001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Список статей по запросу «Академии духовные» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Академии духовные» найдены статьи: АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ В РОССИИ высшие учебные заведения, созданные для подготовки католич. духовенства АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ В РОССИИ учебные заведения закрытого типа, дающие высшее богословское образование ВАРШАВСКАЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ Варшавская Римско-католическая духовная академия - см. в ст. Академии духовные католические «ВЕСТНИК ЛЕНИНГРАДСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ» см. «Христианское чтение» ВОЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (1919-1923), организована в Москве Н. А. Бердяевым «ИЗВЕСТИЯ ЦЕРКОВНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ПРИ КИЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ» издание, выходившее в 1875-1895 гг. КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное правосл. учебное заведение, действовавшее в г. Казани с 1797 по 1818 г. и с 1842 по 1921 г. КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное учебное заведение, действовавшее в Киеве в 1819-1924 гг. и возрожденное в 1992 г. МИНСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ (Минда) во имя свт. Кирилла Туровского (Белорусского Экзархата РПЦ) МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное учебное заведение Русской Православной Церкви Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Академии духовные.html

При этом, исходя из внешнеполитических интересов России, считалось необходимым всячески способствовать обучению в духовных академиях болгар, сербов и черногорцев. Поэтому балканским славянам как при поступлении, так и во время обучения в академиях оказывались заметные поблажки. Святейший Синод в своем указе от 5 апреля 1869 года прямо предписывал духовным академиям относиться к иностранным студентам-славянам с максимальной снисходительностью . Пользуясь этим, иностранцы зачастую допускали серьезные нарушения дисциплины. Кроме того, по окончании учебы они нередко пытались остаться в Российской империи, не желая возвращаться на родину. В связи с притоком иностранных студентов возникали и другие проблемы. Например, площади студенческого общежития КДА были ограничены. Поэтому увеличение количества иностранных студентов означало сокращение количества российских подданных, которое могла принять на обучение Академия. Все это вызывало недовольство как в преподавательской, так и в студенческой среде. В 1897 году МИД России утвердил новые правила отбора «славянских уроженцев» в высшие учебные заведения Российской империи, которые упорядочивали и заметно ужесточали прежде существовавшую практику направления иностранцев на учебу в Россию. В 1901 году по предложению обер-прокурора Святейшего Синода эти правила были распространены и на духовные учебные заведения. Отныне для православных славян существовало два пути поступления в духовные академии в России. Во-первых, они могли подать соответствующие прошения в дипломатические представительства России. Эти прошения рассматривались Комиссией МИДа «по образованию в России южных славян», которая и принимала решение об их удовлетворении или отклонении. Во-вторых, зарубежные православные иерархи могли напрямую обращаться в Синод с ходатайством о приеме на учебу в духовные учебные заведения России выходцев из их епархий.

http://bogoslov.ru/article/1432252

Список статей по запросу «Академии» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Академии» найдены статьи: АБО АКАДЕМИЯ историческое название университета финского города Турку АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ В РОССИИ высшие учебные заведения, созданные для подготовки католич. духовенства АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ В РОССИИ учебные заведения закрытого типа, дающие высшее богословское образование АКАДЕМИИ НАУК БИБЛИОТЕКА (БАН), первая рус. Гос. б-ка АКАДЕМИИ ПАПСКИЕ научные учреждения, занимающиеся исследованиями в области церковных и светских наук под патронатом Римской курии АКАДЕМИЯ 1). организованное сообщество ученых, художников, литераторов и др.; 2). спец. среднее или высш. учебное заведение АКАДЕМИЯ НАУК (АН), высшее научное учреждение России АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ школа Платона АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ творческое объединение художников и гос. учреждение, осуществляющее научно-методическое руководство и подготовку кадров в области изобразительного искусства и архитектуры ВАРШАВСКАЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ Варшавская Римско-католическая духовная академия - см. в ст. Академии духовные католические Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Академии.html

