Во время революции Лосев с жаром занимался исследованиями и писал, будто убегая от событий, которые вокруг него разворачивались. Его кафедра была закрыта властями. Он сумел выжить благодаря преподаванию музыки, а также в течение недолгого времени, занимая должность профессора нового Нижегородского университета. В 1922 году вступает в брак с Валентиной Михайловной Соколовой – венчал их о. Павел Флоренский в Сергиевом Посаде. Через семь лет они вместе принимают тайный монашеский постриг с именами Андроник и Афанасия. Лишь в 1993 году, через пять лет после кончины Лосева, эта тайна стала известна. В этот период он продолжает в лихорадочном темпе свои труды. С 1927 по 1930 год было опубликовано восемь томов, последний из которых – «Диалектика мифа». В числе массы публикаций были и размышления вокруг полемики об имяславии, в которой Лосев, как Флоренский и Булгаков, поддерживал афонских «имяславцев», изгнанных царскими войсками со Святой Горы в 1913 году. Лосев оказался арестован ОГПУ как за нарушение цензуры, так и за подозрения движения имяславцев в контрреволюционной деятельности. Расследование продолжительностью в семнадцать месяцев окончилось приговором на десять лет трудовых лагерей. В 1933 году ставшему к тому времени инвалидом Лосеву приговор отменили, он вернулся в Москву, где стало ясно, что ему невозможно ни преподавать философию, ни писать исследования в этой сфере. Он подрабатывал учителем неполный рабочий день и продолжал научные изыскания в двух обширных темах: древней мифологии и древней эстетике. В 1943 году Лосев наконец получает докторскую степень, при этом преподает на философском факультете Московского университета. Однако скоро профессора отстраняют от работы по обвинению в идеализме, и он переходит в Московский государственный педагогический институт, в котором оставался до конца жизни. В год смерти Сталина Лосев снова получил возможность публиковаться, и начинают том за томом издаваться его труды по древней мифологии и эстетике, теории символа, а также посмертный том о Соловьеве – первой его любви – вместе с собранием его сочинений, не говоря уже о множестве статей. Буквально началась эта лавина публикаций, когда его жена умирает от рака в 1954 году, и по её благословению место хозяйки в доме профессора заняла молодая аспирантка, Аза Тахо-Годи, которую Лосевы приютили когда-то у себя. Она хранила впоследствии его наследие и занималась поддержанием его известности. В последние годы жизни, во время перестройки, Лосев получил признание, получив в 1985 году Государственную премию СССР по философии. Скончался он в 1988 году. В его трудах идеи Русского религиозного возрождения в России остались живы, пусть и спрятанные под горой строго академических сочинений. Для нас фигура Лосева символична. Рассмотрение в подробностях его трудов и их значения выходит далеко за рамки этой книги, но вместе с Лихачевым он демонстрирует, как свет веры горел в русском академическом сообществе даже в самые мрачные дни советской эпохи. С.С. Аверницев

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Видимо-невидимо. Тьмы тем, тьма тьмущая. Этого добра не огребешься. Несметная сила. Валит сила сильная. Кишмя кишит. Ешь – не хочу. Куры не клюют. До отвалу. Хоть пруды пруди; хоть мосты мости; как собак (много) . Как овин насаженный. Всякого жита по лопате. Вали, что в мешок. Сыпь, что в закром. Повесить кому на шею, взвалить на плеча. Этого и на воз не навьешь (напр., много брани) . Это руки (плеча) оттянет. Напячено всякой всячины. Чего нет, так хоть этого вдоволь. Велика птица журавица, да мала птичка перспеличка. Не только людей, что Фома да Фаддей. Из отсюда до Москвы всех не перевешать. Вашу братью и до Москвы не перевешаешь. Некуда из тучи капле дождя кануть (людно) . Густо, рясно, что некуда мачинке пасть. Не то по клочку, по волоску на брата не достанет (не досталось) . Нетолченая труба народу. Едут – дуга на дуге (много) . Как маку (репы) насеяно.Головы, ровно кочни (толпа) . Народ, как вода на ночвах переливается. Как в трубу, все в одно место. Как из трубы валит. От аза до ижицы. И вдоль и поперек . Из конца в конец. Все с головы на голову (голова по голове, поголовно). С головы до ног (с ног до головы, от головы до пяток). С руками и с ногами. С ногами и с головою. С руками, с ногами и с начинкою. Что капля в море. Пылинка придачи. Что волотка к стогу. Челном (Щепкой) моря не переехать. Шилом моря не нагреешь. Моря веслом не расплещешь (не раскропить). Одним конем всего поля не изъездишь. Из одной муки хлеба не испечешь. Один мосол во щах не варят. С голого мосла не навар. Голой кости и собака не гложет. Меж пальцев не много мяса. Из пуста судна ни пьют, ни едят. Нетом не возьмешь и летом (хотя летом и не голодают) . Глаза стращают, а руки делают. Страшен кус на блюде, а сьестся – слюбится. Горшок большой, а места немного. В лесу и сковорода звонка. В лесу – дуб рубль: в столице – по рублю спица. Дальше в лес – больше дров. Первая волвянка (волнушка) в кузов. На безлюдье и сидни в честь. На безмирье и Фома дворянин. От покрова до покрова кашлянул однова, да и говорит, что кашель (что чахотка).

