Озия отвоевал Елаф ( нанес поражение филистимлянам, захватив Геф, Иавнею ( и Ашдод (в синодальном переводе - Азот) и разрушив их стены (2 Пар 26. 6-7); это открыло Иудее выход к Средиземному м. Царь провел успешную кампанию против араб. племен у юж. пределов Иудеи; аммонитяне платили ему дань (2 Пар 26. 7-8). Озия проводит интенсивные мероприятия в экономической области (2 Пар 26. 10). Ок. 750 г. царь заболел проказой и был вынужден в соответствии с законами о ритуальной чистоте жить вне Иерусалима. Его сын Иоафам ( был назначен соправителем. Впосл. 4 преемника Озии - Иоафам, Ахаз, Езекия и Манассия - также назначали своих сыновей соправителями, что обеспечивало стабильную передачу власти в Иудее. Озия, а также его сын-соправитель Иоафам, как властители наиболее сильного и влиятельного гос-ва Сиро-Палестинского региона, видимо, возглавили коалицию царей против резко усилившейся Ассирии во главе с Тиглатпаласаром III (745-727; в синодальном переводе - Феглаффелласар),- коалицию, созданную по примеру возглавлявшегося израильским царем Ахавом союза гос-в, к-рый ок. 100 лет до этого отражал попытки вторжения ассир. царя Салманасара III. Ассир. источники того периода отрывочны, но нек-рые историки полагают, что Тиглатпаласару удалось разбить союзную армию. Судя по 2 Пар 26. 16-20, царь Озия попытался узурпировать некоторые священнические функции, что вызвало оппозицию со стороны священников. Во дни Озии произошло сильнейшее землетрясение, о к-ром помнили века спустя (Ам 1. 1; Зах 14. 5). В 1931 г. в коллекции Русского археологического музея, расположенного на Елеонской (Масличной) горе в Иерусалиме, была обнаружена квадратная каменная плита, содержащая надпись на арам. |
Описание царского административного аппарата Соломона содержится в 3 Цар. 4, 2-6. По сравнению с аппаратом Давида (2 Цар. 8, 16), назначения Соломона отражают определенную непрерывность, сын часто наследует положение отца, бюрократический аппарат становится более сложным и всеобъемлющим. Как отмечает ученый В. Дитрих, «не было командира наемников, военный сектор, возможно, потерял важность, но более вероятным является увеличение влияния Ванеи – руководившего всеми группами военных» [iv] . По замечанию исследователя С. Фрика, государство Соломона имеет предпосылки для существования зрелого государства. Исследователь видит это «в оттеснении родственных и общинных связей влиянием политического аппарата назначенных царем чиновников» [v] . Израильский археолог А. Мазар видит основу для существования древнеизраильского государства в 10 в. до н.э. в демографических изменениях, произошедших в данное время. Он определяет «численность населения в древнем Израиле 10 в. до н.э. в 50-70 тысяч человек. Изменение в филистимских городах (уменьшение территории в Екроне с 20 гектаров (железный век I) до 4-х (железный век II А) и увеличение в прибрежном Ашдоде (Азот) с 8 до 40 гектаров в это же время можно объяснить давлением с востока (царство Давида и Соломона)… Екрон потерял большую часть внутренних районов. Жители должны были переселиться в Ашдод» [vi] . Строительная деятельность Соломона также была частью его политики, ориентированной на укрепление государства и царского дома давидидов. Ф. Фритц полагает, что «библейская традиция, представляющая Соломона как великого строителя, соответствует археологическому свидетельству, появление общественных зданий можно предписать царским указам, данные здания служили административным целям, что явилось результатом возникновения монархии» [vii] . В. Дитрих также отмечает, что «строительные проекты служили не местным, а государственным, вернее, царским интересам (дворцы, храмы, городские стены, укрепления, казармы, улицы)» [viii] . Можно с уверенностью сказать, что строительная деятельность, конечно, служила укреплению государственности, но, с другой стороны, она была и мощным стимулятором центробежных сил, поскольку стимулировала социальную дифференциацию, обнищание некоторых слоев населения, рост налогов и принудительных работ. |
