Смешение двух стихий, германской и аза-ванской, имело особенно сильное влияние на высшие общественные сословия. Собственно аза-ванская область (или центр колонизации) примыкала к упсальскому святилищу; но разветвление племени проходило сквозь все другие, более или менее независимые области. С самого начала видим мы сопоставление двух систем: разобщённости, выражаемой местными королями (князьками), которых было множество, и единства, выражаемого общим королём, в то же время первосвященником. Самый этот характер первосвященства уничтожает сомнение критиков, отвергающих такое единство в начале древне-скандинавской истории. Тут король имел совсем иное значение, чем сомнительные брейтваллы Англо-Саксов. Он был разумной необходимостью, он был символом целого нового просвещения, властвовавшего не силой, а духом, посредством религии. По этому самому король носил на себе ответственность за бедствия, ниспосылаемые богами, которых он не умел умолить, и сам падал как очистительная жертва в случае голода и поветрия или другого какого-нибудь общественного несчастия. Страны около Упсалы приняли, разумеется, мало-помалу, вид области несколько образованной. Леса разреженные уступали место пашням; берега пустынных вод оживлялись жилищем человека. Но это изменение недалеко проникло вглубь негостеприимного Севера. Гото-германское колено, мешаясь с пришельцами, селилось между ними и, следовательно, не допускало явного отделения области сармато-славянской от остальной Скандинавии, по крайней мере, такого отделения, которое бы ясно обозначилось для позднейшей критики в языке или обычае народа. За всем тем различие стихии высказалось в названии Готланд, старой области туземцев, и Свитиод, области пришельцев, и в особенных преимуществах Свитиода, сохранившихся даже в позднейшее время в отношении к избранию королей . Происхождение слова Свитиод от корня Свет или ему подобного более чем вероятно: страна света, в смысле святыни. Какое-то сказание о Севере, как о жилище богов, у Тацита, может быть, относится к особенному религиозному значению Свитиода, ибо оно совершенно противно религиозным мифам германским, постоянно представлявшим Север страной мрака, тумана и злых духов. |
Протоиерей Андрей Близнюк . Как говорить с детьми о Боге. Пять ошибок родителей . [Дети верующих родителей часто задают своим мамам и папам вопросы о вере. Но далеко не всегда родители правильно на такие вопросы реагируют — причем речь не только о содержании их ответов, но и вообще об отношении к подобным вопросам. Какие ошибки наиболее типичны и как их избежать, рассказывает протоиерей Андрей Близнюк , законоучитель в Свято-Петровской школе (Москва)]. Аппликации Марии Сосниной//Фома. декабрь 2022. — С.66-69. — (раздел « Люди »). Священник Василий Гелеван : « Нашу машину остановили, и на нас направили оружие ». Как священник попал в страшную историю в Бразилии . Подготовила Сабина Кухарчук . Фото Дениса Маханько и из архива автора//Фома. декабрь 2022. — С.70-71. — (раздел «Люди»). Федор Лобанов . Аза Тахо-Годи: ученица великого философа, ставшая его ангелом-хранителем . [Если бы не встреча с этой женщиной, творческая, а может, и физическая жизнь Алексея Федоровича Лосева, одного из последних крупных мыслителей, которых дал религиозной русской философии Серебряный век, окончилась бы гораздо раньше. Сорок четыре года Аза Алибековна Тахо-Годи была с ним рядом и свое служение, этот колоссальный душевный и физический труд, воспринимала как данность. И при этом сама защитила кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию, тридцать лет заведовала кафедрой и преподавала в МГУ и Литинституте. 26 октября 2022 года Азе Алибековне исполнилось 100 лет]. Фото из архива Азы Тахо-Годи//Фома. декабрь2022. — С.72-77. — (раздел « Люди »). Академия журнала «Фома» : Новые онлайн-курсы «Фомы». Присоединяйтесь к " Академии " Фомы« " :на сайтеACADEMY.FOMA.RU. Ил. Фото//Фома. декабрь 2020. — С.78- 79. — (раздел « Люди », рубрика « Академия журнала «Фома »). Предлагаются онлайн-курсы: Древний Рим. Язык, философия, политика. [Вергилий против Гомера: чем римский эпос отличается от греческого? Как появилась латынь и как Рим стал империей? Квинтилиан: советы главного римского оратора, которые работают до сих пор. Цицерон и Платон: идеальное государство. Сенека: как сохранить разум в безумные времена].Автор курса: Юрий Шичалин — доктор философских наук, филолог-классик, переводчик, создатель классической гимназии, профессор. Ведущие: Алексей Беликов и Ильяс Гимадеев — кандидаты филологических наук, доценты кафедры классической филологии филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Совместный проект журнала «Фома» и Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Юрия Шичалина. При поддержке Президентского фонда культурных инициатив. QR-koд, записаться и пройти курс про Древний Рим БЕСПЛАТНО. — С.78; |
