Есть, полагаем, достойное название для этого культурного центра: Московская академия Максима Грека. Оно вызывает ассоциации с Флорентийской Академией (1459—1521 гг.), той «платоновской академией» эпохи Возрождения, деятелями которой были М. Фичино, А. Полициано, Д. Пико делла Мирандола, К. Ландино. В жизни Максима Грека, еще когда он был Михаилом Триволисом, Флоренция занимала особое место. И не только потому, что в ней звучала проповедь Савонаролы, составившая одно из решающих событий в духовной биографии примерно 25–летнего Михаила Триволиса. Он помнил Флорентийскую академию, во всяком случае одного из ее блестящих представителей Анджело Полициано , а говоря об «училищах италийских» , не исключено, имел в виду и «платоновскую академию» во Флоренции, хотя итальянские гуманисты выступали с университетских кафедр. Заметим, чтобы не возвращаться к вопросу, что Анджело Полициано высоко ценил ораторское искусство Савонаролы (по возрожденческим же меркам), как и личность самого «мужа замечательной учености и благочестия, блистательного проповедника божественного учения» . Отдал должное Савонароле и Эразм Роттердамский, «слушавший его одновременно с Максимом Греком» Савонарола гневно обличал паганизм (язычество) Возрождения, доведенный до крайности, а также его гигантизм и аристократизм. Это нашло глубокий отзыв у Михаила Триволиса, продолжало жить в Максиме Греке. Флорентийская академия явилась зрелым плодом итальянского Возрождения. Однако с ее меркой подходить к культурному кругу, в центре которого находился Максим Грек, было бы неисторично. «Московская академия», как мы ее называем, была детищем русской культуры; функционировала она, как и Флорентийская академия, в качестве свободной ассоциации, не де–юре, а де–факто, безо всякого в собеседованиях, переписке, обмене научными трактатами, имевшими, по замыслу их авторов, общественное значение. |
30. Несомненно, он ссылался на евхаристические обычаи греков - использование дрожжевого хлеба и добавление горячей воды в чашу перед причастием. Армяне использовали в литургии пресный хлеб и неразбавленное вино. 31. Тогда этот термин значил независимость архиепископа от местного митрополита - т.е. в данном случае римского - и его прямое подчинение Константинополю. 32. Подробнее вопрос отношения Церкви на Востоке и Западе к войне и воинскому служению рассмотрен в 4, V, часть третья. 33. Интересно вспомнить, что говорил Петр I о византийской истории: «Когда греческие императоры, оставя свое звание, ханжить начали, а наипаче их жены, тогда некоторые плуты к ним подошли и в городах монастыри строить испросили. Так, на одном канале от Черного моря до Царьграда не меньше 300 монастырей было, а от сего, когда турки подошли к Царьграду, ниже 6000 воинов взыскать могли». Наверное, иконоборческие императоры думали приблизительно так же. 34. Кстати, это позволило Годфриду Бульонскому, угрожая распространением погромов и на свою территорию, вытребовать у лотарингских евреев большие субсидии. 35. За это преступление и вопиющее нарушение рыцарского кодекса Данте поместил Карла в один из кругов своего ада. 36. Вспомним знаменитые слова Джульетты в трагедии Шекспира: What s in a name? That which we call a rose, By any other name would smell as sweet… («Что в имени? Ведь роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет...) 37. Плифон (это псевдоним, взятый философом по созвучию с Платоном) покинул родной Константинополь и поселился в Мистре, где основал платоновскую академию и написал свой главный труд о перестройке государства на принципах учения Платона: по его мнению, это был единственный путь к возрождению греческого мира. |
