Пословица с лубочной картинки «Роспись приданому тебе молодцу удалому» (XVIII век). Из народной шутки над дьячком, плохо освоившим грамоту. Псалтирь — собрание псалмов и молитв. Возможно, пословица возникла в XVII столетии, когда была предпринята правка церковных богослужебных книг. Духовенство, вытвердившее молитвы и службы на старинный лад, с трудом при-норовлялось к новому порядку: иной и в чтении был нетверд, полагаясь всецело на память. В переносном смысле пословица относилась ко всякому, кого подвела приверженность к старине. Пословицу сложили защитники старины, оправдывавшие древний порядок церковной службы самим фактом длительной традиции. Оставаясь памятью о церковных спорах XVII века, пословица обрела в речи переносный смысл и применялась, когда необходимо было оправдать законность древней традиции в чем-либо вообще. Поговорка становится пословицей, когда продолжена: «Собаку съел, только хвостом подавился», т. е. знающий, опытный, а в пустяке ошибся. О предполагаемом смысле этой поговорки см. в книге С. Максимова «Крылатые слова», М., 1955, стр. 194—196, 410—411. Переплет у книг в старину был досчатый. От доски до доски — означает от начала до конца книги. Шабала — плашка, осиновый чурбан, а также деревянный ковш, всякая деревянная посуда вообще. Бай — говори (от глагола баить — говорить, толковать, беседовать). Пава — павлин. Юн — юноша, юный. Внятно (от глагола внимать) — прочно усваивать слышанное или читанное. Опустя — спустя, упустив. Ушлое (от уходить) — ушедшее, потерянное; по ушлому гонять — попусту искать, трудиться. Лодыгами играть — играть в бабки, кости. В чурки — игра в городки. Пословица о необходимости продвижения в учении: зады — старое, пройденное; переды — предстоящее. Читать по толкам — бегло, в противоположность чтению по складам — слогам, медленно. Не вернешь — не повернешь. Аз — первая буква в алфавите. «Ни аза» — ничего не знать, даже первой буквы. Пословица о безграмотном письме с произвольно расставленными знаками препинания. Аз да буки — старинные названия первой и второй букв в алфавите.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-i-pog...

Ему ли, казалось бы, который хвалится, что знает вдоль и поперек и Ветхий и Новый Завет , не смыслить в них ни аза? Кому же не известно, что богослужение иудейское было исключительно местное и переходное; что целью учреждения его было хранение обетования о Мессии: что этот Мессия, по пришествии своем в мир, должен был отменить богослужение преобразовательное, установленное для того, чтоб поддерживать в людях ожидание его пришествия и заменить его религией, предназначенной для всех народов мира, призванных к познанию посланника Божия? Книги пророческие, равно как и Евангелия, исполнены этого учения; а г-н Э. Ренан переделал его в революционную идею, которую Иисус вынес из Иерусалима, после того как насмотрелся там на пороки иудейского священства? Если г-н Ренан читал Библию и Евангелие, так надо признаться, ему даны глаза на то чтоб не видеть, и уши на то, чтоб не слышать, когда уж он не приметил в них основного, существенного учения, без которого Ветхий Завет столько же непонятен, сколько и Новый. Изо всего предшествовавшего можно было видеть, что г-н Ренан, по поводу «Первых попыток на Иерусалим», наговорил очень много о множестве разных вещей, и очень мало и очень плохо о том, что должно было бы составлять его главный предмет. По слишком упорной вражде его против евангелистов, не будучи в состоянии изучать основательно их повествования и легко сладить с их хронологией, он едва вскользь касается вопросов, порхает во все стороны, толкуя обо всем поверхностно, полными горстями бросая противоречия и заботясь только об одном: лицемерно подрывать веру в людях неучёных и унижать Иисуса Христа, прикрывая свое богохульство кое-какими похвалами, приторными и пустыми, а чаще смешными и нечестивыми. Глава XIV. Сношения Иисуса с язычниками и Самаритянами Г-н Э. Ренан начинает эту главу кратким перечнем своих личных воззрений, которые выдает за Иисусовы. Из ненависти к иудейским жрецам, Иисус питал пренебрежение «ко всему, что не было религией сердца. Пустые обряды набожности, 40 наружная строгость (ригоризм), полагающая спасение в кривляньях, возмущали его. Он не придавал важности постам, прощенье обид ставил выше жертвоприношений. Любовь к Богу, милосердие, взаимное прощение, вот весь его закон. В этом нет ничего священнического» (стр. 224).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