Я тебе не про жениха говорю, — Аза подсела к Надежде, тронув ее за плечо, отчего та сразу поднялась и отодвинулась. — Проклятие на тебе! И приворот. Страшный приворот. Кладбищенский! Отцу твоему тоже сделали. Если не снять — уйдет к другой, а вас всех бросит. Ты просто не знаешь, как это страшно. На него заказали молебен в трех церквях, потом одна колдунья пошла на кладбище, нашла свежую могилу, где лежит покойник с таким же именем, как у твоего родителя, поставила туда блины… Надежда снова перекрестилась. — За отца моего молились и молятся, это правда. У него очень доброе сердце. И молятся не в трех церквях, а больше. Господь нас не оставит. — Ко мне и не такие «тузы» приходят, — рассмеялась Аза, пересев к себе назад. — Вот так походят-походят — по церквям разным, по монастырям, а ко мне потом и приходят. Потому что я знаю такие молитвы, перед которыми ни одна сила не устоит. Заветные молитвы! Тайные! От предков моих унаследованные. Любую порчу сниму, любое проклятие, любой сглаз. Навести тоже могу… Даже бесплатно… Просто так, чтобы мне поверили. Так что смотри, чтобы я не рассердилась на тебя и на твоего папашу… Надежда поняла, что последние слова были обращены лично к ней. Она еще раз осенила себя крестным знамением и, свернувшись калачиком, чтобы было теплее, углубилась в молитву, уже не обращая внимания на то, что ее соседка продолжала бубнить себе под нос. Ближе к вечеру приехали Выкван с адвокатом. Оба были невеселые. Адвокат раскрыл свои деловые записи, хранящиеся в папке, что-то полистал. — Вера Павловна, — смущенно обратился он к Надежде, — поверьте, мы делаем и сделаем все возможное, но, сами понимаете… Та, к удивлению собеседников, улыбнулась. — Понимаю. Вы хотите сказать, что все будет хорошо? — Я хочу сказать, что все будет… как будет. Слишком большой шум и общественный резонанс. Город гудит, все требуют не просто наказания, а расправы. Если бы не те журналисты, репортеры, что оказались на месте происшествия, можно было бы как-то варьировать, выдвигать свои контраргументы, а в данном случае все настолько очевидно, настолько доказательно против нас, что… |
Дарья Менделеева Потомки подписали Кирилла и Мефодия с ошибками А сами солунские братья, скорее всего, изобрели другую азбуку Какую азбуку изобрели Кирилл и Мефодий, сколько алфавитов было у восточных славян, и почему письменность – основа культуры, разбирался корреспондент «Правмира». Не верьте памятникам В День славянской письменности и культуры большая часть торжеств пройдет у памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве. Этот монумент, у которого в разных городах России есть не один десяток повторений, знают, пожалуй, все. Но, по иронии судьбы, сложно найти второй памятник основателям письменности, в котором было бы столько письменных ляпов. В надписи на основании монумента содержится аж пять орфографических ошибок, а в свитке с алфавитом, который братья держат в руках, пропущена буква N. Но самое страшное – алфавит на металлическом свитке на Славянской площади – вообще не тот. То есть, скорее всего, солунские братья изобрели другую азбуку. Памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве, скульптор Вячеслав Клыков Фото: Татьяна Гайдук tatiana-gayduk.livejournal.com Раз азбука, два азбука Годом рождения славянской письменности считается 863, однако в самой Солуни никаких рукописей IX века не сохранилось. Древнейшие дошедшие до нашего времени славянские письменные артефакты относятся к рубежу X и XI веков и имеют следы чешского происхождения. И это объяснимо, ведь, получив благословение на свое изобретение, Мефодий (Кирилл к тому времени умер) отправился проповедовать прямиком в Моравию. Но, если мы посмотрим на древнейшие рукописи, написанные глаголицей (именно так назывался более древний алфавит), букв мы почти не узнаем. Сплошные крючки и завитушки, на первый взгляд более напоминающие грузинское письмо, чем греческое. Вместо аза – крест… Позже, в Хорватии, под влиянием латинского готического шрифта изначально округлая глаголица приобретет угловатое начертание. Что послужило солунским братьям основой для их первого алфавита, ученые спорят до сих пор. Называют и грузинское письмо, и финикийское; есть даже версия, что глаголица специально придумывалась с нуля, и тогда крест – основа вероучения – для обозначения первой буквы более чем логичен. |
