001    002   003     004    005    006    007    008    009    010
9. Мои поездки в ученых обществ. IV. Зарницы моей души V. Мои записки о московской кое-что 1885 год Настоящим восьмым томом заканчивается Книга Бытия Моего епископа Порфирия Успенского , которая, согласно его завещанию, должна была начаться с 1841 по 1885 г. 1 Семь предыдущих томов Книги, по инициативе Императорского Православного Палестинского соглашение его с учрежденной при Императорской Академии Наук комиссией для издания сочинений еп. Порфирия, Академия издала на иждивении Общества. Последнее сначала имело в виду напечатать Книгу только по 1854 г., – время оставления Иерусалима первой Русской миссией, в начале крымской войны 2 , но впоследствии оно продолжило печатание ее до 23 сентября 1861 г., ч. VII-я Книги. Академия Наук, по предложению комиссии, решила докончить издание Книги. Весь остальной материал из дневников мог поместиться в одном томе VIII-м; в него вошли дневники последних месяцев 1861 г. и все другие до 25 марта 1885 г. включительно, к каковому дню относится последняя запись в дневнике. Таким образом, дневники еп. Порфирия обнимают период времени около сорока трех лет его менее чем за месяц до его кончины, последовавшей 19 апреля 1885 г. Все дневники маститого автора заключаются в 20-ти большей частью карманных книгах в лист 3 , частью в черновом, частью в чистовом видах. Книга Бытия Моего в 1885 году« мной не была не упомянута в моем Описании бумаг епископа Порфирия, так как она была доставлена в библиотеку Императорской Академии Наук позже описания. В виду этого привожу здесь ее описание. Книга малого формата. Она представляет собой карманную, или, вернее, памятную книжку, 19-ть книжек, о которых я упомянул выше. Сигнатура ее: 13 a . Бумажный переплет ее обтянут коричневым шагренем.

https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspenskij/knig...

По предначертанию оному предмет установления Академии предположен троякий: 1) образование духовного юношества к высшим духовным должностям, 2) распространение и поощрение учеников своего Округа, 3) управление своего Округа. По сим трём предметам Академия делится вообще на 4 главные Отделения. Первое Отделение содержит в себе учебную часть или Академический Институт. А предметы учения: I) класс словесных наук, II) класс Исторических наук, III) класс Математических наук, IV) класс Философских наук, V) класс Богословских наук, VI) класс языков. На содержание Академии Санкт-Петербургской назначено суммы 67.000 рублей, а на каждую из прочих трёх – по 55.800 рублей. На все же четыре – 234.400 рублей. На Семинарии: I или высшего разряда 97 , к которому принадлежат Епархии: 1) Новгородская, 2) Санкт-Петербургская, 3) Тобольская, 4) Псковская, 5) Вологодская, 6) Архангельская, 7) Иркутская, 8) Пермская по 17.000 рублей на каждую, а на Санкт-Петербургскую особо 19.900 рублей. На все 8 Семинарий – 138.900 руб. II или среднего разряда, к которому причислены Епархии: 1) Московская, 2) Ярославская, 3) Тверская, 4) Могилёвская, 5) Минская, 6) Калужская, 7) Смоленская, 8) Владимирская, 9) Тульская, 10) Вятская, 11) Костромская, 12) Оренбургская. На каждую по 14.375 рублей, а на 12 Семинарий – 172.500. III или низшего разряда, (к которому принадлежат прочие 16 Епархий) по 12.850 рублей на каждую Семинарию; а на 16 Семинарий – 205.600 рублей. На содержание уездных училищ высшего разряда Епархий – по 1.500, да на Петербургскую особо 2.750 рублей, а на 80 училищ – 124.850 рублей. Во втором разряде на каждое по 1.200 рублей, а на 120 училищ – 144.000 рублей.

https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornatskij/isto...

