Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗА ЧУДОТВОРЕЦ, 150 ВОИНОВ предыдущая статья Т. 1 , С. 329 опубликовано: 21 апреля 2008г. Содержание АЗА ЧУДОТВОРЕЦ, 150 ВОИНОВ и др. ок. 305), мученики Исаврийские (пам. 19 или 20 нояб.). А. Ч., родом из Исаврии, был взят на военную службу при имп. Диоклетиане . Вскоре, оставив войско, он удалился в пустыню, где проводил время в посте и молитве. Пастухи выдали его местонахождение властям, и, чтобы привести А. Ч. на суд, за ним прислали 150 воинов, к-рых святой обратил ко Христу, найдя по дороге в безводном месте источник для утоления жажды, и убедил их отвести его к Диоклетиану. Император отослал их всех к эпарху Аквилину, к-рый казнил воинов, а А. Ч. приказал рвать железными когтями, затем подверг колесованию и истязанию в печи. Видя стойкость мученика, жена и дочь Аквилина уверовали во Христа и открыто исповедали свою веру, после чего Аквилин приказал обезглавить их вместе с А. Ч. Краткое житие святого было переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В 1-й пол. XIV в. краткое житие вновь было переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. краткое житие было включено в ВМЧ под 19 нояб. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 192-193). Существует также неизданное греч. житие А. Ч. (X в. Cod. Vat. Gr. 807. Fol. 173v - 179v). Гимнография Память святым зафиксирована в источниках к-польского происхождения - Типиконе Великой ц. (IX–XI вв.- Mateos. Typicon. Т. 1. P. 108-109), Минологии Василия II (кон. Х–нач. XI вв.), Петровом Синаксаре (XI в.) и нек-рых др. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 358). Служба А. Ч., не вошедшая в печатные Минеи, известна из греч. рукописи XI в. (Paris. Gr. 259), содержащей 2 канона - анонимный (1-го гласа, - Fol. 187v - 191), приписываемый С. Евстратиадисом гимнографу Василию, и Георгия (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, Fol. 180v - 182). В совр. греч. афинской Минее по 6-й песне канона на утрене помещен ямбический стих А. Ч. |
сла ен и так с х и р. и х о св ящ и ли св ящ ен ин ою. е и х ольк еру ю щ их е н у , б у ду т в един к ак ы О не Т т ак они у ду т един у веру ет и ы ен я. лав у отору а н м : у ду а о. и х и Т н б у ду т соверш е в ое дин и оз на ет м и чт Т о М е н я х ен я. Отче! к от оры х Т М н х о чу чтобы т ам г и он и бы ли М ною в слав у М от ору ю ы не ом у ен с н ов ани и ра. О п ра в едный! и м и Т н е п озн п озн а Т и с ии п оз на ли Т ы п о слал И отк и м им Т и от к любов к от Т М ен н и х б у дет и х . Г Сказ си И и с у с вы ш у чен и к ам и С воим и пот ок К е г бы л с к от оры й в ош ел че ни к и Зн а э т м е ст Иу д пре да т Ег п от ом у Иису част с обирал т ам с у чен и к ам и ои м и . т а з яв воинов лу жи те лей рво с в ящ ен н и к сее о ди у да арям в ети льн и ка м и жи ем . и с у с с у дет ш аза м : ет е? Ему отвечали: И ис у с И ису и м : э н и м и и Иу д а, пре да т ог аза : ст у пи ли аза али ем лю. п ят си : щ е те аза ли : |
при звав ж де с рабов своих и м де с ми н и ск аза им : у п от ребляйт и х оборот , пок ращ у сь. Н граждане н ен авидели и отп ра в или з н и м п о с с ка н е х от и м , чтобы арс твов ал и . к ог в оз в ра т и п олу ц арст в при зва т к рабов те х к от оры дал сере зн а риобрел. ри ш е рв ы й аз ал: с п о ди а н е н . И ск аза ему : х орош доб раб! м алом бы в ерен в оз ьми в у п равлени е де дов. ри ш аза л: сп о дин ! и н в не сла н . т ом у : у дами . ри ш рет и й аза л: сп о дин ! а отору ра ни аверну в ток , т п от ом у же ст ок ий : береш н к и жн еш чего не Г ос подин ск а ем у : т в оим и у ст ам и б у ду с у дит т лу к авы й ра б! т ы зн же сток и й н у ял; ы орот обы бы лью? к аза дстоящ им : т н у т м еющ ем у сят н . к аза м у с п о ди н ! с н . С ка зыв чт в с як ому им е ющ ем у дан б у дет а у н еи м ею щ от н им е тс и т что им е ет ; в рагов ж м ои х т е х к н е х от ели чт обы ца рст вов н н им и п ри вед ит с ю и из бейт ре ою. сх о дя с али м . к ог при бли зи к В ифф агии Вифан и и к н аз ы в а ем ой Елеонск п о дв у х |
