Тайный монах В июне 1929 года Алексей Федорович и его жена и помощница приняли тайный постриг с именами Андроник и Афанасия. Перед постригом Валентина Михайловна написала в дневнике: «Предстоит мученичество за исповедование Христа. Или надо уходить в пустыню, или на подвиг исповедничества». Лосевы на Беломорканале, 1933 год А через год вышла «Диалектика мифа» Лосева, приведшая обоих супругов в тюрьму, а потом в лагерь. С тех пор Лосев до конца жизни носил скуфью — свою знаменитую шапочку, в которой он запечатлен практически на каждой фотографии. В кругу семьи   Вторая жена-сестра В 1944 году в семью Лосевых вошла аспирантка Алексея Федоровича, дочь репрессированных родителей Аза Тахо-Годи. А десять лет спустя, в 1954 году, Валентина Михайловна Лосева, умирая, сказала ей: «Передаю из рук в руки» и попросила не оставлять Алексея Федоровича, всегда быть с ним вместе. Но в пуританском СССР исполнить этот завет можно было, только получив официальный статус «жены». Так у тайного монаха Лосева появилась вторая «жена»-сестра. Аза Алибековна, доктор филологических наук, почетный профессор МГУ, до последнего дня жизни учителя была его верной помощницей, а после смерти стала хранительницей его наследия. С супругой А. Тахо-Годи в МГУ   3 года ссылки За «Диалектику мифа», в которой ученый критиковал марксизм и «пролетарскую идеологию» в целом, Лосев отправился на строительство Беломоро-Балтийского канала, а его жена — на Алтай. Освободить их только через 3 года удалось первой жене писателя Максима Горького. После ссылки ученому запретили заниматься философией, и он на долгие годы стал всего лишь преподавателем Московского государственного педагогического института.     Работал слепым В лагере Лосев сильно повредил зрение, а к концу жизни практически полностью ослеп. Но, несмотря на это, он продолжил научную работу, диктуя свои тексты. В память об этом в Российской государственной библиотеке для слепых установили бюст Лосева — как напоминание о том, что и при потере зрения возможно добиться выдающегося результата в науке и творчестве. Бюст философа Алексея Фёдоровича Лосева в Российской государственной библиотеке для слепых в Москве. Фото Щербаков4/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0

http://foma.ru/5-interesnyih-faktov-ob-a...

