001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
АДМА один из 5 городов, цари к-рых во времена Авраама заключили союз и восстали против царя Элама 303-307 АДМИНИСТРАТОР в структуре католич. Церкви общее название различных должностей управляющих: апостольский администратор, приходской администратор, управляющий церковным имуществом 307-308 309-310 АДОПИСЬ, АДОПИСНАЯ слова, относящиеся главным образом к характеристике икон, на которых под красочным слоем или под левкасом были обнаружены изображения диавола АДОПЦИАНСТВО общее название христологических ересей, которые двояко истолковывают понятие сыновства Господа нашего Иисуса Христа 310-311 312-313 314-315 315-316 316-317 317-319 319-320 АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) 320-321 АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) 322-323 323-324 325-326 АДУЛИС крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); являлся центром епархии Эфиопской Церкви 326-327 327-329 329-330 АЗАРИЯ (Азарий; после 1674), инок Соловецкого мон-ря, один из руководителей соловецкого восстания 1667-1676 гг. АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств 330-332 АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА («Пролог о Христе умерен», начало: «Аз словом сим молюся Богу»), одно из древнейших церковнослав. стихотворений с азбучным акростихом 332-333 333-334 334-335 335-337 337-338 АЗОВСКО-ДОНЕЦКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (НОВОДОНЕЦКИЙ ПРЕДТЕЧИЕВ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан, по преданию, на том месте, где в 1695 г. во время 11-го азовского похода царь Петр I встретился с насельником Успенской Чернецкой Пронинской пустыни

http://pravenc.ru/vol/i.html

В Атлас включены переводы и прориси многоличных икон, на которых изображения русских святых представлены в виде сложных многорядных композиций. Перечисление большого числа персонажей на таких иконах уместнее привести здесь, а не в подписях к рисункам. Первое из таких изображений (Атлас, 169 ) представляет собой выполненный В. П. Гурьяновым перевод с иконы второй половины XVII в. 48 «Московские святые». Здесь изображено 37 московских святых, окружающих фигуру Спасителя и расположенных от Него в семь рядов вправо и влево. В левой части изображены следующие святые (справа налево): 1-й ряд снизу – Василий Блаженный, Иоанн Большой колпак, преподобный Александр, 49 Адриан Сестринский; 2-й ряд снизу – князь Даниил Александрович, Андроник Московский, Варфоломей Симоновский; 3-й ряд снизу – Феодор Боярин, Михаил Черниговский, Иоанн Златый Симоновский; 4-й ряд снизу – Евфросиния (Евдокия) Московская; 5-й ряд снизу – Петр митрополит, Алексий митрополит, Иона митрополит; 6-й ряд снизу – Стефан Пермский, Феогност митрополит, Макарий митрополит; вверху – Иов патриарх. В правой части изображены следующие святые (слева направо): 1-й ряд снизу – Максим Блаженный, Андрей Рублев, Даниил Черный, Игнатий Симоновский; 2-й ряд снизу – князь Иоанн Данилович, Савва Андрониковский, царь Феодор Иоаннович; 3-й ряд снизу – князь Димитрий Юрьевич Красный, князь Димитрий Иоаннович Донской, Иаков Стромынский; 4-й ряд снизу – Елена игуменья московская; 5-й ряд снизу – митрополиты Киприан, 50 Фотий и Филипп (Колычев); 6-й ряд снизу – Филипп 1-й, Геронтий и Дионисий митрополиты; вверху – Гермоген патриарх. 51 В центре у подножия Спасителя – Димитрий царевич Угличский (см.: Гурьянов, 93, с. 117, 118). Н. В. Покровский , впервые опубликовавший прорись из Сийского лицевого подлинника (Атлас, 177 ), полагал, что на прориси изображены Леонтий и Исаия Ростовские и Петр, Алексий и Иона Московские. 52 Однако устойчивая иконография московских митрополитов (Атлас, 170 – 178 ) позволяет изменить первоначальную атрибуцию, предложенную исследователем. По нашему мнению, здесь изображены Филипп, Иона, Петр и Алексий митрополиты и чудотворцы московские с Иоанном Златоустом в центре. (Цареградский святитель имеет весьма характерный образ с непокрытой головой.)

https://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-drevnej-r...