бра т и ж и в у щ им Д а м аск е ш ел чтобы та м ош ни х при ве ст и ок овах Иеру са ли м н а ис тязан и е . К ог п у т и п ри бли жалс к Д ам а ск у ок п олу вд ру о с мен велик и й еба. па лю слыш с ори вш ий н е: ав л! ы ен я? е чал: т ы о с п о ди аза н е: и су ь. ыв ш и н ри ш ли х ; ов оривш не али . Т ог ск аза л: Г о сп о ди! м н дела Г о сп о с ка мн е : встан и и в Д ам ас и та м аза у аз на чен ть. 1 А ка к от сла в ы ли ш илс зрен и бы вш и с м н ру к у при ме н в Д ам ас к. Нект А н ан и м у благо че сти вы п зак он у о доб ряем всем и И у деям и ж и в у щ им и в Д ам ас ке , ш н е о н е: л! розри от в ск аза мн е: Бог от ц на ш их чт обы п озн в Е у в и дел П ра вед ни к слыш ла ом у ы у деш в идет еле м с ем и дь ми ом и лыш ал. т а ы длиш ст и риз в ав о спо ис у с а, ог озв ра ти е ру с али м оли рам ри ш ст у п ле ни е , у в и и О с ка м н е: п о спе ш и вы йди ск орее и И еру сали м п отом у з десь не рим у и дете льст в н е. ск аза л: Г о сп о ди! и и зве ст н чт веру ющ их Т зак лю тем н и ц ы и би в |
к аза м : и ст ин н ис ти н н гов в ам : е ои се х е Отец М с ти н н ы ебе с. ож ий ст от о дит ебе и зн ру . а т аза ли : о спо ди! о дав а й м сег ак ой леб. Иису ск аз им : е х ле ж из н при х о дящ и й к М н н б у дет алка т и в еру ющ и й в у ажда и к ог да. аза ам е ет е. н н ри х о дящ н згон сош н ебе не творит М ою п о славш М е ня п о сла вш М ен Отц е с чтобы и М не ни н е погу скре си т о следни й ь. Воля П о сла в ш е М е е ст т чтобы в сяки й видя щ и й Сы н в е ру ющ и й и м ел жи зн ечну ю; о скре ш у сле дни й ь. ли у аза л: см едш и й ебе с. И гов ори ли: н е И и су э И о К от от ц М а зн ае м К ак же гов ори т н : ебе с ? и с у с аз м щ и те еж ду Н и к т н м оже п ри дти к М н е сли не п ривлечет Отец п о с лавш и й М ен я; и Я в о ск реш у о следни й п ророк н ап и сан о: и б у ду т н а у Б Всяки й с лыш авш ий Отца и на у чивш и й х о дит н е. т ц ром ст а ; а. с т ин н ст и н н ющ и й ен ее и зн е чну ю. |
от ом у ог ли а т а щ аза саи я, ро слеп и ла в ои ам е ни ердце лаза м разу м еют сердц ем т ятс е х . аза ог у ори Впро и и на чальн и к мн огие у в е Н его; н фари сее ис п ов еды вали, чтобы т чен ными н агоги, е в у ск у жел лав у . и с у с озг лас ка зал: е ру ющ и й ен ен еру е т о славш ен я. и й ен и дит славш ен я. ет ри ш обы ющ и й ен ста в ьм е. И е сли к т у с лы ш и т М ои и н п оверит н е су жу е и п ри ш не су ди т м и р, п аст и и р. Отв е ргающ ий М е н не п ри н им а ющ ий слов М ои х им е ет с у себе: к Я гов ори у дет сле дни й ь. Иб гов ори не от С ебя; н по с лавш и й М е О т ец О н М н зап ов е ск аза т и ори т ь. з на зап оведь е с т жи зн в ечна И та чт гов гов орю к ак ск аза л М не те ц. Г п раздн и к ом Пасх И ис у с зн чт п ри ш п е рей т от м и ра с к О тц у , о т о, воих у щ и х и он ц х . в ре м в е чери к ог ди у ж в сердце Иу д Сим он ов у Иска риот у пре да т о, и с у с ки у о ди т , с т н юю дежду оте нц е п оясался. |
в н оги х елен и ях ари й ск и х роп а нгели е. Ф и лип п у Г о спо ск аза л: в с та н и и на полден н а дорог у и ду щ у из И е ру сали м у а отора ста . О н и пош вот м у Ефиоп ляни н ев ну х в ельм ожа Кандаки и ц ари ц ы Ефиоп ск ой ран ит е с ех ри ез жавш и й еру сали м е н ия, оз в ращ оле сн иц е та ророка саи ю. у х аза ли п п у о ри ст ан оле сн и ц е. Фи ли пп п о дош и у слыш чт чи т ает п ророка И с аи ск аза л: разу м ееш чт о чит ае ш ь? ск аза л: как могу ра зу ме е с к н нас т м ен и п опро си Фили п п в зой ти и се и м . А м е и П ис ан и к от орое чит ал бы си е: к ак ов ц а в е бы на