– Они были, – отвечал христианин. – Отчего же не все таковы и теперь? – Это трудно, сестра. – В чем же тут трудность? – Слушай, как они жили. Христианин прочел ей на память места из Деяний: «У множества уверовавших в спасительность его учения было одно сердце и одна душа, – никто из имения своего ничего не называл своим, но все у них было общее, и все, что у них было, они разделяли по нужде каждого и каждый день собирались вместе и вместе принимали пишу в веселии и простоте сердца» ( Деян. 4:32 ). – Как это прекрасно! – воскликнула Аза. – Но как это трудно. «Так Иоссия, прозванный от апостолов Варнавою , что значит „сын утешения“ – левит, родом из Кипра, у которого было свое поместье, – продал его и принес деньги к ногам апостолов» (37). После многих сумрачных дней лицо Азы осветилось отрадной улыбкой: Варнава отдал поместье, и назвали его: «сын утешения»… Аза выше подняла лицо и сказала: – Это нетрудно. – Так иди же отсюда, куда я тебя научу, и расскажи тем людям, к которым придешь, все, что ты мне рассказала. Чужеземец назвал ей место, где сходятся христиане Александрии, и кто их епископ. Аза, ни минуты не медля, встала и пошла по его указанию. Когда Аза пришла, ее сейчас же узнал один клирик и сказал ей: – Мне знакомо лицо твое: ты очень похожа на блудницу, которая часто ходила на берегу Нила? – Я сама и есть та блудница, – отвечала Аза, – но я не хочу возвращаться туда, где ты мог меня видеть, – я хочу быть христианкой. – Это прекрасно, но ты должна прежде очистить себя постом и раскаянием. – Я все готова исполнить, что нужно. Ей сказали, как надо поститься, она пошла и долго постилась, питаясь тем, что ей давали из сострадания. Наконец она изнемогла и пришла снова с просьбой крестить ее и принять со всеми в общенье. Клирики сказали ей: ты должна принести при всех покаяние. – Да, я затем и пришла, чтобы сказать всем, как дурна моя жизнь, но я изнемогаю и боюсь, что скоро умру. Прошу вас: скажите епископу, что я прошу скорее принять меня в общение. Клирики сказали епископу, а тот велел назначить Азе катехизатора, который должен был протолковать ей символ и все догматы веры и потом удостоверить ее познания, и тогда Азу будут крестить. |
Все, знавшие Азу, от нее отвратились – она погибала. Иногда она приходила в свой бывший виноградник, под то самое дерево, на ветвях которого хотел удавиться избавленный ею незнакомец, и вспоминала его рассказ, и всегда находила, что не могла поступить иначе, как она поступила: пусть страдает она, но зато Ио и ее старики спасены!.. Это радовало Азу и давало ей силу терпеть ее унижение; но в другие минуты она была близка к отчаянию и готова была броситься в Нил. Тогда она садилась над кручей на красном, как огустелый ком крови, песчаном холме и размышляла о том: неизбежно ли так всегда должно быть, чтобы добрые были между грязью и калеными угольями? Или будь безучастен к горю людскому, или утони в горе сам? Третий выбор – плетись между грязью и углем. Для чего же тогда нашим сердцам дано знать сострадание? Или небо жестоко? Зачем оттуда никто не сойдет и не укажет, как людям сделать жизнь свою лучше, чтоб отверженных не было и чтоб не было гордых, пресыщенных и нищих? О, если б снизошел оттуда такой великий учитель! если был бы такой человек, как бы она, бедная Аза, хотела рыдать у его ног и во всю жизнь исполнять все, что он ей прикажет. В таком настроении Аза однажды тихо брела вдоль берега Нила по уединенному месту и не встречала сегодня даже буйных мореходцев. Она уже два дня не ела и чувствовала мучительный голод. В глазах у Азы мутилось. Она подошла к реке и нагнулась, чтобы напиться, но сейчас же отскочила в испуге: так самой ей показалось страшно ее изнуренное лицо с померкнувшим взглядом. А так недавно еще никто не решался ее иначе назвать, как «прекрасная Аза». – О, я понимаю теперь, что это значит. Я уже больше не «прекрасная Аза» – я страшна даже самым потерянным людям!.. Голод приблизился, мучительный голод… но я не ропщу… Я посылаю последний привет мой небу, которое внушило мне решенье любить других больше себя, и с тем умираю! Она бросилась к реке, чтобы утонуть, и непременно бы исполнила это, но ее неожиданно кто-то удержал за плечо, и она, оглянувшись, увидала перед собою пожилого человека, скромного вида и в чужестранной одежде. |