– Я закончила классическое отделение филологического факультета Московского государственного университета, где работали в основном люди с серьезной профессиональной подготовкой и высокими душевными качествами. О каждом из них я могу говорить часами. Со многими дружу по сей день. Наш курс еще застал преподавателей старшего поколения, получивших образование в дореволюционной России: филологов-классиков Сергея Ивановича Радцига, прочитавшего нам курсы «Введение в классическую филологию» и «Древнегреческая литература», и Александра Николаевича Попова, занимавшегося с нами греческой грамматикой и чтением Гомера, Геродота, Ксенофонта. Николай Николаевич Пикус читал историю Греции так, как будто сам тогда там жил, а античную философию преподавал мудрый и снисходительный Валентин Фердинандович Асмус. Все они были серьезными учеными и авторами учебников, ставших классическими. Основы латинского языка вложил в нас и сейчас заражающий своей увлеченностью Николай Алексеевич Федоров – легенда классического отделения, с которым уже в конце первого семестра мы читали Цезаря. Людмила Павловна Поняева, спокойно и стойко боровшаяся с нашими грамматическими ошибками и неправильной постановкой ударения, прочитала нам очень содержательный курс истории латинского языка. Она стала нашим заботливым куратором, ездила с нами на музейно-библиотечную практику в Ленинград, возила в Троице-Сергиеву лавру, каталась с нами на лыжах. Азы древнегреческого языка преподавала Валентина Иосифовна Мирошенкова, прививавшая интерес к сравнительно-историческому взгляду на язык. На старших курсах мы уже не просто читали древних авторов, но получали представление об их изданиях, основной научной литературе. Гомером и лириками мы занимались с Мариной Николаевной Славятинской, ныне известной во всей России (и не только) как автор самого сложного и современного учебника древнегреческого языка. Заведующая кафедрой классической филологии, ученый мирового масштаба в области античной литературы и мифологии Аза Алибековна Тахо-Годи вводила нас в мир греческой трагедии и философии, читала нам курс истории греческого языка. Она редактор и соавтор учебника по античной литературе Алексея Федоровича Лосева, вместе с ним написаны ею книги о Платоне и Аристотеле в серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ). Там же появилась и ее книга о Лосеве, подготовке к печати и осмыслению трудов которого она посвятила многие годы. |
Первое данное для определения племени хазарского находится в его имени. К нему относится общее правило о том, что сходство отдельного имени, встречаемого в двух областях отдалённых друг от друга, ничего не доказывает, но что целая купа имён не может случайно повторяться и, следовательно, даёт критике явное указание на племенное тождество народов. Имя Хазаров не представляется как имя отдельное, но составляет часть великой купы имён, и эта купа известна в летописях или поэтических преданиях с отдалённейшей древности гораздо прежде великой эпохи, положившей начало истории нового мира. В воспоминаниях Индустана, несмотря на разногласие разновременных сказок, является одна великая масса народов, враждебных Индустану, но не чуждых ему по своему происхождению, вечно грозящих ему войной и связанных между собой невидимым родством. Имена этих народов более или менее известны из летописей армянских, персидских, и китайских, но нигде не встречаются они во всей полноте своей группировки, кроме Индостана. Это великие Венды (Мага-Ванада), Анты (Андгру), Гунны (Гуна), Геты и Саки (Сака) и Хазары (Кхаса) . Из них многие именно Венды великие, Анты и Саки (или Даки) покрыли своими бесконечными колониями всю пустыню средней Европы ещё до переселения Кельтов и братьев их Кумриев и до вторжения Германцев. Они принадлежали, бесспорно, иранскому племени, составляя его восточный (славянский) отдел. Гунны явились позднее; но Персия издавна знала их тождество с Саками (как видно из клинообразных надписей), и их первые колонии в Европе, вероятно, скрываются под именем Хаонов и Унилов, часто сопровождающих Вендов и Антов . Позже всех явились Хазары. Хазары исчезли без следа в Европе; но потомки их живут ещё в ущельях Гималаев, в земле древних Аза-Ванов (Афганистане), где ещё недавно они вступили в неравную борьбу с громами победоносной Англии. В потомках Хазаров Англия узнала Иранцев; потомки Вендов, теперешние Славяне, принадлежат, бесспорно, к тому же племени и (как видно из языкознания) составляют его главную ветвь, самую близкую к великому общему корню. Итак, свидетельство древности, выводы из летописей и современные нам остатки древнего мира согласны в своих показаниях. Вся группа определена. Эта – группа народов восточно-иранских, за исключением Индостана: это океан славянских народов. Тем самым определены и Хазары как Славяне, как часть славянской семьи. |
