Аза приняла его за одного из чужестранцев, приходящих на это место с целями, о которых ей было известно, и сказала ему: – Оставь меня в покое: я не хочу идти сегодня с тобою. Но чужеземец не отошел, а взглянул на нее ласково и сказал ей: – Напрасно думаешь, сестра моя, что я был намерен сказать тебе что-либо дурное. Мне показалось, что ты в каком-то боренье с собою. – Да; я вынимаю ноги из грязи и хочу ступить на горячие уголья. Это требует силы. – Ты очень слаба. – Я два дня не ела. – Так ешь же скорее: со мною есть хлеб и печеная рыба. Чужеземец поспешно перебросил из-за спины холщовую сумку и подал Азе рыбу, и хлеб, и флягу воды, стращенной с вином. Аза стала есть, запивая глотками воды, стращенной с вином, а когда первый мучительный голод ее был утолен, она повела глазами на незнакомца и тихо сказала: – Нехорошо, что я ем твою пищу, ты путешествуешь, и тебе нужен запас для себя. – Не беспокойся, сестра, я могу потерпеть, и поверь, что терпеть гораздо отрадней, чем видеть терпящих. Аза вздрогнула. – Чужестранец! – сказала она, – ты меня накормил и хорошо говоришь… но зачем ты два раза уже назвал меня своею сестрою ? Разве не понимаешь ты, кто я такая? – Ты такое ж создание Бога, как я, и сестра мне. Какое мне дело, чем житейское горе и жестокость людей тебя теперь сделали. Аза вперила в него свои глаза, опять засверкавшие бывалым огнем, и вскричала: – Ты жжешь меня своими словами: ты, быть может, посланник богов? – Я такой же простой человек, как и ты, но все мы посланы сюда Богом, чтобы оказать друг другу любовь и помогать друг другу в горе. – Но если ты простой человек, то кто научил тебя так говорить, что сердце мое горит и трепещет? – Сядем здесь вместе, и я расскажу тебе, кто научил меня так говорить. Несчастная Аза еще больше смутилась. – Как? – сказала она, – ты хочешь сидеть со мной рядом! тебя могут увидеть с блудницей почтенные люди, и что ты им скажешь тогда в оправдание? – Я скажу им, что тот , который всех их почтенней, не гнушался такою, о какой ты вспоминаешь.

http://azbyka.ru/fiction/lev-starca-gera...

– Они были, – отвечал христианин. – Отчего же не все таковы и теперь? – Это трудно, сестра. – В чем же тут трудность? – Слушай, как они жили. Христианин прочел ей на память места из Деяний: «У множества уверовавших в спасительность его учения было одно сердце и одна душа, – никто из имения своего ничего не называл своим, но все у них было общее, и все, что у них было, они разделяли по нужде каждого и каждый день собирались вместе и вместе принимали пишу в веселии и простоте сердца» ( Деян. 4:32 ). – Как это прекрасно! – воскликнула Аза. – Но как это трудно. «Так Иоссия, прозванный от  апостолов Варнавою , что значит „сын утешения“ – левит, родом из Кипра, у которого было свое поместье, – продал его и принес деньги к ногам апостолов» (37). После многих сумрачных дней лицо Азы осветилось отрадной улыбкой: Варнава отдал поместье, и назвали его: «сын утешения»… Аза выше подняла лицо и сказала: – Это нетрудно. – Так иди же отсюда, куда я тебя научу, и расскажи тем людям, к которым придешь, все, что ты мне рассказала. Чужеземец назвал ей место, где сходятся христиане Александрии, и кто их епископ. Аза, ни минуты не медля, встала и пошла по его указанию. Когда Аза пришла, ее сейчас же узнал один клирик и сказал ей: – Мне знакомо лицо твое: ты очень похожа на блудницу, которая часто ходила на берегу Нила? – Я сама и есть та блудница, – отвечала Аза, – но я не хочу возвращаться туда, где ты мог меня видеть, – я хочу быть христианкой. – Это прекрасно, но ты должна прежде очистить себя постом и раскаянием. – Я все готова исполнить, что нужно. Ей сказали, как надо поститься, она пошла и долго постилась, питаясь тем, что ей давали из сострадания. Наконец она изнемогла и пришла снова с просьбой крестить ее и принять со всеми в общенье. Клирики сказали ей: ты должна принести при всех покаяние. – Да, я затем и пришла, чтобы сказать всем, как дурна моя жизнь, но я изнемогаю и боюсь, что скоро умру. Прошу вас: скажите епископу, что я прошу скорее принять меня в общение. Клирики сказали епископу, а тот велел назначить Азе катехизатора, который должен был протолковать ей символ и все догматы веры и потом удостоверить ее познания, и тогда Азу будут крестить.

