Г. Рассуждения о болезнях, писанное по благословению старца, его учеником, в утешение больному монастыряку В общее назидание наше и твоё утешение, любезный брат, хочу написать тебе двух спасающихся монастыряков рассуждение и разговор о болезнях. Больной монастыряк пишет к своему собрату, тоже монастыряку: «помолись за меня, – чтобы я был здоров». Извещённый об этом его брать, немедля ему отвечает, в утешение и облегчение его болезни, представив ему следующее духовное размышление: «весть о том, что ты болезнь, меня немощного премного утешила; а братская, умилительная твоя просьба, – молиться за тебя, чтобы ты был здоров, – меня гордеца премного удивила. И потому, не знаю: с чего утешить тебя согласием на твои, по-видимому, необходимые и уважительные пожелания, или самому мне пожелать тебе здоровья? Прости меня, святое общество словесных овец, мирно пасущееся на пажитях Христовых, чрез скорби, болезни и труды, достигающее небесных радостей, утех горнего Иерусалима, и соединения с добрым и неусыпным Пастырем, положившим за тебя Свою душу! Прости меня: я, было, решился пожелать моему собрату здоровья телесного, а за тем, покоя и радостей земных! Но как припомнил, что чрез таковое пожелание оскорблю твоего сердобольного Пастыря, во всю Свою жизнь земную терпевшего скорби, труды и озлобления, наконец, и поносную смерть и тем показавшего тебе достоподражаемый пример, и обижаю тебя, святое общество, давшего обет, во всю свою жизнь находить утеху и радость только в скорбях, трудах и болезнях: мне же да не будет хвалитися, точно о Кресте Господа Иисуса! Так: пробуждаемый гласом совести и гласом любвеобильного Пастыря: приидите ко Мне еси труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы, пристыженный примером скорбящих и озлобленных, и уличённый своим обетом, я решился написать к тебе, для разрешения нашего вопроса, размышление о болезнях и здоровье для Христа, кстати, и о способах лечения болезней. |
Из поучений иеромонаха Адриана Югского Не говори: мирской человек, я не монах, мне можно и то, и другое, и не думай, что только монахам нужно спасать душу, – нет! Господь со всех взыщет, где бы кто ни жил, и в каком бы звании не был. Нужен будет и тебе Господь; сколько ни живем, а придет час – надо идти. Куда? В вечность! К кому тогда прибегнуть? К Богу! А мы Его теперь не слушаемся. Пока время есть, надо умилостивлять Господа, придет время – вдруг позовет Господь, когда не ожидаем, спросит строго и грозно скажет: явите дела и примите мзду, – что тогда ответим? Праведный Судья не будет спрашивать: кто где жил – в миру или в монастыре? – нет, в каком кто звании жил, и что сделал здесь – по делам и будет судим. Мы все называемся христианами, мы все Христовы, а враг отводит нас от Господа: ты в миру де живешь, когда тебе думать о спасении? Так отводит нас враг от Господа, а мы не понимаем его коварства! Как жаль, что мы далеки от Господа! А ведь Он все видит, все слышит, что говорим, делаем и думаем... Кого придет судить Господь? – разве одних монахов? Нет, Он придет судить всех христиан, всех людей, и воздаст каждому по делам его. Многие говорят: не мы одни, а все так живут. Так-то говорили и те, кои погибли во время потопа; так друг от друга перенимали соблазны и грехи содомляне: в том-то и беда наша, что мы совсем забыли, что мы приняли крещение во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, отреклись сатаны и всех дел его, что это отречение наше записано на небесах и хранится до Страшного Суда Божия! Если не сохраним своего обещания, – что нам будет? Какой ответ дадим? Не медля надо примириться с Господом, – нам нужен будет Господь, а мы все думаем: как живется; а там – что будет, то и Вот придет болезнь, сделается грустно, от людей не будет помощи, все стоят кругом и скорбят, а помочь не могут, вот и здесь еще, до страшного Суда, нужен Господь, – надо просить у него помощи. |
