Позднейшая вражда Саксов и Датчан не доказывает давней вражды. В мифических и полуучёных родословиях они являются братьями, но впоследствии соперничество произвело вражду. Вообще же все сказания показывают в них народ приморский и северный. Что же касается до наречий, которые носят имя саксонских, их глубокое различие с наречиями скандинавскими объясняется весьма просто тем обстоятельством, что численное превосходство в союзе принадлежало не настоящим Саксам, пришельцам из Скандинавии, но стихиям чисто-германским, приставшим к союзу и принявшим от него новое имя. После удаления Готов, т. е. старших родов и военной силы этого народа, пришлая аза-ванская стихия и получила не только перевес, но полное преобладание; вероятно саксонское выселение не имело никаких общественных последствий в жизни скандинавского полуострова; она уже получила определённый характер. Сармато-славянская колония, вследствие нравственного или умственного превосходства, т. е. большого просвещения в быте и промышленности, получила неоспоримое первенство между племенами скандинавскими. Она была в продолжение нескольких веков их несомненным религиозным средоточием. Но, с одной стороны, она сама германизировалась, с другой её выходцы селились повсюду между туземцами, основывая дома наследственных благородных ярлей, сделавшихся главами гото-германского народа. Один Север, позднейшая Далекардия, дикий, бедный и негостеприимный, едва ли принял в себя иноземный прилив; впрочем, этот край ещё долго был, кажется, жилищем Финнов и Лаппов. Таким образом, прежний упсальскй центр, хотя ещё не утративший своего значения, утратил права на бесспорное преобладание и должен был мало-помалу подвергнуться соперничеству других, дотоле подчинённых областей. Таково действительно свидетельство предания. Возмущения и междоусобия, о которых совсем нет помина в первую эпоху, повторяются беспрестанно в эпоху, ближайшую к историческим временам. Беспрестанно рассказываются кровавые споры областных (так сказать – удельных) королей (фолькис-конунгов) между собой, войны их против короля упсальского (энвальдс-конунга, старшего по жреческому сану и, следовательно, несколько соответствующего великому князю в России) или посягания упсальского державца на владения и жизнь своих подчинённых или младших соправителей. Сосредоточение государственной жизни исчезло.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

— Как много значит в церковном пении правильный темп, — говорил он в другой раз. —А у нас то торопятся, чуть не захлебываются, слова не выговаривают, особенно на левом клиросе, то, как воз в гору тащат. Некоторые регенты, особенно второстепенные и третьестепенные, медленность и вычурность считают торжественностью. Чем больше праздник, тем больше они стараются насовать всяких концертных «номеров» с бесконечными, а часто и бессмысленными повторениями одних и тех же слов. Затянут службу, а потом начинают пропускать стихиры, не считаясь с тем, что некоторым стихирам, по их содержанию, цены нет. Понравилось им это «Ныне отпущаеши»! Я прошлый раз по часам заметил, ровно пятнадцать минут пели. Сколько стихир можно бы пропеть за это время, если бы не увлекались итальянщиной! Эти все сложные «херувимские» да «Отче наш» — «птички» хороши для духовных концертов, какие устраивались раньше во внебогослужебное время, а не для самого богослужения. На концерте можно полюбоваться и голосами певцов, и искусством, с которым они справляются с разными, чуть не оперными, фокусами. Аза богослужением нужно другое, нужно, чтобы пение создавало и усиливало молитвенное настроение — его «птичкой» не достичь. Наши лучшие духовные композиторы — Иоанн Дамаскин , Косьма Маюмский знали этот секрет, и лучше их гласовых напевов ничего не придумаешь. А у нас в последнее время привыкли гласовое пение считать за ничто. Какие-то деревенские регентишки и хоришки и то норовят петь «понотно» (хотя в нотах почти ничего не смыслят), а так называемое «простое» пение оставили левому клиросу. А оно, кстати сказать, совсем непростое, далеко не всякий хор сумеет как следует исполнить его, не подменяя всякими «приторными» и тому подобными распевами. Конечно, если ноют два старика да три старухи, хорошего не получится, а когда на него, хотя бы и в селе, обращено должное внимание, то споют так, что заслушается. А вот у епископа Тихона в его миссионерской школе пели по-единоверчески молодые звучные голоса, куда до них нашему хору! И в семинарии у нас, бывало, все больше гласовое пели, нотного очень мало, и только настоящих церковных композиторов вроде Архангельского, а сколько людей приходили слушать!

