Акакий вызвал Кирилла к себе на суд. Кирилл не явился и был Акакием в 357 г. низложен. Кирилл отъехал в Tape к епископу Сильвану, где сблизился с Василием Анкирским и Георгием Лаодикийским. Православное настроение Кирилла сблизило его с этими богословски чуткими, завтрашними вождями новоникейской партии. Селевкийский собор 359 г. оправдал Кирилла. Но Константинопольский собор 360 г., под влиянием бывшего на нем «греховодника» Акакия, вновь низложил Кирилла. При наступившей свободе при Юлиане Отступнике (361-363) Кирилл мог вернуться в Иерусалим. Но время Валента (364-378) опять изгнало Кирилла, пока II Вселенский Константинопольский собор под покровительством Феодосия I Великого не оправдал Кирилла твердо и окончательно. Но 20-летнее (с 360 по 381) изгнание Кирилла из Иерусалима повело к торжеству ереси во св. граде, где один другого сменяли все арианствующие епископы. Народ церковный не был пассивен, противился еретической отраве, исходившей от епископских верхов, и держал связь с православным («Афанасиевским») Египтом, a через Египет — с Римом. A потому и к Антиохии тянулся ради Павлина. Но вот общая тогда наивность ревнителей православия: они одновременно тянулись и к Аполлинарию, зачарованные подложной формулой «миа фисис ту Феу Логу сесаркомени.» Поэтому и сам Кирилл Иерусалимский казался этим «ревнителям» подозрительным из-за его дружбы с Василием Анкирским и Георгием Лаодикийским. Увы, аполлинаристская фальшивка широким потоком разливалась по монашескому Востоку. Монахи Иерусалимской Масличной Горы считали себя под этим знаменем как бы крепостной твердыней догматической мудрости и не доверяли даже ни Мелетию Антиохийскому, скончавшемуся в роли председателя II Вселенского собора, ни его преемнику на кафедре Антиохийской Флавиану. Обеспокоенный этими увлечениями палестинского и аравийского монашества, Константинопольский собор 381 г. счел даже нужным послать в Палестину Григория Нисского. Император Феодосий Великий предоставил для этого казенный проезд. Григорий Нисский вынес из этого путешествия самые отрицательные впечатления от дурных нравов этих толп паломников к св. местам, прямой опасности их для девственниц и вообще заключал свой отчет словами, что «перемена мест не приближает к нам Бога.» |
Святитель Кирилл нашел приют у епископа Силуана в Тарсе. В 359 году в Селевкии (в Сирии) собрался Поместный Собор, в котором участвовало около 150 епископов. Среди них был и святитель Кирилл. Акакий стал настаивать на удалении святителя Кирилла, но тщетно. Селевкийский Собор восстановил в правах святителя Кирилла. Тогда Акакий покинул Собор и в Константинополе перед императором Констанцием и Патриархомарианином Евдоксием (360–370) оклеветал Собор и святителя Кирилла. Император подверг святителя заточению. Когда воцарился император Юлиан-Отступник (361–363), он под видом благочестия отменил все постановления Констанция. Святитель Кирилл вернулся к пастве. Через некоторое время Юлиан утвердился на престоле и открыто отрекся от Христа. Он позволил иудеям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм, выделив на это часть средств из государственной казны. Между тем святитель Кирилл предсказывал, что должны исполниться слова Спасителя о разорении самих камней храма ( ). Однажды ночью произошло столь сильное землетрясение, что сдвинулись с места даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма, а восстановленное незадолго до этого было полностью разрушено. После этого святитель Кирилл вновь подвергся изгнанию, а его место занял святой Кириак. (Он был иудей и носил имя Иуда. Во время поисков святой царицей Еленой Честного и Животворящего Креста Господня он указал его сокрытое местонахождение. Уверовав во Спасителя после обретения Честного Креста, Иуда крестился и получил имя Кириак.) Но вскоре святой Кириак претерпел мученическую кончину память 28 октября). После гибели императора Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364–378) в третий раз подвергся ссылке. Лишь при святом благоверном царе Феодосии Великом (379–395) он окончательно вернулся к пастве. В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе в Константинополе, осудившем ересь бывшего константинопольского епископа Македония и его последователей полуариан-духоборцев (Македонии считал Святого Духа тварным) и утвердившем Никео-Цареградский Символ веры . |
