Где-то пронзительно кричал ослик. Медленно, как бы нехотя, пробуждалась жизнь после недолгого ночного отдыха. Семья была в сборе, когда на пороге показался вестник с указом немедленно прибыть во дворец. Узнав о причине приглашения и предвидя обычный вопрос: «какой ты религии?» – София встала с детьми на молитву. Она молилась так: – Всесильный Боже, подаждь помощь Твою святую, да не устрашится сердце наше гордого мучителя, да не ужаснемся мук и горькой смерти за имя Твое! Встав с молитвы, мать и дочери взялись за руки и пошли во дворец. Дойдя до царских палат, они оградили себя крестным знамением и смело вошли в тронный зал. Там восседал уже в ослепительной своей славе гордый и жестокий Адриан. София и дочери ее спокойно подошли к самому престолу, воздали царю должное поклонение и стали ждать вопросов. Царь, по обычаю, спросил Софию о роде ее, имени и вере. Рассказав о себе все и дойдя до вопроса о вере, София сказала, что она христианка, и тут же начала излагать догматы своей веры, указывая на Христа, как на единственного Спасителя мира. Поражаясь мужеством и мудростью Софии, Адриан повелел отослать ее с детьми к ученой женщине Палладии, надеясь, что та сумеет уговорить их отречься от Христа. Но Палладия оказалась благородной женщиной и не мешала матери пребывать с детьми наедине. Она прекрасно сознавала грозящую им опасность и, восхищаясь их твердостью в вере, всячески старалась скрасить последние дни маленьких девочек и их самоотверженной матери. София раньше никогда не говорила детям о том, что за веру во Христа им, может быть, придется страдать. Ей казалось, что они слишком малы и не поймут, для чего нужны их страдания. Но теперь пришло время говорить об этом, чтобы укрепить в детях мужество. Теперь она им сказала: – Дети мои милые, настало время вашего подвига. Покажите вашу твердую веру в Господа, вашу надежду на Него и вашу любовь к Нему! Ради вечного спасения ваших душ, не пощадите тела вашего, примите уготованные вам муки, как и Господь не пощадил ради вас Своего тела и приял муку смертную Господь и Бог наш! Не пожалейте вашей красоты. Когда она будет отнята муками, Христос украсит вас небесной красотой! Дети любимые, не дайте обмануть вас лживыми словами. Царь сначала будет ласков и станет обещать много подарков, но вы не поддавайтесь его льстивым речам. Все земные радости подобны пыли – дунет ветер и все исчезнет. |
Думаю, не открою тебе большого секрета, если скажу, что православные, как, люди, делятся на две группы. Одни из них могут добиться какой-нибудь цели в своей жизни только под строгим руководством своего наставника, другие достигают того же результата при минимальном внимании с его стороны. В духовной жизни значение наставничества очень велико. Однако, в какой степени духовное руководство необходимо для конкретного методами оно должно по отношению к нему осуществляться, зависит от различных факторов. Имея все их в виду, опытный наставник в первую очередь обращает внимание на характерные особенности личности то духовное состояние, в котором он пребывает в данный момент времени. Так, знаменитый духовник Югской Дорофеевой пустыни иеромонах Адриан ( очень внимательно относился ко всем своим многочисленным духовным чадам. Особенно осмотрительно он давал им какие-либо наставления. Перед тем как что-либо посоветовать, отец Адриан старался выяснить, в каком состоянии находится душа человека. Свое наставление он давал только тогда, когда видел в человеке сердечное подготовленность к его выполнению. Преподобный Антоний Оптинский , как ты уже знаешь, требовал от духовных чад очень точного исполнения своих наставлений. Однако всегда ли он поступал так? Нет, не всегда. Преподобный Антоний совсем по-другому относился к людям, которые недавно начали обращаться к нему за наставлениями или просили у него только один конкретный совет по волнующей их проблеме. «Никогда он не старался насильно убедить кого-нибудь; назидания свои предлагал не в виде заповеди, а более намеком или в виде дружелюбного совета; а если кто сделает возражение, то старец На вопросы посетителей своих почти никогда не отвечал избегал таких вопросов, через которые бы открыто возлагались на него наставника; а между тем искусно направлял общую беседу, так что в течение ее, говоря в третьем лице или рассказывая как будто про себя, он как бы своих собеседников. Часто случалось, что только по выходе от старца посетитель, опомнясь, понимал, что какое-нибудь, как будто к слову сказанное, замечание прямо относилось к нему, к сокровенным его разрешало вопросы, которых старец не дал выговорить; а иному даже чего тот сам в себе прежде не замечал. Если кто некстати высказывал, что понимает мысль и намерение старца, то он тотчас заминал уже разговор о предметах житейских; вообще весьма боялся обнаружить духовные свои с немногими любил беседовать о предметах чисто духовных. Впрочем, с великою умел различать, кому как говорить» 126 . |
