04 июня 2022 г. Сети богословия Тема недели: Паломничество: смысл, история, современность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Московская и Санкт-Петербургская духовные академии провели совместный круглый стол, посвящённый вопросам истории 20 мая 2022 – 20 мая 2022 События 18 мая 2022 года в дистанционном формате круглый стол Московской и Санкт-Петербургской духовных школ, темой которого стала «Московская и Санкт-Петербургская духовные академии в революционную эпоху (1905–1922)». Его организаторами выступили Историческое общество Санкт-Петербургской духовной академии и кафедра церковной истории Московской духовной академии. Перед началом работы научного мероприятия его участников приветствовали кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии, профессор А. К. Светозарский и кандидат богословия, заведующий аспирантурой, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии Д. А. Карпук. В представленных докладах исследователи рассмотрели различные детали жизни двух высших духовных учебных заведений в революционные годы XX века. Докладчики привели данные о материальном состоянии академий, профессорско-преподавательском составе и его отношении к происходившим историческим событиям. Также слушатели познакомились с рассказом о личности последнего ректора МДА перед её закрытием в 1922 году — протоиереем Анатолием С особым вниманием участники обсудили процесс сбора информации о пострадавших за веру в годы антирелигиозных гонений XX века, который осуществляется СПбДА, а также затронули вопросы канонизации и составления богослужений новомученикам и исповедникам Церкви Русской, связанным с духовными школами Северной столицы. На круглом столе выступили: Аспирант 1-го года обучения СПбДА священник Константин Суржиков. |
В Духовных академиях, кроме общих семинарских курсов, постановили преподавать полную систему философии и богословия, высшее красноречие, физику и языки: латинский, древнееврейский, греческий, немецкий и французский. По поручению митрополита Амвросия (Подобедова) епископом Евгением (Болховитиновым) в 1805 году было составлено «Предначертание» устройства Духовных школ. Оно легло в основу реформы всей системы духовного образования в России. Духовные академии становились не только высшими богословскими учебными заведениями, но и церковно-научными центрами, на которые были возложены также задачи просветительской и издательской деятельности. Наставники академии, помимо своей преподавательской деятельности часто выполняли различного рода особые поручения Синода, рецензируя книги, составляя письменные опровержения учений русских сектантов и раскольников. Сам митрополит Амвросий написал книги: «Сокращение богословских догматов», «Опыт Словенского словаря», «Молитвы для чтения в больницах». Будучи выпускником Московской академии, он, кроме звания доктора богословия, был также почетным членом Медико-хирургической академии и Санкт-Петербургской Беседы любителей Русского слова. Выпускники Духовной академии распределялись наставниками в Духовные семинарии и училища, на церковно-приходское служение, священниками при русских иностранных миссиях и посольствах. Многие продолжали свое обучение в светских учебных заведениях. Лучшие студенты оставались преподавателями академии низших классов. На 1808 год в академии числилось 277 воспитанников. Довольно много воспитанников Духовной академии по-прежнему поступало в преобразованную императором Павлом I Медико-хирургическую академию и учительскую гимназию. Тогда медицинская помощь была недоступна бедным людям и многие из них, не имея средств и врачебного ухода, безвременно умирали. По этому поводу Святейший Синод постановил: «Академические и семинарские воспитанники во время обучения в училищах должны проходить практику, помогая лекарскому ученику, дабы они замечали, какие нужны лекарства для какой болезни, ибо таким образом кроме общей пользы они могут в будущем служить своим прихожанам советом или наставлением и через то снискать особое доверие». |
Обучение в духовной семинарии и академии рассчитаны были на четыре года. Учебные планы двух первых классов семинарии в основном воспроизводили церковно-образовательную программу старого духовного училища с вводным курсом основ православного вероучения (катехизиса, священной истории, церковного устава) и церковнославянского языка. Два старших класса семинарии приближались по предметам и объему материала к дореволюционной семинарии. Особое значение придавалось воцерковлению питомцев духовных школ, строго церковной системе их воспитания. Хотя и в ненормальных условиях, но возрождающаяся семинария явилась осуществлением тех проектов преобразования духовной школы, которые предлагали архиереи в своих «Отзывах» 1906 г. «В задачу духовной академии, как высшей школы, входит совершенствование богословских знаний, полученных студентами в семинарии,— писал инспектор Богословского института А. В. Ведерников.