Да гостей, сказывают, с собою взял за своих людей человека пят(ь) ли, шесть ли. А гостей с ним шло изо Царя-Города до Крыма человек з десят(ь), а всех людей с ним шло изо Царя-Города, которые ег(о) и провожали до Перекопи, человек с тритцат(ь). А имат(ь) ему, сказывают, с собою людей из Кафы янычан и гостей. А товару, сказывают, с Скиндерем мног(о). А Скиндер(ь) бол(ь)шее, сказывают, идет на Салтана рухляди купити: денег с ним Салтановых много. А дела за ним великог(о) не чают. А там, сказывают, у Салтана Скиндер(ь)молодой человек – водовоз бывал–потому словет «Сака» И урядства на нем нет нико(то)рог(а) и близко Салтана не живет, а дети ег(о) там торгуют. Да (с) Скиндерем же, деи, идет с торгом гречин Федором зовут, а сказывается Юр(ь)ю Малому родной брат, Дмитреев жо (лл. 266 об. – 267). Сам посол Иван Семенов под твердил в своей грамоте сказанное выше: «А сказывает, Государь, Искендер(ь), что Салтан послал его ныне не посол(ь)ством, – послал его рухляди купити; и речи, Государь, от Салтана к тебе, Государю, сказывает, за ним есть ж(е). А посла, Государь, своег(о) бол(ь)шег(о) Салтан к тебе, Государю, ялся ж прислати (л. 273 об.) Нужно отметить, что на Москве плохо знали нравы и обычаи Султалского двора; поэтому послам часто давались такие предписания, которые трудно было выполнить, и вся их энергия уходила на мелочи этикета и на выполнение сочиненного на Москве посольского церемониала; при чем послы согласно своим должны были оставаться непримиримыми и ничего не уступать в этом отношении туркам. Позабывали па Москве, как это ни странно, и о продажности восточных дипломатов, и совершенно не хотели считаться с алчными турецкими пашами, и, меряя все на свой аршин, требовали личнаго участия Султана в переговорах, между темп как паши и другие турецкие чиновники всех рангов требовали «подарковт», откровенно указывая русским на то, что Султан поступает так, как они «удумают». |
Со всей верою, сердечными очами взирай на Господа в каждом месте и во всякое время, с сердечным желанием переходи за Ним из места в место; да радуется душа твоя, взирая, как Владыка врачует всякие недуги благодатию, изгоняет бесов силою и властью; взойди с Ним в брак в Кане и пей вино Его благословения; лучше же сказать, созерцай благолепие Владыки, не уклоняй ока от созерцания Святого лица, от сладости Его; предвари Его также в пустынном месте и взирай на величие доблестей, умножающихся в святых руках Его владчества. С любовию, брат, ходи со Христом, куда ни пойдет Он. Если Ему последуешь и с Ним ходишь, не прикоснется к тебе зло и не приблизится к тебе лукавый. Последуй за Ним на оную вечерю, на которой предал Он ученикам Своим Святые Тайны. Будь разумным зрителем, как и ноги омывает Он ученикам Своим, и рассуди сам с собою, в удивлении, со страхом всматриваясь очами чистой веры, скажи сам в себе: «Бог Творец, по благости создавший человека из персти, Сам умывает ноги Своей твари». Всмотрись в это, брат, и, прославляя, поклоняйся Его благоволению. Смотри внимательнее, как, благословляя хлеб, раздробляет его во образ собственного Своего пречистого Тела, и как опять благословляет чашу во образ Крови и дает ученикам Своим, и будь сопричастником Его Таин. И изшедши оттуда, войди со своим Владыкою во двор беззаконного Каиафы и жди мужественно, чтобы увидеть поругания, какие Господь претерпел ради тебя; и окажешься совершенным другом Владычним. Последуй за Ним и на крестное место; предстань, как служитель; смотри, как кровь и вода истекли из ребра Его на искупление души твоей, брат. Смотри внимательно, где Его полагают; утреннюй с женами на гробе Его; узри Ангелов, предстоящих там; вслушайся, что Ангелы говорят женам: «воста» Господь, «якоже рече вам» ( Мф.28:6 ). Будь разумным, совершенным, несомненно верующим зрителем всего этого, потому что все действительно так совершилось. |