http://azbyka.ru/fiction/lev-starca-gera...

Закрыть 30 апреля 1945 года. Русский Мир и рождение нации «аза» Кайрат Байгереев   13:24 30.04.2015 723 Время на чтение 3 минуты В преддверии празднования дня великой Победы вновь разгорелась дискуссия о георгиевской ленте. Мое убеждение, что георгиевская или гвардейская лента, является символом присутствия русского мира. Но, что такое русский мир? Почему идет отторжение этого понятия у народов Евразии? Прежде всего, надо видеть, что русский мир не является этническим понятием. Русский мир, как и любая другая цивилизация, это общность людей связанных одним языком, идеологией и культурой. Есть несколько примитивный взгляд на культуру русского мира, ограниченный березками, балалайкой и русским балетом. Важно увидеть различие между культурой русского человека и культурой русского мира, всех достижений русской цивилизации, включая советский период, который был частью тысячелетней истории России. Идеология русского мира это, прежде всего влияние православия. Невозможно ничего понять в России вне христианской ортодоксии, которая стала метанарративом русской цивилизации. Россия состоялась благодаря православию и русский человек в своем изначальном смысле был синонимом православного. Но, идеология русского мира, претерпевала ряд трансформаций, имея (условно говоря) три основных периода: до 17 века - ордынский, после реформ Никона - романовский, а так же, известная идеология советского периода. Советский период являлся логическим завершением парадигмы модерна, в который Россия была вовлечена, начиная с реформ Никона, синхронизировав тем самым свою историю с западной цивилизацией. Именно советский период тотально распространил единую ценностную систему для всех этносов и народов СССР , которая, по сути, была православной, естественно в ее секулярном виде. Поэтому сегодня мы, бывшие граждане СССР, независимо от национальности и религиозной принадлежности, имеем общую ментальность и христианскую систему ценностей. Важным аспектом модерна является трансформация народа в нацию, что и произошло с казахами в процессе социалистической модернизации: кочевой народ «аза» стал нацией «аза», пройдя через мощный прессинг советской истории: коллективизации, индустриализации и самопожертвования в Великую Отечественную войну. Это сравнимо с образованием кристаллов драгоценных камней в недрах земли, когда в результате тектонических сдвигов под высоким давлением и температурой появляются сапфиры, изумруды, рубины, алмазы. Есть глубокий сакральный смысл в том, что именно сын казахского народа, советский офицер Рахимжан Кошкарбаев и русский солдат Григорий Булатов первыми водрузили штурмовое знамя победы на ступенях Рейхстага. Этот день, 30 апреля 1945 года можно считать днем рождения нации аза. Поэтому наша нация является неотъемлимой частью русского мира.

http://ruskline.ru/opp/2015/4/30/30_apre...