— Отгораживаясь от соблазна умножать знания ради знаний, академия должна готовить пастырей, способных направлять религиозно-нравственную жизнь верующих в более широких масштабах городской общины и даже епархии». ходатайство Патриарха о преобразовании духовных школ 15 июля 1946 г. последовал ответ Г. Г. Карпова о согласии Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров Союза ССР на преобразование пастырско-богословских курсов в Москве, Саратове, Ленинграде, Киеве, Львове, Одессе, Минске, Луцке и Ставрополе в духовные семинарии с четырехгодичным сроком обучения. Соответствующее разрешение из Совета получено было на преобразование Богословского института в духовную академию. Московские духовные школы были преобразованы в духовную академию и духовную семинарию 31 августа экзамены в Московские духовные школы сдавали более 200 абитуриентов, а принято было в 1-й класс духовной семинарии — 79 человек, во 2-й — 9, в 3-й — 9 и на 1-й курс академии — 3 человека. |
Вместе с этим на нее падала слишком ответственная миссия приобщить эти дикие места и варварские народы к христианской цивилизации. Это было великое провиденциальное призвание наше, далекое от всяких захватных и деспотических стремлений. Как мы исполнили его – предоставляю судить вам и ожидаю оценки не столько снисходительной, сколько справедливой. Никто не может подарить больше, чем имеет, и мы дали то, что было, но тут было последнее достояние наше, а вы лучше знаете, как Господь превознес лепту бедной вдовицы по сравнению с богатыми приношениями фарисеев... И вот в этой области достопримечательна исключительная роль нашей церковно-духовной культуры. В начале русская цивилизация всюду распространялась миссионерским путем благодаря самоотверженной апостольской ревности монахов, которые со светильником Евангелия проникали в самые темные области и постепенно устраивали объединяющие центры для обширнейших районов. Лишь после сего приходила государственная власть и старалась учреждать некоторый гражданский правопорядок. Вместе с ним и для обеспечения его заводились школы – прежде исключительно духовно-церковные, а увенчанием и завершением этой долгой подготовительной работы служили Духовные Академии, которые являлись училищами истинного знания и потому не ограничивались одними богословскими науками, но в согласии с ними всегда культивировали и много светских дисциплин – философских, исторических, филологических, математических. При таких условиях понятно, что Духовные Академии возникли у нас не скоро, а что их было немного, поскольку в многосложном организме глава бывает лишь одна... В этом же смысле предполагалось открыть новые Академии – в Вильне, Томске и Иркутске. По сказанному видно, что наши Духовные Академии были средоточием духовно-христианской культуры, ее хранителями и питомниками для всей России и во всех направлениях. |
На низкие школы окладов не было назначено, и они должны были поэтому содержаться на остатки от небогатых семинарских окладов. Самый высший семинарский оклад – ректорский простирался всего до 300 руб., учительский от 30 до 150 руб., на студента академии приходилось от 8 до 15 руб. в год. Понятно, что при таких малых окладах духовные школы по-прежнему продолжали нуждаться в сборах с духовенства и составляли предмет тяжких забот для архиереев; множество бедных учеников архиереям приходилось содержать за счет и в ущерб церковной службы, посредством предоставления им церковных мест. Наконец, до последнего времени не было заведено общего управления духовными школами; оставаясь только епархиальными, архиерейскими учреждениями, они не имели ни взаимной между собой связи, ни общего устава, ни определенных однообразных курсов, зависели во всем своем строе от воли и вкусов одних местных архиереев; академии, начинаясь с низших классов, как и семинарии, ничем почти не отличались от последних. В таком положении духовные школы просуществовали до самого преобразования их комитетом 1808 г. Всех их к этому времени было: 4 академии, 36 семинарий и до 115 низших училищ, с числом учеников, простиравшимся до 29 000 человек. Преобразование духовных училищ в 1808 г. На основании комитетского проекта 1808 г. духовные школы, как известно, в первый раз были объединены под управлением комиссии духовных училищ в виде особого духовно-учебного ведомства, разделенного на академические округи, и получили общие однообразные уставы. Академии оставлены с одним высшим образованием для воспитанников, уже кончивших семинарский курс. Семинариям (по одной на епархию) предоставлено среднее духовное образование. Низшие училища – уездные (по 10 на епархию) и приходские по благочиниям (по 30 на каждую епархию) должны были разделить между собой труд низшего образования детей. |
