Орловка в Данковском у. (100 чел. крестьян) и дер. Титовка Зарайского у. (100 чел. крестьян). Тогда же для устроения подворья в Москве А. м. получил десятину земли у Воскресенских ворот и часовню на Каменном мосту у Всехсвятских ворот. В качестве вкладов в обитель были переданы остров при впадении рек Кутерьмы и Каланчи в р. Донец, рыбные и звериные ловли на реках Хопёр и Таволожная. К А. м. была приписана Донецкая Успенская пуст. (см. Азовско-Донецкий во имя Иоанна Предтечи мон-рь ), а также пустующий Новоборовенковский казачий юрт в Бахмутской пров., при впадении р. Боровой в Донец: ок. 7500 дес. «доброй» земли, 6000 копен сенокосов, 23 050 дес. «неудобной» пашни и песков, 3 мельницы. В 1701 г. в А. м. была устроена резиденция для митр. Азовского и Донского. В связи с передачей Азова Турции по мирному договору 1711 г. братия мон-ря (30 чел.) в дек. 1712 г. перешла в Донецкую Успенскую пуст. В А. м. особо почиталась написанная в 1527 г. икона св. Иоанна Предтечи. По преданию, она находилась с казаками в Азове в 1641 г. и во время осады города, после видения одному из осажденных Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи, «плакала слезами». При оставлении казаками Азова икону, по одной из версий, зарыли в землю, по др.- замуровали в стену храма. После взятия Азова в 1696 г. Петр I, лично участвуя в земляных работах, обрел эту икону вместе с иконой Божией Матери «Знамение», написанной на перламутре (передана в Азовский собор, по оставлении Азова - в г. Павловск). В 1712 г. икона св. Иоанна Предтечи была перенесена в Азовско-Донецкий мон-рь, после 1917 г. местонахождение ее неизвестно. Лит.: Памятная книжка Воронежской губернии на 1887 год. Воронеж, 1886. С. 315; [То же] на 1893 год. Воронеж, 1893. С. 123-157; Акты Донецкого Предтечиева монастыря // Воронежская старина. Воронеж, 1904. Вып. 4. С. 232-258; Материалы по истории монашества на Дону // Там же. Вып. 5. Воронеж, 1904. С. 44-45; Там же. Вып. 11. Воронеж, 1912. С. 112-117. А. О. Амелькин Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. |
К А. м. была приписана Донецкая Успенская пуст. (см. Азовско-Донецкий во имя Иоанна Предтечи монастырь), а также пустующий Новоборовенковский казачий юрт в Бахмутской пров., при впадении р. Боровой в р. Донец: ок. 7500 дес. «доброй» земли, 6000 копен сенокосов, 23 050 дес. «неудобной» пашни и песков, 3 мельницы. В 1701 г. в палатах Азовского монастыря находилась резиденция митр. Азовского и Донского Парфения (Небозы). В связи с передачей Азова Турции по мирному договору 1711 г. братия монастыря (30 чел.) в дек. 1712 г. перешла в Донецкую Успенскую пуст. В Азовском монастыре особо почиталась написанная в 1527 г. икона св. Иоанна Предтечи. По преданию, она находилась с казаками в Азове в 1641 г. и во время осады города, после видения одному из осажденных Пресвятой Богородицы и св. Иоанна Предтечи, «плакала слезами». При оставлении казаками Азова икону, по одной из версий, зарыли в землю, по др.– замуровали в стену храма. После взятия Азова в 1696 г. Петр I, лично участвуя в земляных работах, обрел эту икону вместе с иконой Божией Матери «Знамение», написанной на перламутре (передана в Азовский собор, по оставлении Азова – в г. Павловск). В 1712 г. икона св. Иоанна Предтечи была перенесена в Азовско-Донецкий монастырь, после 1917 г. местонахождение ее неизвестно. Литература: Памятная книжка Воронежской губернии на 1887 год. Воронеж, 1886. С. 315; [То же] на 1893 год. Воронеж, 1893. С. 123–157; Акты Донецкого Предтечиева монастыря // Воронежская старина. Воронеж, 1904. Вып. 4. С. 232–258; Материалы по истории монашества на Дону // Там же. Вып. 5. Воронеж, 1904. С. 44–45; Там же. Вып. 11. Воронеж, 1912. С. 112–117. Азовская митрополия Д. А. Миндич (Статья из I тома «Православной энциклопедии») Образована в 1700 г. План учреждения епархии в Приазовье возник вскоре после завоевания Азова русскими войсками в 1696 г. В проекте освоения завоеванных территорий, поданном в 1700 г. царю Петру I Иерусалимским Патриархом Досифеем II, предусматривалось учреждение в Приазовье митрополии по образцу греч. |