Этими событиями стала серия нашествий и общий упадок государственной власти в Египте, Месопотамии и Передней Азии, вследствие чего впервые за несколько столетий Сиро-Палестина стала относительно независимой. Варварские нашествия положили конец переднеазиатской хеттской империи и вынудили многих хеттов бежать или скрываться в северной Сирии. В течение двух столетий они определяли политическую жизнь и в скором времени стали играть доминирующую роль и в культурной жизни этих земель. К середине XII столетия египетское правительство уже утратило контроль над Палестиной и южной Сирией. За исключением краткого периода при Тиглатпаласаре I (примерно, до Р.Х.), Ассирия также не могла сохранять контроль над обширными владениями. В то же самое время Палестина то и дело подвергалась набегам чужеземцев. Царства Едома, Моава, Сигона и Ога возникли в Трансиордании в XIII столетии. Последние два были захвачены израильтянами, перешедшими затем через Иордан и овладевшими большей частью центрального хребта Палестины. В течение XII века восточная Сирия была занята арамеями (или « сирийцами» по англ. Библии). Аммонитяне, вероятно, перешли через Иордан примерно в тот же период. Так называемые «народы моря», выходцы из Эгеиды, разрушили множество городов на побережье Сиро-Палестины, включая Угарит (Рас-Шамра), Сидон и Тир, после чего предприняли неудачный набег на Египет. Большая их группа, называемая пеласгами (филистимлянами), овладела побережьем Средиземного моря от Иоппии до Газы. Впоследствии их именем был назван не только этот регион (Philistia), но и вся страна (Палестина) 33 . У них было пять основных городов: Газа, Аскалон (Ашкелон), Азот (Ашдод), Екрон и Геф (Гат), которые управлялись независимыми «правителями» или, на эгейский манер, «тиранами», при необходимости действовавшими сообща. В египетской истории о путешествии Унамона упоминаются « цикелы» (Tjikal, возможно, выходцы из Сицилии, названные в «Одиссее» Гомера «сикулами»), еще одна группа «народов моря», поселившаяся в Доре, главном городе на равнине Шарона, около до Р.Х. |
Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Византийская базилика с могилами диаконисс найдена на Святой Земле Возраст базилики около 1600 лет В Израиле при раскопках в Ашдод-Яме были обнаружены остатки базилики 1600-летней давности. Это делает ее одной из первых и крупнейших христианских базилик на Святой Земле. Раскопки ведутся на этом месте с 2017 г. Ученые обнаружили много подтверждений того, что на этом месте жили и служили диакониссы, поэтому церковь уже стали называть «Церковью диаконисс». Базилика была украшена мозаикой и вмещала множество гробниц с надписями и без. Среди надписей есть следующие имена: Святая Матерь Софрония, Феодосия диаконисса, диаконисса Григория. Но одна гробница, которая находится в центральной апсиде церкви, рядом с алтарем, не имеет надписей. Вероятно, в ней покоилась святая или высоко почитаемая женщина, хотя в захоронении нет каких-либо надгробных предметов, типичных для идентификации святого у древних христиан. Гробница, по мнению ученых, относится к позднеримскому периоду и старше местной базилики. Большинство гробниц в этой церкви были вторично использованы для массовых захоронений в VI в., скорее всего, когда чума опустошила Византийскую империю в 540-х годах (свидетельством этого является быстрое, легкое запечатывание могил и то, что останки были обработаны известью). Но загадочная гробница женщины у алтаря осталась нетронутой. Вероятно, церковь была построена в ее честь. При этом остается открытым вопрос о том, кем она была. По теории профессора А. Фанталкин, археолога из Тель-Авивского университета, возглавляющего раскопки, эта женщина могла быть, например, одной из дочерей апостола Филиппа, который был в Ашдоде (Азот — Деян. 8:40), а его дочери пророчествовали (Деян. 21:9). В настоящее время предпринимаются попытки превратить место раскопок в место паломничества, доступное для общественности и ученых. Однако это потребует дальнейших дополнительных инициатив со стороны израильского правительства. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Православная Энциклопедия, 2001–2022. Все права защищены Сделано в Stack Group , 2008–2022 |