Китайцы знают их на Юге, как племя стрелков, воинственных и беспокойных; Персияне, в своих поэтических преданиях, спасаются от них только непобедимой силой Рустема: Аравитяне, наши летописцы и мы видим их бодрыми и смелыми жителями ущелий Кавказских; Греки и Римляне говорят о гордых и непобедимых полках Аланов Сарматских (Азов) и об их красоте. Наконец, Азы мифологии Скандинавской суть высочайший идеал неутомимого воина, которому небо представляется в виде никогда не перестающей битвы. Мы знаем характер их, их истории и их колыбель, именно Мазендеран и юго-восточный берег Каспия. К Индостану (когда бы здравая критика даже и не доказывала, что оттуда никогда никто на Северо-восток не выходил) они принадлежать не могут, ибо в Кабуле они уже являются как племя смешанное (Аза-Вана) и не выходящее из Индии, а врывающееся в неё, вероятно во время великого нашествия Ванадов, воспетого в поэме о смерти Кала-Явана. Сверх того, имена вождей их (т. е. Сарматских) чисто Иранские во всех историках Запада; божество их – Фор (Тхор) есть Фра Великий, Мих-фра; и всякий беспристрастный читатель признает эту истину при сравнении Эдды с Зендавестой, при сличении обязанностей, и действий Мифры и Аза-Фора, их таинственного вооружения – молотом и их постоянного сражения против змеи Агримановой или Мисгардской. Наконец, можно бы найти в имени сына Фора, Магни или Могни, которого младенческая сила освобождает отца от тяжести великана, – магизм, окончательное развитие Мифраизма. Соображая нашествие Киммерийцев на Малую Азии, и Скифов, их победителей, на Иран, с появлением Сарматов (Азов) на низовьях Волги, мы можем определить почти с математической точностью время, когда племя Азов перешло Кавказ: оно относится к VII веку до P.X. Долгие и упорные битвы должны были до того времени происходить в ущельях Кавказских, около Железных и Каспийских ворот, между Иранскими и северными удальцами. Память об этой Кавказской стене, о которой столько преданий осталось на Востоке, перенесена была на Север, на крайнюю границу царства Сарматов, границу, которой они достигли, вероятно, лет за сто до P.X.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Алексей Федорович не мог даже предположить, что будут опубликованы его дневники и переписка, что Аза Алибековна найдет в себе силы и мужество так документально, основываясь на архивных материалах, и в то же время так искренне, откровенно, с благодарностью и любовью, описать жизнь: свою и своих духовных родителей. Но Алексей Федорович, видимо, хотел, чтобы некоторые важные для него моменты были более понятны окружающим его людям и остались хотя бы в их памяти. При жизни Лосевым было издано около 500 работ, в том числе несколько десятков монографий. Сейчас количество научных публикаций ученого уже давно превышает тысячу названий. К 115-й годовщине со дня рождения Лосева издан Библиографический указатель его трудов . В настоящее время Библиотека «Дом Лосева» готовит к публикации библиографический указатель исследований о Лосеве. Издание и переиздание трудов Лосева продолжается благодаря усилиям и энергии Азы Алибековны. Сама ученый с мировым именем в области античности, заслуженный профессор МГУ, Аза Алибековна взяла на себя и издание работ Алексея Федоровича, и организацию его повседневного труда, быта. Будучи весьма занятым человеком, она организовала его жизнь так, что Лосев мог работать ежедневно с помощью секретарей: чаще всего аспирантов, иногда студентов или преподавателей кафедры классической филологии (в работе Алексею Федоровичу требовалось знание древних языков), а также людей, владеющих современными языками (для чтения научной литературы на иностранных языках), многочисленных своих друзей и учеников. Лосев работал каждый день, у него не было выходных. По ночам или во время прогулки по арбатскому двору он думал. Он привык конструировать книги в уме еще в лагерях, сторожа лесной склад. В последние годы он жил одной мыслью: успеть. Успеть высказать то, что жизнь не дала сделать вовремя. Успеть закончить свой труд. Алексей Федорович прожил долго и оказался действительно последним русским философом, который не устрашился мифа о несокрушимости сталинской системы. Всю свою жизнь он создавал мощный свод трудов, редких по глубине мысли и творческим замыслам. Он не любил вспоминать прошлое и никогда не упоминал о лагерной жизни. Никогда не говорилось, что зрение он потерял в лагере. Могли сказать, что во время войны копали картошку, вот и полопались сосуды в глазах.

http://pravoslavie.ru/42918.html

Сама Аза Алибековна Тахо-Годи написала и издала в серии «Жизнь замечательных людей» книгу «Лосев», вышедшую уже вторым изданием в 2007 году. Это не только книга-воспоминание, но и книга-исследование архивных документов (в том числе и домашнего архива). И это еще очень личная книга, книга-исповедь, книга-памятник. В прошлом году появилась новая книга Азы Алибековны «Жизнь и судьба: Воспоминания». М.: Молодая гвардия, 2009. Смысл этой книги в словах, помещенных на ее фронтисписе: «Вспоминая свою жизнь, я неизменно вспоминаю моих духовных родителей. Пишу о себе и невольно пишу о них. Иначе немыслимо. Что я без них? Кто я без них?» И при жизни Алексея Федоровича, и после его кончины Аза Алибековна делала и делает все для сохранения и пропаганды наследия ученого. С 1976 года регулярно проводятся конференции, а по материалам конференций издаются сборники. Таких конференций, связанных и непосредственно с наследием Лосева, и с кругом его интересов, было уже более 50 в разных городах России и зарубежья. Часть этих конференций прошла в рамках «Лосевских чтений»; последние, XIII Лосевские чтения, состоялись в «Доме Лосева» 18–20 октября этого года на тему «Ф.М. Достоевский и культура Серебряного века: традиции, трактовки, трансформации». Конференция открылась 18 октября – в день именин Алексия, а 19 октября в холле Библиотеки был установлен бюст Алексея Федоровича Лосева работы скульптора Артема Власова. К 115-летию со дня рождения Лосева, 23 сентября 2008 года, в «Доме Лосева» была открыта мемориальная экспозиция, а во дворе этого дома 33 на Арбате – бронзовый бюст философа на постаменте из карельского гранита (скульптор В.В. Герасимов) с надписью «Великий русский философ Алексей Лосев». Других памятников философам нет не только в Москве, но и во всей России. См.: Тахо-Годи А.А. К 20-летию выхода книги А.Ф. Лосева «Вл. Соловьев» в издательстве «Мысль»//Владимир Соловьев и культура Серебряного века: к 150-летию Вл. Соловьева и 110-летию А.Ф. Лосева. М.: Наука, 2005. С. 531–535; Дело о книге А.Ф. Лосева «Владимир Соловьев» (изд-во «Мысль», 1983 г.)/Публикация А.А. Тахо-Годи при участии В.П. Троицкого//Там же. С. 536–552.