митрополичьих округов, с подчиненными епископиями. Митрополичья кафедра в Азове была создана в том же году, однако не как митрополичий округ. На Азовскую кафедру был назначен Досифей (Хореско), бывш. митр. Сочавский и Молдовлахийский, проживавший в России с 1696 г., после освобождения из польск. плена; митр. Досифей скончался в Москве в 1701 г., так и не прибыв в Азов. 21 июня 1701 г. на Азовскую митрополию был назначен Парфений (Небоза), бывшего митр. Лаодикийский. В Азов митр. Парфений также не прибыл, 3 дек. 1703 г. он был переведен на Холмогорскую кафедру. После него архиереи на Азовскую кафедру не назначались. Митрополия не имела четких границ, возможно, к ней были приписаны донские городки. С 1704 г. Азов, по всей вероятности, находился в ведении Патриаршего Духовного приказа; функции духовного управителя были возложены на архим. Азовско-Донецкого Иоанно-Предтечиева муж. монастыря (Материалы по истории Воронежской и соседних губерний / Собр. и изд. Л. Б. Вейнберг. Воронеж, 1888. Вып. 12. 534. С. 1227–1230). По договору 5 апр. 1712 г., заключенному по результатам прутского похода 1711 г., Азов и Приазовье вновь отошли к Турции. Повторно вопрос об учреждении архиерейской кафедры в Азове был поднят правительством императрицы Екатерины II в 1771 г. (до официального вхождения Приазовья в состав России по Кючук-Кайнарджийскому трактату в 1774). В состав Азовской епархии предполагалось включить города Азов, Таганрог (с 1770 приписаны к Воронежской епархии), крепости Днепровской линии, территории Нижнедонского бассейна, а также правосл. храмы Крыма, что должно было укрепить русское влияние в Новороссии. Проект был отклонен Святейшим Синодом, предложившим передать названные территории в состав Воронежской епархии. |
1863 г. освящен во имя св. Иоанна Предтечи новый монастырский храм. В кон. XIX – нач. XX в. были построены несколько кирпичных корпусов для братии и приезжих, каменная стена с башнями. По данным на 1887 г., в монастыре с игуменским управлением постоянно проживало 24 человек братии, к 1900 г.– 86 человек. Обитель привлекала большое количество богомольцев, приходивших поклониться находившейся в ней чудотворной иконе св. Иоанна Предтечи, привезенной из Азовского Иоанно-Предтечиева монастыря. Местонахождение образа после 1917 г. неизвестно. В 20-х гг. XX в. Азовско-Донецкий мужской монастырь был упразднен. К 2000 г. бывшие монастырские постройки располагались в центральной части с. Радченского Богучарского р-на Воронежской обл. Здания частично перестроены, частично разрушены, в Иоанновской церкви размещается клуб, в кельях – общежитие совхоза, в одной из башен ограды – склад. Литература: Историко-статистическое описание Донецкого Предтечева монастыря. Воронеж, 1877; Памятная книжка Воронежской губернии на 1887 год. Воронеж, 1886. С. 315; Марков Е. Л. Донская пустынь и Донецкий казачий городок // Памятная книжка Воронежской губернии на 1893 год. Воронеж, 1893. С. 123–157; Токмаков И. Ф. Город Богучар Воронежской губернии и его уезд: Ист.-стат. описание. М., 1900. С. 70–72; Акты Донецкого Предтечиева монастыря // Воронежская старина. Воронеж, 1904. Вып. 4. С. 232–258; Материалы по истории монашества на Дону // Там же. Воронеж, 1904. Вып. 5. С. 44–45, 54–55; Православные русские обители. С. 486; Воронежская старина. Воронеж, 1912. Вып. 11. С. 112–117; Кригер Л. В. Монастырь Предтечиев Донецкий // Материалы свода памятников истории и культуры Воронежской области: Богучарский район. Воронеж, 1990. |