В своих работах Ч. Дарвин в явном виде не поднимал вопроса о мироздании в целом, а объяснял одну из самых сложных его сторон: происхождение живого и дал его объяснение, исключающее целесообразность. Поэтому учение Дарвина, получившего название дарвинизм, свойственное скорее философским системам, и стали рассматривать, как косвенный ответ на вопрос о причинности и целесообразности в органическом мире. Дарвинизм казалось, дал возможность подвести органический мир под общее материалистическое воззрение на природу, способствуя тем самым секуляризации общества. Исповедовал ли сам Ч. Дарвин бытие личного Бога, являющегося Причиной всего существующего, каково было его отношение к религии? В связи с этими вопросами особый интерес представляют «Автобиография» и опубликованные письма Ч. Дарвина, являющиеся неотъемлемой частью его научного наследия. Работая над темой о происхождении видов в 1844 г. Ч. Дарвин писал своему другу и последователю, английскому ботанику Дж. Д. Гукеру (1817-1911): «Наконец появились проблески света, и я почти убежден…, что виды (это равносильно признанию в убийстве) не неизменны». Работая над сочинением о видах, Ч. Дарвин постепенно утверждался в своих выводах. Так в 1845 г., он сообщал пастору и натуралисту Л. Дженинсу (1800-1893), что хотя его выводы о происхождении видов и кажутся бесспорными практически ему одному, все же по его мнению пробелов у него «меньше, чем в общепринятой точке зрения (о неизменности видов – Т.В.)». Из письма Ч. Дарвина от 20 июля 1856 г. к американскому ботанику и пропагандисту дарвинизма Аза Грею (1810-1888) узнаем об отношении Дарвина к своей работе: «Девятнадцать лет (!) назад мне пришло в голову, что, работая в других областях естественной истории, я, быть может, хорошо сделал бы, если бы стал отмечать всевозможные факты, касающиеся вопроса о происхождении видов, и с тех пор я это и делал. …Но как честный человек я должен сказать Вам, что я пришел к еретическому заключению, что независимо сотворенных видов не существует и что виды суть только сильно выраженные разновидности». |
Первый подход представляется нам непродуктивным в силу того, что фактически рассматривает окружающий мир как коварную ловушку для человеческого разума на пути к познанию истины. Также против такого подхода имеются серьезные научные доводы . Второй является просто-напросто отказом от попыток решить проблему. Единственно перспективным видится третий подход, его мы и будем придерживаться в нашей статье. 1. Наука против Книги Бытия? 1.1. Неразрешим ли конфликт? Утверждение о наличии непреодолимых противоречий между ТЭ и верой в Творение можно услышать из уст носителей как натуралистического, так и религиозного мировоззрений. Доводы обеих сторон по сути являются зеркальными отражениями друг друга. О возможности иного подхода говорит факт существования выдающихся ученых-эволюционистов, сочетающих науку с теизмом. Среди них Аза Грей, Феодосий Добржанский, Пьер Тейяр де Шарден, Франциско Айала, Фрэнсис Коллинз, Артур Пикок, и этот ряд можно продолжить. Но давайте рассмотрим те положения ТЭ и христианского богословия, которые обычно считаются конфликтующими друг с другом. 1.2. Основные противоречия ТЭ логично объясняет филогенез чисто естественными причинами, обусловленными законами природы и природными механизмами, так что описанное в Библии божественное вмешательство в ход вещей выглядит излишним. Наука свидетельствует, что эволюционный процесс не имеет направленности и в значительной степени зависит от случайности, тогда как Откровение сообщает нам о существовании божественного замысла. Эволюционизм говорит о происхождении одних видов живых организмов от других, тогда как Книга Бытия утверждает, что все растения и животные были сотворены Богом «по роду их» (Быт. 1:11-12, 21, 24-25). На появление человека Писание и ТЭ также смотрят по-разному: с библейской точки зрения первые люди — непосредственное творение рук Божиих, созданное Им «из праха земного» (Быт. 2:7) по Его «образу и подобию» (Быт. 1:26-27), а современное естествознание возводит нашу генеалогию к животным предкам и не видит в нашем от них происхождении ничего чудесного. Наука считает эволюцию продолжающимся процессом, а Библия учит, что после создания Адама и Евы Бог «завершил дела Свои» и «почил от всех дел Своих» (Быт. 2:2). |
