Напомним, что академик Н. К. Никольский был избран действительным членом Академии и появился в Общем Собрании в 1916 г. – именно тогда, когда вопросы сохранности книжной культуры стали для Академии наиглавнейшими. Шла Первая мировая война, и Академия наук взяла на себя заботу не только о сохранности фонда БАН, но и о спасении и сохранении книжных сокровищ, которым угрожал огонь войны. Академия вела активную работу по разысканию, описанию и возможной эвакуации книжных сокровищ в местностях, где велись военные действия (Западный и Кавказский фронты). В ноябре 1914 г. была образована Комиссия по охране и спасению памятников древности, науки и техники, коллекций и учреждений, куда директора I и Отделений А.А. Шахматов и М. А. Дьяконов . Тогда же была переосмыслена и концеп- ция Библиотеки: ей отводилась роль хранительницы спасенных книжных памятников. В декабре была принята первая в России Инструкция об охране исторических памятников и научных коллекций в районе военных действий для уполномоченного Академией лица. Уполномоченным по данному вопросу был избран действительный статский советник, время магистр русской истории, Е.Ф. Шмурло 18 . На Кавказском фронте в 1916 г. уполномоченным был приват-доцент Петроградского университета П.А. Фалев, а средствами распоряжался академик Н.Я. Марр 19 . В 1916 г., когда русские войска на Западном фронте перешли в наступление, Академия немедленно сформировала смешанную комиссию для охраны «исторических памятников, научных коллекций, святынь, книг, рукописей и пр.», находящихся в районе западного театра военных действий (в пределах завоеванных областей Австро-Венгрии, Подолии и Волыни), в которую вошли представители Академии наук, Академии художеств, россий- ские военные и представители польской стороны 20 . Естественным хранилищем для спасенных изданий была Библиотека Академии наук, хотя следует отметить, что в отношении рукописей Академия наук принимала разные решения: они направлялись то в БАН, то в Пушкинский Дом. |
1)согласная причисляется к следующей гласной; 2)при стечении нескольких согласных возможно или все отнести к последующей гласной, или некоторые оставить при предыдущей гласной. Проект Московск. Педагогич. Общества сочувственно был встречен Педагогическ, Обществом при Казанском Университете 7 , Историко-филол. Обществом при Новорос. Унив., Педагогическим отделением Русского литературного кружка в Риге, Педагогическ. отделением Петербургского Неофилологического общества, IV-oй секцией III-ro Съезда русск. деятелей по техническому и профессиональному образованию, Съездом преподавателей русск. языка в военно-учебных заведениях России и многими отдельными лицами. Казанское Педагогическое Общество, высказываясь за необходимость «упорядочить правописание так, чтобы оно явилось наименее затруднительным на первых же порах изучения грамоты и наиболее соответствующим данным истории нашего языка», – обратилось в Отделение русск. яз. и слов. Имп. Акад. Наук с просьбой высказаться по следующим вопросам: 1) Признает ли Академия Наук правописание, рекомендованное академиком Я. К. Гротом, своим? 2) Признает ли Академия Наук это правописание научным? 3) Не усматривает ли сама Академия в этом правописании внутренних противоречий и притом такого рода, что они наводят на мысль о необходимости его систематизации в том или другом смысле? С аналогичной просьбой обратилось в Отделение и Главное Управление военно-учебных заведений: 1) Не отказать уведомить, признает ли Академия руководство акад. Я. К. Грота своим официальным изданием, обязательным для школ всех ведомств, и 2) поставить на обсуждение вопрос об упрощении русского правописания в тех пределах, какие сама Академия признает целесообразными. В ответ на предложенные вопросы, II-oe Отделение высказалось, что оно «признавая достоинства за трудом покойного академика Я. К. Грота «Русское Правописание», не может, однако, считать бесспорными, не подлежащими критике представленные здесь решения различных вопросов русского правописания и потому не находит достаточного основания требовать, чтобы в изданиях Отделения строго применялось правописание академика Грота». |
