Видя, что ему скоро придется оставить свой пост, он озаботился архиерейством оградить великого оратора от несомненных, с удалением его, враждебных нападок противной партии, успевшей охладить к нему расположение власть имеющих, кроме Голицына. Митрополит Михаил, в первое время по вступлении на митрополию после Амвросия (удаленного с неприятностями), предубежденный, как видно, действительно хотел удалить Филарета, своего викария, оставленного предшественником, в Каменец-Подольск. По этому случаю Филарет продиктовал свое объяснение с Митрополитом. «Я говорил, что еще нисколько не тягощусь своим положением, готов послужить в этом звании еще, но если ваше высокопреосвященство имеете, кого другого в виду и желаете меня отпустить от себя, для меня слишком много того, что назначаете меня на второклассную епархию. Я буду доволен третьеклассною». Эти слова смирения обезоружили предубеждение, и смена с викария не состоялась. Михаил оставил и затем, уже сам поддерживал Филарета, благоволя к нему. Доказательством этому может служить назначение из викариев прямо в Архиепископы в Тверь (15-го марта 1819 г.), вместе с назначением в члены св. Синода. К последнему времени служения викарием в Петербурге, преосвященного Филарета, принадлежит удаление товарища его по Академии, Иннокентия Смирнова , рукоположенного в епископы Пензенские, прямо в видах немилости, по случаю пропущенной им, как цензором книги Станевича «Беседа на гробе младенца о бессмертии души». Сочинение это направленное против мистиков, принял обер-прокурор князь Голицын прямым нападением на себя и возбудил против цензора неудовольствие монарха. Иннокентию предписано было поспешно, в холодную пору, несмотря не болезнь, оставить Петербург для прибытия, в епархию, где он скоро и умер. |
Но Амвросий и слушать не хотел. Они же, много и усильно прося сего, не успели, и не могли склонить. Наконец начали делать такое обещание, что новопосвященный епископ по самую смерть митрополита ничего не будет действовать, даже и служить. Еще обещались все в Буковине русские села подписать и подкрепить вечно под новооткрывающуюся Белокриницкую митрополию, a сына митрополита сделать потомственным арендатором. Это польстило сребролюбцу Амвросию, и он начал склоняться немного на предложение монахов. Но Буковинские мирские раскольники не все были согласны и расположены к митрополиту так, что и доныне много есть ему противников. А наипаче много против него говорил дьяк села Белокриницы за то, что приняли митрополита под миропомазание: по мнению дьяка, этим самым он лишался своего сана и сделался простолюдином, а надобно бы принять третьим чином. Вот грек о предложил монахам, чтобы избрать во епископа по жребию, и поместить в жребии некоторых мирян. Монахи согласились на это. Когда начал митрополит с престола брать жребий, по своей уловке взял жребий своего врага Киприана Тимофеева. Все иноки повесили свои головы, a мирские обрадовавшись, немедленно привели Киприана на среду, и митрополит поздравил его с милостью, что назначен во епископа. Киприан, хотя прежде и с негодованием посмотрел на митрополита, но когда от переводчика жидовина услышал, что митрополит избирает его во епископа; то смирился и пал в ноги митрополиту, прося прощения. Немедленно постригли Киприана в монашество, нарекли Кириллом, и потом по степеням митрополит возвел его в сан епископа. На посвящение нового епископа пригласили австрийское правительство и дворянство, римских католиков, лютеран и протестантов соучаствовать их торжеству. |
И действительно, в то самое время как Гончаров хлопотал чрез турецкое министерство о возвращении задунайских епископов из России, Алимпий, от имени всего белокриницкого братства, подал в Серет форштеру Войнаровичу прошение о понуждении русского правительства к скорейшему возвращению задержанного в России настоятеля их, архимандрита Геронтия, со всеми находившимися при нем деньгами и вещами. Прошение составлено было с большим достоинством: Алимпий изложил в нем довольно подробно обстоятельства дела, напомнил, сколько раз безуспешно хлопотал об его решении, и в заключение писал: «наконец, где ныне уже искать правосудия недоумеем, или сказать – не знаем; но по крайней мере просим известить нас, в живых ли он (т.е. Геронтий) еще существует, или уже преселился к лику прежних страдальцев в безконечный покой будущих воздаяний 60 . Но прошло более года, – и никакого ответа на прошение не было; последовал наконец и ответ, но вовсе не такой, какого надеялся Алимпий с братией и о Геронтие, так же как о задунайских епископах, русское правительство отозвалось, что он и прочие с ним «возвратиться в Австрию не могут по причине показания их в России своего рождения». 61 Таким образом, новый дипломатический поход Алимпия Милорадова против России оказался столь же неудачен как и прежние. А между тем, Белокриницкую митрополию, интересы которой он так горячо защищал пред австрийскпм правительством, в скором времени ожидала серьезная опасность со стороны этого самого правительства. Упомянутый выше форштер Войнарович был человек вовсе не расположенный смотреть сквозь пальцы на разные происходившие в Белой-Кринице противозаконности и беспорядки, как делали это его снисходительные предшественники. |