36 . Из великого Новгорода Юрьева монастыря архимариту семьдесят рублев; келарю пятьдесят рублев; казначею сорок рублев; соборным старцом по дватцати рублев. 37 . Симонова монастыря архимариту 60 рублев; келарю пятьдесят рублев; казначею сорок рублев; соборным старцом по дватцати рублев. 38 . Из Свияжска Богородицкого монастыря архимариту шестьдесят рублев; келарю сорок рублев; казначею тритцать пять рублев; соборным старцом по пятьнатцати рублев. 39 . Ондрониева монастыря архимариту шестьдесят рублев; келарю сорок рублев; казначею тритцать пять рублев; соборным старцом по пятинатцати рублев. 40 . Ис Казани Преображенского монастыря архимариту 104 шестьдесят рублев; келарю сорок рублев; казначею тритцать рублев; соборным старцом по пятинатцати рублев. 41 . С Костромы Ипатцкого монастыря архимариту шестьдесят рублев; келарю сорок рублев; казначею тритцать рублев; соборным старцом по пятинатцати рублев. 42 . Из Нижнего Печерского монастыря архимариту пятьдесят рублев; келарю тритцать рублев; казначею дватцать пять рублев: соборным старцом по пятинатцати рублев. 43 . Из Новагорода Футыня монастыря архимариту пятьдесят рублев; келарю тритцать рублев; казначею дватцать пять рублев; соборным старцом по пятинатцати рублев. 44 . З Бела озера Кирилова монастыря игумену пятьдесят рублев; того же монастыря келарю и казначею и соборным старцом по тритцати рублев. 45 . Ис Переславля Горицкого монастыря архимариту пятьдесят рублев; келарю тритцать рублев; казначею дватцать рублев; соборным старцом по пятинатцати рублев. 46 . Из Можайска Лужецкого монастыря архимариту сорок пять рублев; келарю дватцать пять рублев; казначею пятнатцать рублев; соборным старцом по десяти рублев. 47 . Из Ростова Богоявленского монастыря архимариту сорок рублев; келарю дватцать рублев; казначею пятнатцать рублев; соборным старцом по десяти рублев. 48 . С Костромы Богоявленскаго монастыря игумену сорок рублев; келарю дватцать рублев; казначею пятнатцать рублев; соборным старцом по десяти рублев. 49 . Богоявленскаго монастыря, из за Ветошного ряду, игумену сорок рублев; келарю дватцать рублев; казначею пятнатцать рублев; соборным старцом по десяти рублев. |
С открытием же в Кизляре духовного правления власть закащика над духовенством была даже усилена. Он вместе с протопопом Кизлярского собора и архимандритом Крестовоздвиженского монастыря являлся непременным членом этого духовного правления. Посылавшиеся из Астрахани ревизии отнюдь не спасали духовенство Северного Кавказа от насилий и самоуправства со стороны закащика. Архивы тех лет пестрят многочисленными жалобами на их действия. При отдаленности епархиального начальства закащик мог чинить самую дикую расправу с подчиненным ему духовенством, моральный уровень которого, впрочем, в то время оставлял желать много лучшего. Только в 1779 г. должность закащика была наконец упразднена. Тогда же в Кизляре был учрежден пост благочинного с подчинением ему всех церквей Азовско-Моздокской линии. К этому времени на Северном Кавказе уже насчитывалось 15 церквей, обслуживавших преимущественно русское население. Обширность Астраханской епархии и отдаленность от центра вновь создаваемых в Кавказском наместничестве русских поселений вносили много трудностей в духовную жизнь русского православного населения на Северном Кавказе. Церковному строительству препятствовал сильный недостаток духовенства. В 1777 г., когда начали создаваться крепости Азовско-Моздокской линии, при 15 церквах Северного Кавказа недоставало: священников – 5, диаконов – 7, дьячков – 9, пономарей – 14. Нередко одному священнику приходилось обслуживать несколько приходов, удаленных друг от друга на большое расстояние. В 1773 г. благочинный Георгиевска священник Казьмин в жалобе на имя епархиального архиерея писал: «Приход мой состоит из пяти станиц, яко то: Екатериноградская, Павловская, Марьинская, Георгиевская, Андреевская расстоянием не менее 200 верст. Кроме того, по долгу звания моего, благовременно и безвременно приходится исправлять мирские требы во вновь появляющихся селениях по Потемкинской линии... Приходится переезжать от одной станицы или селения до другого необитаемыми и совсем дикими степями не менее как по 50 верст расстоянием, подвергая почти при всяком таком переезде жизнь свою опасности, в рассуждении обитающих в соседстве горских черкес и пр. иноверных народов, кои нередко не токмо обезоруженных людей, но воинские команды, в большом числе, проезжающие в плен захватывали или умертвляли». |
