001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Другая линия романа — изображение художника Истомина и его отношений с Маничкой Норк — является своеобразным откликом Лескова на споры об искусстве в русской журналистике 1865 года и на борьбу течений внутри русского искусства. Эти споры касались важнейшего события в художественной жизни Петербурга начала 1860-х годов — знаменитого бунта 14 выпускников Академии художеств во главе с Крамским, не пожелавших писать на академическую тему «Пир в Валгалле» и демонстративно покинувших Академию после отказа ее начальства разрешить писать на вольную тему. Русской печати было запрещено касаться этой истории. Поэтому и Лесков только в общих словах говорит о начинающемся обновлении Академии художеств, о необходимости «перестройки» не только здания, но и характера деятельности Академии художеств в целом. В 1865 году в связи с очередной ежегодной выставкой в Академии художеств в печати оживленно обсуждалось положение в Академии художеств. Статья В. С. Серова («С.-Петербургские ведомости», 1865, и анонимный фельетон «Вседневная жизнь» («Голос», 1865, 17 октября) очень остро и решительно ставили вопрос о дальнейшей деятельности Академии и вызвали пространный ответ ее ректора Ф. А. Бруни — «Антагонистам Академии художеств» («Биржевые ведомости», 1865, 25 ноября). Прямые высказывания Лескова о состоянии Академии художеств в «Островитянах» близки и по тону и по содержанию к фельетону «Голоса», в котором писалось: «В ком чувство изящного развито хоть настолько, чтоб отличить вывеску и поднос от картины, тому мы не советуем идти на выставку Академии, если только он не имеет в виду сам лично убедиться, до чего может упасть искусство в нашем отечестве, под сению этого великолепного здания, украшающего набережную Васильевского острова… Сто лет покровительства и миллионы затрат для того, чтоб на сто первом году выставить 207 произведений живописи, скульптуры и архитектурных проектов, и из всего этого нет и десятой доли, которая стоила бы самого снисходительного одобрения. Для чего же и для кого тратились эти миллионы?»

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=69192

Этот термин - «украинство» мы не понимаем, как следует. При Ельцине был открыт в Петербурге памятник Шевченко. Свидетельство того, что мы вообще ничего не понимаем. Тарас Григорьевич - один из основателей этого движения! Да, поэт, прозаик третьего ряда, да художник. Он закончил Санкт-Петербургскую академию художеств. Это был типичный интеллигент, а в прошлом крепостной польского помещика на Украине. Русские люди его выкупили. И вот этот мальчик получил возможность закончить художественную академию. Человек как-то должен пропитываться культурой, мировоззрение выстраивать – это небыстрый процесс. А когда ты вчера пас гусей, а сегодня стал учеником Академии художеств, это серьёзное испытание. И вот тебе в руки попадает книжка «История русов». А в ней написано, что украинские казаки – это герои, сражавшиеся за Великую Украину. Которую угнетает Россия, держала в черном теле, И если мы сумеем освободиться от русского гнета, тогда мы всем покажем. Он эту чепуху прочитал и так этим воодушевился, что стал это проповедовать. И казалось бы, поезжай на Украину, там проповедуй… Он туда съездил и вернулся обратно в Петербург. Для украинских крестьян эта чепуха была неинтересна, они ее не воспринимали, а вся элита Украины в 19 веке польская. Поляки-помещики радушно приняли человека, который хорошо рисует, угостили…Но рассказывать им, что надо бороться за независимость Украины – какой прок? Поляки в прошлом долго боролись с самобытностью Украины, религиозной, культурной, однако никакой страны с именем «Украина» никогда не было. Шевченко там покрутился, нарисовал несколько портретов польских барышень и вернулся в Петербург к русской интеллигенции. Для которой хуже самодержавия ничего нет.

http://radonezh.ru/2022/03/12/nam-predstoit-odolet...