Ивасава и Саикаиси за преподавание богословских предметов, для которых они должны пользоваться русскими источниками и зачастую составлять лекции, получают по 30 руб. в месяц. Естественно при таком положении вещей, что удержать лиц, хорошо овладевших русским языком, на службе миссии за такое ничтожное вознаграждение представлялось чрезвычайно затруднительным. Японское правительство предлагало им при надобности другие места, и они уходили из семинарии. Всего из японской православной миссии получило высшее богословское образование в России 12 человек. Из них только три названных преподавателя семинарии и о. Симеон Мии остались на службе воспитавшего их учреждения. Остальные же ушли из миссии на другую службу: Исигами Петр – переводчиком в дипломатическую миссию; Кониси Даниил – в частную коммерческую фирму; Хигуци Емельян – учителем в военное училище и затем переводчиком в военное министерство; Сёози Сергей – агентом Южно-Маньчжурской ж. д., Кавасаки (Минамото) Андрей – в Нагасаки – переводчиком; несколько человек из кандидатов духовной академии умерло. Это бегство кандидатов духовных академий из миссии действовало на покойного владыку удручающе. Архиепископ Николай, хотя и сознавал, что при возрастающей дороговизне жизни в Японии многосемейным преподавателям невозможно жить на те средства, которые уплачивала им миссия, но относился ко всякому оставлению прежним питомцем миссии с глубокою скорбью. Это бегство лиц высшего образования побудило его в последние годы даже воздерживаться от командирования учеников семинарии в православные духовные академии, к чему он сам относился с большим сожалением. Нужно надеяться, что миссия отыщет средства и возобновит командирование семинаристов в духовные академии, что для роста православия в Японии безусловно необходимо.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japonskij/arhie...

Первый такой факультет был создан в Греции. Независимость Греции была признана великими державами в 1830 году, а в 1837 году в Афинах был открыт университет, в составе которого было четыре факультета: богословский, юридический, медицинский и философский. С этого времени богословские факультеты являются неотъемлемой частью греческой системы высшего образования. Второй богословский факультет в Греции был открыт в 1942 году в Фессалоникийском университете. Этим путем пошли и другие государства на Балканах. Так, в 1881 году был открыт богословский факультет в составе Бухарестского университета. Еще два православных богословских факультета (в Сербии и Болгарии) были открыты уже в ХХ веке. Православный богословский факультет Белградского университета был создан в 1920 году , а богословский факультет Софийского университета начал работу в сентябре 1923 года . Несмотря на то, что православные народы на Балканах в деле создания высших богословских учебных заведений избрали иной, нежели Россия, путь, все же в XIX – начале ХХ веков система духовного образования Русской Церкви оказывала существенное влияние на Поместные Православные Церкви Европы. С 1840-х годов на учебу в духовные академии Российской империи регулярно принимают выходцев из других Церквей. Прежде всего, это были сербы, болгары, черногорцы, греки, румыны и сирийцы. Особенно высоким процент иностранцев в духовных школах России был в 1880-90-е годы. Например, в 1887 году в Киевской духовной академии обучалось 25 иностранных студентов (11 сербов, 7 болгар, 6 румын и 1 японец), а в 1897 году здесь было 43 иностранца (10 греков, 11 болгар, 13 сербов, 5 румын, 2 черногорца и 2 сирийца). Если учесть, что в эти годы общее количество студентов КДА колебалось от 180 до 190 человек, то станет очевидно, что иностранцы могли составлять почти четверть от общего числа студентов академии . Впоследствии иностранцы, окончившие духовные академии, возвращались на родину и могли занимать достаточно высокие посты в своих Церквах.