Но после подавления восстания репрессивные действия царя лишь усилились, а сам верховный правитель всеми силами стал утверждать самодержавный принцип власти, не терпящий никакой критики или свободомыслия. Юстиниан сам стал вечным консулом , сам стал воплощением закона, утвердив вновь проведенную кодификацию, сам стал верховным богословом, искореняя ереси (на V Вселенском соборе в Царьграде-Константинополе) и покончив с язычеством: в 529 г. он закрыл тысячелетнюю платоновскую Академию, заставив философов бежать из Афин. Сам Юстиниан, вполне в соответствии с византийским понятиями, осуществлял свои планы под лозунгами реставрационной политики. Восстановление величия империи — как вне ее границ, так и внутри, стало смыслом проводимых акций. Законодательные проекты Юстиниана были призваны подвести итог правовой истории Рима и Ромейской (=Римской, т.е. Византийской) империи. Комиссии под руководством юриста Трибониана создают Кодекс Юстиниана — свод законов, куда вошли эдикты от эпохи Адриана до 534 г. (год издания второй, завершающей, редакции Кодекса). Все не вошедшие в свод законы признавались недействительными. В 533 г. те же правоведы издают Дигесты (или, по-гречески. Пандекты) — собрание творений классических юристов, а на следующий год — Институции Юстиниана, ставшие своеобразным справочником для юристов. Когда был создан свод законов, изданных после 534 г., получивший наименование Новеллы (т.е. новые постановления), завершилось формирование всеобъемлющего Свода гражданского права (Corpus juris civilis), ставшего основой не только средневекового законодательства, но и сводов нового времени, например, Кодекса Наполеона, ставшего основой конституций многих современных государств — от Франции до Бразилии. В результате многочисленных военных экспедиций, предпринятых в 530—532 гг. против сасанидского Ирана в Азии, в 531—535 гг. против вандалов в Африке, в 535—546 гг. против готов в Италии (Риме) и Далмации, Юстиниан дополнял свой официальный императорский титул предикатами Готский , Африканский , Вандальский и расширил пределы империи почти до размеров древних императоров. |
АлександрГ. 17 марта 2019, 11:19 Но Божественная реальность устроена не так, ее нельзя зашить в причинно-следственные связи. И нельзя ее описать в таких рамках. Более того, понятийный аппарат человека и соответственно его словарный запас не позволяют ему полностью постигнуть Божественную реальность. И как ответ на это осознание, рождается Исихия. А это уже другое постижение реальности. Вот Вам и цена и место философии. Кстати, в древнегреческой философии время линейно. И как следствие это рождает понятия А у Господа как? Время у него линейно? АлександрГ. 17 марта 2019, 11:18 И еще, уважаемый Андрей, Вы упомянули древнегреческую философию. Безусловно, это величайшее достижение человеческой культуры. Но философия это взгляд на мир, на то как он устроен. Я не буду даже говорить о древнегреческом многобожии, которое так или иначе влияет на картину мира, что находит свое отражение в философии. Хочу сказать о другом, в качестве метода постижения реальности греческими философами была открыта Логика. Сердцевиной логики является открытие причинно-следственных связей, понятий тождественности и понятий общего и частного. И с помощью этого инструментария и пытались постигнуть Божественную реальность. Кстати, вся схоластика построена на этом. Но Божественная реальность АлександрГ. 17 марта 2019, 10:51 Уважаемый Андрей, вот Вы упоминаете тексты молитв, составленных святыми. А скажите пожалуйста почему там просится, чтобы нам была дана премудрость Божья, а не знания по греческой философии? И что есть премудрость Божья? Наверное, это возможность взглянуть на реальность глазами Божьими, проникая в саму суть вещей и явлений. Но это означает, что люди окончившие Платоновскую академию прекрасно понимали отличие между взглядом философа и премудростью Божьей. И никакими литературными вкусами этого объяснить нельзя. Это очень глубокое различие. Это осознание того, что человек сам по себе мало что может и физически и умственно. Они знали, что первично, что вторично и знали цену уму человеческому. |