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

А в другом углу палаты вавилонский заклинатель бесов Ашуршаратта кипятил в котле кровь только что заколотого ягненка с колдовскими травами и бормотал заклинанье от семи бесов лихорадки: Сибити шуну, сибити шуну, Сибит ади шина шуну! Их семеро, семеро, Их дважды семеро! На небе – семеро, В преисподней – семеро. Ни мужские, ни женские, Безбрачные, бездетные; Вихри губящие, Пощады не ведают, Молитвы не слушают, Злые, могучие. Их семеро, семеро! Но ничто не помогало – ни лекарства, ни заклинанья, ни даже целебная вода из Солнечного колодца в Гелиополе, в которой бог Ра умывал лицо свое, когда жил на земле. Тщетно старая Аза шептала заговор: Мать Изида кричит С вершины гор: «Сын мой, Гор! На горе горит, — Воды принеси, Огонь угаси!» Не угасал огонь горячки. Тщетно царица читала над дочерью молитву Изиды-Матери. Когда скорпион ужалил младенца Гора, возопила она к солнцу, и солнце померкло, ночь была на земле, пока бог Тот не исцелил младенца и не отдал его матери. С той поры читалась над больными детьми молитва-заклятье Изиды. – Стой, Солнце, остановись, пока дитя не возвратится матери! – повторяла царица с безумной мольбой, но знала, что чуда не будет, солнце не остановится. Вспоминала песнь Атону: Ты побеждаешь любовью; Утешаешь дитя во чреве матери, Прежде чем его утешит мать. Но вот, не утешил. Милуешь сына червя И мошку в воздухе. Но вот, не помиловал. Царь и царица не отходили от больной, но она уже не узнавала их, бредила. Только что луч света проникал между складками завес или в щелку открывшейся двери, металась, плакала: – Лезет, лезет опять! Вон лапу протянул… Авинька, миленький, да прогони же его, прогони скорей! Схватит – как муху высосет… И кто это паука пустил на небо? Царь понимал: Солнце-Атон – паук; руки-лучи – паучьи лапы. Но чаще всего она бредила Шихой-скопцом. – Шиха, а, Шиха, что это значит: «Мрак больше света»? Кто похулил божественный мрак? Царь Уаэнра – безбожник?.. Ах ты, обезьяна старая, как ты смеешь?.. Пить, пить! Да нет ли посвежее? Давеча кипятку дали, весь рот обожгла…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Кроме того, небесная иерархия имеет прообразовательное значение, символизируя иерархическое устройство творения и властных структур в обществе. Исследователи указывают на тринитарный смысл триады триад (см.: Щеглов–1999). В контексте Палеи эта смысловая линия включается в антииудейскую полемическую направленность произведения. 20 Демоны (δαμονες ) – злые духи, бесы, ckлohzющue ко злу, подвластный Сатаниилу чин падших ангелов, о которых далее в Палее nobecmbyemcz в особом, имевшем сюжетную завершєнность, апокрифическом рассказе (см.: Л. 19в–20а). Npeдcmabлehuz о падших ангелах и бесоначальнике формировались не без bлuzhuz древнеиудейских и апокрифических сочинений. В «Малом Бытии» robopumcz о погибельных духах pacmлehuz и oбoльщehuz, дeczmaz часть которых haxoдumcz в pacnopzжehuu Сатаны на земле, тогда как остальные дebzmь дeczmыx сатанинского воинства cbzзahы и заключены в месте hakaзahuz. Так человечество oбeperaemcz от разрушительного bлuzhuz духов злобы, способных погубить потомство Адама (см.: Порфирьев–1872. С. 239–240). Согласно иудейским