30 Кшесиньский Феликс Иванович артист русского балета, в Петербурге с 1853 года, особенно прославился исполнением мазурки в опере Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). 31 Воланная пробка — небольшой кусок дерева с прикрепленными к нему перьями, употребляется в детской игре. 32 Репрезентовать — представлять. 33 …известный цыган Соколов Илья Осипович, певец, возглавлял хор московских цыган в 1820–1830 годах. 34 Генерал Джаксон — Джаксон Т. Д. (1826–1863), один из военачальников армии южан во время гражданской войны в США. 35 Василеостровская академия художеств — Академия художеств находилась в Петербурге на Васильевском острове. 36 Бурш — студент (в Германии), принадлежащий к какому-нибудь студенческому объединению (корпорации). Члены некоторых корпораций носили на шляпе кокарду. 37 С тех пор как Екатерина Вторая построила… храм свободным здание Академии художеств в Петербурге выстроено архитекторами А. Кокориновым и В. Деламотом в 1764–1772 годах. Надпись свободным художествам помещалась на фронтоне здания, над входом. 38 …нынче обновляется… екатерининское здание…— Перестройка здания Академии художеств была начата в 1864 году. 39 Училище правоведения — привилегированное учебное заведение, основанное в 1835 году «для образования благородного юношества на службу по судебной части»; в него принимались только дети потомственных дворян. 40 Канканер — исполнитель французского эстрадного танца канкан. 41 Нибелунги — в немецкой эпической «Песне о Нибелунгах» рассказывается о Зигфриде, победителе карликового народа — нибелунгов («детей тумана»). 42 Конфортативный — укрепительный (от conforter). 43 …в год отрытия другого здания, в котором общество русское, недавно судимое при закрытых дверях, само в лице избранных людей своих станет судьей Петербургский окружной суд, созданный на основании нового судебного устава 1864 года, был открыт 17 апреля 1866 года. |
однодворцев, учить цыфиры и некоторую часть геометрии». Преподавателями в цыфирных школах назначались ученики навигаторских школ. В 1723 г. предположено было соединить цыфирные школы с духовными архиерейскими школами. Кроме того, в 1703 г. в Москве была заведена школа пленным шведским пастором Глюком. Но Глюк скоро умер, и школа перешла в заведывание магистра философии Иенского университета, Иоганна Вернера Паузе. По инструкции, данной этой школе, в ней следовало учить стилистику, орфографию, счетоводство, историю, геометрию, астрономию, музыку, грамматику, риторику, логику, физику, политику и наконец пристойному обхождению и страху Господню. Но Паузе скоро рассорился с своими учителями, учениками и их родственниками, и школа в 1706 г. закрылась. Не смотря, впрочем, на краткое существование, из неё вышло несколько образованных людей, как то: Исаак и Федор Веселовские, Иван Келлерман, Иван Грамотин и Лаврентий Блюментрост 18 . Академия наук. Но центром нового образования и новой науки, по мысли Петра В., должна была служить Академия наук. В начале 1724 г. он повелел составить проект Академии лейб-медику Блюментросту. Блюментрост изложил в этом проекте, вероятно, только те мысли, которые были переданы ему самим Петром. Под влиянием, конечно, указанного выше совета Вольфа, находившего полезнее основать в России университет, чем Академию, Петр В. вздумал соединить в Академии и университет, в котором могли бы воспитываться академики из русских, и гимназию, где бы приготовлялись слушатели для университета. Таким образом, Академия должна была состоять из трех, тесно связанных между собою по цели, заведений: 1) из Академии наук, члены которой должны были «трудиться о совершенстве художеств и наук, оказывать, в случае надобности, помощь своими познаниями присутственным местам и пещись о распространении и заведении вольных художеств и мануфактур»; 2) из университета, в котором академики преподавали бы публичные лекции «о художествах и науках»; и 3) из гимназиума, где адъюнкты академиков обучали бы юношей первым основаниям наук и приготовляли их к поступлению в университет, в учители будущих училищ и т. п. Но Пётр В. сам не успел привести этот проект в исполнение; Академия была открыта уже чрез полгода после его смерти его супругою Екатериною I, 29 декабря, 1726 г. При этом была выполнена сначала только одна часть проекта, т. е. открыта была собственно Академия наук. |
Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Подписано Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и РАН (комментарий в русле истории) Здания Академии наук и Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, XVIII в. Из истории Российской академии наук Академия наук была основана в Санкт-Петербурге по распоряжению императора Петра I указом Правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. По регламенту 1747 г. она называлась «Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге», с 1803 г. – «Императорская академия наук», с 1836 г. – «Императорская санкт-петербургская академия наук», с июля 1917 г. – «Российская академия наук», с июля 1925 г. – «Академия наук СССР», с декабря 1991 г. – «Российская академия наук». Создание Академии наук в России относится к периоду становления науки в современном ее понимании, быстрого накопления достоверных сведений о природе, опирающихся на эксперимент и математические методы. Это было время, когда сама жизнь требовала более тесного соединения науки с практикой. Учреждение Академии было одним из важных элементов глубокого обновления страны, начатого реформами Петра I. Необходимость развития науки и образования диктовалась потребностями роста промышленности, транспорта, торговли, повышения культуры народа, задачами укрепления Российского государства, его внешнеполитических позиций. Решение этих, прежде всего экономических, проблем было невозможно без изучения и освоения природных богатств страны. Вместе с тем Петр I стремился вовлечь Россию в общий процесс культурного развития европейских стран. По замыслу Петра I, Российская академия наук не должна была повторять ни одну из западноевропейских. В условиях тогдашней России ей предстояло стать не только научным, но и учебно-образовательным учреждением. При Академии наук были организованы университет и гимназия, в которых преподавали академики. В задачу Академии входили все виды научно-технического обслуживания государства, направленные на его усиление и централизацию. |
Мыс Кирилловский. Остров Анзер. Соловки. 2010. 45х80. Художник: Антон Овсяников Уезжая из Почаева, я понял: та, демоническая, сила реально существует! Это не выдумки А если есть она, то есть и противоположная. И я ведь ощущал её тем сильнее. Например, благодать в пещерке Прп. Иова, где ему являлся Нетварный Свет, была несомненна! И не получится быть где-то «между» – ни там, ни сям. С той силой, что я видел в тех несчастных, я однозначно быть не хотел. Но, получается, и к Богу как-то не пришел или боюсь до конца прийти?.. Надо было определяться. И я понял, что выбор свой сделал. И начало его было там, в Почаевской лавре. Вернувшись в Санкт-Петербург, стал понуждать себя ходить на воскресные службы, как ни тяжело было и непривычно. Продолжал читать, конечно, духовную литературу. Запоем! Могу сказать, что период неофитства у меня был яркий. – Если вернуться к вашей живописи, что дальше повлияло на выбор вами реалистического – пейзажного и натюрмортного – направления в живописи? Белорусский пленэр. 2019 – С одной стороны, наша академия, или лучше сказать – наш институт, который полностью называется «Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств», – это наша старейшая академия художеств, основанная еще при Елизавете Петровне, а построенная уже при Екатерине II. Это одно из главных, если не главное, художественное заведение страны с большими традициями, где учились и преподавали наши многие выдающиеся художники. Что тут повлияло именно на меня? С одной стороны, наша академия «заточена» на реализм, реалистическую школу, где основа – это рисунок. Поэтому, если ты поступаешь в неё, ты должен быть готов воспринять традицию реалистической школы и её продолжать. Правда, это так в идеале, потому что очень многие отступают от неё даже в процессе обучения. А уж после вообще бывает, куда кого понесёт. Но это уже личный выбор художника. Но все равно, если человек обучился в нашей академии художеств и потом избрал другой путь, он проходил все азы: пластическую анатомию, рисунок, живопись, композицию. Для меня же всё это было естественным продолжением моего «я». И я понимал, что у меня не будет так, что я вырвусь на свободу, меня понесёт, и я буду чёрные квадраты малевать. |