Ибо, страстно желающий, чтобы его жизнь, имя и дела слышны были в мире, любодействует от Бога, по образу древнего народа Иудейского, как говорит Давид. 105. С несомненной к Богу верой отрекшийся от мира и всего, что в мире, верует, что милостивый и щедрый Господь приемлет приходящих к Нему в и ведая, что Он рабов Своих чрез бесчестие возводит к чести, чрез крайнюю нищету обогащает их, чрез поношения и уничижения прославляет, чрез смерть соделывает наследниками и причастниками жизни посредством их бесчестя, нищеты и пр.)усиливается тещи, как елень жаждущий, к бессмертному источнику, и по ним восходит к горнему, как по по коей Ангелы восходят и нисходят на помощь восходящим, а Бог восседит вверху ее, ожидая наших посильных трудов и усилий, не потому, чтоб Ему радостно было видеть нас трудящимися, но потому, что, будучи человеколюбив, желает награду нам даровать, будто долг. 106. Бог не попускает тем, которые всеусердно текут к Нему, совсем ниспасть (с той лествицы), но, видя их изнемогающими, содействует им и помогает, простирая к ним свыше руку силы Своей и к Себе содействует и явно и неявно, и ведомо и пока они, прошедши всю лествицу, к Нему самому приблизятся, и всецело с Ним соединясь, забудут все земное, с Ним сопребывая там и аще в теле, аще ли кроме тела, не и неизреченных наслаждаясь 107. Праведно есть прежде игу заповедей Христовых подклонить нам выи свои, ни в сторону не уклоняясь, ни вспять не возвращаясь и не отставая, но право и усердно шествуя в них даже до смерти, паче и паче обновляя себя и новым воистину делая себя Божиим раем, пока со Отцем Сын чрез Духа Святаго внидет и станет обитать в нас. |
3. книги приходные, по ним сбирались холст, нити, пшеница, лен, хмель натурою или деньгами за них; 4. пустошные, по ним отдавались в оброк пустоши и другие земельные участки. Расходные книги тоже имели до четырех и пяти отделов: 1. книги денежные, в них записывались покупки разных предметов на монастырский обиход, на церковное употребление, на пищу и одежду братии и служителям, выдача денег взаймы и проч.; в них же писалась выдача денег монастырским и приходским священникам, приходившим в храмовые праздники в казенную или игуменскую келью со св. водою: давалось священнику 6 денег, пономарю 1 или 2 деньги. 2. книги расходные пономарские, по ним давали пономарям воск на свечи, фимиам и ладон. Свечи сучил большею частью сам пономарь, иногда сучили на Городецке посадские, а иногда покупались готовые в Москве; в продажу шли более свечи денежные, тройные, четверные, т. е. ценою в 1 – 4 деньги. Воску выходило в год около З1/2 пудов, фимиаму (простой ладон) около 1 пуда, ладону (росного) до 8 гривенок (фунт.) Масло деревянное не употреблялось; только за некоторые годы, и то с 1636 года, оно было в покупке в небольшом количестве. 3. книги священнические – служащая, по ним давали деньги священникам и диаконам за служение обеден. В XVI и в первой половине XVII стол., как священникам, так и диаконам выдавалось за недельное служение по 2 алт. 2 ден., т. е. по 1 коп. за обедню; к концу XVII стол, плата увеличилась до 4 алт. за неделю. При недостатке служащих священников, служили, напр. в 1636 году, игумен и дано ему за четыре обедни теже два гроша. За ту же плату нередко служили в монастыре спасохолмские священники; диаконов иногда, напр., в том же 1636 г., вовсе не было. |
5. Нечист пред Богом всяк высокосердый (надменный), в руку же руце влагаяй неправедно необезвинится. «Высокосердый» – то же, что надменный. Он высокого мнения о себе и низкого о ближних. На ближних он смотрит свысока и презирает их. Презрение свое к ним он не всегда выражает в словах и на лице, – он питает к ним глубокое презрение в сердце. Этого могут не замечать презираемые, но видит его сердце Всеведущий и потому нечист пред очами Его всяк высокосердый. – Тяжко грешит и строгой ответственности подлежит (не обезвинится) пред Ним также «в руку руце влагаяй неправедно», т.е. тот, кто для успеха в делах неправды соединяется с другими, действует с ними за одно, держась рука за руку. И если он попадется в преступлении, то не оправдает себя тем, что не один совершил его, а с участием других (См. то же . Паримия в понедельник 4-й седмицы В. поста). 6. Начало пути блага еже творити праведная, приятна же пред Богом паче, нежели жрети жертвы. На пути Богоугождения главное (начало) дело состоит в том, чтобы творить правду, – ревновать об исполнении нравственного закона. Это угоднее (приятнее) Богу, чем исполнение обрядового закона, – принесение жертв. 7. Ищай Господа, обрящет разум с правдою. Источник ведения и правды заключается в Боге; посему кто ищет Господа, стремится к общению с Ним, предпочитает благо общения с Ним всякому другому благу, тот обрящет в Нем разум с правдою, тот в законе Господнем найдет руководство к разумению истины и к содеянию правды. 8. Праве же ищущии Его обрящут мир. Мир, который найдут истинно ищущие Господа, состоит в чувстве радости о том, что они нашли в Боге, чего искали, – удовлетворение потребности истины, добра и счастия. |
