидишь»! Действительно, если бы не помощь благочинного, в ту первую зиму отец Владимир мог бы и не выжить. Зато сейчас, спустя несколько лет, в своем селе он считается главным специалистом по огородному хозяйству!

http://aquaviva.ru/journal/vot-moya-dere...

Разные люди в разное время находятся в разном внутреннем душевном и духовном состоянии, и только исходя из этого священник решает, как часто может причащаться тот или иной человек, и какое приготовление к Причастию ему необходимо. На благоустроенных приходах, где священник знает своих прихожан достаточно хорошо, иногда допускается Причастие без исповеди. Когда я служил в Москве на подворье Троице-Сергиевой лавры , многие прихожане исповедовались у меня регулярно на протяжении нескольких лет, и я понимал, когда этот человек может причащаться, а когда нет. Скажем, на Страстной седмице я всегда благословлял нашим постоянным прихожанам причащаться в Великий Четверг, в Великую Субботу и в Пасхальную ночь. И тогда в Субботу и на Пасху они не исповедовались, если только за это небольшое время не происходило что-то такое, что отягощало совесть человека, что препятствовало ему с душевным миром подойти к Евхаристической Чаше. Выходил исповедующий священник, исповедовал тех, кто приходит редко и пришел именно на Пасху, а основная масса постоянных прихожан, тот костяк, который есть в каждом приходе, причащались на Пасху без исповеди. И я убежден, что это абсолютно нормально. Но, с другой стороны, есть еще такая вещь, как привычка, и она может сыграть с человеком очень плохую шутку. Потому что человек привыкает ко всему, в том числе и к святыне. Есть где-то, наверное, особые люди, которые всю свою жизнь горят, как факел, и могут не поддаваться привычке, не терять благоговения, горения на протяжении многих лет и десятилетий. Но, честно говоря, они встречаются очень редко. — Да, человек привыкает к святыне, к Причащению. Но к исповеди он тоже привыкает. И от тех, кто считает исповедь перед Причащением необязательной, сегодня часто можно услышать: «Покаяние, перемена ума это шаг " разовый " … Частая исповедь это профанация покаяния». — Человек привыкает и к исповеди, безусловно. Но должен сказать, что многие сегодняшние дискуссии в Интернете инфантильны до крайности: «А как же так, мне не интересно. Я ничего не чувствую… Надо все изменить под меня, любимого, чтобы мне стало интересно и комфортно в Церкви». Такие заявления следствие чудовищной инфантильности. Мы хотим, чтобы те или иные таинства «работали» в нас без нашего усилия, но так не бывает.

http://patriarchia.ru/db/text/2987899.ht...

Воскресный день. Над пляжем Копакабана периодически слышны удары колоколов. Звонят католические соборы, звонят и в православном храме. Литургия здесь начинается в 9:30. Как и в России, в бразильском православном храме нет скамеек. Однако во время проповеди священника здесь принято сидеть прямо на полу, практически полностью застеленном коврами. В храме также нет хора. Супруга отца Бенте читает часы и апостол, а все без исключения прихожане под ее руководством поют за богослужением. Для этого на входе можно взять брошюру с текстом Литургии. Естественно, на португальском языке. Я пристраиваюсь к хору прихожан и тоже пою, не зная практически ни слова на этом языке, благо, текст в книжке написан, а практически все мелодии совпадают с распевами, принятыми в России. Естественно, и чин Литургии полностью совпадает. После богослужения мы знакомимся с прихожанами. Наше общение проходит за чаепитием. А поскольку на улице тропическая жара, чай бразильцы пьют исключительно холодный. В бразильском приходе существует особая атмосфера семейности, как и в апостольские времена, когда в христианскую веру обращались целыми домами, то есть семьями. Дети, родители, внуки — все приходят в храм вместе. Прихожанка по имени Мириам Джувино — человек в Рио довольно известный. У нее собственная продюсерская компания, связи в культурных и музыкальных кругах, арт-проекты, мюзиклы, концерты… «Мы никогда не осуждаем наших братьев по вере — католиков, рассказывает Мириам, — но мы сделали свой выбор в пользу православия, и мы счастливы». Много расспрашивают о России. Из двух десятков присутствующих в трапезной прихожан лишь единицы были в Европе, и никто — в нашей стране. Кто-то высказывает мысль, если в России так много прекрасных храмов и древних икон, наверное, там и проповедь не нужна? Ведь одно дело — храм у подножия фавелы, и совсем другое — величественные соборы посреди русских городов! «Увы, — отвечаю я на искренние вопросы. — Проповедь православия нужна России не меньше, чем Бразилии. Вы не поверите, но православным в России есть чему у вас поучиться».