Закрыть 30 апреля 1945 года. Русский Мир и рождение нации «аза» Кайрат Байгереев 13:24 30.04.2015 730 Время на чтение 3 минуты В преддверии празднования дня великой Победы вновь разгорелась дискуссия о георгиевской ленте. Мое убеждение, что георгиевская или гвардейская лента, является символом присутствия русского мира. Но, что такое русский мир? Почему идет отторжение этого понятия у народов Евразии? Прежде всего, надо видеть, что русский мир не является этническим понятием. Русский мир, как и любая другая цивилизация, это общность людей связанных одним языком, идеологией и культурой. Есть несколько примитивный взгляд на культуру русского мира, ограниченный березками, балалайкой и русским балетом. Важно увидеть различие между культурой русского человека и культурой русского мира, всех достижений русской цивилизации, включая советский период, который был частью тысячелетней истории России. Идеология русского мира это, прежде всего влияние православия. Невозможно ничего понять в России вне христианской ортодоксии, которая стала метанарративом русской цивилизации. Россия состоялась благодаря православию и русский человек в своем изначальном смысле был синонимом православного. Но, идеология русского мира, претерпевала ряд трансформаций, имея (условно говоря) три основных периода: до 17 века - ордынский, после реформ Никона - романовский, а так же, известная идеология советского периода. Советский период являлся логическим завершением парадигмы модерна, в который Россия была вовлечена, начиная с реформ Никона, синхронизировав тем самым свою историю с западной цивилизацией. Именно советский период тотально распространил единую ценностную систему для всех этносов и народов СССР , которая, по сути, была православной, естественно в ее секулярном виде. Поэтому сегодня мы, бывшие граждане СССР, независимо от национальности и религиозной принадлежности, имеем общую ментальность и христианскую систему ценностей. Важным аспектом модерна является трансформация народа в нацию, что и произошло с казахами в процессе социалистической модернизации: кочевой народ «аза» стал нацией «аза», пройдя через мощный прессинг советской истории: коллективизации, индустриализации и самопожертвования в Великую Отечественную войну. Это сравнимо с образованием кристаллов драгоценных камней в недрах земли, когда в результате тектонических сдвигов под высоким давлением и температурой появляются сапфиры, изумруды, рубины, алмазы. Есть глубокий сакральный смысл в том, что именно сын казахского народа, советский офицер Рахимжан Кошкарбаев и русский солдат Григорий Булатов первыми водрузили штурмовое знамя победы на ступенях Рейхстага. Этот день, 30 апреля 1945 года можно считать днем рождения нации аза. Поэтому наша нация является неотъемлимой частью русского мира. |
Наименование «Кербела» толкуется по – разному: курб – Аллах (рядом с Аллахом), кур – Бабил (квартал Вавилона), аль – курб ва аль – бала (скорбь и беда), 10 октября 680 года здесь произошло сражение, память о котором до сих пор живет в сердцах мусульман-шиитов. Претендент на халифский престол Хусейн, внук Мухаммеда, с отрядом в 300 человек сошелся в неравном бою с омейядским халифом Язидом ибн Муавийей и был им разбит. Несмотря на то, что это была обычная борьба за власть, в глазах мусульман – шиитов Хусейн стал символом мученичества, как отдавший жизнь за религию Аллаха. В этот день шииты устраивают специальные обряды и импровизированные представления (та – шабих), в которых во всех подробностях передается битва 680 года. 10 мухаррама (октября), в «день страстей», в 4 часа утра, у двух мечетей Кербелы – мечети Аль – Хусейна и мечети Аббаса, собираются толпы шиитов, и начинается траурное шествие (аза), «процессия огорчения». Эта процессия состоит из трех отдельных ритуалов. В первом участвуют мужчины (синезен), одетые в черные рубахи и бьющие себя в грудь, что является выражением их скорби по имаму Хусейну. Участники второй части церемонии (аза – занажиль) хлещут себя в кровь по спине и плечам специальным орудием для этих истязаний – цепью с прикрепленными на их концах остро наточенными металлическими скобами. Третья часть ритуала (аза – камат) – самая кровавая, и в ней могут участвовать только люди, специально давшие обет совершить этот самоубийственный мазохистский ритуал. У участников этой части церемонии на голове ото лба до затылка выбривается широкая полоса. Они идут в начале процессии, и длинным обоюдоострым мечом (камат, отсюда «аза – камат») наносят себе удары по голове, рассекая кожу. После того, как кровь уже изрядно зальет лица и тела несчастных, они продолжают бить себя по голове уже плоской частью клинка. Все шествие сопровождается битьем в барабаны и медные тарелки, а шествующие громко восклицают: «Шах, Хусейн! Вах, Хусейн!» (Владыка Хусейн, горе Хусейну!) От этих словосочетаний в России и Европе этот церемониал известен, как «шахсей – вахсей». Все три процессии, начавшись у названных мечетей, опять возвращаются к ним. В каждой из этих групп присутствует специальный глашатай (хади), который громко повествует о событиях 680 года в Кербеле и гибели Хусейна. |