Выход в свет рецензируемого пособия нужно всячески приветствовать именно потому, что основным его " пользователем " станут все же дети. Последнее время отмечено изданием большого количества учебников церковнославянского языка, которые предназначены для получающих высшее образование, тогда как учебной и методической литературы по данной дисциплине для средних учебных заведений (главных образом - воскресных школ) крайне мало. Книга " Буквица славянская " состоит из трех больших глав - " Как письмена устроились " (с.9-23) , " От аза до ижицы " (с.24-166) , " Азбучная молитва " (с.167-182) . Первая глава " Как письмена устроились " открывается разделом " Первоучители и просветители славян святые равноапостольные Кирилл (Константин) и Мефодий " (с.11-17) . Здесь просто, осязательно и ярко передано житие святых братьев Кирилла и Мефодия - создателей старославянского языка и письменности. Исходя из названия следующего раздела - " Как письмена устроились " (с.17-21) , можно констатировать, что автор книги " Буквица славянская " примыкает к многочисленному ряду ученых, считающих, что до Кирилла и Мефодия, то есть до середины IX века, у славян, конечно, была какая-то письменность, но неупорядоченная, несистематизированная, неустроенная. И только солунские братья придумали два оригинальных алфавита - две системы письменных знаков, которые передают звуковой облик слов языка, посредством символов, изображающих отдельные звуковые элементы. Они разработали глаголицу и кириллицу, что призваны были служить одной общей цели - " прославлять величие Божия " (с.19) , - а потому имели духовный имяслов (названия букв): аз, глаголь, наш, рцы, твердо, червь... Н.П. Саблина, как и большинство современных исследователей, придерживается также точки зрения о том, что глаголица была введена в культурно-языковой обиход раньше кириллицы, ибо " первая половина представляет сходные у славян и греков звукотипы по чинопоследованию греческого алфавита, вторая - а это почти половина азбуки - отражает специфические славянские звуки, для которых были созданы особые буквы " (с.20) . Кириллица же, в основе которой лежит греческий устав, возникла после кончины Мефодия и постепенно в силу графической простоты вытеснила витиеватые глаголические буквы, начиная свое многовековое и поистине триумфальное шествие по славянским землям. |
Этот взгляд на движение восточных народов до далёкого Севера не может быть подвергнут сомнению человеком, беспристрастно следящим за всеми его памятниками, от Кашмира до Готландии. Непрерывный ряд аза-ванских населений, имя Алан, данное Китайцами жителям мидо-персидской области также, как и Сарматам, множество Асгардов (Асагарта), Аспургий, Альф-Ванов, множество поэтических рассказов про борьбу их с более просвещёнными Мидо-Персами и, наконец, вся мифология, все предания Севера приводят к одному и тому же выводу. Слепота германской критики почти добрововольна; она зависит от неразумного желания объяснить явлениями жизни скандинавской все сказания древнейшей поэзии, перенесённой в Скандинавию из области другой и далёкой, несмотря на все явные противоречия между объяснением и фактом; она зависит вообще от бессмысленной системы искать везде развития аборигенов, как ни были бы ясны следы колонизации. В наше время эта система уже лишается большей части своих приверженцев; но наука ещё не может освободиться от лжи, получившей какое-то право гражданства в силу книжного предания. Очевидно, было даже для писателей, ещё принадлежащих к школе поклонников аборигенства, что некоторая часть мифов и мифических сказаний древней Скандинавии принесены в неё из других областей дальнего Юго-востока; но они старались, сколько возможно, ограничить число этих пришлых мифов, назло здравой критике; и новые писатели не смеют расширить круг, очерченный их предшественниками. Так, например, имя Йоттов, грозных великанов, врагов азского Олимпа, должно и до сих пор считаться именем слабых и вообще невоинственных Финнов; а стена, разделявшая Азов и Йоттов, должна обратиться или в туманы, или в море, или в низкий хребет финских гор. Нет сомнения, что имя Йоттов могло быть и было иногда приписываемо Квенам и Финнам, недружелюбным соседям скандинавских Азов, в такое время, когда смысл прежних сказаний был уже забыт; но слепа бы была критика, принимающая позднейшую ошибку за указание на первоначальный смысл мифического имени. |
| |