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Если мы будем рассматривать кривую тайных знаний в связи с эволюцией религиозных верований в народе, то мы можем отметить тот в высокой степени интересный факт, что вершина кривой оккультных знаний достигала своей наивысшей точки только лишь тогда, когда вера в Бога падала в народ до самого нижнего градуса жизненной скалы, и, наоборот, самое низкое падение кривой оккультных знаний приходилось на самый высокий подъем религиозного верования. Как будто бы два существа, почти равные по своей силе, оспаривают друг у друга власть, приводя ко взаимной борьбе каждый свою армию из живых людей. Схема этой борьбы ясно свидетельствует о том, что у Бога есть личный враг, которого Он мог бы уничтожить, но которого Он тем не менее сохраняет, дабы люди, научившись противодействовать его злому началу, укреплялись в добродетели и искали сознательно поддержки и помощи у Искупившего человечество Своей кровью Господа Иисуса Христа, и сознательно шли к Его Божественной Церкви, как к тому единственному убежищу, которое только одно ограждено могущественным обетованием: «и врата ада не одолеют ее». Чтобы человечество ярко определенно видело, что сатана существует; что он постоянно неизменно борется против своего Владыки и уступает Ему только лишь в последней крайности. Что у всех народов, как бы они не были отделены друг от друга началами физических и естественных преград, от сказания об Ормузде и Аримане – великом творце и о зломыслящем враге его в персидских легендах – до Бога и сатаны в христианстве, – везде свидетельствуется об этой вековечной борьбе; при чем у Всемогущего есть ангелы и небесные легионы; а у сатаны бесчисленное полчище демонов, имя которых тоже легион, рати которого также многочисленны, и военачальники которого, по дошедшим до нас сведениям, носят имена Веельзевула, Асмодея, Магога, Дагона, Магона, Астарота, Аза и Габарима. Борьба эта особенно отражается на человеческие души, у всякой из которых на ряду с охраняющим ее ангелом есть и демон, внушающий ей зло, и ей (душе) предоставлен самостоятельный выбор между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

– Действует… и с оборотом. – Почему вы замечаете? Она пригнулась, дав знак и мне сделать то же, и сказала: – Смотри прямо через огонек, где его ножки. – Вижу. – Смотрите, какое борение! Всматриваюсь и действительно замечаю какое-то движение: дядя благоговейно лежит в молитвенном положении, а в ногах у него словно два кота дерутся – то один, то другой друг друга борют, и так частенько, так и прыгают. – Матушка, – говорю, – откуда же эти коты? – Это, – отвечает, – вам только показываются коты, а это не коты, а искушение: видите, он духом к небу горит, а ножками-то еще к аду перебирает. Вижу, что и действительно это дядя ножками вчерашнего трепака доплясывает, но точно ли он и духом теперь к небу горит? А он, словно в ответ на это, вдруг как вздохнет да как крикнет: – Не поднимусь, пока не простишь меня! Ты бо один свят, а мы все черти окаянные! – и зарыдал. Да ведь-таки так зарыдал, что все мы трое с ним навзрыд плакать начали: Господи, сотвори ему по его молению. И не заметили, как он уже стоит рядом с нами и тихим, благочестивым голосом говорит мне: – Пойдем – справимся. Монахини спрашивают: – Сподобились ли, батюшка, отблеск видеть? – Нет, – отвечает, – отблеска не сподобился, а вот… этак вот было. Он сжал кулак и поднял, как поднимают за вихор мальчишек. – Подняло? – Да. Монахини стали креститься, и я тоже, а дядя пояснил: – Теперь мне, – говорит, – прощено! Прямо с самого сверху, из-под кумпола, разверстой десницей сжало мне все власы вкупе и прямо на ноги поставило… И вот он не отвержен и счастлив; он щедро одарил обитель, где вымолил себе это чудо, и опять почувствовал «жисть», и послал моей матери всю ее приданую долю, а меня ввел в добрую веру народную. С этих пор я вкус народный познал в падении и в восстании… Это вот и называется чертогон , «иже беса чужеумия испраздняет». Только сподобиться этого, повторяю, можно в одной Москве, и то при особом счастии или при большой протекции от самых степенных старцев. 1879 г. Прекрасная Аза Любовь покрывает множество грехов.

http://azbyka.ru/fiction/lev-starca-gera...