Внутренние междоусобия, в которых борьба происходила между племенем пришлым, первенствующим и племенем туземным, упавшим с первой на вторую ступень, были, разумеется, весьма редки по самому характеру преобладания аза-ванского, преобладания религиозного; за всем тем память о них не совсем исчезла из предания и выражается в прозвище короля Эгиля Туннадолги, выдержавшего многолетнюю войну против раба по имени Тунне и купившего победу великим трудом и опасными подвигами. По всей вероятности это мнимое имя Тунне есть не что иное как искажение слова тиун, чему соответствует и самое определение этого раба как казначея (тиун с ключами). Как бы то ни было, предание содержит указание на борьбу неравных сословий и, следовательно, распри племенной, ибо судить о ней нельзя как о возмущениях или войнах, нередких на востоке, в которых рабы часто восставали против владык и свергали их с престола. Отношения восточные не похожи на отношения европейские. Рабство восточное есть случайность, нисколько не уничтожающая равенства. Рабство в Европе предполагает по необходимости племенное различие или то, что на Западе считают кровным неблагородством. В этом случае, может быть, одна Россия составляет исключение, которого в Скандинавии и предполагать нельзя. Впрочем, можно ещё допустить догадку не совсем невероятную, что бывший казначей конунга воевал с помощью войск иноземных и наёмных. Выселение Готов (т. е. именитейших родов и их дружины) упрочило преобладание аза-ванского (т. е. сармато-славянского) племени, но жизнь Скандинавии была не безбурна, хотя, по-видимому, она и не представляла в начале своём тех беспрестанных потрясений и переворотов, которые потом в продолжение многих веков составляют её историю. Около начала нашего летосчисления произошло новое выселение из Скандинавии, менее заметное в своём начале, менее блестящее по военной славе, но ещё более важное по своим историческим последствиям. Это было выселение Саксов или Англо-саксов. Различие времени между готским и англо-саксонским движением определяется весьма легко одним простым наблюдением над религией того и другого союза. Готы – поклонники Одина, так же как и Саксы. Иначе и быть не могло; ибо один был туземный бог германо-скандинавского племени; но Готы не знают ещё ничего об Аза-Торе, ни о Ване-Фрейре . Синкретизм трёх религий, слившихся в одну, ещё не утвердился или по крайней мере не обнял всей Скандинавии и заключался ещё в пределах аза-ванской колонии Свитиода. |
Соцсети — это наркотик? Есть ли проблема зависимости от гаджетов Эксперты считают, что эта паника отвлекает нас от вопросов конфиденциальности и защиты 6 августа, 2018 Эксперты считают, что эта паника отвлекает нас от вопросов конфиденциальности и защиты Эта статья — ответ на документальный фильм BBC, который исследует, как такие компании как Facebook, Twitter и Snapchat привлекают пользователей. Эксперты, принявшие участие в съемках, утверждают, что социальные сети намеренно используют технологии, которые вызывают зависимость у пользователей. Однако ученые, опрошенные Business Insider, считают, что достоверных доказательств этому нет. Зависимость от социальных сетей стала привычным нам “диагнозом”. Инсайдеры Кремниевой долины и психологи подбрасывают в СМИ сообщения о том, как технологичные компании используют “поведенческий наркотик” в своем интерфейсе. Они говорят, что Фейсбук и другие платформы используют психологические трюки, чтобы “поймать” нас на крючок. Но ученые Института интернета Оксфордского университета не согласны с этой идеей. Директор по исследованиям института, профессор Эндрю Пшибылски считает, что “источники” Кремниевой долины не понимают психологию, которой пытаются манипулировать. “Бездонная” тарелка супа и бесконечный скроллинг Один из примеров — функция бесконечной прокрутки, разработанная инженером Кремниевой долины Аза Раскин. Эта функция используется в Фейсбуке и Твиттере и позволяет вам бесконечно прокручивать ленту новостей. В интервью BBC Аза рассказал, что его вдохновил эксперимент с тарелкой супа. Этот психологический эксперимент основан на тезисе, что если дать человеку “бездонную” тарелку супа, он съест больше, чем из обычной тарелки. “Тарелка незаметно пополняется, но вы этого не видите. Будут ли люди есть больше? Оказывается, люди едят намного больше, потому что нет сигнала “я закончил”, — объяснил Аза. Инженер утверждает, что благодаря эксперименту с тарелкой супа ему удалось создать столь мощный дизайн, что люди становятся зависимыми от него. |