В начале Маккавейского восстания в И. располагались войска Селевкидов, к-рые атаковали отсюда повстанцев в Иудее (1 Макк 4. 15; 2 Макк 10. 15, 17; 12. 32; Ios. Flav. Antiq. XII 7. 4). Иуда Маккавей позднее захватил идумейские города Хеврон (1 Макк 5. 65), Марешу и Азот (Ашдод) ( Ios. Flav. Antiq. XII 8. 6). В 163 г. до Р. Х. наместник зап. селевкидских провинций Лисий возобновил наступление на Иудею с территории И. (1 Макк 6. 31, 50; Ios. Flav. Antiq. XII 9. 4-5). Атаки повторились в 143 г. до Р. Х. (1 Макк 13. 20; Ios. Flav. Antiq. XIII 6. 4). Хасмонейский правитель Иоанн Гиркан I завоевал И., принудил ее муж. население пройти обряд обрезания (1 Макк 4. 36-59) и включил в состав Хасмонейского гос-ва ( Ios. Flav. Antiq. XIII 15. 4). При Александре Яннае правителем И. был назначен Антипатр (Ibid. XIV 1. 3). Он или его сын, носивший такое же имя, вместе с набатейским царем Аретой III поддерживал хасмонея Гиркана II в его борьбе за трон с Аристовулом (Ibid. XIV 1. 3). И. (без г. Мареши) осталась частью рим. пров. Сирия (Ibid. XIV 4. 4) после политической реорганизации Палестины Помпеем в 63 г. до Р. Х. После раздела царства Ирода И. попала под власть этнарха Архелая (Ibid. XVII 11. 4-5). В 41-44 гг. была в составе царства Агриппы I (Ibid. XIX 5. 1). В 6-41 гг. и после 44 г. И. как часть Иудеи находилась под непосредственным управлением римлян. Во время 1-го антирим. восстания в 68 и 69 гг. нек-рые группы зилотов (напр., Иоанна Гисхальского) пытались привлечь идумеев на свою сторону. В то же время группировка Шимона бар Гиоры подвергла И. разграблению ( Ios. Flav. De bell. IV 9. 5). После взятия Иерусалима войска Веспасиана опустошили И., часть населения была уничтожена, мн. жители переселены в др. места. После 70 г. И. включена в состав пров. Иудея. Лит.: Schalit A. Herodes: Der Mann und sein Werk. B., 1969; Hengel M. Judentum und Hellenismus. 19732; Fischer T. Seleukiden und Bochum, 1980; H bner U. Idumea // ABD. Vol. 3. P. 383; Беляев Л. А., Мерперт Н. Я. От библейских древностей к христианским: Очерки археологии эпохи формирования иудаизма и христианства. М., 2007. |
А. Ю. Виноградов Почитание в Коптской Церкви Согласно копт. традиции, М. считается основателем и 1-м предстоятелем Коптской Церкви , что отражено в офиц. титуле копт. Александрийского патриарха («Папа Александрии и Патриарх Престола [святого] Марка») и в обычае вести счет патриархов от М. Апостолу посвящены основные соборы Коптской Церкви (патриарший кафедральный в р-не Эль-Аббасия в Каире и старый кафедральный в р-не Эль-Эзбекия; кафедральный в Александрии; в Хартуме - 1-й на территории Судана и др.), его имя носят и важные социальные институты (больница в Каире, Центр коптских исторических исследований и др.). В начале «Истории Александрийских патриархов» , основополагающего памятника копто-араб. церковной историографии, помещены Житие М. (оригинал неизв.) и Мученичество М. (восходит к греч. версии BHG, N 1035). Согласно Житию, М., носивший имя Иоанн, был сыном ап. Аристовула , к-рый в свою очередь назван здесь старшим братом ап. Варнавы (однако ниже в соответствии с общепринятой традицией сестрой Варнавы названа мать М. Мария). Аристовул и Варнава жили в Кирене (запад Пентаполя), занимались земледелием, имели значительное состояние, хорошо знали закон Моисеев. Потеряв имущество в результате набега берберов и эфиопов в правление римского имп. Августа (31 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.), они уехали в Палестину. Здесь, близ Иерусалима, и воспитывался М. Он часто посещал ап. Петра, жена которого приходилась двоюродной сестрой его отцу, и был обращен им в