Дарья Менделеева Потомки подписали Кирилла и Мефодия с ошибками А сами солунские братья, скорее всего, изобрели другую азбуку Какую азбуку изобрели Кирилл и Мефодий, сколько алфавитов было у восточных славян, и почему письменность – основа культуры, разбирался корреспондент «Правмира». Не верьте памятникам В День славянской письменности и культуры большая часть торжеств пройдет у памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве. Этот монумент, у которого в разных городах России есть не один десяток повторений, знают, пожалуй, все. Но, по иронии судьбы, сложно найти второй памятник основателям письменности, в котором было бы столько письменных ляпов. В надписи на основании монумента содержится аж пять орфографических ошибок, а в свитке с алфавитом, который братья держат в руках, пропущена буква N. Но самое страшное – алфавит на металлическом свитке на Славянской площади – вообще не тот. То есть, скорее всего, солунские братья изобрели другую азбуку. Памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве, скульптор Вячеслав Клыков Фото: Татьяна Гайдук tatiana-gayduk.livejournal.com Раз азбука, два азбука Годом рождения славянской письменности считается 863, однако в самой Солуни никаких рукописей IX века не сохранилось. Древнейшие дошедшие до нашего времени славянские письменные артефакты относятся к рубежу X и XI веков и имеют следы чешского происхождения. И это объяснимо, ведь, получив благословение на свое изобретение, Мефодий (Кирилл к тому времени умер) отправился проповедовать прямиком в Моравию. Но, если мы посмотрим на древнейшие рукописи, написанные глаголицей (именно так назывался более древний алфавит), букв мы почти не узнаем. Сплошные крючки и завитушки, на первый взгляд более напоминающие грузинское письмо, чем греческое. Вместо аза – крест… Позже, в Хорватии, под влиянием латинского готического шрифта изначально округлая глаголица приобретет угловатое начертание. Что послужило солунским братьям основой для их первого алфавита, ученые спорят до сих пор. Называют и грузинское письмо, и финикийское; есть даже версия, что глаголица специально придумывалась с нуля, и тогда крест – основа вероучения – для обозначения первой буквы более чем логичен.

http://pravmir.ru/creative/potomki-podpi...

– Я закончила классическое отделение филологического факультета Московского государственного университета, где работали в основном люди с серьезной профессиональной подготовкой и высокими душевными качествами. О каждом из них я могу говорить часами. Со многими дружу по сей день. Наш курс еще застал преподавателей старшего поколения, получивших образование в дореволюционной России: филологов-классиков Сергея Ивановича Радцига, прочитавшего нам курсы «Введение в классическую филологию» и «Древнегреческая литература», и Александра Николаевича Попова, занимавшегося с нами греческой грамматикой и чтением Гомера, Геродота, Ксенофонта. Николай Николаевич Пикус читал историю Греции так, как будто сам тогда там жил, а античную философию преподавал мудрый и снисходительный Валентин Фердинандович Асмус. Все они были серьезными учеными и авторами учебников, ставших классическими. Основы латинского языка вложил в нас и сейчас заражающий своей увлеченностью Николай Алексеевич Федоров – легенда классического отделения, с которым уже в конце первого семестра мы читали Цезаря. Людмила Павловна Поняева, спокойно и стойко боровшаяся с нашими грамматическими ошибками и неправильной постановкой ударения, прочитала нам очень содержательный курс истории латинского языка. Она стала нашим заботливым куратором, ездила с нами на музейно-библиотечную практику в Ленинград, возила в Троице-Сергиеву лавру, каталась с нами на лыжах. Азы древнегреческого языка преподавала Валентина Иосифовна Мирошенкова, прививавшая интерес к сравнительно-историческому взгляду на язык. На старших курсах мы уже не просто читали древних авторов, но получали представление об их изданиях, основной научной литературе. Гомером и лириками мы занимались с Мариной Николаевной Славятинской, ныне известной во всей России (и не только) как автор самого сложного и современного учебника древнегреческого языка. Заведующая кафедрой классической филологии, ученый мирового масштаба в области античной литературы и мифологии Аза Алибековна Тахо-Годи вводила нас в мир греческой трагедии и философии, читала нам курс истории греческого языка. Она редактор и соавтор учебника по античной литературе Алексея Федоровича Лосева, вместе с ним написаны ею книги о Платоне и Аристотеле в серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ). Там же появилась и ее книга о Лосеве, подготовке к печати и осмыслению трудов которого она посвятила многие годы.