       «Лучшую дорогу Избрать, кто правду всегда говорить принялся, Но и кто правду молчит, виновен не стался, Буде ложью утаить правду не посмеет: Счастлив, кто средины той держаться умеет» 172 . «Нельзя добрым быть? будь зол, своим не к изъяну. Изряднее всякого убегать порока. Нельзя ль? укрой лишнего от младенча ока» 173 . В девятой сатире «К солнцу», или «На состояние света сего», Кантемир изображает невежество и суеверие, приведшие русский народ к расколу. Он представляет тип раскольника в образе мужика, который «недавно оставил соху, аза в глаза не знает, а врет богословские речи, какие пред иконы должно ставить свечи, что в церквах вошло старине противно» и т. д... изображаются те же суеверия, которые описаны уже в первой сатире и на которые нападали еще Феофан Прокопович и другие проповедники. Причиною их Кантемир считает невежество, существующее не в одном простом народе, ново всех сословиях. По этому поводу он глубоко сетует о том, что просвещение, посеянное Петром В., распространяется очень слабо, и наука даже в высших учреждениях существует только на словах, а не наделе. Вот как он изображает одно из таких учреждений (вероятно, Академию наук): «Вон дивись, как учения заводят заводы. Строят безмерным коштом тут палаты славны; Славят, что ученья будут тамо главны. Тщатся хоть именем умножит к ним чести (Коли не делом); пишут печатные вести: «Вот завтра ученья высоки зачнутся, Вот и учители заморски соберутся. Пусть как можно всяк скоро о себе радеет, Кто оных обучаться охоту имеет». Иной бедный, кто сердцем учиться желает, Всеми силами к тому скоро поспешает. А пришед, комплиментов увидит не мало, Высоких же наук там стени не бывало» 174 . Эта ревность о науке и просвещении, выражающаяся повсюду в сатирах Кантемира, и сообщила им ту высокую цену, какую они имели в глазах современников. В художественном же отношении они не имеют особенного значения. Кантемир сам сознавал и высказывал это. Назвав их «топтанием следов» Горация, Ювенала и Буало, он прибавляет, обращаясь к своей музе:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

О здравии Вселенной, козы Азы и Олега с депутатами – забавные поминальные записки (40 фото) Украл, обидел, завидуешь? Получай молитву! 1 апреля, 2016 Украл, обидел, завидуешь? Получай молитву! Тема курьезных поминальных записок неисчерпаема. Фотографиями таких записок священники, диаконы и пономари иногда делятся в интернете. К 1 апреля мы сделали очередную юмористическую подборку, на этот раз – «записочную». Если домашних животных можно окроплять святой водой, то и поминать их в церкви, стало быть, разрешается – так, видимо, рассуждают некоторые прихожане. А что делать остается, если коза Аза тяжко заболела? Умилительная записка. Какой-то добрый малыш, только что научившийся писать, не забыл включить в список поминаемых кошку Тусю. А вот автор этой записки явно не читал знаменитый список из 473 грехов , где черным по белому написано, что давать христианские имена животным – грех. Кого же он Геннадием назвал? Уж не крокодила ли? Барсик, Шнырь, Сусик, Чуча и Бзюка – это клички людей или животных? Бедный чтец! Большое хозяйство у кого-то на Украине. Корова, коза, собаки, кот… А последним кто? Пауки?! Пронумерованные?! Еще одна оригинальная украинская записка – о здравии земли. Фото: orhidea777.livejournal.com Кто-то пошел еще дальше, помянув Бога, Духа, Тело и Вселенную. Молясь об устройстве на работу, не забываем указать должность. А то вдруг не ведущим специалистом возьмут, а младшим, например. Фото: orhidea777.livejournal.com А если об успехе в учебе молимся, то – вуз, дату и день недели экзамена, а также желаемый балл. Чтобы быстрее вернуть украденное, не помешает указать имя вора. Болельщики уже поняли, что только молитва поможет победить их команде. И не забывают о благодарности за победу. Избиратели молятся за своих кандидатов. Фото: orhidea777.livejournal.com «С депутатами» – это как «со чадами», только с депутатами. А активисты борьбы против универсальных электронных карт (УЭК) – это как «сродники». Вообще, народ активно молится за политиков и государственных деятелей.

http://pravmir.ru/o-zdravii-vselennoy-ko...