Обожение верующих совершается силою Духа Святого, поэтому, «если Дух творит Богом, то нет сомнения, что естество его есть естество Божие». Этими основаниями руководствовался Св. Афанасий Великий , отдавший всю свою жизнь защите правого учения о Божестве Сына Божия и Духа Святого. 5. СВЯТОЙ КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ Св. Кирилл родился около 315 года. Первые годы жизни он провел в Иерусалиме, где занимался изучением Священного Писания, церковной литературы, знакомился так же со светскими науками. Около 345 года Иерусалимским епископом Максимом он был посвящен в сан пресвитера, а в 348 году обратился с катихизическими беседами к новокрещенным. После смерти епископа Максима он занял Иерусалимскую кафедру; это событие относят к 350–351 гг. в то время церковь волновала арианская смута. В катихизических беседах Св. Кирилл опровергает арианское учение, но по отношению к арианам проявляет себя сдержанно, не упоминая имени Ария. Этим он, однако, не избежал жестких нападок со стороны ариан. Поводом к столкновению с ними послужило стремление Акакия, епископа Кесарийского подчинить себе Иерусалимскую епископию, которой первым вселенским собором было предоставлено право на независимость, которую и отстаивал Св. Кирилл. К борьбе за епископию присоединилась также вражда Ариан против Кирилла, как защитника православного никейского учения. Следуя своей обычной практике, ариане выдвинули ряд обвинений и между прочим приписали ему продажу церковных одежд с корыстною целью. Акакий Кесарийский потребовал Кирилла к себе на суд и когда тот не явился, силою изгнал его в 357 г. из Иерусалима. Св. Кирилл удалился в Таре, где его приняли с полным уважением. После того, как Селевкийский собор признал его низложение не действительным, Кирилл возвратился в Иерусалим, но пробыл здесь недолго и был отправлен в ссылку. |
По смерти епископа Максима он занял Иерусалимскую кафедру; это событие относят к Начало святительского служения св. Кирилла было ознаменовано явлением на небе знамения креста Господня, в 7 мая, около 9 часов утра. Крест, составившийся из света, простирался в длину от Голгофы до горы Елеонской и настолько же в ширину. Сияние его превосходило свет лучей солнечных и было видимо всеми в продолжение нескольких часов. Жители Иерусалима, объятые страхом, с женами и детьми спешили в церковь воздать славу Христу. Многие из иудеев и язычников этим знамением обращены были к вере христианской. Необычайное событие явления креста описано самим св. Кириллом в то же время, в какое оно случилось. Святительское служение св. Кирилла было исполнено тревог и бедствий. В то время Церковь волновала арианская В катехизических беседах св. Кирилл опровергает арианское учение, но по отношению к арианам он проявлял себя сдержанно — не упоминал имени Ария, а также избегал термина «омоусиос». Однако, он не избежал жестоких нападок со стороны ариан. Поводом к столкновению с ними послужило стремление Акакия, епископа Кесарийского, подчинить себе Иерусалимскую епископию, которой VII правилом Первого Вселенского собора предоставлено было преимущество чести. Св. Кирилл отстаивал независимость Иерусалимской Церкви. К этому присоединилась также вражда ариан против св. Кирилла как защитника православного никейского учения. Следуя своей обычной практике, ариане выдвинули против св. Кирилла ряд сторонних обвинений и, между прочим, приписывали ему продажу церковных сосудов и украшений с корыстной В действительности же св. Кирилл допустил этот поступок для того, чтобы вырученное употребить на оказание необходимой помощи нуждающимся. Акакий Кесарийский потребовал св. Кирилла к себе на суд и, когда тот не явился, силой изгнал его в из Иерусалима. Св. Кирилл удалился в Тарс, где его приняли с полным уважением. После того, как собор Селевкийский признал его низложение недействительным, св. Кирилл возвратился в Иерусалим, но пробыл здесь недолго и был отправлен в ссылку. |