Ломать человека, для того что бы сделать его подобным себе - нельзя . (митр. Антоний Сурожский) Есть родители, которые не щадят ничего, чтобы доставить детям своим учителей в удовольствиях и потворствовать прихотям их, а чтобы дети были христианами, чтобы упражнялись в благочестии, - до этого им мало нужды. Преступное ослепление! Этой- то грубой невнимательности должно приписывать все недостатки, от которых стонет общество. (Златоуст) Во время болезни особенно пригодится ребенку молитвенный навык. Он уже с детства поймет, что болезнь это не просто температура и головная боль, а нечто большее, что ему посылается. Некое благо даже, в духовном смысле. Потому и называют болезнь посещением Божиим: тело болеет, а душа лечится. Болезнь это не просто неприятность, а духовная школа для всех: посещение Божие, которое касается всей семьи. Господь посещает ее и одного укладывает на одр болезни, а других научает состраданию, смирению, любви. Это и школа воспитания, и школа взаимной уступчивости. Здесь есть все. Это целый мир. И в этом мире люди вдруг начинают меняться. Все приобретает какую-то пользу. Родители как попечители о духовном и телесном состоянии ребенка. Другие дети приобретают навык заботы о ближнем, сочувствия, подчинения каких-то своих желаний тому, что происходит в семье. В это время желательно читать ему духовные книги, особенно Евангелие. Лет с семи, а то и раньше, можно читать канонический текст, чтобы дитя приучалось к полноценной духовной пище. И еще жития святых. Их подвиги и терпение укрепят нас. (свящ. Алексий Грачев) Несправедливые молитвы Бог не приемлет , ответил старец, узнав, что одна мать проклинает своего старшего сына и обвиняет его во всех делах, несмотря на то, что тот содержит все семейство (пятерых братьев, трех сестер) (старец Адриан Югский) В случае разногласия между мужем и женой в деле воспитания, не спорьте о своих разных взглядах при детях. ( см. также ) Дети в Храме Пример родителей оставляет на всю жизнь неизгладимые впечатления на детях, поэтому с самого раннего возраста надо брать ребенка на церковную службу, приучая его стоять скромно, не развлекаться посторонними предметами, но слушать внимательно слово Божие. По возвращении домой спрашивая, какое на Литургии было чтение из Евангелия и Апостола, исправляя незрелые еще понятия его о слове Божием. |
Святые отцы об исповеди. Духовник и отношение к нему. В книге протоиерея Валентина Мордасова «Святые отцы об исповеди» собраны многочисленные поучения святых отцов о том, что такое исповедь, как правильно подготовиться к этому важнейшему для всякого христианина Таинству, как следует правильно исповедоваться и относиться к епитимии, чтобы она послужила во благо для кающегося; говорится также и об опасности утаивания грехов на исповеди, о вреде лицемерного покаяния. Особый раздел книги рассказывает о духовнике и отношении к нему верующих людей; о том, какими качествами он должен обладать. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Протоиерей Валентин Мордасов Святые отцы об исповеди. Духовник и отношение к нему Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-026-2796) Святые отцы об исповеди Спасение приобретается через покаяние. Старец Адриан Югский Слава Господу, что Он дал нам покаяние, все мы спасаемся покаянием; не спасутся только те, которые не хотят покаяться; я плачу, жалея их. Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться – и Господь простит, и будет тогда радость и мир на душе (преподобный Силуан Афонский). Надо всякий грех сделанный очищать покаянием. Два орудия духовной брани ставил преподобный Пахомий Великий выше всего: страх Божий и исповедь. И одна исповедь и откровенность заменяет у иных подвижничество (преподобный Нил Синайский). Покаяние есть второе крещение. Покаяние возводит делателя своего к обширнейшим духовным видениям, раскрывает пред ним его собственное падение, и падение всего человечества, и прочие тайны. Итак, братия, прежде всех деланий и со всеми деланиями да будет для всех нас деланием покаяние (святитель Игнатий (Брянчанинов)). Покаяние есть ключ Царства Небесного, без которого никому нельзя войти туда. Грех еще усугубляется, если он не очищается покаянием. Грешник, сознающий свой грех, в очах Божиих заслуживает большего снисхождения, чем тот, кто грешит и говорит: «Это не грех» или: «Не взыщет Бог!» (святитель Макарий, митрополит Московский). |