http://pravoslavie.ru/30041.html

Представитель Отдела принял участие в открытии выставки, посвященной Г.Р. Державину в Общественной палате Российской Федерации Июн 7, 2022 Взаимоотношения с государственными структурами , Новости , Событие Москва, 7 июня . В Общественной палате Российской Федерации состоялось торжественное открытие выставки «Ты свет, откуда свет истек». Великая Ода «Бог» в каллиграфии Петра Чобитько и его учеников». На выставке состоялась презентация 36 каллиграфических композиций, выполненных переводами оды «Бог» Г.Р. Державина на языки народов России и мира, а также перевода стихотворения на узбекский язык. Мероприятие было организовано Комиссией ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, Комиссией по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия и Школой каллиграфии П.П. Чобитько «От Аза до Ижицы». В мероприятии приняли участие председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений В.Ю. Зорин, первый секретарь посольства Республики Узбекистан в РФ Ш.Б. Хайриев, председатель Совета Ассамблеи народов России, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям С.К. Смирнова, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК М.С. Аничкин, председатель Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей С.И. Рыбальченко, член этой комиссии архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем, член Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Т.С. Куюкина, полномочный представитель Управления мусульман Кавказа и генеральный представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа в Москве Ш.А. Пшихачев, специалист Управления по работе с государственными структурами Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ диакон Захария Бегдаш, представители национально-культурных автономий, музейного и научного сообщества, средств массовой информации. Мероприятие открылось видеоклипом с художественным прочтением оды «Бог» на русском языке. Перевод оды «Бог» на узбекский язык, выполненный узбекским журналистом и переводчиком К.Х. Бахриевым, зачитали студенты Московского государственного лингвистического университета. Была также представлена каллиграфическая композиция узбекского перевода, дополнившая собрание Школы каллиграфии П. Чобитько.

http://sinfo-mp.ru/predstavitel-otdela-p...

Первое данное для определения племени хазарского находится в его имени. К нему относится общее правило о том, что сходство отдельного имени, встречаемого в двух областях отдалённых друг от друга, ничего не доказывает, но что целая купа имён не может случайно повторяться и, следовательно, даёт критике явное указание на племенное тождество народов. Имя Хазаров не представляется как имя отдельное, но составляет часть великой купы имён, и эта купа известна в летописях или поэтических преданиях с отдалённейшей древности гораздо прежде великой эпохи, положившей начало истории нового мира. В воспоминаниях Индустана, несмотря на разногласие разновременных сказок, является одна великая масса народов, враждебных Индустану, но не чуждых ему по своему происхождению, вечно грозящих ему войной и связанных между собой невидимым родством. Имена этих народов более или менее известны из летописей армянских, персидских, и китайских, но нигде не встречаются они во всей полноте своей группировки, кроме Индостана. Это великие Венды (Мага-Ванада), Анты (Андгру), Гунны (Гуна), Геты и Саки (Сака) и Хазары (Кхаса) . Из них многие именно Венды великие, Анты и Саки (или Даки) покрыли своими бесконечными колониями всю пустыню средней Европы ещё до переселения Кельтов и братьев их Кумриев и до вторжения Германцев. Они принадлежали, бесспорно, иранскому племени, составляя его восточный (славянский) отдел. Гунны явились позднее; но Персия издавна знала их тождество с Саками (как видно из клинообразных надписей), и их первые колонии в Европе, вероятно, скрываются под именем Хаонов и Унилов, часто сопровождающих Вендов и Антов . Позже всех явились Хазары. Хазары исчезли без следа в Европе; но потомки их живут ещё в ущельях Гималаев, в земле древних Аза-Ванов (Афганистане), где ещё недавно они вступили в неравную борьбу с громами победоносной Англии. В потомках Хазаров Англия узнала Иранцев; потомки Вендов, теперешние Славяне, принадлежат, бесспорно, к тому же племени и (как видно из языкознания) составляют его главную ветвь, самую близкую к великому общему корню. Итак, свидетельство древности, выводы из летописей и современные нам остатки древнего мира согласны в своих показаниях. Вся группа определена. Эта – группа народов восточно-иранских, за исключением Индостана: это океан славянских народов. Тем самым определены и Хазары как Славяне, как часть славянской семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