А обвиняемыми еще прежде были Кирилл иерусалимский , Евстафий севастийский, что в Армении 166 , и некоторые другие; от этого между присутствовавшими произошла распря. Одни требовали предварительного исследования жизни обвиняемых, другие не хотели ничего исследовать прежде рассуждений о вере. Несогласие еще более увеличилось от неопределенно высказанной воли царя, ибо в представленном Собору письме его повелевалось наперед исследовать то то, то другое. Об этом начали также спорить, и между присутствовавшими произошло разделение. Таков был первый предлог, по которому и селевкийский Собор распался на две партии. Предводителями одной из них были Акакий палестинско-кесарийский, Георгий александрийский, Ураний тирский, Евдоксий антиохийский, к которым пристали еще только тридцать два епископа, а предводителями другой – Георгий сиро-лаодикийский, Софроний помпеопольский в Пафлагонии и Элевсий кизикский, к которым присоединилась большая часть епископов 167 . Так как через это получило перевес мнение, что наперед надобно рассуждать о вере, то сторона Акакия стала открыто отвергать исповедание никейское и требовала издания иного исповедания веры, а другая, имевшая большинство, принимала все определения никейского Собора и не одобряла только одного выражения «единосущный». После такого спора, продолжавшегося до позднего вечера, наконец, предстоятель тарсийской Церкви, Сильван, громко закричал, что не нужно составлять новое изложение веры, но должно оставить во всей силе то, которое еще прежде объявлено в Антиохии, при освящении храма. Когда это было сказано, акакиане вышли вон, а принадлежавшие к другой стороне принесли антиохийское исповедание и, прочитав его, этим окончили заседание настоящего дня. На другой же день собрались они в селевкийский храм и, затворив двери, прочитанное исповедание утвердили своими подписями, а за некоторых отсутствовавших епископов подписались наличные чтецы и диаконы, коих они представили вместо себя для утверждения исповедания. |
Глава 27 О том, что случилось с православными епископами в Константинополе Возвратившись с Запада, Констанций был в Константинополе. Во многом обвиняя перед царем Селевкийский собор, называя его сборищем негодных людей, соединившихся на погибель и поругание церкви, Акакий возбудил гнев в царе и не менее раздражил его также своею клеветою на Кирилла. Он клеветал, будто Кирилл продал ту священную златотканую ризу, которую всехвальный царь Константин, желая почтить иерусалимскую церковь , подарил архиерею того города Макарию, чтобы он облачался в нее для совершения службы в день таинственного крещения, и будто ту ризу купил какой-то театральный плясун и надел ее, но, прыгая в ней на театре, упал, расшибся и умер. Имея общение с такими-то людьми, берутся они (говорил Акакий о селевкийских епископах) рядить и судить других. При этом случае царедворцы убедили царя призвать к себе не целый собор, потому что боялись общего его голоса, а только десять главнейших епископов. В числе призванных были Евстафий армянский, Василий галатийский, Сильван тарский, Элевсий кизикский. Прибыв в Константинополь, они просили царя обличить богохульство и преступления Евдоксия, но он, действуя под влиянием противников их, сказал, что сперва надобно рассудить дела касательно веры, а потом уже исследовать