http://pravoslavie.ru/42918.html

Протоиерей Андрей Близнюк . Как говорить с детьми о Боге. Пять ошибок родителей . [Дети верующих родителей часто задают своим мамам и папам вопросы о вере. Но далеко не всегда родители правильно на такие вопросы реагируют — причем речь не только о содержании их ответов, но и вообще об отношении к подобным вопросам. Какие ошибки наиболее типичны и как их избежать, рассказывает протоиерей Андрей Близнюк , законоучитель в Свято-Петровской школе (Москва)]. Аппликации Марии Сосниной//Фома. декабрь 2022. — С.66-69. — (раздел « Люди »). Священник Василий Гелеван : « Нашу машину остановили, и на нас направили оружие ». Как священник попал в страшную историю в Бразилии . Подготовила Сабина Кухарчук . Фото Дениса Маханько и из архива автора//Фома. декабрь 2022. — С.70-71. — (раздел «Люди»). Федор Лобанов . Аза Тахо-Годи: ученица великого философа, ставшая его ангелом-хранителем . [Если бы не встреча с этой женщиной, творческая, а может, и физическая жизнь Алексея Федоровича Лосева, одного из последних крупных мыслителей, которых дал религиозной русской философии Серебряный век, окончилась бы гораздо раньше. Сорок четыре года Аза Алибековна Тахо-Годи была с ним рядом и свое служение, этот колоссальный душевный и физический труд, воспринимала как данность. И при этом сама защитила кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию, тридцать лет заведовала кафедрой и преподавала в МГУ и Литинституте. 26 октября 2022 года Азе Алибековне исполнилось 100 лет]. Фото из архива Азы Тахо-Годи//Фома. декабрь2022. — С.72-77. — (раздел « Люди »). Академия журнала «Фома» : Новые онлайн-курсы «Фомы». Присоединяйтесь к  " Академии " Фомы« " :на сайтеACADEMY.FOMA.RU. Ил. Фото//Фома. декабрь 2020. — С.78- 79. — (раздел « Люди », рубрика « Академия журнала «Фома »). Предлагаются онлайн-курсы: Древний Рим. Язык, философия, политика. [Вергилий против Гомера: чем римский эпос отличается от греческого? Как появилась латынь и как Рим стал империей? Квинтилиан: советы главного римского оратора, которые работают до сих пор. Цицерон и Платон: идеальное государство. Сенека: как сохранить разум в безумные времена].Автор курса: Юрий Шичалин — доктор философских наук, филолог-классик, переводчик, создатель классической гимназии, профессор. Ведущие: Алексей Беликов и Ильяс Гимадеев — кандидаты филологических наук, доценты кафедры классической филологии филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Совместный проект журнала «Фома» и Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Юрия Шичалина. При поддержке Президентского фонда культурных инициатив. QR-koд, записаться и пройти курс про Древний Рим БЕСПЛАТНО. — С.78;

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-236...