Верующий ученый во время великого перелома – это был вызов. И богоборческая власть не замедлила с ответом. В июне 1930-го года Лазарь Каганович с трибуны партийного съезда назвал автора книги «Диалектика мифа» мракобесом и черносотенцем. К этому времени Лосев уже был арестован. Его забрали в Страстную субботу. И вместе с единомышленниками обвинили в подготовке контрреволюционного мятежа. Лосевых отправили на строительство Беломорканала. В лагере ученый начал терять зрение, и через несколько лет почти полностью ослеп. Но продолжал работать. У Лосева была изумительная память. Он помнил наизусть огромное количество научных фактов, множество молитв и богослужебных текстов. Рабочий стол в кабинете А. Ф. Лосева Рукописи Лосева погибали трижды: в дни революции, после ареста, и летом 1941-го, когда фугасной бомбой был уничтожен дом, где Лосевы жили долгие годы. Но он продолжал работать без надежды на публикацию. До смерти Сталина не вышло ни одной книги Лосева. Ему запрещали преподавать философию. Но разрешили читать лекции по античной литературе. Аза Тахо-Годи, заслуженный профессор МГУ им. М.В.Ломоносова: – Когда вдруг студенты узнали, что профессор, который преподает им латынь – философ, они изумились: как это может быть? Философ в нашей советской стране?! Негласный запрет на публикации и преподавание был снят после смерти Сталина. Даже самые близкие друзья Лосева не знали о его монашестве. Знаменитая черная шапочка, которую многие воспринимали как причуду – на самом деле была монашеской скуфьей. Но читатели лосевских книг понимали их подтекст. Многие приходили в дом Лосева на Арбате. Лосев для них был духовным и нравственным ориентиром. Аза Тахо-Годи, заслуженный профессор МГУ им. М.В.Ломоносова: – Студенты, аспиранты, коллеги, друзья спрашивали у меня: «А что Лосев – верующий? Если да, то и мы можем верить». Вот какой был необычный аргумент. Аза Алибековна Тахо – Годи Еще в конце двадцатых годов Алексей Федорович не принял Декларации митрополита Сергия, не смог смириться с зависимостью Церкви от атеистического государства. Он молился и причащался дома. Но многие из его молодых друзей стали священниками, монахами. |
– Жил-был царь с царицей, – начала Рита нараспев, как старая няня Аза, сказку об Очарованном Царевиче. – Вот раз помолились они, и боги дали им сына. И когда он родился, пришли семь Гатор назначить ему судьбу и сказали: «Этот человек умрет от крокодила, змеи или собаки». И царь, узнав о том, огорчился очень, очень. И велел построить башню в горах и поселил в ней царевича. И было ему там хорошо очень, очень… Замолчала, прислушалась к ровному дыханью спящей, поцеловала ее в глаза, чтобы снились хорошие сны, и вышла из комнаты. Старая старушка Аза, царевнина няня, выйдя в сад из душного терема, где томилась бессонницей, и, увидев что-то мелькнувшее между стволами деревьев, белое, как призрак, испугалась, подумала: «Уж не Тэйя ли?» Знала, что покойная царица ходит по ночам. Но, узнав царевну Меритатону, быстро бежавшую, окликнула ее. Та остановилась, оглянулась, но ничего не ответила, побежала дальше и скрылась за чащей кустов. Как ни привыкла Аза к царевниным причудам, все же удивилась, а потом вдруг опять испугалась, но уже по-иному: что-то почудилось ей в белом призраке непризрачно-жуткое. Побежала за нею, но старые ноги плохо слушались. Долго бегала, искала, кликала, но той и след простыл. Встретила садовника. – Видел царевну? – Видел. – Где? – На Лотосном пруду, в часовне. – Что она там делает? – Не могу знать. – Ну-ка, пойдем, посмотрим. Подошли к часовне. Внутрь ее садовник войти не посмел. А старушка как вошла – завопила, выскочила, едва не сбила садовника с ног и, продолжая вопить, повалилась наземь. Он вошел в часовню и увидел, что царевна висит на медном шесте завесы перед жертвенником. Петлю сделала из оторванного шнура, но так неискусно, что узел на шее ослаб, соскользнул, и тело, повиснув неровно, уперлось носком левой ноги в угол опрокинутой скамьи, на которую встала она, чтобы перекинуть петлю через шест. Когда садовник перерезал шнур и вынул шею царевны из петли, она уже не дышала, и страшно посиневшее лицо ее было так неподвижно, что он подумал: «Удавилась до смерти!» |