и обвинения против Евдоксия. Василий, по прежней близости к царю, начал было говорить с дерзновением, напоминая, что он умышляет против апостольского учения, но Констанций сильно разгневался на то, и Василию, будто бы виновнику всего смятения в церкви, приказал замолчать. Между тем как Василий оканчивал свои слова, Евстафий сказал: если ты хочешь рассуждений о вере, Государь, то взгляни, на какое богохульство против Единородного дерзнул Евдоксий, – и с этими словами подал царю изложение веры, в котором ко многим другим выражениям нечестия присоединялось и следующее: «Неподобное по проявлению неподобно и по существу; «един Бог Отец, из негоже вся... |
Онисифор иконийский (в Ликаонии); Пергамий антиохийский, в Пизидии (в счастливой Фригии); Епифаний пергский (в Памфилии); Аттик никопольский в (древнем) Епире; Мартирий гортинский (на о. Крите); Лука диррахийский (в новом Епире); Франкион филиппопольский (в Фракии); Константин димитриадский (в Фессалии), занимавший место Пигилянция, епископа ларисского, в Фессалии; Севастиан веррийский; – Василий траянопольский (в провинции Родопе); Трифон хиосский, занимавший место Иоанна, епископа родосского; Феоктист веррийский, в Сирии; Евсевий дорилейский (в счастливой Фригии); Геронтий селевкийский, в Сирии; – Савва палтский (в первой Сирии); Евсевий пресвитер, занимавший место Макария, епископа лаодикийского, в Сирии; (Олимпий аратопольский, в Финикии); – Петр гаввульский 9 (в Сирии): Софроний константинский; – Патрикий неокесарийский; Мара 10 анасарфский; – Ромул калхидский; Евстафий беритский (в приморской Финикии); Леонтий аскалонский (в Палестине); – Аниан капитолиадский; Зевенн 11 пелльский; – Иоанн тивериадский; Антиох аркский 12 (в Палестине); – Вирилл аильский 13 ; Арета елусский (во второй Палестине); Музоний сигорский 14 (во второй Палестине); Руфин вивлский (в приморской Финикии); – Панкратий ливиадский; Зосим миноидский; – Полихроний антипатридский; Иоанн гадирский (во второй Палестине); – Павел анфидонский; Фотин лиддский; – Ираклий азотский (в первой Палестине); Маркиан герарский; – Стефан иамнийский (в Палестине); Епиктет диоклитианопольский; Роман евдоксиопольский, в Исаврии, (иначе селимбрийский во Фракии); Юлий 15 келендерийский (в Исаврии); Тиранн германикопольский (в Исаврии); – Иоанн диокесарийский; Акакий антиохийский; – Епифаний кестрийский; – Елиан селинунтский; Гаий эгейский 16 ; – Аммоний иотапский; – Мегал 17 филадельфийский; Марк арефузский (во второй Сирии); Тимофей валанейский (во второй Сирии); – Евсевий селевковильский; Евтихий епифанийский (во второй Сирии); Павел мариамнский (во второй Сирии); (Гликон кесарийский, в лице Зосимы, епископа миноидского); |
Список статей по запросу «пресвитеров» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «пресвитеров» найдены статьи: АВДЕЛАЙ ПРЕСВИТЕР сщмч. (пам. 17 апр.) - см. Симеон, сщмч., еп. Персидский АКАКИЙ ПРЕСВИТЕР сщмч. (пам. 19 мая) - см. Патрикий, еп. Прусы АНАНИЯ ПРЕСВИТЕР сщмч. Селевкийский (пам. 17 апр.) - см. Симеон, сщмч., еп. Персидский АНАНИЯ ПРЕСВИТЕР, ПЕТР И 7 ВОИНОВ (нач. IV в.), мученики Финикийские (пам. 26 или 27 янв.) АНДРЕЙ ПРЕСВИТЕР (кон. VII-haч. VIII вв.), визант. автор катен на Книгу Притч и Книгу прор. Исаии АСТЕРИЙ ПРЕСВИТЕР, АНТИОХИАН, ГАИАН, ПАВЛИНИАН И ТЕЛИЙ нач. III в.), мученики Салонские (пам. зап. 1 апр.) ВЕРК ПРЕСВИТЕР сщмч. Готский (пам. 26 марта) - см. Готские мученики ИОАНН ПРЕСВИТЕР [царь и поп Иван], легендарный царь-священник, вымышленный правитель могущественного христ. гос-ва на Востоке КИРИАК, ФАВСТ ПРЕСВИТЕР, АВИВ ДИАКОН и др. мученики Александрийские ок. 250) (пам. 6 сент.) КОСЬМА ПРЕСВИТЕР (посл. треть X - нач. XI в.), древнеболг. проповедник и писатель Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