1732) Иоасаф (1734 - 1738) Иаков (1740) Пармен (1740-1743) переведен из Яковлевского монастыря Симон (1744) Гавриил (1745 - 1747) Николай (1746 - 1748) Феофилакт (1748 - 1749) Иродион (1750 - 1757) Иосиф (февр.? 1757) Иоаким (1757- 1759) Иулиан (1759 - 1761) Димитрий (1762 - 1763) Адриан (1764) Ираклий I (1764), наместник иеромонах Мартиниан (1764 - 1767), переведен из Николаевскаго Троицкого монастыря Ираклий II (1768), игумен Исихий (1767/1768 — 1775), переведен в Угличский Покровский монастыря Мисаил (1774 - 1776) Патрикий (1776) Исихий (1776 - 1780) Венедикт (1781 - 1782) Порфирий (1782) Ираклий III (1784 - 1785) Игнатий (1786) Павел (Предтеченский) (1786 - 1787) Ираклий IV (1787 - 1788) Анатолий (1790 - ум. 1802) Никанор (1803 - 1805), переведенн в Югскую Дорофееву пустынь Серафим (1805 - 1816) Дорофей (19 октября 1816 - январь 1818), переведен в Спасо-Геннадиев Любимов монастырь Палладий (1818 - 1819), переведен в Спасо-Геннадиев Любимов монастырь Дорофей, 2-й раз (1819 - ум. 11 октября 1821) Моисей (1821 - 1826), из настоятелей Тверской Столбенской пустыни Нафанаил (1826 - 1828) Никодим (28 февраля 1828 - 10 марта1830), переведен в Покровский Угличский монастырь Феоктист (10 марта 1830 - 1831), перемещен на должность духовника архиерейского дома Павел (1831 - 1835), из настоятелей Ростовского Варницкого монастыря, переведен в Спасо-Геннадиев Любимов монастыря Киприан (1835 - 1847), из настоятелей Спасо-Геннадиева Любимова монастыря, переведен в Ростовский Варницкмй монастырь, где и скончался Сергий (март - декабрь 1847) Иннокентий (1847 - ум. 18 февраля 1850), из настоятелей Ростовского Варницкого монастыря Феодорит (1850 - 1852), из настоятелей Ярославского Афанасьевского монастыря, опять переведен в тот же монастырь Феоктист (повторно) (4 ноября 1852 - 1853), переведен в Ярославский Афанасьевский монастырь Димитриан (1853 Геннадий (1860 - ум. 1864), из казначеев Белогостицкого монастыря Исаакий (1863 - 1866) Николай (1866 - 1867) Серафим (1866, игумен с 1867 - 1888), переведен в Ростовский Богоявленский Авраамивский монастырь Макарий (1888), и.д., из казначеев Толгского монастыря Макарий (4 декабря 1889 - 1897) Макарий (Остренков-Богданов) (1903 - январь 1908), управляющий монастырем Птоломей (Тимченко) (январь 1908 - 19 января 1908), и.д

https://drevo-info.ru/articles/20006.html

В этот день было установлено празднование в честь перенесения мощей святителя Петра, Московского и всея России чудотворца (прежнее празднование 1 июля было отменено). От святителя Петра сохранилось три послания. к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы. Во втором послании святитель призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр снова дает наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещевает исполнять заповеди Христовы. Выдающаяся церковно-государственная деятельность святителя Петра уже современникам давала основание сравнивать его со святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустым. Главный подвиг святителя борьба за единство Русского государства и благословение Москвы как собирательницы Русской земли. Август 26 Адриан Угличский, преподобный Преподобный Адриан Угличский был из первых десяти учеников преподобного Паисия Угличского память 6/19 июня). Он был ближайшим келейником, учеником и сподвижником преподобного Паисия. Вместе с ним преподобный Адриан сподобился небесного явления Пресвятой Богородицы в 1472 году. Однажды преподобный Паисий находился в одной келлии с преподобным пустынником Кассианом Угличским (сведения о нем под 2/15 октября), иноком Герасимом и преподобным Адрианом. Иноки пели акафист Пресвятой Богородице. Внезапно по всей обители засиял необыкновенный свет и преподобные услышали голос, призывавший их выйти из келлии. В страхе и недоумении подвижники вышли, и Ангел показал им явление Матери Божией, сидящей на воздушном престоле и держащей на руках Богомладенца. Подвижники пали на землю, но Ангел восставил их и сообщил преподобному Паисию повеление Матери Божией устроить на этом месте церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Видение кончилось, и преподобные всю ночь провели в бдении и славословии.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=84196