В последние годы Демут-Малиновский много сил и энергии отдает созданию лепных украшений для интерьеров Зимнего дворца и оформления здания Академии художеств. В 1833 году скульптору присуждается звание заслуженного профессора. С 1836 года, после смерти И.П.Мартоса, Демут-Малиновский становится ректором Академии художеств по скульптуре. В первой половине XIX века Демут-Малиновский после Мартоса был наиболее известным и популярным скульптором и имел много заказов. Интересны его работы в области монументальной пластики. Памятник Екатерине II в селе Троицком-Кайнарджи (1833—1834) был задуман как гимн русскому оружию, одержавшему победу над Турцией. Последняя крупная работа художника — памятник Ивану Сусанину в Костроме (1838—1846). По модели Демут-Малиновского исполнен и памятник равноапостольному князю Владимиру, установленный в Киеве уже после кончины скульптора, в 1853. В.И.Демут-Малиновский умер 16 июля 1846 года. Его имя навсегда связано с красотой и величием архитектурных ансамблей Петербурга. Тон (Константин Андреевич, 1794 - 1881) Родился в Петербурге. В возрасте 9 лет в 1803 году был принят в воспитанники Императорской Академии Художеств и с 1808 года специально изучал в ней архитектуру, по части которой главным его наставником был Воронихин. В 1815 году окончил академический курс с званием художника 1-й степени и Малой золотой медалью, присужденной ему за проект здания Сената, и оставлен при академии, чтобы впоследствии быть посланным в чужие края. Но в 1817 году произошла перемена начальства Академии, и Тон, оставив Академию, определился на службу при новоучрежденном комитете для приведения строительных и гидравлических работ в Санкт-Петербурге в лучшее устройство. Кроме того, он сочинил тогда проект увеселительного заведения ( Немецкого Трактира ) на Крестовском острове.

http://sedmitza.ru/text/397764.html

Александр Бочарников не получил достаточного школьного образования. Будучи шестнадцати лет, он поступил в Туле к некоему г. Волосатову в чертежники; жил у него бесплатно в качестве ученика; но вскоре зарекомендовал себя и стал получать жалование в размере десяти рублей в месяц. В 1856 году 7 января, на 23 году свой жизни, Алекс. Г. Бочарников женился на Марии П. Троицкой с благословения своего отца, в доме которого и проживал. К этому времени он получал уже 16-ть рублей в месяц, притом состоял уже помощником городского архитектора, и в таком звании пользовался некоторыми доходами. Приобретя здесь значительное знание по архитектуре, А. Бочарников задумал выступить на свою самостоятельную дорогу. По инициативе знавших и любивших его академика архитектуры Дмитриева и губернского архитектора Ф. В. Громова, он приступил к выработке проекта для представления в Императорскую Академию Художеств для получения звания архитектора. Труд этот занял у него времени около года, так как он работал в то же время и у Волосатова. К началу 1859 года был готов для представления выработанный им проект «частного дома для доходов в губернском городе» – в плане, разрезе и фасаде. Проект этот был удостоверен архитекторами Дмитриевым и Громовым в том, что он выработан А. Бочарниковым без посторонней помощи и в таком виде был представлен им в Академию Художеств в С.-Петербурге лично в 1859 году, куда он отправился вместе с отцом Гавр. Вас. – Рассмотрев проект А. Бочарникова, академия выдала ему аттестат, по которому «он, во внимание к хорошим понятиям его в архитектуре и строительном искусстве, академическим советом 24-го февраля 1859 года, удостоен звания неклассного художника, в котором и утвержден публичным советом академии, 10 числа мая того же года бывшим, с правом производить строения и, по силе Всемилостивейше дарованной академии привилегии, пользоваться с потомством его вечною и совершенную свободою и вольностью и вступить в службу, в какую сам, как свободный художник, пожелает». Аттестат выдан июля 5-го дня 1859 года, за 987-м.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troickij/tulski...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 150-летию памятника св. Равноапостольному князю Владимиру в Киеве (комментарий в аспекте культуры) Авторы памятника святому князю Владимиру в Киеве Демут-Малиновский Василий Иванович (1779-1846) Среди мастеров русской монументальной скульптуры первой половины XIX века Василий Иванович Демут-Малиновский занимает одно из наиболее значительных мест. Его произведения были созвучны героической эпохе Отечественной войны 1812 года, близки мыслям и чувствам народа. Он родился в 1779 году в Петербурге, в семье резчика по дереву. Первое знакомство с искусством мальчик получил дома, наблюдая за работой отца. В 1785 году, шестилетним ребенком, он был отдан в Академию художеств. В 1799 году за барельеф «Ангел выводит апостола Петра из темницы» Демут-Малиновский был удостоен золотой медали 2-й степени, в 1800 году за исполненные вместе с другими художниками барельефы к памятнику Петру I работы Растрелли — Первой золотой медали. В том же году он окончил Академию художеств. Через два года на конкурсе его проект надгробного памятника скульптору М. И. Козловскому был признан лучшим. Музыкальность линий, классическая строгость силуэта, ритмическая выразительность отличают эту барельефную аллегорическую композицию, исполненную подлинной грации и тонкого лиризма. Демут-Малиновский сумел найти выразительные художественные средства для того, чтобы передать сильные человеческие чувства, глубокую скорбь об умершем учителе. «В этом памятнике, — писал один из исследователей, —есть все, что развивалось в таланте Демут-Малиновского, — простота и серьезность мысли, чувство и понимание красоты человеческого тела, этой основы основ классики». В 1803 году Демут-Малиновского вместе с другими воспитанниками Академии художеств отправили в заграничную командировку в Италию. Изучение памятников западноевропейского искусства, знакомство с архитектурой древнего Рима он сочетал с углубленным и упорным трудом. В альбомах появлялось множество рисунков с натуры и «антиков», возникали композиции на мифологические темы. В Риме он начал работать над созданием барельефа «Геркулес и Омфала». Много времени и сил отдал художник постижению сложнейшего искусства обработки мрамора, которым в совершенстве овладел к концу пребывания в Италии.