Напомним, что академик Н. К. Никольский был избран действительным членом Академии и появился в Общем Собрании в 1916 г. – именно тогда, когда вопросы сохранности книжной культуры стали для Академии наиглавнейшими. Шла Первая мировая война, и Академия наук взяла на себя заботу не только о сохранности фонда БАН, но и о спасении и сохранении книжных сокровищ, которым угрожал огонь войны. Академия вела активную работу по разысканию, описанию и возможной эвакуации книжных сокровищ в местностях, где велись военные действия (Западный и Кавказский фронты). В ноябре 1914 г. была образована Комиссия по охране и спасению памятников древности, науки и техники, коллекций и учреждений, куда директора I и Отделений А.А. Шахматов и М. А. Дьяконов . Тогда же была переосмыслена и концеп- ция Библиотеки: ей отводилась роль хранительницы спасенных книжных памятников. В декабре была принята первая в России Инструкция об охране исторических памятников и научных коллекций в районе военных действий для уполномоченного Академией лица. Уполномоченным по данному вопросу был избран действительный статский советник, время магистр русской истории, Е.Ф. Шмурло 18 . На Кавказском фронте в 1916 г. уполномоченным был приват-доцент Петроградского университета П.А. Фалев, а средствами распоряжался академик Н.Я. Марр 19 . В 1916 г., когда русские войска на Западном фронте перешли в наступление, Академия немедленно сформировала смешанную комиссию для охраны «исторических памятников, научных коллекций, святынь, книг, рукописей и пр.», находящихся в районе западного театра военных действий (в пределах завоеванных областей Австро-Венгрии, Подолии и Волыни), в которую вошли представители Академии наук, Академии художеств, россий- ские военные и представители польской стороны 20 . Естественным хранилищем для спасенных изданий была Библиотека Академии наук, хотя следует отметить, что в отношении рукописей Академия наук принимала разные решения: они направлялись то в БАН, то в Пушкинский Дом. |
Список статей по запросу «Академии» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Академии» найдены статьи: АБО АКАДЕМИЯ историческое название университета финского города Турку АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ В РОССИИ высшие учебные заведения, созданные для подготовки католич. духовенства АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ В РОССИИ учебные заведения закрытого типа, дающие высшее богословское образование АКАДЕМИИ НАУК БИБЛИОТЕКА (БАН), первая рус. Гос. б-ка АКАДЕМИИ ПАПСКИЕ научные учреждения, занимающиеся исследованиями в области церковных и светских наук под патронатом Римской курии АКАДЕМИЯ 1). организованное сообщество ученых, художников, литераторов и др.; 2). спец. среднее или высш. учебное заведение АКАДЕМИЯ НАУК (АН), высшее научное учреждение России АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ школа Платона АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ творческое объединение художников и гос. учреждение, осуществляющее научно-методическое руководство и подготовку кадров в области изобразительного искусства и архитектуры ВАРШАВСКАЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ Варшавская Римско-католическая духовная академия - см. в ст. Академии духовные католические Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