Память святых мучеников Адриана и Еввула Святые мученики Адриан и Еввул были родом из города 1 ]. Горя любовью к исповедникам Христа, они отправились в город 2 ] и там по их речам и непорочности их жизни узнали, что христиане. Посему они были схвачены и приведены на суд к начальнику области Фирмилиану. По повелению последнего их били по плечам и ребрам и подвергли другим, еще более жестоким мучениям с целью принудить их к отречению от Христа. Но так как они остались твердыми в своей вере, то Фирмилиан и бывшие при нем пришли в ярость, и было решено бросить святых на растерзание диким зверям. Блаженный Адриан брошен был первым. Схваченный львом, он мужественно вступил с ним в борьбу, после чего ему отсекли голову мечом. Святого же Еввула пытались еще склонить к отречению от веры различными увещаниями и прельщениями, но он остался непреклонным, а потому и его бросили зверям. Он также вступил в борьбу со львом и скончался, усеченный мечом, подобно святому Адриану. Святой благоверный князь Роман Угличский жил в тяжкую пору нашествия татар на русскую землю. Он был второй сын второго угличского удельного князя Владимира Константиновича и внук Константина Всеволодовича, сначала удельного князя ростовского, ярославского и угличского, а потом великого князя 2 ]. Владимир Константинович получил в удел Угличе поле, или город Углич, в раннем 3 ]. Вступив в брак с княжной Фотинией, он имел двух Андрея и 4 ]. В княжение в Угличе Владимира разразилась страшная гроза над русской землей, а вместе и над Угличем: Батый, по разорении Москвы и Владимира и избиения здесь семьи великого князя, двинулся за Волгу, куда великий князь Юрий Всеволодович удалился, собирая войска.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519726

24 училище упоминается в двух-трех житиях. Во всех же прочих упоминается монастырь, куда отрока отдают в ученье. Житие сохраняет иногда имя старца, обучившего отрока грамоте. В житии Мартиниана Белозерского говорится, что святого обучал грамоте дьяк Олеш, которого дело было «книги писати и ученики учити грамотный хитрости и зело искусен бе таковому художеству». Есть случаи и другого рода, – это, когда отрок обучался грамоте в своей семье. 26 Различен повод, по которому святой оставляет место своего пострижения: иногда сонное видение приглашает его водвориться в пустыне; иногда слышит тайный голос, зовущий его в глубину лесов. Странствовавший по послушанию Ферапонт, пленился белозерским краем и вслед за тем уговорил духовного брата Кирилла покинуть Москву и Симонов, и идти с ним на дальний север. 27 устье Сойги, впадающей в Вычегду, поселился Симон Сойгинский. Адриан Монзенский основался на устье Монзы, впадающей в Кострому, Кассиан Угличский на устье Учмы, впадающей в Волгу, Пафнутий Боровсий на устье Протвы, впадающей в Истерву, Филипп Рабанский на устье Рабанги, впадающей в Сухону, Пахомий Нерехтский близ впадения Гридевки в приток Волги, Салоницу; Арсений Комельский на берегах Кохтыжа и Лежи. 28 острове озера Селигер поселился Нил Столобенский, Антоний Сийский поселился на Михайловском острове, образуемым озёрами и вытекающею из них рекой Сией. Зосима Ворбозомский на острове озера Ворбозомского. 29 Сергий Нуромский пришёл навестить Павла Обнорского, то он увидал, что стаи птиц вились около этого последнего. Он кормил их из рук, иные сидели у него на голове и на плечах. Тут же стоял медведь и ждал себе пищи, вокруг прыгали лисицы и зайцы. 30 недобрый человек подходил к кузовку, вывешенному Герасимом Болдынским на дороге, то ворон клевал такого. Пафнутий Боровский любил «гавранов черноперых и многоязычных», по выражению списателя жития его, гнездившихся в множестве в монастырском лесу и заповедь дал не убивать этих птиц. Ворон питал Афанасия и Кирилла Вытегорских по живому, до нашего времени народному преданию. К преподобному Никодиму Кожеозерскому так привыкли олени, что стадами ходили вокруг него и кормились. Олень привел охотника Андрея Завалишина, будущего основателя монастыря Андрусовского к келье Александра Свирского .

https://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotskij/issledo...