Впрочем, не это ли только и нужно во всякой истории? И самые подробности, не потому ли только и полезны, что иногда помогают разумению общих законов? Можно без парадокса сказать, что народ, от которого уцелели песни, более известен, чем тот, от которого уцелела внешняя, хотя бы и подробная, история. Уничтожьте недавно открытую Зендавесту и Скандинавия в своих сагах более высказывается, чем Персия в подробных рассказах греческого историка. Мало-помалу изменяется характер скандинавского предания. Ясные следы славянской колонизации исчезают; после Ванланда они ещё выражаются, может быть, именами одного из Инглингов, Оттара Вендель-Крака и сына его Адильса, которого ещё называют восточным именем Аттилы и потом пропадают вовсе. Жизнь принимает иное направление. Сказания первобытные представляют нам три сословия резко разграниченные: рабов, вольных и благородных. Это разделение соответствует трём колонизациям самой Скандинавии. Финская, пришедшая с севера, очевидно, самая ранняя, бесспорно захватывала некогда всё пространство между Балтикой и Океаном. Финны и особенно отрасль того же корня, Лаппы, ещё на исторической памяти простирались довольно далеко на юг. Вторая, Германская, готской ветви, перебралась через узкие проливы с юга и далеко оттеснила туземцев к северу, обращая часть их в рабство по всегдашнему обычаю Германцев. Третья, аза-ванская (сармато-славянская, или смесь Сарматов с кавказской ветвью Антов-Славян) пришла с моря, поселилась в слабо населённом поморье около своего упсальского святилища и мало-помалу, силой высшего просвещения славянского, поддержанного воинственной энергией Сарматов, подчинила себе древнейшие стихии и определила всё последующее развитие как в отношении жизни мысленной, так и в отношении к движению общественному. Отношения последних пришельцев к прежнему населению не были ознаменованы враждой (это видно из характера первоначальных преданий); они были обусловлены высшим развитием пришельцев перед туземцами, и по этому самому должны были дать Аза-Ванам (Сармато-Славянам) значение правительствующей аристократии; но они не исключали также и возможности вступления прежней стихии в круг новой власти, следовательно, возможности слияния и это слияние не подлежит сомнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Алексей Федорович Лосев. Личность и наследие Лекция, прочитанная студентам Сретенской духовной семинарии Алексей Федорович Лосев Я расскажу вам о человеке, которого считаю своим Учителем, хотя он никогда нигде не преподавал мне никаких дисциплин, а я никогда нигде не сдавала ему никаких экзаменов. Но моими учителями в Московском университете были люди, которые учились у него в молодости классической филологии, в первую очередь классическим языкам и античной литературе, а более широко – науке об античности. Сам Алексей Федорович называл меня своей «внучкой», потому что моими учителями были его «дети» и воспитывали они меня так, как их воспитывал он. Прежде всего я имею в виду его ученицу и спутницу жизни Азу Алибековну Тахо-Годи, которая заведовала кафедрой классической филологии филологического факультета МГУ в течение почти сорока лет, и Олега Сергеевича Широкова, моего научного руководителя в аспирантуре при этой кафедре. Но главное, чему учил Алексей Федорович Лосев, – это не просто поиск любого знания, а стремление к знанию осмысленному, знанию, не противоречащему вере, но единому с ней, это свободная, незашоренная мысль, уважение к мысли другого человека, честное и ответственное отношение к делу своей жизни: он учил тому, что можно назвать «духом Лосева». Проходить «школу Лосева» я начала в аспирантские годы, когда Аза Алибековна предложила мне помогать Алексею Федоровичу в работе. Ведь он почти не видел (различал только свет и темноту), поэтому помощники-секретари читали ему вслух, подбирали необходимые тексты в сочинениях античных авторов, записывали под диктовку тексты будущих книг. К тому времени я была знакома с монографией Лосева «Гомер» и статьей «Эстетическая терминология ранней греческой литературы», которые были мне необходимы для дипломной работы. Конечно, я знала, что супруг Азы Алибековны – уважаемый профессор, крупнейший специалист по нашей специальности, но не понимала до конца, с кем меня свела судьба. Имя Лосева тогда не было так известно, как сейчас, когда уже опубликованы многие его труды, бывшие в советские годы под запретом. Он был авторитетом для специалистов-античников, историков философии, культуры. О том как его ценили за рубежом, мы узнавали постепенно. Как-то раз Аза Алибековна показала мне в книжном шкафу в гостиной светло-голубую Итальянскую философскую энциклопедию и сказала только то, что там есть материалы об Алексее Федоровиче. А ведь там в 1957 году идеи Лосева были названы гениальными. Это позже мы узнавали, что русская философская эмиграция в работах Лосева 20-х годов видела свидетельство жизни духа в Советской России, что в Германии к 90-летию Лосева издана «Диалектика художественной формы» и работает семинар по изучению его философского наследия.

