Поиск по ключевым словам расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поиск по ключевым словам Найдено по ключевому слову: «Азбука певческая, условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств» ГРАНИ один из типов руководства по путевой нотации АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств КЛЮЧИ НОТНЫЕ знаки нотного письма, наделяющие линии нотоносца (в обиходе называемые нотными линейками) и промежутки между ними значением определенной высоты звука «КЛЮЧ РАЗУМЕНИЯ» руководство по знаменной и линейной киевской нотациям, написанное Тихоном Макариевским Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
НАРЕЧНОЕ ПЕНИЕ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАРЕЧНОЕ ПЕНИЕ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 48 , С. 393 опубликовано: 22 марта 2022г. НАРЕЧНОЕ ПЕНИЕ - см. в ст. Истинноречие . Рубрики: Церковное пение Ключевые слова: Церковное пение Наречное пение - см. в ст. Истинноречие См.также: АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств АЛЛЕМАНОВ Дмитрий Васильевич (1867-1928), свящ., композитор, исследователь церк. пения, педагог АЛЛИЛУИАРИЙ изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
ГРАДОБОРЧЕТО расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАДОБОРЧЕТО предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 12 , С. 260 опубликовано: 16 июня 2011г. ГРАДОБОРЧЕТО - см. Златанов Д. , болг. певец солунской школы, XIX в. Рубрики: Церковное пение Ключевые слова: Церковное пение Градоборчето см. Златанов Д. Певцы болгарские См.также: АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств АЛЛЕМАНОВ Дмитрий Васильевич (1867-1928), свящ., композитор, исследователь церк. пения, педагог АЛЛИЛУИАРИЙ изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии АНИКСАНДАРИИ в визант. церк. пении назв. распев. части предначинательн. псалма на вечерне АНТИФОН богослужебн. песнопения Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
МНЕМОНИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МНЕМОНИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 46 , С. 142 опубликовано: 14 сентября 2021г. МНЕМОНИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ в церковном пении - см. Интонационные формулы . Рубрики: Церковное пение Ключевые слова: Церковное пение Мнемонические формулы в церковном пении - см. Интонационные формулы См.также: АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств АЛЛЕМАНОВ Дмитрий Васильевич (1867-1928), свящ., композитор, исследователь церк. пения, педагог АЛЛИЛУИАРИЙ изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
АДМА один из 5 городов, цари к-рых во времена Авраама заключили союз и восстали против царя Элама 303-307 АДМИНИСТРАТОР в структуре католич. Церкви общее название различных должностей управляющих: апостольский администратор, приходской администратор, управляющий церковным имуществом 307-308 309-310 АДОПИСЬ, АДОПИСНАЯ слова, относящиеся главным образом к характеристике икон, на которых под красочным слоем или под левкасом были обнаружены изображения диавола АДОПЦИАНСТВО общее название христологических ересей, которые двояко истолковывают понятие сыновства Господа нашего Иисуса Христа 310-311 312-313 314-315 315-316 316-317 317-319 319-320 АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) 320-321 АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) 322-323 323-324 325-326 АДУЛИС крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); являлся центром епархии Эфиопской Церкви 326-327 327-329 329-330 АЗАРИЯ (Азарий; после 1674), инок Соловецкого мон-ря, один из руководителей соловецкого восстания 1667-1676 гг. АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств 330-332 АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА («Пролог о Христе умерен», начало: «Аз словом сим молюся Богу»), одно из древнейших церковнослав. стихотворений с азбучным акростихом 332-333 333-334 334-335 335-337 337-338 АЗОВСКО-ДОНЕЦКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (НОВОДОНЕЦКИЙ ПРЕДТЕЧИЕВ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан, по преданию, на том месте, где в 1695 г. во время 11-го азовского похода царь Петр I встретился с насельником Успенской Чернецкой Пронинской пустыни |