«Цель просвещения духовенства есть без сомнения твердое и основательное изучение Религиии. К познанию Религии, основанной в догматах ее на Священном Писании и преданиях древних, нужно знать самые сии древние источники и части наук, непосредственно к ним принадлежащие. Части сии суть: изучение древних языков, и наипаче греческого и латинского, основательное познание языка славянского и славяно-российского, познание древней истории и особливо священной и церковной, познание лучших образцов духовной словесности, и, наконец, учение богословское во всех его отделениях. Из сего открывается, что главной целью духовного просвещения должна быть ученость (eruditio), собственно так называемая. Сие есть первое начало, на коем должны быть основаны Духовные училища…» Высшие ступени старой школы превращались в отдельную среднюю школу, под именем семинарий. Курс семинарский распадался на три двухгодичных класса или низшее словесное, среднее философское, высшее богословское Программа восполнялась введением наук исторических и математических… Академия надстраивалась над всей старой системой совсем заново. По новому плану Академия есть очень сложное учреждение. высшая школа. ученая корпорация или для этой задачи организовывалась особая «Конференция» с участием внешних членов, из числа любителей и покровителей просвещения. административный центр, и для целого учебного округа (Правление, внутреннее и внешнее)… Высшая школа теперь впервые выделяется в самостоятельную учебную единицу. «По разделению сему Духовные академии, не препинаясь в поприще, им предназначенном, первоначальным и так сказать стихийным обучением наук грамматических и исторических, займут в науках философских и богословских пространство, им приличное, и станут на чреде просвещения, высшему духовному образованию свойственной». В составленном затем уставе в связи с этим было увеличено число преподавателей: по штату положено было 6 профессоров и к ним 12 бакалавров…

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=69627

Долгое правление епископа Сорондо в папских академиях было омрачено в последние годы его «противоречивыми заявлениями» в духе вольнодумства и инакомыслия. Так, в 2018 году он с похвалой отозвался о «мировом лидерстве Китая», указав, что «если кто-то в мире в настоящее время лучше других осознает социальную доктрину Церкви и следует ей, так это китайцы». А в 2020 году он дерзнул отстаивать свое решение о допуске президента Аргентины Альберто Фернандеса к Евхаристии, несмотря на то, что тот всегда считался упорным сторонником легализации абортов в своей стране. В том же году епископ еще и защищал видного экономиста Джеффри Сакса, сторонника контрацепции и «репродуктивной справедливости», которого хотели отстранить за взгляды от участия в конференциях Ватикана. 8 сентября отставному епископу Сорондо, уроженцу Буэнос-Айреса, исполнится 80 лет. Папская академия наук ( Pontifical Academy of Sciences ) берет свое начало от Академии деи Линчеи (Accademia dei Lincei), одной из первых в мире чисто научных академий, которая была основана в Риме в 1603 году. Одно время в этой академии даже недолго числился и знаменитый итальянский астроном Галилео Галилей. Папа Пий IX восстановил академию под названием Папская академия новых Линчеи в 1847 году; а папа Пий XI присвоил ей нынешнее название в 1936 году. Папская академия социальных наук ( Pontifical Academy of Social Sciences ) была учреждена в 1994 году папой Иоанном Павлом II. На веб-сайте академии говорится, что ее цель состоит в «содействии прогрессу социальных наук, в первую очередь экономики, социологии, права и политологии, дабы предлагать Церкви элементы для построения ее социальной доктрины». Обе папские академии ныне занимают виллу Пия IV ( Casina Pio IV ) в Садах Ватикана. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Православная Энциклопедия, 2001–2022. Все права защищены Сделано в Stack Group , 2008–2022