Кто на добрые дела свои надеется, даже при заблуждается. Преступая же заповеди, покаянием опять приобретается благодать, данная в крещении (преподобный Макарий Оптинский). Никогда нельзя отчаиваться, даже в больших грехах: Давид впал в блуд, но покаялся – и стал пророком (старец Иоанн Троицкий). Как от недостатка воды засохшее уже дерево, если поливать его водою, снова дает отростки, так и душа, умерщвленная грехом, если покается и умилостивит своего Владыку, омывается от скверны и, приобщившись духовной благодати, напоив ум обильным орошением, приносит плоды всякой правды. Не сомневайтесь, откровенность ваша врагу неприятна, а послужит вам на великую пользу и введет в свет Божий и душевное здравие (старец Адриан Югский). Когда, по падении, желаем обратиться к покаянию, демон говорит всякой душе: «Нет тебе спасения о Боге твоем». И горе тому, кто поверит ему, лукавому! Он старается всячески удалить ум наш от Бога и памяти смертной, чтобы погубить душу. Не будем отчаиваться в своем спасении! Покаемся. Тысячекратно принесем покаяние. Бог радуется о всяком добром деле, преимущественно же – о душе кающейся, ибо весь приклоняется к ней и призывает, говоря: Грядущаго ко Мне не изжену вон (Ин. 6: 37) (преподобный Ефрем Сирин). Наша стыдливость на исповеди – злая насмешка над нами врагов наших. Бог видит грех и без исповедания греха. Он ищет исповедания единственно для того, чтобы уврачевать. Во всю вселенную произнесено слово, что грешников кающихся Господь приемлет и удостаивает Своей милости. Теперь следует каждому грешнику себя самого рассматривать, точно ли он есть из числа кающихся; ибо кающиеся престают от грехов, скорбят о том, что прежде согрешили, чтобы вновь не обратиться на грехи свои, как пес на свою блевотину и свинья омывшаяся – в кал смрадной тины. Итак, истинным покаянием они делаются чужды прежде бывшим друзьям своим, которые услаждались с ними во грехах. Прежде всего надобно знать, что в Новом Завете нельзя видеть различения малых и важных грехов. Ибо на все грехи падает один приговор, когда Господь говорит: Творяй грех, от диавола есть (1 Ин. 3: 8). Вообще же, если и дозволено говорить грех малый и великий, то в том только смысле, много он тобою владеет или мало. |
На исповеди подлинно жизнь и смерть человека в руце языка (см. Притч. 18: 21), зависят от его уст. Жизнь, и Жизнь Вечная – когда ты от сердца сокрушенного и смиренного раскроешь все свои грехи пред Богом и получишь прощение в них из уст священника. Смерть, и смерть вечная – когда ты, по стыду ли ложному или по гордости, скроешь и не расскажешь пред духовником о какомлибо твоем злом деле и отойдешь не прощен и не разрешен от грехов. Есть люди, которые знают свой грех, понимают даже, что он есть мерзость пред Богом, но не могут собрать столько сил, чтобы решиться открыть свои греховные дела пред служителем алтаря. Таких-то людей диавол держит в своих лапах и не дает им открыть рта своего, ибо знает, что, как только на исповеди они откроют грехи свои, он потеряет все права свои над ними, а Ангел-Хранитель изгладит, вычеркнет все беззакония из книги дел их. Егда Божию заповедь или отца своего духовного приказание человек кой преступит и вскоре покаятися не потщится, то к тому человеку диавол дерзко приступает и вреждает его. А егда покается, то опять диавол от него отдаляется и в такого человека никоими мерами внити и вредити ему не может. Сокрушение о грехах скорее поста и бдения умилостивляет гнев Божий. Причащаться надо всякий пост. Не готова? А то хотя бы поисповедовалась да услышала: «Святая Святым!» (старец Адриан Югский). Начало просвещения души есть зрение грехов своих и своей ничтожности. Открывайте все свои помыслы, особенно те, которые долго вас не будут оставлять (преподобный Никон Оптинский). Ежедневно перед сном надо вспоминать грехи, содеянные за день, и покаяться в них перед Господом. Кто не видит грехов своих и не чувствует тяжести их, тот легко впадает в прелесть бесовскую. |