http://pravmir.ru/krest-nad-kopakabanoj/

– Ваш приход помогает больным детям, которые приезжают лечиться в Италию из Украины и других бывших советских республик. В чем эта помощь заключается? – Это тоже одна из важных и интересных страниц нашего служения. Приехав в Италию, я узнал, что многие дети из Украины, Грузии, Киргизии, России лечатся от лейкемии в городе Монза, и начал их посещать, причащать, рассказывать им Закон Божий. Когда у нас не было храма, мы служили в часовне этого города. В этом году посчастливилось проведать парня в Житомирской области, который мне прислуживал, пономарил во время Божественной литургии в больничной часовенке в Монзе. Сейчас он дома, вылечился, я был счастлив его увидеть. Благотворительная ярмарка      Потом наше служение развилось в такую сеть во многих городах. А сейчас мы организовываем благотворительные ярмарки и передаем средства в Украину для лечения деток. Мы также помогаем беженцам, присылаем много вещей в виде гуманитарной помощи. – Вы много лет служили в Киево-Печерской Лавре. Наверное, скучаете по ней? – Конечно, очень сильно скучаю. Когда я приезжаю, чувствую легкость, радость, все забывается. Совершенно иные ощущения. Конечно, Милан, его святыни важны, но Лавру ничем не заменишь. Кстати говоря, наши посещения святынь в Милане напоминают самим миланцам, каким богатством они располагают. Настоятель в базилике святого Виктора говорил: «Как хорошо, что вы приходите и помогаете моим прихожанам сердечно молиться у святыни». – Не возникает ли конфликтных ситуаций или проблем в окружении католических приходов? – Итальянцы очень гостеприимны, в основном благожелательно настроены и поощряют деятельность наших приходов, которые помогают им возрождать христианскую жизнь. В 2006 году, когда я приехал в Италию, второй конфессией страны было мусульманство, а через несколько лет благодаря нашей диаспоре православные заняло это место, чему католики очень обрадовались. Они ищут пути сближения с православными. Беседа с прихожанами      Миссия Православной Церкви продолжается, и я всегда говорю своим прихожанам: «Не забывайте, что это наша миссия, мы не случайно здесь, мы призваны помочь Западной Европе справиться с секуляризмом». Это очень большая проблема Европы, люди теряют веру, особенно молодежь, храмы пустеют, детям некому передать веру. А там, где есть наши приходы, где их жизнь развивается, они сами свидетельствуют об этом.

http://pravoslavie.ru/94114.html

Поэтому нужны люди, которые понимают эти и другие проблемы, понимают специфику деятельности. И такие люди - слава Богу - есть. На одной из исповедей батюшка меня остановил и говорит: " Ты исповедуешься, как пожилая прихожанка. Тебе Господь талант дал, родители - образование, а ты исповедуешься, как старенькая прихожанка. Что у тебя за грехи, подумай! " Пришлось напрягаться... - С одной стороны, сегодня много говорят о том, что большинство ученых - были и есть -люди верующие. С другой, существуют данные социологических опросов, которые свидетельствуют, что это не совсем так в среде современных ученых. Что в этой связи можно сказать о вашем институте? Какова ситуация? И.Жидов: Не путайте ученых, которые получают принципиально новое знание, занимаются высокой теорией и тех, кто (утрирую) из формулы создает конкретные предложения. Первых не так много и они, как правило, были и остаются людьми верующими. Но, повторяю, речь идет о людях, формирующих принципиально новое знание: Коперник, по-своему верующий Эйнштейн и многие другие. Сейчас настолько размылось понятие " ученый " , что даже просто ремесленник от науки, сродни средневековому ремесленнику, просто открывающий книжку или вызывающий формулу из компьютера и подставляющий туда цифры, тоже считается ученым. Ученый - создатель принципиально нового знания. Такие люди в подавляющем большинстве - верующие, как ни странно. Я не знаю атеиста, создавшего какую-нибудь физическую теорию. Что касается нашего института - не стоит идеализировать Саров. По-настоящему верующих людей среди сотрудников института не так много. БАТЮШКА СЕРАФИМ - И все же вернемся к основной теме нашего разговора: преподобный Серафим. Наверное, у вас, живущих в Сарове, есть какое-то свое, особенное ощущение Серафима Саровского, свои истории, связанные с Саровом и с Преподобным. Можете поделиться? И.Жидов: У меня в жизни был весьма примечательный случай, связанный с моим переездом в Саров. Моя тетушка прожила девяносто пять лет, умерла от простуды. Необыкновенно здравомыслящая, прекрасный почерк, гимназию кончила, замужем была за настоящим лейб-гусаром. Когда я приехал работать в Саров, она мне писала. Естественно, куда - никто не знал - просто был адрес почтового ящика и все. Никто не знал, где я работаю. И вот в одном из первых писем от нее я читаю: " Игорь, ты в Сарове что ли? " Представьте: это все в ситуации полной секретности, когда никто ничего не знал, и когда самые близкие родственники понятия не имели, где я...

http://foma.ru/fiziki-bez-svyashhennikov...