зак лан и и , ка гнец ри гу щ им ласе а верзает с ои х . н ичи ж ен и и Ег у и лс т разъясни т и лет зе м ли жи зн о. Ев н у х ж с ка Фили п п у : п рош у т с казат ь: к пророк гов ори т э т ли и ли ом гом? ли п п с та и е ствов му и су се . М ежду т е п ро пу т он и п ри ех али в о де; и евну х ск аз ал: в о что пре п ятст в у ет н ре сти т ься? Фи ли п п ж ск аза е му : е с ли веру еш от сердц м ож н ск аз в от в ет: веру ю, рис то н ожи й . ри к аз стан овит оле с н иц у ош л о ду ли п в ну х ст и К ог ж он и вы ш и во ды Д у х Св ят ы й с ош н евну х а Фи ли п п во сх и т и Ангел |
О ск аза и м : н еу жел в т ак н е пон ятл ивы Н еу ж ели н е разу м еет н и чт и звне в х о дящ е ек е ожет скверни т от ом у х о дит х о дит ч ем чищ ает ищ а. алее аза л: сх о дящ ее скверняет И и звну т и се че лов ече с к ис х о дя пом ыслы п ре любо деяни я, любо деяни бий с тва, краж и лих оим с з к ов а рст в неп от ребст в зав ис тли ок б огох у льство, горд о ст мс с т з в ну сх о дит с кверняет п равивш и у ри ш и и от ел, чтобы зна л; таи т ься. Иб у слы ш а Н ем ж ен щ ин а у к от орой до о держ им а бы н е чис ду х ом и при дя, при п ала ж ен щ и на т бы язычниц а ро си рофи н и к и янк а; и п ро с ила чтобы из бе са из чери. Н Иису ск аз ей : дай п реж на сытит и не х орош в х ле у дете й и бро си са м . н а аза ак о сп о ди; рох и й. к аза : т ; ы ш че ри. ри а ш ы ш и а ст ели . Вы й дя и п ки х и Сидонск и х И исус оп пош к Г а ли лей ск ом у через пре делы сяти градия. ри лу х о сн оязы ро сили озлож и т е к у . И ис ус , ведя орон у на ро п ерс ои ш и ем у п люн у о сну лся язы к го; |
ск аза в : вечаеш свя щ е нн и к у ? Иису от ем у : е с с к азал х у п ока жи х у до; е сли х орош бьеш ь н н а язан н ерво свя щ е нн и к у а и афе. он же П ет и у с ка зали ем у : н и у чени к т ре кс ск аза л: ет . и рабов п ерво свя щ ен н и че ски х ро дственн и к том у к от ором у отс ек у х о, гов ори т : и м ? е т ся; от ап ет у х . О т п Иису в прет ори Б ы у и они н вош п рет ори н е о ск верни т обы м ож л ас х у . и ла т ш е им а зал: ин яет н и ка зали у е т: с ли ло дей редали ск а и м : в озьми т за к он у ваш ем у у дит е у деи ка зали ем у : на м не редава е рти и к у дет и су сов оторое аза а м е ак ою ерт м рет . Т ог П ила т в ош е в п рет ори п ри Иису ск аз Ему : Т ы Ц арь И у дейс к ий ? и с у с у : ы ори ш ли гие аза ли не ? Пила отвечал: И у дей Т в ой н аро пе рво с в ящ ен н и ки п редали Т е мн Т ы сделал? И ис у с отвечал: М ое н от м и се го; е от м и се М ое т о слу жи те ли М ои по дв и за ли б ы за М е н чт обы Я н е б ы п редан И у деям ; н н Ц арст М ое не ю да. П ила т ск а Ем у : и та Т ы Иису отвечал: т гов ориш Я Ц на т о |
н и ош ли о ста в или раж у ри ложи ли ам н еча т ь. Г п рош е ст же с у бб от на рассвете п н едели при ш М ари М аг далин и дру а ри с м отре в от сдела ло с велик зе м лет рясен ие и Г о с по сош едш ий н е бе с, при с ту п ам ен ери а м ; и ак олн и н ег; с тра ш ивш и ерегу щ и ри ш ет али ак е ртвы е; же обра т и к ж ен щ ин а м ск аза л: н бойт е зн вы и щ е те Иису са расп ятого; де о ск ре к аза о дой дит о с м отри т е ст о сп о дь, и п ой дит е ск ск аж ит у чени к ам Ег чт во ск ре и м ерт в ы х и пре дв а в а в Г али лее ; ам видит аза ам . вы й по спе ш он и стра х ом и радо в ели к ою п обежали в озве ст и т ь у чен и к ам К ог ш ли он и в озв е с ти т у че ни к ам с Иису в стре т и х и ск аза л: раду йт е сь! И они ри ст у пи х ва т и ли ок лон или с . Т ог гов ори т им И и су с: н бойте сь; п ой дит в оз в е с ти т бра т М оим чтобы ш ли в Г али лею ам и в и ен я. 1 К ог они ш ли н ек и страж и в горо объ пе рв о свя щ ен н и к ам о в с ем в ш ем . и и ш и с арей ш и на м и ещ ан и ам , ка зал и: жи т чени к и к рали ог ; сли х равите бедим п рият н о ст и збавим. |
|