ckaзahuzм, ангелы Аза и Азазель cbepraюmcz с небес за то, что сначала возражали против combopehuz Богом человека, а cлyчubшeecz грехопадение Адама возвели в укор Создателю (см.: Порфирьев–1872. С. 36). Aзaзeлz, zbлzbшerocz демоническим существом иудаизма, которому npeдhaзhaчaлcz в жертву «козел omnyщehuz», исследователи сближают с Сатаной (см.: МНМ. Т. І. С. 50–51). Мотив omnaдehuz дьzboлa из-за heжeлahuz nokлohumьcz Адаму нашел отражение во внеканоническом тексте «Npehuz Иисуса Христа с дьzboлoм» (см.: Тихонравов–1863. Существование различных трактовок cbepжehuz Сатаны зафиксировано в апокрифе «О всей твари»: … диавола же сверже преже създани адамл а не ко то блдословци глтъ. не поклонис Адам. да того ради пад то нсть тако. но гордисти ради паде сотона славы бжі (Тихонравов–1863. С. 350). Согласно «Книге Еноха», ангелы-отступники вместе с khzзeм их Сатаниилом cbzзahы путами и haxoдzmcz во тьме великой на nzmoм небе, а часть падшего сатанинского воинства, которым bмehzemcz совращение жєн человеческих и порождение от єтих блудных cbzзeй исполинов, noмeщaemcz на втором небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

«Способности и дарования? это все вздор, — говаривал он, — я смотрю только на поведенье. Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни аза не знает, да ведет себя похвально; а в ком я вижу дурной дух да насмешливость, я тому нуль, хотя он Солона заткни за пояс!» Так говорил учитель, не любивший насмерть Крылова за то, что он сказал: «По мне, уж лучше пей, да дело разумей», — и всегда рассказывавший с наслаждением в лице и в глазах, как в том училище, где он преподавал прежде, такая была тишина, что слышно было, как муха летит; что ни один из учеников в течение круглого года не кашлянул и не высморкался в классе и что до самого звонка нельзя было узнать, был ли кто там, или нет. Чичиков вдруг постигнул дух начальника и в чем должно состоять поведение. Не шевельнул он ни глазом, ни бровью во все время класса, как ни щипали его сзади; как только раздавался звонок, он бросался опрометью и подавал учителю прежде всех треух (учитель ходил в треухе); подавши треух, он выходил первый из класса и старался ему попасться раза три на дороге, беспрестанно снимая шапку. Дело имело совершенный успех. Во все время пребывания в училище был он на отличном счету и при выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение. Вышед из училища, он очутился уже юношей довольно заманчивой наружности, с подбородком, потребовавшим бритвы. В это время умер отец его. В наследстве оказались четыре заношенные безвозвратно фуфайки, два старых сертука, подбитых мерлушками, и незначительная сумма денег. Отец, как видно, был сведущ только в совете копить копейку, а сам накопил ее немного. Чичиков продал тут же ветхий дворишко с ничтожной землицей за тысячу рублей, а семью людей перевел в город, располагаясь основаться в нем и заняться службой. В это же время был выгнан из училища за глупость или другую вину бедный учитель, любитель тишины и похвального поведения. Учитель с горя принялся пить; наконец и пить уже было ему не на что; больной, без куска хлеба и помощи, пропадал он где-то в нетопленной, забытой конурке.

http://azbyka.ru/fiction/mertvye-dushi-n...

