001     002    003
Синагоги вообще состояли из простой четырехугольной залы, с портиком из колонн греческой архитектуры. Самая отдаленная сторона, где помещалось святилище, обращена была постоянно к Иерусалиму, что и называлось «киблег», то есть священное направление. В более богатых местностях синагоги строились из белого мрамора, с изваянием на наружной стороне грубых, рельефных изображений из виноградных лоз и гроздьев или из распустившейся ветви или из сосуда с манной. Близ входа с одной стороны стояли сидения для мужчин, на другой стороне за решеткой садились обыкновенно женщины, завернутые в свои широкие покрывала. На одном конце находился «теббаг», или ковчег из раскрашенного дерева, заключавший в себе Священное Писание , а в стороне устраивалась «бима», или возвышенное седалище для чтеца или проповедника. Клира в строгом смысле не было, но на некотором возвышении сидело человек около десяти и более «батланимов», – чтецов или старцев-руководителей, а выше всех их стояло седалище начальника синагоги. Сидения эти устанавливались под ковчегом, следовательно, лицом к собранию. Младшие по чину назывались «хаццанами», на обязанности которых лежало хранение священных книг. Самая синагога в древности называлась Беф Тефиллаг – дом молитвы, а во времена Спасителя носила название Беф Кенезеф – дом собрания. Часы этих собраний были 3-й, 6-й и 9-й. Богослужение в синагогах совершалось следующим образом: после молитв – «шема», состоявших из гимнов одиннадцати «берахов», или благословений, читались обыкновенно отрывки из Священного Писания: один из Закона – «парашаг», или «параш», другой из пророков – «гафтараг», или «гафтар». Чтения сопровождались изъяснениями или поучениями. Для исполнения этих обязанностей не было особенных нарочитых личностей, потому что обязанности священников и левитов, состоявших единственно только при иерусалимском храме, были совершенно другие. Читать писание и предлагать изъяснение его или поучение могло не только лицо, имеющее на то право или получившее позволение от начальника синагоги, но всякий, кто только по своему желанию мог прибавить свой собственный «мидрат», или толкование на прочитанное. Подобно этому и первенствующие христиане в своих богослужебных собраниях проводили время в молитвах и пении псалмов, в учении апостолов и чтении ветхозаветных Писаний. К этому присоединялась еще таинственная сторона богослужения, которой в синагогах не было и которая состояла «в преломлении хлеба», то есть в принесении бескровной жертвы.

https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkovskij/mitr...

Мама, очень серьезно относящаяся к своим обязанностям попечительницы народной школы, заведывать которой, не без ее влияния, был с год тому назад приглашен молодой учитель, упорно отстаивает его, как «искреннего идеалиста», и, главное, как «убежденного народника». Мы с братом, конечно, без ума от этого тайного революционера. Его преподавание русского языка и истории, живое и интересное, совсем не похоже на прекрасно продуманные, но несколько педантичные уроки немецкого и французского языков нашей гувернантки, фрейлейн Штраус, в распоряжение которой мы поступаем к 11–ти часам утра, после того, как в перерыве сбегаем поздороваться с мамой, пьющей в это время утренний чай на задней тенистой террасе и совещающейся с Афимьей, что готовить на вечер и к завтрашнему обеду. «Как скучно, — иной раз жалуется мама, — каждый день выдумывать, что готовить, а Афимья, у которой много усердия, но никакой фантазии, никогда не предложит ничего нового: все битки да беф Строганов, блинчики да шпанский ветер» (Шпанским ветром называлось у нас безэ со сбитыми сливками). «Красный» Иван Васильевич и буржуазно–снобистическая англо–германка Штраус, в своей молодости изучавшая педагогику в Швейцарии, так упорно трудятся над нашим обучением, потому что мама очень боится, как бы мы не провалились на приемном экзамене в первый класс реального училища (отец твердо высказался против классического образования). Что нам с братом, хотя мы довольно способные и вовсе не ленивые дети, учиться жарким веселым летом нет никакой охоты — ясно. Мы и не очень стараемся; мама иной раз приходит в отчаяние, но втайне нам сочувствует и, пугая провалом, последнего дошкольного лета прекрасного нашего детства, слава Богу, не портит.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=84469