однодворцев, учить цыфиры и некоторую часть геометрии». Преподавателями в цыфирных школах назначались ученики навигаторских школ. В 1723 г. предположено было соединить цыфирные школы с духовными архиерейскими школами. Кроме того, в 1703 г. в Москве была заведена школа пленным шведским пастором Глюком. Но Глюк скоро умер, и школа перешла в заведывание магистра философии Иенского университета, Иоганна Вернера Паузе. По инструкции, данной этой школе, в ней следовало учить стилистику, орфографию, счетоводство, историю, геометрию, астрономию, музыку, грамматику, риторику, логику, физику, политику и наконец пристойному обхождению и страху Господню. Но Паузе скоро рассорился с своими учителями, учениками и их родственниками, и школа в 1706 г. закрылась. Не смотря, впрочем, на краткое существование, из неё вышло несколько образованных людей, как то: Исаак и Федор Веселовские, Иван Келлерман, Иван Грамотин и Лаврентий Блюментрост 18 . Академия наук. Но центром нового образования и новой науки, по мысли Петра В., должна была служить Академия наук. В начале 1724 г. он повелел составить проект Академии лейб-медику Блюментросту. Блюментрост изложил в этом проекте, вероятно, только те мысли, которые были переданы ему самим Петром. Под влиянием, конечно, указанного выше совета Вольфа, находившего полезнее основать в России университет, чем Академию, Петр В. вздумал соединить в Академии и университет, в котором могли бы воспитываться академики из русских, и гимназию, где бы приготовлялись слушатели для университета. Таким образом, Академия должна была состоять из трех, тесно связанных между собою по цели, заведений: 1) из Академии наук, члены которой должны были «трудиться о совершенстве художеств и наук, оказывать, в случае надобности, помощь своими познаниями присутственным местам и пещись о распространении и заведении вольных художеств и мануфактур»; 2) из университета, в котором академики преподавали бы публичные лекции «о художествах и науках»; и 3) из гимназиума, где адъюнкты академиков обучали бы юношей первым основаниям наук и приготовляли их к поступлению в университет, в учители будущих училищ и т. п. Но Пётр В. сам не успел привести этот проект в исполнение; Академия была открыта уже чрез полгода после его смерти его супругою Екатериною I, 29 декабря, 1726 г. При этом была выполнена сначала только одна часть проекта, т. е. открыта была собственно Академия наук. |
Сортировать по Исключить новости Реформа РАН Академик Юрий Пивоваров: Это не реформа, а варварское уничтожение науки Я думаю, что это не реформа, а варварское уничтожение российской науки и главного ее учреждения — Российской академии наук. В нашем обществе почему-то считают, что академия неэффективна и ее надо реформировать, причем считают так люди, которые ничего про Академию наук не знают и никогда там не работали. Законопроект о реформировании РАН полностью уничтожит академию, — считают в Президиуме РАН Президиум Российской Академии наук выступил категорически против правительственного законопроекта о реформировании РАН. О ликвидации большой науки Законопроект ещё не принят, Академия ещё жива, а схватка за её наследство уже началась. Федеральные органы исполнительной власти, между каковыми закон предпишет распределить академические институты, спешат первыми заявить претензии на лучшие куски, чтобы они не достались ни будущему агентству, ни тем более другим министерствам. Президиум РАН попытается найти общее решение с Минобрнауки по реформе академии, — Владимир Фортов Российская академия наук планирует обратиться к российским властям с призывом отложить рассмотрение и принятие законопроекта о реформе РАН, чтобы найти точки соприкосновения с Минобрнауки и выработать общую позицию по этой инициативе. Представители региональных отделений РАН выступили против закона о реформировании академии Настаиваем на том, чтобы подготовленный скрытно и наспех законопроект не вносился в Государственную Думу до его всестороннего обсуждения во всех заинтересованных субъектах науки, образования и инноваций в России. Давайте дружить! 2003—2022. Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Републикация материалов сайта в печатных изданиях возможна только разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может редакции. |
