ВАРНАВА СУМЕЛЬСКИЙ - Древо Нет войне! Заявление редакции энциклопедии Древо Представиться Энциклопедия Новости Форум Оглавление Начало статьи Литература Использованные материалы Изменения Иллюстрации Карта Календарь Хронология Скачать Древо Поддержать Помощь Статья Новости Обсуждение Предложения Версии Изменить ВАРНАВА СУМЕЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Преподобные Варнава и Софроний – основатели монастыря Панагия Сумела Варнава Сумельский (+ 412 / IX - X в.), основатель Сумельского монастыря Божией Матери , преподобный Память 18 августа (Греч.) и в Соборе Ватопедских святых (Греч.) В миру Василий, уроженец Афин , служил в сане пресвитера . Вместе со своим племянником, диаконом Сотирихом , они дали обет Пресвятой Богородице принять монашество . По принятии монашества с именами Варнавы и Софрония, они взяли из храма Великой Панагии икону Божией Матери Афиниотисса , написанную, по преданию, ап. Лукой, и отправились в Малую Азию . Они посетили Эфес , Смирну и после долгих странствий пришли в область Понт , где около 386 года основали монастырь Сумела на горе Мела (в 40 км к югу от Трапезунда). По другой версии, подвижники обрели чудотворную икону в пещере горы Мела. Сначала они воздвигли часовню во имя арх. Михаила, а затем храмы во имя Пресвятой Богородицы и равноапостольных Константина и Елены. Преподобные Варнава и Софроний с иконой Богородицы «Панагия Сумела» Оба подвижника преставились в один и тот же день, 18 августа . Через некоторое время монастырь пришел в запустение и был возобновлен в 644 году монахом Христофором , происходившим из трапезундского сел. Газари. Впосл. Сумела прославилась благодаря находившейся в ней чудотворной иконе Божией Матери. Однажды во время нападения варваров на ставший богатым монастырь честная глава прп. Варнавы была брошена ими в р. Пиксит, но чудесным образом не утонула. Житие преподобных написано в начале XIII века Акакием Савваитом и содержит интересные сведения о монашеской жизни на горе Афон и о ряде подвижников (напр., прп. Лазаре Галисийском , прп. Варваре мироточце ). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРНАВА, СОФРОНИЙ, ХРИСТОФОР предыдущая статья Т. 6 , С. 656 опубликовано: 27 ноября 2009г. ВАРНАВА, СОФРОНИЙ, ХРИСТОФОР Варнава, Софроний 412), Христофор (VII в.), преподобные (пам. греч. 18 авг.). В. и его племянник С. (в миру Василий и Сотирих) происходили из Афин. Они дали обет Пресв. Богородице принять монашество и, взяв из храма Вел. Панагии икону Божией Матери Афиниотиссы, написанную, по преданию, ап. Лукой, отправились в М. Азию. Они посетили Эфес, Смирну и после долгих странствий пришли в область Понт, где на горе Мела (в 40 км к югу от Трапезунда) основали мон-рь Сумела (ок. 386). По др. версии, В. и С. обрели чудотворную икону в пещере горы Мела. Сначала они воздвигли часовню во имя арх. Михаила, а затем храмы во имя Пресв. Богородицы и равноапостольных Константина и Елены. Оба подвижника преставились в один и тот же день. Через нек-рое время мон-рь пришел в запустение и был возобновлен в 644 г. монахом Х., происходившим из трапезундского сел. Газари. Впосл. Сумела прославилась благодаря находившейся в ней чудотворной иконе Божией Матери. Однажды во время нападения варваров на ставший богатым мон-рь честная глава В. была брошена ими в р. Пиксит, но чудесным образом не утонула. Житие преподобных написано в нач. XIII в. Акакием Савваитом и содержит интересные сведения о монашеской жизни на горе Афон и о ряде подвижников (напр., прп. Лазаре Галисийском, прп. Варваре мироточце). По мнению ряда исследователей, время жизни В. и С. следует отнести к IX-X вв. 11. 291-292). В 1775 г. им была составлена служба иеродиак. Неофитом Кавсокаливитом и архим. Парфением (Метаксопулосом). Ист.: BHG, N 2055; 6. 245; Lampsidis O. Die von Akakios erdichtete Biographie der des Klosters Panagia Soumela // AnBoll. 1986. T. 104. P. 127-129. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 250; // 1933, 1973r. T. 4/5. 468-484; 3. 637-638; 72. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: |