– Вот еще чего я не могу понять, – сказал лейтенант. – Почему ты – именно ты – остался, когда другие бежали? – Не все бежали, – сказал священник. – Но почему ты-то остался? – Однажды, – сказал священник, – я сам задал себе такой вопрос. Дело в том, что не сразу встает перед человеком выбор между двумя путями – вот этот хорош, а этот плох, – поэтому легко запутаться. В первый год мне как-то не верилось, что надо бежать. Ведь церкви сжигали и раньше. Сами знаете, сколько раз это бывало. И я подумал: останусь, ну, скажем, еще на месяц, посмотрю, может, все образуется. Потом… вы и не представляете себе, как быстро летит время! – Стало совсем светло, дождь кончился; жизнь идет своим чередом. Полицейский прошел мимо двери и с любопытством заглянул в хижину. – Знаете, до меня внезапно дошло, что на много миль вокруг нет больше ни одного священника. Закон о вступлении в брак доконал их. Они бежали – и правильно сделали. Был у нас один священник, который всегда осуждал меня. Я, знаете ли, болтун, вечно трепал языком. Он говорил – и правильно говорил, – что я бесхарактерный. Он бежал. Может быть, это смешно, но я почувствовал себя как когда-то в школе. У нас там был великовозрастный задира, который долгие годы наводил на меня страх, в конце концов его выгнали. И мне уже не надо было считаться с чьим-то мнением. Прихожане – те ничего. Прихожане меня любили. – Он улыбнулся, покосившись на скорчившегося янки. – Ну, дальше? – хмуро сказал лейтенант. – Так вы, пожалуй, все обо мне узнаете, – с нервным смешком сказал священник, – к тому времени, как я… сяду в тюрьму. – И хорошо. Надо знать своих врагов. – Тот священник был прав. Как только он скрылся, я совсем сдал. Так и пошло – одно за другим. Я стал пренебрегать своими обязанностями. Стал пить. Мне, наверно, тоже надо было бежать, потому что мною овладела гордыня, а не любовь к Богу. – Он, сгорбившись, сидел на ящике – маленький, щуплый, в поношенной одежде мистера Лера. Он сказал: – Гордыня свергла ангелов с небес. Хуже гордыни ничего нет. Мне думалось: вот какой я молодец – остался, когда все другие бежали. А потом я решил, что такому храбрецу можно жить по своим законам. И перестал поститься, перестал служить мессы. Уже забывал читать молитвы. И вот однажды, пьяный, томясь одиночеством… ну, знаете, как это бывает, я зачал ребенка. Всему виной моя гордыня. Я возгордился, потому что не убежал. Проку от меня было мало, но я не убежал. Да, проку было не очень много. До того дошло, что в месяц и сотни причастников не набиралось. Если бы я уехал, я причастил бы в десять раз больше. Вот как человек может ошибаться – думаешь, что если тебе трудно, если грозит опасность… – Он слабо взмахнул руками.

http://azbyka.ru/fiction/sila-i-slava/?f...

Присоединить, пусть номинально, " зарубежников " в рамках неофициальной государственной программы по расширению влияния современной России за границей – благое дело. Использовать в недалекой перспективе их собственность и инфраструктуру – тоже неплохо. А вот всерьез считаться с мирянами или представлять на соборах подробные финансовые отчеты никому в нынешнем руководстве РПЦ не надо. И дискуссий на соборах между архиереями тоже не надо. А того, кто будет особо этого хотеть, не подпустят к микрофону. На сей счет опыт велик. Впрочем, понимают это и в РПЦЗ. Поэтому вместо красивого объединительного собора получился конфуз. Даже магия личности президента России, обратившего взгляд на вечных аутсайдеров, обещанные спонсорские средства и практические соображения о " вымирании " церкви без притока новых прихожан не решили принципиальных противоречий между " белым " (а теперь это и " западный " ) и " советским " менталитетом. И торг, которым завершились РПЦЗ-шные мероприятия в Сан-Франциско, подчеркивает это особенно ясно. " Ну вы хотя бы формально скажите, что назначать епископов по согласованию с чекой и стучать на прихожан – плохо, а то у нас не все вам верят " , – просят с одного берега Тихого океана. " Будете лапочками, закроете свои приходы в России – мы вам дадим в управление наши в тех странах, где мы вам же в пику их открыли " , – отвечают с другого. Наверное, на чем-нибудь они сторгуются. Но РПЦЗ как ментально иной части Русской церкви суждено еще долгое и по сути абсолютно самостоятельное существование. Кроме тех моментов, когда ее будут звать к хозяину. СМ.ТАКЖЕ сюжеты: Диалог РПЦ с Русской Зарубежной Церковью Ситуация вокруг Сурожской епархии ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 28.07.2024 Щипков. " Уроки Первой мировой войны " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 21.07.2024 Щипков. " Олимпийский позор " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 14.07.2024 Щипков. " Гламур убивает патриотизм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " ,

http://religare.ru/2_29887.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010