Вот чтобы сидели, не рыпались, никуда не лезли. Есть институты модернизационные, которые рассчитаны на бесконечную доводку. А есть архаика и авангард, которые по существу не реформируются. Академия наук – архаический институт, который нельзя реформировать. Его можно сохранить, можно сжать, можно улучшить, можно подправить. Мы можем оставить за Академией наук очевидную функцию золотого стандарта. Проще говоря, если Академия наук сказала, что это наука, значит, это она и есть, а если она сказала, что это не наука, значит нет. Академию ломали при советской власти, ломали после, и она охотно отступала от всех принципов, но одним не жертвовала – не могла сказать, что это наука, если это не наука. Последний пример – это псевдонаучные разработки Виктора Петрика, которые продавливал тогдашний глава «Единой России» и спикер парламента Борис Грызлов. Академия виляла хвостом, отползала, грызла ручки диванов, как собака, которую сейчас побьют, но она не сказала, что это наука, просто не смогла. Эта функция за ней есть, а все остальное – от лукавого. В мире, конечно, науку в основном создают университетские лаборатории. Но сначала создайте мирового уровня сеть лабораторий по всей стране в университетах, а потом что хотите, то и делайте с РАН! Сегодня мы видим, что Академия разрушается, а взамен ничего не дается. – А что думаете про инновационный центр «Сколково»? Есть ли у него перспективы? – Перспектива существовать есть, перспективы развиваться – нет. Развитие – это распространение модели за пределы узкого ограниченного пространства. Чтобы «Сколково» развивалось, должно быть условное Сколково московское, новосибирское, дальневосточное, уральское. Само по себе «Сколково» наверняка дает эксклюзивный результат… – Вы считаете, что дает? – Судя по всему, да. Это тот уровень уже научно-технологического знания, где я не специалист, поэтому никакого своего суждения выносить не могу. |
Сортировать по Исключить новости Владимир Миронов: Почему продолжают уезжать ученые? Государство, если оно разумно, обязано выделять деньги на науку, хотя бы в силу обеспечения сохранности и безопасности государства как такового. Конечно, при этом нужна серьёзная экспертиза, но нельзя как это произошло в нашей стране превратить профессиональное экспертное сообщество в некую кучку назначенных экспертов из министерства образования и науки и приближённых к ним учреждений. 30 мая, 2013 Государство, если оно разумно, обязано выделять деньги на науку, хотя бы в силу обеспечения сохранности и безопасности государства как такового. Конечно, при этом нужна серьёзная экспертиза, но нельзя как это произошло в нашей стране превратить профессиональное экспертное сообщество в некую кучку назначенных экспертов из министерства образования и науки и приближённых к ним учреждений. На общем заседании Российской академии наук уходящий президент Юрий Осипов выступил с последним обращением, в котором отметил, что академическое сообщество находится в опасности из-за политики Минобра и лично министра образования в отношении РАН. 29 мая состоялись выборы президента академии, на которые Осипов уже не выдвинул свою кандидатуру. Полный текст выступления академика Юрия Осипова Академик Юрий Осипов: Академическое Отечество в опасности! Заявление комментирует член-корреспондент РАН, декан философского факультета МГУ, профессор, председатель экспертного совета ВАК по философии, социологии и культурологии Владимир Миронов: Владимир Миронов Академии наук Прежде всего, Юрию Сергеевичу Осипову принадлежит большая заслуга в том, что Академия состоялась в том виде, в котором она сейчас существует. Дело в том, что еще в 1991 году, в связи с распадом страны, фактически работали две академии: академия наук СССР и формировавшаяся Российская академия. В академию наук СССР в тот период входили крупнейшие ученые страны, имеющие огромный авторитет и в своей стране и за рубежом. Новая формируемая академия, конечно не отвечала такому уровню, но поскольку СССР уже не было в воздухе «плавало» решение старую академию закрыть и оставить только новую, соответствующую новой стране. |