К В. к. также прибавляется кондак 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа ( хотя он прямо не связан по своему содержанию с темой канона. Кондак принадлежит перу прп. Романа Сладкопевца , полный текст известен по единственной рукописи XI в. (Patm. 213 - SC. 128. P. 233-261); основное содержание кондака - предательство Иуды и крестные страдания Спасителя. По ранним памятникам Иерусалимского устава, включая старопечатные московские издания, кондак употребляется только в четверг 5-й седмицы поста; в совр. рус. Типиконе он назначен также на все повечерия 1-й седмицы (в ранних Типиконах и Триодях приводятся 2 покаянных седальна, к-рые используются по очереди: в понедельник и среду - 1-й, во вторник и четверг - 2-й). По рукописи XI в. (Athos. Lavra. 27) известен также др. кондак В. к., нач.: (Исповедаю Тебе, Господи, беззаконие мое). После 1204 г. прп. Акакием Савваитом был составлен комментарий на В. к. ( Richard M. Le commentaire du Grand Canon d de par Acace le // 1965. T. 34. 304-311). Еще один анонимный комментарий известен по рукописи XIV в. (ГИМ. Син. греч. 312), происходящей из афонского Иверского мон-ря ( Владимир (Филантропов). Описание. С. 426-427). Лит.: Великий канон св. Андрея Критского в переводе на рус. яз. / пер. прот. М. И. Богословский // ХЧ. 1836. Ч. 1. С. 127-184; Ловягин Е. Богослужебные каноны на греч., слав. и рус. языках. Спб., 1861. С. 153-191; Maltzev A. Der grosse Busskanon des hl. Andreas von Kreta: Deutsch und slavisch unter der griechischen Urtexte. B., 1894; Виссарион (Нечаев), еп. Уроки покаяния в Великом каноне св. Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний. Спб., 18973; 1952; Правдолюбов С. , прот. Великий канон св. Андрея Критского: История, поэтика, богословие: Магист. дис. / МДА. М., 1987. 2 т.; Кириллин В. М. «Великий покаянный канон» св. Андрея Критского по древнерус. рукописи 1-й пол. XIV в. // Ежег. богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы, 1998. М., 1998. |
А. также известен как мелод, т. е. сочинитель текстов и мелоса, многих ирмосов , самогласных тропарей и самогласных стихир , сохранившихся в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях (см. Богородичник ). Н. Томадакис связывает имя А. с созданием жанра 9-песенного канона , вытеснившего собой в литургической практике кондак . Самый известный канон А., шедевр визант. духовной поэзии,- покаянный Великий канон, состоящий из 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в ВЗ и НЗ (преступление заповеди Адамом, убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и мытаря и др.). Язык Великого канона изобилует цитатами из библейских текстов, аллюзиями на гимны свт. Григория Богослова, прп. Романа Сладкопевца. После 1204 г. Акакием Савваитом был составлен комментарий на Великий канон, упоминающий победу имп. Василия II над болгарами, основание Мосинополя и содержащий сведения о завоевании К-поля латинянами ( Richard M. // 1965. T. 34. 304-311). Также существует анонимный комментарий в рукописи ГИМ. Син. греч. 2/II (Влад. 312). А. писал каноны как на свои собственные ирмосы, так и на ирмосы свт. Германа, прп. Иоанна Дамаскина, прп. Космы Маиумского. Кроме Великого канона А. принадлежат каноны на главные визант. церковные праздники, большинство из них включено в состав совр. богослужебных книг: каноны Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение, Рождество Богородицы, Зачатие св. Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам ап. Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, вмч. Георгия, мч. Кодрата, свт. Игнатия Богоносца, св. Феклы, свт. Николая, св. Патапия, а также каноны, трипеснцы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триодей (напр., трипеснцы и четверопеснец Страстной седмицы, канон Пасхи, ныне не печатающийся в богослужебных книгах, и др.). Канон Успения Пресв. Богородицы, по Евергетидскому уставу (XII в.) положенный на предпразднство Успения, сохранился только в слав. списках (ГИМ. Хлуд. 156, кон. XIII - нач. XIV в., Хлуд. 160, нач. XIV в.). Известно ок. 70 канонов, приписываемых А. ( 206-209; там же список инципитов канонов, самогласных тропарей и стихир А.). Отличительные черты канонов А.: отсутствие акростиха , наличие 2-й песни, число тропарей песни обычно превышает 4, песнь может иметь 2 ирмоса. |
По рукописи XI в. (Athos. Lavra. 27) известен также др. кондак В. к., нач.: (Исповедаю Тебе, Господи, беззаконие мое). После 1204 г. прп. Акакием Савваитом был составлен комментарий на В. к. (Richard M. Le commentaire du Grand Canon d de par Acace le // 1965. T. 34. 304-311). Еще один анонимный комментарий известен по рукописи XIV в. (ГИМ. Син. греч. 312), происходящей из афонского Иверского мон-ря (Владимир (Филантропов). Описание. С. 426-427). Лит.: Великий канон св. Андрея Критского в переводе на рус. яз. / пер. прот. М. И. Богословский // ХЧ. 1836. Ч. 1. С. 127-184; Ловягин Е. Богослужебные каноны на греч., слав. и рус. языках. Спб., 1861. С. 153-191; Maltzev A. Der grosse Busskanon des hl. Andreas von Kreta: Deutsch und slavisch unter der griechischen Urtexte. B., 1894; Виссарион (Нечаев), еп. Уроки покаяния в Великом каноне св. Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний. Спб., 18973; 1952; Правдолюбов С., прот. Великий канон св. Андрея Критского: История, поэтика, богословие: Магист. дис. / МДА. М., 1987. 2 т.; Кириллин В. М. «Великий покаянный канон» св. Андрея Критского по древнерус. рукописи 1-й пол. XIV в. // Ежег. богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы, 1998. М., 1998. А. А. Лукашевич Свт. Андрей Критский Андрей [Греч. (ок. 660, Дамаск - 4.07.740, Эресос, о. Лесбос), свт. (пам. 4 июля), архиеп. Критский. Визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона , читаемого на 1-й и 5-й седмицах Великого поста , и ряда др. произведений. Не следует смешивать А. с прмч. Андреем Критским (пам. 17 окт.), пострадавшим за святые иконы при имп. Константине V Копрониме (741-775). Житие Основным и наиболее ранним источником о жизни и деятельности А. является житие, составленное до 843 г. патрикием и квестором Никитой (BHG, N 113), позднее неоднократно перерабатывавшееся и вошедшее в слав. |
В он стал епископом Иерусалимским. Уже в древности подвергали спору его рукоположение (блж. Иероним, Руфин), полученное, вероятно, от Акакия Кесарийского при участии Патрофила Скифопольского от лиц, заведомо неправомыслящих), отцам Константинопольского собора пришлось свидетельствовать (в письме к папе Дамасу) о законности или каноничности его поставления. В середине 50-х годов св. Кирилл вступил в спор с Акакием о первенстве и митрополичьих правах. Вероятно, при этом вскрылось и догматическое разногласие. Св. Кирилл был низложен и, уступая силе, удалился в Антиохию, затем в Тарс. Здесь он сближается с омиусианами. В их рядах присутствует на Селевкийском соборе Здесь его восстанавливают на кафедре, но в следующем году он снова подвергается изгнанию и возвращается только при Юлиане (362). При Валенте (в 367) он снова принужден был удалиться из до 378. За время этого изгнания о жизни св. Кирилла ничего не известно. В он присутствует на Втором Вселенском Соборе. Скончался он в Этими скудными данными исчерпывается то бесспорное, что известно о его жизни. Обстоятельства