Закрыть «Пришёл душе славянской звёздный час…» Юрий Ключников   03:21 30.04.2022 359 Время на чтение 8 минут Источник: Камертон На гранях мирового слома, Что четко обозначил век, Довольно слов, Да будет Слово, Простое, чистое, как снег. Рождённое великой болью Из непомернейшей нужды, Оно засветится любовью На каждом атоме вражды...   Аз есмь! Когда облечься письменною плотью Пришёл душе славянской звёздный час, Ту плоть Кирилл и брат его Мефодий Определили первой буквой –  Аз. «Аз есмь» – мой предок тонкой вывел кистью Слова Творца, те самые, что Он Вписал нам в сердце, как венец всех истин, Как главный над законами Закон. Летели годы, дни, Россия крепла На радость Богу – сатане на страх, То поднимаясь фениксом из пепла, То падая опять почти во прах. Когда же чужеземная зараза Вползла незримо в русские сердца, Мы отделили наше «я» от Аза И первым поместили от конца. Сегодня мир охвачен общим тленьем. Но мы всему, что утеряло честь, С российским нескончаемым терпеньем Ответствуем уверенно: – Аз есмь! Жива души уступчивая сила, Жива в душе торжественная песнь, Жива Земля, пока жива Россия. Аз есмь!   Пересвет Всю-то ночь не смыкаются очи, Занимается свет в облаках. Над обителью громы грохочут, Блещут молнии в дальних лугах. «Отче наш» я шепчу, Но в часовне Не молитвой полна голова, В голове чем темней и бессонней, Тем светлей вызревают слова: «Я обет монастырский нарушу, У посада вериги сложу И надену кольчугу, и душу, Как за друга, за Русь положу. И уста ратным кличем отверзну, И отправлю его в Небеси: Солнце битвы, желанное сердцу, Утоли все печали Руси!»   22 июня В тот самый длинный день, в день ущемленья ночи увёртливая тьма готовила реванш. Был верховод её в своих расчётах точен, он всё предусмотрел, как извести славян. Лишь не учёл их душ безмерные просторы, безмолвие снегов, загадочность болот. Священная война! Вошла ты в наши поры, как чудный элексир, как шпальный креозот. Когда сегодня шут на голубом экране твой пепел шевелит, тревожа наш покой, ему и невдомек,

http://ruskline.ru/opp/2022/04/30/prishe...

Первые паспорта с электронными чипами американцы получат в декабре ВАШИНГТОН. В декабре текущего года госдепартамент США выпустит первую партию новых американских загранпаспортов со специальной электронной микросхемой, содержащей биометрические данные владельца паспорта. Об этом 15 июня на слушаниях в сенатском комитете по юриспруденции сообщила заместитель госсекретаря США по консульским вопросам Маура Харти. По ее словам, первые " биометрические " загранпаспорта будут выданы американским дипломатам и выезжающим в официальные служебные загранкомандировки сотрудникам госучреждений. Для всех остальных граждан США загранпаспорта с биометрической электронной микросхемой начнут выдаваться с февраля 2005 года, сообщает РИА " Новости " . Выступивший на слушаниях заместитель министра внутренней безопасности США Аза Хатчинсон сообщил, что 17 июня в Лондоне состоится встреча стран-участников инициативы Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по введению " электронного паспорта " , на которой будут выработаны договоренности по унификации национальных стандартов для производства электронных микросхем и электронных устройств, считывающих информацию с паспортов. Кроме того США, Австралия, Новая Зеландия, Германия, Великобритания, Нидерланды, Япония и, возможно, Бельгия, намерены провести международные тесты, в ходе которых в различных аэропортах стран-участников будут испытаны системы, считывающие биометрические данные с новых паспортов, сообщил Хатчинсон. Принятый после терактов 11 сентября в США закон требует, чтобы все 27 стран, граждане которых сейчас имеют право на безвизовой въезд на американскую территорию, ввели до 26 октября текущего года для своих граждан загранпаспорта с электронными биометрическими данными. В тоже время технические сложности и необходимость унификации считывающей аппаратуры требуют, чтобы крайний срок введения таких паспортов был продлен как минимум до 30 ноября 2006 года, сказал заместитель министра внутренней безопасности США. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/306767.html