Потом он был сделан митрополитом Навиактским и Артским, и, наконец, получил в управление митрополию Афинскую. Умер в 1714 году, в летах далеко не преклонных. Известное его церковно-историческое сочинение носит простое заглавие: «Церковная история» ( ). Начинается она пространным введением, в котором читатель подготавливается к пониманию церковно-исторической науки, а затем идет сама церковная история, расположенная по векам и доведенная почти до времени его кончины. По всей вероятности, труд не был окончательно обработан автором. История Мелетия до 1766 года оставалась неизвестной просвещенной греческой публике. Только в указанном году она в рукописи была открыта одним его согражданином (Лампаничиотисом из Яннины) в святогробской библиотеке в Константинополе. По-видимому, находка произошла случайно. Открывший рукопись решился издать ее в свет и с этой целью отдал рукопись Иоанну Палеологу, протоапостоларию великой церкви, с тем, чтобы он перевел историю Мелетия с древнегреческого языка, на котором она была написана, на новогреческое наречие, как более удобопонятное для большинства Эллинов. Но, как оказалось, Палеолог взял на себя труд перевода исключительно ради обещанного гонорара, и выполнил дело очень худо. Тогда любитель науки, открывший рукопись, передал ее для пересмотра и обработки некоему Георгию Вендотису, в Закинфе, человеку славившемуся просвещением. Он и приготовил оригинал для печати: исправил перевод, поправил ошибки и недосмотры в тексте, снабдил его примечаниями, и т. д. История Мелетия была напечатана в Вене в трех томах (в 1683 – 84 гг.). В пятидесятых годах текущего века предпринято было в Константинополе второе издание истории Мелотия, но вышел только первый том, причем издатель со стороны языка хотел приблизить ее к оригиналу (т.е. |
Патр. старался исполнить на деле соборные постановления, шедшие вразрез и с текстом привычных московских старопечатных книг и со всеми обрядовыми привычками и инерцией культовой жизни вплоть до привычной техники даже московских просвирен (не говоря уже о широкой дали русской печатать просфоры прежним восьмиконечным крестом. За избавление от кошмара власти патр. Никона царь Алексей Михайлович по-своему не дешево расплатился с покорным русским епископатом. В благодарность за достигнутый мир в церкви и государстве он почти полностью отменил силу действия Монастырского Приказа 1649 г, вернул русским епископам почти во всей широте и неприкосновенности их судебные привилегии. Ликвидация самого Монастырского Приказа затянулась, однако, до Патриарх Питирим (1672-1673 гг.) Питирим взят с Новгородской митрополии. При Никоне он был Крутицким и заместителем патриаршего места с момента ухода Никона. Как известно, Никон, затосковавший о своем возврате, придирался ко всем действиям Питирима, в частности, к тому, что Питирим по царскому и общему желанию, как первенствующий иерарх, совершил в вербное воскресенье обряд шествия на осляти. Все это были непоследовательные претензии Никона, малодушно страдавшего от своего капризного ухода с патриаршего трона. Такими придирками Никон только создавал себе одного из ненавидящих его врагов к моменту суда. Питирим, повышенный по осуждении Никона переводом на Новгородскую митрополию, за это же свое «антиниконианство» взят был в по смерти и на патриаршее место. После его 10-ти месячного ничем особым непримечательного патриаршества, Питирим скончался. На его место поставлен был, опять по признаку надежного противника томившегося в ссылке Никона, в своем время почтенный и выдвинутый Никоном же Иоаким. |