Тайный монах В июне 1929 года Алексей Федорович и его жена и помощница приняли тайный постриг с именами Андроник и Афанасия. Перед постригом Валентина Михайловна написала в дневнике: «Предстоит мученичество за исповедование Христа. Или надо уходить в пустыню, или на подвиг исповедничества». Лосевы на Беломорканале, 1933 год А через год вышла «Диалектика мифа» Лосева, приведшая обоих супругов в тюрьму, а потом в лагерь. С тех пор Лосев до конца жизни носил скуфью — свою знаменитую шапочку, в которой он запечатлен практически на каждой фотографии. В кругу семьи Вторая жена-сестра В 1944 году в семью Лосевых вошла аспирантка Алексея Федоровича, дочь репрессированных родителей Аза Тахо-Годи. А десять лет спустя, в 1954 году, Валентина Михайловна Лосева, умирая, сказала ей: «Передаю из рук в руки» и попросила не оставлять Алексея Федоровича, всегда быть с ним вместе. Но в пуританском СССР исполнить этот завет можно было, только получив официальный статус «жены». Так у тайного монаха Лосева появилась вторая «жена»-сестра. Аза Алибековна, доктор филологических наук, почетный профессор МГУ, до последнего дня жизни учителя была его верной помощницей, а после смерти стала хранительницей его наследия. С супругой А. Тахо-Годи в МГУ 3 года ссылки За «Диалектику мифа», в которой ученый критиковал марксизм и «пролетарскую идеологию» в целом, Лосев отправился на строительство Беломоро-Балтийского канала, а его жена — на Алтай. Освободить их только через 3 года удалось первой жене писателя Максима Горького. После ссылки ученому запретили заниматься философией, и он на долгие годы стал всего лишь преподавателем Московского государственного педагогического института. Работал слепым В лагере Лосев сильно повредил зрение, а к концу жизни практически полностью ослеп. Но, несмотря на это, он продолжил научную работу, диктуя свои тексты. В память об этом в Российской государственной библиотеке для слепых установили бюст Лосева — как напоминание о том, что и при потере зрения возможно добиться выдающегося результата в науке и творчестве. Бюст философа Алексея Фёдоровича Лосева в Российской государственной библиотеке для слепых в Москве. Фото Щербаков4/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0 |
Китайцы знают их на Юге, как племя стрелков, воинственных и беспокойных; Персияне, в своих поэтических преданиях, спасаются от них только непобедимой силой Рустема: Аравитяне, наши летописцы и мы видим их бодрыми и смелыми жителями ущелий Кавказских; Греки и Римляне говорят о гордых и непобедимых полках Аланов Сарматских (Азов) и об их красоте. Наконец, Азы мифологии Скандинавской суть высочайший идеал неутомимого воина, которому небо представляется в виде никогда не перестающей битвы. Мы знаем характер их, их истории и их колыбель, именно Мазендеран и юго-восточный берег Каспия. К Индостану (когда бы здравая критика даже и не доказывала, что оттуда никогда никто на Северо-восток не выходил) они принадлежать не могут, ибо в Кабуле они уже являются как племя смешанное (Аза-Вана) и не выходящее из Индии, а врывающееся в неё, вероятно во время великого нашествия Ванадов, воспетого в поэме о смерти Кала-Явана. Сверх того, имена вождей их (т. е. Сарматских) чисто Иранские во всех историках Запада; божество их – Фор (Тхор) есть Фра Великий, Мих-фра; и всякий беспристрастный читатель признает эту истину при сравнении Эдды с Зендавестой, при сличении обязанностей, и действий Мифры и Аза-Фора, их таинственного вооружения – молотом и их постоянного сражения против змеи Агримановой или Мисгардской. Наконец, можно бы найти в имени сына Фора, Магни или Могни, которого младенческая сила освобождает отца от тяжести великана, – магизм, окончательное развитие Мифраизма. Соображая нашествие Киммерийцев на Малую Азии, и Скифов, их победителей, на Иран, с появлением Сарматов (Азов) на низовьях Волги, мы можем определить почти с математической точностью время, когда племя Азов перешло Кавказ: оно относится к VII веку до P.X. Долгие и упорные битвы должны были до того времени происходить в ущельях Кавказских, около Железных и Каспийских ворот, между Иранскими и северными удальцами. Память об этой Кавказской стене, о которой столько преданий осталось на Востоке, перенесена была на Север, на крайнюю границу царства Сарматов, границу, которой они достигли, вероятно, лет за сто до P.X. |
| |