http://sedmitza.ru/text/10109341.html

4 . Академия наук сохранилась и развивается и потому, что с самого момента её воссоздания понимали, что она не должна в своей работе исходить из политических и идеологических вкусов, пристрастий и действий всевозможных партий и групп, отдельных лиц, в том числе и работающих в Академии наук. И это спасало нас не раз. Достаточно вспомнить 1993 год. И сейчас я настаиваю: Академия не должна играть в политические игры, но она обязана конструктивно сотрудничать с государством на профессиональной основе и на этой основе защищать и обеспечивать все наши права и существование. Опираясь на конструктивное профессиональное взаимодействие с властью, мы должны добиваться, чтобы на всех уровнях государственного управления у Правительства было ясное понимание, что поддержка науки и академического сообщества не есть благотворительность и одолжение. Это — миссия и функция государства, принятая во всём цивилизованном мире, миссия и функция, уходящие глубокими корнями в российские традиции. Те во власти, кто уверен в высокой значимости отечественной науки, в решении проблем социально-экономического и духовного развития России, столь же отчетливо должны понимать, что наука (главным образом фундаментальная) без серьезной государственной поддержки не сможет себя проявить как социально эффективное явление. Безусловно, Академия должна усиливать свою роль в обществе и государстве. Речь идет не об обслуживании политики, а о том, чтобы, безусловно выполняя свою главную уставную обязанность – создавать новые знания, давать обществу глубокий анализ происходящих процессов и рекомендации по практической деятельности. И должен сказать, что диалог с властью, обмен мнениями в последние годы существенно нарастает. И во всей этой работе трудно переоценить роль наших обществоведов и гуманитариев. 5. За последние годы я много раз говорил, что самоуправление – великое право академического сообщества. Оно завоевано двадцать с лишним лет назад. Без этого права говорить о развитии современной эффективной фундаментальной науки вряд ли содержательно.

https://www.pravmir.ru/akademik-yurij-osipov-akade...

Сергей Алексеевич Белокуров Об отправлении учеников славяно-греко-латинской академии, в том числе и Ломоносова, из Москвы в С.-Петербург (1735 г.) Ломоносов вместе с другими учениками Славяногреколатинской Академии был выслан в Петербург для обучения в Гимназии, незадолго перед этим открытой при Академии Наук, которая просила прислать таких людей, «которые столько научились, чтоб с нынешнего времени у профессоров лекции слушать и в вышних науках с пользою происходить могли». Об этом говорит следующий «указ Ея Императорского Величества самодержицы Всероссийской из Святейшего Правительствующего Синода в Московскую Синодального Правления Канцелярию. Сего октября 15-го дня Святейшему правительствующему Синоду в сообщенном Правительствующего Сената ведении объявлено: понеже де в нынешнем 1735-м году Академия Наук требовала, чтоб при оной учредить Семинарию из 30 человек шляхетных юношей, дабы оныт со временем государству полезные услуги показывать могли, а на содержание и воспитание их определить сумму 4.398 pyблeq 25 копеек; и по тому доношению подан о том Ея Императорскому Величеству доклад, на которой указу еще не получено. А ныне та Академия в Сенат требовала, чтоб между тем из монастырей, гимназий и школ в здешнем государстве 20 человек через назначенных к тому от Академии людей выбрать, которые столько научились, чтоб с нынешнего времени у профессоров лекции слушать и в вышних науках с пользою происходить могли; а на содержание де их, также на книги и платье, меньше изойти не может 150 pyблeq на каждого в год, включая при том потребные книги, о которых книжная лавка в Сенат по всякой год счет подавать будет. И Правительствующий де Сенат приказали: по тому Академии Наук доношению из учеников, кои есть в Москве в Спасском училищном монастыре, выбрать в науках достойных 20 человек, и о свидетельстве их наук подписаться ректору и учителям, и выслать в Санкт-Петербург в Академию Наук, дав им ямские подводы, и на них прогонные деньги по указу, и в дорогу им на корм по рассмотрению; и о том де в Москву в Сенатскую Контору ведение, а во Академию Наук указ из Сената посланы.

https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokurov/ob-otp...