Все, знавшие Азу, от нее отвратились – она погибала. Иногда она приходила в свой бывший виноградник, под то самое дерево, на ветвях которого хотел удавиться избавленный ею незнакомец, и вспоминала его рассказ, и всегда находила, что не могла поступить иначе, как она поступила: пусть страдает она, но зато Ио и ее старики спасены!.. Это радовало Азу и давало ей силу терпеть ее унижение; но в другие минуты она была близка к отчаянию и готова была броситься в Нил. Тогда она садилась над кручей на красном, как огустелый ком крови, песчаном холме и размышляла о том: неизбежно ли так всегда должно быть, чтобы добрые были между грязью и калеными угольями? Или будь безучастен к горю людскому, или утони в горе сам? Третий выбор – плетись между грязью и углем. Для чего же тогда нашим сердцам дано знать сострадание? Или небо жестоко? Зачем оттуда никто не сойдет и не укажет, как людям сделать жизнь свою лучше, чтоб отверженных не было и чтоб не было гордых, пресыщенных и нищих? О, если б снизошел оттуда такой великий учитель! если был бы такой человек, как бы она, бедная Аза, хотела рыдать у его ног и во всю жизнь исполнять все, что он ей прикажет. В таком настроении Аза однажды тихо брела вдоль берега Нила по уединенному месту и не встречала сегодня даже буйных мореходцев. Она уже два дня не ела и чувствовала мучительный голод. В глазах у Азы мутилось. Она подошла к реке и нагнулась, чтобы напиться, но сейчас же отскочила в испуге: так самой ей показалось страшно ее изнуренное лицо с померкнувшим взглядом. А так недавно еще никто не решался ее иначе назвать, как «прекрасная Аза». – О, я понимаю теперь, что это значит. Я уже больше не «прекрасная Аза» – я страшна даже самым потерянным людям!.. Голод приблизился, мучительный голод… но я не ропщу… Я посылаю последний привет мой небу, которое внушило мне решенье любить других больше себя, и с тем умираю! Она бросилась к реке, чтобы утонуть, и непременно бы исполнила это, но ее неожиданно кто-то удержал за плечо, и она, оглянувшись, увидала перед собою пожилого человека, скромного вида и в чужестранной одежде.

http://azbyka.ru/fiction/lev-starca-gera...