http://sedmitza.ru/text/397764.html

Храмы России Витберг Александр Лаврентьевич годы жизни 1787-1855 краткая справка Российский художник и архитектор шведского происхождения, автор проекта храма Христа Спасителя в Москве (не завершен). Академик Академии художеств. Родился в Санкт-Петербурге в шведской семье. Начал обучение в Горном корпусе, в 1802 поступил в Академию художеств. Витберг получил все малые и большие золотые и серебряные награды Академии. В 1807 заканчил Академию, но остался работать в ней пансионером для вояжирования . В 1814 объявлен международный открытый конкурс на проект храма Христа Спасителя в Москве. Свои проекты на конкурс прислали многие видные архитекторы того времени. Из них император выбрал наиболее грандиозный, разработанный молодым Витбергом, никак не проявившим себя до этого в качестве архитектора. Торжественная закладка храма прошла в 1817. В последующие 7 лет строительство протекает вяло, а под конец и совсем останавливается. Выясняется, что миллион рублей из денег, выделенных на строительство, расхищен. Руководители строительства, в том числе и Витберг, обвинены в растратах и хищениях и отданы под суд. Судебное разбирательство затянулось, в 1835 суд постановил оштрафовать обвиняемых на миллион рублей. За злоупотребление доверием императора Витберг был сослан в Вятку. В 1840, по ходатайству Жуковского, А. Л. Витбергу было позволено вернутся в Петербург. Похоронен на Волковском кладбище. ссылка на публикацию Снегирев В. Л. Архитектор А. Л. Витберг. М.–Л., 1939 составитель Список объектов названию объекта период работ: 1811-1813 период работ: 1813-1839 период работ: 1817-1828 примечание: Первый (неоконченный) проект период работ: 1837 период работ: 1839-1864 Справочники Знаете ли вы Помогите храму! Из фондов проекта: Благовещение Пресвятой Богородицы Рекомендуем Контакты 1999-2022 «Храмы России» Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-35747 от 31 марта 2009 г. Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.