ЗАГОСКИНУ Михаилу Николаевичу (2) 132. ЗАЛЕССКОМУ Богдану (1) ИВАНОВУ Александру Андреевичу (9) 169, 197, 202, 203, 204, 207, 214, 217. МАКСИМОВИЧУ Михаилу Александровичу (1) МОЛЛЕРУ Федору Антоновичу (1) НАЩОКИНУ Павлу Воиновичу (1) ОДОЕВСКОМУ Владимиру Федоровичу (1) ПЛЕТНЕВУ Петру Александровичу (6) 55, 130, 153, 168, 183. ПОГОДИНОЙ Елизавете Васильевне (2) 182. ПОГОДИНУ Михаилу Петровичу (26) 4, 9, 11, 16, 26, 33, 41, 77, 88, 99, 107, 115, 118, 127, 139, 140, 149, 151, 165, 178, 181, 187, 199, 213, 216. ПРОКОПОВИЧУ Николаю Яковлевичу (10) 36, 42, 46, 50, 52, 56, 65, 75, 212. ПУШКИНУ Александру Сергеевичу (1) РАЕВСКОЙ Прасковье Ивановне (2) 189. РЕПНИНОЙ Варваре Николаевне (5) 79, 81, 94, 117. СМИРНОВУ Николаю Михайловичу (1) СОБОЛЕВСКОМУ Сергею Александровичу (1) ЧЕРТКОВОЙ Елизавете Григорьевне (1) ШЕВЫРЕВУ Степану Петровичу (5) 112, 119, 123, 126. ЩЕПКИНУ Михаилу Семеновичу (4) 10, 15, 177. ЯЗЫКОВУ Николаю Михайловичу (2) 209. Аграфена Михайловна, родственница Погодиных 308, 439 Академия художеств 15, 26, 98 Аксаков Иван Сергеевич 375 Аксаков Константин Сергеевич 24, 27, 188, 286, 296, 300, 323 («об этом юноше, так полном сил»), 324, 325, 331, 333, 337, 340, 351, 372, 405, 434, 436, 437, 442–444, 446–449, 452 Аксаков Михаил Сергеевич 21, 22, 24, 425, 446, 448, 449 Аксаков Сергей Тимофеевич 20–26, 43, 44, 188 («доброму отцу его»), 255, 257, 259, 260, 263–265, 283, 286, 295, 298, 299, 301, 305, 307, 317, 321, 324, 329, 331, 337, 351, 352, 371, 372, 374, 383, 393, 405, 414–416, 420–425, 428, 431, 432, 434–438, 440–442, 443, 445–447, 449, 452 моего знакомства» 367, 371, 372, 434–437, 442–444, 446 Аксакова Вера Сергеевна 21, 260, 301, 331, 437, 446 Аксакова Ольга Семеновна, рожд. Заплатина 25, 287, 297, 300, 331, 434, 436, 437, 446 Аксакова Ольга Сергеевна 331, 446 Аксаковы 20–24, 27, 285, 297, 304, 313, 340, 372, 423, 433, 437, 442, 444, 446 |
Подведены итоги Татьянинского межвузовского творческого конкурса Санкт-Петербург, 23 января 2006 г . 17 января в Санкт-Петербургской Духовной академии прошло совместное заседание Оргкомитета VII Межвузовского творческого конкурса, посвященного дню святой Татьяны и представителей учредителей Почетного знака Святой Татьяны. На заседании были подведены итоги работы конкурсных комиссий по 8 номинациям, передает пресс-служба Межвузовской ассоциации Покров . Всего в конкурсные комиссии было подано около 170 работ. Наиболее массовой стала номинация Рождественский подарок (базовый вуз - Академия постдипломного педагогического образования), где около 40 участников - преподавателей и школьников. Не меньше работ собралось и в номинации Изобразительное искусство (базовые вузы – Академия художеств и Художественно-промышленная академия), где особенно выделялись работы в технике древнерусского золотого шитья, поданные на конкурс с России, Беларуси и Украины. Традиционно много работ участвуют и в номинации Видеофильмы (базовый вуз – Институт кино и ТВ). Около 20 работ рассматривали конкурсные комиссии в номинациях Благодатная педагогика (базовый вуз – Педагогический университет им. Герцена), Поэзия и проза (базовый вуз – Духовная академия) и ряд других. Еще одна конкурсная комиссия Духовная и фольклорная музыка пока не начала свою работу. Ее итоги будут подведены в середине февраля в рамках Сретенского музыкального фестиваля, проводимого Межвузовской ассоциацией Покров . Заявки на участие в конкурсе от хоров и ансамблей можно подавать до конца января в Регентское отделение Духовной академии (СПб, Обводный канал, 17, тел. (812) 717-33-51). Итоги Межвузовского творческого конкурса будут подведены в Татьянин день 25 января, который в этом году впервые будет праздноваться как государственный праздник российских студентов. Год назад такое решение было принято президентом России и поддержано Гос. думой. В этом году программу Татьянина дня в Санкт-Петербурге откроет Межвузовский молебен в Казанском соборе, на котором уже в десятый юбилейный раз будет вручаться Почетным знаком Святой Татьяны победителям Межвузовского творческого конкурса, наставникам молодежи, лучшим представителям студенческих и молодежных организаций. |