03 июня 2022 г. Сети богословия Тема недели: Паломничество: смысл, история, современность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Московская духовная академия: межвузовское сотрудничество в области естественных наук Представляем вниманию читателей доклад преподавателя МДА, доцента ПСТГУ священника Олега Мумрикова, представленный на Международной научно-практической конференции «Сотрудничество вузов государств-участников СНГ в области духовного образования: актуальные проблемы и перспективные направления» (Московский государственный лингвистический университет, 5-6 декабря 2012 г.) Статья Для православной богословской традиции всегда была характерна тенденция ко взаимодействию с научным знанием – не только гуманитарным, но и естественным. Московская духовная академия не являлась исключением - 12 октября 1870 г. профессором Д.Ф. Голубинским (1832-1903) по благословению святителя Иннокентия, митрополита Московского (1797-1979; Вениаминова) и Святейшего Синода была впервые основана кафедра естественнонаучной апологетики (взамен упраздненных новым уставом духовных школ (1869) кафедр физики и математики). Естественнонаучная апологетика (от греч. — защитительная речь или защитительное письмо) – это раздел богословия, ставящий своей целью обоснование и защиту истин христианства на основе доводов разума и достижений естественных наук. Читаемый курс включал в себя сведения по физике, химии, астрономии и преследовал цель показать бытие Бога через «изучение целесообразности устройства звездного мира и системы законов физики и химии» . Здесь очевидна полная преемственность в подходе к осмыслению взаимоотношения естествознания и богословия, четко сформулированным еще выпускником Славяно-греко-латинской академии и «отцом Московского университета» М.В. Ломоносовым (1711-1865): « Физические рассуждения о строении мира служат к прославлению Божию и вере не вредны. О если бы тогда [ во времена ранних отцов Церкви. – Свящ. О.М.] были изобретены нынешние астрономические орудия и были бы учинены многочисленные наблюдения от мужей, древних астрономов знанием небесных тел несравненно превосходящих, если бы тогда открыты были тысящи новых звезд с новыми явлениями, каким бы духовным парением, соединенным с превосходным их красноречием, проповедали оные святые риторы величество, премудрость и могущество Божие!» .

http://bogoslov.ru/article/2998247

Показатели для отнесения филиалов образовательных учреждений к группе имеющих признаки неэффективности VI. Приведенный контингент VII. Доля кандидатов и докторов наук в численности работников ППС (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) VIII. Доля работников ППС (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей численности ППС Признаны неэффективными следующие вузы г. Москва 22 из 83 Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова Государственный специализированный институт искусств Государственный университет по землеустройству Государственный университет управления Литературный институт им.А.М.Горького Московская государственная академия водного транспорта Московский архитектурный институт (государственная академия) Московский государственный агроинженерный университет имени В.П.Горячкина Московский государственный вечерний металлургический институт Московский государственный гуманитарно-экономический институт Московский государственный открытый университет Московский государственный технический университет «МАМИ» Московский государственный университет дизайна и технологии Московский государственный университет природообустройства Московский государственный университет технологий и управления Московский педагогический государственный университет Российский государственный гуманитарный университет Российский государственный социальный университет Российский государственный торгово-экономический университет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова» Дмитровский филиал федерального образовательного учреждения высшего профессионального образования агроинженерный университет имени В.П. Горячкина» Московский киновидеоинститут государственного учреждения образования «Санкт-Петербургский государственный университет кино г. Санкт-Петербург

https://www.pravmir.ru/126-vuzov-neeffektivnyx-vuz...