Первый подход представляется нам непродуктивным в силу того, что фактически рассматривает окружающий мир как коварную ловушку для человеческого разума на пути к познанию истины. Также против такого подхода имеются серьезные научные доводы . Второй является просто-напросто отказом от попыток решить проблему. Единственно перспективным видится третий подход, его мы и будем придерживаться в нашей статье. 1. Наука против Книги Бытия? 1.1. Неразрешим ли конфликт? Утверждение о наличии непреодолимых противоречий между ТЭ и верой в Творение можно услышать из уст носителей как натуралистического, так и религиозного мировоззрений. Доводы обеих сторон по сути являются зеркальными отражениями друг друга. О возможности иного подхода говорит факт существования выдающихся ученых-эволюционистов, сочетающих науку с теизмом. Среди них Аза Грей, Феодосий Добржанский, Пьер Тейяр де Шарден, Франциско Айала, Фрэнсис Коллинз, Артур Пикок, и этот ряд можно продолжить. Но давайте рассмотрим те положения ТЭ и христианского богословия, которые обычно считаются конфликтующими друг с другом. 1.2. Основные противоречия ТЭ логично объясняет филогенез чисто естественными причинами, обусловленными законами природы и природными механизмами, так что описанное в Библии божественное вмешательство в ход вещей выглядит излишним. Наука свидетельствует, что эволюционный процесс не имеет направленности и в значительной степени зависит от случайности, тогда как Откровение сообщает нам о существовании божественного замысла. Эволюционизм говорит о происхождении одних видов живых организмов от других, тогда как Книга Бытия утверждает, что все растения и животные были сотворены Богом «по роду их» (Быт. 1:11-12, 21, 24-25). На появление человека Писание и ТЭ также смотрят по-разному: с библейской точки зрения первые люди — непосредственное творение рук Божиих, созданное Им «из праха земного» (Быт. 2:7) по Его «образу и подобию» (Быт. 1:26-27), а современное естествознание возводит нашу генеалогию к животным предкам и не видит в нашем от них происхождении ничего чудесного. Наука считает эволюцию продолжающимся процессом, а Библия учит, что после создания Адама и Евы Бог «завершил дела Свои» и «почил от всех дел Своих» (Быт. 2:2).

http://bogoslov.ru/article/6024700

Цель этой книги – показать на примере существования верующих ученых, что между наукой и религией нет серьезных противоречий. Для того чтобы оградить себя от возможных возражений, мы решили рассмотреть в качестве примера деятелей науки XX века. Именно в этом веке торжество атеизма достигло своего апогея как на Востоке, так и на Западе, так что быть верующим в не столь далекие времена было не просто невыгодно с точки зрения карьеры и общественного положения, но и (порой смертельно) опасно. Таким образом, за пределами этой книги остаются такие славные имена верующих ученых, как: физики и астрономы: Галилео Галилей, Фридрих Вильям Бессель, Исаак Ньютон, Тихо Браге, Иоганн Кеплер, Роберт Гук, Джон Гершель, Николай Коперник, Майкл Фарадей, Уильям Томпсон (лорд Кельвин), Джеймс Клерк Максвелл, Анри-Мари Ампер, Юлиус Роберт Майер, Алессандро Вольта, Георг Ом, Луиджи Гальвани, Августин Фреснель, Джозеф Фраунгофер, Леон Фуко, Джордж Стокс; математики: Леонард Эйлер, Рене Декарт, Карл-Фридрих Гаусс, Пьер Ферма, Бернхард Риман, Луи Пуансо, Герман Грассман, Огюстен Коши, Вильгельм-Готфрид Лейбниц, Георг Кантор, Шарль Эрмит; химики: Антуан Беккерель, Якоб Берцелиус, Роберт Бойль, Луи Вокелен, Карл Вюртц, Герман Клапрот, Антуан Лавуазье, Юстус фон Либих, Хамфри Дэви, Джон Дальтон, Герман Гельмгольц, Луи Тенард, Карл Фрезениус, Шарль Фридель, Мишель Шеврель; геологи: Уильям Баклэнд, Карл Бишоф, Николай Стенон, Рене-Жюст Гаюи, Анри Дюмонт, Фридрих Квенштедт, Чарльз Лайель, Эрнест Малляр, Родерик Мурчисон, Джеймс Дуайт Дэна, Алан Сэджвик; биологи: Карл Бэр, Аза Грэй, Жан-Батист Ламарк, Карл Линней, Жорж Кювье, Луи Пастер, Георг Мендель. Само собой разумеется, и этот список, и предлагаемый в этой книге охват ученых XX века являются далеко не полными. Здесь главным образом доминируют западные ученые, которые могли свободно высказываться в открытой печати на темы науки и религии. Для советских ученых эта возможность была открыта только в одном направлении – в пропаганде атеистических воззрений. Всякое другое направление мысли расценивалось как уклонение от генеральной линии и даже как подрыв государственного строя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Маркелов в качестве примера приводит слово Araфiu. Но это личное имя написано в полном соответствии с церковнославянским правилом: i (и-десятиричная) пишется перед гласными. Далее автор утверждает: " Известно, что до 1918 года в русской письменности употреблялась буква , произносившаяся как звук [е]. Буква появилась в общеславянскую эпоху " . Во-первых, буква пишется, произносится же звук. Во-вторых, в общеславянскую, праславянскую, эпоху появилась фонема . Буква (ять) для передача специфически славянского звука [a] - а-переднего - была придумана в IX веке, в период создания славянской письменности. Для этих же целей в азбуку были введены буквы-лигатуры, представляющие собой соединение двух графем. Так, буква ы (еры) состоит из ъ (ера) и i (и-десятиричной), (а-йотированная; в церковнославянской азбуке - я), (э-йотированная), (юс малый йотированный), (юс большой йотированный) - из i (и-десятиричной) и соответственно а (аза), е (естъ), (юса большого), (юса малого). Кстати, йотированные буквы обозначали два звука - [ja], [jэ] и т.д., а не один звук [ja] и др., как пишет В.С. Маркелов. Автор пишет, что, например, " в старинной русской письменности между буквами и " существовали " синонимичные " отношения " . В применении к буквам правильнее говорить не о синонимии, которая подразумевает взаимозаменяемость, а о дублетности, то есть о дополнительном распределении: так, в церковнославянском языке я - - писалась в начале слов, юс малый - - не в начале слов. Исключение составляет существительное зыкъ в значении " орган речи " , чтобы отличить его от зыкъ - " народ " . В перечень лигатур у В.С. Маркелова почему-то попадает буква (пси), которая, обозначая не возможное в славянской речи звуковое сочетание [пс], взята из греческого алфавита (являющегося основным источником кириллицы) только потому, что имела особое числовое значение " 700 " и употреблялась в ряде важнейших заимствований: алъмъ, алтирь (по-церковнославянски - аломъ, алтирь). Касаясь истории фонем и (ерь и еръ) в русском языке, В.С.