http://temples.ru/architect.php?ID=388

Особое место среди научных исследований этого феноменального человека занимает вышедшая в свет в те же годы трехтомная штудия «История Английско-Американской Библии ». По своему значению она не уступает «Истории Библии на Востоке», но оказалась забытой, Алексий. На основе необозримого количества источников Алексий воссоздает подробную картину появления Библии на английском языке, проводит сравнение различных толкований, дает универсальный обзор христианских обществ. Он уделяет большое Библии на другие восточные языки. Труды Алексия удостаиваются оценки ряда ученых, библейских обществ, святейшего Синода. Его награждают наперсным (нагрудным) Кабинетным крестом; он удостаивается приема у императрицы Александры Федоровны. Однако Алексию хотелось собрать новые материалы для завершения «Истории Библии на 1895 году он снова уезжает в Китай. Здесь Алексий значительно пополняет свою коллекцию, отправляет службу для русских моряков, изучает китайскую В 1897 году миссионер предложил Академии художеств прислать в Пекин художников для «изучения перлов восточного искусства». Предложение осталось без ответа. В 1897 году Алексию пришлось навсегда покинуть Китай. Тяжелейший психический срыв привел к длительной болезни. Синод отправил Алексия в знаменитую Оптину пустынь, где он пробыл до конца своих дней. На окружающих Алексия монахов, епископа Вениамина, на синодальное начальство он производил впечатление маньяка. Положение усугубилось любовью пятидесятитрехлетнего человека к шестнадцатилетней Алексия к вышестоящим инстанциям с просьбой о расстрижении. Одно время оптинский отшельник подписывался «Александр Николаевич Виноградов, бывший иеромонах Алексий». Роман кончился крахом. В расстрижении было отказано. Ничего не в научные учреждения, в Академию художеств с просьбой о содействии в спасении двухсотпудовой коллекции.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogradov/zaby...

Храмы России Баженов Василий Иванович годы жизни 1737-1799 краткая справка Российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог. Представитель классицизма. Начальные познания в зодчестве получил в архитектурной школе Л.В.Ухтомского и в гимназии Московского университета, затем работал в С.-Петербурге под руководством С.И.Чевакинского и был определен в недавно открытую Академию художеств. После выпуска был награжден пенсионерской поездкой по Франции и Италии (1760-1765). Получил признание ведущих архитектурных академий Европы - Французской академии архитектуры, Римской национальной академии искусств, Флорентийской и Болонской академий художеств. По возвращении в Петербург получил звание академика (1765), а в 1799 стал вице-президентом Академии. Воспитал ряд ярких архитекторов, работавших в Москве - Е.С.Назарова, И.Д.Ясныгина и др. ссылка на публикацию В.И.Пилявский, А.А.Тип, Ю.С.Ушаков История русской архитектуры, М., Архитектура-С, с.361-369 составитель Список объектов названию объекта период работ: 1784-1794 период работ: 1772-1777 период работ: 1776-1802 период работ: 1777-1789 период работ: 1777-1788 период работ: 1778-1783 период работ: 1779-1786 период работ: 1780 примечание: Трапезная и период работ: 1780-е период работ: 1780-е период работ: 1782-1789 период работ: 1783-1787 период работ: 1784 период работ: 1786 внутренний/внешний декор примечание: Программа период работ: 1800 примечание: Возможно использование период работ: 1802-1825 период работ: 1809 период работ: 1810 примечание: Предположительно использован Справочники Знаете ли вы Помогите храму! Из фондов проекта: Благовещение Пресвятой Богородицы Рекомендуем Контакты 1999-2022 «Храмы России» Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-35747 от 31 марта 2009 г. Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.