Второй, по свидетельству того же Флавия, был наместником Самарии в эпоху Александра Македонского 7 . Первый выдал дочь свою за внука Елиашивова, сына Иоиадды и брата Иохананова 8 , второй – за правнука Елиашивова, сына Иохананова и брата Иаддуя 9 . Первый жил при Артаксерксе, второй при последнем персидском царе Дарии Кодомане 10 . У Флавия читаем: «Хуфеев Салманасар, царь ассирийский, переведши из Мидии и Персиды, поселил в Самарии, по изведении оттуда израильского народа 11 . С другой стороны в колене Ефремовом, большая часть которого, после плена вавилонского, вошла в пределы Самарийской области, находился город Беф-Хорон. Сопоставление двух этих данных и навело Марграфа на мысль, что Санаваллат, названный Неемиею Хоронитом потому, что, как наместник Самарии, устроил в Беф-Хороне свою резиденцию, мог быть назван, как у Иосифа Флавия, и Куфитом 12 , как неприродный самарянин. Но как немецкий богослов, так и автор статьи весьма ошибаются на этот раз. 1) Еврейские имена, оканчивающиеся на joд, указывают на природных или постоянных обитателей той или иной местности, или, по крайней мере, на место рождения лица, но никак не на место временного его пребывания. У Неемии же встречаем: аммонитянин 13 , фекойцы, гаваонитянин 14 . 2) Если бы Неемия имел в виду Санаваллата из Беф-хорона, то назвал бы его бефхоронитом. 3) Допустим, что Беф (дом) могло быть и опускаемо; но и в таком случае Хоронита Неемии нельзя считать жителем Беф-хорона, потому что Хоронит пишется без вставочного вав после реш, именно: тогда как Беф-хорон – со вставочным вав после реш, именно: 15 . Не был ли Хоронит хоромнитом? О хоромитах или хоромнеях Диодор сицилийский упоминает наряду с ирканянами, дагами и парфянами.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekrasov/sedm...

15 Трое сих главных из тридцати вождей взошли на скалу к Давиду, в пещеру Одоллам, когда стан Филистимлян был расположен в долине Рефаимов. 16 Давид тогда был в укрепленном месте, а охранное войско Филистимлян было тогда в Вифлееме. 17 И сильно захотелось пить Давиду, и он сказал: кто напоит меня водою из колодезя Вифлеемского, что у ворот? 18 Тогда эти трое пробились сквозь стан Филистимский и почерпнули воды из колодезя Вифлеемского, что у ворот, и взяли, и принесли Давиду. Но Давид не захотел пить ее и вылил ее во славу Господа, 19 и сказал: сохрани меня Господь, чтоб я сделал это! Стану ли я пить кровь мужей сих, полагавших души свои! Ибо с опасностью собственной жизни они принесли воду. И не захотел пить ее. Вот что сделали трое этих храбрых. 20 И Авесса, брат Иоава, был главным из трех: он убил копьем своим триста человек, и был в славе у тех троих. 21 Из трех он был знатнейшим и был начальником; но с теми тремя не равнялся. 22 Ванея, сын Иодая, мужа храброго, великий по делам, из Кавцеила: он поразил двух Ариилов Моавитских; он же сошел и убил льва во рве, в снежное время; 23 он же убил Египтянина, человека ростом в пять локтей: в руке Египтянина было копье, как навой у ткачей, а он подошел к нему с палкою и, вырвав копье из руки Египтянина, убил его его же копьем: 24 вот что сделал Ванея, сын Иодая. И он был в славе у тех троих храбрых; 25 он был знатнее тридцати, но с тремя не равнялся, и Давид поставил его ближайшим исполнителем своих приказаний. 26 А главные из воинов: Асаил, брат Иоава; Елханан, сын Додо, из Вифлеема; 27 Шамма Гародитянин; Херец Пелонитянин; 28 Ира, сын Икеша, Фекоитянин; Евиезер Анафофянин; 29 Сивхай Хушатянин; Илай Ахохиянин; 30 Магарай Нетофафянин; Хелед, сын Вааны, Нетофафянин; 31 Иттай, сын Рибая, из Гивы Вениаминовой; Ванея Пирафонянин; 32 Хурай из Нагале-Гааша; Авиел из Аравы; 33 Азмавеф Бахарумиянин; Елияхба Шаалбонянин.