Со временем возникла подчиненная ему сеть тайных агентов, следивших за поведением и разговорами на парижских улицах. Кольбер руководил экономической политикой Франции вплоть до своей смерти в 1683 г. Следуя политике меркантилизма и вводя высокие пошлины на ввоз товаров из-за границы, Кольбер стремился обеспечить Франции экономическое преобладание в Европе. Для этого он считал необходимым развивать мануфактуры, получавшие заказы, льготы, субсидии; им предоставлялись и монопольные права на производство определенной продукции. Для развития торговли внутри страны осуществлялось строительство дорог и каналов. В итоге Кольберу удалось значительно увеличить поступления в казну. Др. направлением экономической политики Кольбера было поощрение заморской торговли; с этой целью он занимался строительством флота и организацией торговых компаний. Продолжилась колонизация Сев. Америки; в нач. 80-х гг. XVII в. французы основали там колонию, к-рую в честь короля назвали Луизианой. В ряде франц. колоний, в частности на Антильских о-вах, на плантациях использовался труд рабов. При Кольбере был подготовлен «Черный кодекс», узаконивший рабство в колониях (принят в 1685). Л. покровительствовал искусствам и наукам. При нем были основаны Королевская академия танца (1661), Малая академия (1663), позже переименованная в Академию надписей и изящной словесности, Французская академия в Риме (1666), Академия наук (1666), Академия архитектуры (1671), Академия музыки (1672), Парижская обсерватория (1667-1672), ботанический сад (1673), театр «Комеди Франсез» (1680), королевская мануфактура Гобеленов (1662). В 1665 г. Академия живописи и скульптуры получила статус королевской. Л. покровительствовал труппе знаменитого комедиографа Мольера, оказывал протекцию музыканту Ж. Б. Люлли, а драматург Ж. Б. Расин получил должность придворного историографа короля. |
Замечательно, что в Париже религия имеет своих почитателей главным образом вовсе не в низшем классе населения, христианство здесь вовсе не религия рабов, как это было в древнем Риме, и не религия невежд, как это пытаются утверждать некоторые органы русской печати. Нет, христианство имеет здесь своих искренних сынов в самых различных классах общества. И так как мы с вами, конечно, должны и хотим иметь дело с миром интеллигентным, с миром разума, то для нас и поучительно отметить, что в высшем ученом учреждении французской республики члены с христианским образом мыслей вовсе не устраняются и не представляют собой исключительного явления. Высшее ученое учреждение Франции, это французский институт, здания которого помещаются против роскошных музеев Лувра на левом берегу Сены. Институт этот подразделяется на следующие отделения: французская академия (академия сорока бессмертных), образующаяся главным образом из наличного состава лучших французских литераторов, академия наук, академия надписей и изящной литературы, академия нравственных и политических наук, академия изящных искусств. Между членами этих академий находится немало лиц, религиозность которых никем не оспаривается. Таков в числе бессмертных Брюнетьер (он же редактор одного из самых солидных журналов Франции – Revue de deux mondes), по мнению некоторых и благомыслящих и верующих ученых он даже перешел нужные границы в своем недавнем апологетическом походе, именно тем, что, защищая веру, вздумал чересчур унижать науку, этим он дал в руки своих врагов оружие, которым, конечно, те не замедлили воспользоваться. Но во всяком случае Брюнетьер – лицо не отсталое по своим воззрениям, заседания академии бывают под его председательством. Далее, в числе членов есть даже епископы (Перо – епископ Отенский), членом состоит Бурже, который довольно решительно исповедует истинность и нравственную обязательность христианских доктрин. |