Христиане, не держащие домашнего правила, мертвые христиане. Правило домашнее есть возбудитель душевных сил, руководитель к непрестанной молитве. Что делать, когда на молитве худые мысли навязчиво лезут в голову? Если во время молитвы худые мысли навязчиво пристают к нам, то советуют, оставив чтение молитвы, помолиться Богу против помыслов, чтобы Он прогнал их от нас. Можно ли молиться за неверующих начальников? «Молитесь также за власти, даже за преследующих и ненавидящих вас, и за врагов Креста, чтобы плод вашей веры был ясен для всех и сами вы были совершенны» (священномученик Поликарп Смирнский). Можно ли молиться при людях? «Молитесь или телом или духом втайне, а не при людях, хотя и спящих» (старец Адриан Югский). Как лучше молиться при нечувствии? При нечувствии лучше молиться краткими молитвами. Хорошо ли молиться за подвижников, на земле еще не прославленных? Приятна Богу молитва об усопших Его угодниках. Наша молитва ходатайствует им большую славу и вызывает их молиться за нас пред Господом. Как необходимо стоять на молитве? Должно вставать на молитву, не расслабляясь телом, не переступая с ноги на ногу и не прислоняясь к стене или столбу. Руки должно держать прилично сложенными, ногами стоять ровно и неподвижно, голову не обращать на ту или другую сторону, а несколько наклонившись, умом не рассеиваться и мыслями не любопытствовать или отвлекаться ленивыми, которые беседуют друг с другом и шепчут, а всячески удерживать от рассеянности очи и душу, внимая словам молитвы так, чтобы ни одного в ней слова не пропустить праздно. Ибо если ты приучишь себя так поступать в сем деле, то преуспеешь вскоре и достигнешь в мужа совершенна. По окончании славословия тотчас не начинай разговоров с тем или другим. Храни молчание и от всех удаляйся. Молчание же храни с такой мыслью: «Что я могу сказать хорошего, будучи нечист весь и несмыслен и даже недостойный того, чтобы говорить или слышать что-либо, или считаться в числе людей» (преподобный Симеон Новый Богослов). Во время молитвы можно ли останавливаться на мыслях духовных или мыслях о полезных делах? |
Что надо делать, когда хвалят? «Услышав похвалу себе, вспомни свои недостатки» (святитель Филарет Московский). Какое самое высокое дело на земле? «Нет выше дела на земле, как дело совершения Литургии и причащения народа Св. Таин Тела и Крови Христовых» (святой Иоанн Кронштадтский). В чем состоит сила доброго дела? Сила доброго дела состоит в постоянстве. Всегда ли верен голос совести? Непременно нужно слушать голос совести: сим голосом нередко вещает Ангел хранитель наш; впрочем, чтобы этот голос был верен, его надо поверять словом Божиим. Где полезнее жить? «При св. обители и при опытном духовнике» (старец Адриан Югский). Как лучше раздавать милостыню? В книге подвижников благочестия мы читаем, что некоторая старица раздавала милостыню тайно, говоря при этом: «Вот такая-то просила меня передать тебе!» (Сама же спала на камне, прикрытом ветхим ковром). Что лучше – правило молитвенное читать или ближнему помочь? «Нарушающий молитвенное правило под предлогом услуги, в коей иногда и не нуждаются, как теплохладный, изблюется из уст Божиих (см. Откр. 3, 15—16). Все хорошо в свое время, в своем месте, а если ты в угоду другим каждодневно будешь оставлять правило или вычитывать его кое-как, то, право, плохо тебе будет после. Держись царского (среднего) пути. Потребуют от тебя в часы молитвы услуги, оставь молитву и служи брату, сестре, как Христу, а не потребуют, сама не навязывайся» (архиепископ Герасим Астраханский). Нужно ли открывать сердце свое любому и принимать у себя всех? «Тайны спасения повергать пред всяким без разбора и принимать одинаково всех, даже не имеющих ни чистой жизни, ни разума духовного и точного; походит на то же, что в нечистый сосуд вливать многоценное миро» (святитель Василий Великий). Что делать, если я не могу творить милостыню по своей бедности? Как исполнить заповедь? Дать другому радость, улыбку, счастье – это во всякое время может раздавать самый беднейший из людей. Когда следует покрывать недостатки ближних и когда не следует? «Тогда хорошо покрывать недостатки ближних, когда можно это делать и когда это не причиняет вреда, а если уже недостатки эти сами собою начнут обнаруживаться, тогда лучше держаться правды, полагаясь на волю Божию» (старец Иосиф Оптинский). |