С 1850-х годов в списках студентов и выпускников духовных академий Русской Церкви регулярно встречаются имена болгар, сербов, румын, черногорцев, греков, сирийцев, чехов и даже японцев. Хотя иностранные студенты обучались во всех четырех духовных академиях, все же наиболее высоким процент иностранцев был в Киеве. Именно в Киевскую академию (как самую южную) направляли для обучения большинство выходцев с Балкан и Ближнего Востока. Кроме того, нередко иностранные студенты, направленные для обучения в академии на территории современной России, закончив один-два курса, подавали в Синод прошение о переводе в Киевскую академию, поскольку климат в Санкт-Петербурге, Москве и Казани оказывался для них слишком суровым. Особо заметным увеличение в Киеве количества иностранных студентов стало в последние полтора десятилетия XIX века. Так, если в 1883 году в КДА обучалось лишь 6 иностранцев (4 болгарина, 1 черногорец и 1 грек), то в 1887 году иностранных студентов здесь было уже 25 человек (11 сербов, 7 болгар, 6 румын и 1 японец), а в 1897 году в КДА обучалось 43 иностранца (10 греков, 11 болгар, 13 сербов, 5 румын, 2 черногорца и 2 сирийца). Если учесть, что в 1890-е годы общее количество студентов КДА колебалось от 180 до 190 человек, то станет очевидно, что иностранцы могли составлять почти четверть от общего числа студентов академии . Иностранные студенты обычно получали стипендии либо от Святейшего Синода, либо от Славянского благотворительного комитета, либо от Императорского Православного Палестинского общества. Однако в 1880-е–1890-е гг. не существовало единой системы отбора и направления иностранных граждан на обучение в духовные академии России. Поэтому нередко в духовные академии попадали иностранцы, не имевшие достаточной подготовки для обучения в высших богословских школах. |
Голицын и статс-секретарь М.М. Сперанский. В 1808 году комитет завершил труды над составлением плана кардинальной перестройки Духовной школы. Главная мысль проекта заключалась в отделении высшего богословского образования от среднего и низшего. До тех пор в одних и тех же школах обучались и подростки, и зрелые люди. И в Академии и Семинарии курс начинался с обучения латинской грамматике, а заканчивался богословским классом. В Академии предполагалось впредь принимать выпускников Семинарий. «Духовные Академии, говорилось в проекте, не препоминались в поприще, им предназначенном, первоначальным и так сказать стихийным обучением наук, грамматических и исторических, займут в науках философских и богословских пространство, им приличное, и станут на чреде просвещения, высшему духовному образованию свойственной». Академический курс рассчитан был на 4 года и разделен на 2 двухлетних отделения: общеобразовательное, на котором преподавались высшая математика, физика, философская грамматика, древние и новые языки, эстетика, всеобщая и церковная история, и специальное богословское с изучением догматики, нравственного и полемического богословия, герменевтики, гомилетики, канонического права. Выпускники Академии по окончании курса удостаивались ученых степеней кандидата и магистра. На Академии возлагалось также научно-методическое и административное руководство Семинариями. В связи с этим образованы были Петербургский, Московский, Киевский и Казанский учебные округа. Казанскую Академию на новых началах устроить не удалось, и поэтому она временно была преобразована в Семинарию, а ее учебный округ соединен с Московским. Средними духовными школами, по плану, являлись семинарии – по одной на епархию, с шестилетним обучением, разделенным на три двухлетних отделения, которые по-старинному именовались риторическим, философским и богословским. |
В академии проходили многочисленные экуменические встречи, самыми энергичными участниками которых были профессор протоиерей Виталий Боровой и профессор Н. А. Заболотский. духовную семинарию с 1967 г. возглавлял в должности ректора архимандрит Агафангел (Саввин). деятельность духовных школ протекала под руководством Учебного комитета при Священном Синоде, во главе которого с середины 60-х гг. стоял митрополит Таллинский Алексий. В трудных условиях подневольной церковной жизни комитет прилагал усилия к тому, чтобы сохранить духовную школу, сберечь лучшие традиции дореволюционной системы богословского образования, чтобы, несмотря на режим изоляции, в котором существовали академии и семинарии, в них не погасло духовное горение и любомудрие наставников и студентов. 