Сам Фичино спустя несколько лет после выхода «Пимандра» стал высокопоставленным сановником и возглавил флорентийскую Платоновскую Академию. Другой пример, – на одной из фресок собора в Сиене, построенного в 1488 году, изображен Гермес Трисмегист, который вручает человеку в восточных одеждах книгу с надписью «Suscipite o licteras et leges egiptii» («Примите ваши письмена и законы, о египтяне»). Надпись под ногами двух фигур гласит: «Гермес Меркурий, современник Моисея». 46 Гуманист Пико делла Мирандола, под патронажем которого жил и работал молодой переводчик Михаил Триволис с середины 1490-х годов, был образцовым интеллектуальным продуктом итальянского Ренесанса. В его голове неоязыческие суеверия, астрология и оккультизм вполне спокойно уживались с церковными догматами, а знание античной литературы и философии служило критерием образованности и нравственности. Мирандола с большим энтузиазмом воспринял не только «Пимандра», но и Каббалу и попытался синтезировать сплав герметизма и каббализма с христианством. Так появилась «христианская герметическая Каббала». Инквизиция заинтересовалась изобретением Мирандолы, и гуманист был вынужден бежать во Францию. Спустя некоторое время он вернулся на родину под покровительство Лоренцо Медичи (внука Косимо Медичи), который и ходатайствовал о Мирандоле перед папой Иннокентием VIII. Следующий папа Александр VI (Борджиа) был и вовсе далеким от богословских тонкостей человеком. Он занял Римскую кафедру ради власти, денег и тех удовольствий, которые можно добыть деньгами и властью. Нет ничего неожиданного в том, что он относился сочувственно к магии, Каббале и герметизму, даровал гуманисту отпущение грехов и назвал его «верным сыном церкви». Нашелся смельчак, который публично осудил пороки, воцарившиеся в среде высшего католического духовенства при папе Александре VI , а также вдохновил граждан Флоренции на борьбу со всевластием дома Медичи, – фра Джироламо Савонаролла. |
Катерина 14 марта 2019, 23:42 АлександрГ.14 марта 2019, 19:05 - вероятно, Рим пока милостиво разрешает Константинополю быть равным Патриархом среди равного папы. Официальные фотографии это подчеркивают. Неважно, как они стоят. Слева направо. Или справо налево. Непременно симметрично. Андрей 14 марта 2019, 19:46 При всем уважении к автору, статья очень спорная. Я не сочувствую греческому национализму, но отрицать эллинский вклад - неразумно. Христианство очень многим обязано древнегреческой культуре, философии. Откуда, к примеру, в христианской догматике взялись такие термины, как ипостась, усия, природа, просопон (лицо) и множество других, если не из древнегреческой философии? И я впервые слышу, что свт. Василий жалел о своей учебе в Афинской академии. Наоборот, известно, что и он, и св. Григорий Богослов, и св. Григорий Нисский гордились тем, что окончили Платоновскую Академию. Афины Афины — обитель наук, Афины для меня подлинно золотые и доставившие мне много доброго (св. Григорий Богослов). Демосфен 14 марта 2019, 19:22 Уважаемая редакция, поясните, пожалуйста, о какой нации идет речь, в приписываемой вами, в вашей же интерпретации, фразе Патриарха Стамбула. Многим вашим читателям было бы интересно узнать о национальном самоопределении православных христиан-подданных Восточной Римской Империи, а после падения Константинополя, прихожан Православной Церкви османской империи. АлександрГ. 14 марта 2019, 19:05 Вообще, это какие-то очень странные претензии. Первые Апостолы иудеи по крови. Греки, римляне, сирийцы и прочие народы Средиземноморья в этой очереди вторые и одинаковы по своему уровню. Древнегреческая философия и мудрость даваемая Христианством это знания, абсолютно разного порядка. В одной мудрость человеков, в другой премудрость Божья. Смешивать их просто невозможно, ибо они зачастую разнонаправленны. А что если сейчас сирийцы заявят о своем первенстве? Как к этому отнесутся греки? Или другой вопрос, а что Фанар уже выяснил кто первее греки или итальянцы, как потомки римлян? Там ведь этот вопрос до сих пор не снят с повестки. |