Кстати, не только Третьяковская галерея, сам Куинджи сделал тридцатилетний перерыв в демонстрации своего искусства. С 1880 он не выставлялся, в буквальном смысле слова уйдя в Кто-то считает, что причиной тому была критика в адрес художника за его новаторство, кто-то винит обрушившуюся после на славу, которая художника, а кто-то утверждает, что Куинджи был невероятно требователен к себе, ему важна была его собственная внутренняя сущность и творческий поиск. Он действительно закрыл двери мастерской и никого не пускал, хотя продолжал ежедневно трудиться. Говорят, свое затворничество Куинджи объяснял тем, что надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не Однако искусствоведы уверены, что слова эти приписал художнику словоохотливый журналист. Ведь сам художник был человеком малограмотным и вообще никаких записок после себя не оставил. На выставке представлен большой блок работ. В них Куинджи оказывается не просто стремящимся к стилизации и декоративности, а откровенно приблизившимся к беспредметности в живописи. Иван Крамской. Портрет А.И. Куинджи. Конец 1870-х В 1897 году Архип Куинджи был в буквальном смысле изгнан с громким скандалом из Академии художеств. Профессор и руководитель пейзажной мастерской неожиданно для руководства Академии поддержал студенческие волнения. Это было неслыханной дерзостью. Надо сказать, что Куинджи вообще часто и активно поддерживал тех, кто нуждался в помощи. В Петербурге он владел несколькими доходными домами, а в Крыму огромным участком (там он мечтал построить дом для художников). Все это приносило художнику миллионные доходы, а современникам позволяло говорить, что он променял кисти и краски на звонкую монету. Но Куинджи жил крайне аскетично и даже не держал прислугу. Зато щедро жертвовал бедным молодым живописцам. У него была заведена канцелярия для принятия прошений. Кстати, Академия художеств получила из рук Куинджи колоссальную сумму — 100 тысяч рублей — для выдачи двадцати четырех ежегодных премий. Он финансировал Общество поощрения художеств и созданное при его жизни Общество художников Куинджи. Избранные увидели Спасителя |
Научные сочинения Алексея Николаевича многочисленны, они заложили основу многим направлениям отечественной науки. В годы Оленин, будучи президентом Академии художеств, попытался систематизировать разрозненные археологические изыскания, разработать правила проведения полевых работ, упорядочить их управление Планировал он Археологического единого государственного органа, заведующего раскопками, отбором предметов старины. идея была осуществлена только «Классицистский» Петербург первой детище Оленина. убранство Публичной библиотеки Минервой, Аполлоном, Меркурием, девятью музами, Академия художеств храма Зевса собор, колонна, ворота, полководцам собора обязаны своим появлением чиновнику-классицисту. Приют муз Оленин был одним солдат» екатерининского времени, получивших всестороннее образование одинаково успешно командовать взводом, финансовым учреждением было особое призвание: он конструировал дух приказными, методами. В петербургском доме Оленина (дом 101), усадьбе Приютино, «почти ежедневно встречалось несколько литераторов русских. Предметы литературы занимали разговор; совершенная свобода непринужденная откровенность, добродушный прием хозяев давали этому кругу что-то патриархальное, семейное… Сюда обыкновенно привозились все литературные новости: вновь появлявшиеся стихотворения, известия словом, все, что могло питать любопытство людей, более или менее движимых любовью «бульоне» оленинского кружка варилась вся культура «золотого века». Здесь встречались непримиримые сторонники Шишкова государственники романтики Крылов, Гнедич, Кипренский, Брюллов, Мартос, Батюшков, Капнист, Жуковский… Здесь познакомился Керн чудное мгновение…») сановника Анной Олениной любил, любовь еще быть может…»). Поэт сватался Алексеевне возможно, из-за политической неблагонадежности: тогда был даже установлен секретный надзор. пушкинских рукописей того времени сохранилось несколько злобных карикатур Кстати, иллюстрации книге поэме «Руслан были созданы Алексея Николаевича. |
|