http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_1_par11.htm

14 Давид был тогда в укрепленном месте, а отряд Филистимлян - в Вифлееме. 15 И захотел Давид пить, и сказал: кто напоит меня водою из колодезя Вифлеемского, что у ворот? 16 Тогда трое этих храбрых пробились сквозь стан Филистимский и почерпнули воды из колодезя Вифлеемского, что у ворот, и взяли и принесли Давиду. Но он не захотел пить ее и вылил ее во славу Господа, 17 и сказал: сохрани меня Господь, чтоб я сделал это! не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? И не захотел пить ее. Вот что сделали эти трое храбрых! 18 И Авесса, брат Иоава, сын Саруин, был главным из трех; он убил копьем своим триста человек и был в славе у тех троих. 19 Из трех он был знатнейшим и был начальником, но с теми тремя не равнялся. 20 Ванея, сын Иодая, мужа храброго, великий по делам, из Кавцеила; он поразил двух сыновей Ариила Моавитского; он же сошел и убил льва во рве в снежное время; 21 он же убил одного Египтянина человека видного; в руке Египтянина было копье, а он пошел к нему с палкою и отнял копье из руки Египтянина, и убил его собственным его копьем: 22 вот что сделал Ванея, сын Иодаев, и он был в славе у трех храбрых; 23 он был знатнее тридцати, но с теми тремя не равнялся. И поставил его Давид ближайшим исполнителем своих приказаний. 24 [Вот имена сильных царя Давида:] Асаил, брат Иоава - в числе тридцати; Елханан, сын Додо, из Вифлеема, 25 Шамма Хародитянин, Елика Хародитянин, 26 Херец Палтитянин, Ира, сын Икеша, Фекоитянин, 27 Евиезер Анафофянин, Мебуннай Хушатянин, 28 Цалмон Ахохитянин, Магарай Нетофафянин, 29 Хелев, сын Бааны, Нетофафянин, Иттай, сын Рибая, из Гивы сынов Вениаминовых, 30 Ванея Пирафонянин, Иддай из Нахле-Гааша, 31 Ави-Албон Арбатитянин, Азмавет Бархюмитянин, 32 Елияхба Шаалбонянин; из сыновей Яшена - Ионафан, 33 Шама Гараритянин, Ахиам, сын Шарара, Араритянин, 34 Елифелет, сын Ахасбая, сына Магахати, Елиам, сын Ахитофела, Гилонянин, 35 Хецрай Кармилитянин, Паарай Арбитянин, 36 Игал, сын Нафана, из Цобы, Бани Гадитянин, 37 Целек Аммонитянин, Нахарай Беротянин, оруженосец Иоава, сына Саруи, 38 Ира Итритянин, Гареб Итритянин, 39 Урия Хеттеянин. Всех тридцать семь.

http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_2_xar23.htm

67 Местом собрания синедриона, но мнению талмудистов, была зала в отделениях при храме Иерусалимском. Но так как великий синедрион, состоявший из 70 членов, подразделялся на три отделения, по 23 члена в каждом, то, соответственно такому делению, эти три комитета собирались обыкновенно в разных местах; в Лискат Гаггацциф или мощеной зале; в Беф Мидраш – в отделе храма, и у ворот на горе, на которой стоял храм (Фаррар, Жизнь И. Христа, часть 2-я, стр. 206, изд. 1876 г.). 68 Когда первосвященник-судья произносил заклинание перед каждым свидетелем, то последний обязан был во все время смотреть в лицо обвиняемому. (Айнс, стр. 36). 69 На вечери в Вифании в доме Симеона прокаженного за шесть дней до Пасхи, Иисус Христос, защищая добрый поступок Марии, от всего усердия помазавшей ноги Его драгоценным миром, сказал в обличение корыстолюбивого порицания (осуждения) Иуды и в предостережение его от пагубного замысла: она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не ( ). 71 По правилам еврейского уголовного судопроизводства, когда показания свидетелей признавались достаточными к обвинению подсудимого, свидетелей в защиту его» (Айнс, стр. 48). Мало того, когда осужденного вели уже на казнь, то глашатай, при всенародном провозглашении вины осужденного, делал вызов к его защите во все время следования до места казни. Обращаясь к народу, он громко говорил: человек (называл его по имени) ведется на казнь за такое-то преступление; свидетели, которые сделали донос на него, такие и такие. Кто может представить в его пользу какие-нибудь сведения, пусть представит (Странник, стр. 167). 72 В 15 гл. кн. Чисел (ст. 32–36) говорится, как все общество израильтян побило камнями вне стана человека, собиравшего дрова в субботу.

https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/ot-gefsima...