http://pravoslavie.ru/42918.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Аза Тахо-Годи: Лосев молился даже на ученых советах 10 мин., 27.10.2014 Аза Алибековна Тахо-Годи — выдающийся филолог-классик, соратница великого русского философа Алексея Федоровича Лосева, хранительница его наследия. «Фома» беседует с ней о вере и древних языках, о Лосеве и его отношении к Советской власти, а также о том, кого из русских писателей XX века будут помнить потомки. 26 октября 2022 года Святейший Патриарх Кирилл удостоил председателя правления культурно-просветительского общества «Лосевские беседы» философа Азу Алибековну Тахо-Годи ордена равноапостольной khяruhu Oльru I степени. «Я так обрадовалась, когда узнала, как «Отче наш» звучит по-русски!» Расскажите, пожалуйста, о Вашем пути к Православию. Вы с детства были верующая, или пришли к вере позже? Мое самое мое раннее представление о Боге относится ко времени, когда мне было три года. Моя няня говорит мне: «Посмотри, деточка, на небо. Видишь, там Боженька сидит?» Я смотрю и говорю: «Вижу». Это было, так сказать, мое первое «знакомство» с Богом. Мои родители были высоко образованные, очень культурные люди, имевшие огромную библиотеку, массу книг, куда всегда можно было залезть и что-нибудь прочитать, узнать. Единственно чего в этой библиотеке никогда не было, так это Евангелия и Библии. В религиозном отношении мои родители были абсолютно индифферентны. Более того, мама, которая выросла в настоящей православной семье, из Православия перешла в лютеранство для того, чтобы ей можно было выйти замуж за моего отца, который официально считался мусульманином. Хотя он к религии тоже был абсолютно индифферентен. Дело в том, что когда мама с папой поженились, православному человеку нельзя было заключать брак с мусульманином. И единственный, кто мне помог с Библией — моя француженка, с которой я занималась языком. Мадам Жозефина подарила мне французскую Библию с золотым обрезом и мельчайшим шрифтом. Это прекрасная книга, я до сих пор ее храню. Я брала ее с собой всегда и всюду, даже в эвакуацию. Так что свое первое религиозное образование я получала по французской Библии, на французском языке.

http://foma.ru/aza-taho-godi-losev-molil...