В 1722 г. вводится должность обер-прокурора (ПСЗ. Т. 6. 4036). В первые годы существования Святейшего Синода продолжали функционировать Патриаршие приказы; в дальнейшем формируются канцелярии Синода и обер-прокурора с большим штатом чиновников-мирян, а затем и специализированные адм. органы при Синоде (Учебный комитет, Хозяйственное управление, Контроль) - каждый со своим штатным расписанием. На епархиальном уровне были учреждены духовные консистории (совещательные административно-судебные органы при архиереях), членами которых были представители духовенства епархии. Секретарь консистории, отвечавший за организацию ее работы и делопроизводство, был мирянином и подчинялся обер-прокурору Святейшего Синода. На рубеже XVII и XVIII вв. появляются также должности благочинных и викарных архиереев ( викариев ). К кон. XIX в. викарии были назначены почти во всех епархиях. Что касается благочинных, то они пришли на смену поповским старостам, хотя первоначально обе должности сосуществовали ( Адриан. Наказ. 1790). Если поповские старосты избирались духовенством, то благочинные назначались архиереем из числа священнослужителей и осуществляли управление и контроль в пределах отведенных им округов епархии. В Др. Руси на занятие Д. ц. мог претендовать любой человек независимо от происхождения (холопы, а позднее крепостные крестьяне предварительно освобождались своим владельцем, к-рый, как правило, и ходатайствовал о назначении их на должность). В XVII и особенно в XVIII в. церковная политика гос-ва привела к постепенному формированию замкнутого духовного сословия и к фактическому превращению мн. Д. ц. в наследственные. Признавалось, что сыновья приходских священнослужителей имеют преимущественное право на занятие должностей отцов после их смерти. |
Итак созданное положением Александрии стремление к еклектизму благоприятствовало с одной стороны появлению в Александрийской огласительной школе язычников тем, что заставляло их идти сюда. Подобным же образом благоприятствовала этому Александрийская образованность и с обратной стороны, вызывая катехетов на уступку требованиям Александрийской веротерпимости и на допущение к слушанию своих бесед язычников. Пока христианская община в Александрии не была еще достаточно широка и пока на кафедре огласительной школы не явился в силу этого образованный александриец или, по крайней мере, проникнутый Александрийскою образованностию человек – так как образованные, как известно, стали обращаться позже народной массы, – до тех пор нет в христианской Александрийской школе язычников, в ней собираются только Но при достаточном размножении членов Александрийской церкви и язычники появляются в качестве слушателей оглашений. Это факт. Хотя он не сложен, не определен и до того общ, что почти нельзя уловить рельефных деталей его, однако он, рефлектированный указанным нами способом, служит в некоторой степени подтверждением тому, что мы хотим высказать. Лишь только на кафедре Александрийской христианской школы явился такой, из среды Александровской образованности вышедший, катехет, он уже самым направлением последней, естественно, был приучен к кроткому, миролюбивому отношению к язычникам и потому доставляет им свободный вход в Александрийскую школу. Говоря о такой веротерпимости ученых Александрийской церкви, Адриан в указанном нами месте замечает еще: христианские епископы Александрии предались культу Хотя это очевидно преувеличение, тем не менее ясно указывает на снисходительное и братское отношение христианских учителей Александрии к языческому населению города. |
В 1676 году 15 апреля патриарх Иоаким дал указ на Печатный двор: «В служебниках, что ныне печатаются, святейших вселенских патриархов Константинопольскаго имярек, Александрийского имярек, Антиохийского имярек. Иерусалимского имярек не печатати для того, что о именах их подлинной ведомости нет» (Приходно-расходные книги Московского печатного двора, 67, л. 32). «Великая похвала», однако же, по-прежнему печаталась в Служебнике. В 1699 году патриарх Адриан приказал в Служебниках относительно данного момента сделать следующую прибавку: «Аще архиерей служит, диакон прежде: первых помяни, Господи, господина возглашает: всех и и певцы тоежде, и глаголет возгласно архиерей: первых помяни, и потом диакон, при дверех стоя, держа орарь крайними персты, глаголет, господина Святейшаго, имярек, патриарха Московскаго и всея и т.д., но без упоминания уже о восточных патриархах (Приходно-расходные книги Московского печатного двора, 97. См, Служебник 1693 г., л. 131, изд. 1699). Этим указом раз и навсегда установлено было, что «Великая похвала» есть принадлежность архиерейского чина литургии и только изредка допускается для архимандритов первоклассных монастырей как особое отличие, вместе с осенением дикирием и трикирием и другими отличиями. Нынешний вид «Великая похвала» получила со времени издания Архиерейского чиновника в 1721 году. Не лишён интереса тот факт, что греческий текст «Великой похвалы» в Евхологии 1602 подвергся суровому осуждению справщика Московского печатного двора иверского архимандрита Дионисия Грека, сменившего старца Арсения Грека (Белокуров С. А. Сильвестра Медведева «Известие истинное...». С. 86). Рассматриваемый вопрос в брошюре о. прот. К. Т. Никольского «Возглашения на литургии о царе и царском семействе», СПб., 1897, изложен весьма спутанно и с большими неточностями (с. 15–20). |