Эта книжка была издана вторым писанием в 1740 г. по указу ее императорского величества , как значится на выходном листе, потом была перепечатана еще несколько раз, значит, сильно спрашивалась на рынке. АКАДЕМИЯ НАУК И УНИВЕРСИТЕТ. Такое изменение программы дворянского образования печально подействовало на общеобразовательные учебные заведения, тогда существовавшие. Во главе этих общеобразовательных заведений стояли два университета - сперва академический в Петербурге, потом еще московский. Петр в бытность во Франции был принят членом во Французскую академию и так увлекся этим учреждением, что решился завести такое же в Петербурге. Он сразу хотел поставить русскую Академию наук на твердую ученую ногу и накликал множество заграничных ученых, определивши на содержание академии 25 тыс. руб., что равняется почти 200 тыс. руб. наших. Академия украсилась некоторыми блестящими именами в тогдашней европейской науке, каковы были двое Бернулли (механик и математик), астроном Делиль, физик Бильфингер, греческие и другие древности - Байер, де Линьи и другие. Но при академии для удовлетворения насущных потребностей русского общества учреждены были два учебных заведения - гимназия и университет. Успешно окончившие в гимназии курс должны были слушать лекции академиков, образуя университет с тремя факультетами. Курсы, которые здесь читались, обнимали собою круг наук, по тогдашнему выражению матезии (mathesions sublimioris), заключавший в себе математику, физику, философию и humaniora элокв студиум антиквитатис, историю и право. Сохранившиеся данные рисуют нам в самом печальном виде преподавание в академическом университете. Ломоносов говорил, что в этом университете ни образа, ни подобия университетского не видно . Профессора обыкновенно не читали лекций, студенты набирались, как рекруты, преимущественно из других учебных заведений и большей частью оказывались гораздо не в хорошем состоянии принимать от профессоров лекции . Хотя лекции не читались, однако студентов за грубость секли розгами.

https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1985

Другою знаменитостью в тогдашней европейской науке был ученик Лейбница. Христиан Вольф (род. 167–9 г. ум. 1754 г.), профессор университета в Лейпциге, потом в и Марбурге. Его философия хотя не имела характера оригинальности, но отличалась строгою логическою последовательностью, а вместе особенною ясностью и определенностью, приобрела ему обширную школу последователей и господствовала в Германии до появления критической философии Канта. Вместе с философиею Вольф занимался также физикой и математикой и другими науками. Он стремился составить такую систему или классификацию наук, которая не только обнимала бы все их отрасли, но и строила бы их в том, вполне сообразном с природой вещей, порядке, в котором последующее всегда естественно проистекает из предыдущего 12 . Сношения Петра В. с Вольфом начались в то время, как Вольф был в Галле. В 1715 г. некто Орифеус распустил слух, что ему удалось открыть perpetuum mobile; Петру захотелось воспользоваться этим открытием, я он лейб-медику своему, Блюментросту, поручил предложить Вольфу вступить в русскую службу, на каких угодно условиях, лишь бы только он усовершенствовал изобретение Орифеуса. С этого случая начались сношения с Вольфом. Ему несколько раз предлагали перейти в Россию для устроения Академии наук, предлагали даже место президента в Академии; но Вольф всегда отказывался от этих предложений то под предлогом опасения за свое здоровье в суровом русском климате, то под предлогом боязни преследования со стороны русского духовенства. Замечательно. что он даже не советовал Петру открывать в Петербурге Академию наук, указывая на то, что с ней может случиться тоже, что с Академией в Берлине, где это учреждение по имени известно всему свету, но из этого еще ничего не вышло. «Обыкновенный университет, говорил он, где ученые будут преподавать то, что распространит науки между русскими, не только полезнее для страны Академии наук, которая ad plausum exterornm должна держаться, а подобные вещи не многие поймут, но также – к тому поведет, что в несколько лет Академия наук будет состоять из русских, которые потом настоящую славу доставят своему государству» 13 . Но, хотя Вольф отказался от президентства в Академии наук, принимал потом большое участие в её устроении; лучшие из первых её членов Бернулли, Бюльфингер, Мартини и некоторые другие приехали в Петербург по его рекомендации; к нему учиться в Марбургский университет посылала потом Академия наук русских студентов; у него слушал лекции и первый академик из русских, Ломоносов.

https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/istorija-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010