Когда в марте 2009 года отец Иоанн был переведен в Пошехонский Свято-Успенский Адрианов мужской монастырь, отец Даниил пошел туда вместе с отцом Иоанном (впрочем, как почти и вся братия), где их ждали еще большие испытания, еще более суровые условия. Адрианов монастырь фактически был отрезанным от мира скитом. Иногда не было денег на свечи, лампадное масло, нечем было кормить братию. Положение спасали ревностные паломники из Переславля, не оставлявшие своих духовных наставников, родственники кого-то из насельников обители, которые нередко на свои деньги приобретали продукты, все необходимое для обители. В довершении всех испытаний в обители случился пожар. Отец Даниил вместе с отцом Иоанном и всей братией тушил его. Интересно, что по одной из своих гражданских специальностей он был пожарником. Ведомыми только Ему одному путями Господь вел отца Даниила. А в основание судьбы батюшки докладывается еще один камень – преподобный Адриан, зверски убиенный от разбойников… 16 января 2012 года митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон назначает иеромонаха Даниила исполняющим обязанности настоятеля Свято-Троицкого Данилова монастыря города Переславля-Залесского. 19 марта 2014 года он назначается игуменом этой обители. Духовно окрепший отец Даниил становится на самостоятельный путь, который в силах преодолеть сам. Он несет свой собственный крест, переходя из меры в меру на стезях Господа нашего Иисуса Христа. И остается только догадываться, каким могло бы быть его будущее. Возможно, в лице игумена Даниила Церковь потеряла одного из перспективных и ревностных своих архипастырей. Но у Господа Свои планы. Он узрел в Своем вертограде достойный духовный плод. Нож убийцы срезал его. И, казалось, сонный, но древний Переславль встрепенулся. Наверное, не было в городе ни одного человека, кто не обсуждал бы эту страшную и взывающую к совести каждого христианина новость… На отпевании игумена Даниила (Соколова) После заупокойной службы и панихиды девятого дня на свежей могиле новопреставленного игумена Даниила, погребенного за алтарем Троицкого собора Свято-Троицкого Данилова монастыря, преосвященнейший Феодор, епископ Переславский и Угличский, в своем слове сказал, что «теперь мы должны предаваться не скорби уныния, столь свойственной миру сему при подобных обстоятельствах, а скорби деятельной, молитвенной, которая будет нашим лучшим ходатайством перед Всевышним за отца Даниила.

https://pravoslavie.ru/96139.html

Феодор, архиепископ Ростовский (+1394) — 11 декабря Феодор, епископ Ростовский (+1023) — 21 июня Феодосии, митрополит Московский и всея Руси (+ после1464) — 7 сентября Филарет, митрополит Московский (+ 1867) — 2 декабря Филарет, митрополит Киевский (+1857) — 3 января МУЧЕНИКИ Василий Мангазейский (+1602) — 4 апреля Св. кн. Борис Ростовский (+ 1015) — 15 мая и 6 августа Иоанн младенец, мученик Угличский (+1663) — 8 июля Преподобномученики Адриан Пошехонский (+1550) - 18 марта Анастасия, игумения Угличская и 35 монахинь с нею (t1609) - 23 апреля Антонин, игумен Покровский, Герасим, архимандрит; Евфимий и Варсонофий, священноиноки; иноки Макарий, Матфий, Вассиан Гурии, Иов, Иларион, Иов, Акакий, Онуфрий, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Тихон, Филарет,Геласий, Вассиан,Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Никита, Арсений, Феодосий, Иона, Иуда, Симеон, Михаил, Иоанн, Макарий, Мамант, Григорий, Никифор, Иларион, Афанасий, Полиевкт, Косма и с нимии 1000 мучеников-мирян, Угличские (+1609) — 6 июня . Даниил, игумен Грехозаруцкий и с ним 30 братий и 200 мучеников-мирян, Угличские (+1608) —14 октября Преподобные Авраамий Ярославский, игумен Преображенского монастыря (t после 1219) —15 мая и 6 октября Авраамий, архимандрит Ростовский (+ок. 1073—1077) — 11 ноября Адриан Угличский (+ после 1504) — 8 сентября Антоний Оптинский (+ 1865) — 20 августа Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший (1395) — 25 сентября Боголеп Угличский (XVI) — 4 сентября Варлаам Улейминский, Угличский (t после 1460) — 5 июня Вассиан Угличский, Рябовский — 4 сентября Священномученики Александр, пресвитер Большесольский (Поздеевский, 1868—1940) — 25 октября Александр, пресвитер Брейтовский (Петропавловский, 1884—1937) —17 ноября Александр, пресвитер Угличский (Абиссов, 1873-1942) - 21 февраля Александр, пресвитер Ярославский (Елоховский, 1858—1918) — 16 сентября Алексий, диакон Петропавловский (Введенский, 1903—1937) — 26 августа Алексий, пресвитер Диево-Городищенский (Великосельский, 1865-1918) — 12 сентября Андрей, пресвитер Даниловский (Добрынин, 1874—1938) — 21 февраля