В своих работах Ч. Дарвин в явном виде не поднимал вопроса о мироздании в целом, а объяснял одну из самых сложных его сторон: происхождение живого и дал его объяснение, исключающее целесообразность. Поэтому учение Дарвина, получившего название дарвинизм, свойственное скорее философским системам, и стали рассматривать, как косвенный ответ на вопрос о причинности и целесообразности в органическом мире. Дарвинизм казалось, дал возможность подвести органический мир под общее материалистическое воззрение на природу, способствуя тем самым секуляризации общества. Исповедовал ли сам Ч. Дарвин бытие личного Бога, являющегося Причиной всего существующего, каково было его отношение к религии? В связи с этими вопросами особый интерес представляют «Автобиография» и опубликованные письма Ч. Дарвина, являющиеся неотъемлемой частью его научного наследия. Работая над темой о происхождении видов в 1844 г. Ч. Дарвин писал своему другу и последователю, английскому ботанику Дж. Д. Гукеру (1817-1911): «Наконец появились проблески света, и я почти убежден…, что виды (это равносильно признанию в убийстве) не неизменны». Работая над сочинением о видах, Ч. Дарвин постепенно утверждался в своих выводах. Так в 1845 г., он сообщал пастору и натуралисту Л. Дженинсу (1800-1893), что хотя его выводы о происхождении видов и кажутся бесспорными практически ему одному, все же по его мнению пробелов у него «меньше, чем в общепринятой точке зрения (о неизменности видов – Т.В.)». Из письма Ч. Дарвина от 20 июля 1856 г. к американскому ботанику и пропагандисту дарвинизма Аза Грею (1810-1888) узнаем об отношении Дарвина к своей работе: «Девятнадцать лет (!) назад мне пришло в голову, что, работая в других областях естественной истории, я, быть может, хорошо сделал бы, если бы стал отмечать всевозможные факты, касающиеся вопроса о происхождении видов, и с тех пор я это и делал. …Но как честный человек я должен сказать Вам, что я пришел к еретическому заключению, что независимо сотворенных видов не существует и что виды суть только сильно выраженные разновидности».

http://pravoslavie.ru/37093.html

Выход в свет рецензируемого пособия нужно всячески приветствовать именно потому, что основным его " пользователем " станут все же дети. Последнее время отмечено изданием большого количества учебников церковнославянского языка, которые предназначены для получающих высшее образование, тогда как учебной и методической литературы по данной дисциплине для средних учебных заведений (главных образом - воскресных школ) крайне мало. Книга " Буквица славянская " состоит из трех больших глав - " Как письмена устроились " (с.9-23) , " От аза до ижицы " (с.24-166) , " Азбучная молитва " (с.167-182) . Первая глава " Как письмена устроились " открывается разделом " Первоучители и просветители славян святые равноапостольные Кирилл (Константин) и Мефодий " (с.11-17) . Здесь просто, осязательно и ярко передано житие святых братьев Кирилла и Мефодия - создателей старославянского языка и письменности. Исходя из названия следующего раздела - " Как письмена устроились " (с.17-21) , можно констатировать, что автор книги " Буквица славянская " примыкает к многочисленному ряду ученых, считающих, что до Кирилла и Мефодия, то есть до середины IX века, у славян, конечно, была какая-то письменность, но неупорядоченная, несистематизированная, неустроенная. И только солунские братья придумали два оригинальных алфавита - две системы письменных знаков, которые передают звуковой облик слов языка, посредством символов, изображающих отдельные звуковые элементы. Они разработали глаголицу и кириллицу, что призваны были служить одной общей цели - " прославлять величие Божия " (с.19) , - а потому имели духовный имяслов (названия букв): аз, глаголь, наш, рцы, твердо, червь... Н.П. Саблина, как и большинство современных исследователей, придерживается также точки зрения о том, что глаголица была введена в культурно-языковой обиход раньше кириллицы, ибо " первая половина представляет сходные у славян и греков звукотипы по чинопоследованию греческого алфавита, вторая - а это почти половина азбуки - отражает специфические славянские звуки, для которых были созданы особые буквы " (с.20) . Кириллица же, в основе которой лежит греческий устав, возникла после кончины Мефодия и постепенно в силу графической простоты вытеснила витиеватые глаголические буквы, начиная свое многовековое и поистине триумфальное шествие по славянским землям.

http://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/zhiv...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010