[сир. ], несторианский католикос (484-496), богослов и духовный писатель, воспитанник Эдесской школы. Период правления А. С. в Церкви Востока был ознаменован острым конфликтом между ним и др. видным деятелем несторианства, митр. Нисибинским Бар Саумой , к-рый после казни шаханшахом Перозом католикоса Бабая I стал фактическим главой иран. несториан . Причины противостояния были не только личного характера: в отличие от Бар Саумы, сторонника национальной изоляции Церкви Востока и противника любых контактов с Антиохией и К-полем, А. С. занимал в отношениях с Византией более умеренную позицию. Его избрание состоялось на Соборе в Бет-Лапате, созванном в 484 г. по инициативе стремившегося стать католикосом Бар Саумы. Когда участники Собора, не без давления со стороны властей, сделали выбор в пользу А. С., Бар Саума не признал это избрание, но на Соборе в Бет-Адри (484 или 485) он и его сторонники вынуждены были признать А. С. законным католикосом. Важное место в истории Церкви Востока занимает созванный А. С. в 486 г. Собор в Селевкии-Ктесифоне , где было осуждено монофизитство и принято исповедание веры, христологическая часть к-рого выдержана в духе строгого дифизитства; кроме того, была установлена обязательность брака для духовенства всех трех иерархических степеней и разрешен второй брак для диаконов и священников. Вскоре после Собора отношения между А. С. и Бар Саумой вновь обострились, и в 491 г. 2 иерарха анафематствовали один другого. Ок. 491 г. католикос был направлен шаханшахом с дипломатической миссией в К-поль, где он был признан православным. Принятие А. С. в церковное общение было воспринято обеими сторонами как уврачевание схизмы, вызванной деятельностью Бар Саумы. А. С. известен как автор полемических произведений, направленных против монофизитов, и нравственно-аскетических поучений о вере и посте. Для шаханшаха Кавада (488-496; 499-531) он перевел на среднеперсид. язык рассуждение о вере Элиши, еп. Нисибинского. Сохранившееся исповедание веры А. С. содержит старую антиохийскую христологию, без таких понятий, как взаимообщение свойств (лат. communicatio idiomatum) и ипостасное единство (греч. с т. зр. акта единения 433 г. и вероопределения Халкид. Собора формальные признаки ереси в нем отсутствуют. |
P. 242. . 177, 178. [Книга Посланий. С. 177, 178]; , , 2005, . ,. 415, 416. [Армянские классические авторы. Антелиас, 2005. Том 3. С. 415, 416.] . 213. [Книга Посланий. С. 213.]; , , 2005, . ,. 450–451. [Армянские классические авторы. Антелиас, 2005. Том 3. С. 450–451.] Acta Concil. Oecumen. II, 1, 2 / Ed. E. Schwartz. P. 129–130. Рус. перевод цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Санкт-Петербург, 1996. Т. III: IV Собор (часть вторая), V Собор. С. 48. Имеются в виду Феодор Мопсуестийский, Диодор Тарский, блж. Феодрит Кирский, Ива Эдесский и Акакий Селевкийский, несторианский католикос. Бар Саума, митрополит Ниссибийский, святой несторианской церкви, «объект особой ненависти монофизитов» N. Р. 442). В тексте стоит (hncihnay). Значение данного слова вызывает немало вопросов. Возможно, как в этом случае, так и в тексте «Исповедания веры» католикоса Авраама (и рядом других памятников), мы имеем дело с ошибками рукописной традиции (см. Frivold L. The Incarnation… Р. 101). Н. Гарсоян оставляет это слово без перевода и предполагает, что, быть может, его можно понимать как «враг, противник». Впервые на страницах «Книги посланий» этот эпитет Бар Саумы встречается в «Послании православных сирийцев к армянам», которое датируется 552–553 гг. (см.: N. Р. 457–458). Ср. свт. Григорий Богослов: Greg. Naz. Ep. 101, 18 // SCh 208. P. 44. Трисвятая песнь, как известно, в литургической традиции ААЦ обращенна ко Христу. Классический текст отличается от приведенного католикосом Авраамом. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: 19 декабря 2011 10 16 декабря 2011 10 25 ноября 2011 10 2007-2022 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения. |
|