Некоторые из них носят явные признаки подложности; другие, принадлежа глубокой древности и восходя ко времени Иустина или еще древнее, по своему слогу, содержанию или другим признакам представляют, однако основания сомневаться в их происхождении от Иустина, и подлинность их подвергается спору и пререканиям. Тем важнее для нас те сочинения его, которые дошли до нас с несомненными признаками своей подлинности и вообще принадлежат к главнейшим произведениям Иустина. Таковы: две Апологии и разговор с Трифоном Иудеем. II. Литературными памятниками апологетической деятельности Иустина против язычества служат известные ныне две апологии его, большая и малая, обе они всеми учеными единогласно признаются подлинными сочинениями Иустина. Такое признание основывается как на содержании самих апологий, так и на свидетельстве Евсевия и проводимых им отрывках, которые находятся и в дошедших до нас апологиях. (Ц. Ист. IY, 8–17). Эта апология состоит из 68 глав. Как видно из написания (гл. 1), она обращена «к императору Титу Элию Адриану, Антонину Благочестивому, Августу кесарю, к сыну его Верессиму философу (т. е. Марку Аврелию Веру, которого еще Адриан очень любил и назвал Верессимом) и к Люцию, природному сыну кесаря-философа и усыновленному сыну Благочестивого, любителю учености, и к достопочтенному сенату и всему римскому народу». Здесь Иустин безбоязненно называет себя самого и исповедавши свое христианство, прямо обращает речь свою к правителям империи, поставляет им на вид их прозвания – благочестивый и философ, и то, чего они требуют. «Вы называетесь благочестивыми и философами и слывете везде блюстителями правды и любителями науки: теперь окажется, таковы ли вы на самом деле. |
Из протоколов, вошедших в анкету, ниже помещается как образец протокол, составленный 10 февраля 1919 года поручиком французской службы Адрианом Субербьелем. Протокол текстуально гласит: «10 февраля 1919 г., Пермь. Я, поручик французской миссии Субербьель Адриан, состоящий при главном секретариате французской республики в Сибири, производил допрос Наумова, секретаря чрезвычайной комиссии, который показал: бывший секретарь общего отдела Пермской Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем – Наумов Павел Александрович. До большевиков я служил урядником, был на германской войне, а потом работал в снарядно-закалочном заводе моторщиком. После закрытия завода подал прошение лично мне известному комиссару Малкову, который и принял меня на должность делопроизводителя. Чрезвычайная комиссия неофициально образовалась с февраля 1918 г. под председательством комиссара Малкова. Задача Чрезвычайной комиссии была борьба с антибольшевистским элементом. Чрезвычайная комиссия непосредственно подчинялась Всероссийской Чрезвычайной комиссии, находящейся в Москве, и представляла из себя отдел губернского Совета, но все распоряжения получались из Москвы. Чрезвычайная комиссия пользовалась всей полнотой власти, действовала самостоятельно и, если бы нашла нужным, могла арестовать главных комиссаров. Председатель комиссии был Малков Павел Иванович, 25 лет, член губернского Совета, до большевиков был рабочим Пермского пушечного завода. Малков был с образованием начального училища, едва был грамотен. Заведующим отделом по борьбе с контрреволюцией и саботажем был Воронцов Григорий Фёдорович, 20 лет. До большевиков Воронцов был рабочим-металлистом, без образования и едва был грамотен... ...Расстреливали в помещении комитета, в лесу, на реке Каме. Расстреливались люди без каких бы то ни было постановлений. |
программы дистанционного обучения для учащихся православных учебных заведений; семинары повышения квалификации преподавателей учебных заведений, церковных работников, сотрудников административных структур РПЦ; проповеди и обращения архиереев, известных священников, духовенства; трансляции православных соборов, форумов и других важнейших событий церковной жизни; лекции по богословским, церковным, а также общеобразовательным дисциплинам — культуре, искусству, истории, литературе с участием церковных, общественных, государственных деятелей, затрагивающие насущные проблемы современного общества; документальные фильмы и передачи по православной, образовательной, культурной тематикам; детские передачи и фильмы обучающего и