Вообще относительно знаний, литературы и традиций классической старины, никогда не перестававших жить и сохраняться в Византии, опять-таки принято судить несколько пристрастно: тот факт, что сохранение и пользование сокровищами древности не дали Византии ничего подобного эпох западноевропейского возрождения, – приводят как доказательство умственного старчества, дряблости и непроизводительности греков. Так ли это? ... И на западе классические традиции, соединённые с общим неясным тяготением к древности, существовали в течении всех средних веков, однако не в IX в. (не при дворе напр. Карла Великого, окружившего себя учёными классиками, носившими греческие и латинские имена) и не в другое время, а в конце XIII в. и не в другой стране (не во Франции например, служившей центром учёности тогдашней), а в Италии обнаруживаются первые положительные признаки «возрождения», перешедшие в совершившийся факт в XIV – XV в … Викела, в пояснение указанного факта живучести и однако же непроизводительности (в указанном смысле) классических знаний и традиций на их ближайшей родине – в Византии, высказывает мысль, что «назначением Византии по отношению к общей цивилизации было сохранение старых традиций, а не открытие новых путей для умственной деятельности». Знатоков и страстных поклонников древности в Византии всегда было не меньше, чем напр. в «возродившейся» Италии XIV – XV в. И те самые греки, которых считают только «хранителями» древних сокровищ, являлись деятелями и вносили свою немаловажную долю в западноевропейское дело возрождения и гуманизма – не просто тем, что поставляли для Европы переводчиков и доставляли греческие рукописи, но и кое-чем большим 6 . Припомним напр. знаменитую Платоновскую Академию во Флоренции при Медичисах и её деятелей учёных греков-гуманистов. Неужели все эти греки – Леонтии Пилаты, Мануилы Хрисолорасы и пр. и пр. – не могли бы так же действовать на своей родине, вызывал такой же восторг своими знаниями, как вызывали на чужбине, в Италии, если бы на родине были условия для их гуманистической деятельности. |
Излагая теорию идей, Платон обращает внимание на сложности и противоречия, связанные с возможными способами причастности единичных вещей идеям. Приобщается ли каждая индивидуальная вещь ко всей идее в целом или к её части? В диалоге «Парменид» присутствуют две важные аналогии идей – «день» (время) и «парус». Если внимательно рассмотреть соответствующий фрагмент диалога, то можно заметить, что когда речь идёт о том, что один и тот же день может быть во многих местах, то никаких сложностей не возникает. Когда же речь идёт об одной парусине, то оказывается, что она может покрывать каждого из многих только своей частью, но никак не вся целиком. Нюанс здесь следующий. Парусина является телесной, а телесное не может находиться одновременно в разных местах целиком, но только своими частями. День же является бестелесным (как и вообще время), поэтому он вполне может одновременно находиться во многих местах. Согласимся, что вполне возможно зафиксировать один и тот же момент времени и в Европе, и в Азии, и на луне, и на солнце; и это отнюдь не будет дробить этот момент. Таким образом, прежде чем говорить о способе причастности вещей идеям, необходимо ответить на следующий вопрос: являются ли идеи нематериальными и бестелесными, или это геометрические объекты, нематериальные, но протяжённые (т.е. пространственные), или это тонкие (например, эфирные) тела? Ответ Платона на поставленный вопрос представляется однозначным: идеи нематериальны и бестелесны. Часто цитируют слова, написанные над входом в платоновскую Академию: «Не геометр да не войдёт сюда!» Но, к сожалению, мало кто понимает до конца смысл этих слов. А он в следующем. Геометрия возводила ум от исследования материальных вещей к способности рассуждать о нематериальных телах (т.е. геометрических объектах); и только после этого адепт мог приступить к рассмотрению бестелесного. Это же подтверждают слова Плотина: «Новичков для приближения к бестелесной сущности следует обучать математике, с помощью которой бестелесная сущность поддаётся познанию» . |