Местоположение и Беф Эдема и Тал-Авена трудно с точностью определить. Ясно только, что–это были два наиболее после Дамаска знаменитые города в царстве, может быть даже царские резиденции наряду с Дамаском, главною столицею царства. Народ, живший в этих городах, а принимая во внимание индивидуализированное, обособленное изображение суда, народ, живший и в других городах царства, и князья, управлявшие этими городами, –словом и высшее и низшее сословия, неприятельскому нашествию, будут истреблены врагами при завоевании последними городов царства, но истреблены не все;– некоторая часть уцелеет и будет отведена в плен: «и народ арамейский будет переселен в Кур», будет переселен в ту самую страну при реке–Кур, из которой он первоначально и переселился в Дамаск (см. ), будет переселен непременно, потому что это «говорит Иегова (1, 3–5). Пророчество не замедлило своим исполнением. Призванный Ахазом царем Иудейским Тиглат-Иелесер (Феглафелассар) царь Ассирийский пошел на Дамаск, взял его, царство Сирийское уничтожил и жителей его переселил на Кур, согласно с предсказанием Амоса (см. 4 Дар. 16, 9). Под Куром здесь нужно разуметь не ту реку Кур, которая, вытекая из гор Кавказских, впадает в Каспийское море на юге русских владений, в области Ширван, а ту небольшую пустынную речку на юге от Тегерана, которая ныне на картах обозначается под именем Канж и по приблизительному расчету находится в 1500 верстах к северо-востоку от Дамаска, (см. историч. книги св. пис. В. Зав., перев. Гуляева– стр. 341, прим, на ). За Дамаском в пророческом изображении следует земля филистимлян, которой в лице представителей ее,–ее главных городов: Газы, Азота, Аскалона и Екрона возвещается такая же погибель, какая возвещена и царству Сирийскому,–возвещается за то, что она принимала самое деятельное участие в продаже пленных своих, именно сынов Израиля идумеянам, этим древним самым злобным врагам народа Божия.

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/prorok-am...

Статья вторая Алеф Грустным событием поражаются взоры, взоры ума и сердца. Недоумеваю пред событием. Тому, что видят глаза и руки осязают, не верю. Господь, во гневе Своем, покрыл мраком дщерь 1332 ]. Он низверг с небесе на землю славу 1333 ]. Душа твоя была невестою Христовою; на непорочности ее, как на красоте пленительной и возлюбленной, покоились всесвятые очи Господа твоего. Уготован был тебе чертог дивный в обителях рая. Сонмы святых Ангелов и сонмы переселившихся на небо праведных человеков признавали тебя своим, ожидали твоего пришествия к ним, намеревались радостно выйти в сретение душе твоей по разлучении ее с телом, ввести ее в небо, на неумолкающий и бесконечный праздник… Все рушилось! все изменилось изменением страшным! Господь отвратил лицо Свое от тебя, небожители восплакали о тебе: увы! растлил тебя грех. Беф Восхотел Господь поразить тебя: не пощадил! не 1334 ] Поразил и увяло духовное благолепие твое, пожженное сластолюбием, как вянет пышная роза, опаленная солнечным зноем, как вянет нежная лилия, подточенная червем. Рассыпались добродетели и подвиги твои, как рассыпаются великолепные здания города, колеблемого землетрясением. Мысли твои парили постоянно к Богу, возносились к Нему, пребывали при Нем чистою молитвою и размышлением священным: ныне они пресмыкаются по земле; вращаются они в одном тленном и суетном. Ум твой лишен царского достоинства: прежде господствовал он над пожеланиями сердца и ныне увлекается ими, служит им раболепно. Вместо венца и на нем тяжкие оковы, оковы 1335 ]. Победитель жестокий умертвил сыновей царя пред очами его, а очи, увидевшие это убийство, исторг бесчеловечно орудиями железными. Царственный слепец и пленник отведен в Вавилон, предан там в дом работы трудной, 1336 ]. Гимель Сокрушилась мышца твоя в борьбе невидимой: ты не устоял, не вышел победителем.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=71589