христианство. Однажды, гуляя с отцом возле Иордана, М. именем Иисуса Христа умертвил приблизившихся льва и львицу, а также их потомство, повелев, чтобы и впредь львы не жили в этой местности. Пораженный Аристовул попросил принять его и брата в число учеников Христовых. Затем М. вступил в спор с язычниками г. Азот (см. Ашдод ), поклонявшимися луне и оливковому дереву. По молитве М. луна человеческим голосом объявила, что не является божеством, а дерево упало. Разъяренные язычники схватили М. и, избив, передали иудеям, а те заключили его в темницу. Однако ночью Христос чудесным образом освободил апостола. |
Такое объяснение, кажется, наиболее удачно. 108 этими недостатками страдает большею частью их толкование на те места книги Амоса, в которых пророк касается современного ему политического состояния Иудеи. Хорошим примером может служить Ам.1:7–8 . Защитники креднеровой гипотезы полагают, что под «остатком» филистимлян в Ам.1:8 пророк разумеет ещё незавоёванную Озией часть филистимской земли, после взятия и разрушения Гефа, который потому, будто бы, и не упомянут Амосом в перечне округов филистимских, что был уже завоёван Озией ( 2Пар.26:6 ). Объяснение слишком искусственное и подозрительное. Во-первых, нехарактерно называть часть филистимских владений (округи: Газу, Азот, Аскалон и Екрон, поименованные в Ам.1:7–8 ) остатком, когда Озией был завоёван один только Геф. Во-вторых, невероятно, чтобы здесь были названы ещё, будто бы не завоёванные Озией филистимские округи, так как в числе их упоминается и Азот, который, по тому же свидетельству 2Пар.26:6 , был завоёван Озией наравне с Гефом и Иавнеей. Делают предположение, что Азот был взят и разрушен Озией в другое время, после Гефа и Иавнеи, и потому-то, говорят, он поименовывается у Амоса ещё в числе не завоёванных филистимских округов. Но это объяснение ни на чём не основано, так как 2Пар.26:6 нисколько не благоприятствует ему. 109 воцарения Озии и количество лет его одновременного царствования с израильским царём Иеровоамом II составляют очень спорный пункт в библейской хронологии; главной причиной этому служит действительное или только кажущееся противоречие в датах 4Цар.14:17 (ср. 2Пар.25:25 ) и 4Цар.15:1 . В первой относительно Амасии замечено: «жил Амасия... по смерти Иоаса... царя израильского, пятнадцать лет Если непосредственно положиться на указания , то отсюда, по-видимому, следует, что Азария-Озия вступил на престол в 15-ый год Иеровоама II; но в 4Цар.15:1 определённо сказано, что Озия воцарился в 27-й год Иеровоама, а не в 15-ый. |
Салманассар вел уже осаду Самарии, главного города израильского царства, и Тира – главного города Финикии. Но особенно прославил Ассирию преемник Салманассара Сарукин, отец Санхериба. В сороковых годах нынешнего столетия в бедной турецкой деревне Корсабаде отрыты остатки дворца этого великого государя. Надписи, которые найдены в этом дворце и затем при дальнейших раскопках Ниневии, значительно познакомили нас с его деятельностью. После смерти Салманассара под стенами Самарии, Сарукин стал во главе ассирийского войска, потом, победивши законных наследников и их приверженцев, утвердился и на ассирийском престоле. Он докончил дело Салманассара – овладел Самарией и вероятно Тиром. Затем спустился в филистимскую землю, и здесь после более или менее продолжительной осады взял сильную крепость Ашдод. Филистимская земля была военной колонией Египта, и Ашдод мог служить прекрасным базисом для военных действий против этой державы. Таким образом после падения этой крепости столкновение между Ассирией и Египтом сделалось неизбежным. По свидетельству памятников 3 сам Сарукин не раз предпринимал поход в Египет, и одержал здесь несколько побед; но ему все-таки не удалось окончательно овладеть этой страной. Он умер оставив эту задачу в наследство своему сыну Санхерибу. Таковы были политические обстоятельства в древнем мире пред началом того события, история которого служит предметом моего чтения. Обращаюсь теперь к Иудее. Здесь около 727 года до P. X. вступил на престол Езекия, сын и преемник Ахаза. Это – один из лучших иудейских царей. По своему направлению он был прямой противоположностью отца. Как Ахаз преклонялся пред всем чужеземным, так Езекия – пред всем национальным. Он заботился о восстановлении древне-иудейской религии и древне-иудейских нравов. |