Наименование «Кербела» толкуется по – разному: курб – Аллах (рядом с Аллахом), кур – Бабил (квартал Вавилона), аль – курб ва аль – бала (скорбь и беда), 10 октября 680 года здесь произошло сражение, память о котором до сих пор живет в сердцах мусульман-шиитов. Претендент на халифский престол Хусейн, внук Мухаммеда, с отрядом в 300 человек сошелся в неравном бою с омейядским халифом Язидом ибн Муавийей и был им разбит. Несмотря на то, что это была обычная борьба за власть, в глазах мусульман – шиитов Хусейн стал символом мученичества, как отдавший жизнь за религию Аллаха. В этот день шииты устраивают специальные обряды и импровизированные представления (та – шабих), в которых во всех подробностях передается битва 680 года. 10 мухаррама (октября), в «день страстей», в 4 часа утра, у двух мечетей Кербелы – мечети Аль – Хусейна и мечети Аббаса, собираются толпы шиитов, и начинается траурное шествие (аза), «процессия огорчения». Эта процессия состоит из трех отдельных ритуалов. В первом участвуют мужчины (синезен), одетые в черные рубахи и бьющие себя в грудь, что является выражением их скорби по имаму Хусейну. Участники второй части церемонии (аза – занажиль) хлещут себя в кровь по спине и плечам специальным орудием для этих истязаний – цепью с прикрепленными на их концах остро наточенными металлическими скобами. Третья часть ритуала (аза – камат) – самая кровавая, и в ней могут участвовать только люди, специально давшие обет совершить этот самоубийственный мазохистский ритуал. У участников этой части церемонии на голове ото лба до затылка выбривается широкая полоса. Они идут в начале процессии, и длинным обоюдоострым мечом (камат, отсюда «аза – камат») наносят себе удары по голове, рассекая кожу. После того, как кровь уже изрядно зальет лица и тела несчастных, они продолжают бить себя по голове уже плоской частью клинка. Все шествие сопровождается битьем в барабаны и медные тарелки, а шествующие громко восклицают: «Шах, Хусейн! Вах, Хусейн!» (Владыка Хусейн, горе Хусейну!) От этих словосочетаний в России и Европе этот церемониал известен, как «шахсей – вахсей». Все три процессии, начавшись у названных мечетей, опять возвращаются к ним. В каждой из этих групп присутствует специальный глашатай (хади), который громко повествует о событиях 680 года в Кербеле и гибели Хусейна.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Внутренние междоусобия, в которых борьба происходила между племенем пришлым, первенствующим и племенем туземным, упавшим с первой на вторую ступень, были, разумеется, весьма редки по самому характеру преобладания аза-ванского, преобладания религиозного; за всем тем память о них не совсем исчезла из предания и выражается в прозвище короля Эгиля Туннадолги, выдержавшего многолетнюю войну против раба по имени Тунне и купившего победу великим трудом и опасными подвигами. По всей вероятности это мнимое имя Тунне есть не что иное как искажение слова тиун, чему соответствует и самое определение этого раба как казначея (тиун с ключами). Как бы то ни было, предание содержит указание на борьбу неравных сословий и, следовательно, распри племенной, ибо судить о ней нельзя как о возмущениях или войнах, нередких на востоке, в которых рабы часто восставали против владык и свергали их с престола. Отношения восточные не похожи на отношения европейские. Рабство восточное есть случайность, нисколько не уничтожающая равенства. Рабство в Европе предполагает по необходимости племенное различие или то, что на Западе считают кровным неблагородством. В этом случае, может быть, одна Россия составляет исключение, которого в Скандинавии и предполагать нельзя. Впрочем, можно ещё допустить догадку не совсем невероятную, что бывший казначей конунга воевал с помощью войск иноземных и наёмных. Выселение Готов (т. е. именитейших родов и их дружины) упрочило преобладание аза-ванского (т. е. сармато-славянского) племени, но жизнь Скандинавии была не безбурна, хотя, по-видимому, она и не представляла в начале своём тех беспрестанных потрясений и переворотов, которые потом в продолжение многих веков составляют её историю. Около начала нашего летосчисления произошло новое выселение из Скандинавии, менее заметное в своём начале, менее блестящее по военной славе, но ещё более важное по своим историческим последствиям. Это было выселение Саксов или Англо-саксов. Различие времени между готским и англо-саксонским движением определяется весьма легко одним простым наблюдением над религией того и другого союза. Готы – поклонники Одина, так же как и Саксы. Иначе и быть не могло; ибо один был туземный бог германо-скандинавского племени; но Готы не знают ещё ничего об Аза-Торе, ни о Ване-Фрейре . Синкретизм трёх религий, слившихся в одну, ещё не утвердился или по крайней мере не обнял всей Скандинавии и заключался ещё в пределах аза-ванской колонии Свитиода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Соцсети — это наркотик? Есть ли проблема зависимости от гаджетов Эксперты считают, что эта паника отвлекает нас от вопросов конфиденциальности и защиты 6 августа, 2018 Эксперты считают, что эта паника отвлекает нас от вопросов конфиденциальности и защиты Эта статья — ответ на документальный фильм BBC, который исследует, как такие компании как Facebook, Twitter и Snapchat привлекают пользователей. Эксперты, принявшие участие в съемках, утверждают, что социальные сети намеренно используют технологии, которые вызывают зависимость у пользователей. Однако ученые, опрошенные Business Insider, считают, что достоверных доказательств этому нет. Зависимость от социальных сетей стала привычным нам “диагнозом”. Инсайдеры Кремниевой долины и психологи подбрасывают в СМИ сообщения о том, как технологичные компании используют “поведенческий наркотик” в своем интерфейсе. Они говорят, что Фейсбук и другие платформы используют психологические трюки, чтобы “поймать” нас на крючок. Но ученые Института интернета Оксфордского университета не согласны с этой идеей. Директор по исследованиям института, профессор Эндрю Пшибылски считает, что “источники” Кремниевой долины не понимают психологию, которой пытаются манипулировать. “Бездонная” тарелка супа и бесконечный скроллинг Один из примеров — функция бесконечной прокрутки, разработанная инженером Кремниевой долины Аза Раскин. Эта функция используется в Фейсбуке и Твиттере и позволяет вам бесконечно прокручивать ленту новостей. В интервью BBC Аза рассказал, что его вдохновил эксперимент с тарелкой супа. Этот психологический эксперимент основан на тезисе, что если дать человеку “бездонную” тарелку супа, он съест больше, чем из обычной тарелки. “Тарелка незаметно пополняется, но вы этого не видите. Будут ли люди есть больше? Оказывается, люди едят намного больше, потому что нет сигнала “я закончил”, — объяснил Аза.  Инженер утверждает, что благодаря эксперименту с тарелкой супа ему удалось создать столь мощный дизайн, что люди становятся зависимыми от него.