70—80-х гг. из жизни уходили последние профессора, получившие дореволюционное богословское образование: протоиерей Александр Ветелев, профессор МДА 1976); и протоиерей Михаил Сперанский, бывший ректор и профессор МДА 1984). В малом числе оставались уже и те, кто окончил семинарию и академию в первое послевоенное десятилетие, когда среди студентов были высоко интеллигентные люди, которые благодаря самообразованию приходили в открывавшиеся духовные школы с весьма солидным багажом богословских знаний. Такие как профессора Сарычев (монах Василий) и В. Талызин в МДА, протоиерей Ливерий Воронов, пребывавший, правда, послевоенное десятилетие в заключении и завершивший образование уже в 60-х гг. в ЛДА. В это время кафедру литургики возглавлял здесь профессор Н. Д. Успенский, выпускник Ленинградского богословского института 20-х гг. Значительную часть преподавателей составляли уже те, кто учился в академии в крайне ненормальных условиях хрущевских гонений. В 1-й половине 70-х гг., как и прежде, жестко ограничен был прием в духовные школы; в семинарии, за редким исключением, не допускались выпускники светских высших школ. За 1972— 1974 гг. духовные школы смогли направить на приходское служение всего лишь 219 священнослужителей — около 2/3 своих выпускников, в среднем по 4 человека на епархию. Это, конечно, лишь в малой степени покрывало естественную убыль духовенства, поэтому большинство рукополагаемых в эти годы не имели вовсе никакого школьного церковного образования. Тем большее значение приобрел открытый в 1964 г. заочный сектор при Московской Духовной Академии, через который за 10 лет прошла тогда едва ли не основная часть духовенства. |
12 октября 2002 г. в актовом зале академии состоялась презентация созданной по благословению Патриарха Алексия Межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения Покров , ее председателем был избран епископ Константин, а попечительский совет возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Владимир. Владыка Константин также является членом Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и регулярно участвует в работе Северо-Западного отделения образования и развития науки Российской Академии естественных наук. В 2000-2002 гг. духовные школы заключили договоры о сотрудничестве с Санкт-Петербургским государственным университетом, Русским музеем, Государственным Эрмитажем и Военно-космической академией имени А. Ф. Можайского. В соответствии с ними осуществляется обмен преподавателями и специалистами, в Академии имени Можайского в 2003 г. была открыта и освящена молитвенная комната; занятия по предмету Христианская культурология и ряду других дисциплин для студентов духовной академии проходят в Эрмитаже, проводятся различные общие мероприятия. В 2000 г. в Петербурге была создана межвузовская кафедра теологии, куда в качестве учредителя входит и духовная академия, налажены программы по обмену студентами с зарубежными университетами, некоторые учащиеся духовных школ специализируются в Англии и США. В 2005 г. Петербургские академия и семинария выступили одними из учредителей первого в России Православного народного университета, 15 ноября архиепископ Константин совершил молебен на торжественном акте открытия этого университета С февраля 2001 г. в академии проходит ежегодный межвузовский Сретенский хоровой фестиваль, на котором хор хозяев фестиваля много раз удостаивался диплома 1-й степени. Всего в петербургских духовных школах функционируют 3 богослужебных хора, регулярно выступающие с концертными программами и поющие за богослужениями в различных храмах. |
Несмотря на противодействие советских властей, в 1970-х гг. в жизни ленинградских духовных школ произошли заметные перемены к лучшему. Прежде всего, была в достаточной степени решена проблема кадров, в преподавательскую корпорацию влилось новое поколение из числа выпускников академии, к 1978 г. в ней состояло только 2 профессора, получивших богословское образование в прежних школах,- протоиерей Михаил Сперанский и Н. Д. Успенский. Члены академической корпорации стали частыми гостями на представительных богословских встречах, снискав заслуженный авторитет. Духовные школы обрели международную известность, в них стали обучаться студенты и из стран, где православное богословское образова-ние находилось на достаточно высоком уровне - из Греции, Югославии, Болгарии, США. Увеличился не только контингент учащихся, заметно повысился и их образовательный и интеллектуальный уровень. Были организованы и плодотворно заработали новые кафедры, для успешного взаимодействия которых создана координационная группа. Тогда же были намечены основные принципы специализации и сделано перераспределение предметов для углубленного их изучения, введены в практику семинары. Именно в 1970-х гг. были сделаны первые после 1917 г. шаги в области библеистики. Созданная в 1969 г. в Ленинградской академии библеистическая группа опубликовала в 1975 г. в Богословских трудах материалы, посвященные деятельности существовавшей в Петрограде в 1915-1929 гг. Библейской комиссии, обратилась к трудам профессора Петербургской Духовной академии И. Е. Евсеева и занялись подготовкой критического издания славянской Библии. На VIII генеральной ассамблее Всемирного братства православной молодежи Синдесмос проходившей 18-25 июля 1971 г. в Бостоне, ленинградские духовные школы стали полноправными членами организации. Это произошло при непосредственном участии владыки Никодима и тогда еще иеромонаха, а ныне митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), который участвовал в работе Ассамблеи и был избран членом исполнительного комитета Синдесмоса |
|