http://bogoslov.ru/article/1852214

Лекция 1. Духовные основы русской цивилизации и мировоззрение древнерусского книжника (ВИДЕО) Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы» Александр Ужанков 20 января преподаватель Сретенской семинарии профессор А.Н. Ужанков прочел первую лекцию из нового курса Просветительского центра , посвященного духовным основам русской литературы. Вводная лекция курса получила название «Основы древнерусской цивилизации и мировоззрения древнерусского книжника». В ней Александр Ужанков рассказал про периодизацию русской словесности и литературы. Лектор рассмотрел термин «русская цивилизация» в контексте развития Западной и Греческой цивилизаций. Участники разбирались, что означает понятие «русская цивилизация». Проследили непосредственную связь между Православием и русской словесностью и культурой. Одной из важных тем, рассмотренных на лекции, стала проблема обмирщения, или секуляризации, литературы за рубежом и в России. Профессор Ужанков большое внимание уделил церковнославянскому языку и произведениям древнерусских авторов. Отметил, что все древнерусские авторы впоследствии были причислены к лику святых, что свидетельствует о неразрывной связи древнерусской словесности и Православия. В конце лекции поговорили о русской классической литературе 19 века: месте ее в современной жизни в мире и в России в частности. Рассмотрели творчество Ф.М. Достоевского и А.С. Пушкина со стороны их глубокой взаимосвязи с Евангелием. Слушатели лекции смогли задать свои вопросы из зала. Лекции из курса «Духовные основы русской литературы» будут проходить по понедельникам, в Актовом зале Сретенской семинарии. Начало в 19:00, вход свободный. Лекция (продолжительность: 1:56:45) Справка: Александр Николаевич Ужанков — филолог, литературовед, культуролог, теоретик и историк литературы и культуры Древней Руси. Доктор филологических наук (2005), кандидат культурологии (2000), профессор (2010). Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2012). Член Союза журналистов СССР (1986) и Союза писателей России (2000), действительный член Академии Российской словесности (2011), член Общества исследователей Древней Руси, член Научного совета по культурному и историческому наследию Российской Академии наук, член Совета по науке при Министерстве культуры РФ, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ (2013—2015).

https://pravoslavie.ru/128014.html

Древнейшие университеты Европы всегда имели в своем составе богословские факультеты, которые патронировались различными церковными структурами, хотя и обладали при этом внутренней автономией. В XVIII веке в годы правления Екатерины II в России также обсуждался проект преобразования Киевской академии в университет с четырьмя факультетами, однако он не был реализован . Предложения инкорпорировать духовные академии в состав университетов в виде богословских факультетов высказывались и в XIX веке , но все же вплоть до революции в России сохранялась традиционная система духовного образования. Хотя она и действовала как внутрицерковная, все же она полностью признавалась государством. Например, при переходе преподавателей из духовных академий в университеты за ними признавались их ученые степени. Потому известно немало случаев, когда выходцы из академий занимали кафедры в университетах и делали карьеру светских профессоров. Так в Российской империи сложилась особая традиция богословского образования, которую сегодня следует рассматривать как уникальное национальное достояние не только России, но и Украины, и Беларуси. При этом в других странах Европы с преобладающим православным населением сформировались несколько иные образовательные традиции. В ходе национально-освободительной борьбы в XIX веке на Балканах было создано несколько национальных государств, в которых были воссозданы или вновь образованы автокефальные Православные Церкви. Греция, Сербия, Болгария и Румыния в XIX веке столкнулись с проблемой качественной подготовке кандидатов в священство и создания системы высшего богословского образования. В результате все эти страны пошли по традиционному европейскому пути, создав богословские факультеты в составе государственных университетов.

http://bogoslov.ru/article/1852214

Однако «общество» редко проявляло внимание к творчеству представителей «официального» или «школьного» богословия, они не были в числе «властителей дум» своего поколения. По замечанию А. А. Измайлова, «наша богословская ученость обыкновенно замыкалась в себе, естественно отмежевывалась в сторону, и неудивительно, что и эта область, и выдающиеся в ней люди во многом доселе являются загадкою для светского общества» 27 . Богословские издания, выходившие тиражом 30–500 экземпляров (как правило, на средства самих авторов), по словам Глубоковского, «являлись простой жертвой ревности отдельных лиц», живших «под тяжелым прессом отчаяния, что пишут для несуществующей публики, не рассчитывая на нее и в отдаленном будущем» 28 . «В богословской области, – замечал он, – все и каждый писали в России больше по своему индивидуальному влечению и печатали на свой «страх», вовсе не исключительно материальный...» 29 . Вместе с тем, Глубоковский указывал на сложившийся в русском «образованном» обществе «совершенно неправильный и крайне пагубный взгляд, что раз спасительная вера христианская всем доступна, то и богословием компетентен заниматься всякий христианин, – даже вправе судить, рядить, ценить богословскую науку без соответствующей систематической подготовки», и предупреждал об опасности этого «смешения веры и знания» 30 . Православные духовные академии в России как учреждения не только учебно-ученые, но и конфессиональные, выполняли две главные задачи: 1) развитие богословской науки и подготовка соответствующих специалистов (преподавателей для духовных семинарий и училищ); 2) исполнение апологетически-охранительных функций и подготовка пастырей. Соответственно этому, в жизни высшей духовной школы проявлялись две тенденции.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubokovskij/su...