В 1874-1883 гг. Л. был членом учебного отдела Ученого комитета Мин-ва народного просвещения; основной функцией отдела было «рассмотрение книг, издаваемых для народа». В 1877 г. благодаря положительному отзыву имп. Марии Александровны о романе «Соборяне» Л. был назначен членом учебного отдела Мин-ва государственных имуществ и работал там до 1880 г. В 80-х гг. XIX в., опираясь на сюжеты древнерус. Пролога, Л. пишет 45 произведений - цикл «Легендарные характеры», повести «Гора», «Скоморох Памфалон», «Аскалонский злодей», «Прекрасная Аза», «Совестный Данила», «Зенон-златокузнец» и др., существующих в неск. вариантах и редакциях. В процессе изучения разных изданий Пролога Л. по-разному оценивал этот текст - от способствующего «уразумению Слова Божия», «назначаемого церковью для благочестивого и назидательного чтения», до «книги отреченной и неканонической» ( Минеева. 2014. С. 316-317). Писателю всегда было свойственно переосмысливать собственные выводы, но, возможно, последние определения применялись им только к первым, дораскольным изданиям Московского Печатного двора и их старообрядческим перепечаткам, к-рые бытовали только у старообрядцев, не применялись в богослужении, а использовались для назидательного чтения. Внимание Л. привлекали книги поучительного характера и с увлекательным содержанием, такие особо любимые и много раз переписываемые старообрядцами, как повести из «Великого Зерцала». Публикация ряда произведений писателя на подобные сюжеты осложнялась цензурными претензиями. Автора упрекали в том, что появление «небольших народных легенд, представляющих новый путь к спасению, весьма отличный от учения православной Церкви» происходит «под влиянием громких успехов своеобразного мистицизма гр. Толстого» ( Ранчин. 1997. Т. 1. С. 376). В сер. 80-х гг. XIX в. Л., сблизившись с Л. Н. Толстым , не только стал вегетарианцем, но и принял на веру основы его учения: идею нравственного самоусовершенствования личности, противопоставление «истинной веры» Православию, отвержение существующих социальных порядков. Л. создал первый в русской литературе образ вегетарианца в рассказе «Фигура» (1889), написал неск. заметок о вегетарианстве. В рассказе «Зимний день» (1894) последовательница Толстого противопоставляется светскому обществу, представленному ее родственниками и знакомыми.

http://pravenc.ru/text/2463591.html

Радость бывает на сердце, которое не всегда радуется при внешних увеселениях. Вот св. Златоуст, предполагая, что иного тревожит совесть за непощение, сию самую тревогу принимает за раскаяние и епитимию и всех разрешает на радость и веселие... Так вот эта частичка сокрушающихся о непощении действительно вкусит духовнаго утешения, или умиления сердечнаго, а прочие едва ли! Да пусть и так; законность и обязательность поста для всех от этого нисколько не умаляется! Письмо 90 Спасайтесь! Смотрите, не попасть бы в беду. Захлопотались вы. Пора остепениться и стать в должный чин, а то расколыхаются все составы. Прочности не будет в делах. Что вы о промышлении Божием думали (движения ропота), за то подлежите епитимии. Как можно допускать такия мысли? Тут просто хула и – прямо Господу в глаза. Добро бы вы и аза в глаза не знали, другое дело; а то, кажется, уже и по складам разбираете, между тем такия нелепости пускаете в голову! Шутить ведь этим нельзя. Помышления о Боге – великое дело, ибо они все совершаются пред Его очами. Как тут легкомысленничать! Ну, а это что такое – N. N.? Добраго настроения сердца в ней не предполагаю. Когда навела мрак речами своими, значит, то, что было говорено, исходило не из хорошаго источника. Бросьте ее... или ведите с нею речи, никогда не касаясь личности других. Что за скаредное занятие – пересуды сплетать? Вы же заготовьте себе булавку и всегда носите ее с собою. Как только и ваш язык начнет пересуды, колите его нещадно. Письмо 91 Спасайтесь! Ну, совсем, кажется, вы