Жози, Лесси, Дуся, Лапа – счастливые жизни бездомных собак в наших руках Подкинули на стройку, выбросили из машины – фотограф снимает собак из приюта и их новых хозяев 21 сентября, 2018 Подкинули на стройку, выбросили из машины – фотограф снимает собак из приюта и их новых хозяев Смешную Чебу подкинули на стройку, любвеобильная Бусинка глуха, а Азу выкинули из движущейся машины. Теперь у этих собак из приюта новая жизнь в семье. Фотограф Илья Шубин снимает счастливых животных и их новых хозяев.   Фотограф из Обнинска Илья Шубин ведет проект «Их счастливые жизни в наших руках». Он фотографирует бездомных собак из приюта «Новый Ковчег» и их новых хозяев. Животные, которые могли погибнуть на улице, теперь счастливы в новой семье. Снимки фотограф публикует в своем блоге . Настя и Аза Азу выкинули на трассе из движущейся машины… По счастливой случайности это заметил водитель, ехавший следом, и подобрал ее. Собака не выжила бы на улице — у нее оказалась врожденная патология задних лап. Азу приютил «Новый Ковчег», а через несколько месяцев Настя забрала ее домой. Сейчас Аза живет в любящей семье в веселой компании еще одной собаки и кота, ходит в собачью школу и ведет жизнь счастливой полноценной собаки. Жози и Лесси Сейчас, глядя на этих жизнерадостных собак, не верится, что они были на грани жизни и смерти. У Жози были ужасные химические ожоги, а Лесси практически не могла ходить после того, как ее сбила машина. Светлана и ее семья приложили немало усилий для того, чтобы эти собаки вернулись к полноценной жизни. Ангелина и Чеба Чеба — один из пяти щенков, подброшенных на стройку одного предприятия. Летом маленькие щенки бегали с охранниками, а когда пришла осень и стройка закончилась, щенки остались никому не нужными. Но им повезло — их приютил «Новый Ковчег». А уже весной Чеба нашла своего нового хозяина — постоянного волонтера приюта, замечательную девушку Ангелину. А чем же покорила Ангелину Чеба? Конечно, своими ушами! Дуся, Ляля и Бибика Юля и ее сын Анатолий: «Мы — новые хозяева далматина Бусинки из «Ковчега». Ныне это Дульсинея, она же Дуся, она же Дуняша. И неважно, что наша собака абсолютно глухая и врачи называют ее собакой-инвалидом. Инвалиды те люди, которые ее предали и по чьей вине она попала в приют. Это они глухие — как только можно было предать такую большую, преданную и щедрую на любовь душу!

http://pravmir.ru/zhozi-lessi-dusya-lapa...

Есть с чем идти на исповедь. Да, очень саднит. Сергей Леонидович, а вот, если продолжить эту тему, как вы для себя разрешили вопрос Алеши Карамазова, который говорил, что, когда Христос говорит «раздай всё, иди за мной, я не могу дать только часть и ходить к обедне раз в неделю»? Вот пришлось ли вам разрешать этот выбор в своей жизни? Нет, вот такого выбора у меня не было. У нас в семье был один переломный случай, это 91-й год, когда силами моих российских учителей — там Арсений Владимирович Гулыга, Аза Алибековна Тахо-Годи… В Германию вас должны были отправить. Да. На исследовательскую работу. И там ну все постарались, и наши немецкие коллеги очень сильно постарались, даже жене нашли работу в Мюнхенском университете. И мы, собственно, уже готовились уезжать. То есть из нищей на тот момент России, чтобы было понятно, может быть, тем, кто не помнит это время, вы должны были попасть в обеспеченную Германию… С обеспеченной работой… Интеллектуальной причем, которая вам нравилась. Да, я должен был разбирать архив Франка и писать работу по Франку. И собственно, мы поехали к нашим друзьям в Сергиев Посад. Вот… они были рады за нас. Но мы как-то вот посмотрели им в глаза — и поняли, что надо оставаться и никуда не ехать. Но история, ваши биографические интервью и тексты, которые я читал, готовясь к нашей встрече, говорят, что вы остались, потому что на этой встрече фактически родилось издательство Валаамского монастыря. Из-за этого вы все-таки остались. Я бы сказал, это было… вот, в одной встрече это было два события. Первое событие… То есть когда мы начали обсуждать с покойным игуменом Андроником (Трубачевым) создание издательства Валаамского монастыря или издательского отдела тогда, вот в этот момент было ясно, что мы не поедем. Потому что иначе что обсуждать. То есть как бы вот эта встреча состояла из двух частей. Из первой части — вот этого перелома. А вторая часть: ну, уж если так, то давай посмотрим, что мы будем делать. А как… Об этом я видел, так сказать, это я видел, и читал об этом. А вот, нигде не нашел ответ на вопрос, а как отнеслась Аза Алибековна, как отнесся Гулыга к тому, что вы сказали: спасибо…

http://foma.ru/25-millionov-v-god-iz-nih...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010