Что произошло неизвестно. Из надписи Саргона мы узнаем, что против него восстали не только Ашдод, Эдом и Моав, но и Иудея. Ашдод, был разрушен в 711 году. Кара, однако, миновала Иудею. По-видимому, на этот раз Исайя взял верх над «князьями Иуды», и в последний момент Езекия отказался от участия в войне. Но Шебна не считал себя побежденным и только ждал подходящего момента, чтобы возобновить свои происки. Предсказание Исайи при его жизни не исполнилось; ни Саргон, ни его сын не смогли покорить Египет; тем не менее, именно в эти годы империя Ассура приблизилась к зениту своего могущества. Владения ее простирались от Малой Азии и Кипра до Палестины и Вавилонии. Правда, Вавилон едва не ускользнул из рук ассирийцев. В то время, когда Саргон штурмовал Самарию, там захватил власть халдейский царь Мардук-Палиддин. Трудно найти человека, который бы с таким изумительным упорством вел борьбу против Ассирии. Его портрет весьма мало вяжется с его биографией. Скульпторы представляли царя в виде приземистого тучного бородача с добродушным выражением лица. Между тем у Ассирийской империи не было более опасного, смелого и изворотливого врага. Саргон лично возглавил поход на Вавилон. Сопротивления ему не оказывали, а многие даже встретили его как освободителя. Но самого Мардук-Палиддина Саргону захватить не удалось. Когда ассирийцы торжественно вступали в Вавилон, халдей уже был далеко в горах Элама. За ним выслали погоню, но он скрылся на востоке, для того чтобы еще раз появиться уже при преемнике Саргона. Присоединив наконец Вавилон к своей державе, Саргон вознамерился дать ей достойную столицу. Выбор его пал на местечко близ старинного города Ниневии на Тигре. |
Когда войска Мидии и Вавилонии появились у стен города и началась осада, на арене военных действий появились скифы. Однажды, в 626 году, благодаря скифской коннице, ассирийцы защитили Ниневию от осаждавших её мидян. Чью сторону займут они на этот раз? Вновь ассирийцев или, может быть, её противников? Всё решил Киаксар. Как данник он явился в стан скифского царя Мадиеса и уговорил его принять участие в штурме Ниневии. По всей вероятности, богатая добыча прельстила скифов и они присоединились к коалиции. Теперь только прочные крепостные стены и закалённые в боях ассирийские воины могли спасти положение осаждённой столицы. По царскому приказу в храмах Ниневии возносились моления и приносились обильные жертвоприношения. Горожанам и воинам был предписан строжайший пост. Ассирийский царь лично руководил обороной Ниневии. Город хорошо подготовился к защите, в нём находились основательные запасы продовольствия и пресной воды, позволявшие держать оборону неопределённо долго. К тому же ассирийцы имели богатый опыт не только в осаждении вражеских крепостей. Они умели прекрасно защищаться. Пример тому – столица ассирийской провинции Асдуду, город Азот, который египетский фараон Псамметих I, если верить Геродоту (II; 157), держал в осаде, прежде чем взять его... 29 лет! Ассирийцы знали, что ни один из известных в то время городов не выдерживал столь длительной осады, а Азот был куда меньшим городом, чем Ниневия. И хотя военные неудачи последнего времени подорвали дух ассирийской армии, трудно объяснить причину, почему за столь невероятно короткий срок (три месяца, с месяца сиван по месяц аб, т.е. с июня по август) союзникам удалось сокрушить мощные укрепления Ниневии. Как тут не вспомнить удивительное пророчество Наума: «Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами; если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть» (3:12). |
|