разорились! Или вас разволокли другие, или вы сами себя разбиваете. Пора сесть и усесться. Поспешите установить порядок и устроиться, да и конец делу. А тут подоспела к вам N. N. Начнет теперь собирать странников и странниц! Спросите ее, разве есть спасение в том, чтоб липнуть к встречному и поперечному? И еще: может ли такое дело быть добрым, когда оно соединено с беспокойством других? Кто нужен, того Бог пошлет, а самим-то что навязываться? Настоящаго странника или странницу не дозовешься, да и редко встретишь... Впрочем у всякаго свой склад ума и сердца. Все только надо приносить Богу в жертву. Вот те хлопоты, что ныне предстоят вам, те по значительнее. Тут самостнаго ничего нет. Только надо чтоб все шло законным порядком: не употреблять хитростей и задних обходов. Устроит Господь, пусть так; не устроит, буди Его святая воля. Какая это там у вас прогрессистка! Она уверена, что действует по началам Христианства. Пусть возьмет в толк, что по христиански прогресс совсем другое дело, нежели, что она думает. Прогресс по духу мира – мечта. То несомненно, что всяк сад, его же не насади Отец Небесный, искоренится, и что тот, кто не во Христе, иссыхает как ветвь и бросаем бывает в огнь. Господи, помилуй нас! Сколько ложных призраков, увлекающих нас, вместо истины... Сколько тружеников и тружениц, водотолчением занятых! Да будет над ними воля Божия!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Потом Он опять созвал сонмы других ангелов и сказал: хочу сотворить человека; ангелы сказали: что есть человек, яко помниши его ( Пс. 8:5 ). Человек, сказал Бог , будет создан по образу нашему и будет мудрее всех вас... Когда созданный человек пал, ангелы Аза и Азаэл пришли к Богу и сказали: имеем нечто сказать Тебе; человек, которого Ты сотворил, пал. Тогда Бог низверг их с неба». 56 Это сказание, что ангелы возражали против сотворения человека, предсказывая, что он падет, перешло к магометанам и изложено с некоторыми изменениями в самом Коране. «Когда Господь твой, говорится в Коране, (глав. 2, стих. 28–32) сказал ангелам: я поставлю на земле наместника, они сказали: поставишь ли Ты на земле существо, которое произведет беспорядки и прольет кровь, тогда как мы прославляем Тебя, хвалим и благоговейно чтим Тебя? Он сказал: я знаю то, чего не знаете вы. Бог научил Адама всем именам, потом предложил их ангелам и сказал: возвестите мне имена сии, если вы справедливы. Они сказали: хвала Тебе! У нас познания только о том, чему Ты научил нас, Ты знающь и мудр. Он сказал: Адам, возвести им имена их, и когда он возвестил им имена их, Он сказал: не сказал ли Я вам, что знаю тайну небес и земли, и знаю, что вы покажете и что скроете? Когда Мы сказали ангелам: поклонитесь Адаму, они поклонились, кроме Иблиса (Люцифера), который отказался, возгордился и сделался из числа неверных». В другом месте Корана указывается на причину, по которой Иблис не поклонился Адаму: «я лучше его, сказал Иблис Богу; Ты сотворил меня из огня, а его сотворил Ты из глины» (глав. 7, стих. 11). Это мнение, что диавол пал потому, что не захотел поклониться Адаму, встречающееся потом в славянском апокрифе: Прение Иисуса Христа с диаволом, 57 образовалось, очевидно, под влиянием неправильно понятых слова, апостола: когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся ему все ангелы Божии ( Евр. 1:6 ), которые сказаны о Единородном Сыне Божием, но некоторыми несправедливо прилагались к Адаму. Приводя это мнение, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Побьют – не воз навьют. Побьют – только холку помнут. Побили, так молчи да помни. Хлеба не станет, так песни пой; лошадь пристанет – выше хвост подвязывай. Старайся, ребята, старайся: помрешь, так с музыкой похороню (говорят на солдатском ученье) . Сидела (или: Служила) сорок лет, высидела сорок реп, да и тех нет. Долго сидели, да ничего не высидели. Тяжело ждать, так