При чтении св. книг не оставляйте их до тех пор, пока не почерпнете себе какого-либо урока или правила для жизни. Какие религиозные книги следует читать? Всякие писания и наставления в подвиге, не имеющие ссылок на св. не признавать, как бы красно ни были они написаны. При чтении Псалтири, где говорится о врагах, каких врагов надо подразумевать? Должно нам разуметь невидимых врагов – лукавых злых духов, стужающих нам греховными помыслами и побуждающих нас на грех. Что делать, если живущие со мной запрещают мне читать св. книги? «Исполнять занятие богоугодное при запрещении живущих с тобою (кроме сонного, ночного времени); ни на кого и ни на что не смотреть, а делать его» (старец Адриан Югский). Надо ли каждый раз заново слушать слово Божие, поучения, ибо я слушаю, а не исполняю; не делаю то, чему оно учит? «Слушай, хотя бы ты и не делал, потому что от слушания доходят и до делания. Хотя бы ты и не делал, но будешь стыдиться за грех, хотя бы и не делал, но переменишь образ мыслей; хотя бы и не делал, но будешь осуждать себя за то, что не делаешь» (святитель Иоанн Златоуст). Как понимать апостольские слова: «Суд без милости не сотворшему милости»? Ночью пришел ко мне о. Никита, недавно рассказывал валаамский а я его и спрашиваю: как вы, батюшка, проходили Ох, тяжело на мытарствах всем человекам – отвечал Хорошо, кто добрый и милостивый, тогда и суд ему на мытарствах бывает снисходительный, а кто злой и жестокий, тому и судии поставляются лютые и злобные. Кто как на земле живет и проходит свою жизнь, так все там и спрашивают по его делам и жизни на земле. Какие псалмы должно часто прочитывать, находясь в гонении от врагов? Когда ты в гонении от врагов, читай псалмы: 3-й, 53-й, 58-й, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь – прочитывай 101-й псалом. Что посоветуете читать против уныния и отчаяния? Может быть, книги о страдании Спасителя? |
Они всю жизнь со вниманием изучали природу свою под руководством Святого Духа, и по воле Божией, в память важнейших событий, Божьего о нас попечения, учредили посты, как верное средство к очищению души и тела и спасению вечному. А если не послушаем сих опытных врачей нашего духовного здравия, то, подобно непослушным врачу больным, умрем, как сказано: душа, «питающаяся пространно (своевольно) заживо умерла». На что же Сам Господь постился? Затем, чтобы примером Своим указать нам потерянную дорожку в рай. Чрез церковные заповеди о посте Господь испытывает и нас в покорности Себе, как испытывал Адама, дав ему в раю заповедь о посте. Итак, если хочешь возвратиться в потерянный Адамов рай, живи, как Адам жил в раю до грехопадения, верный заповеди о посте: тогда спасение несомненно для тебя. О, об этом необходимо всякому христианину заботиться, если хочет он быть счастлив и в вечности быть со Христом! Здешняя жизнь наша и без того коротка и дана нам для того, чтобы приучить нас к покорности Богу и Его Святой Церкви для нашего же вечного спасения; а мы будем своевольничать и умничать, тратить силы и время на пустословие и разные прихоти? Легче ли нам от того будет? Нет и нет! За такое своеволие нас и здесь постигают разные беды и скорби, жизнь наша суетна и безрадостна, молитва суха, и благодать Божия не посещает наше сердце, мы ощущаем уже здесь в сердце своем безрадостный адский мрак. А все потому, что мы не любим Бога, не ищем исполнения заповедей Божиих, только своего удовольствия и покоя. Поверьте, воздержная жизнь с послушанием Святой Церкви и советам святых Отцов, не в тягость, а в радость; она полна надежды на будущее блаженство, в ней утешение и основание всякого здравия и благополучия; такая жизнь страшна только умникам неверующим, а верующему все возможно. Слушай голос совести: что совесть не позволяет делать, того и не делай, а когда мы не слушаем совесть, затопчем ее, заглушим ее голос, – она замолчит, и Ангел-Хранитель от нас отойдет: ведь и он заодно с совестью нам служит и вместе с нею нас будит от греховного сна. Какая радость ждет тех, кто их слушается!.. Источник: Иеромонах Адриан Югский (Семеновский). Доброе слово старца мирянину // Приходской листок. 2017. 330. |
|