МИРОНОСИЦКИЙ ПОРФИРИЙ ПЕТРОВИЧ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Могила П.П. Мироносицкого на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. Фото с сайта СПб некрополя С 22 апреля 1922 года - преподаватель в классах пения на богословских курсах для взрослых при церкви св. Андрея, архиеп. Критского бывшей экспедиции заготовления государственных бумаг . Участник Александро-Невского братства . С 1925 года - преподаватель греческого и церковно-славянского языков и церковного пения на Высших Богословских курсах . С начала 1930-х годов - преподаватель русского языка Ленинградского политехникума путей сообщения. Арестован 17 февраля 1932 года. Содержался в следственном изоляторе одной из тюрем Ленинграда . Скончался 1 марта 1932 года от сердечной недостаточности (от сердечного приступа во время допроса). Похоронен на Новодевичьем кладбище . Порфирий Петрович Мироносицкий был великим тружеником и подвижником церковной школы, выдающимся педагогом и талантливым ученым. По его мнению, церковная школа должна была соединить в себе добрые воспитательные начала древне-русской школы со строго научными данными современной педагогики . Сочинения Дневник учителя церковно-приходской школы Очерки развития грамотности в селе Мордовском Качиме, Городищенского уезда Афинагор - христианский апологет II века (магистерская диссертация, 1894) Школьный рождественский праздник (1898, 3-е изд. - 1907) Записки по теории музыки (1904) Лепта: Из школьных очерков (1903; 4-е изд. - 1915) Ноты-буквы (кн. 1-2, 1905) До-ми-соль. Нотная певческая грамота... (1906) Нотная азбука для учеников (2-е изд. - 1911, 3-е изд. - 1916) Словечко: Книжка для обучения грамоте (кн. 1-2, 1909-1910; 4-е изд. - 1924) В защиту родной письменности Сборник церковных песнопений: Богословская женская церковно-учительская школа Церковное пение (вып. 1 - 5; 1904 - 1909) Воскресения день. Пасха-Христос избавитель в песнопениях пасхальной утрени (1912) Толковое богослужение (вып. 1 и 2, Санкт-Петербург, 1912 и 1913) Начальные сведения по музыке (1912 и 1917) Церковно-славянский словарик (1912, 4-е изд. - 1917), Записки по гармонии (1916) О порядке церковных чтений Евангелия (1916) и др. Акафист иконе Пресвятой Богородицы Знамение-Царскосельская (1929) |
Ею был составлен словник, включивший в себя основные понятия, персоналии и исторические очерки по церковному пению России, Греции, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Болгарии, Сербии, Молдавии, Румынии, а также по западной церковной музыке. Благодаря научным связям Ирины Евгеньевны и ее авторитету как ученого авторами и рецензентами «Православной энциклопедии» согласились стать ведущие исследователи из всех перечисленных выше стран, а также из Дании, Великобритании, Германии, Франции, США, Австралии, Италии, Чехии, Египта. Для вводного тома «Русская Православная Церковь» (2000 г.) она написала очерк истории отечественного церковного пения (в соавторстве с Е. Ю. Шевчук), являющийся лучшей систематизирующей работой такого объема, а также соответствующий раздел в статье о русской церковной науке. Будучи специалистом по раннему периоду истории русского церковного пения, она написала историко-теоретические статьи, «Азбука певческая», «Аненайка», «Асматик», «Беспометная нотация», «Знаменная нотация», «Знаменный распев», в соавторстве — «Автентический лад», «Аллилуия» и «Глас», из персоналий — статьи о М. Велимировиче, церковном композиторе протоиерее Николае Ведерникове (который был ее духовным отцом), выступила соавтором статьи о М. И. Глинке. Работу Ирины Евгеньевны в качестве куратора и рецензента отличали глубокий аналитический и систематический подход. За свои труды И. Е. Лозовая награждена орденом святой равноапостольной княгини Ольги III степени (2007 г.), Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации (2011 г.). Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» выражает глубокое соболезнование родным и близким Ирины Евгеньевны. Вечная память! Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Православная Энциклопедия, 2001–2022. Все права защищены Сделано в Stack Group , 2008–2022 |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНЕНАЙКА предыдущая статья Т. 2 , С. 429 опубликовано: 3 марта 2009г. АНЕНАЙКА Стихира на целование плащаницы. (ГИМ. Епарх. 