http://temples.ru/architect.php?ID=53

Весьма приятно мне будет, если сей опыт упражнения, к моему удовольствию содействовавшего, послужит вам воспоминанием тех чувствований, с каковыми я пребываю вам доброжелательною. 19 . Этот дар не был случайным, и в данном случае княгиня следовала уже установившейся традиции. Один из таких от царствовавшей династии в Академию художеств еще в 1796 году, когда ее президентом был граф Алексей Иванович (1741–1817). По этому поводу другой граф, Дмитрий Иванович Хвостов, написал строки под таким заглавием: на случай собрания императорской Академии Художеств сего июля 2 дня, ощастливленнаго опытами трудов их императорских высочеств государынь и великих По получении великокняжеского дара как благоволения Ея императорского к было постановлено: Ея хранить вместе с прочими письмами фамилии; присланный же рисунок поставить в конференц-залу в приличествующее место; а Ее высочеству, в изъявление сколько чувств своея благодарности, столько же и справедливого уважения к самой работе, поднесть диплом на звание Почетного 20 . Тем временем экипаж с новобрачными следовал в Голландию. «К удовольствию читателей наших, мы здесь некоторые подробности проезда до Нарвы их высочеств великой княгини Анны Павловны и супруга ея, — писала — В Чирковицах с крестами пред церковью встретило их на следующий день их высочества выехали из Нарвы, сопровождаемые благословениями и добрыми желаниями всех жителей, при колокольном 21 . О дальнейшем пути Анны Павловны на свою новую родину сообщалось в той же но уже в разделе минувшую пятницу 23 числа месяца), ввечеру Его высочество принц наш прибыл с супругою своею в здравии в замок Лоо, где находится ныне вся королевская фамилия, — таковы были новости из Голландии.

https://www.pravmir.ru/velikaya-knyaginya-anna-pav...

В детстве Суриков много и охотно рисовал. В уездном училище судьбе было угодно свести его с талантливым учителем рисования художником Николаем Васильевичем Гребневым. Он угадал талант Сурикова, горячо уверовал в него и энергично поддержал в нём решение посвятить себя живописи. Нашёлся покровитель – золотопромышленник П.И.Кузнецов, который и отправил его в Петербург, с выплатой ежегодного пособия. Только со второго раза поступил Суриков в Академию художеств. Инспектор, немец Шренцер, один из «генералов от искусства», что распоряжались в Академии, небрежно просмотрел папку с рисунками Сурикова и вызывающе произнёс: «Да, Вам за такие рисунки даже мимо Академии надо запретить ходить!» От таких слов люди впадают в отчаяние. Но молодой сибиряк не растерялся. Он записывается в школу Общества поощрения художеств и усиленно практикуется в рисовании с гипса. С необычайным упорством, он за три летних месяца освоил курс, рассчитанный на три года и в августе 1869 года успешно сдал вступительные экзамены в Академию. Пять лет обучения Сурикова в Академии сопровождались непрерывными успехами, наградами и денежными премиями; на четвёртом году его стипендия составляла 350 рублей в год. Теперь представьте молодого художника из глубокой провинции в блистательной столице. Сколько всяких соблазнов: пирушки, политические страсти и газетная шумиха, мода и общественное мнение, мышиная возня самолюбий и метание от темы к теме… Красноярский казак посмотрел на все это и выбрал для себя, раз и навсегда, русский исторический ориентир. Путь, надо признаться, не из легких. В старости он вспоминал: «Ведь у меня какая мысль была – Клеопатру Египетскую написать! Ведь, что бы со мной было!..» В одной из монографий говорится, что Суриков был скуп и жаден. Какая чушь! Его творчество и разумные жизненные поступки опровергают эту сплетню. Был бы скуп, то при его таланте, писал бы день и ночь портреты на заказ, которые давали бы желанные деньги… Суриков обладал железным характером и ясно видел цели. Это цель православного человека – подвижника, готового идти по пути самопознания и возрастания духовной личности. Он смотрел на деньги с единственно правильной точки зрения – они давали ему независимость творческого поведения.

http://sedmitza.ru/text/398716.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010