В Киеве вышла в свет энциклопедия «Киевская духовная академия в именах» 31.05.2017 18 мая 2017 в Конгрегационном зале Староакадемического корпуса Национального университета «Киево-Могилянская академия» в Киеве состоялась презентация энциклопедии « Киевская духовная академия в именах». В мероприятии приняли участие почетный президент Национального университета «Киево-Могилянская академия» (НаУКМА) В.С. Брюховецкий, президент НаУКМА А.А. Мелешевич, декан факультета гуманитарных наук НаУКМА М.Л. Ткачук, директор Института филологии и журналистики Таврического национального университета имени В.И. Вернадского С.Л. Кузьмина, заместитель декана философского факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко С.В. Руденко, преподаватели и студенты НаУКМА, а также многочисленные гости. По благословению ректора Киевской духовной академии и семинарии (КДАиС) митрополита Бориспольского и Броварского Антония в презентации приняли участие проректор по научно-богословской работе КДАиС профессор В.В. Бурега и секретарь Ученого совета КДАиС протоиерей Василий Яковчук. В своем выступлении В.В. Бурега отметил: «Опыт работы над этой энциклопедией — это особый опыт сотрудничества с коллегами-профессионалами высокого уровня. И уровень организации работы, и научные стандарты, по которым мы работали, и высокая профессиональная планка, которая была поставлена, — это всех нас очень мотивировало». Издание двухтомной энциклопедии, вышедшей в свет в Издательском доме «Киево-Могилянская академия», осуществлено на основе огромного массива архивных и печатных источников. Энциклопедия обобщает первый опыт современной научной реконструкции и анализа деятельности Киевской духовной академии сквозь призму изучения жизни и творчества ее выдающихся преподавателей и воспитанников. Издание посвящено 400-летию Киево-Могилянской академии, преемницей которой в течение XIX — начала ХХ в. была Киевская духовная академия. Появление энциклопедии стало результатом более чем четырехлетней исследовательской работы. Над созданием энциклопедии работал авторский коллектив во главе с деканом факультета гуманитарных наук НаУКМА доктором философских наук, профессором М.Л. Ткачук. Ответственный секретарь издания — почетный президент НаУКМА В.С. Брюховецкий. В состав авторского коллектива вошли ученые украинских и зарубежных учебных и научно-исследовательских учреждений. В состав авторского коллектива вошли представители КДАиС проректор по научно-богословской работе профессор В.В. Бурега и секретарь Ученого совета протоиерей Василий Яковчук, подготовившие ряд статей, посвященных выдающимся профессорам и выпускникам КДА. |
Каждый из трех видов своей деятельности академия осуществляет в особом составе. Преподавание наук она развивает, как «Академический институт», состоящий из профессоров с ректором во главе, и «Начертание» вводит нас в круг учебных предметов, проходимых в академии, распределяя их по группам или классам. Это класс словесных наук, класс исторических наук, класс математических наук, философия, богословие, языки. Как высшее ученое учреждение, имеющее задачей распространение учености в духовенстве, выступает академическая Конференция, в которую под председательством епархиального иерарха входит академическая преподавательская корпорация, а также почетные члены академии. Конференция занимается цензурой духовных книг, производством экзаменов и возведением в ученые степени. Наконец, как административный орган, академия является в виде правления внутреннего, ведающего управление самой академии (ректор, один из профессоров академии и эконом) и внешнего, ведающего управление семинариями, подчиненными академии (ректор, два члена правления, два члена конференции). IV. 26-го июня 1808 г. доклад Комитета о усовершении духовных училищ и его программа или «Начертание правил о образовании духовных училищ» получили высочайшее утверждение, и в тот же день был учрежден высший орган для заведывания духовными школами, тот самый, который и предлагался комитетом, – Комиссия Духовных Училищ. Членами комиссии были назначены прежние члены комитета. На комиссию были возложены обязанности двоякого рода: временные, организационные, заключавшиеся в проведении намеченной духовно-учебной реформы, и постоянные административные, заключавшиеся в постоянном управлении училищами. В организационных трудах комиссии душою дела продолжал быть по-прежнему M. М. Сперанский. Он принял на себя изготовление подробного академического устава и повел работу с обычною отличавшею его быстротой. |
|