http://pravmir.ru/sotsseti-eto-narkotik-...

Верующий ученый во время великого перелома – это был вызов. И богоборческая власть не замедлила с ответом. В июне 1930-го года Лазарь Каганович с трибуны партийного съезда назвал автора книги «Диалектика мифа» мракобесом и черносотенцем. К этому времени Лосев уже был арестован. Его забрали в Страстную субботу. И вместе с единомышленниками обвинили в подготовке контрреволюционного мятежа. Лосевых отправили на строительство Беломорканала. В лагере ученый начал терять зрение, и через несколько лет почти полностью ослеп. Но продолжал работать. У Лосева была изумительная память. Он помнил наизусть огромное количество научных фактов, множество молитв и богослужебных текстов.   Рабочий стол в кабинете А. Ф. Лосева Рукописи Лосева погибали трижды: в дни революции, после ареста, и летом 1941-го, когда фугасной бомбой был уничтожен дом, где Лосевы жили долгие годы. Но он продолжал работать без надежды на публикацию. До смерти Сталина не вышло ни одной книги Лосева. Ему запрещали преподавать философию. Но разрешили читать лекции по античной литературе. Аза Тахо-Годи, заслуженный профессор МГУ им. М.В.Ломоносова: – Когда вдруг студенты узнали, что профессор, который преподает им латынь – философ, они изумились: как это может быть? Философ в нашей советской стране?! Негласный запрет на публикации и преподавание был снят после смерти Сталина. Даже самые близкие друзья Лосева не знали о его монашестве. Знаменитая черная шапочка, которую многие воспринимали как причуду – на самом деле была монашеской скуфьей. Но читатели лосевских книг понимали их подтекст. Многие приходили в дом Лосева на Арбате. Лосев для них был духовным и нравственным ориентиром. Аза Тахо-Годи, заслуженный профессор МГУ им. М.В.Ломоносова: – Студенты, аспиранты, коллеги, друзья спрашивали у меня: «А что Лосев – верующий? Если да, то и мы можем верить». Вот какой был необычный аргумент.   Аза Алибековна Тахо – Годи Еще в конце двадцатых годов Алексей Федорович не принял Декларации митрополита Сергия, не смог смириться с зависимостью Церкви от атеистического государства. Он молился и причащался дома. Но многие из его молодых друзей стали священниками, монахами.