развивающего характера. Видеоканал «Покров» транслируется по всей европейской территории России. Возможно, этот канал вырастет в значимое явление не только для православных людей, но и для широких слоев народа. Уже несколько лет существует спутниковый канал «Спас», который вещает по 13 часов в сутки. В его сетке программ — новостные передачи, беседы в студии с известными православными людьми и документальные фильмы. Соотношение передач: 60 % — общественно-политические программы и 40 % — религия. Основные передачи канала: «Православный календарь», «Канон», «Образ жизни» (например: «Адриан и Ксения», «Иван Охлобыстин», «Матушка Ксения»), «Русский час» с протоиереем Димитрием Смирновым, «Русский час. Итоги» с А. Батановым, «Русский час. Вехи» с А. Дугиным, «Русский час» с Н. А. Нарочницкой, «Русский час. Фома» с В. Легойдой, документальные фильмы. Действует также радиоканал и интернет-телеканал Православные фильмы Постоянно идет работа по созданию православных и тяготеющих к православию фильмов, документальных, учебных и даже игровых. Систематически проводятся фестивали и семинары. Например, X Всероссийский фестиваль-семинар «Православие на телевидении и радиовещании» привлек 50 телерадиокомпаний России — от Иркутска до Ростова-на-Дону, представивших на конкурс 82 теле- и радиопрограммы. |
Богомильство усвоило себе между прочим множество еврейских и христианских апокрифов или отреченных сказаний, всегда имевших большой успех в простом народе и в Греции, и у славян. Собиранием этих апокрифов и лживых молитв сделался особенна известен другой болгарский поп Иеремия. Из Болгарии отреченные сказания или книги вместе с некоторыми богомильскими мнениями занесены были и в Россию. В 1004 году в Киеве учил богомильской ереси монах и скопец Адриан, митрополит Леонтий заключил его в тюрьму, где он скоро раскаялся. Потом в 1123 году явился было здесь другой еретик Дмитр, но митрополит Никита тоже посадил его под стражу. Апокрифические сказания распространялись в русской письменности с очень раннего времени. Летописец Нестор в своей летописи пользовался уже сказаниями из Палеи, в которой наряду с истинными библейскими рассказами помещены рассказы апокрифического характера; видим у него ссылку на апокрифическое слово о последних временах Мефодия патарского. За переводами следуют сочинения наших митрополитов-греков, написанные на греческом языке и делавшиеся известными русским грамотникам тоже в переводах. Таковы: сочинение против латинян об опресноках митрополита Леонтия, полемическое послание митрополита к папе и его же церковное правило, два послания к русским князьям митрополита Никифора о латинах, его же послание к Мономаху о посте и поучение к народу в неделю сыропустную. В послании к Мономаху доказывается важность поста и между прочим высказывается замечательная в историческом отношении похвала Владимиру Мономаху, простоте его жизни, ласковости, щедрости и другим качествам. Поучение к народу тоже о посте между прочим вооружается против господствовавшего зла русской больших ростов и пьянства (так у прим. ред.). |
Вследствие частого правленья грубыми мозолистыми руками обыкновенно бывают преждевременные роды. Но это ещё ничего не значит в сравнении с варварскими операциями во время самых родов. В числе операций, наиболее замечательных и наиболее употребляемых в этом роде, известны две: 1) бабка становится на живот роженицы и мнёт его ногами; 2) когда это не поможет, то бабка берёт роженицу за ноги, кладёт их себе на плечи, и начинает трясти бедную женщину вниз головою, чтобы таким образом высвободить младенца. Обыкновенный последствия такого обращения влекут за собою болезни половой сферы и часто бесплодие после первых родов. Что подобные случаи не редкость, не несчастная случайность, достаточно сказать, что в течение 8 месяцев пять таких случаев были известны городовому врачу небольшого города в Казанской губернии 120 . Далее, вследствие физиологической аномалии в половой сфере и в половых отношениях, господствовали в них и нравственная неправильность, и крайняя недостаточность, неразвитость умственного самообладания в половых влечениях. До Петра Великого браки заключались, обыкновенно, без взаимного согласия жениха и невесты, по деспотическому произволу родителей и нередко даже по приказанию начальства и высших чинов,– и оттого в семействах происходили разлад, разврат и безнравственность. В 1693 г. патриарх Адриан свидетельствовал, что браки заключаются без согласия вступающих в брак, «от чего житие их бывает бедно, друг другу наветно и детей безприжитно». Церковные нравоучители, начиная с XI века, и особенно в XVII столетии, вопияли беспрерывно и громко, что по праздникам происходил особенно возмутительный и грязный разврат, на игрищах совершалось обыкновенно «и мужам и отрокам великое прельщение, женам замужним беззаконное осквернение и девам растление». |
|