Раскопки ведутся повсюду. В новом метро в переходах и на станциях выставлены немногие экземпляры из невероятного числа находок, обнаруженных во время прокладывания подземной магистрали. Античные вазы выставлены в витринах магазинов, лавчонок, парикмахерских и таверн. Я тоже занят поисками. В этом туристическом вавилоне между почитаемыми остатками античного мира и шумной суетой сегодняшнего прикровенно живет Византия. Она, как наш град-Китеж, сокрыта от глаз, нацеленных на язычество и современную мишуру. Древние византийские храмы непросто отличить от более поздних. Даже современные строят почти без внесения инноваций. И почти в каждом современном храме угадывается плач по Константинопольской Софии - главной святыни империи Под Акрополем и по старому городу всюду рыщут собаки - потомки друзей Диогена, которым он завещал на съедение собственный труп. Слава Богу, афиняне не исполнили его последней воли. Большой рыжий пес увязался за мной, но, поняв, что ничем кроме фисташек не поживиться, побежал на улицу Диогена к ресторанчику того же имени. Рядом с беседкой, увитой глициниями, возвышается странный памятник, похожий на стилизованный фонарь. Возможно, с фонарем такой формы искал среди бела человека Диоген... Для моих поисков не нужны рекламные подсказки. Я не поехал, ни в Фермопилы, ни в Марафон - в места знаменитых битв, ни к Дельфийскому оракулу, ни на родину Олимпийских игр, о которых с утра и до вечера говорят все и вся Да и Платоновскую академию можно было не искать. А найдя, не сокрушаться о том, что рядом с ее огороженными развалинами на траве под пальмами лежат пьяные мужи ближневосточного обличия, да выгуливают собак жители близлежащих кварталов. Один из них на приличном английском стал расхваливать достоинства нового эзотерического учения и предложил заглянуть к нему в лавку, где хранятся труды очередного индийского лжепророка. Не этого ждешь от страны, подарившей миру величайших философов и непревзойденные шедевры литературы и искусства, ставшие каноном мастерства, изящества, меры и вкуса. Обидно, что наследники великой культуры соблазняются бездарными псевдодуховными подделками. |
Но это не было единственным источником напряженности. На заседаниях собора происходили разные не слишком красивые сцены. Грузинский епископ обвинил его участников в язычестве, так как, по его мнению, на соборе обсуждались главным образом доселе неизвестные ему язычники Платон и Аристотель. Виссарион прилюдно назвал Марка Эфесского бесноватым, на что тот ответил ему: «Ты ублюдок, что и доказывается твоим поведением!» Некоторые греческие епископы услужливо доносили папе, что Марк называет его еретиком. Забегая вперед, можно сказать, что упорство и строптивость Эфесского митрополита вызвали такой гнев императора, что тот в конце концов приказал поместить его под стражу и не выпускать на все время заключительных переговоров на соборе. Все это завело собор в очередной тупик, и с 24 марта по 27 мая работа вновь проходила лишь в комиссиях. Римская курия, страдавшая от безденежья и раздраженная несговорчивостью греков, прекратила выдавать им субсидии на содержание, и те начали терпеть лишения. В то же время высшие католические прелаты прилагали огромные усилия, чтобы очаровать греков и склонить их на свою сторону. Виссарион подружился со многими гуманистами, с которыми его роднила любовь к греческой античности. Не сдавался один только Марк Эфесский. Плифон вообще давно перестал ходить на мало интересовавшие его соборные заседания: он читал лекции в различных учебных заведениях и в кружках своих поклонников и наслаждался вниманием и славой. Правитель Флоренции Козимо Медичи основал в его честь Платоновскую Академию. В конце мая патриарх Иосиф сдался и принял решение все подписать. Однако 10 июня он умер. Один член греческой делегации ехидно сказал, что как приличному человеку, растерявшему остатки своего престижа, ему ничего другого просто не оставалось сделать. Он был похоронен в той же церкви, где проходили заседания собора, - Santa Maria Novella. Его гробница до сих пор находится там. А работа собора продолжилась. Свт. Марк к тому времени уже был под стражей и не принимал участия в дискуссиях. В течение последних шести недель обсуждали целый ряд вопросов, в том числе верховенство римского папы, евхаристия и вновь чистилище. |
|