http://sedmitza.ru/text/408158.html

– Жил-был царь с царицей, – начала Рита нараспев, как старая няня Аза, сказку об Очарованном Царевиче. – Вот раз помолились они, и боги дали им сына. И когда он родился, пришли семь Гатор назначить ему судьбу и сказали: «Этот человек умрет от крокодила, змеи или собаки». И царь, узнав о том, огорчился очень, очень. И велел построить башню в горах и поселил в ней царевича. И было ему там хорошо очень, очень… Замолчала, прислушалась к ровному дыханью спящей, поцеловала ее в глаза, чтобы снились хорошие сны, и вышла из комнаты. Старая старушка Аза, царевнина няня, выйдя в сад из душного терема, где томилась бессонницей, и, увидев что-то мелькнувшее между стволами деревьев, белое, как призрак, испугалась, подумала: «Уж не Тэйя ли?» Знала, что покойная царица ходит по ночам. Но, узнав царевну Меритатону, быстро бежавшую, окликнула ее. Та остановилась, оглянулась, но ничего не ответила, побежала дальше и скрылась за чащей кустов. Как ни привыкла Аза к царевниным причудам, все же удивилась, а потом вдруг опять испугалась, но уже по-иному: что-то почудилось ей в белом призраке непризрачно-жуткое. Побежала за нею, но старые ноги плохо слушались. Долго бегала, искала, кликала, но той и след простыл. Встретила садовника. – Видел царевну? – Видел. – Где? – На Лотосном пруду, в часовне. – Что она там делает? – Не могу знать. – Ну-ка, пойдем, посмотрим. Подошли к часовне. Внутрь ее садовник войти не посмел. А старушка как вошла – завопила, выскочила, едва не сбила садовника с ног и, продолжая вопить, повалилась наземь. Он вошел в часовню и увидел, что царевна висит на медном шесте завесы перед жертвенником. Петлю сделала из оторванного шнура, но так неискусно, что узел на шее ослаб, соскользнул, и тело, повиснув неровно, уперлось носком левой ноги в угол опрокинутой скамьи, на которую встала она, чтобы перекинуть петлю через шест. Когда садовник перерезал шнур и вынул шею царевны из петли, она уже не дышала, и страшно посиневшее лицо ее было так неподвижно, что он подумал: «Удавилась до смерти!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Протоиерей Андрей Близнюк . Как говорить с детьми о Боге. Пять ошибок родителей . [Дети верующих родителей часто задают своим мамам и папам вопросы о вере. Но далеко не всегда родители правильно на такие вопросы реагируют — причем речь не только о содержании их ответов, но и вообще об отношении к подобным вопросам. Какие ошибки наиболее типичны и как их избежать, рассказывает протоиерей Андрей Близнюк , законоучитель в Свято-Петровской школе (Москва)]. Аппликации Марии Сосниной//Фома. декабрь 2022. — С.66-69. — (раздел « Люди »). Священник Василий Гелеван : « Нашу машину остановили, и на нас направили оружие ». Как священник попал в страшную историю в Бразилии . Подготовила Сабина Кухарчук . Фото Дениса Маханько и из архива автора//Фома. декабрь 2022. — С.70-71. — (раздел «Люди»). Федор Лобанов . Аза Тахо-Годи: ученица великого философа, ставшая его ангелом-хранителем . [Если бы не встреча с этой женщиной, творческая, а может, и физическая жизнь Алексея Федоровича Лосева, одного из последних крупных мыслителей, которых дал религиозной русской философии Серебряный век, окончилась бы гораздо раньше. Сорок четыре года Аза Алибековна Тахо-Годи была с ним рядом и свое служение, этот колоссальный душевный и физический труд, воспринимала как данность. И при этом сама защитила кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию, тридцать лет заведовала кафедрой и преподавала в МГУ и Литинституте. 26 октября 2022 года Азе Алибековне исполнилось 100 лет]. Фото из архива Азы Тахо-Годи//Фома. декабрь2022. — С.72-77. — (раздел « Люди »). Академия журнала «Фома» : Новые онлайн-курсы «Фомы». Присоединяйтесь к  " Академии " Фомы« " :на сайтеACADEMY.FOMA.RU. Ил. Фото//Фома. декабрь 2020. — С.78- 79. — (раздел « Люди », рубрика « Академия журнала «Фома »). Предлагаются онлайн-курсы: Древний Рим. Язык, философия, политика. [Вергилий против Гомера: чем римский эпос отличается от греческого? Как появилась латынь и как Рим стал империей? Квинтилиан: советы главного римского оратора, которые работают до сих пор. Цицерон и Платон: идеальное государство. Сенека: как сохранить разум в безумные времена].Автор курса: Юрий Шичалин — доктор философских наук, филолог-классик, переводчик, создатель классической гимназии, профессор. Ведущие: Алексей Беликов и Ильяс Гимадеев — кандидаты филологических наук, доценты кафедры классической филологии филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Совместный проект журнала «Фома» и Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Юрия Шичалина. При поддержке Президентского фонда культурных инициатив. QR-koд, записаться и пройти курс про Древний Рим БЕСПЛАТНО. — С.78;

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-236...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010