ничего не видать (или: ни зги не видать). Пока зацветут камыши, у нас не будет души. Пока кишка по урядью пройдет (т. е. дело по судам), нас и скрючит и распучит. И наша правда будет, да нас тогда не будет. Надейся на него, как на вешний лед. Дождешься, как от вербы яблоков. Давно кошка умылась, а гостей нет. Кошка пустомойка: гостей замывала, да не замыла. Улита едет, когда-то будет. Ждали обозу, а дождались навозу. Едет Ананьин внук из Великих Лук. Едет дядя из Серпухова: бороду гладит, а денег нет. Долго ждали, а проку не видали. Много докуки, да нечего в руки. Что было муки, что докуки, а ни аза, ни буки. Много надежды впереди, а смерть на носу (или: за плечами). Счастье скоро покидает, а добрая надежда – никогда. Тяните жилы, покуда живы (прибавка: а порвались – не годились). Год не неделя, а все дни впереди. Кому жениться, тому и ночь не спится. Что у кого болит, тот о том и говорит. От избытка уста глаголят. Молчан-собака (не лающая) – да и та, терпя, вавкнет. Посади коту хвост в лещедку, так пойдет по чердакам. Ходит, руки сшибши, будто все проживши. Грызть ногти. Ломать пальцы (руки). Рвать на себе волосы. Лучше пропасть, чем терпеть злую напасть. Сколько ни вертеться, а некуда деться: на небо высоко, в воду глубоко. Живому нет в земле места, а на небо крыл. Терпит брага долго, а через край пойдет – не уймешь. Квашни крышкой не удержишь. Не под силу воз, так и гужи пополам. Поневоле конь гужи рвет, коли мочь не берет. Сколько ни искать, а милости у людей не сыскать. С горя не убиться, хлеба не лишиться. Об угол головой не удариться. От напасти не пропасти. Есть спас и за Сухоной (т. е. православные; туда уходили от бед и селились там) .

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

То же самое различие обозначалось и в позднейшие времена и в других странах, между мудрыми Ванами и сильными Азами, между Славянином и Германцем. Держава эллино-бактрийская миновала, но она оставила свою печать в области, которая ей была подвластна. Некогда пробуждённое художество не погибало совершенно на восточных границах Ирана: в нравах, в быте, в жизни умственной оставался отсад прошедшего времени, дрожжи будущего просвещения. Индостан получил от своих завоевательных соседей новые мысли и новые данные в науках. Вероятно, многое в философских школах ведёт своё начало от соприкосновения с Эллинами; небознание бесспорно подвергалось их влиянию, особенно в своих астрономических мечтах. На это есть несомненное свидетельство индостанского астронома Вагара-Мигиры , жившего в первых столетиях после P.X., и явное указание в именах учителей Яванесвара, Яванакгарджас и др., и особенно в названиях созвездий по комментарию на Варагу (Виварана). Эти названия чисто греческие: Криджа (κρις, овен), Тавура (ταρος, телец), Гутума (δδυμοι, близнецы), Кумера, по другим Карки (καρκνος, рак), Лея (λεν, лев), Партгона (πρϑενος, дева), Гука (ογκος, весы), Карпия (σκρπιος, скорпион), Тауксика (τοξτης, стрелец), Акокера (αγοκρος, козерог), Гидрогас (δροχος, водолей), Истгуси (χϑς, рыбы). Смешно было бы предполагать, что от Эллинов ведёт своё начало всё небознание в Индостане; оно без сомнения много и много древнее, но влияние бесспорно. Критика не может не признать Яванов, о которых упоминают астрономы, за Греков, но за всем тем мнение, что имя Яван происходит от Ионийцев, остаётся весьма сомнительным. Оно могло происходить от древнего имени области Аза-Вана и быть перенесено на её новых завоевателей. Мы не имеем никакой причины предполагать, чтобы македонское войско величало себя Ионийским, а торговых сношений, которые могли распространить славу Ионии в западной Азии и Иране, быть не могло (по крайней мере, непосредственно) между Индом и городами малоазийскими. Должно заметить, что начало небознания в Индостане ведётся (по сказанию туземному) от Мая-Асура.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010