В этом отношении права Московского патриарха принципиально отличались от тех прав, которыми был наделен Иерусалимский патриарх Феофан в 1619–1920 гг. Грамота Константинопольского патриарха Тимофея 1619 г., наделяющая Феофана правом совершать рукоположения в Киевской митрополии, определяет последнюю в качестве одной из епархий Константинополя . Разумеется, патриарх Феофан в согласии с упомянутой грамотой совершил рукоположение Иова Борецкого на Киевскую кафедру в 1620 г. не от своего имени, а от имени Константинопольского патриарха, выступая фактически его наместником . По-другому быть и не могло, поскольку грамота, выданная Феофану, четко определяла принадлежность епархии, в которую он направлялся. В случае же с Московским патриархом Иоакимом, в 1686 г. синодальные грамоты Киевскую митрополию определили «быть подлежащей Московскому патриаршему престолу». Это означает, что Московский патриарх должен был ставить Киевских митрополитов как уже в своей собственной церковной области, а не в чужой. Вот почему ставленые грамоты, выданные Московскими патриархами, небезосновательно говорят о подвластности Киевских митрополитов исключительно Москве. В. Г. Ченцова весьма увлеклась сравнительным анализом синодальных грамот 1686 г. с грамотами Константинопольского патриарха Иоанникия II 1651 г. (с. 125–126). Однако при сравнении этих документов важно видеть и отмечать не только имеющиеся некоторые сходства, но и отличия . Сравнение этих грамот между собой указывает на то, что перед нами не какая-то одна общая практика передачи права рукоположения, а две разные, существенно отличающиеся между собой. В одних случаях право рукоположения передавалось другим архиереям на наместнических началах (как в случае с Филадельфийским митрополитом), в других – путем смены юрисдикции той или иной епархии, что не сопровождалось каким-либо назначением рукополагающих архиереев в наместники-экзархи. |
Оставленный наконец, он снова патриаршествовал, перенося ежедневно ужасы и непрестанные заботы, наконец, истощенный, заболел и умер, через полтора почти года многобедственного патриаршества. На его место возведен 1822 г. 233) Анфим по происхождению пелопонесец, уроженец острова Наксоса, бывший первоначально митрополитом смирнским (не славным преемником знаменитейшего Григория), а из Смирны возведенный Евгением на митрополию халкидонскую, человек не очень образованный, но приятный в обхождении, любивший церковную службу, любимый народом, которому по слабости своей иногда и потакал. Но, сделавшись патриархом при таких страшных обстоятельствах, что замечательного он мог совершить? Тем не менее он сделал много добра по своей кротости и умению отвращать гнев турок. Едва патриаршествовав два года, он свержен с престола, как человек недеятельный и недостойный, и хотел жить где-нибудь близ Константинополя. Но так как какой-то бродяга возмутил многих ремесленников и к патриархии собралась большая толпа, громко кричавшая и требовавшая, чтобы он остался патриархом, то турецкое правительство было раздражено и едва не умертвило Анфима, как народного возмутителя, но, постыдившись, вследствие частых обличений в убийстве приснопамятного патриарха Григория, которые слышало от европейцев, ограничилось изгнанием его во внутреннюю Азию, в Кесарию. Спустя семь лет, вследствие многих ходатайств, он получил позволение отправиться на покой в Смирну, где и умер в глубокой старости всеми любимый и почитаемый. Вместо же него на патриаршество возведен 1824 г. 236) Констанций архиепископ синайский, родом из Константинополя, муж боголюбезный, мудрый мудростью божественной и человеческой, знавший греческий, латинский, французский и даже русский (который изучил, проживая сначала в Киеве архимандритом тамошнего синайского метоха) языки, нрава кроткого и исполненный многих добродетелей. |
3. Внести следующие изменения в Положение о распределении выпускников: a. Изложить пункт IV.13 в следующей редакции: « Епархии-реципиенты обязаны обеспечить выпускникам, распределенным к ним комиссией, и ближайшим членам их семей достойные условия проживания, оплату проезда к месту несения послушания (с семьей в командировку и обратно, один раз в год к месту проведения отпуска и обратно) и заработную плату распределенным выпускникам на уровне среднего содержания священников в данной епархии. Контроль за исполнением настоящего пункта осуществляется Управлением делами Московской Патриархии». b. Изложить пункт IV.16 в следующей редакции: «После завершения несения послушания по распределению выпускники поступают в каноническое ведение архиерея, управляющего епархией, из которой они были направлены на обучение. В случае преобразования епархии в митрополию выпускник направляется в распоряжение управляющего митрополией. В том случае, если епархиальный архиерей или управляющий митрополии сообщает об отсутствии необходимости в данном выпускнике, решение о его направлении на постоянное служение принимается Комиссией по распределению после консультации с выпускником». ЖУРНАЛ 61 СЛУШАЛИ: Рапорт протоиерея Максима Козлова, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, об изменениях составе Номинационной комиссии Учебного комитета Русской Православной Церкви. Справка: Согласно Положению о Номинационной комиссии Учебного комитета Русской Православной Церкви, утвержденному Священным Синодом в заседании от 24 декабря 2015 года (журнал 89): «Состав Комиссии предлагается председателем Учебного комитета и утверждается Священным Синодом сроком на 4 года» (п.3.4). В обязанности Номинационной комиссии входит «рассмотрение аттестационных дел лиц, претендующих на присвоение им ученых званий профессора или доцента, а также вынесение решения о присвоении или отказе в присвоении ученого звания профессора или доцента» для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви (п.2.1). |
Чтобы успешно укреплять православную веру в северном крае сегодня, как никогда, требуется усиленное архипастырское делание. Однако суровые климатические условия (часть муниципальных образований на территории епархии отнесена к районам Крайнего Севера, остальные муниципальные образования области имеют статус территорий, приравненных к районам Крайнего Севера), значительная удаленность многих населенных пунктов от центра при слаборазвитой инфраструктуре и плохом состоянии дорог не позволяют правящему архиерею в полной мере осуществлять архипастырское окормление дальних, северных приходов. Динамичное развитие церковной жизни в Карелии, открытие новых приходов и увеличение количества священнослужителей требуют более тесного взаимоотношения архиерея с духовенством и мирянами. Учитывая создавшиеся условия, смиренно прошу Ваше Святейшество рассмотреть вопрос об образовании на территории Республики Карелия еще одной епархии». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Беломорского, Калевальского, Кемского, Костомукшского, Лоухского, Муезерского и Сегежского районов Республики Карелия — Костомукшскую епархию, выделив ее из состава Петрозаводской епархии. 2. Епархиальному архиерею Костомукшской епархии иметь титул «Костомукшский и Кемский». 3. Епископом Костомукшским и Кемским избрать игумена Игнатия (Тарасова), клирика Краснослободской епархии. 4. Место наречения и хиротонии игумена Игнатия (Тарасова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 5. Образовать в пределах Республики Карелия Карельскую митрополию, включающую в себя Петрозаводскую и Костомукшскую епархии. 6. Главой Карельской митрополии назначить Преосвященного Петрозаводского и Карельского Мануила. ЖУРНАЛ 42 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Липецкого и Елецкого Никона с предложением образовать новые епархии в Липецкой области. Справка: Архиепископ Никон направил на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла рапорт, в котором, в частности, сказано: |
Но, тем не менее, ангелы оставались ангелами, а один диавол был диаволом. И так после незаконного свержения патриарха Марка патриаршествовал 1470 г. 159) Симеон епископ и уроженец трапезунтский. Его в Трапезунте любили и уважали за пастырские добродетели, но он омрачил добрую славу свою, согласившись из честолюбия на беззаконное патриаршество. Однако скоро и ему возмерили тою же мерой. Константинопольские клирики разделились между собою: одни хотели восстановления Марка, другие держались Симеона, патриаршествовавшего уже два года с половиною. Мария, мачеха султана Магомета, увидев это, захотела , чтобы назначен бы патриархом филиппопольский епископ Дионисий, которого она давно чтила благоговейно. Она поднесла султану на серебряном блюде 2000 золотых (вдвое против установленного взноса) и просила его о перемещении Дионисия из Филиппополя на патриаршество. Султан принял дар и, сказав: «Делай, мать, что хочешь», – тотчас увеличил вдвое против прежнего взнос каждого патриарха. Симеон был свергнут. Удалившись, он жил на покое в обители стенимахийской (во Фракии), а предместник его Марк был перемещен на ахридскую митрополию. На патриаршество же возведен 1472 г. 160) Дионисий родом из Пелопонеса. Он был служителем досточтимого Марка ефесского Евгеника, которым и был обучен наукам и монашеской жизни. При взятии Константинополя он попал в плен, потом был выкуплен одним христианином, жителем адрианопольским, и довольно времени жил в Адрианополе, пользуясь общим уважением. Там видела его и стала питать к нему уважение Мария (бывшая в том городе с султаном). После сего Дионисий соборно был рукоположен в митрополиты филиппопольские за великое свое благочестие. Но впоследствии он был унижен тем, что возведен на патриаршество Марией и при помощи двух тысяч золотых. |
|