ID (номер в базе): 265834 Описание: Увенчанный крестом шпиль колокольни Знаменского мужского монастыря в Москве. Период: 31 марта 2019 года Автор снимка: Кац Анатолий Категория: Детальный вид ID (номер в базе): 265835 Описание: Корпус Знаменского мужского монастыря в Москве. Вид со стороны улицы Варварки. Период: 31 марта 2019 года Автор снимка: Кац Анатолий Категория: Детальный вид ID (номер в базе): 265836 Описание: Вход со стороны улицы Варварка в иконную лавку Знаменского мужского монастыря в Москве. Период: 31 марта 2019 года Автор снимка: Кац Анатолий Категория: Детальный вид ID (номер в базе): 265837 Описание: Беседка у Знаменского собора Знаменского мужского монастыря в Москве. Период: 31 марта 2019 года Автор снимка: Кац Анатолий Категория: Детальный вид ID (номер в базе): 265838 Описание: Беседка на территории Знаменского мужского монастыря в Москве. Период: 31 марта 2019 года Автор снимка: Кац Анатолий Категория: Детальный вид ID (номер в базе): 257671 Описание: Реставрация колокольни Знаменского монастыря в Москве. Период: 24 апреля 2018 года Автор снимка: Лескова Галина Николаевна Категория: Детальный вид ID (номер в базе): 232151 Описание: Колокольня и кельи Знаменского монастыря в Москве. Период: 12 сентября 2017 года Автор снимка: Чеботарь Александр Мирчевич Категория: Детальный вид ID (номер в базе): 232152 Описание: Колокольня Знаменского монастыря в Москве. Период: 12 сентября 2017 года Автор снимка: Чеботарь Александр Мирчевич Категория: Детальный вид ID (номер в базе): 232153 Описание: Колокольня Знаменского монастыря в Москве. Период: 12 сентября 2017 года Автор снимка: Чеботарь Александр Мирчевич Категория: Детальный вид ID (номер в базе): 232154 Описание: Восточный фасад келий Знаменского монастыря в Москве. Период: 12 сентября 2017 года Автор снимка: Чеботарь Александр Мирчевич Категория: Детальный вид ID (номер в базе): 232163 Описание: Колокольня Знаменского монастыря в Москве. Период: 12 сентября 2017 года Автор снимка: Чеботарь Александр Мирчевич |
К слову, если исходить из описаний патриарха Фотия, то совершенно очевидно, что речь идет все же не о соседях византийских владений в Причерноморье и Крыму, но о более отдаленном и малоизвестном грекам народе. Из всех народов под такие описания подпадает только Киевская Русь периода своего становления. С другой стороны, если учесть, что Киев в IX веке мог иметь свои базы и опорные пункты в Крыму и Приазовье, то вполне возможно, что тот же князь Аскольд мог принимать греческих послов и епископа (и, в частности, святых Кирилла и Мефодия) и проводить Вече с участием части бояр и дружины не только в Киеве, но и в одной из русских баз на Азовско-Черноморском побережье или в Крыму. И там же принять обряд крещения, как позже это сделал и князь Владимир Киевский, крестившийся не в стольном Киеве, но в Херсонесе. В таком случае, если данная гипотеза верна, предание о крещении Аскольда вполне совпадает не только с греческими хрониками, но и с Паннонскими житиями Кирилла и Мефодия, сообщающими о созыве Вече, совершенном на нем чуде несгораемого Евангелия и последовавшем после этого крещении языческого кагана и его подданных. Такая трактовка отчасти снимает вопрос о том, какая же Русь крестилась в IX веке – Киевская или Азовско-Черноморская. Учитывая существование в середине IX века тесных связей между Киевом и азовско-черноморскими колониями Руси, мы вполне можем предположить, что крестились тогда представители обеих частей Руси при непосредственном участии киевского князя Аскольда. К слову, этим в какой-то мере может быть объяснимо и то, что в более позднем киевском летописании не отразилось крещение Аскольда. Произойдя за пределами Киева, оно могло остаться незамеченным для основной массы киевских язычников, а потому, возможно, не четко сохранилось и в народной памяти. Правдоподобность данной версии отчасти подтверждают и находки киевских кладов. Если поход русов действительно потерпел поражение от неожиданно разразившейся бури, то ни о каких «щедрых дарах» из Константинополя тогда не могло быть и речи. Потому и в киевских кладах нет монет царьградского чекана того времени. Однако в киевских кладах IX–X веков достаточно византийских монет херсонского чекана. В частности, наиболее ранние из них принадлежат Михаилу III и Василию Македоняну . |