Павел не встречался с Иисусом, однако с необычайной силой переживал внутреннее единство с Ним. Для него назаретский Учитель был высшим откровением. В своем исследовании об ап. Павле Альберт Швейцер подчеркивает, что «просветитель язычников» был первым из христианских мистиков, сумевшим рассказать об этом опыте, который затем сыграл большую роль в христианской духовности на протяжении веков. Во внутренней жизни Павла опыт единения с Христом был тождествен жизни с Богом, жизни в Царстве Божием, прежде чем оно всецело утвердится в мире. Но мистицизм ап. Павла не означал бегства от жизни. Он считал веру подлинной только тогда, когда она воплощается в действенное служение, в любовь к людям. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, — писал он в 57 г. христианам Коринфа, — то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы». Ревнителям ветхозаветных ритуалов и их противникам ап. Павел говорил, что и те, и другие неправы. Главную ценность имеет не иудейство или язычество, а реальность обновленного бытия во Христе, делающего человека новым творением. Эта реальность глубже всех земных различий. В ней, по слову апостола, «нет ни Еллина, ни Иудея… варвара, скифа, раба, свободного», нет «ни мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе». С Ним верующие обретают духовную свободу, с Ним противостоят тьме, с Ним гибнут и с Ним воскресают. |
Следует знать и то, как почитать детям духовных своих отцов. Приискать отца духовного доброго, боголюбивого и благоразумного, рассудительного и твердого в вере, который подаст пример, а не потаковщика пьяницу, не сребролюбца, не гневливого. Такого следует почитать и слушаться его во всем, и каяться перед ним со слезами, грехи свои поведуя без стыда и без страха, а наставления его исполнять и епитимьи соблюдать по грехам своим 6 . Призывать же его к себе в дом часто, да и к нему приходить на исповедь по всей совести, поученьям его с признательностью внимать, и подчиняться ему во всем, и почитать его, и бить челом ему низко: он учитель наш и наставник. И пребыть перед ним со страхом и признательностью, к нему ходить и давать ему подношения от своих плодов трудов по возможности. Советуйтесь с ним почаще о житии полезном, чтоб удержаться от всяких грехов. Как мужу наставлять и любить жену свою и детей и слуг, как жене слушаться мужа; обо всем советуйтесь с ним всякий день. Исповедоваться же в грехах своих следует перед отцом духовным и открывать грехи свои все, и покоряться ему во всем: ибо заботятся они о наших душах и ответ дадут за нас в день Страшного суда; и не следует ни бранить их, ни осуждать, ни укорять, а если же станут за кого просить, выслушать это, да наказать виновного, по вине смотря, но прежде все обсудив. 7. КАК ПОЧИТАТЬ АРХИЕРЕЕВ, А ТАКЖЕ СВЯЩЕННИКОВ И МОНАХОВ. ВО ВСЕХ СКОРБЯХ ДУШЕВНЫХ И ТЕЛЕСНЫХ С ПОЛЬЗОЮ ИМ ИСПОВЕДОВАТЬСЯ Всегда приходи к священникам и воздавай подобающие им почести, проси у них благословения и духовного наставления и, припадая к ногам их, во всем богоугодном им повинуйся. |
Когда люди с ним встречались, у них как бы был внутри поворачивался какой-то тумблер — и они радовались, когда видели Святейшего. Я видел по лицам монахов, монахинь, прихожан — они сразу расплывались в улыбке, за которой крылась радость. Это была такая безотчетная вещь, которую они совершенно за собой не замечали. Иногда я видел, как с ним встречались чиновники, на которых уже застыла маска их жизни, и когда они смотрели на Патриарха, вдруг на их лицах проступало что-то детское, непосредственное, их лица оживали и маски куда-то исчезали. Надо отдать должное Святейшему — за обликом Патриарха крылась не только какая-то мудрость, опыт, приверженность к традиции, некий консервативный образ русского человека — с бородой, солидного, с посохом и т.д. Нет, что-то в нем проступало такое неотмирное, сияющее, Божественный свет, который людей преображал. То, о чем я сказал, могут подтвердить и другие люди, потому что эти вещи были заметны каждому, кто с ним общался. Я хотел бы вспомнить о том, что связано со мной лично. Святейший Патриарх Алексий сыграл очень большую роль в моей жизни, хотя я не был близким для него человеком. Он вообще не очень сближался с людьми, но при этом у него был свой круг близких людей, которым он доверял и с которыми он делился сокровенным, наверное. Я в их число не входил, просто был его помощником и работал вместе с ним. Но, тем не менее, моя священническая и профессиональная судьба последних пятнадцати лет связаны исключительно с ним. У меня было с ним несколько долгих, по часу, по полтора, разговоров, в течение которых он мне много рассказывал про себя. Как будто думал о том, как бы это не утерялось. |