I. Православное духовенство в России в деле своего образования поставлено в изолированное от других сословий положение. Ему приходится в своих собственных учебных заведениях получать, и богословское и общее образование; а для этого с богословскими науками в средних учебных заведениях соединять гимназические, а в высших – университетские курсы всех общеобразовательных наук и приготовлять преподавателей по всем этим предметам для своих школ 7 . «Для блага церкви духовенство не может не стремиться к тому, чтобы уровень его высшего научного образования был не ниже уровня образования не только других сословий своего отечества, но и просвещённых государств Запада. Удовлетворять этому законному стремлению чрез разработку и развитие необходимой для духовенства науки; чрез размножение и распространение богословских и неразрывно связанных с ними небогословских знаний; чрез приготовление преподавателей для средних и других духовно-учебных заведений, – предназначены наши православные духовные академии, которые таким образом являются единственными питомниками науки и высшего научного как богословского, так и общего образования» 8 . Академии служат высшим интересам церкви и являются могущественным оплотом и неослабною защитою её. Отсюда изливается духовный свет истинных знаний в духовенстве и в обществе, здесь каждый получает духовный капитал, которым живёт во всей своей последующей жизни. Как маяки во время бурь стихийной природы спасают на море своим огоньком, так и православный духовный академик, блистая своим все сильнее и сильнее возгорающимся светом, освещают и защищают путь к св. православной церкви. В силу такого исторического положения духовных академий, не легки и важны во всех отношениях труды академических деятелей.

https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bolotov/pamjati...

Положение о епархиальном совете по теологическому образованию в Русской Православной Церкви 13 июля 2015 г. 19:07 Документ принят на заседании Священного Синода 13 июля 2015 года ( журнал ). 1. Общие положения 1.1. Епархиальный совет по теологическому образованию (далее — Совет) является рабочим совещательным епархиальным органом Русской Православной Церкви, создаваемым по решению правящего архиерея для выполнения задач, предусмотренных настоящим Положением. Совет создается без прав юридического лица. 1.2. В своей деятельности Совет руководствуется каноническим Уставом Русской Православной Церкви, постановлениями Поместных и Архиерейских Соборов, решениями Священного Синода, указами и распоряжениями Патриарха Московского и всея Руси, а также настоящим Положением. 1.3. Совет создается в епархии, имеющей церковные высшие учебные заведения (духовные академии, семинарии, православные университеты и институты), и (или) на территории канонической ответственности которой ведется или планируется подготовка теологов или преподавателей Основ православной культуры, или систематическое преподавание отдельных теологических дисциплин на базе светских высших учебных заведений. 2. Задачи совета по теологии 2.1. Развитие и укрепление взаимодействия епархии с теологическими подразделениями светских высших учебных заведений. 2.2. Координация усилий церковных и светских образовательных организаций в деле подготовки кадров для церковного и общественного служения. 2.3. Взаимодействие епархии с местными органами исполнительной власти, отвечающими за образование. 2.4. Исполнение функций регионального центра ответственности по теологии: а) оценка потребности региона в специалистах с теологическим образованием различного типа и уровня; б) взаимодействие с представителями местной исполнительной власти, ответственными за расчет потребности региона в специалистах, в частности — в теологах; в) предоставление Экспертной группе Межрелигиозного совета России данных о потребности региона в теологах и обоснования этих данных.

http://patriarchia.ru/db/text/4158645.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010