Об экспериментальном характере двух вышерассмотренных переводов Пятикнижия приходится говорить для того, чтобы подчеркнуть такой же во многом характер и перевода Синодального, что ставит вопрос о его адекватности в передаче оригинального: перевод различных частей Ветхого Завета производился разными авторами, и впоследствии не был должным образом выверен, кроме того, переводчики не знали как многих реалий библейской эпохи, реконструируемых сейчас в контексте всей древней истории Ближнего Востока, так и значения некоторых архаичных слов и выражений, переводившихся по контексту [xxii] . Первая группа географические названия. Так, город Хорон Nrojo tyB именуется: Бефорон (3 Цар. IX, 17), Беф - Орон (Нав. XVI, 3, 5; XVIII, 13; XXI, 22; 1 Пар. VI, 68; VII, 24), Вефорон (Нав. X, 10; 2 Пар. VIII, 5; XXV, 13; 1 Мак. III, 16, 24; VII, 39; IX,50) и даже Ветерон (Иудифь IV, 4). Примерами более серьёзной ошибки может служить смешение двух различных названий. Боцра в Эдоме hr;x]B;, с которой связано известное мессианское пророчество, и Бецер rx,B,, расположенный в Моаве. Оба этих города в СП именуются Восор. Иногда ошибки возникают в связи с копированием славянского текста, который вслед за LXX даёт калькированный перевод географического названия. Так, Атрот Бет-Йоав ba;wy tyBe twrof][ в славянском тексте именуется «Венец дома Иоавля», чему следует и СП, затрудняя понимание этого места из 1 Пар. 1, 34. Существуют и примеры прямо противоположного так выражение N/lae - алон меонним из Суд 9, 37 переведено не как «дуб гадателей по облакам», но «дуб Меонним». Следующий в переводе выражения Ган Эден , предположительно являющегося транслитерацией древнего, еще шумерского, названия местности в южной части Ан-Эден /т.е. высокая степь/. Это выражение СП передаёт как «сад Едемский» (Быт.2,15). Во время исхода из Египта (Исх. 13-15) народ Израильский пересекает цепь пресноводных озёр, находившихся во II тысячелетии до н.э. на месте нынешнего Суэцкого канала. Так как берега их были укрыты зарослями тростника, то МТ именует их ям суф Тростниковое (папирусное) море. Отождествление его с Красным (слав.-Чермным) морем, у солёных вод которого тростник не растёт, и нет заболоченных берегов, произошло в александрийской общине иудеев, сложившейся в эпоху персидского завоевания Египта, когда упомянутая ранее цель мелководных озёр была поглощена пустыней. Через перевод LXX это отождествление перешло и в СП, породив самые невероятные истолковательские гипотезы.

http://bogoslov.ru/article/385577

Очень трудное дело при тонкости публики. У ней все на расчете: и не глядит, а все примечает и чует. Надо такую линию вести и изображать, чтобы и солидность, и юркость чтобы светила. Чтобы просвечивало! А капитал у него, может, побольше кого другого. Хороший метрдотель только времени выжидает, и как свой курс прошел и капитал уловил, выходит обязательно в рестораторы… И на чай ему нельзя принять просто, а надо по-благородному. Ему на чай идет как за труд мозга и с куша, и больше по кабинетам, и за руководительство пира. А это очень трудно. Надо очень тонко понимать, как и что предложить, чтобы фантазия была! Только немногие знатоки могут сами выбирать обед или ужин деликатес. Да вот, и просто, а… Придет какой и важно так — карту! И начнет носом в нее и даже совсем беспомощно, и никогда сразу и по вкусу не выберет. И выберет, так общеизвестное. Знают там провансаль, антрекот, омлет, тефтели там, беф англез… А как попал на трехэтажное, ну и сел. Что там означает в натуре и какой вкус? Гранит виктория паризьен де ля рень? Что такое? Для него это, может, пирожное какое, а тут самая сытость для третьего блюда!.. Или взять тимбаль андалуз корокет? Ну что? Он прямо беспомощен и, чтобы не сконфузиться, не закажет, а если заказал, тоже осрамился. Потому что это даже и не блюдо, а пирожки… Мы, конечно, прейскурант должны знать наизусть, как «Отче наш», и все трудные имена кушаньев, ну, иной раз и посоветуешь осторожно. Но могут и обижаться. Один вот так заказывал-заказывал мне при барынях закуску, рыбку и жареное, а потом и говорит важно так: «А потом еще для четвертого — тюрьбо». Ему название понравилось. Я и скажи, что рыбка это будет, потому вижу, не понимают они… А он на меня как зыкнет: «Знаю, знаю!» Однако отменили потом. Вот тут-то метрдотель и нужен. Он так может изобразить и направить, что вместо красной на четвертной взведет, да еще красненькой-то и накроет, если гость стойкий. А вот для тех, которые из Сибири, метрдотель прямо необходим. Уж такого-то он, как дите, должен взять в свою заботу и спеленать. Тут его фантазия как раз. Такие блюда может изобразить — не поверишь. Ну, и мазь тут уж обязательно бывает. С примастью, так сказать…

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=69564

  001     002    003