тогдашнего смутного времени делают вполне понятными споры о его личности. Св. Кирилл был в рядах антиникейской оппозиции, сперва среди «евсевиан», затем с этого вполне достаточно, чтобы ему бросить упрек в нетвердости веры. Он был на стороне св. Мелетия в это достаточно объясняет несдержанную подозрительность бл. Иеронима. Свидетельства отцов 382 года рассеивают всякую неопределенность: «в разных местах он много подвизался против ариан». Впоследствии бл. Феодорит говорит о нем, как о «защитнике апостольского учения». Св. Кирилл не был самостоятельным богословом, но он был замечательным учителем и свидетелем веры. |
Кто же был автором «панегирика» и когда это произведение появилось в свет? Амелино хорошо разъясняет, что автор не был каким-нибудь лицом, близким к Диоскору или даже современником событий, описанных в рассматриваемом памятнике: у автора слишком много грубых ошибок, не позволяющих считать его современником Диоскора и Халкидонского собора. По вопросу о авторе «панегирика» и времени его появления, Амелино находит возможным сделать лишь следующие замечания: «по моему мнению автором этого литературного произведения был благочестивый (?) монах (монофизит), который, пребывая в келье, вдали от людей и событий, получил кое-какие сведения о соборе Халкидонском, и о том, что случилось до собора и произошло после собора, на досуге записал все это на бумагу, имел в намерении отомстить за низложение Диоскора указанием на то, что Диоскор действовал заодно с таким святым человеком, как Макарий Ткоуский». «Что Диоскор, – добавляет критик, – произносил в Гангре речь в похвалу Макария, это возможно, и даже вероятно, но я не допускаю тождества этой речи с тою, которая теперь открыта на коптском языке». «Историческое значение рассматриваемого произведения мало и даже очень мало. В какое время сочинен «панегирик», этого и приблизительно нельзя определить. По моему мнению, панегирик этот, приписываемый по его происхождению Диоскору, просто апокриф, опирающийся на некоторые исторические данные» (Introd. р. 15–27). Нам остается сделать несколько замечаний по поводу последнего из напечатанных у Амелино памятников – именно, о переписке между Петром Монгом, патриархом Александрийским, монофизитом, и Акакием, патриархом Константинопольским, сохранившейся на коптском языке. (Переписка эта напечатана на стр. 196–228). |
Предполагалось, что Лихуды станут помощниками Хрисанфа в этом деле, но ожидания Досифея не оправдались. В своем письме Патриарху Иоакиму от 10 августа 1693 г. Иерусалимский Патриарх с гневом писал об их коварстве, упоминая случаи с архимандритом Исайей и с лжеепископом Акакием и обвиняя их в занятиях торговлей и присвоении княжеского Одновременно с этим посланием он написал похожее письмо царям и самим Лихудам. В первом он пространнее излагал свои обвинения, в частности упоминал о том, что Иоанникий, присвоив собственность покойного иеродиакона Мелетия, ездил торговать на эти деньги в Во втором Досифей с горечью напоминает Лихудам о помощи им в Константинополе, не забывая, что им были даны его «грамоты заступительные», которые, как упоминалось выше, они по какой-то причине не захотели предъявить в Посольском Разбирая обвинения в адрес братьев со стороны Патриарха Досифея, Н. Ф. Каптерев принял сторону Лихудов в вопросе о наследстве Мелетия, приводя доказательства того, что деньги истрачены ими не на себя, тем более что, как полагает исследователь, поездка Иоанникия в Венецию была предпринята «по приказу царя для выполнения царских поручений, а не для Это утверждение позволю себе поставить под сомнение, поскольку на основании анализа имеющихся документов можно утверждать, что путешествие являлось целиком и полностью инициативой самого Что касается упомянутого Акакия, то русские исследователи не комментируют причины поддержки его Лихудами. Племянник Иерусалимского Первоиерарха архимандрит Хрисанф настаивает, что помощь ему со стороны учителей оказывалась исключительно с целью доставить вред его дяде, подвергшего их перед этим критике. Но, возможно, дело обстояло иначе. |