http://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/az.h...

Но без работы Пётр Чобитько тогда не остался: его сразу же пригласили в Институт имени И. Е. Репина. Вскоре выставочная компания из Москвы предложила ему организовать международную выставку каллиграфии. — Я сам мечтал об этом, поскольку после развала СССР практически прекратилось общение между коллегами, — говорит Пётр Петрович. — И была организована выставка, в которой участвовали мастера из 36 стран. И тут произошло ровно то же самое, что в академии Штиглица: после этой выставки мне объявили, что факультет больше не нуждается в моих услугах. Но тогдашний ректор института Альберт Чаркин, ныне покойный, взял меня к себе, на факультет скульптуры, и пока не ввели болонскую систему, я там преподавал. Пётр Чобитько родился в 1946 году в Киеве, учился в Киевском государственном художественном институте, затем перевелся в Таллинский государственный художественный институт ЭССР на кафедру графических искусств. Проходил учебную практику в Лейпцигской высшей школе графики. В 2000 году переехал в Санкт-Петербург, преподавал каллиграфию и рисование в Школе народных искусств императрицы Александры Феодоровны. С 2001 года преподавал в СПбГХПА имени Штиглица. В 2008 году становится президентом Национального союза каллиграфов. В 2011 году учреждает Центр искусства каллиграфии «От аза до ижицы». Принимает участие в конференциях, проводит учебные семинары, лекции и мастер-классы в различных учебных  Когда Петра Чобитько отовсюду «ушли», он организовал частную школу, где было и детское, и взрослое отделения. Его ученики стали преподавателями. Интересно, что когда педагог в Минюсте подавал документы об открытии школы, там удивились и сказали, что такой профессии — «каллиграф» — официально не существует. — После 1917 года каллиграфия была запрещена, даже это слово не употреблялось. А в древних манускриптах всегда написано, кто каллиграф, кто борзописец, кто краснописец… Светский специалист — каллиграф, это профессия. Если монах занимается этим, он «краснописец». Борзописцы — это те, кто пишет не только хорошо, но и быстро, умельцы высокого уровня.

http://aquaviva.ru/journal/zhivaya_liniy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010