181. Л. 122) Стихира на целование плащаницы. (ГИМ. Епарх. 181. Л. 122) Рубрики: Ключевые слова: АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕСПОМЕТНАЯ НОТАЦИЯ предыдущая статья Т. 4 , С. 701-702 опубликовано: 14 мая 2009г. БЕСПОМЕТНАЯ НОТАЦИЯ определение разных видов древнерус. нотации, не содержащих в своих графических системах указательных и степенных помет . Б. н. в рукописной традиции сохранялась приблизительно до сер. XVII в. Иногда в певч. рукописи кон. XVI - 1-й пол. XVII в. пометы вносились позднее (как, напр., в ркп. ГИМ. Син. певч. 99). В певч. сборниках до сер. XVII и даже 2-й пол. XVII в. пометами могли сопровождаться лишь нек-рые из составляющих их разделов: напр., в списке ГИМ. Син. певч. 396 (1-я пол. XVII в.) пометы приписаны в Ирмологии, в Октоихе и Обиходе содержится Б. н.; в списке ГИМ. Син. певч. 731 (сер. XVII в.) Праздники и Обиход даны с Б. н., Октоих содержит пометы. В песнопениях, записанных Б. н., высотное положение знамен и их соотношение друг с другом определяются контекстуально на основе первоначального смыслового значения каждого знамени в пределах традиц. обиходного звукоряда. Рукописные книги с Б. н. предполагали, что значительная часть певч. информации, касающаяся высоты знамен, взаимодействия и особенностей их исполнения, передавалась устным путем в процессе обучения певчих (она содержится в азбуках-толкованиях - см. Азбука певческая ). Попевки системы осмогласия , являясь кодифицированными мелодическими формулами, не требуют дополнительных уточнений и адекватно воспроизводятся по Б. н. Пение по беспометным рукописям в практике сохранялось и в XX в. См. также статьи: Демественная нотация , Знаменная нотация , Казанская нотация , Путевая нотация . И. Е. Лозовая Рубрики: Ключевые слова: АБЛАМСКИЙ Даниил (кон. 20-х или нач. 30-х гг. XIX в.- после 1888), священник в селе Козлове Переяславского уезда Полтавской губернии АЛЯКРИЦКИЙ Алексей Иванович (1786 -?), вероятно, автор Проекта об отпечатании древнего российского крюкового пения |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИКСАНДАРИИ предыдущая статья Т. 2 , С. 439 опубликовано: 3 марта 2009г. АНИКСАНДАРИИ Аниксандарии в Анфологии (Ath. Doch. gr. 332. Fol.18v-19, 60-е гг. XVIII в.) Аниксандарии в Анфологии (Ath. Doch. gr. 332. Fol.18v-19, 60-е гг. XVIII в.) [греч. в визант. и поствизант. церковном пении название распеваемой части предначинательного псалма на вечерне (Пс 103. 28-35) с заключительным малым славословием «Слава: И ныне». Термин произошел от 1-го слова 2-й пол. 28-го стиха указанного псалма: ( Различаются древние, т. е. визант., А. XIV-XV вв., именуемые большими или великими и более краткие, принадлежащие мелургам XIX в. Древние А. представляют собой распетые полустишия (24 колена) и поются 2 хорами попеременно. После псалмового стиха исполняются троичные стихи «Слава Тебе, Отец, слава Тебе, Сын, слава Тебе, Дух Святой», «Слава Тебе, Царь Небесный; слава Тебе, Вседержитель, с Сыном и Духом» и др.; в поздних рукописях преобладает краткий вариант « (Ath. Doch. 332. Fol. 19, 60-е гг. XVIII в.). По аналогии с названием припевов А. целиком в рукописях часто именуются «Троичны» Мелодические обработки хотя бы 1 из стихов А. имеются у всех выдающихся визант. мелургов. В XIX в. появились обработки почти всех стихов. Наиболее известны А. Феодора Папапарасху Фокейского (исполнению к-рых отдается предпочтение), протопсалта Георгия Редестинского и святогорца Космы Дохиарита . Обычно А. поются на величественный 4-й плагальный, т. е. 8-й, глас. На особое возглашение стиха « указывают древнегруз. и древнерус. Типиконы , отражающие богослужебную практику лавры св. Саввы Освященного (рукопись сер. XIII в. из мон-ря Шиомгвиме , а также списки XIV в.- ГИМ. Син. Вл. 328, 329, 332). Лит.: 1. 1824. 1-36; 39-40, 46, 145-146. Г. Статис Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ стих из Галатам послания ап. Павла (Гал 3. 27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»), используемый в правосл. богослужении. «Е. во Х. к.» входит в состав визант. чина таинства Крещения АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств |
|