Из этих пародий одна («Ермак и Зюлейка») направлена против псевдоисторических повестей и романов, в том числе романов Ф. В. Булгарина и Н. В. Кукольника, две остальные («Итальянские страсти» и «Знаете ли вы Ивана Прокофьевича против подражателей А. А. Бестужева-Марлинского и Гоголя, разменивающих их образы и приемы на мелкую, ходячую монету. Наконец, эпизод чтения Макаром Алексеевичем «Повестей Белкина» и гоголевской «Шинели» позволяет Достоевскому показать живое воздействие на душу простого человека настоящей, большой литературы, правдиво и проникновенно изображающей его трагическую судьбу и душевные переживания. При этом между Пушкиным и Гоголем проведено различие: гуманизм Пушкина и его глубокое участие к Самсону Вырину находят в душе Девушкина благодарный отзвук, а суровая и безжалостная по отношению ко всяческим спасительным иллюзиям правда Гоголя вызывает у Макара Алексеевича протест и вместе с тем способствует уяснению им безнадежности своего положения. Сопоставление Девушкина с пушкинским Выриным и гоголевским Акакием Акакиевичем не только служит средством обрисовки различных граней духовного мира главного героя, но и выявляет отношение автора к творчеству и традициям его предшественников. Толки о «Бедных людях» и о появлении в литературе «нового Гоголя» начались почти сразу же после знакомства Белинского с романом — под влиянием устных отзывов о нем самого критика, Григоровича, Некрасова и других лиц, которым роман стал известен в рукописи или авторском чтении. В письме к брату от 8 октября Достоевский писал: «…о говорит уже пол-Петербурга», а в следующем письме от 16 ноября, сообщая о знакомстве с В. Ф. Одоевским, В. А. Соллогубом и И. С. Тургеневым, замечал: «…никогда, я думаю, слава моя не дойдет до такой апогей, как теперь. |
Его значительная роль в истории арианских споров открывается с того момента, как начинается его совместная деятельность с Акакием Кесарийским: он был одним из немногих восточных епископов, которые приняли участие в Миланском соборе 355 г.; на его долю выпало поручение этого собора – доставить соборное послание Евсевию Верчельскому 109 . В 357 г. умер Леонтий Антиохийский. В начале следующего года Евдоксий возвратился на Восток в качестве епископа Антиохийского и как таковой принимал участие в Селевкийском соборе (359). Здесь св. Иларий слышал его цинично-грубую речь против сыновства Христа по природе (si filius, necesse est, ut et femina sit etc.) 110 . Вскоре после Селевкийского собора Евдоксий получил константинопольскую кафедру: 27 января 360 г. он был в присутствии многих епископов (числом 72) интронизирован, а немного позже, 15 февраля, участвовал в освящении Софийского храма. Сократ и Созомен передают, что Евдоксий при этом произнес речь, которая, по сообщению Сократа (Церк. ист. II, 43), открывалась словами, «что Отец не чтителен, а Сын чтителен Когда же по этому случаю произошло смятение, он сказал: «Не смущайтесь моим выражением, ибо Отец не чтителен, поскольку никого не чтит, а Сын чтителен, поскольку чтит Отца» 111 . О том, что Евдоксий делал как Константинопольский епископ, об этом мы не имеем ближайших сведений; но со всей решительностью можно сказать, что он давал направление всей религиозной политике Валента 112 . Ариане и евдоксиане для отцов Константинопольского собора были синонимы 113 . Тем интереснее было 6ы представить «теологию» Евдоксия, но для этого недостает твердых данных. Евдоксий написал «Слово о Воплощении» но это сочинение утрачено. |
|