Категория: Детальный вид ID (номер в базе): Описание: Вазон на колокольне Знаменского мужского монастыря в Москве. Период: 12 июня 2012 года Автор снимка: Чеботарь Александр Мирчевич Категория: Детальный вид ID (номер в базе): Описание: Двор Знаменского мужского монастыря в Москве. Слева - братский корпус, справа - лестница Знаменского собора. Период: 12 июня 2012 года Автор снимка: Чеботарь Александр Мирчевич Категория: Детальный вид ID (номер в базе): Описание: Братский корпус Знаменского мужского монастыря в Москве. Вид с юго-запада. Период: 12 июня 2012 года Автор снимка: Чеботарь Александр Мирчевич Категория: Детальный вид ID (номер в базе): Описание: Северный фасад братского корпуса Знаменского мужского монастыря в Москве. Впереди - Палаты Романовых, бывшая часть монастыря. Период: 12 июня 2012 года Автор снимка: Чеботарь Александр Мирчевич Категория: Детальный вид ID (номер в базе): 104466 Описание: Колокольня и келейный корпус Знаменского мужского монастыря в Москве. Вид с северо-востока. Период: 12 июня 2012 года Автор снимка: Чеботарь Александр Мирчевич Категория: Детальный вид ID (номер в базе): 104467 Описание: Западный фасад братского корпуса Знаменского мужского монастыря в Москве. Период: 12 июня 2012 года Автор снимка: Чеботарь Александр Мирчевич Категория: Детальный вид ID (номер в базе): Описание: Верхний ярус колокольни Знаменского мужского монастыря в Москве. Период: 22 октября 2011 года Автор снимка: Чеботарь Александр Мирчевич Категория: Детальный вид ID (номер в базе): 172085 Описание: Контрфорсы Знаменского собора Знаменского монастыря в Москве. Период: 24 августа 2011 года Автор снимка: Одинцов Григорий Васильевич Категория: Детальный вид ID (номер в базе): Описание: Колокольня и кельи Знаменского монастыря в Москве. Период: 10 марта 2011 года Автор снимка: Одинцов Григорий Васильевич Категория: Детальный вид ID (номер в базе): Описание: Завершение колокольни Знаменского монастыря в Москве. Период: 10 марта 2011 года Автор снимка: Одинцов Григорий Васильевич |
Период: 3 ноября 2014 года Автор снимка: Категория: Детальный вид Описание: Спасская башня Николо-Пешношского монастыря в поселке Луговой Дмитровского района Московской области. Период: 3 ноября 2014 года Автор снимка: Категория: Детальный вид Описание: Надгробия бывшего монастырского кладбища Николо-Пешношского монастыря в Луговом Дмитровского района Московской области. Период: 3 ноября 2014 года Автор снимка: Категория: Детальный вид Описание: Настоятельский корпус Николо-Пешношского монастыря. Поселок Луговой Дмитровского района Московской области. Период: 3 ноября 2014 года Автор снимка: Категория: Детальный вид Описание: Северный братский корпус Николо-Пешношского монастыря в Луговом Дмитровского района Московской области. Период: 3 ноября 2014 года Автор снимка: Категория: Детальный вид Описание: Юго-восточная башня ограды Николо-Пешношского монастыря в поселке Луговой Дмитровского района Московской области. Период: 3 ноября 2014 года Автор снимка: Категория: Детальный вид Описание: Северо-восточная башня ограды и монастырская постройка Николо-Пешношского монастыря в Луговом Дмитровского района Московской области. Период: 3 ноября 2014 года Автор снимка: Категория: Детальный вид Описание: Изразец на галерее настоятельского корпуса Николо-Пешношского монастыря в Луговом Дмитровского района Московской области. Период: 3 ноября 2014 года Автор снимка: Категория: Детальный вид Описание: Южный братский корпус Николо-Пешношского монастыря в Луговом Дмитровского района Московской области. Период: 3 ноября 2014 года Автор снимка: Категория: Детальный вид Описание: Северо-западная башня ограды Николо-Пешношского монастыря в Луговом Дмитровского района Московской области. Слева больничный корпус, справа хозяйственная постройка и западный братский корпус. Период: 3 ноября 2014 года Автор снимка: Категория: Детальный вид Описание: Западная башня ограды Николо-Пешношского монастыря в Луговом Дмитровского района Московской области. Слева трапезный корпус со Сретенской церковью, справа больничный корпус. |
|