http://pravicon.com/info-3614

Незадолго до своей праведной кончины старец Паисий собрал в своей келье многочисленную братию обители. Он заповедовал им и дальше строить монастырь, молиться и трудиться, а все духовное руководство обителью передал своему ученику - пустынножителю, основателю Учемской пустыни, что ниже по Волге, преподобному Кассиану Греку. Приобщившись Святых Христовых Таин, 6 июня 1504 года преподобный Паисий преставился и был похоронен у алтаря Покровского собора. После смерти на могилку к старцу Паисию стали стекаться верующие, получая исцеление и решение жизненных недугов. Точной даты, когда преподобный Паисий был причислен к лику святых, неизвестно. Предположительно это был 1547 год, тогда же была вскрыта гробница, и обретены нетленные мощи святого преподобного Паисия. День его памяти Церковью было установлено совершать 6 июня. А также в день его рождения - 23 января и в день Собора всех Ростово-Ярославских святых 5 июня. Преподобный Паисий оставил после себя немалое количество учеников, среди которых были особенно угодившие Богу и достигшие святости. Это основатель Учемской пустыни преподобный Кассиан Грек (греческий князь Византийского происхождения Константин Мангупский), келейник Паисия преподобный Адриан Угличский, основатель Троице-Рябовского монастыря преподобный Вассиан Угличский, постриженник Паисия благоверный Игнатий Прилуцкий и многие другие святые Христовы угодники, некогда подвизавшиеся в Паисиевом Покровском монастыре. После преставления преподобного Паисия основанная им обитель постоянно росла. Прибавлялась не только братия, не только приходили сюда новые люди и стекались паломники, но и росли стены монастыря, были возведены новые храмы. Кроме Покровского собора также был построен каменный храм с трапезной в честь Богоявления Господня, и в 1526 году над монастырскими вратами построен храм святителя Николая Чудотворца.

https://sobory.ru/article/?object=34796

Почему именно в честь Покрова Пресвятой Богородицы был освящен монастырский собор? По этому поводу сохранилось два достоверных предания, запечатленных в житиях нескольких святых, подвизавшихся в сей обители. Согласно первому преданию, вначале строительства собора, по Волге к монастырю приплыла икона Покрова Богоматери, ставшая впоследствии чудотворной и главной святыней обители. Она сохранилась в монастыре до самого его разорения в 1930-е годы. Согласно второму преданию, еще задолго до начала строительства собора, в 1472 году в келье старца Паисия собрались несколько ближайших его учеников: преподобный Адриан Угличский, преподобный Кассиан Грек и инок Герасим, и пели они акафист Пресвятой Богородице. Внезапно по всей обители засиял необыкновенный свет, и преподобные услышали голос, призывавший их выйти из кельи. В страхе и недоумении подвижники вышли, и Ангел показал им явление Матери Божией, сидящей на воздушном престоле и держащей на руках Богомладенца. Подвижники пали на землю, но Ангел восставил их и сообщил преподобному Паисию повеление Богоматери устроить на этом месте церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Видение кончилось, и преподобные всю ночь провели в бдении и славословии. По величию построенного собора Паисиев монастырь стал именоваться в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сюда в новосозидаемую обитель в поисках спасения и духовного утешения стали стекаться не только паломники; много приходило сюда верующих людей на постоянное послушание под окормление высокодуховного отца Паисия, прославившегося к тому времени чудесами и пророчествами... В трудах и воздержании, в молитвах и делах помощи ближним преподобный Паисий достиг глубокой старости. При этом он неустанно совершал богослужения, а когда не позволяли силы, сидя исполнял келейное правило.

https://sobory.ru/article/?object=34796

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010