Псалмопение, совершаемое гласно и устно, без внимания, при значительном развлечении, неотступном от телесных делателей, небрегущих о уме, действует на душу очень слабо, поверхностно, доставляет плоды, сообразные действию. Весьма часто, когда оно совершается неупустительно и в большем количестве, порождает самомнение с его последствиями. говорит схимонах не зная опытно умного делания, погрешительно судят, что умное делание приличествует одним бесстрастным и святым мужам. По этой причине, держась, по внешнему обычаю, одного псалмопения, тропарей и канонов, препочивают в этом одном своем внешнем молении. Они не понимают того, что такое песненное моление предано нам Отцами на время, по немощи и младенчеству ума нашего, чтоб мы, обучаясь мало-помалу, восходили на степень умного делания, а не до кончины нашей пребывали в псалмопении. Что младенчественнее этого, когда мы, прочитав устами наше внешнее моление, увлекаемся радостным мнением, думая о себе, что делаем нечто великое, потешая себя одним количеством и этим питая внутреннего 829 ] Необходимое, существенное условие преуспеяния в молитве Иисусовой есть пребывание в заповедях Господа Иисуса. Будите в любви 831 ], сказал Он ученикам Своим. Что значит пребывать в любви ко Значит: непрестанно памятовать о Нем, непрестанно пребывать в единении с Ним по духу. Первое без последнего мертво, и даже не может осуществиться. Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви 832 ]; если будем постоянно соблюдать заповеди Господа, то духом нашим соединимся с Ним. Если соединимся с Ним духом, то устремимся к Нему всем существом нашим, будем непрестанно памятовать о Нем. Направь поступки твои, все поведение твое по заповедям Господа Иисуса, направь по ним слова твои, направь по ним мысли и чувствования и познаешь свойства Иисуса. |
Пространным рассуждениям и теологуменам Григорий Богослов предпочитал прославление чудес Божиих языком хвалебного гимна, предельно лаконичным и предельно ярким, максимально сдержанным и в то же время вдохновенным и восторженным. Не случайно его проза нередко звучит, как высокая поэзия, и многие его выражения целиком вошли в богослужебную гимнографию Православной Церкви. Таинство Боговоплощения — не объект для построения богословских теорий: оно больше подходит для молитвенного созерцания. Искупление человечества умершим на кресте и воскресшим Христом есть величайшее чудо, которое следует не столько обсуждать, сколько воспевать: Нам, чтобы ожить, необходим был Бог воплотившийся и умерщвленный. Мы умерли с Ним, чтобы очиститься, с Ним воскресли, потому что с Ним умерли, с Ним прославились, потому что с Ним воскресли. Много было в то время чудес — Бог распинаемый, солнце помрачающееся и снова возгорающееся.., завеса разрываемая, кровь и вода, излившиеся из ребра.., земля колеблющаяся, камни разрушающиеся ради Камня, мертвецы восставшие.., знамения при погребении и после погребения, которые воспоет ли кто по достоинству? Но ничто из этого не сравнимо с таинством моего спасения! Немногие капли крови воссозидают весь мир.., собирая и связывая нас воедино. Глава IV. Мистическое богословие Для восточно–христианской традиции был не характерен тот разрыв между духовностью и богословием, между мистицизмом и догмой, которым ознаменовалось развитие христианства на средневековом Западе. Именно поэтому говорить о мистицизме того или иного Отца Церкви в отрыве от его богословия вряд ли возможно. Если мы и попытаемся в настоящей главе рассмотреть несколько тем в качестве мистических , это будет сделано лишь в методических целях — для того, чтобы выделить их среди прочих богословских тем Григория и осветить с возможно большей полнотой. |
|